Приемы активного слушания для учителя и родителя
Категории: Родительское собрание,Статьи
Тэги: воспитание,психология,ребенок,родители,Учитель,школьники
Приемы активного слушания для учителя и родителя
Понятие «Активное слушание» ввела в обиход психолог Юлия Гиппенрейтер. Она посвятила этому вопросу книгу, которая называется «Чудеса активного слушания». Книга написана легким языком с большим количеством примеров и «домашними заданиями»; адресована она в основном родителям, но будет интересна и педагогам. Что же такое активное слушание и как использовать его приемы в работе учителем?
Что такое активное слушание
Под активным слушанием Ю. Гиппенрейтер понимает различные приемы, которые помогают взрослым лучше понимать ребенка и показывать ему свою заинтересованность.
Активное слушание предполагает восприятие в полном объеме информации, которую хочет передать собеседник.
Классическим примером такого недопонимания служит «эффект невидимки». Впервые он описан английским прозаиком Г. Честертоном в рассказе «Невидимка». Несколько человек, наблюдавших за домом по просьбе детектива, сказали, что туда никто не входил. Однако же внутри обнаружен труп человека, который только перед этим был жив. Все в недоумении: кто же совершил преступление? Главный герой догадывается, что все наблюдатели, отвечая на вопрос, не входил ли кто-нибудь в дом, на самом деле имели в виду вопрос: «Не входил ли кто-нибудь подозрительный?». В действительности в здание вошел почтальон, но о нем никто не упомянул, так как наблюдатели неточно поняли вопрос.
Нечто подобное мы можем часто наблюдать в своей жизни. Мы имеем в виду что-то одно, а наш собеседник понимает что-то другое. Ведь все мы воспринимаем информацию в объеме собственного жизненного опыта, а нередко еще и собственных ожиданий, иногда предвзятых. В связи с этим техника активного слушания, помогающая безошибочно понимать собеседника, приобретает особое значение как в жизни любого человека, так и — особенно! — в работе учителя и в жизни родителя.
Приемы и техники активного слушания
Прием «Эхо»
Первая из них — это прием «Эхо». Суть его в том, что взрослый повторяет за ребенком часть его высказывания. Можно несколько перефразировать, подобрать синонимы. Например, ребенок говорит: «Не буду я делать вашу дурацкую контрольную!». Учитель повторяет: «Ты не хочешь делать эту контрольную». При том, что это выглядит несколько похожим на передразнивание, такое «эхо» не только не приводит к обиде, но, наоборот, вызывает желание прояснить свою фразу, продолжив диалог в более или менее рациональном русле.
Перефразирование
Другая техника — перефразирование; учитель как бы пересказывает то, что уже услышал, стремясь уточнить, правильно ли он понял собеседника. Часто это и в самом деле необходимо, потому что не всегда мы говорим достаточно понятно для всех, ведь речь каждого человека содержит множество умолчаний, намеков. Все это понятно для говорящего, но не всегда очевидно для слушающего.
Интерпретация
Наконец, третья техника — интерпретация. Это вывод, «выжимки» из всего сказанного. Более подробно приемы активного слушания ребенка можно поделить на следующие группы.
1. Пауза. Суть этого приема в следующем: если мы видим, что собеседник еще не до конца высказался, надо дать ему возможность высказаться полностью, выдержать паузу. Не надо стараться договаривать за него, даже если кажется, что нам уже все понятно. Пауза часто необходима ребенку для того, чтобы обдумать, что он сам думает на эту тему, сформулировать свое отношение, свое мнение. Это его время, и он должен потратить его сам.
2. Уточнение. Надо попросить собеседника уточнить, правильно ли мы поняли, что он имеет в виду. Это часто необходимо, поскольку, возможно, вы неправильно понимаете мысль ребенка и усматриваете в ней что-то нехорошее или просто не соответствующее его замыслу.
В связи с этим полезно вспомнить притчу про два яблока. Мама вошла в комнату и увидела у маленькой дочки в руках два яблока. «Какие красивые яблоки! — сказала мама. — Дай мне, пожалуйста, одно!». Девочка несколько секунд смотрела на маму, а потом быстро откусила от обоих яблок. Мама очень огорчилась: неужели дочке жалко для нее яблочка? Но она не успела расстроиться как следует, потому что кроха тут же протянула ей одно из яблок и сказала: «Вот, мамочка, возьми это: оно слаще!» Эта притча напоминает о том, как легко неправильно понять человека, превратно истолковать его действия или слова.
4. Развитие мысли. Это ответ на то, что было сказано собеседником, но с некоторой перспективой; взрослый как бы продолжает мысль ребенка, высказывает предположение, к чему могут привести эти события или поступки, каковы могли бы быть их причины и тому подобное.
5. Сообщение о восприятии. Этот прием заключается в том, что взрослый сообщает ребенку, что он его понял. Речь идет о конкретном вербальном сообщении, но желательно показывать это и невербально: смотреть в лицо собеседнику, кивать, поддакивать. Недопустимо беседовать, стоя спиной или глядя в сторону.
6. Сообщение о восприятии самого себя. Это сообщение о своем эмоциональном состоянии в связи с разговором. Например, так: я расстроен, меня огорчили твои слова; или: я рад это слышать. Это типичное «я-сообщение», но в связи с разговором оно показывает наличие эмоционального контакта.
7. Замечания по ходу беседы.
Как научиться активному слушанию
При кажущейся легкости навыки активного слушания даются не так просто. Существуют специальные курсы, на которых можно этому научиться; психологи проводят тренинг «Активное слушание», который может быть очень полезен всем, кому приходится иметь дело с детьми: родителям и учителям. Методы активного слушания можно применять, разумеется, и в беседе со взрослыми собеседниками. Однако в работе с детьми и подростками эти навыки приобретают особенное значение.
Как использовать активное слушание? Примеры из жизни могут быть самые разные. Допустим, классный руководитель проводит беседу с учеником, успеваемость которого по нескольким предметам резко снизилась.
Ученик:
Учитель: Ты считаешь, что химия тебе не понадобится в жизни?
Ученик: Да, я не собираюсь учиться на врача или химика, а больше этот предмет никому не нужен.
Учитель: Ты считаешь, что должен учить только те предметы, которые потребуются тебе в дальнейшем в твоей будущей профессии?
Ученик: Да, конечно. Зачем тратить время на то, что никогда не потребуется.
Учитель: Ты твердо выбрал себе будущую профессию и точно знаешь, какие знания тебе потребуются в ней, а какие — нет?
Ученик: Думаю, что да. Я давно хочу быть журналистом и занимаюсь в основном теми предметами, которые мне нужны: русским, иностранным, литературой…
Учитель: Ты считаешь, что журналисту надо знать только русский, иностранный, литературу?
Ученик: Конечно, нет. Журналист обязан быть эрудированным… Ну, ладно, я понял, подучу немного…
Разумеется, после этой беседы школьник не обязательно начнет более серьезно относиться к уроку химии, но, во всяком случае, учитель заставил его задуматься. Может быть, стоит подытожить эту беседу каким-либо я-сообщением: «Меня очень огорчит, если ты поймешь, что предмет тебе все-таки необходим, но будет слишком поздно» — или что-нибудь в этом духе.
Сравнивая активное и пассивное слушание, надо обязательно иметь в виду, что молчаливое слушание вовсе не обязательно является пассивным. Если вы показываете заинтересованность в беседе, смотрите на своего собеседника, сопереживаете ему, всячески это демонстрируя, — то вы слушаете активно, даже если вы молчите при этом. Нередко бывают случаи, когда ребенку надо именно выговориться. В этом случае ему нужен слушатель, а не собеседник, но настоящий, активный слушатель — тот, кто действительно ему сочувствует, сопереживает, понимает его эмоциональное состояние. Достаточно будет, если ребенок будет видеть сопереживание у вас на лице. В этом случае вклиниваться в его монолог не очень разумно: можно просто сбить ребенка, и он уйдет, не выговорившись.
- Никогда не подменять слова ребенка собственными рассуждениями.
- Не договаривать за ребенка, даже если уверены, что уже его поняли.
- Необходимо отрешиться от собственных мнений и собственных размышлений, постараться все интеллектуальные и эмоциональные силы кинуть на то, чтобы понять другого человека, подстроиться под него.
- Надо демонстрировать свою заинтересованность всеми способами: вербально (я тебя понимаю; я с тобой согласен) и невербально (смотреть на собеседника, стремясь к тому, чтобы взгляд был примерно на одном уровне: если ребенок сидит, то лучше учителю тоже сидеть; если стоит, то стоять, если ребенок маленького роста, то можно присесть на корточки; сохранять на лице выражение заинтересованного внимания; стараться, чтобы лицо выражало те же эмоции, которые испытывает собеседник — в этом случае ребенку будет легче высказать то, что он думает.
Иногда это приводит к удивительным последствиям: школьнику удается взглянуть на проблему иначе, внезапно осознать те мысли и чувства, которые раньше он не осознавал, но они зрели в глубине его сознания.
В результате активного слушания подросток сам осознает то, что прежде было от него почти скрыто, на что он не обращал внимания, а теперь, когда начал говорить внимательному собеседнику, вдруг сам заметил и понял. Ну и, конечно, результатом активного слушания будет то, что учитель будет лучше понимать учеников, а значит, ему проще будет с ними работать.
P.S. Кстати, приемы активного слушания хорошо работают и с женщинами, потому что они хотят, чтобы их выслушали — и ничего более. Но это уже другая тема…
Елена Сафонова
Источник: pedsovet.su
Активное слушание: техника и приемы
Многие эксперты, говоря о воспитании и образовании младших школьников, подростков и трудных детей, используют термин «активное слушание». Умение выслушать и разговорить ребенка, которому сложно поделиться своими проблемами, точно пригодится как родителям, так и учителям.
Активное слушание – это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных соображений и переживаний. Эта техника действительно позволит построить крепкие доверительные отношения и понять, что же на самом деле чувствует ребенок.
Основные принципы активного слушания:
-
Я хочу услышать, что говорит ребенок.
-
Я хочу помочь ребенку.
-
Я принимаю и серьезно отношусь к чувствам ребенка.
-
Я понимаю, что эмоции носят преходящий характер.
-
Я верю, что мой ребенок справится с ситуацией, и помогу ему в этом.
Что же делать?
Ваш ребенок пришел домой в слезах и не хочет объяснить, в чем дело. Как понять, что именно беспокоит сына или дочку, когда в голову сразу же лезет самое плохое? Быть может, у него украли телефон или он подрался с хулиганами, а может, просто получил плохую отметку и теперь боится в этом признаться?
Не пытайтесь «выпытать» у него информацию, при сильном натиске ребенок, как и подросток, еще больше замыкается. Используйте техники активного слушания.
Читайте также:
- Почему нам нравится помогать другим и с чего начинается привычка делать добро?
- Мой ребенок сдает ОГЭ (ЕГЭ)
- Марьяна Безруких: «Ни в каком возрасте ребенок ничего не должен»
Техника № 1. Пауза
Вы останавливаетесь и даете ребенку возможность подумать. Часто после паузы появляется желание сказать что-то еще, о чем ранее хотелось бы умолчать. Психологически пауза дает возможность и вам, и ребенку отстраниться от себя и просто подумать: а что хочет дать мне понять собеседник?
Техника № 2. Пересказ или парафраз
Если вы слушаете ребенка, который пытается рассказать вам о проблемах в школе, можно кратно повторить собственными словами только что сказанное. Это даст «обратную связь» и возможность уточнить ситуацию, а сам ребенок услышит все со стороны. В результате вы покажете, что слушали, ребенок поймет, в чем суть проблемы и получит подтверждение, что его поняли.
– Мам, этот глупый Пашка опять меня сегодня толкнул, а еще и обзывается из-за очков, – начинает хныкать второклассница Лена.
– Ох, то есть он и обзывается, и дерется? – кивая головой, спрашивает мама.
– Да, и причем постоянно! Ну что я ему сделала?..
Ребенок раскрывается постепенно, выдавая новые подробности проблемы, что в итоге может привести к выяснению причин конфликта.
Техника № 3. Сообщение о восприятии
Говорите о том, что думаете о проблеме. «Вижу, что тебе тяжело». «Понимаю, что это очень обидно». «Теперь я вижу, насколько важно для тебя решить этот вопрос». Так ребенок поймет, что эмоционально вы с ним на одной волне.
– Саша, милый, я понимаю, что ты очень волнуешься из-за ВПР по русскому, не переживай, – говорит мама.
– У меня ничего не получится, ты ничего не понимаешь! – заводится Саша.
– Получится, и я отлично тебя понимаю, сама в детстве всегда волновалась из-за контрольных.
Техника № 4. Развитие мысли
Это попытки слушателя подхватить и продвинуть дальше ход основной мысли собеседника, когда ребенок теряется в эмоциях или фразах.
Уточните у него, что он имел в виду, но аккуратно и в виде просьбы. Уточнение и развитие помогают сохранить понимание чувств.
– Мне нравится Сережа, но я не понимаю, что не так, он постоянно гуляет с Катей, а вчера с Женей, а я, когда он ко мне подошел, в общем, не знаю, как это получилось, – старшеклассница Оля путается в словах и переходит то на шепот, то на крик.
– Подожди, дорогая, что случилось, когда он к тебе подошел?
– Он подошел, а я не смогла ничего ему сказать и выглядела такой глупой.
– Ты не выглядела глупой, милая, я уверена. Ты просто промолчала?
Техника № 5. Сообщение о восприятии себя
Ребенку очень важно чувствовать, что вы с ним на одной волне, более того, ему будет важно услышать ваши собственные эмоции. Как слушатель сообщайте ему об изменениях в собственном восприятии проблемы, пока ребенок говорил.
– Мне было очень больно слышать, что ты так расстроена результатами контрольной, – говорит Ирина Николаевна своей ученице Оле.
Любые конфликты берут свое начало в непонимании, так что разговор и попытка диалога, а не обмена монологами, – это ваш главный способ стать друзьями со своим ребенком или учеником.
Материал подготовлен совместно с Национальным ресурсным центром наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд»).
Что такое активное слушание с примером?
Что такое активное слушание?Термин «Активное слушание» был введен в 1957 году двумя психологами (Карлом Роджерсом и Ричардом Фарсоном). Роджерс и Фарсон определяют активное слушание как важный способ добиться изменений в людях. Они показывают, как клинические и исследовательские данные ясно показывают, что он является одним из наиболее эффективных средств для индивидуального изменения личности и группового развития. А также то, как активное слушание меняет отношение людей к себе и другим; формирование их основных ценностей и личной философии .
Активное слушание — важный навык общения. Это выходит за рамки простого слушания, это включает в себя внимание к тому, что кто-то говорит. Это включает в себя понимание и понимание того, что говорит другой человек, концентрацию на его мыслях, а не на ваших мыслях, особенно при дистанционном общении.
Хороший активный слушатель заставляет другого человека чувствовать себя услышанным и ценным. Согласно Nixaly (2020), активное слушание — это способность слушать с полным вниманием и вовлечением разума и тела. Для некоторых навык может прийти естественным образом, для других это навык, который можно получить на практике. Сосредоточившись и освоив навыки активного слушания, лидеры могут стать эффективными слушателями и со временем стать лучшими лидерами.
Связанный: Как преодолеть коммуникативные барьеры на работе | Пять стратегий
Навыки активного слушания
Активное слушание — это навык, который можно развить и приобрести на практике. Это навык, который развивается со временем, и его может быть трудно освоить. Для приобретения этого навыка требуется терпение и приверженность. Слушать — это не то же самое, что слышать, вы можете слышать, как кто-то говорит, но это не обязательно означает, что вы слушаете. Активное слушание включает в себя концентрацию на том, что говорится, в отличие от пассивного слушания того, что говорит другой человек. Способность понимать, о чем говорят ваши коллеги, а затем предоставлять полезную обратную связь — важнейший элемент работы в команде.
Согласно Glassdoor, с помощью активного слушания вы можете укрепить межофисные связи и улучшить общение, продемонстрировав своим коллегам, что вы искренне слушаете то, что они говорят. Активное слушание является неотъемлемой частью создания позитивных отношений на работе. Люди склонны тяготеть к активным слушателям, потому что чувствуют, что их ценят и уважают, разговаривая с ними.
Родственный: Является ли общение навыком?
Ниже приведены навыки активного слушания (адаптировано из статьи Vantage Circle ):
- Отношение — Первый шаг к тому, чтобы стать хорошим активным слушателем, — это правильное отношение. Отношение определяется как эмоциональное чувство, возникающее из понимания того, что мы должны с уважением относиться к тому, что другие говорят о факте или состоянии. Когда мы учимся быть активным слушателем, начинаем с уважения к тому, что говорят другие, и понимания того, что мы все можем научиться чему-то новому и ценному от других помимо того, во что мы верим или чувствуем. Когда мы уважаем окружающих, мы склонны смотреть дальше своих мыслей и становимся лучшими слушателями.
- Внимание — Чтобы быть хорошим слушателем, нужно быть внимательным. Продолжительность концентрации внимания у людей разная, другие склонны легко отвлекаться, в то время как другие могут сосредоточиться на разговоре. Чтобы быть активным слушателем, нужно практиковаться в том, как оставаться сосредоточенным и внимательным. Игры разума или головоломки — отличный способ научиться сосредотачиваться и концентрировать внимание. Другие используют медитацию как инструмент, помогающий научиться удерживать фокус и полное внимание.
- Регулировка — Чтобы быть активным слушателем, нужно уметь сохранять непредвзятость, даже если она отличается от ваших убеждений или мыслей. Когда мы сохраняем непредвзятость и готовы инвестировать свое время, мы адаптируемся к ситуации и, в конце концов, становимся лучшими слушателями.
- Лицом к говорящему — В большинстве западных культур поддержание зрительного контакта во время разговора с кем-либо или лицом к говорящему является одним из ключевых аспектов эффективного общения. Быть хорошим слушателем означает уделять говорящему все свое внимание. Никто не хочет вашего рассеянного внимания во время разговора с вами, будь то ваш друг или коллега. Во время разговора важно не отвлекаться. Встаньте лицом к говорящему, когда он говорит с вами, и постарайтесь показать, что вы присутствуете в разговоре.
- Не перебивайте- Перебивать кого-то, когда он говорит, не только грубо, но и в некотором смысле заставляет вас казаться выше другого человека. Перебивание говорит о том, что ваши мысли или убеждения более важны, чем те, которыми делится следующий человек. Если у вас есть вопрос или вам нужно уточнить, о чем идет речь, постарайтесь вежливо прервать разговор, спросите разрешения у говорящего, прежде чем прерывать разговор.
- Использование вербальных и невербальных навыков — Согласно Glassdoor, использование невербальных и вербальных сигналов позволяет человеку чувствовать себя важным или уважаемым во время разговора. Использование сигналов, таких как улыбка, кивки головой и зрительный контакт, может помочь другому человеку чувствовать себя уверенно, особенно в отношении того, чем он делится. Также важно помнить о своей позе, поскольку она также многое говорит о вас как о слушателе. Перефразирование, задавание вдумчивых вопросов и положительное поощрение — еще один способ показать, что вы хороший слушатель.
- Будьте чуткими — Проявление эмпатии во время разговора показывает говорящему, что вы понимаете, что он говорит, и ставите себя на его место. Это позволит вам почувствовать эмоции говорящего, грустные, радостные или испуганные. Сочувствие показывает, что вы погружены в разговор и что ваша душа и сердце вовлечены в разговор.
Связанный: Что такое коммуникация с сотрудниками и как это сделать?
Важность активного слушания на рабочем месте
Исследование, проведенное в 2003 году Фэй Доелл (психолог из Йоркского университета), показало, что у тех, кто «слушает, чтобы понять», отношения с окружающими лучше и счастливее. На рабочем месте, когда вы являетесь тем человеком, который позволяет другим общаться полностью и открыто, ваши коллеги или сотрудники с большей вероятностью придут к вам, чтобы поделиться идеями или включить вас в проекты. «Деловые люди должны слушать не меньше, чем говорить. Слишком многие люди не осознают, что настоящая коммуникация идет в обоих направлениях», — Ли Якокка (бывший президент и генеральный директор Chrysler Corporation)
Ниже перечислены преимущества активного слушания на рабочем месте: 1. Повышение производительности
Активное слушание повышает производительность труда на многих уровнях. Когда работодатели не могут по-настоящему слушать своих сотрудников, они рискуют их потерять. Работники, которые чувствуют себя неуслышанными, скорее всего, будут искать другие возможности и чувствовать себя обиженными. Важно активно прислушиваться к мнению и идеям сотрудников и предлагать надлежащую обратную связь, поскольку это помогает повысить производительность и производительность труда. Важно развивать культуру взаимного доверия и понимания через надежные каналы внутренней коммуникации.
2. Укрепляйте доверие
Правильное общение посредством активного слушания помогает укрепить доверие к организации, что, в свою очередь, помогает организации достичь своих целей. Важно иметь доверие, чтобы иметь здоровое рабочее место. Для укрепления доверия важно следующее:
- Прислушиваться
- Быть честным и поддерживать
- Не осуждать
- Здоровое общение
Связанное: Важные лидерские качества
3. Разрешает конфликтыХорошая коммуникация может помочь разрешить недопонимание на рабочем месте. Конфликт обычно возникает, когда мы не уважаем или не понимаем взгляды или мнения других с их точки зрения. Активное слушание помогает уважать и признавать мнения других людей и помогает нам ценить их. Благодаря активному слушанию разрешаются конфликты и формируется культура уважения на рабочем месте.
4. Здоровые отношения на работе
Исследование, проведенное Фэй Доэлл в 2003 году, показало, что существует два типа слушания: слушание, чтобы ответить, и слушание, чтобы понять. Люди, которые слушают, чтобы понять, проявляют большую эмпатию. Чем больше людей на рабочем месте активно слушают, тем лучше рабочие отношения. Благодаря активному слушанию формируются здоровые рабочие отношения.
5. Приемка
Когда люди на рабочем месте ценят друг друга, организация, скорее всего, добьется успеха. И работодатели, и работники должны активно слушать друг друга, это помогает принимать друг друга. Сотрудники и работодатели должны принимать ценности и видение организации. Принятие помогает свести к минимуму путаницу, поэтому активное слушание может помочь поднять моральный дух и дать чувство принятия.
Родственный: 10 Характеристики трансформационного лидерства
Примеры активного слушания
В исследовании на рабочем месте, спонсируемом Siemens и проведенном SIS International Research, было обнаружено, что сотрудники тратят на общение в среднем 17,5 часов в неделю. Коммуникация была сосредоточена на прояснении коммуникационных проблем и разногласий между коллегами, руководством и клиентами. Стоимость была оценена более чем в 500 тысяч долларов в год из-за потери производительности. Это исследование показало важность того, чтобы лидеры обучали своих сотрудников важности хорошего общения. Это начинается с того, что лидеры в первую очередь являются хорошими коммуникаторами.
По словам Рика Фулвайлера, доктора философии, CIH, CSHM, президента Transformational Leadership Associates, программного директора Гарвардского института Т.Х. Chan School of Public Health и бывший директор по охране здоровья и безопасности в Procter and Gamble «Всеобъемлющий принцип эффективного слушания состоит в том, чтобы сначала стремиться понять, а затем быть понятым». Далее он говорит, что «это требует гораздо больше энергии, чем просто пассивное слушание, но вы не добьетесь успеха без эффективных навыков слушания».
Ниже приведены типичные ответы, которые можно использовать, чтобы показать, что они активно слушают (адаптировано из статьи Элисон Дойл (2020)
- Укрепление доверия и установление взаимопонимания: «Скажите, чем я могу помочь. » «Я был впечатлен, прочитав на вашем веб-сайте, что вы жертвуете 5% от каждой продажи на благотворительность.» Я знаю, насколько трудной может быть корпоративная реструктуризация. Каково моральное состояние сотрудников на данном этапе?»
- Перефразируя: «Итак, вы говорите, что неуверенность в том, кто будет вашим новым руководителем, вызывает у вас стресс. » «Итак, вы думаете, что нам нужно наращивать наши усилия по маркетингу в социальных сетях».
- Краткое устное подтверждение: «Я понимаю, что вы хотели бы получать более частые отзывы о своей работе.» «Спасибо. Я ценю ваше время, потраченное на разговор со мной».
- Задавать открытые вопросы: «Я вижу, что критика Джона вас очень расстроила. Какой аспект его критики вас больше всего беспокоил?» «Понятно, что нынешняя ситуация для вас невыносима. Какие изменения вы хотели бы увидеть?»
- Задавать конкретные вопросы: «Как долго, по вашему мнению, продлится процесс найма?» «Каков ваш средний уровень текучести кадров?»
- Жду вашего мнения: «Расскажите подробнее о вашем предложении по реорганизации отдела.» «Не могли бы вы рассказать мне немного истории ваших отношений с вашим бывшим деловым партнером?»
- Раскрытие подобных ситуаций: «Я тоже был в противоречии с возвращением на работу после рождения сына». «Я был обязан уволить часть своего персонала из-за сокращения штата за последние два года. Даже если это необходимо, это никогда не становится проще».
Активное слушание — это мощный инструмент и навык, который, если его приобрести, может помочь построить лучшие отношения и повысить эффективность организации. Сосредоточившись на том, что говорят другие, можно узнать намного больше, чем они знают, и стать более вдумчивым руководителем или сотрудником. Я надеюсь, что благодаря этой статье мы узнали о важности не просто слушать, а слушать, чтобы понять.
Татенда Сайенда является консультантом по организационному развитию в Industrial Psychology Consultants (Pvt) Ltd, консалтинговой фирме по управлению и управлению персоналом.
Телефон +263 4 481946-48/481950/2
6/26 или посетите наш веб-сайт www.ipcconsultants.com
25 примеров активного прослушивания ( 2023)
Активное слушание – это техника, обрабатывая слова говорящего, внимательно впитывая их смысл и вдумчиво отвечая.
Это также включает в себя внимательное наблюдение за невербальными сигналами говорящего, чтобы улучшить понимание его утверждений.
Участвуя в активном слушании, он демонстрирует глубокий интерес к мыслям и чувствам говорящего, а не просто пассивно слушает то, что ему говорят. Это покажет говорящему, что вы искренне заинтересованы в том, что он говорит.
Этой технике можно научиться, тренируясь и практикуясь. Он часто используется на сеансах консультирования между психологом/консультантом и клиентом, на рабочем месте, где человек, занимающий руководящую должность, хочет помочь сотруднику, или просто между двумя заботливыми друзьями.
Определение активного слушания Примеры
Карл Роджерс и Ричард Фарсон ввели термин «активное слушание» в 1957 году. В то время и даже сегодня большинство людей считают слушание пассивным действием, которое просто предполагает предоставление другому человеку возможности говорить .
Тем не менее, Роджерс и Фарсон утверждали, что слушание может быть в высшей степени интерактивным процессом, в ходе которого слушатель участвует во многих действиях, которые побуждают говорящего более подробно разрабатывать и исследовать свои мысли и чувства.
Это приводит как к более глубокому и всестороннему пониманию говорящего, так и к слушателю, и к говорящему, что способствует развитию.
(Роджерс также является отцом теории гуманизма).
Примеры активного слушания
- Устные аффирмации
- Задавайте наводящие вопросы
- Перефразирование
- Отражение эмоций
- Подведение итогов
- Поиск разъяснений
- Раскрытие подобного опыта
- Подтверждение чувств
- Наблюдение за невербальными сигналами
- Избегайте отвлекающих движений
- Поддержание зрительного контакта
- Не вынесение приговора
- Предоставление отзыва
- Задавайте открытые вопросы
- Тишина
- Зеркальное отображение
- Попадание в глаза
- Глядя в лицо
- Сенсорный (тактильный)
- Обобщение и упрощение
- Паралингвистика
- Именование
- Утвердительные выражения лица
- Обсуждение и опровержение
- Запрос разъяснений
Объяснения
1.
Устные подтвержденияЕсть много способов показать, что вы серьезно относитесь к чьему-либо мнению во время разговора. Короткие комментарии покажут говорящему, что вы следите за каждым его словом.
Это можно сделать, сказав: «Я вижу», «Я понимаю» или «Это имеет смысл».
Эти комментарии, называемые словесными утверждениями, помогают поддержать разговор, не перебивая говорящего и не отвлекая его от сути, которую он пытается донести, нарушая ход его мыслей.
Комментарии также не содержат оценок, что дает говорящему понять, что вы не осуждаете его взгляды или чувства.
2. Задавайте уточняющие вопросы
Наводящий вопрос предназначен для получения дополнительной информации. Его можно использовать, чтобы узнать больше о том, что произошло в данной ситуации, чтобы помочь вам лучше понять.
Или его можно использовать, чтобы говорящий больше говорил о своих мыслях и чувствах в конкретной ситуации.
Вот некоторые примеры наводящих вопросов: «Расскажите мне больше о том, что вы чувствовали, когда ___ сказал вам это» или «Что произошло, когда _____?»
Это побуждает говорящего продолжать говорить, чего некоторые могут делать неохотно. Его также можно применять во время ключевых моментов разговора, которые, по вашему мнению, имеют решающее значение для понимания точки зрения говорящего.
3. Перефразирование
Перефразирование – это повторение основных утверждений, которыми поделился говорящий. Это можно сделать по нескольким причинам.
Во-первых, это может показать говорящему, что вы понимаете, что он сказал, и что вы искренне заинтересованы в том, чтобы услышать его точку зрения.
Во-вторых, если говорящий имеет тенденцию говорить очень плавно, не придерживаясь четкого направления мысли, это может помочь ему не сбиться с пути. В-третьих, если у вас возникли проблемы с полным пониманием того, что было сказано, перефразирование дает говорящему возможность прояснить смысл.
Примеры перефразирования: «Итак, вы были готовы сделать презентацию» или «Итак, после встречи вы сказали _____».
4. Отражение эмоций
Отражение эмоций похоже на отражение эмоций говорящего. Когда они выражают свои чувства по поводу чего-то либо тоном голоса, либо явными заявлениями, вы просто отражаете им эти чувства.
Например, если говорящий только что описал ситуацию, которая его расстроила, и вы слышите это по тону его голоса, вы можете ответить, сказав: «И это вас рассердило», или «Итак, это вас расстроило». ».
Это дает говорящему возможность подробно рассказать о своих чувствах по поводу этой ситуации. Его также можно использовать, чтобы помочь говорящему выразить свои эмоции словами, что поможет ему лучше понять свои чувства.
5. Подведение итогов
Многим людям трудно говорить так, чтобы это было организованно и связно.
По этой причине часто бывает необходимо взять несколько утверждений говорящего, которые могут показаться слабо связанными или, возможно, вовсе не связанными, и обобщить ключевые моменты.
Повторно излагая основные идеи или чувства, вы можете убедиться, что вы их ясно поняли. Это также помогает говорящему сосредоточиться на важных элементах ситуации.
Если историю, которую они рассказывают, трудно понять полностью, подведение итогов даст им возможность прояснить любые недоразумения или даже добавить ключевые детали, которые они упустили ранее.
6. Поиск разъяснений
Задать вопрос о конкретной ситуации, которую описывает говорящий, — это еще один способ убедиться, что вы все поняли.
Это также показывает говорящему, что вы глубоко вовлечены в разговор и внимательно следите за его речью.
Уточнение может заключаться в том, чтобы просто побудить говорящего перефразировать то, что он только что сказал, и признать, что вы не совсем поняли, например: «Я не уверен, что понимаю».
Если последовательность событий в рассказе неясна, то это можно уточнить, спросив: «Вы отреагировали сразу или позже?»
Обращение за разъяснениями может также включать преднамеренное повторение неправильной интерпретации того, что только что было сказано, поэтому говорящий исправит эту путаницу самостоятельно.
7. Раскрытие подобных переживаний
Важно установить контакт с человеком, с которым вы разговариваете, особенно в начале отношений.
Это помогает создать атмосферу доверия и открытости, что облегчит общение и побудит говорящего раскрыть ключевую информацию о ситуации или своих чувствах.
Один из способов добиться этого — раскрыть личную информацию о себе, аналогичную той, о которой говорит говорящий. Например, если говорящий описывает ситуацию, в которой ему было неловко, вы также можете сказать несколько слов о времени, когда вы тоже чувствовали себя неловко из-за того, что произошло.
Важно, чтобы то, что вы говорите, исходило из реального опыта, а ваши утверждения были искренними. В противном случае человек, с которым вы разговариваете, сможет сказать, что ваша история не соответствует действительности. Это может разрушить взаимопонимание и доверие.
8. Подтверждение чувств
Чрезвычайно важно не судить о действиях или чувствах говорящего.
Несогласие с чьим-либо мнением во время разговора сбивает общение с пути и приводит к неприятным разногласиям. Это может полностью разрушить доверие и взаимопонимание и будет контрпродуктивным для вашей цели помочь говорящему.
Поэтому важно предложить подтверждение своих чувств. Дать им понять, что они имеют право чувствовать то, что они делают, — это способ проявить уважение к их мнению и эмоциям.
Этого можно добиться, заявляя, например: «Я бы чувствовал то же самое» или «Я вас ни в чем не виню».
9. Наблюдение за невербальными сигналами
Активное слушание включает не только прослушивание произносимых слов, но и внимание к языку тела и невербальному поведению человека.
Это может дать вам представление о том, что чувствует говорящий и как проходит разговор.
Например, когда люди чувствуют себя некомфортно, они иногда принимают закрытую позу. Это может включать в себя опущение плеч или туловища, скрещивание рук или поворот тела в одну или другую сторону с коленями вместе. Буквально их тело пытается закрыться.
Невербальные сигналы также включают выражение лица и взгляд. Если человек много отводит взгляд, это может означать, что он чувствует себя некомфортно. Выражение лица, когда брови нахмурены, может означать, что человек очень недоволен или не одобряет то, что вы сказали.
10. Избегайте отвлекающих движений
Важно, чтобы во время разговора говорящий знал, что он полностью завладел вашим вниманием.
Это означает избегать движений, которые отвлекают и указывают на то, что ваше внимание сосредоточено в другом месте.
Например, взгляд на часы или телефон, рисование на бумаге или постукивание ручкой может означать, что вы не заинтересованы в понимании того, о чем говорит говорящий.
Ответ на телефонный звонок, прерывание секретарем или другим человеком или даже частое изменение положения тела или ног во время разговора — все это мешает общению.
Любое из этих действий может заставить говорящего почувствовать себя некомфортно и даже неуважительно.
11. Поддержание зрительного контакта
Глядя кому-то прямо в глаза, вы ясно показываете, что вы приковали к нему безраздельное внимание.
Это показывает, что вы заинтересованы в том, чтобы участвовать в разговоре и слушать.
Поэтому лучше всегда смотреть на динамик. Вы не должны оглядываться по комнате или смотреть на других, пока этот человек говорит. Важно сохранять естественность взгляда.
Случайный кивок или своевременная улыбка гарантируют, что другой человек знает, что вы обеспокоены его мнением и хотите услышать, что он хочет сказать. Это способ выражения уважения к другому человеку и его мнению.
12. Невынесение приговора
Одним из важнейших аспектов активного слушания является то, что оно происходит в доверительной и открытой среде.
Однако много раз во время разговора мы можем слышать мнения или точки зрения, которые сильно отличаются от наших собственных ценностей и убеждений.
Это может вызвать у нас склонность осуждать говорящего или осуждать его. Безусловно, естественно хотеть выражать свои собственные взгляды и не соглашаться с тем, что мы слышим.
Если вы начинаете защищать свои собственные ценности, то в некотором смысле вы отрицаете право этого человека быть другим. Когда понимание человеком реальности оспаривается, это обесценивает его мнение и ставит ваши собственные ценности выше их. Это часто приводит к конфликту, что противоречит цели активного слушания.
Важно помнить, что цель разговора сосредоточена на говорящем и попытке помочь ему в данный момент. Начало дебатов не способствует достижению этой цели.
13. Предоставление обратной связи
Выражение своего мнения о действиях или чувствах говорящего допустимо во время активного слушания, если оно делается осторожно.
В первую очередь говорящий должен охотно получать обратную связь. Это означает, что они запросят ваше мнение напрямую. Предоставление нежелательного варианта может разрушить момент и все ваши усилия по установлению доверия и взаимопонимания. Это плохо.
Предоставление человеку обратной связи может создать возможность для роста и позволить выступающему услышать объективное мнение. Часто наши суждения могут быть омрачены нашими эмоциональными связями с ситуацией, но услышать мнение кого-то, кто не так непосредственно вовлечен в этот вопрос, может дать нам новую точку зрения. Это может быть хорошо.
14. Задавайте открытые вопросы
Существует два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос требует только ответа «да» или «нет».
Обычно закрытый вопрос не способствует развитию беседы и не способствует более глубокому пониманию.
Открытый вопрос требует ответа с утверждением, которое развивает проблему или ситуацию. Например, если вы хотите узнать больше о недавнем собрании команды, которым был расстроен спикер, вы можете спросить: «Итак, как вы думаете, как можно было бы провести собрание лучше?».
Этот вопрос дает спикеру возможность уточнить ситуацию и раскрыть больше своих мыслей и чувств, чем простой закрытый вопрос, например: «Значит, встреча прошла не очень хорошо?»
15. Молчание
Термин «активное слушание» подразумевает, что человек, который слушает, ведет себя так, чтобы облегчить общение и понимание.
И это правда. Есть много действий, которые слушатель может предпринять, чтобы побудить говорящего уточнить и продолжить разговор.
Однако одним из самых эффективных приемов активного слушания является молчание. Когда слушатель чрезмерно вовлечен в процесс общения, это может фактически нарушить поток.
Иногда лучше просто помолчать и позволить говорящему продолжить. Простой наклон головы в сторону в ключевой момент разговора может показать заинтересованность и в то же время побудить говорящего продолжить.
Погрузитесь глубже с нашим списком из более чем 60 коммуникативных навыков .
Заключение
Активное слушание — отличный способ глубже понять мысли и чувства другого человека. Есть много методов, которые можно применять во время разговора, которые помогут говорящему чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы раскрыть более значимую информацию о данной ситуации, с которой он столкнулся.
Эти приемы показывают, что слушатель искренне интересуется тем, что говорит говорящий, искренне обеспокоен его точкой зрения и хочет помочь. Некоторые из этих техник включают в себя кивание в знак согласия с тем, что говорит говорящий, задавание вопросов, которые являются открытыми или требуют уточнения, а также перефразирование и отражение комментариев и чувств говорящего.
Основная цель — создать атмосферу, свободную от суждений, которая позволит говорящему чувствовать себя комфортно, обсуждая неприятные события, и позволит глубже понять свою точку зрения.
Ссылки
Rogers, C.R., & Farson, R.E. (1987). Активное слушание. В RG Newman, MA Danziger и M. Cohen (Eds.), Communicating in Business Today . DC Хит и компания.
Bechler C, & Johnson, SD (1995). Лидерство и слушание: исследование восприятия членов. Исследования малых групп, 26 (1), 77-85. https://doi.org/10.1177/1046496495261004
Вефальд, А. (2022). Коучинг, слушание и лидерство. Журнал исследований лидерства, 15 (3), 58-62. https://doi.org/10.1002/jls.21793
Джахроми В.К., Табатабаи С.С., Абдар З.Е. и Раджаби М. (2016). Активное слушание: ключ к успешному общению руководителей больниц. Электронный врач , 8 (3), 2123–2128. https://doi.org/10.19082/2123
Йонсдоттир, И., и Кристинссон, К. (2020). Активно-эмпатическое слушание руководителями как важная предпосылка вовлеченности в работу. Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения. 17 (21), 7976. https://doi.org/10.3390/ijerph27217976
Дэйв Корнелл (доктор философии)
+ сообщения
Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования на Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования ACU.