Активность и деятельность в психологии: 1 Деятельность и активность

Содержание категории «активность» в отечественной психологии // Социальная психология и общество — 2010. Том 1. № 1

Аннотация

В данной статье дается сравнительный анализ различных подходов к пониманию активности в отечественной психологии, выявляется отличие смыслового наполнения категории «активность» в русском языке от англоязычной семантики данного понятия, прослеживается история освоения понятия российской психологической наукой. В статье рассматриваются различные попытки разведения категорий «деятельность» и «активность». Анализ психофизиологических работ позволяет соотнести выводы о психофизиологических референтах активности с существующими в обыденном сознании представлениями на этот счет. Статья содержит предложения об устранении сложившейся семантической амбивалентности данной категории, что позволяет лучше опера¬ционализировать понятие «активность» в прикладных исследованиях.

Ключевые слова: активность, деятельность , поведение, темперамент, свойства нервной системы, установка , направленность

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дубов И. Г. Содержание категории «активность» в отечественной психологии // Социальная психология и общество. 2010. Том 1. № 1. С. 40–61.

Фрагмент статьи

В последнее время в общественно-­по­литическом пространстве России все громче раздаются призывы наращивать темпы развития страны. Эти призывы обусловлены перманентным отставани­ем России от мировых лидеров, ее неспо­собностью достичь уровня развитых стран во многих областях. Об острой не­обходимости реализации инновацион­ного пути развития говорил в 2008 г. предыдущий Президент РФ В. В. Путин, представляя Госсовету Стратегию — 2020. О такой же крайней необходимос­ти модернизации писал в 2009 г. нынеш­ний Президент России Д. А. Медведев в своей статье «Россия, вперед». Причем, как следует из послания Президента Фе­деральному Собранию Российской Фе­дерации, реализация этой цели видится на пути качественного улучшения суще­ствующей ситуации практически во всех сферах жизнедеятельности людей.

Однако ожидаемая модернизация не может успешно осуществиться исклю­чительно по указанию властных струк­тур. Необходимым условием этого явля­ется индивидуальная активность десят­ков тысяч людей, у которых есть не толь­ко возможность, но и желание менять свою жизнь, людей, представляющих все слои населения и способных своим дви­жением и своим примером увлечь за со­бой всю страну. В этой связи главным фактором обеспечения масштабной мо­дернизации является не только наличие миллионов людей, разделяющих цели и задачи заявленного Президентом курса, но и их высокая активность, обеспечива­ющая эффективную деятельность на пу­ти к достижению поставленных целей.

<…>

Литература

  1. Абульханова-­Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психоло­гический журнал. 1983. Т. 4. № 1.
  2. Абульханова-­Славская К. А. Типология активности личности в социальной психо­логии // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1987.
  3. Бернштейн Н. А. Избранные труды по биомеханике и кибернетике. М., 2001.
  4. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна, 2005.
  5. Ефимов В. Т., Косолапов С. М. Формирование активной жизненной позиции — цель нравственного воспитания. М., 1977.
  6. Кадыров Б. Р. Способности и склонности: Психофизиологическое исследование. Ташкент, 1990.
  7. Кадыров Б. Р. Уровень активации и некоторые динамические характеристики пси­хической активности // Вопросы психологии. 1976. № 4.
  8. Королева Г. В. Формирование активной жизненной позиции студенческой молоде­жи: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 1982.
  9. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев­ского. Ростов н/Д, 1998.
  10. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, прак­тика. СПб., 1999.
  11. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.
  12. Лейтес Н. С.
    Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. М., 2008.
  13. Лейтес Н. С., Голубева Э. А., Кадыров Б. Р. Динамическая сторона психической активности и активированность мозга // Психофизиологические исследования ин­теллектуальной саморегуляции и активности. М., 1986.
  14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  15. Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976.
  16. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964.
  17. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.
  18. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.
  19. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных разли­чий. М., 1976.
  20. Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Павлов И. П. Полн. собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Кн. 2. М.;Л., 1951.
  21. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.
    М., 1976.
  22. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально­психологических различий. М., 1979.
  23. Русалов В. М. Опросник формально­динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): Методическое пособие. М., 1997.
  24. Русалов В. М., Бодунов М. В. О факторной структуре интегральных электроэнце­фалографических параметров человека // Психофизиологические исследования ин­теллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980.
  25. Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (РТТ) среди других теорий темперамента // Иностранная психология. Т. 1. № 2. 1993.
  26. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  27. Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. Методика диагнос­тики темперамента (формально­динамических характеристик поведения). М., 2005.
  28. Трошихин В. В. Формирование активной жизненной позиции студенческой моло­дежи в условиях развитого социализма. Автореф. дисс. … канд. филос. наук. Алма­Ата, 1981.
  29. Хайкин В. Л. Активность (характеристики и развитие). М.; Воронеж, 2000.
  30. Random House Webster’s Unabridged Dictionary. 2nd ed. Random House Inc., N. Y., 1999.

Дубов Игорь Глебович, доктор психологических наук, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 2796
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1332
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

 Понятие «деятельность». Соотношение понятий «деятельность» и «активность».

Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а также означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Побудительными причинами деятельности являются мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т.е. определяет ее цели и задачи.

В психологической науки существует проблема соотнесения «деятельности» и «активности», притом, что оба эти понятия неразделимы. «Нет деятельности вне активности и активности вне деятельности». В плане соотношения объемов понятий активности и деятельности в отечественной психологии деятельность достаточно часто и устойчиво определяется как специфическая форма активности (Б.Ф. Ломов), свойственная человеку и обществу. «В качестве родового понятия для категории деятельности в научной литературе указывается понятие активности, т.

е. деятельность подводится под понятие активности» (Арефьев Г.С.).

В соответствии с определением С.Л. Рубинштейна, деятельность является специфической формой активности человека, направленной на сознательное преобразование им окружающего мира. Человек – активный субъект деятельности. В результате деятельности изменяется не только объект, но и субъект. Деятельность человека обусловливает формирование его сознания, психических процессов и свойств, а сознание осуществляет регуляцию человеческой деятельности, обеспечивая ее адекватное выполнение, согласно закладываемой цели (

принцип единства сознания и деятельности).

Реальные связи личности с общественным бытием, другими людьми осуществляются через деятельность. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности. Активность человека в деятельности не инстинктивна, а сознательна и имеет  социальный характер.

Содержательные характеристики деятельности показывают, что целево-результативные отношения в ее определении и т. д. связаны с формированием внеприродного предметного мира, мира идей – как особого мира культуры.

В процессе деятельности человек выполняет две противоположные функции:

— пользуясь знаниями и умениями, полученными в процессе овладения культурно0историческим опытом, он выступает как хранитель и пользователь этого опыта, накопленного человечеством;

— в поисках путей рационального решения задач в процессе деятельности он развивает и совершенствует ее.

Человек становится личностью, субъектом, носителем социального только в результате осуществления деятельности.

В теории А.Н. Леонтьева раскрываются механизмы развития человеческой активности, которая осуществляется в процессе деятельности вследствие возникающих противоречий. Активный человек выступает как момент видоизменения деятельности, затрагивающий основные структурные компоненты исходной деятельности, а также преодоление связанных с этим установок как моментов «инерции» (А.Г. Асмолов) в деятельности. Опираясь на позицию В. А. Петрвоского о надситуативной активности, Л.Ф. Алексеева подчеркивает, что, выступая в соотношении с деятельностью, активность обнаруживается «как динамическое условие ее развития».

Таким образом, деятельность выступает формой активности, но реализуемой в своем самодвижении, в свойственной ей особой активности, которая является ее динамической частью и поэтому представляет собой социальный момент (не свойственный всему живому), реализуемый в деятельности как форме активности в широком плане.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

     Понятие «деятельность». Соотношение понятий «деятельность» и «активность».

    От 250 руб

  • Контрольная работа

     Понятие «деятельность». Соотношение понятий «деятельность» и «активность».

    От 250 руб

  • Курсовая работа

     Понятие «деятельность». Соотношение понятий «деятельность» и «активность».

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Занятия и демонстрации – преподавание психологии

01. Психология как наука: мышление исследователя, без категорий / Занятия и демонстрации, эмпирические рассуждения, интуиция / Автор TeachPsychScience Редактор

 В этом упражнении используется онлайн-апплет Java, чтобы продемонстрировать ограниченность человеческой интуиции и необходимость эмпирических рассуждений при изучении психологических явлений. Щелкните здесь, чтобы перейти к действию

11. Факторный расчет, 13. Двухфакторный дисперсионный анализ (ANOVA) / Действия и демонстрации, ANOVA, Применение статистических концепций, Факторный расчет, Логическая статистика / По TeachPsychScience Редактор

В этом задании используется ресурс Teach Psych Science Краткие шаги для проведения факторного дисперсионного анализа: от данных до последующих тестов и выводов для расчета и интерпретации набора данных факторного дисперсионного анализа 2X3 с нуля (все расчеты вручную). Предоставляется сценарий исследования и данные. Щелкните здесь, чтобы узнать об активности.

05. Качественные исследования, 06. Наблюдательные исследования, Без категорий / Мероприятия и демонстрации, Архивные исследования, Методы наблюдения / По TeachPsychScience Редактор

В этом упражнении учащиеся сначала проводят мозговой штурм по поведению, которое может присутствовать в детском телешоу и которое может указывать на агрессию и сотрудничество. Затем они смотрят эпизод «Губки Боба Квадратные Штаны», кодируя определенное поведение для агрессии и сотрудничества. Они комментируют процесс записи поведения и рекомендуют ли они шоу родителям. …

Упражнение: Использование SpongeBob Squarepants для обучения наблюдательному/архивному исследованию и кодированию поведения Подробнее »

05. Качественные исследования / Мероприятия и демонстрации, Контент-анализ / Автор TeachPsychScience Редактор

В этом упражнении учащиеся знакомятся с архивными исследованиями, предлагая им провести анализ содержания личных объявлений. Щелкните здесь, чтобы получить задание.

04. Набор инструментов психолога: выборка, измерение, надежность и валидность, 10. Внутренний дизайн субъектов / Действия и демонстрации, Внутренняя валидность / Автор TeachPsychScience Редактор

Чтобы помочь учащимся запомнить потенциальные источники угроз внутренней валидности, я использую аббревиатуру «МИССИС СМИТ». Этот ресурс содержит раздаточный материал с описанием этих угроз, а также упражнение, в котором учащимся необходимо определить эти возможные угрозы. Щелкните здесь, чтобы получить ссылку на мероприятие.

03. Этика: принятие этических решений в исследованиях / Мероприятия и демонстрации, Этика / Автор TeachPsychScience Редактор

Это задание помогает учащимся применять этические принципы в классе к конкретному исследовательскому проекту. Небольшие группы студентов выступают в роли имитации Институционального наблюдательного совета (IRB), выявляя проблемы и предлагая изменения, чтобы сделать приложение более этично обоснованным. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание.

03. Этика: принятие этических решений в исследованиях / Мероприятия и демонстрации, Этика / Автор TeachPsychScience Редактор

 Это занятие помогает учащимся затронуть этические вопросы уязвимых групп населения, минимальный риск, благодеяние, информированное согласие/согласие несовершеннолетних. Небольшие группы сравнивают «Эксперимент маленького Альберта» Уотсона с павловским розыгрышем в телешоу «Офис» и новостной статьей о дедовщине/розыгрышах. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание.

02. Процесс исследования: от идей к инновациям, методы исследования / мероприятия и демонстрации, формулирование гипотез, популярные СМИ / автор TeachPsychScience Редактор

Используя заголовок текущих новостей в качестве вдохновения, это задание позволяет учащимся превратить исследовательскую идею в рабочую гипотезу. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание. Фото Людовики Дри на Unsplash

01. Психология как наука: мыслить как исследователь, Методы исследования / Деятельность и демонстрации, Критическое мышление, Популярные СМИ, Мыслить научно / Автор TeachPsychScience Редактор

В этом задании учащиеся посещают книжный магазин, чтобы критически оценить изображение психологии в популярных средствах массовой информации. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание. Фото Меган (Маркхэм) Бакнелл на Unsplash

01. Психология как наука: мышление исследователя, Методы исследования, Без рубрики / Мероприятия и демонстрации, Критическое мышление, Научное мышление / Автор TeachPsychScience Редактор

Студентам дается список характеристик личности, основанный на 12 знаках зодиака, и они должны выбрать, какой из них лучше всего их описывает. Затем мы обсудим, почему эти описания личности написаны достаточно расплывчато, чтобы их можно было применить ко многим людям. Эта активность аналогична классическому эффекту Форера (Forer, 1949). Форер использовал обобщенные …

Упражнение: Использование описаний личности на основе зодиака для изучения предубеждений в мышлении Подробнее »

01. Психология как наука: мышление исследователя, Методы исследования / Деятельность и демонстрация, Критическое мышление, Научное мышление / Автор TeachPsychScience Редактор

В этом упражнении учащиеся анализируют известную редакционную статью о существовании Санта-Клауса с точки зрения различных способов познания (например, интуиция, авторитет, логика и научный метод). Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание. Фото krakenimages на Unsplash

Общение с психологией, Исследование чтения, Отчет об исследовании стиля APA / Действия и демонстрации, Резюме APA, Обсуждение APA, Введение в APA, Метод APA, Результаты APA, Стиль APA, Эмпирическая статья, Чтения / By TeachPsychScience Редактор

В этом упражнении учащимся предлагается воссоздать исследовательский отчет в стиле APA, логически организовав отдельные абзацы из опубликованной исследовательской статьи. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание.

Общение с психологией, Отчет об исследовании стиля APA, Процесс написания / Действия и демонстрации, Введение в APA, Групповая деятельность, Практика и предварительная подготовка заданий, Написание первых черновиков / Автор TeachPsychScience Редактор

Это задание предоставляет учащимся рекомендации по проведению экспертной оценки введения однокурсника в APA. Щелкните здесь, чтобы получить ссылку на задание

09. Многогрупповой дизайн, 11. Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), Методы исследования, Статистика / Действия и демонстрации, Идентификация IV и DV, Лаборатории / Авторы Открытие ученого внутри

В этом упражнении из блога The Learning Sciences учащиеся случайным образом распределяются в одну из трех групп: повторять алфавит, считать до 26 или двигаться вперед и назад (A-1-B-2 и т. д.) . Зависимая переменная — это время, необходимое для выполнения задачи. Это можно сделать в классе, но также можно…

Активность: многогрупповая многозадачность Подробнее »

16. Тесты хи-квадрат, статистика / мероприятия и демонстрации, наборы данных, ежедневный пример, лаборатория / автор Открытие ученого внутри

Мы все можем (или должны) согласиться с тем, что Taco Bell — лучший фаст-фуд. Когда вы отправляетесь в Taco Bell, вас обязательно спросят, не хотите ли вы какой-нибудь соус. Лучший ответ: «Удиви меня». Выплата? Горстка пакетиков с соусом. Но распределяются ли ароматы случайным образом или они дают вам …

Упражнение: Хи-квадрат анализ пакетов соуса Taco Bell Подробнее »

*Оценка статистической информации, статистика/мероприятия и демонстрации, руководство/учебник, сопоставление статистики с проектом, онлайн-обучение/от Открытие ученого внутри

Онлайн-руководство дает учащимся описания исследований и просит их выбрать правильную статистику для анализа данных. Всего 11 примеров. Студенты отвечают с помощью вопросов с несколькими вариантами ответов, а учебник обеспечивает руководство / обратную связь на протяжении всего процесса. Вы можете получить доступ к учебнику здесь.

07. Корреляционное/опросное исследование, 15. Регрессия, Методы исследования, Статистика/деятельность и демонстрация, Руководство/учебник, Онлайн-обучение, Выбросы, Прогноз/По Открытие ученого внутри

Онлайн-руководство, которое помогает учащимся пройти исследование и анализ данных с использованием регрессии. Всего имеется 4 модуля, причем первые три наиболее подходят для вводного курса. Модуль 3 короткий, и его можно использовать в качестве демонстрации в классе. Модуль 4 более продвинутый. Во время урока студенты начнут с …

Учебное пособие: Регрессия (WISE) Подробнее »

Статистика / Действия и демонстрации, Применение статистических концепций, Доверительный интервал, Повседневный пример / Автор Открытие ученого внутри

Доктор Алексис Грософски использует игру из книги «Цена правильная», чтобы проиллюстрировать доверительные интервалы (ДИ). Игра может продемонстрировать идею того, как работает CI. Студенты часто находят концептуальные материалы более сложными, чем вычислительные — конкретный пример помогает сделать концепцию доверительного интервала более понятной (и запоминающейся). Видеоклипы …

Цена соответствует доверительным интервалам Подробнее »

*Оценка статистической информации, статистика / мероприятия и демонстрации, применение статистических концепций, потребитель исследований, критическое мышление, групповая деятельность, информационная грамотность / по Открытие ученого внутри

Это задание позволяет учащимся попрактиковаться в оценке статистической информации, представляя им роль терапевта, которому необходимо приобрести программное обеспечение для своей практики. Это также помогает показать учащимся ценность понимания концепций исследований/статистики в контексте, отличном от проведения исследований. Это действие должно занять примерно 15-20 минут. Студенты могут работать индивидуально или …

Упражнение: Оценка статистической информации: Выбор продукта Подробнее »

08. Двухгрупповой план, 10. t-критерий для двух независимых/несвязанных выборок, Методы исследования, Статистика/деятельность и демонстрации, Ручной расчет, Определение IV и DV, Лаборатории/компания Открытие ученого внутри

В этом упражнении (созданный доктором Элиан Буше) учащиеся примут участие в упрощенной версии первого исследования, проведенного О’Брайеном и Смитом (2019 г.).). В этом исследовании участников просили есть привычную пищу (попкорн) обычным или нетрадиционным способом (палочками для еды). Затем участники оценили, насколько приятной была еда (примечание…

Лабораторная работа: Как новизна влияет на удовольствие от еды? (t-тест для независимых средних значений/образцов) Подробнее »

Двигательная активность | в Главе 07: Познание

Двигательная активность

Двигательная активность движение . Способность создавать хорошо скоординированные движения — это форма интеллекта, требующая многих из тех же процессов, что и визуальное распознавание сцен и понимание языка.

Координированные движения спортсмена или танцора требуют сложной деятельности нервной системы. Те же проблемы (и решения), которые возникли при рассмотрении анализа визуальной сцены и понимания языка, снова возникают при рассмотрении координации движений.

Двигательная активность требует доли секунды интеграции многих источников информации, таких как зрение. Он бесконечно креативен, выражая уникальный конечный продукт, адаптированный к сложным требованиям, таким как язык.

Как и другие формы познания, двигательная активность основана на схемах: формах или паттернах, усвоенных на опыте. Как и другие формы познания, двигательная активность находится под влиянием сложного сочетания сознательной и бессознательной обработки.

Ранние исследования двигательной активности

Историки психологии прослеживают начало исследований двигательной активности астрономом Фридрихом Вильгельмом Бесселем около 1820 года. Бессел пытался выяснить, почему разные астрономы не могли договориться о местоположении той или иной звезды в небо в конкретный момент. При этом он наткнулся на концепцию время реакции .

Какие «личные уравнения» изучал Бессел?

Каждый астроном должен был записать точное время совмещения звезды с перекрестием в телескоп. Бессел обнаружил, что существуют постоянные индивидуальные различия в том, как быстро астрономы записывают время.

Некоторые люди задержались на долю секунды больше, чем другие. Бессел построил «личные уравнения», чтобы скорректировать различия в том, насколько быстро астрономы могут делать свои наблюдения. Он обнаружил различия в среднем время реакции наблюдателей.

Сорок лет спустя Вильгельм Вундт сделал время реакции одним из наиболее часто используемых показателей в первой лаборатории экспериментальной психологии. Время реакции (время, прошедшее между событием-стимулом и реакцией) по-прежнему очень распространено в современной психологии.

Время реакции можно точно измерить. Ими легко манипулировать с помощью статистики (потому что время находится на шкале отношений с истинным нулем).

В современных лабораториях измерения времени реакции являются одними из самых простых форм измерения с помощью компьютерных программ. Они показывают, например, эффекты прайминга в семантических сетях, как обсуждалось в главе 69.0003

Исследования двигательных навыков вошли в сферу бизнеса и промышленности в 1920-х годах с исследованиями движения во времени Тейлора. Эти исследования были направлены на повышение работоспособности промышленных и служащих.

Что такое исследования движения во времени?

Проанализировав точную последовательность движений, необходимых для конкретной работы, исследователи могли изменить задачу. Они перепроектировали рабочую среду, чтобы сделать работу быстрее.

Например, эксперт по движению во времени может переместить контейнеры с деталями вдоль сборочной линии. Небольшие изменения могут сократить на несколько секунд время, необходимое для выполнения задачи.

Какую работу стимулировала Вторая мировая война?

Вторая мировая война открыла новую эру в исследованиях координации движений. Солдатам часто приходилось управлять сложной техникой в ​​стрессовых условиях. Это привело к сосредоточению внимания на таких переменных, как практика , усталость и стресс и на том, как они влияют на двигательную активность.

Управление самолетом предъявляло еще один уникальный набор требований. Ранние кабины не были хорошо организованы. Пилот должен был следить за многочисленными циферблатами, манипулируя сложным ручным управлением. Это привело к фатальным ошибкам.

Внимание к тому, как люди взаимодействуют с машинами, помогло создать новую дисциплину под названием человеческий фактор . Он изучал отношение людей к сложным технологиям, таким как машины и другие инструменты, включая всю рабочую среду. Мы рассмотрим его в контексте промышленно-организационной психологии в главе 15.

Измерение зрительно-моторной координации

В середине 20-го века ученые разработали несколько хорошо известных лабораторных приборов для изучения моторики. Особый интерес представляла зрительно-моторная координация, способность людей выполнять сложные движения рук, приспособленные к постоянно меняющимся визуальным сигналам.

Зрительно-моторная координация необходима для выполнения многих сложных задач. Индивидуальные различия в этой способности влияют на производительность людей в условиях работы и отдыха, таких как сборочные работы и занятия спортом.

Одним из широко используемых инструментов для изучения зрительно-моторной координации был аппарат с ротором преследования, показанный на следующем рисунке.


Устройство ротора преследования

Ротор преследования состоит из пластины в виде поворотного стола с металлической точкой на ней. Субъект держит палочку с металлическим наконечником. Субъект пытается удержать наконечник на металлическом пятне (активируя таймер), пока блюдо вращается.

Что такое задача ротора преследования?

Чтобы палочка оставалась на металлическом пятне, субъект должен отслеживать круговое движение поворотного стола. Скорость вращения может варьироваться. Человек с лучшей координацией будет дольше удерживать кончик палочки на металлическом пятне.

Вторым инструментом, обычно используемым для изучения моторного контроля, является прибор для отслеживания зеркал . Субъекту дается рисунок, например звезда, которую нужно обвести карандашом. Субъект рассматривает свою руку в зеркале. Барьер блокирует прямой обзор руки.

Зеркало переворачивает и нарушает нормальную зрительно-моторную координацию. Первоначально рука (видимая в зеркале) движется в направлении, противоположном ожидаемому субъектом.


Прибор для отслеживания зеркал

Что такое отслеживание зеркал?

Люди постепенно учатся менять нормальное соотношение рук и глаз. С практикой они становятся все более искусными в зеркальной трассировке.

Стандартные задания, подобные этим, позволяют изучать моторику. Зеркальная трассировка использовалась у известного пациента Х.М.

Путем тестирования H.M. Нейропсихологи показали, что на аппарате для отслеживания зеркал он может изучать процедуры. Эта предполагаемая процедурная память отличалась от памяти событий.

Х.М. не сформировали новых воспоминаний о событиях. Он никогда не помнил, как тренировался на устройстве для отслеживания зеркал, хотя его способности с ним улучшились.

Кривая обучения

При повторении почти любой двигательной задачи происходит обучение. Человек становится более эффективным или результативным при выполнении задачи.

В заданиях «Ротор преследования» время нахождения на металлической точке увеличивается. В задаче зеркальной трассировки трассировка становится более точной.

Прогресс в обучении навыкам обычно следует S-образной кривой, с некоторой мерой навыка по оси Y и количеством попыток по оси X. Сначала прогресс идет медленно, затем субъект может испытать всплеск обучения, который приводит к быстрому подъему на графике.


S-образная кривая обучения, типичная для сложного обучения

Какова форма обычной кривой обучения?

Люди иногда говорят о плато или периодах отсутствия улучшений во время обучения навыкам. Однако когда экспериментаторы искали такое явление, они его не нашли.

Фиттс и Познер (Fitts and Posner, 1967) обнаружили постепенное улучшение почти всех двигательных навыков с практикой. Они категорически заявили, что «нет плато». Фред Келлер из Гарварда назвал «фантомное плато», поскольку оно случалось редко, но люди верили, что это происходит.

Что Фиттс и Познер сказали о «плато» в моторном обучении?

То, что люди называют плато, может быть периодом стабильности после того, как навык усвоен настолько хорошо, насколько это возможно. Большинство процессов роста следуют той же S-образной кривой, что и моторное обучение.

В общем случае S-образная кривая роста выравнивается, поскольку достигается стабильность , ограничивается ресурс, необходимый для роста, или достигается потолок производительности. Например, зеркальная трассировка не может улучшаться вечно.

При наличии достаточного количества времени для отработки любого навыка нужно стать очень хорошим в нем, тогда развитие прекращается. Это своего рода плато, указывающее на достижение максимальной компетентности.

В чем причина «S-образной кривой»?

S-образная кривая обучения наиболее очевидна, когда кто-то изучает очень сложную задачу. Начальная часть кривой медленно поднимается по мере того, как человек знакомится с основными компонентами навыка.

Фаза крутого восхождения наступает, когда имеется достаточный опыт работы с зачатками или простыми компонентами, чтобы начать собирать все это вместе. Следует быстрый прогресс, пока навык не достигнет потолка или не стабилизируется на высоком уровне.

Как люди неправильно используют термин «крутая кривая обучения»?

Люди часто говорят о крутой кривой обучения , когда имеют в виду обратное. Кривая обучения будет крутой, если навык улучшится быстро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *