Активность личности и ее источники
Активность живых существ — один из основных и необходимых проявлений жизни внутренней силы влечений, направленной на удовлетворение потребностей организма. Но активность человека коренным образом отличается от активности животных.
У животных она является проявлением их инстинктивных биологических потребностей организма, а у человека ведущими в активности являются сознательные и целенаправленные стремления.
Активность человека и формы ее проявления развились исторически и имеют социально направленный характер. В вопросе об источниках активности личности в психологии существовали разные точки зрения.
Впервые вопрос активности личности был поставлен австрийским психиатром 3. Фрейдом — основателем теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории отстаивали мнение, что источником активности человека являются инстинктивные влечения, данные ему от рождения, которые передаются по наследству.
Это — мир инстинктов, биологических и физиологических влечений, неосознаваемых импульсов, природа которых «неизвестна».
Неофрейдисты отталкивались от главных постулатов 3. Фрейда о подсознательном вд, но ограничивали роль сексуальных влечений и вели поиск новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходит из признания решающей роли среды и механизмов социального характера. В подсознательном место нереализованных сексуальных влечений занимает стремление к власти, в результате чего личность осознает свою неполноценность (А. Адлер), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и переживает тягостные чувства одиночества (Э. Фромм) и т.п.
Разрабатывая проблему активности личности, отечественная психология исходит из признания того, что источником активности личности являются ее органические и духовные потребности — в пище, одежде, знаниях, работе.
Человеческие потребности развиваются в деятельности вместе с развитием общественных условий жизни, производства, научно-техническим прогрессом. Сам процесс удовлетворения потребности ведет к развитию и воспроизведению новых потребностей, которые неизбежно порождаются разными сферами общественного бытия людей и их деятельностью.
Чем выше уровень цивилизованности общества, экономического и духовного развития, тем более богатыми и разнообразными являются потребности людей. Внутренними стремлениями к действию становятся мотивы, которые являются результатом осознают личностью своих потребностей и проявляются в конкретных стремлениях к их удовлетворению.
Расширенными мотивами человеческой активности являются интересы. Интерес — это стойкое, выборочное, эмоционально окрашенное стремление личности к жизненно значимым объектам. Интересы возникают на почве потребностей, но не сводятся к ним.
Потребность выражает необходимость, а интерес всегда связан с личной заинтересованностью в объекте, со стремлением лучше его познать, овладеть им. Интерес может проявляться в симпатии и благосклонности человека, в увлеченности определенной деятельностью, литературой, спортом, наукой и т.п.
Жесткими регуляторами поведения являются убеждения.
Убеждение — это система мотивов личности, принуждающих ее действовать в соответствии со своими взглядами и принципами. Основания убеждений — знания человека, являющиеся для него истинными, неопровержимыми, в чем он абсолютно убежден.
Особенностью убеждений является то, что в них знания возникают в единстве с чувствами, захватывая всю личность. Убеждения появляются там, где возникают страдания и муки совести, когда актуализируются принципы действий и поступков.
Силу убеждений в качестве мотива поведения можно сравнить с путами, которые человек не может разорвать, не разорвав своего сердца. Убеждения могут проявляться в разных сферах жизни и деятельности и в зависимости от этого подразделяться па моральные, интеллектуальные, эстетические и др.
Убеждения становятся мощной движущей силой при условии, что действия, которые вызваны этими убеждениями, становятся привычными. К. Д. Ушинский хорошую привычку называл моральным капиталом, вложенным человеком в свою нервную систему. Капитал привычки от употребления возрастает и предоставляет человеку возможность плодотворно применять драгоценную силу — силу сознательной воли, не тратя сознание и волю на борьбу с уже преодоленными трудностями.
Важным осознанным мотивом является идеал.
Идеал — это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни в течение определенного времени. Он определяет программу ее самосовершенствования.
Идеалы людей формируются под влиянием общественных условий жизни, в процессе обучения и воспитания. В роли мотивов личности могут выступать установки.
Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к деятельности, при помощи которой может быть реализована та или иная потребность.
Установка может проявляться в стандартных суждениях, некритично усвоенных человеком во время общения с другими людьми, в предубежденности, в выделении из окружения того, что имеет важное жизненное значение.
Личность может видеть в объектах и явлениях жизни то, что она хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. Установки могут быть положительными, если они основаны на доверии, симпатии, положительном общественном мнении, и негативными, когда они имеют характер предубежденности, необъективности.
Специфической формой установки является внутригрупповая внушаемость как неосознаваемое мнение группы.
В осознаваемых мотивах всегда проявляется цель деятельности личности. Объект, который может удовлетворить потребности личности, возникает в ее сознании как цель. Если личность действительно осознает свою жизненную цель и предусматривает реальное ее достижение, то раскрывается перспектива личности.
Перспектива делает действия человека уверенными, целенаправленными, наполняет их энергией. Отсутствие жизненной перспективы или ее утрата могут вызвать состояние фрустрации, то есть расстройство планов, неверие, безнадежность, отчаяние. Попав в такой психологический дискомфорт, личность теряет способность к объективной оценке фактов жизни, проявляет агрессивность.
Состояние фрустрации может быть обусловлено завышенной самооценкой личности, когда она проявляет склонность выбирать в жизни весьма сложные, сверхсложные для нее цели, вследствие чего переживает неудачу. При адекватной самооценке человек выбирает цели, которые отвечают его возможностям, и успешно их реализует.
Самооценка может быть и заниженной. Сниженная самооценка обусловлена неуверенностью человека в своих возможностях, вследствие чего он ориентируется на выбор слишком простых целей. При заниженной самооценке не реализуется психологический потенциал личности, вследствие чего снижается темп ее развития и могут закрепляться негативные черты.
Интегрированным показателем социальной ценности ориентации личности является ее направленность. Направленность личности — это система доминирующих целей и мотивов ее деятельности, которые определяют ее самоценность и общественное значение. Направленность вместе с мировоззрением являются высшим регулятором поведения и действий человека.
Важную роль в формировании направленности личности играет ее самосознание.
Самосознание — это осознание человеком себя самого и своего отношения к внешнему миру и другим людям. Оно имеет много разных форм проявления. Одна из них связана с познавательной стороной психической деятельности и проявляется в самоощущении, самонаблюдении, самооценке, самоанализе.
Самосознание личностью изменений и процессов, которые в ней происходят, способствует глубокому самопознанию, объективности, критичности их оценки. С эмоциональной сферой самосознания связаны такие ее проявления, как самолюбие, самовосхваление, скромность, самоунижение, чувство собственного достоинства, надменность и др. В них отражается отношение человека к самому себе и к другим людям.
Такие проявления самосознания, как сдержанность, самообладание, самоконтроль, самодисциплина, инициативность, связаны с волевой стороной психической деятельности человека. Основные формы проявления самосознания личности тесно связаны со всеми аспектами ее жизни и деятельности.
Личность как общественное существо формируется в процессе обучения, воспитания, в работе и общении с другими людьми. Вместе с тем важную роль в ее становлении играют врожденные особенности. Внешние влияния действуют на личность через ее внутреннее состояние, врожденное, ранее приобретенное.
Поэтому, чтобы познать личность, ее психологию, необходимо выяснить конкретные условия ее жизни, воспитания, работы, особенности среды и взаимодействия с ней.
Исследования активности личности в отечественной и зарубежной психологии — Научно-исследовательский портал Уральского федерального университета
Статья посвящена сравнительному анализу теорий активности, созданных в рамках отечественной и зарубежной психологии. Показано, что в отечественной психологии активность личности рассматривается как самостоятельный феномен и изучается главным образом в контексте деятельностного и субъектного подхода, тогда как в зарубежной психологии активность рассматривается лишь в контексте определенных теорий (теория самоактуализации и др.
). Также делается вывод о том, что, несмотря на фундаментальность проблемы активности в психологии, данный феномен изучен явно недостаточно, как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне. На основании анализа теоретических источников о структуре и динамике активности автором предложена уровневая модель активности личности — иерархическая система, включающая в себя 5 взаимосвязанных уровней.Переведенное название | Studies of personality activity in domestic and foreign psychology |
---|---|
Язык оригинала | Русский |
Страницы (с-по) | 8-20 |
Число страниц | 13 |
Журнал | Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования |
Номер выпуска | 2 |
Состояние | Опубликовано — 2016 |
- Перечень ВАК
- APA
- Author
- BIBTEX
- Harvard
- Standard
- RIS
- Vancouver
@article{b4e30279b289451b8e525f3a48c3fa67,
title = «Исследования активности личности в отечественной и зарубежной психологии»,
abstract = «Статья посвящена сравнительному анализу теорий активности, созданных в рамках отечественной и зарубежной психологии. Показано, что в отечественной психологии активность личности рассматривается как самостоятельный феномен и изучается главным образом в контексте деятельностного и субъектного подхода, тогда как в зарубежной психологии активность рассматривается лишь в контексте определенных теорий (теория самоактуализации и др.). Также делается вывод о том, что, несмотря на фундаментальность проблемы активности в психологии, данный феномен изучен явно недостаточно, как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне. На основании анализа теоретических источников о структуре и динамике активности автором предложена уровневая модель активности личности — иерархическая система, включающая в себя 5 взаимосвязанных уровней.»,
author = «Бердникова, {Дария Владимировна}»,
year = «2016»,
language = «Русский»,
pages = «8—20»,
journal = «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования»,
issn = «2223-5477»,
publisher = «Общество с ограниченной ответственностью {«}Аналитика Родис{«}»,
number = «2»,
}
Бердникова, ДВ 2016, ‘Исследования активности личности в отечественной и зарубежной психологии’, Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, № 2, стр. 8-20.
TY — JOUR
T1 — Исследования активности личности в отечественной и зарубежной психологии
AU — Бердникова, Дария Владимировна
PY — 2016
Y1 — 2016
N2 — Статья посвящена сравнительному анализу теорий активности, созданных в рамках отечественной и зарубежной психологии. Показано, что в отечественной психологии активность личности рассматривается как самостоятельный феномен и изучается главным образом в контексте деятельностного и субъектного подхода, тогда как в зарубежной психологии активность рассматривается лишь в контексте определенных теорий (теория самоактуализации и др.). Также делается вывод о том, что, несмотря на фундаментальность проблемы активности в психологии, данный феномен изучен явно недостаточно, как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне. На основании анализа теоретических источников о структуре и динамике активности автором предложена уровневая модель активности личности — иерархическая система, включающая в себя 5 взаимосвязанных уровней.
AB — Статья посвящена сравнительному анализу теорий активности, созданных в рамках отечественной и зарубежной психологии. Показано, что в отечественной психологии активность личности рассматривается как самостоятельный феномен и изучается главным образом в контексте деятельностного и субъектного подхода, тогда как в зарубежной психологии активность рассматривается лишь в контексте определенных теорий (теория самоактуализации и др.). Также делается вывод о том, что, несмотря на фундаментальность проблемы активности в психологии, данный феномен изучен явно недостаточно, как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне. На основании анализа теоретических источников о структуре и динамике активности автором предложена уровневая модель активности личности — иерархическая система, включающая в себя 5 взаимосвязанных уровней.
UR — http://elibrary.ru/item.asp?id=26324602
M3 — Статья
SP — 8
EP — 20
JO — Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования
JF — Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования
SN — 2223-5477
IS — 2
ER —
Занятия – Введение в психологию. Учебное пособие
Перейти к содержимому
Глава 12: Личность
Кто ты на самом деле? Загадка личности: 15-минутный Ted Talk о личности и о том, насколько податливой она может быть на самом деле.
Видео 12.1 : Кто ты на самом деле? Загадка личности (https://youtu.be/qYvXk_bqlBk), загружено Брайаном Литтлом.
- Психология в цифрах: краткая история личностных тестов: прекрасный взгляд на меняющееся лицо личностных тестов. (https://theconversation.com/psychology-by-numbers-a-brief-history-of-personality-tests-53927)
- Теории и терминология психологии личности: на этом сайте исследуется большинство основных теорий личности. (https://www.verywell.com/personality-psychology-study-guide-2795699)
- Карл Роджерс и личностно-ориентированный подход: обсуждение работы Маслоу по иерархии потребностей.
(http://www.bbc.co.uk/programmes/b063ztb0) - Genetube: шесть коротких видеороликов, объясняющих генетику обычным людям! (https://genetube.org/ddda95?fv=#/start-video)
- 2016-17 Обладатели награды Noba + Psy Chi Student Video Award: Эти отмеченные наградами видеоролики о личности были сняты студентами-психологами. Подумайте, что бы вы сделали, если бы вам предложили снять собственное видео.
.
- Это круг? Ваш ответ может многое рассказать о вашем мировоззрении. Этот очень простой тест претендует на то, чтобы раскрыть кое-что о вашей личности — почему бы не попробовать его самому и на друзьях? Как вы думаете, как он оценивается с точки зрения достоверности? (http://www.telegraph.co.uk/news/science/12037540/Is-this-a-circle-test-reveals-a-lot-about-your-personality. html)
- Исследователи спросили этих британских матерей, какие черты личности они больше всего хотели бы видеть в своих детях – экстраверсия оказалась на первом месте: недавнее исследование. Какие качества вы хотели бы иметь и почему? Насколько ваши ответы соотносятся с ответами матерей в исследовании? (https://digest.bps.org.uk/2017/09/06/most-mothers-hope-their-babies-will-become-extroverts-more-than-smart-or-self-disciplined/)
- Есть ли у вас здоровое чувство собственного достоинства: еще один ОЧЕНЬ короткий тест, на этот раз посвященный самооценке/нарциссизму. Ответив на вопросы, удивила ли вас интерпретация партитуры?
. - Тесты личности Большой пятерки: краткая версия теста личности Большой пятерки.
Были ли вопросы такими, как вы ожидали, учитывая то, что вы прочитали в тексте?
Вас удивила интерпретация ваших ответов? (https://www.truity.com/view/tests/big-five-personality)
@genetube. Получено с https://genetube. org/ddda95?fv=#/start-video
Амбридж, Б. (2016). Обладаете ли вы здоровым чувством собственного достоинства? Получено с https://www.theguardian.com/lifeandstyle/2016/jul/27/do-you-have-a-healthy-sense-of-self-dependency-take-this-quiz-to-find-out
.Американская психологическая ассоциация, Психология: наука в действии (2014). Больше сна сделало бы нас счастливее, здоровее, в большей безопасности. Получено с http://www.apa.org/action/resources/research-in-action/sleep-deprivation.aspx
.Apple Store — iTunes. (2018). Остановись, вдохни и подумай. Получено с https://itunes.apple.com/ca/app/stop-breathe-think/id77884869.2?мт=8
BBC iPlayer Radio 4. (2015). Изменившие сознание – Карл Роджерс и человек , ориентированный на подход – Подкасты. Получено с http://www.bbc.co.uk/programmes/b063ztb0
Черри, К. (2018). Теории и терминология психологии личности. Получено с https://www.verywell.com/personality-psychology-study-guide-2795699
Джарретт, К. (2017). Исследователи спросили этих британских матерей, какие черты характера они больше всего желали бы для своих детей – экстраверсия оказалась на первом месте. Получено с https://digest.bps.org.uk/2017/09./06/большинство матерей надеются, что их дети станут экстравертами, более чем умными или самодисциплинированными/
Литтл, Б. (2016, 9 июля). Кто ты на самом деле? Загадка личности [Видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=qYvXk_bqlBk
.Миллард, К. (2016). Психология в цифрах: краткая история личностных тестов. Получено с https://theconversation.com/psychology-by-numbers-a-brief-history-of-personality-tests-53927
Моллой, М. (2015). Это круг? Ваш ответ может многое рассказать о ваших взглядах на жизнь. Получено с http://www.telegraph.co.uk/news/science/12037540/Is-this-a-circle-test-reveals-a-lot-about-your-personality.html
НОБА. 2016-2017 Ноба + Пси Чи студенческие видео награды получатели . Получено с http://nobaproject. com/student-video-award/winners?utm_source=Noba&utm_campaign=53a3503110-2015_Student_Video_Award_Announcement5_6_2015&utm_medium=email&utm_term=0_51cfc109ef-53a30031613-451 951
Правда. (2017). Большая пятерка личностных тестов. Получено с https://www.truity.com/view/tests/big-five-personality
.Тернер, Р. (2018). Ведение журнала сновидений. Получено с http://www.world-of-lucid-dreaming.com/dream-journal.html
.
Введение в психологию. Учебное пособие Сары Мюррей находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License, если не указано иное.
Нейровизуализирующее исследование раскрывает «поразительный» факт о личности и активности мозга
Два нейровизуализирующих исследования с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии и электроэнцефалографии показали, что люди со схожими личностями, как правило, имеют схожие реакции мозга при просмотре естественных стимулов. Этот эффект был сильнее, чем сходство по полу, этнической принадлежности или политической принадлежности. Исследование было опубликовано в Nature Scientific Reports .
Каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир. Один человек может вдохновиться, глядя на произведение искусства, другой даже не заметит этого. Одному человеку может нравиться участвовать в какой-либо деятельности, другой сочтет это хлопотным.
Исследователи изучили корни этих совпадений на неврологическом уровне и обнаружили, что общий опыт, близкие отношения, а также пол и когнитивные стили влияют на то, будет ли опыт двух людей совпадать или нет. Люди также склонны синхронизировать свою мозговую деятельность во время социальных взаимодействий. Это происходит пассивно, когда нейронная активность вызывается обычным раздражителем (чем-то, что запускает наши чувства). Но связана ли эта пассивная нейронная синхронизация с личностными чертами?
«Учитывая растущую поляризацию нашего мира в наши дни, способность понять, как смотреть на мир с чужой точки зрения, кажется критически важной. Наш интерес заключался в том, чтобы понять, что обеспечивает такое согласование на различных уровнях: от поведенческого и психологического до системного и нейронного», — говорят авторы исследования Сандра Матц из Колумбийской школы бизнеса и Моран Серф из Северо-Западного университета.
Исследователи разработали два исследования нейровизуализации, чтобы ответить на этот вопрос. Целью их первого исследования было изучение взаимосвязи между личностными чертами и синхронностью мозговой деятельности с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). У них было 66 студентов, которые смотрели часовую серию из 14 коротких видеороликов, охватывающих широкий спектр жанров, во время прохождения МРТ головного мозга. Основные черты личности студентов оценивались с помощью опросника личности из десяти пунктов (TIPI).
Цель исследования 2 состояла в том, чтобы проверить, могут ли результаты исследования 1 быть получены с помощью электроэнцефалографии всего мозга (ЭЭГ), а также изучить роль дополнительного набора более узких личностных черт (субфасетов личности) в мозге. сходство ответов, чтобы изучить основные механизмы восприятия с помощью отслеживания взгляда и определить, связаны ли сходства политической идеологии, пола или этнической принадлежности с уровнем нейронной синхронизации.
303 участника этого исследования просмотрели набор из 104 статических изображений на различные темы. Эти участники заполнили более полную личностную инвентаризацию (Большая пятерка -2, BFI-2) по сравнению с оценкой из предыдущего исследования, и устройство отслеживания глаз зафиксировало их взгляд во время просмотра изображений.
Исследование 1 показало, что большее сходство реакций мозга на просмотр видео было связано с большим сходством личности. Этот вывод подтвердился для ряда используемых индикаторов нейронной активности и для разных частей мозга. Более высокое сходство личности снова было связано с более высоким сходством ответов мозга в исследовании 2, хотя участники смотрели картинки вместо видео.
Этот эффект сохранялся даже после учета сходства по полу, этнической принадлежности, возрасту и политической идеологии.
«Самый простой способ подвести итоги работы заключается в том, что мы узнали, что способ видения мира людьми определяется их личностью в большей степени, чем другими параметрами (например, полом, расой, возрастом, политической идеологией и т. д.)», Матц и Серф. рассказал PsyPost.com.
«То есть два человека со схожими личностями (т. е. оба невротики и приятные) гораздо больше похожи друг на друга в том, как они обрабатывают поступающие стимулы, чем два человека одного пола, возраста, расы и т. д. приятный 50-летний чернокожий республиканец больше похож (в том, как вы обрабатываете поступающие естественные стимулы) на приятную 24-летнюю женщину-демократа из Азии, чем на другого 50-летнего неприятного чернокожего республиканца».
«Мы исследуем нейронные цепи, лежащие в основе этого эффекта, и показываем, что это сходство является результатом внутренней оценки содержания, а не просто сосредоточением/вниманием на различных аспектах входящего стимула», — объяснили исследователи.
То же самое было и при рассмотрении более узких черт личности (субфасетов личности), за исключением субграни, называемой эстетикой (грань черты личности Открытость опыту). Сходство взгляда не было связано ни со сходством личности, ни со сходством нейронных реакций.
«Тот факт, что личность гораздо сильнее, чем другие черты, в обеспечении сходства, весьма поразителен», — сказали Матц и Серф. «Интуиция подсказывала, что люди больше похожи друг на друга, скажем, на основе их политической идеологии или расы, чем личности, поскольку политика идентичности, а также раса, пол или возрастная группа (т. СМИ постоянно и создают впечатление, что разделение на эти группы имеет решающее значение. Довольно неожиданно узнать, что личность может превзойти эти переменные сегментации».
Исследование выявило важную связь между личностью и активностью мозга. Однако исследователи отмечают, что их «работа не проверяла напрямую гипотезу о том, что сходство личности связано с нейронной синхронией через общую интерпретацию стимулов», а делала об этом лишь косвенные выводы. В исследовании также не изучались поведенческие последствия нейронной синхронии, и это следует рассмотреть в будущих исследованиях.
«Исследование было протестировано на определенном наборе стимулов, которые в некоторой степени естественны (неподвижные изображения с относительно низкой эмоциональной валентностью)», — сказали исследователи. «Возможно/вероятно, что какой-то контент будет усиливать черты идентичности (раса, пол, политическая идеология) на уровне, который будет выше, чем личность. Например, показ видео, которые являются более эмоциональными и нацелены на сами концепции, скажем, расовой идентичности, вероятно, повысит значимость этого измерения».
«Мы считаем, что эти типы стимулов составляют большую часть контента, с которым мы взаимодействуем в последнее время (в основных СМИ и социальных сетях), и поэтому они усиливают разделение на эхо-камеры на основе параметров идентичности, а не психологических. Мы не проверяли это, но подозреваем, что это будет большим интересом для следующих вопросов».