Потребности маслоу пирамида: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

какие шаги нужно пройти, чтобы добиться успеха

Всем известная пирамида Маслоу не только описывает самые существенные нужды человека, но и подсказывает, как добиться желаемых вещей. Спойлер: перепрыгивать через ступени — нельзя.

Unsplash

У каждого человека есть потребности, но не всякий понимает, каким стоит отдать предпочтение в первую очередь

Известный американский психолог Абрахам Маслоу обратился к самому факту мотиваций человека при достижении успеха (и при базовом существовании). Так, он разработал теорию иерархий и потребностей. Вне зависимости от желания человека он оказывается на той или другой ступени пирамиды, разработанной американцем еще в начале 20 века. Состоит пирамида Маслоу из 7 ступеней — уровней (в упрощенном варианте из 5), каждая из которых означает определенную нужду. Суть в том, что человеку недоступна верхняя пятая ступень, если он лишь стоит на первой и пытается перепрыгнуть на третью, не остановившись на второй. Так, ради достижения большой цели нужно достичь и все остальные, шаг за шагом.

Нужно признать, что Маслоу несколько раз пересматривал свою теорию. Он добавлял и убавлял уровни, однако ключевые пять признаны уже на века. 

1. Физиологические потребности

Это базовые нужды для выживания. Воздух, еда, вода, здоровье и тепло (а также секс) — основные потребности первой ступени: утолив их, можно приступать к следующему уровню. Дорога к успеху начата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2. Потребность в безопасности

Психологическая и финансовая независимости равнозначно важны, как и физическая безопасность, а потому неразъединимы. Например, плата за медицинское страхование или наличие сбережений, которые защитят от непредвиденной опасности, — существенно приблизит человека к желаемому успеху. 

3.

Потребность в принадлежности

Здесь проявляется нужда каждого человека в любви, привязанности, доверии и дружбе. В целом — речь идет о потребности принадлежать к какому-либо роду отношений, признанных в обществе. Люди — социальные существа: изолированное существование человека — не приводит к успеху. Общий социальный прогресс важен, как утоление жажды.

4. Потребность в уважении

Именно с этой ступени начинается утоление нужд иного порядка, более высокого. Как только удовлетворены низшие потребности, чувство выполненного долга и уважения начнут иметь существенное значение, продвигающее человека дальше к его цели. Уверенность человека в себе самом и уверенность в нем, исходящая от других людей, позволяют не зацикливаться на прошедших уровнях и актуализируют самооценку человека для перехода к следующей ступени.

5. Самореализация

Процесс естественной самореализации человека в пирамиде Маслоу указывает на независимость от материального или эгоистического определения успеха.

Это дает возможность индивиду осмотреть все ранее пройденные этапы и без оценки отнестись к проделанной работе, лишь убедившись в честно проделанной работе, что и становится фактором успеха.

Пирамида потребностей Маслоу — Живи!

Рисунок в виде пирамиды придумали американские маркетологи уже после смерти Маслоу, в начале 1980-х. Работа по изучению человеческих потребностей, которой он посвятил почти половину жизни, уложилась благодаря их стараниям в простой, схематичный рисунок. Тогда как сам Маслоу посвятил описанию потребностей ни одну работу…

На протяжении всей жизни американский психолог русского происхождения Абрахам Маслоу стремился доказать, что создать идеальное общество, где все люди в максимальной степени удовлетворены и счастливы, возможно. И мало того — необходимо! Но он был яростным противником общепринятой формулировки, согласно которой идеальное общество именовали утопией (то есть считали априори недостижимым). Вступая в бесконечные споры с утопистами, Маслоу предложил собственный термин для обозначения идеального общества счастливых людей — эупсихея. В представлении Маслоу люди, составляющие такое общество,— это личности, которые постоянно находятся в процессе самоактуализации. Этим термином он называл наивысшую потребность человека, которая выражается в стремлении к саморазвитию и полной реализации внутреннего потенциала. Кроме самоактуализации Маслоу выделил еще несколько уровней человеческих потребностей, которые сегодня принято изображать в виде пирамиды (Maslow’s hierarchy of needs).

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,— разъяснял Маслоу.— Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Многие ученые мужи оспаривают теорию Маслоу, утверждая, что в его иерархии удовлетворение наивысшей потребности — самоактуализации — вполне возможно и в условиях неудовлетворенности во всем остальном. В качестве иллюстрации приводятся истории множества знаменитых и выдающихся личностей. Например, французский математик XIX века Эварист Галуа разработал основы современной алгебры, находясь в тюремной камере. Или художники знаменитой Парижской школы (Сутин, Модильяни, Шагал, Кислинг и другие), создававшие шедевры искусства в условиях крайней нужды, неустроенности и голода. Дмитрий Шостакович писал симфонию №7, свое самое выдающееся произведение, находясь в осажденном Ленинграде в состоянии почти животного страха и отчаяния. Примеров сотни, и все они призваны доказать, что и полуголодный, одинокий и отвергнутый индивид может на все сто реализовать природный потенциал. На эти аргументы Маслоу всегда отвечал: «Спросите этих людей, были ли они счастливы».

Изучая иерархию потребностей, попутно Маслоу выделил и описал комплекс Ионы, который, по его мнению, присущ почти каждому человеку. Суть его в том, что некоторые люди добровольно отказываются активизировать скрытые в них ресурсы и потенциалы. В наше время эту проблему можно решить относительно быстро и не только с помощью классического психолога, но и, например, пройдя базовую ступень тренинга личностного роста.

Каковы 5 уровней иерархии потребностей Маслоу?

Вы прочитали бесчисленное количество книг по самосовершенствованию, пытаясь повысить свою мотивацию, но до сих пор ничего не изменилось.

Вы не понимаете, что с вами не так, потому что с трудом выполняете даже элементарные вещи. Работа, которая раньше приносила вам удовольствие, теперь кажется наказанием. Вы ненавидите ходить на работу и хотите бросить ее.

Итак, чтобы изменить ситуацию, вы исследуете иерархию потребностей Маслоу.

Вы хотите знать, что мотивирует поведение человека и как сохранить мотивацию.

Продолжайте читать, чтобы узнать, что такое иерархия потребностей Маслоу и как ее полезно помнить.

Каковы 5 уровней иерархии потребностей Маслоу?

Абрахам Маслоу — американский психолог, разработавший теорию, согласно которой человеческие потребности подразделяются на пять категорий. Он утверждал, что как только потребности человека в данной категории удовлетворены, уровень мотивации падает. Итак, чтобы оставаться мотивированным, человек теперь должен работать над достижением потребностей более высокой категории.

Вот пять уровней иерархии потребностей Маслоу:

1. Физиологические потребности

Это потребности, необходимые для выживания человека и включающие такие вещи, как пища, кров и одежда. На этом уровне человек готов на все, чтобы выжить. Итак, люди на этом уровне готовы и мотивированы на любую работу, чтобы собрать деньги на еду или кров.

2. Потребности в безопасности

Как только вы удовлетворяете физиологические потребности, становится трудно сохранять мотивацию, выполняя ту же работу, которая просто обеспечивает эти потребности. Вы переходите на следующий уровень потребностей в безопасности. Здесь нужно чувствовать себя в безопасности.

Именно тогда вы начинаете искать работу, которая предлагает гарантии занятости. Кроме того, на этом этапе вы начнете искать дома в безопасных районах.

3. Чувство принадлежности

Третий уровень иерархии потребностей Маслоу включает чувство принадлежности и чувство любви. Вы хотите чувствовать себя частью сообщества. Вы начинаете гоняться за дружбой и романтическими привязанностями.

4. Потребность в уважении

После того, как три нижних уровня удовлетворены, они больше не мотивируют, и теперь вы начинаете гоняться за потребностью в уважении. На этом уровне вы гонитесь за уважением и признательностью. Вы хотите получить признание за свои достижения и получить должность.

5. Самоактуализация

Самоактуализация — это высший уровень, и очень немногие достигают его. На этом уровне человек сейчас живет в полной мере. Люди на этом уровне широко известны и признаны за их удивительные достижения.

Почему полезно помнить об иерархии потребностей Маслоу?

Изучение иерархии потребностей Маслоу является ключом к пониманию того, что движет вашими действиями на определенных этапах. Вы знаете, почему вам трудно сохранять мотивацию, когда вы удовлетворяете потребности на определенном уровне. Итак, вам нужно знать, как скорректировать свои потребности, перейдя на следующий уровень, тем самым повысив свою мотивацию.

Хотите узнать больше о том, что движет вашим поведением и как сохранять мотивацию? Тогда, пожалуйста, обратитесь к нашему квалифицированному терапевту, чтобы записаться на индивидуальный сеанс терапии.

Кто создал легендарную пирамиду Маслоу?

Нет, не этот.

Культовая пирамида потребностей Абрахама Маслоу — одно из самых известных изображений в истории изучения менеджмента. В основании пирамиды находятся физиологические потребности, а на вершине — самоактуализация, полная реализация своего уникального потенциала. На этом пути находятся потребности в безопасности, принадлежности, любви и уважении.

Однако многие люди могут не осознавать, что в течение последних нескольких лет своей жизни Маслоу считал самопревосхождение, а не самоактуализацию, вершиной человеческих потребностей. Более того, трудно найти доказательства того, что он когда-либо представлял свою теорию в виде пирамиды

. Напротив, из его работ ясно, что он не рассматривал свою иерархию потребностей как видеоигру — как будто вы достигаете одного уровня, а затем открываете следующий уровень, никогда больше не возвращаясь к «нижним» уровням. Он ясно дал понять, что мы всегда движемся вперед и назад по иерархии и можем одновременно ориентироваться на несколько потребностей.

Если Маслоу так и не построил свою легендарную пирамиду, то кто? В недавней статье Тодд Бриджмен, Стивен Каммингс и Джон Баллард прослеживают истинное происхождение пирамиды в учебниках по менеджменту и излагают последствия для расширения теории Маслоу и для исследований в области управления в целом. В следующих вопросах и ответах я беседую с авторами этой статьи об их детективной работе.

Почему вы взялись за ответ на вопрос: Кто построил «Пирамиду Маслоу»?

Мой коллега Стивен Каммингс и я давно интересовались тем, как фундаментальные идеи нашей области, изучения менеджмента, представлены в учебниках.

Учебники часто представляют идеи совершенно иначе, чем в оригинальных произведениях. Нам интересно понять, как и почему это происходит. Мы учили иерархию потребностей Маслоу в течение многих лет и знали, что пирамида не фигурирует в его самых известных работах, поэтому нам было интересно копнуть глубже. Мы связались с Джоном Баллардом, который знал работу Маслоу лучше, чем мы, и который разделял нашу обеспокоенность тем, что теория Маслоу искажается. К счастью, он согласился присоединиться к нам в этом проекте.

Считаете ли вы, что популярность иерархии потребностей Маслоу отчасти объясняется культовой привлекательностью пирамиды, которая стала с ней ассоциироваться?

Да, абсолютно. Маслоу был не первым психологом, разработавшим теорию человеческих потребностей. Уолтер Лангер представил теорию физических, социальных и эгоистических потребностей, которая появилась наряду с Маслоу в одном из первых учебников по менеджменту. И теория Маслоу, как правило, не показала хороших результатов в эмпирических исследованиях (хотя я знаю о ваших недавних исследованиях, которые бросают вызов этому).

Фактически, это отсутствие эмпирической поддержки является одним из основных критических замечаний теории со стороны авторов учебников. Так почему же они продолжают включать его? Пирамида. Из того, что мы преподавали на курсах менеджмента в течение 20 лет, мы знаем, что если и есть что-то, что студенты помнят из вводного курса по менеджменту, так это пирамиду. Он интуитивно привлекателен, легко запоминается и отлично выглядит в PowerPoint. Учащимся это нравится, а также авторам учебников, учителям и издателям.

Так что у тебя с пирамидой?

Его называют «пирамидой Маслоу», хотя он ее не создавал, и это просто не очень хорошее представление иерархии потребностей Маслоу. Это увековечивает несправедливую критику теории. Например, что люди мотивированы только на удовлетворение одной потребности за раз, что потребность должна быть удовлетворена на 100%, прежде чем возникнет потребность более высокого уровня, и что удовлетворенная потребность больше не влияет на поведение.

Другая точка зрения состоит в том, что у всех одинаковые потребности, устроенные и активируемые в одном и том же порядке. В свои 1943 в статье Psychological Review Маслоу предвосхищает эту критику и говорит, что она создаст ложное впечатление о его теории. Маслоу считал, что у людей есть частично удовлетворенные потребности и частично неудовлетворенные потребности одновременно, что потребность более низкого уровня может быть удовлетворена лишь частично до того, как возникнет потребность более высокого уровня, и что порядок, в котором возникают потребности, не является фиксированным.

Как эта неточная интерпретация иерархии потребностей утвердилась в учебниках по менеджменту?

Это сложная история, и мы подробно рассмотрим ее в статье. Дуглас МакГрегор — ключевая фигура, потому что он популяризировал Маслоу в бизнес-сообществе. МакГрегор видел потенциал применения менеджерами иерархии потребностей, но для простоты перевода он намеренно проигнорировал многие нюансы и оговорки, которые сформулировал Маслоу. Короче говоря, упрощенная версия Макгрегора — это теория, которая сегодня фигурирует в учебниках по менеджменту, и большинство критических замечаний по поводу теории Маслоу — это критика интерпретации Маслоу Макгрегором.

Макгрегор создал пирамиду? А если нет, то кто?

В сочинениях МакГрегора нет пирамиды. Кит Дэвис написал широко используемый учебник по менеджменту в 1957 году, в котором теория иллюстрировалась в виде серии шагов в прямоугольном треугольнике, ведущих к вершине. На верхнем уровне изображен руководитель в костюме, поднимающий флаг, что напоминает поднятие флага на Иводзиме. Но такое представление теории не прижилось.

Мы проследили пирамиду, которую мы связываем с иерархией потребностей сегодня, до Чарльза Макдермида, психолога-консультанта. Он появился в его 1960 в Business Horizons «Как деньги мотивируют мужчин», в которой он утверждал, что пирамида может быть применена для создания «максимальной мотивации при наименьших затратах». Мы думаем, что пирамида Макдермида была вдохновлена ​​изображением Дэвиса, но взлетел именно образ Макдермида. Если и есть более ранняя пирамида, то мы ее не нашли.

Верно ли, что вы на самом деле не нашли никаких следов того, чтобы Маслоу оформлял свои идеи в форме пирамиды? Где вы искали и насколько всесторонним был ваш поиск?

Верно. Это был комплексный поиск. Маслоу был плодовитым писателем. Мы изучили все его изданные книги и статьи, которые смогли идентифицировать, а также его личные дневники, которые опубликованы. Джон погрузился в архивы Маслоу в Центре истории психологии Университета Акрона в Огайо и изучил множество коробок с бумагами, письмами, записками и так далее. Мы не нашли следов пирамиды ни в одном из сочинений Маслоу. Кроме того, Джон прошел pre1960 учебников по психологии для любых дискуссий о Маслоу. Большинство книг по психологии того времени даже не упоминали Маслоу.

Почему Маслоу не выступил против пирамиды, когда увидел ее? Он мог бы покритиковать его, не так ли? Я слышал от кого-то, кто знал Маслоу, что он на самом деле думал, что пирамида на обратной стороне однодолларовой банкноты была справедливым представлением его теории. Кроме того, один из его студентов, прошедший его курс в Бруклинском колледже, сказал мне, что будет включать слайд с пирамидой, когда будет описывать свою теорию в классе. Так что, возможно, ему понравилась культовая пирамида, даже если он не сам придумал изображение?

Это интересные вопросы. Маслоу прожил 10 лет после того, как Макдермид представил пирамиду. Мы не нашли никаких доказательств того, что Маслоу когда-либо бросал вызов пирамиде. Мы не думаем, что это потому, что он считал пирамиду точным изображением. Более правдоподобное объяснение, которое исходит из нашего анализа его личных дневников, состоит в том, что аспекты его профессиональной жизни разваливались. Он чувствовал себя недооцененным в психологии. Крупные исследовательские журналы по психологии были заняты экспериментальными исследованиями, которые угнетали Маслоу из-за отсутствия творчества и проницательности. У него также были более прагматические заботы, периоды плохого здоровья и финансовые трудности.

Ключевые фигуры в управленческом сообществе увидели в нем гуру и расстелили красную ковровую дорожку. Они дали ему признание, которого, по его мнению, он заслуживал. Кроме того, за счет выступлений и консультаций он мог получать дополнительный доход. В этом свете неудивительно, что он согласился с этим.

Некоторые люди утверждают, что Маслоу построил свою пирамиду на типи коренных народов черноногих после лета, которое он провел с этим племенем в 1938 году. Что вы думаете об этой теории?

Заявление о том, что Маслоу украл идею своей пирамиды у черноногих, привлекло внимание социальных сетей, но если бы Маслоу не создавал пирамиду, он не мог бы позаимствовать ее у черноногих. Нет сомнений в том, что полевые исследования Маслоу с черноногими были для него полезными. Он кратко обсудил свои наблюдения с черноногими в своих 1954 книга. Биограф Маслоу Эд Хоффман посвятил целую главу полевым исследованиям Маслоу. Хотя Маслоу многое узнал об этих гордых людях, в этих трудах нет ничего, что указывало бы на то, что он заимствовал или украл идеи для своей иерархии потребностей.

Куда мы пойдем дальше? Вы призываете убрать пирамиду из новых изданий учебников по менеджменту?

Мы рекомендуем, как и некоторые до нас, что лестница является лучшим визуальным представлением иерархии потребностей Маслоу. Пирамида показана горизонтальными линиями, разграничивающими различные уровни. Это затрудняет представление человека, одновременно затронутого разными потребностями. Когда человек стоит на лестнице, ноги и руки занимают несколько ступенек. На другие ступени также можно опереться. Кроме того, лестница лучше передает идею Маслоу о том, что люди могут двигаться вверх и вниз по иерархии. Выдающийся историк менеджмента Дэниел Рен описал теорию Маслоу как лестницу потребностей в первых изданиях своей книги 9.0051 Эволюция управленческой мысли . Со временем это описание исчезло, но мы считаем, что удаление пирамиды из учебников по менеджменту и замена ее лестницей было бы шагом вперед. Дэн Рен связался с нами с момента публикации статьи и согласен.

Вы написали: «Вдохновение на изучение менеджмента и его связи с творчеством и стремлением к общему благу было бы для Маслоу гораздо более вдохновляющим наследием, чем упрощенная пятиступенчатая односторонняя пирамида». Я согласен! Кажется, что первоначальное представление Маслоу о самореализации противоречит тому, как бизнес-лидеры относились к этой концепции, верно?

Обязательно. После публикации книги «Мотивация и личность » в 1954 году Маслоу стал одним из немногих признанных психологов, бросивших вызов господствующему конформизму 1950-х годов. Он высказался о том, как крупные организации и социальная конформность подавляют индивидуальное самовыражение. Временами он был разочарован тем, что деловое сообщество относилось к его теории о человеческой природе как к средству для достижения финансовой цели — краткосрочной прибыли, а не цели, которую он видел, — более просвещенных граждан и общества. Было бы здорово, если бы студентам было предложено прочитать то, что Маслоу написал в оригинале. Студенты лучше поймут, что мотивация сотрудников к более продуктивной работе не была той целью, которую Маслоу желал для иерархии потребностей. Его интересовали творчество, свобода самовыражения, личностный рост и самореализация — вопросы, которые сегодня остаются такими же актуальными в размышлениях о работе, организациях и нашей жизни, как и во времена Маслоу. Мы думаем, что есть возможность создать новый Маслоу для изучения менеджмента, вернувшись к первоначальным идеям Маслоу.

Маслоу никогда не предлагал элитарной концепции самоактуализации, верно? Я читал, что он утверждал, что каждый способен к самореализации, но ему мешает нехватка наших самых основных потребностей.

Ну, это зависит. Большую часть своей жизни и в своих трудах Маслоу очень четко указывал, что у каждого новорожденного есть потенциал для самореализации в конечном итоге при наличии подходящей среды. Но он чувствовал, что очень немногие люди по-настоящему реализовали свой потенциал, и это убеждение с годами становилось все сильнее. В свои последние годы он задавался вопросом, может ли быть генетический компонент, который способствует самореализации у одних больше, чем у других. Он размышлял о возможности существования «биологической элиты», людей с более высокой вероятностью самореализации. Насколько нам известно, он никогда не развивал эту идею. Вероятно, это была реакция на то, что он встретил слишком мало людей, которых он считал бы самореализованными.

Что такое правильная среда?

У Маслоу были предпосылки для того, чтобы его иерархия потребностей заработала. Это часто упускается из виду. Свобода слова, самовыражения, жизнь в честном и справедливом обществе — вот некоторые из его предварительных условий. Цензура, нечестность, неумение добиваться истины и мудрости работают против нас. Тем не менее, он признал, что есть исключения, когда люди поднимаются над своими обстоятельствами.

Вы утверждаете, что учебники по менеджменту могли бы лучше отражать прошлое в более общем плане. Какие еще большие искажения в учебниках вы видите?

Если бы они были живы сегодня, основатели нашей области, такие как Адам Смит, Макс Вебер, Курт Левин и даже сам Дуглас МакГрегор, с трудом узнали бы, как их идеи представлены в учебниках. В «Новой истории менеджмента » Стивена Каммингса, Джона Хассарда, Майкла Роулинсона и меня мы пытаемся устранить некоторые из этих неправильных толкований. Но проблема выходит за рамки искажения идей. Мы также заинтересованы в изучении людей и идей, которые обычно исключаются из учебников по менеджменту. Нам нужно более внимательно изучить вклад женщин, вклад незападных культур, вклад людей разных национальностей.

Каковы более широкие последствия вашего исследования для управленческого образования?

Мы надеемся, что наше исследование вызовет споры о том, что стало считаться основами изучения менеджмента и как эти основы преподаются студентам. Мы выступаем за критически-исторический подход, предполагающий рассмотрение «истории» как субъективного повествования о прошлых событиях, сформированного точками зрения и ценностями тех, кто пишет эти повествования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *