Анкета это в психологии: 12.Понятие анкеты. Виды анкет.

Правила составления анкет для психологического исследования

3.04.2015

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
Первый принцип: учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты. Это ведущий принцип, из которого следуют все другие требования к ее построению.

Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.

п.), а затем — вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.

В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий — в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены …чем-либо» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

Четвертый принцип: смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2-3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление.

Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно — и по другим аспектам тематики опроса.

Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего следует завершающая «паспортичка» (информация о поле, возрасте и т.п.).

Расположение коммуникативных блоков анкеты. Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь идет об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.

  • Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, выполняет «настраивающую» функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащие знаменитым людям. Совершенно очевидно, что выполняя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле. Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.

Другое дело, если эпиграфы подчеркивают роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем. Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна (надо отметить, что случаи, когда анкету снабжали каким-либо эпиграфом, пока крайне редки).

  • Обращение к респондентам. Ни у кого не вызывает сомнения, что любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к каким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такие обращения, как «молодой человек», «девушка», «уважаемый …» и т.п. Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком, естественно, что обращение формулируется в единственном числе.
  • Паспортичка (или объективка). Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками.

Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором, наоборот, предполагаемой усталостью от работы с анкетой. В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ее обычно и заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объ-ективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и в конечном счете на их качество.

Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: «Для того чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе».

Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т.п. Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»). Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают).

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

  1. Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие организационные моменты.
  2. Вступительные вопросы (контактные вопросы).
  3. Основные вопросы.
  4. Заключительные вопросы (см. выше: чем закончить анкету?).
  5. «Паспортичка» (сведения о демографических данных опрашиваемого).
  6. Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

Ключевые слова: Опрос

Источник: Киреева З.А., Методы психологического исследования

Материалы по теме

Зачем нужны Интернет-опросы?

. ..

Методы и методики измерения в клинической психологии

Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-…

Опросник креативности Д. Джонсона

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Виды личностных опросников, формы вопросов и представления результатов

Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил

Личностные опросники и теории личности

Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил

Социологическое анкетирование

Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С. ..

Методы опроса

Социологическое интервью

Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С…

Анкеты предварительной диагностической оценки

Позвонить нам

Записаться

Центр Гранат

  1. Главная страница
  2. Профессиональная психодиагностика на основе набора тестов

Анкеты предварительной диагностической оценки

  • Депрессия
  • Невроз
  • Панические атаки
  • Эректильная дисфункция
  • Страхи и фобии
  • Тревога и стресс
  • Бессонница
  • Шизофрения
  • Маниакально- депрессивный психоз
  • Диагностика
  • Вакансии МЦ Гранат

Мы применяем новую технологию обследования и лечения, которая сокращает время первичного приема и повысить эффективность диагностики.
Это поможет предварительно оценить Ваше состояние и, соответственно, облегчит выбор психотерапии. 

Если на какие-то пункты анкет Вам будет трудно ответить, просто укажите на это и, если сможете, укажите, почему это Вам трудно сделать.

Для полноценного исследования Ваших личностных особенностей и текущего психологичеcкого состояния предлагаем Вам пройти полный перечень основных методик и бесплатно получить обратную связь.

Если Вас интересует конкретная тематика, Вы хотели бы узнать больше об отдельных сферах внутренного мира, краткие описания анкет помогут Вам сделать выбор подходящей и сэкономить время. Вы также можете перезвонить по нашему телефону и проконсультироваться у специалиста.

Просим Вас скачать файл с интересующей методикой, заполнить в электронном виде и выслать по e-mail.

MMPI
скачать

Методика помогает уточнить оценку Вашего психического состояния, что является отправной точкой в решении 
о потребности в психотерапии, а также подборе наиболее походящего, адекватного Вашему состоянию вида терапии.

PF 16
скачать

Этот тест  является  одним из наиболее часто употребляемых 
в психологических исследованиях личности,  осуществляемых  при  определении профессиональных склонностей,  способностей и интересов.

PLSI
скачать

Данный вопросник помогает изучить особенности Вашей познавательной деятельности. Цель его применения – подбор оптимальных методов психотерапии.

TCI
скачать

Эта методика дает возможность оценить некоторые важные особенности Вашего характера, которые необходимо учитывать при разрешении различных проблемных ситуаций.

Freeman
скачать

Опросник помогает «посмотреть на себя со стороны», исследовать особенности поведения в сложных ситуациях, привычные виды взаимодействия с окружающим миром.

ГШТД
скачать

Вы чувствуете постоянное напряжение, тревогу, пониженное настроение? Методика поможет определить выраженность депрессии и тревожного состояния, подобрать адекватную психологическую или психотерапевтическую поддержку.

MAST
скачать

Методика предназначена для характеристики, диагностики алкогольной зависимости.

SCL — 90
скачать

Опросник дает возможность максимально точно описать Ваше психическое состояние на данный момент, имеющиеся жалобы, симптомы.

Загрузить одним архивом основные методики

Заполните приведенную ниже форму, и наш администратор свяжется с Вами.

Связаться с Центром

Определение, примеры, структура и типы

Анкета – это исследовательский инструмент, состоящий из ряда вопросов, предназначенный для сбора информации от респондентов. Анкеты можно рассматривать как своего рода письменное интервью. Они могут проводиться лицом к лицу, по телефону, компьютеру или по почте.

Анкеты обеспечивают относительно дешевый, быстрый и эффективный способ получения больших объемов информации от большой выборки людей.

Данные могут быть собраны относительно быстро, поскольку исследователю не нужно будет присутствовать при заполнении вопросников. Это полезно для больших групп населения, когда интервью нецелесообразно.

Однако проблема с анкетами заключается в том, что респонденты могут лгать из-за социальной желательности. Большинство людей хотят представить себя в положительном свете и поэтому могут лгать или искажать правду, чтобы выглядеть хорошо, например, ученики преувеличивают продолжительность повторения.

Анкеты могут быть эффективным средством измерения поведения, отношений, предпочтений, мнений и намерений относительно большого числа субъектов, более дешевым и быстрым, чем другие методы.

Часто для сбора данных в вопроснике используются как открытые, так и закрытые вопросы. Это выгодно, поскольку позволяет получать как количественные, так и качественные данные.

В этой статье

Закрытые вопросы

Закрытые вопросы структурируют ответ, позволяя только те ответы, которые соответствуют заранее определенным категориям.

Данные, которые можно поместить в категорию, называются номинальными данными. Категория может быть ограничена всего двумя вариантами, т. е. дихотомическими (например, «да» или «нет», «мужской» или «женский»), или включать довольно сложные списки альтернатив, из которых респондент может выбирать (например, , политомический).

Закрытые вопросы также могут предоставлять порядковые данные (которые можно ранжировать). Это часто включает использование непрерывной рейтинговой шкалы для измерения силы отношений или эмоций.

Например, полностью согласен / согласен / нейтрально / не согласен / полностью не согласен / не могу ответить.

Закрытые вопросы использовались для исследования личности типа А (например, Friedman & Rosenman, 1974), а также для оценки жизненных событий, которые могут вызывать стресс (Holmes & Rahe, 1967) и привязанность (Fraley, Waller, & Brennan, 2000). .

Сильные стороны
  • Они могут быть экономичными. Это означает, что они могут предоставлять большие объемы исследовательских данных при относительно низких затратах. Следовательно, можно получить большой размер выборки, которая должна представлять совокупность, из которой исследователь может затем сделать обобщение.
  • Респондент предоставляет информацию, которую можно легко преобразовать в количественные данные (например, подсчитать количество ответов «да» или «нет»), что позволяет провести статистический анализ ответов.
  • Вопросы стандартизированы. Всем респондентам задаются одни и те же вопросы в одинаковом порядке. Это означает, что анкету можно легко воспроизвести для проверки надежности. Таким образом, второй исследователь может использовать анкету для подтверждения непротиворечивых результатов.

Ограничения
  • Детали отсутствуют. Поскольку ответы фиксированы, у респондентов меньше возможностей дать ответы, отражающие их истинные чувства по теме.

Открытые вопросы

Открытые вопросы позволяют людям выразить то, что они думают, своими словами. Открытые вопросы позволяют респонденту ответить настолько подробно, насколько он хочет, своими словами. Например: «Можете ли вы сказать мне, насколько вы счастливы сейчас?»

Открытые вопросы будут работать лучше, если вы хотите получить более подробные ответы от своих респондентов. Они не дают заранее заданных вариантов ответов, а вместо этого позволяют респондентам излагать именно то, что им нравится, своими словами.

Открытые вопросы часто используются для сложных вопросов, на которые нельзя ответить в нескольких простых категориях, но которые требуют более подробного рассмотрения и обсуждения.

Лоуренс Колберг поставил своих участников перед моральными дилеммами. Одна из самых известных касается персонажа по имени Хайнц, который стоит перед выбором: смотреть, как его жена умирает от рака, или украсть единственное лекарство, которое могло бы ей помочь.

Участников спросили, должен ли Хайнц украсть наркотик или нет, и, что более важно, по их причинам, почему соблюдение или нарушение закона является правильным.

Сильные стороны
  • Получены подробные качественные данные, поскольку открытые вопросы позволяют респонденту уточнить свой ответ. Это означает, что исследование может определить, почему человек придерживается определенного отношения.

Ограничения
  • Сбор данных занимает много времени. Респонденту требуется больше времени, чтобы ответить на открытые вопросы. Это проблема, поскольку может быть получен меньший размер выборки.
  • Требуется много времени для анализа данных. Исследователю требуется больше времени для анализа качественных данных, поскольку он должен прочитать ответы и попытаться поместить их в категории с помощью кодирования, что часто бывает субъективным и трудным. Однако Смит (1992) посвятил вопросам тематического контент-анализа целую книгу, включающую 14 различных систем подсчета баллов для открытых вопросов.
  • Не подходит для менее образованных респондентов, так как открытые вопросы требуют превосходных навыков письма и лучшей способности выражать свои чувства устно.

Дизайн вопросника

Поскольку доля ответов на некоторые вопросники составляет всего 5%, очень важно, чтобы вопросник был хорошо разработан.

При разработке вопросника учитывается ряд важных факторов.

Цели

Убедитесь, что все вопросы задаются для достижения целей исследования. Однако используйте только одну особенность конструкции, которую вы исследуете, для каждого предмета.

Длина

Чем длиннее вопросник, тем меньше вероятность того, что люди его заполнят. Вопросы должны быть короткими, четкими и по существу; любые ненужные вопросы/пункты должны быть опущены.

Пилотное исследование

Проведите небольшое практическое исследование, чтобы люди поняли вопросы. Люди также смогут дать подробный честный отзыв о дизайне анкеты.

Порядок вопросов

Вопросы должны логически развиваться от наименее чувствительных к наиболее чувствительным, от фактических и поведенческих к когнитивным и от более общих к более конкретным. Исследователь должен убедиться, что ответ на вопрос не зависит от предыдущих вопросов.

Терминология

  • Должно быть минимум технического жаргона. Вопросы должны быть простыми, по существу и понятными. Язык анкеты должен соответствовать словарному запасу изучаемой группы людей.
  • Используйте утверждения, которые одинаково интерпретируются членами различных подгрупп изучаемой совокупности.
  • Например, исследователь должен изменить язык вопросов, чтобы он соответствовал социальному происхождению респондентов: возраст / уровень образования / социальный класс / этническая принадлежность и т. д.

Презентация

Убедитесь, что она выглядит профессионально и содержит четкие и краткие инструкции. Если вы отправляете по почте, убедитесь, что на конверте нет пометки «нежелательная почта».

Этические вопросы

  • Исследователь должен обеспечить конфиденциальность информации, предоставленной респондентом, например, имени, адреса и т. д.
  • Это означает, что анкеты хороши для изучения деликатных тем, поскольку респонденты будут более честными, когда их невозможно идентифицировать.
  • Сохранение конфиденциальности анкеты должно также снизить вероятность любого психологического вреда, такого как смущение.
  • Участники должны предоставить информированное согласие до заполнения анкеты и должны знать, что они имеют право отозвать свою информацию в любое время в ходе опроса/исследования.

Проблемы с почтовыми анкетами

На первый взгляд кажется, что почтовые анкеты дают возможность обойти проблему предвзятости интервью за счет сокращения личного участия исследователя. Его другие практические преимущества заключаются в том, что он дешевле, чем личные интервью, и позволяет относительно быстро связаться со многими респондентами, разбросанными по большой территории.

Однако эти преимущества следует сопоставлять с практическими проблемами проведения исследований по почте. Отсутствие участия исследователя означает, что процесс сбора информации практически не контролируется.

Данные могут быть недостоверными (т. е. правдивыми), поскольку мы никогда не можем быть уверены, что анкета была заполнена лицом, которому она была адресована.

Это, конечно, предполагает, что в первую очередь есть ответ, а одной из самых трудноразрешимых проблем рассылаемых по почте вопросников является низкий процент ответов. Это снижает надежность данных.

Кроме того, почтовые анкеты могут не отражать изучаемую ими популяцию. Это может быть связано с тем, что:

  • Некоторые анкеты могут быть утеряны по почте при уменьшении размера выборки.
  • Анкета может быть заполнена кем-то, кто не является членом исследовательской группы.
  • Те, у кого есть твердые взгляды на тему анкеты, с большей вероятностью заполнят ее, чем те, кто не интересуется ею.

Преимущества пилотного исследования

Пилотное исследование — это практическое/небольшое исследование, проводимое перед основным исследованием. Это позволяет исследователю опробовать исследование с несколькими участниками, чтобы можно было внести коррективы до основного исследования, поэтому
экономия времени и денег.

Важно провести пилотное исследование анкеты по следующим причинам:

  • Проверить, понимают ли респонденты терминологию, используемую в анкете.
  • Убедитесь, что не используются эмоциональные вопросы, так как они заставляют людей защищаться и могут сделать их ответы недействительными.
  • Убедитесь, что не использовались наводящие вопросы, поскольку они могут исказить ответ респондента.
  • Убедитесь, что анкету можно заполнить в надлежащие сроки (т. е. не слишком долго).
Как сослаться на эту статью:

McLeod, SA (2018). Анкета: определение, примеры, оформление и типы . Просто психология. simplepsychology.org/questionnaires.html

Ссылки

Fraley, R.C., Waller, N.G., & Brennan, K.A. (2000). Теория «элемент-реакция» анализирует самоотчетные меры привязанности взрослых. Журнал личности и социальной психологии, 78, 350-365.

Фридман, М., и Розенман, Р. Х. (1974). Поведение типа А и ваше сердце . Нью-Йорк: Кнопф.

Холмс, Т. Х., и Рэй, Р. Х. (1967). Шкала оценки социальной адаптации. Журнал психосоматических исследований, 11(2) , 213-218.

Smith, CP (Ed.). (1992). Мотивация и личность: Справочник по тематическому контент-анализу . Издательство Кембриджского университета.

Дополнительная информация

Дизайн вопросника и разработка шкалы

Форма оценки анкеты

15 основных вопросов психологического обследования для анкет

Что такое вопросы психологического обследования?

Вопросы психологического опроса — это опросные вопросы, которые задаются для сбора информации о человеке для оценки психического состояния респондента. Такие вопросы позволяют исследователю классифицировать различные виды поведения, черты и состояния. Такие опросные вопросы используются в ряде отраслей, таких как здравоохранение, корпорации, кадровые агентства, оборонные службы и многие другие. Вопросы психологического опроса создаются и анализируются психологами, специалистами в области психического здоровья, психиатрами, представителями судебной системы и другими экспертами в области психологии. Некоторыми примерами психологических опросов являются опросы о тревоге, опросы о депрессии, опросы о счастье, личностные опросы, опросы о качестве жизни, опросы об отношении к жизни, опросы о психическом здоровье, опросы пар и многое другое.

Например, психолог хочет понять факторы, которые могут быть причиной депрессии у студента. В такой ситуации специалист в области психического здоровья может попросить пациента ответить на вопросы анкеты о депрессии для студентов, которая включает психологические вопросы, которые позволят им понять психику пациента и оценить его поведение, черты характера, образ жизни и другие параметры, которые могли повлиять на него. психическое состояние ученика. Такие вопросы могут быть очень полезными, поскольку иногда они могут пролить свет на пациентов, которые могут даже иметь суицидальные наклонности. Использование ответов на такие вопросы может помочь психологу разработать корректирующие действия для своих пациентов.

Другой пример, когда можно использовать психологические опросы, — это проведение психологических исследований. Эти личностные опросы могут помочь исследователю собрать данные о поведении, чертах характера, отношениях и образе жизни человека. Использование этих данных позволит исследователю обосновать психологическое исследование, в основе которого лежит психика человека. Например, известно, что красный и желтый цвета усиливают чувство голода у человека. В таком случае психологический опрос поможет исследователю собрать правильную информацию, необходимую для его исследования, и доказать гипотезу.

Вопросы психологического опроса для анкет

Ниже приведены несколько вопросов психологического опроса, которые помогут вам оценить поведение, черты характера и отношение вашего респондента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *