Что такое смещенная активность, или Почему мы рисуем цветочки на важных встречах
Множество действий мы совершаем непроизвольно. Например, на рабочей встрече вам, скорее всего хочется рисовать фигуры на листочке или перечитывать записи в блокноте. Возможно, таким способом вы не просто развлекаете себя, но и пытаетесь успокоиться. Рассказываем, что такое смещенная активность и почему она возникает.
Феномен смещенной активности изначально изучали на животных. В случае повышенной опасности, конфликтов и в других стрессовых ситуациях они начинают выполнять какое-то отвлеченное действие, вместо того чтобы адекватно среагировать. Например, чайка при виде хищника начнет чистить перья. Датский биолог Николаас Тинберген в 1952 году заметил, что «два жаворонка, вступившие в яростную схватку, могут резко клюнуть землю». Тинберген ввел термин «замещающая деятельность», потому что поведение, казалось, перемещалось из одной системы поведения в другую. Позднее это явление стали называть «смещенной активностью». Люди не исключение. Допустим, во время напряженного разговора с начальником сотрудник начинать рисовать, перебирать документы — так он неосознанно старается снизить стресс.
Суть смещенной активности в том, что между двумя желаниями появляется третье — оно является бессмысленным и неосознанным и не относится к текущей ситуации
Предположительно, смещенная активность возникает в результате конфликта противоречивых мотивов поведения. Например, вы хотите возразить начальнику, но боитесь, возникает внутренний конфликт, уровень стресса повышается. Для того чтобы вернуться в норму, вы начнете переставлять книги, расчесываться, просматривать ленту в социальных сетях и так далее.
Обычно перед смещенной активностью происходит следующее:
Физическое сдерживание обычного поведения;
Подавление эмоций;
Невозможность получить нужный результат привычными действиями;
Несовместимость нескольких желаний.
Итальянский психиатр и приматолог Альфонсо Троизи предположил, что у людей подобное поведение может использоваться в качестве индикаторов «стрессовых стимулов и может отражать эмоциональное состояние отрицательного аффекта». Под последним понятием подразумевают переживание отрицательных эмоций, таких как гнев, презрение, отвращение, вина, страх.
Знание о таком феномене, как смещенная активность, может пригодиться в самых разных коммуникативных ситуациях — как на рабочих встречах, так и при разговоре с партнером. Например, если ваша коллега во время обсуждения проекта постоянно перебирает волосы, возможно, она не просто нервничает, а хочет совершить какое-то другое действие, но не может. Когда ваш партнер во время обсуждения какой-то проблемы начинает внезапно мыть посуду, вытирать пыль, скорее всего, он хочет сказать о чем-то другом. И это сигнал о том, что стоит изменить свое поведение и предложить честное общение.
Иллюстрация: theevening / Depositphotos. com
Любовь Карась
Теги
#психология
#эрудиция
Психологическая библиотека
Под ред. проф. А. В. Петровского. Учебник
ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ Всеобщей характеристикой жизни является активность — деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении. Оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, функций живого существа, его места в мире, вообще говоря, — о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество — способность к самодвижению, в ходе которого живое существо воспроизводит себя, — говорят, что оно есть субъект активности. «Быть субъектом» значит: воспроизводить себя, быть причиной своего существования в мире.Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована изнутри, со стороны его отношений к миру, и реализуется во вне — в процессах поведения. Имея в виду человека как субъекта активности, рассмотрим ее внутренние и внешние характеристики. Говоря об активности человека, исследователи обычно подразумевают возможность ответа на следующие основные вопросы: Если кто-то проявляет активность, то в чьих интересах и ради чего? Активность — в каком направлении? Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуется активность? Первый вопрос — о мотивационной основе активности. Второй — о ее целевой основе. Третий — об инструментальной основе активности. Мотивационная основа активности. Как уже было отмечено, живое существо, будучи активным, воспроизводит свои жизненные отношения с миром. Это, в свою очередь, означает, что оно заключает в себе внутренний образ этих отношений, а они, ~ если иметь в виду человеческого индивида, — весьма многообразны: откликаться на нужды других людей, веруя, чувствовать в себе присутствие Бога, ощущать себя частью Природы и др. Во-первых, субъект активности представляет «индивидуальное Я» человека. То, что человек совершает, коренится, как полагает он сам, в его собственных интересах и нуждах: «Я поступаю так, потому что именно Я хочу этого», «Я делаю это для себя самого» и т.п. Сказанное, конечно, не означает, что человек действует при этом непременно эгоистически, так как эти действия могут не противоречить и даже соответствовать интересам других людей. Может возникнуть вопрос: всегда ли, когда человек говорит «Я», он имеет в виду свои личные интересы, ожидания, нужды? Положительный ответ как бы подразумевается. Однако, если осуществить более тщательный анализ, может выясниться, что подлинным субъектом его активности выступает не он сам, а нечто в нем самом, что на поверку оказывается интересами и ожиданиями другого человека, который выступает истинным субъектом его активности. К примеру, абитуриент, поступающий в вуз, возможно, объясняет окружающим и себе самому, что его выбор сугубо самостоятелен и не зависит от каких-либо сторонних влияний. Проходит время — наступает разочарование. Он вынужден признаться, что выбор профессии был продиктован родителями или друзьями. При этом указания других людей не были осознаны им в качестве «директив». За этим признанием — критическая работа сознания, направленная на отделение «голоса» других людей от его собственного. Во-вторых, субъект активности — это «Я другого во мне», когда «присутствие» другого ощутимо и может переживаться как своего рода вторжение в свой внутренний мир. Такой пример с абитуриентом, поступающим в вуз, мы только что рассмотрели. Вместе с тем возможны ситуации, когда интересы другого вполне совместимы с собственными интересами человека. «Я другого во мне», следовательно, не означает непременно жертвенности, самоотречения. Последнее отмечается лишь тогда, когда интересы другого ставятся выше собственных. В-третьих, субъект активности таков, что он не отождествим ни с кем из людей конкретно — надиндивидуален. Но в то же время он имеет отношение к каждому, выражая собой то, что должно быть свойственно всем людям — «человеческое в человеке»: совесть, разум, добро, честь, красоту, свободу. Когда активность человека продиктована этими ценностями, говорят, что ее субъектом является «всеобщее Я» в человеке. «Индивидуальное Я» здесь слито с «Я другого (других)». Для пояснения обратимся к одному парадоксу из истории философской мысли — так называемой «теории разумного эгоизма». В соответствии с нею даже самые, казалось бы, бескорыстные и благородные поступки могут быть объяснены эгоистическими побуждениями человека. Так, любовь и забота матери о ее ребенке объясняется эгоистическим стремлением заслужить уважение к себе как к матери, надеждой на ответное чувство или заботу о ней в будущем и т.п. В чем ограниченность этого подхода с точки зрения введенного различения между «индивидуальным Я», «всеобщим Я» и «Я другого во мне»? В тот момент, когда мать действует в пользу своего ребенка, даже претерпевая лишения, она не осознает различия между своими интересами и интересами ребенка; она действует от имени «всеобщего Я», в котором выражено ее единство с ребенком. В-четвертых, субъект активности безличен и отождествляется с природным телом индивида («не Я»): он погружается при этом в стихию природного. В психоаналитических концепциях это активное начало обозначают термином «Оно» (3. Фрейд) и рассматривают как средоточие сил любви (инстинкт продолжения рода) и смерти (инстинкт разрушения, агрессии). «Не Я», однако, при таком взгляде не исчерпывается сугубо биологическими побуждениями: творчество, альтруизм и даже религиозные устремления иногда рассматривают как проявления чисто природного начала. Понимание мотивационных основ активности не исчерпывается, однако, лишь обращенностью к различным интерпретациям субъектности человека как деятеля в четырех его ипостасях: «индивидуальное Я», «Я другого во мне», «всеобщее Я», «не Я», Необходим анализ потребностей, которые удовлетворяет субъект, действуя в мире. Потребности. Переходя от вопроса о том, в чьих интересах разворачивается активность человека, к вопросу ради чего она выполняется, — обращаются к категории «потребность». Потребность — это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его активности. К человеческим потребностям относятся его виталъные нуякды и устремления (от «vita» — жизнь): необходимость в пище, воде, во сне, телесных контактах, чувстве безопасности, продолжении рода и т.п.; социальные интересы: необходимость принадлежать группе других людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным статусом, лидировать или подчиняться и т.п.; и, наконец, экзистенциальные побуждения: «быть субъектом собственной жизни», творить, чувствовать самоидентичность, подлинность своего бытия, рост и т.п. Целевая основа активности. Процесс удовлетворения потребностей субъекта предполагает достижение им тех или иных целей. В русском языке слово «цель» фигурирует в двух основных значениях: 1) мишень; 2) то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно быть осуществлено. Именно во втором значении слово «цель» употребляется в психологии. Цель деятельности есть предвосхищение ее результата, образ возможного как прообраз действительного. Важно различать цели и мотивы активности человека. В мотивах, так же как и в целях, предвосхищено возможное будущее. Но оно соотносится с самим субъектом; в мотивах как бы записано, чем является активность для субъекта, что должно произойти с ним самим. Цели активности ориентированы вовне, в них предвосхищен результат, который должен существовать объективно — будь то художественное полотно, выточенная деталь, доказанная теорема, организационное решение или что-то подобное. Цели, воплощаясь в продуктах активности, не теряют при этом своей принадлежности к миру субъекта: они субъективны по форме, но объективны по своему содержанию. В то время как в мотивах идеально представлен сам субъект, в целях активности представлен ее объект, а именно: что должно быть произведено, чтобы мотивы активности были реализованы. В отличие от мотивов, цели человеческой активности всегда сознаваемы. Цель есть предвосхищаемый в сознании результат, доступный пониманию самого субъекта, а также — других людей. Мотивы же — это достояние прежде всего самого субъекта, они могут быть представлены уникальными и глубинными его переживаниями, далеко не всегда находящими отклик и понимание у кого-либо еще. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. Иногда осуществление этой цели совершается в идеальном плане, а не практически. Это бывает, когда, например, человек включен в коллективную деятельность. Выполняя какую-то часть общего дела, он при этом мысленно прослеживает весь процесс до конца, вплоть до завершающего результата. Даже в том случае, когда некоторые звенья этого процесса ускользают от внимания, все равно в поле зрения оказывается результат общего дела, или, по крайней мере, та его часть, на которую человек претендует заранее. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения цели конечной. Так, доказательство леммы в математике составляет, несомненно, цель действия; но это еще не конечная, а промежуточная цель; конечную цель образует доказательство теоремы, ради которой лемма доказывалась. Еще примеры: художник, делая эскизы будущей картины, преследует промежуточную цель; парашютист, готовясь к прыжку, тщательно укладывает парашют, в ходе чего достигает ряд промежуточных целей, в то время как его конечная цель это сам прыжок и т.п. Рассматривая сложные виды деятельности, можно заметить, что достижение конечной цели опосредствуется многими промежуточными, причем в первую очередь выдвигаются конечные Цели, а в последнюю очередь — те, которые должны быть достигнуты в первую очередь. Искусство построения деятельности и определяется во многом способностью человека в мысли идти от конечных к первоочередным целям, а в действии — в противоположном направлении: от первоочередных, через цепь промежуточных, к конечным. Процесс постановки цели обозначается как целеобразование. Особую психологическую проблему образует рождение новой цели, начинающей ряд промежуточных. Такие цели называю «над ситуативными», возвышающимися над исходными требованиями ситуации. Предлагая испытуемому ряд однотипных задач, можно видеть, как некоторые участники эксперимента, вместо того чтобы найти общий принцип решения каждый раз снова решают задачу, образуя новую цель. Выдвижение новой цели» однако, еще не означает, что формируется новая мотивация деятельности. Речь идет лишь о расширении или углублении целевой перспективы активности при сохранении общей ее направленности. Ни мотивация деятельности, ни ее цели не могли бы быть воплощены в ее результате, если бы человек не использовал определенные инструменты преобразования ситуации, в которой протекает деятельность. Инструментальная основа активности. Процесс осуществления деятельности предполагает использование человеком определенных средств в виде всевозможных приспособлений, инструментов, орудий. Циркуль, кисть, компьютер, слово, сказанное врачом пациенту или учителем ученику, — все это примеры в широком смысле инструментов активности. Органы человеческого тела также относятся к категории таких средств: в конечном счете, все операции, осуществляемые вовне, связаны с двигательной активностью самого индивида. Едва ли можно переоценить важность процесса овладения средствами осуществления деятельности. В некоторых психологических концепциях развитие «инструментария» отношения человека к миру отождествляется с процессами социализации — превращением индивида как природного существа в существо социальное. Как бы ни относиться к подобному взгляду, очевидно, что развитие личности немыслимо вне овладения человеком социально выработанными средствами осуществления деятельности. При использовании тех или иных инструментов человек продуманно или автоматически опирается на имеющиеся у него представления о том, как действовать с ними, как применять их. Каждое из таких представлений может рассматриваться как внутренняя образующая действий, совершаемых во внешнем плане. Совокупность таких внутренних образующих характеризует то, что может быть названо инструментальной основой деятельности. Другим именем для обозначения инструментальной основы деятельности является часто используемое в последнее время слово «компетентность»; а это понятие, в свою очередь, в большинстве работ педагогической ориентации раскрывается как «знания», «умения», «навыки». Знания в этом ряду не сводятся просто к сведениям о мире, они выступают здесь в своем функциональном аспекте, как предназначенные для чего-то, служащие чему-то. Тот же, по существу, смысл придается термину «функциональная грамотность», что означает способность людей ориентироваться в системе социальных отношений, действовать согласно обстоятельствам во всевозможных жизненных ситуациях. Знания как часть инструментальной основы активности тесно взаимосвязаны с навыками. Навыки — это освоенные до степени автоматизма способы употребления определенных средств деятельности, — внешних орудий или органов собственного тела как проводников активности. Навыки, проявляясь в действии, характеризуют его как бы изнутри, в виде последовательно извлеченных из памяти индивида определенных «команд», указывающих, что и в каком порядке должно быть сделано для того, чтобы цель действия была достигнута. Чередование этих управляющих воздействий — «команд» протекает вне поля активного внимания; человек действует, как говорят, «машинально». Такие автоматизированные элементы действования встречаются в любой сфере деятельности, ставшей для человека привычной. При всем различии между ними, по признаку автоматизированности к навыкам могут быть отнесены шаблонно воспроизводимые операции в трудовой, учебной, бытовой, спортивной, художественной деятельности. Но автоматизации подвергается при этом не вся деятельность, а лишь отдельные ее элементы, некоторые способы употребления средств деятельности. Так, автоматизируется соблюдение орфографических правил, способы написания и соединения букв в слове, но сам процесс письма остается целенаправленным, преднамеренным действием. На основе знаний и навыков складывается фонд умений человека. К умениям относится освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия. «Знать» что-либо еще не значит «уметь»: необходимо владеть способами превращения информации о каком-либо предмете в управляющие воздействия-«команды». В отличие от навыков, каждый из которых образован серией автоматически следующих Друг за другом «команд», обусловленных знаниями человека, умения проявляются в осознанном использовании человеком определенных «команд». В результате этих «команд» нередко извлекаются весьма сложные навыки, комбинация которых ведет к достижению цели. В отличие от навыков, которые проявляются в уже знакомых человеку ситуациях, умениям соответствует широкий класс ситуаций. Например, человек может проявляв свои умения в новых обстоятельствах деятельности. Адекватности умений обстоятельствам, еще не встречавшимся в опыте, основана на осознанности применения человеком своих знаний и опыта действования. Но из сказанного следует, что грань между тем, что находится в поле умений, и тем, чего не умеет субъект, — размыта. Каждое новое действие, ставя человека перед необходимостью приобретения нового опыта, объективно расширяет круг человеческих умений; опробование своих возможностей вновь расширяет их круг и т.д. Сферу того, что в точности умеет субъект и чего не умеет, очертить невозможно. В том случае, когда человек сам пытается это сделать, то есть определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности, его активность приобретает характер безграничного самосовершенствования. Так рождается Мастер. Все внутренние образующие активности — ее мотивационная, целевая, инструментальная основы — представляют собой более или менее связное целое. В сочетании с внешними проявлениями активности и ответными воздействиями среды они образуют систему. Так, процессы целеобразования определяются мотивами, а также инструментальными условиями осуществления деятельности. Но верно и обратное. Мотивация зависит от целей и средств их достижения. Справедливость сказанного подтвержается опытом людей, испытывающих, но не осознающих свою потребность в чем-либо, иначе говоря, не видящих той цели, достижение которой равнозначно для них удовлетворению этой потребности. В этом случае мотив выступает в форме влечения. Появление цели превращает влечение в желание, в переживание: «я хочу этого!», и оно существенно отличается от влечения уже тем, что не смешивается с другими переживаниями в данной ситуации, ощущается как импульс к действию и т.п. Наличие средств деятельности придает желанию статус осуществимости: «я волен сделать это!» В некоторых видах деятельности, например, побуждаемых мотивом достижения, доступность средств достижения, парадоксальным образом снижает ее привлекательность, а в других видах деятельности (например, предпринимательство) гарантированность достижения делает его привлекательным. Очевидно также, что цели, которые избираются человеком, существенно зависят от того, располагает ли человек соответствующими средствами достижения, и каковы эти средства. Многообразие связей между мотивационной, целевой и инструментальной «образующими» активности тщательно исследуются в экспериментальной психологии. Как ухе было отмечено, активность человека не исчерпывается ее внутренними образующими. Наряду с ними выделяются компоненты внешней организации активности, входящие в состав деятельности.
|
Физическая активность – Психология здоровья
Физическая активность – это движение тела, вызванное сокращением скелетных мышц, которое увеличивает расход энергии выше базового уровня. Напротив, упражнения обозначают подкатегорию физической активности, которая является запланированной, структурированной, повторяющейся и целенаправленной в том смысле, что целью является улучшение или поддержание одного или нескольких компонентов физической подготовки. Физическая подготовленность, обычно считающаяся продуктом как генетики, так и физической активности, представляет собой способность выполнять повседневные задачи энергично и бдительно, без излишней усталости и с достаточным запасом энергии, чтобы получать удовольствие от занятий в свободное время и справляться с непредвиденными чрезвычайными ситуациями. Наиболее часто используемой мерой физической подготовки является способность системы кровообращения и дыхания снабжать кислородом во время длительной физической активности, и ее называют кардиореспираторной или сердечно-сосудистой системой. Таким образом, физическая активность является более общей категорией, которая включает в себя физические упражнения и во многом определяет физическую форму.
Физическая активность и физическое здоровье
Физическая подготовка и физическая активность несомненно полезны для физического здоровья. И мужчины, и женщины с более высоким уровнем сердечно-сосудистой системы имеют меньший риск смерти от всех причин (см. болезнь, рак.
Физическая активность также положительно влияет на некоторые хронические заболевания, а именно на ожирение, диабет 2 типа и остеопороз. Как наиболее изменчивый компонент расхода энергии, физическая активность может влиять на развитие ожирения, а также на успех в достижении как начальной, так и долгосрочной потери веса. Физическая активность также снижает вероятность того, что у человека с риском развития диабета 2 типа (взрослый) разовьется это заболевание, и улучшает регуляцию уровня глюкозы в крови у людей с этим заболеванием. Что касается остеопороза, Национальные институты здравоохранения рекомендуют поощрять физическую активность в детстве и подростковом возрасте, чтобы способствовать оптимальному росту костей и снизить риск остеопороза в более позднем возрасте, в то время как люди с остеопорозом должны заниматься физической активностью как для замедления костной потери и снизить риск падений.
Физическая активность и психологическое благополучие
Многие люди считают, что физическая активность улучшает психологическое благополучие, и большое количество исследований пытались продемонстрировать, что физическая активность поднимает настроение, уменьшает депрессию и снимает тревогу. Обзор доказательств показывает, что среди исследователей существует твердый консенсус в отношении того, что улучшение настроения является основным преимуществом физической активности. Точно так же физическая активность была полезна для облегчения депрессии от легкой до умеренной степени. Некоторые исследования также показали, что физическая активность снижает тревогу, определяемую как сохраняющееся чувство опасения или страха, хотя доказательства этой связи менее последовательны.
Сколько физической активности достаточно?
Зная, что более активные люди здоровее, чем менее активные, возникает два взаимосвязанных вопроса:
- Насколько достаточно физической активности?
- Какой вид физической активности наиболее эффективен?
С точки зрения пользы физической активности для физического здоровья, самым важным фактором может быть общий расход энергии. Среди малоподвижных, непригодных взрослых накопление 30 минут ходьбы в день (или эквивалентный расход энергии на другие виды деятельности), вероятно, приведет к клинически значимой пользе для здоровья. Этот подход к физической активности, в котором упор делается на накопление активности умеренного уровня, был описан с точки зрения поощрения активности образа жизни. Некоторые данные свидетельствуют о том, что у взрослых активный образ жизни может оказывать положительное влияние на здоровье, сравнимое с эффектом запрограммированного режима упражнений, и что люди с большей вероятностью будут придерживаться первого, чем второго.
Эти рекомендации были разработаны в ответ на проблему общественного здравоохранения, связанную с тем, что большое количество взрослых в Соединенных Штатах практически не занимаются деятельностью, помимо той, которая необходима для повседневной жизни. Таким образом, акцент был сделан на мотивации этих людей, ведущих малоподвижный образ жизни, к участию хотя бы в минимальном уровне активности, которая привела бы к значительному улучшению здоровья. Более того, наибольшая разница в показателях здоровья наблюдается между взрослыми, которые практически не занимаются никакой деятельностью, и теми, кто занимается быстрой ходьбой не менее 30 минут в день (см. рис. 1). В сочетании с доказательствами того, что улучшение сердечно-сосудистой системы может быть достигнуто за счет накопления коротких, прерывистых приступов активности, результатом стал отход от более ранних рекомендаций, которые подчеркивали непрерывные приступы (т. е. 30 минут или более) относительно энергичной активности. Однако вполне вероятно, что частота, продолжительность, интенсивность и тип активности, которые будут способствовать оптимальному здоровью, будут варьироваться от человека к человеку и в зависимости от различных результатов в отношении здоровья. Например, количество и тип активности, способствующей оптимальному здоровью костей, могут отличаться от количества и типа активности, способствующей оптимальному психологическому благополучию.
Дополнительный уровень сложности вводится при акцентировании внимания на психологических преимуществах физической активности. Хотя некоторые психологические преимущества физической активности могут быть связаны с глубинными изменениями в физиологии, происходящими в ответ на физические упражнения, обычно считается, что выгоды также могут быть связаны с нефизиологическими аспектами физической активности, такими как социальное взаимодействие, отвлечение внимания или простое получение удовольствия от физической активности. активность. Кроме того, необходимо учитывать вероятность того, что человек будет придерживаться предписания по активности. Поскольку соблюдение режима имеет решающее значение для достижения пользы для здоровья, выбор вида деятельности, таким образом, становится важным фактором при назначении любых упражнений.
Общие стратегии поощрения физической активности
Для поощрения физической активности у отдельных лиц и/или сообществ применялся ряд стратегий. Подходы, доказавшие свою эффективность, включают следующие:
- Подсказки в момент принятия решения — это знаки, размещаемые лифтами и эскалаторами, чтобы мотивировать людей пользоваться близлежащими лестницами.
- Кампании в масштабах сообщества обычно охватывают многие секторы сообщества, сочетают несколько подходов к вмешательству и используют хорошо заметную коммуникационную кампанию, объединяющую все элементы в интегрированную программу.
- Физическое воспитание в школе включает в себя изменение школьных программ и политики, чтобы увеличить количество времени, которое учащиеся проводят в умеренной или активной деятельности на уроках физкультуры.
- Вмешательства социальной поддержки в условиях сообщества направлены на изменение поведения в отношении физической активности путем поощрения поддерживающих отношений для изменения поведения; например, программы могут настроить систему «приятелей» или организовать пешеходные группы.
- Индивидуально адаптированные программы изменения поведения в отношении здоровья разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей человека и обучают участников поведенческим навыкам, которые позволяют им включить физическую активность в повседневную жизнь.
Пропаганда физических упражнений среди особых групп населения
Поскольку физическая активность имеет большое значение для здоровья молодежи, а многие молодые люди не соблюдают установленные нормы, повышение уровня физической активности молодежи является важной задачей общественного здравоохранения. Рекомендуемые уровни активности для молодежи варьируются от 30 до 60 минут в день от умеренной до высокой активности. К сожалению, социальные и экономические факторы ограничивают возможности детей и подростков быть физически активными, в то время как тенденции в проведении досуга увеличивают время, затрачиваемое на сидячие виды деятельности, такие как просмотр телевизора и видеоигры. В ответ на эти тенденции были разработаны программы, направленные на расширение доступа к объектам для занятий спортом, расширение участия в занятиях физкультурой в школах и сокращение просмотра телевизора.
Пожилые люди также значительно выиграют от увеличения физической активности как с точки зрения качества жизни, так и состояния здоровья. Физическая активность обычно снижается с возрастом, а возрастные заболевания также способствуют снижению активности среди пожилых людей. В дополнение к продемонстрированной пользе физической активности для снижения смертности от всех причин участие в физической активности показало перспективность среди пожилых людей для улучшения некоторых возрастных нарушений функций, включая когнитивную функцию, состояние сердечно-сосудистой системы, а также силу мышц и костей. Важно отметить, что физические упражнения, которые начинаются в позднем возрасте, даже после малоподвижного образа жизни в среднем возрасте, могут привести к существенному увеличению ожидаемой продолжительности жизни.
Таким образом, физическая активность постоянно и тесно связана с многочисленными параметрами здоровья и предлагает эффективное средство снижения заболеваемости и смертности. Физическая активность полезна для профилактики и лечения ожирения, диабета, остеопороза, депрессии и сердечных заболеваний. Из-за того, что большая часть населения США ведет малоподвижный образ жизни, пропаганда физической активности имеет огромный потенциал для улучшения здоровья населения. Кроме того, существенная польза для здоровья может быть достигнута путем накопления всего 30 минут умеренной активности в день, хотя может потребоваться больше и/или более интенсивная активность для достижения определенных улучшений, таких как улучшение состояния сердечно-сосудистой системы или потеря веса. Преимущества особенно очевидны среди молодежи и пожилых людей, которые могут получить огромную выгоду от принятия и поддержания активного образа жизни.
Ссылки:
- Бергер Б. и Мод Р. (2000). Упражнения и настроение: выборочный обзор и синтез исследований с использованием профиля состояний настроения. Журнал прикладной спортивной психологии, 12, 69-92.
- Блэр С., Ченг Ю. и Холдер Дж. С. (2001). Что важнее для здоровья: физическая активность или физическая подготовка? Медицина и наука в спорте и физических упражнениях, 33 (приложение 6) S379-S399.
- Блер, С., Коль, Х., Гордон, Н., и Паффенбаргер, младший, Р. (1992). Какая физическая активность полезна для здоровья? Ежегодный обзор общественного здравоохранения, 13, 99-126.
- Блер, С., Коль, Х., Паффенбаргер, Р., Кларк, Д., и Купер, К. (1989). Физическая подготовленность и смертность от всех причин; Проспективное исследование здоровых мужчин и женщин. Журнал Американской медицинской ассоциации, 262, 23952401.
- ДеБуск, Р., Стенестранд, У., Шихан, М., и Хаскелл, В. (1990). Тренировочные эффекты длинных и коротких упражнений у здоровых людей. Американский журнал кардиологии, 65, 1010-13.
- Данн, А., Триведи, М., и О’Нил, Х. (2001). Доза-реакция физической активности влияет на исходы депрессии и тревоги. Медицина и наука в спорте и физических упражнениях, 33 (приложение 6), S587-S597.
- Кан, Э.Б., Рэмси, Л.Т., и др. (2002). Эффективность мероприятий по повышению физической активности: систематический обзор. Американский журнал профилактической медицины, 2(48), 73-107.
- Келли, Д., и Гудпастер, Б. (2001). Влияние физических упражнений на гомеостаз глюкозы при сахарном диабете 2 типа. Медицина и наука в спорте и физических упражнениях, 33 (приложение 6), S495-С501.
- Кинг, А., и Триббл, Д. (1991). Роль упражнений в регуляции веса у неспортсменов. Спортивная медицина, 11, 331-349.
- Национальные институты здравоохранения. (2000). Профилактика, диагностика и терапия остеопороза [Консенсус NIH 17(1)]. Бетесда, Мэриленд: Автор.
- Саллис, Дж. Э., Прочаска, Дж. Дж., и Тейлор, В. К. (2000). Обзор коррелятов физической активности детей и подростков. Медицина и наука в спорте и упражнениях, 32, 963-9.75.
- Министерство здравоохранения и социальных служб США. (1996). Физическая активность и здоровье: Доклад главного хирурга. Атланта, Джорджия: Центры по контролю и профилактике заболеваний.
- Вагнер, Э. Х., Лакруа, А. З., Бюхнер, Д. М., и Ларсон, Э. Б. (1992). Влияние физической активности на состояние здоровья пожилых людей I: обсервационные исследования. Ежегодный обзор общественного здравоохранения, 13, 451-468.
Вернуться к психологии здоровья.
Как измеряется активность мозга
Отзыв от Psychology Today Staff
Как ученые заглядывают в мозг, чтобы лучше понять, что, где и почему происходит? Используя в своих интересах электромагнитные свойства мозга или отправляя радиоактивные маркеры в тело, нейробиологи используют технологии визуализации мозга для создания подробных картин активности нейронов и физиологических процессов. Затем они могут проанализировать, как измерения функции мозга различаются в разных ситуациях — когда людей побуждают вести себя, думать или чувствовать определенным образом — или как они различаются у разных людей. При этом исследователи получают подсказки о работе мозга и их связи с психическими заболеваниями, познанием, восприятием, эмоциями и многими другими аспектами психической жизни.
Основные типы методов визуализации головного мозга, используемые сегодня, включают функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), электроэнцефалографию (ЭЭГ) и эмиссионную компьютерную томографию. Каждый из них представляет собой свой тип нейронного портрета, и у каждого есть сильные и слабые стороны. Поэтому они принимаются в зависимости от конкретных потребностей исследователей, а иногда используются в сочетании.
На этой странице
- Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ)
- Электроэнцефалография (ЭЭГ)
- Эмиссионная компьютерная томография
Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ)
Когда сообщают о новых данных о мозге, основанных на «сканировании мозга» людей, они очень часто включают магнитно-резонансную томографию (МРТ). МРТ использует магнитное поле для сбора информации о теле — оно может создавать изображения в поперечном сечении различных частей тела, включая мозг. Это самый известный в нейробиологии метод изучения структуры мозга, включая различия в структурных характеристиках мозга разных людей.
С 1990-х годов ученые широко использовали МРТ для измерения изменений в функции мозга — метод, называемый функциональной МРТ (фМРТ). Этот подход дает исследователям возможность анализировать уровни активности в определенных областях мозга от момента к моменту в трехмерном изображении с относительно высокой степенью детализации.
Как работает фМРТ?
При МРТ человек находится в магнитном поле, создаваемом аппаратом в форме трубки. Система МРТ использует магнитные свойства атомов внутри тела для создания подробных трехмерных изображений структуры частей тела, включая мозг. В случае функциональной МРТ (fMRI) система создает изображения функций мозга, показывая, повышена или снижена активность нейронов в определенных частях мозга и при каких условиях.
Изображения, полученные с помощью фМРТ, могут показать, например, повышенную активность в определенных областях мозга во время когнитивных задач, или при восприятии определенных видов объектов, или когда человек ничего не делает. Более того, разные группы людей (например, те, у кого диагностировано психическое расстройство, и те, у кого нет диагноза) могут проявлять различия в том, как части их мозга функционируют в определенных условиях. В исследованиях, в которых используется фМРТ, участникам обычно дают задания, пока их мозг сканируется, чтобы увидеть, как определенные виды умственной активности соотносятся с активностью нейронов в мозге.
Что такое ЖИРНЫЙ сигнал?
В исследованиях фМРТ ЖИРНЫМ шрифтом расшифровывается как зависимость от уровня кислорода в крови. ЖИРНЫЙ сигнал — это сигнал визуализации мозга, который увеличивается или уменьшается в зависимости от уровня кислорода в крови в любой данной части мозга. Это изменение сигнала возможно потому, что магнитные свойства гемоглобина крови, лишенного кислорода, отличаются от магнитных свойств гемоглобина, насыщенного кислородом. Поскольку уровень кислорода в крови и кровоток связаны с активностью ближайших нейронов, ЖИРНЫЙ сигнал является полезным способом измерения изменений активности нейронов в определенных областях мозга.
Что значит, когда часть мозга «загорается» на фМРТ?
В описаниях исследований мозга часто описывается, что определенные части мозга «загораются» (например, когда кто-то думает о человеке, которого любит). Области мозга буквально не загораются, не включаются и не выключаются во время исследований фМРТ. На самом деле эта фраза означает, что эти области мозга проявляют повышенную активность — и, следовательно, повышенный уровень кислорода в крови — во время изучаемого поведения по сравнению с их уровнем активности, когда человек не занимается этим поведением.
Каковы некоторые примеры того, как фМРТ используется в неврологии?
В клинических исследованиях фМРТ использовалась для изучения того, как функционирование мозга людей с различными психическими расстройствами отличается от тех, у кого таких расстройств нет. Исследования, которые выявляют относительно высокую или низкую активность в определенных областях мозга или нетипичную связь между ними у людей с определенным заболеванием, могут помочь нейробиологам, стремящимся понять, как это состояние проявляется в мозгу и что вызывает его симптомы. Нейробиологи также используют фМРТ для изучения того, как части мозга поддерживают социальные процессы (например, восприятие перспективы), эмоциональную обработку и бесчисленные когнитивные функции. Исследования с использованием фМРТ также помогли пролить свет на существование сетей связанных областей мозга, таких как сеть режима по умолчанию, которые показывают связанную активацию в связи с определенными психическими функциями (например, мечтами).
Электроэнцефалография (ЭЭГ)
В отличие от фМРТ, которая дает косвенное представление об активности клеток головного мозга на основе кровотока, электроэнцефалография (ЭЭГ) напрямую измеряет электрическую активность в головном мозге. Измерения ЭЭГ выполняются неинвазивно через кожу головы, и они относительно ограничены с точки зрения того, что они показывают о , где активность мозга увеличилась или уменьшилась в любой данный момент. Однако ЭЭГ фиксирует электрические изменения порядка миллисекунд, что делает ее ценным инструментом для анализа динамики мозга с течением времени.
Как работает ЭЭГ?
При ЭЭГ набор плоских металлических электродов помещается на кожу головы человека. Эти электроды измеряют электрические сигналы, возникающие в результате активности нейронов в коре головного мозга. Показания могут дать картину изменения напряжения на коже головы с течением времени, в том числе с интервалами короче одной секунды. Показатели ЭЭГ могут использоваться в качестве индикаторов психических процессов (таких как восприятие изображения) или состояний (таких как настороженность) и могут помочь в диагностике таких состояний, как эпилепсия или расстройство сна. Запись мозговой активности, производимая ЭЭГ, называется электроэнцефалограммой.
Что такое потенциал, связанный с событиями (ERP)?
Потенциал, связанный с событием, представляет собой изменение электрической активности головного мозга, регистрируемое с помощью ЭЭГ в течение определенного интервала времени, возникающее в ответ на интересующее событие (например, при виде слова или изображения). Характеристики потенциалов, связанных с событиями, наблюдаемые в различных условиях — когда человек, например, распознает разные виды слов, — могут предоставить информацию о степени сходства или различия задействованных мозговых процессов.
Каковы некоторые примеры того, как ЭЭГ используется в неврологии?
Мозг продолжает производить электрические сигналы, пока люди спят, и ЭЭГ используется во многих исследованиях сна, включая исследования обработки памяти во время сна. Как и функциональная МРТ, ЭЭГ также использовалась в исследованиях психических заболеваний, предоставляя доказательства различий в обработке вознаграждения, например, у людей с депрессией. И в отличие от фМРТ, ЭЭГ можно сделать портативной: «мобильная ЭЭГ» использовалась для изучения активности мозга во время реальных действий, таких как поцелуи с романтическим партнером.
Эмиссионная компьютерная томография
Эмиссионная компьютерная томография получила свое название от испускания радиоактивной энергии трассерами, введенными в кровь, — характерный аспект этого подхода к пониманию мозга. Учитывая это, эмиссионная компьютерная томография является более инвазивной, чем другие широко используемые формы визуализации головного мозга. Как и фМРТ, он позволяет детально рассмотреть, что происходит в разных частях мозга. И в дополнение к измерению кровотока в мозге этот метод использовался для изучения метаболических процессов в мозге — еще один способ оценки функции.
Двумя основными видами эмиссионной компьютерной томографии являются позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ). В каждом из них используются разные типы радиоактивных изотопов, и их отслеживают в мозгу с помощью разных инструментов.
Как работает эмиссионная компьютерная томография?
При эмиссионной компьютерной томографии радиоактивные атомы вводятся в кровоток человека и циркулируют в головном мозге. Энергия, которую они излучают, контролируется внешними устройствами, предоставляя информацию об их концентрации в мозгу. В зависимости от типа используемого радиоактивного индикатора этот процесс можно использовать для измерения кровотока в головном мозге или физиологических процессов, таких как метаболизм глюкозы или выработка нейротрансмиттеров. Математическая модель позволяет преобразовать данные о радиации в информацию о мозговых процессах.
Каковы некоторые примеры того, как эмиссионная компьютерная томография используется в неврологии?
Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) позволяет анализировать физиологические процессы способами, недоступными для других форм визуализации мозга.