Методы опроса | Диплом по психологии
Методы опроса относятся к эмпирическим методам (методам сбора психологических данных) психологии наряду с методом наблюдения и психометрическими методами.
Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.
К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы. Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.
Виды интервью
Существуют следующие виды интервью:
- Стандартизованное – это интервью, проводимое строго по опроснику без отклонений в формулировке вопросов и без дополнительных разъяснений по каждому вопросу. Стандартизованное интервью по сути не отличается от зачитываемой вслух анкеты. Преимуществами стандартизованного интервью являются сопоставимость и сравнимость полученных в ходе интервьюирования результатов, низкое количество ошибок. Этот вид интервью не требует специальной подготовки интервьюера и позволяет опросить большое количество людей. К недостаткам стандартизованного интервью относится возможность недопонимания вопросов, содержащихся в интервью.
- Нестандартизованное интервью так же имеет план, но по форме проведения напоминает свободную беседу. Этот вид интервью включает вариативность в формулировках, уточнения, разъяснения и подробные ответы респондентов. К преимуществам нестандартизованного интервью можно отнести большее понимание вопросов респондентом и взаимопонимание между интервьюером и респондентом. Получаемая информация отличается глубиной и содержательностью. Отрицательные стороны данного метода – это трудоемкость в обработке, трудности сравнения ответов различных респондентов и, как следствие, малый объем выборки респондентов.
- Полустандартизованное интервью занимает промежуточное положение между первым и вторым видами интервью. Часть такого интервью носит стандартизованный характер, часть – нестандартизованный.
Различают также индивидуальное и групповое интервью.
Требования к методам опроса
Методы опроса стандартизуются и предусматривают получение количественных показателей, поэтому их нужно оценивать по тем же психометрическим стандартам надежности и валидности, которые применяют ко всем тестам. Надежность – это степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения. Валидность – это показатель точности, с которой та или иная методика измеряет то, для измерения чего она предназначена.
Надежность анкеты или интервью проявляется при анализе содержания вопросов: они должны отражать особенности изучаемого явления. Явление можно изучать на разных уровнях анализа в зависимости от его особенностей и целей данного конкретного явления.
Требования к процедуре опроса
Процедура анкетирования и интервьюирования должна соответствовать следующим требованиям:
- Создание одинаковых условий для всех респондентов;
- Нейтрализация влияния личности экспериментатора;
- Соответствие этическим нормам (принцип добровольности, конфиденциальности, ненанесения ущерба, компетентности, беспристрастности).
Требования к вопросам анкеты и интервью
Существуют определенные правила формулировки вопросов в анкетах и интервью. Вопросы должны быть информативны, логически отдельны, не шаблонны. Содержание вопроса не должно выходить за пределы компетентности респондентов, если оно может быть незнакомо респондентам, то требуется пояснение. Необходимо пользоваться понятной, однозначной терминологией, вопросы должны быть конкретны. Необходимо следить за тем, не вызывает ли вопрос отрицательных эмоциональных ассоциаций, не повлияет ли он на настроение и желание респондента отвечать. Вопросы должны быть приемлемы в моральном и личностном плане. Особенно важно проследить, не является ли вопрос тенденциозным, т.е. не внушает ли вопрос определенный ответ.
Требования к анализу и интерпретации результатов опроса
При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования. Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие.
Требования к анкетированию
Для повышения эффективности анкетирования необходимо создать установку респондентов на внимательные и искренние ответы. Подобная установка создается при помощи внешнего вида опросника (шрифт, наличие рисунка, бумага, цвет шрифта и фона и т.п.) и наличия обращения к респондентам в начале анкеты. Обращение должно содержать информацию о том, кто, с какой целью проводит данное анкетирование, как будут использованы результаты, гарантируется ли анонимность, как отвечать на вопросы (инструкция). Кроме того, обращение должно включать благодарность за участие и призыв отвечать честно, искренне и без пропусков.
Требования к интервьюированию
Эффективность интервью зависит, во-первых, от успешности психологического контакта между интервьюером и респондентом. Степень откровенности и искренности респондента обусловлена именно успешностью психологического контакта, а успешность контакта, в свою очередь, связана с совпадением качеств интервьюера и респондента, прежде всего, возраста и образования того и другого. Кроме того, желательно, чтобы интервьюер владел искусством общения: умело входил в контакт и выстраивал беседу с респондентом.
Во-вторых, эффективность интервью определяется отсутствием влияния других людей или посторонних раздражителей на респондента и интервьюера в процессе интервью. В том числе предполагается наличие нейтрального интерьера и отсутствия в нем амбициозности, негативно влияющей на психологическое состояние, а, следовательно, и на эффективность процесса.
В-третьих, в интервью должен быть правильно выбран темп диалога, в нем не должно быть больших пауз, и необходимо правильно подбирать слова. Адекватное поведение интервьюера, его владение техникой слушания отражаются на результате интервьюирования.
Значение методов опроса
Таким образом, методы опроса в психологии имеют недостатки, но имеют большое значение: интервьюирование незаменимо в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Получаем более глубокую и более полную информацию. Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.
См.также: Психодиагностические опросники и тесты
С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Бабкова Лика Викторовна учитель химии школы.docx. Показать все связанные файлы Подборка по базе: Математические методы в психологии.docx, ГОСТ 20.57.406 Комплексная система контроля качества. Изделия эл, през методы.pptx, Таможенная стоимость и методы ее определения.docx, Реферат Методы и средства защиты человека в окружающей среде Ник, Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе(выступ, Самостоятельная работа по теме 1.2.Физические методы исследовани, Отчет педагога-психолога Лучар Е.В., по результатам проведения и, Применение производной в экономических исследованиях .pdf, Тема 1.2. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и Министерство образования и науки Республики Казахстан Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева Факультет социальных наук По дисциплине: Психология развития человека На тему: Второстепенные методы исследования Выполнила: Тажмуханова Карина, ПСХ-22 Помимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд дополнительных. Вспомогательные методы исследования (в огромном разнообразии конкретных методик и методических приемов), как правило, используются в комплексе. Прежде всего это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и т.п. по широкому кругу вопросов людей разных возрастных категорий с помощью беседы, интервью, анкетирования, тестирования. Одним из популярных вспомогательных методов является метод интервью. Интервью называют такой метод сбора социальной информации, который основан на вербальном социально-психологическом взаимодействии респондента (респондентов) и интервьюера для того, чтобы получить данные, которые интересуют исследователя. По сравнению с анкетированием интервью обладает своими достоинствами и недостатками. Главное различие двух этих методов заключается в форме контакта исследователя и опрашиваемого. В случае с интервью контакт между ними осуществляет интервьюер (который непосредственно общается с респондентом, задает вопросы, направляет и организует беседу, а также записывает полученные ответы в соответствии с инструкцией). Однако, для того, чтобы получить такой же объем информации, как при проведении анкетировании, интервьюер должен затратить намного больше средств и времени. Дополнительных затрат потребует подготовка интервьюеров, которая включает в себя их отбор и обучение, а также контроль качества выполняемой ими работы. Тем не менее, при интервьюировании становится больше возможностей для повышения надежности собираемых данных из-за того, что снижается число не ответивших и ошибок при заполнении опросников. При этом содержательность и глубина получаемой информации часто возрастают, т.к. если респондент не понимает смысл вопроса, то интервьюер всегда может прийти к нему на помощь.Анкетирование представляет собой метод получения сведений об испытуемом на основе его ответов на заранее подготовленные вопросы.Анкетирование может быть нескольких видов: устное, письменное, индивидуальное или групповое.Принято считать, что анкетирование как научный метод первым применил Ф. Гальтон в своих психодиагностических исследованиях. Личный контакт исследователя с респондентом при анкетировании не обязателен. Анкеты можно рассылать по почте или с помощью других лиц. Среди методов опроса анкетирование очень удобно, с его помощью можно быстро выяснить мнения большой группы опрашиваемых. Кроме этого он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и др. Анализировать результаты анкетирования удобно методом математической статистики. Анкетирование относится к типично опросным методам и не имеет непосредственного общения и разговора между исследователем и респондентом. Такая особенность анкетирования дает возможность ряду исследователей утверждать, что его трудно отнести к собственно психологическим исследовательским методам. Со времен Ф. Гальтона метод анкетирования, даже если он пришел из других наук, прошел такой путь адаптации к психологической проблематике, что отделить его от семейства психологических методов уже невозможно; Являясь разновидностью опроса, анкетирование – это метод общенаучного характера и общенаучного значения, поэтому говорить о нем, как непсихологическом методе также некорректно, как об эксперименте или наблюдении. Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме. По форме вопросы бывают:закрытые;открытые;полузакрытые;прямые;косвенные. В закрытых вопросах респонденту предлагаются варианты ответов и представляется выбор одного или несколько ответов. Закрытые вопросы подразделяются на вопросы типа «да—нет», альтернативные и «вопросы-меню». Открытые вопросы — это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов и он может ответить так, как пожелает. Например, отвечая на вопрос «Что Вас привлекает в Вашей работе?», респондент указывает основные привлекательные для себя факторы. Полузакрытые вопросы — это такие вопросы, когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще». Например: «Сообщите, пожалуйста, Ваши мотивы выбора профессии психолога» (нужное подчеркнуть). Респондент подчеркивает выбранный им ответ. Прямые вопросы — это вопросы, позволяющие получить прямую информацию от респондента, например: «Удовлетворены ли Вы своей работой?» Косвенные вопросы — это вопросы, позволяющие получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов. С их помощью получается информация, которую трудно получить путем прямых вопросов. Время заполнения анкет зависит от сложности вопросов и от их количества. Количество вопросов должно быть в пределах разумного. Содержание анкеты по качеству и количеству вопросов часто характеризует профессиональную подготовку исследователей. Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них — близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический. Близнецовый метод исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности. Сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским церебральным параличом остро ставит проблему нормы психического развития в разных детских возрастах. Изучение особенностей психического развития в осложненных, патологических морфофизиологических условиях дает не только новое знание о самих больных детях (что немаловажно для организации квалифицированной помощи им, адекватного процесса образования и воспитания), но и позволяет пересматривать саму постановку проблем в общей и возрастной психологии. Так, психология глухонемых детей — классическая область для изучения вклада речи и практической деятельности в развитие интеллекта. Особенно поразителен опыт воспитания и образования слепоглухонемых людей. Основы совершенно нового подхода к выведению «органического существа» из «мира состояний» в мир человеческой культуры были заложены в 40-х гг. XX в. И.А. Соколянским (1889—1960). В отзыве о системе работы Соколянского со слепоглухонемыми детьми А.Р. Лурия восторженно писал, что это потрясающий материал «экспериментального очеловечения человекоподобных», «введение данного существа в мир, это — создание пространства, создание времени, создание задачи, создание опыта». Один из воспитанников, Александр Суворов, прошел поразительный путь от замкнутости в своем состоянии слепоглухонемоты до вершин интеллектуального, профессионального и личностного развития. Доктор психологических наук А.В. Суворов ныне автор ряда книг, среди которых «Экспериментальная философия» (1998). Он сам так описывает особенности мировосприятия и психического развития в ситуации слепоглухоты: «Я не могу ни всматриваться, ни вслушиваться. Не всегда могу «вщупываться». Во что вдумываться? В чувства, в ощущения, в интуитивные. …Мой главный орган чувств — духовная культура человечества». Широко распространены в психодиагностике психологические тесты (от англ. test- испытание). Тесты – стандартизированные методы, т.е. предлагаемые в них задания, оценка, условия проведения строго регламентированы и единообразны. Их результаты ни в коей мере не должны зависеть от того, кто проводит тест и обрабатывает результаты. Прежде чем стать тестом, методика должна пройти длительную и многостороннюю проверку. Именно благодаря этому результаты, полученные по тому или иному тесту, являются надежными и позволяют сделать вывод о том, что человек обладает определенными интеллектуальными или личностными особенностями, т.е. сформулировать определенный психологический диагноз. В тестах умственного развития, или интеллектуальных тестах, испытуемому предлагается ряд заданий. Эти задания могут быть даны в словесной или числовой форме и в форме практических заданий – например, сложить кубики по определенному образцу, выбрать из предлагаемого набора элементов один, который пропущен в сложном узоре или фигуре, сложить фигуру из определенных элементов и т.п. за правильное выполнение каждого задания испытуемый получает определенный балл. Сумма полученных испытуемым баллов может быть сопоставлена с возрастными нормами, имеющимися для данного теста. На сегодняшний день в школах широко распространены тесты проверки знаний и умений, т.е. результатов специально организованного обучения. Они называются тестами достижений. Инте5ллектуальные тесты в отличие от тестов достижений выявляют общие умственные способности индивида, непосредственно с обучением не связанные. В тех и других теста, таким образом, регламентирующим является правильность ответа испытуемого. Тесты личности позволяют выявить особенности мотивации, потребностей, эмоций, интересов, воли, определить характеристики отношения к себе и т.д. Задания этих тестов могут быть представлены в различных формах. Если они представлены в виде вопросов, тесты называются опросниками. В 1905 г. французский психолог А. Вине создал один из первых психологических тестов — тест для оценки интеллекта.Впоследствии различными учеными создаются серии тестов. Их направленность на оперативное решение практических задач обусловила быстрое и широкое распространение психологических тестов. Например, Г. Мюнстерберг предложил тесты для профессионального отбора, которые создавались следующим образом: первоначально они проверялись на группе рабочих, достигших лучших результатов, а затем им подвергались вновь принимаемые на работу. Беседа представляет собой получение информации об испытуемом при непосредственном общении с ним: задаются целенаправленные вопросы и ожидаются ответы на них.Этот метод можно отнести к эмпирическим. Важное условие эффективности беседы состоит в располагающей обстановке, доброжелательности, тактичности. Вопросы должны быть подготовлены заблаговременно, ответы зафиксированы без привлечения внимания испытуемого. Беседа — один из основных методов педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования. Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Неформализованная беседа проводится по не жестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе такой беседы, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации. Практика педагогических исследований выработала определенные правила применения метода беседы: — беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой; — формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника; — подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы; — избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника; Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях. Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки — симптомы — в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному. Вспомогательные, или второстепенные, методы исследования предполагают сбор дополнительных фактов, которые помогают интерпретировать полученные основными методами факты.Психика идеальна, изучение ее объективными методами затруднено и практически невозможно.изучение идет опосредовано через то, как она является исследователю (феноменологический подход в изучении). Отсюда сбор дополнительной информации необходим, чтобы снизить субъективизм в толковании результатов, полученных с помощью основных методов исследования. Источники: Шаповаленко И.В. Возрастная психология, Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 296—297. |
7.2 Составление опросов – Методы исследования в психологии
Цели обучения
- Описать когнитивные процессы, связанные с ответами на вопросы опроса.
- Объясните, что такое эффект контекста, и приведите несколько примеров.
- Создайте простую анкету для опроса, основанную на принципах эффективного составления и организации вопросов.
Основой любого исследовательского проекта является сам опрос. Хотя придумать интересные вопросы людям несложно, создать хороший опрос совсем не просто. Проблема в том, что на ответы, которые дают люди, могут непреднамеренным образом повлиять формулировка вопросов, порядок вопросов, предоставленные варианты ответа и многие другие факторы. В лучшем случае эти влияния добавляют шум к данным. В худшем случае они приводят к систематическим искажениям и вводящим в заблуждение результатам. Поэтому в этом разделе мы рассмотрим некоторые принципы построения опросов, чтобы свести к минимуму эти непреднамеренные эффекты и, таким образом, максимально повысить надежность и достоверность ответов респондентов.
Реагирование на опрос как психологический процессПеред рассмотрением конкретных принципов построения опроса полезно рассмотреть реагирование на опрос как психологический процесс.
Когнитивная модельНа рисунке 7.1 представлена модель когнитивных процессов, в которые вовлечены люди, отвечая на вопросы опроса (Sudman, Bradburn, & Schwarz, 1996) [1] . Респонденты должны интерпретировать вопрос, извлечь соответствующую информацию из памяти, сформировать предварительное суждение, преобразовать предварительное суждение в один из предоставленных вариантов ответа (например, оценку по шкале от 1 до 7) и, наконец, при необходимости отредактировать свой ответ. .
Рисунок 7.1 Модель когнитивных процессов, задействованных при ответе на вопрос анкеты
Рассмотрим, например, следующий пункт анкеты:
Сколько алкогольных напитков вы обычно выпиваете в день?
- _____ намного выше среднего
- _____ несколько выше среднего
- _____ среднее
- _____ несколько меньше среднего
- _____ намного меньше среднего
Хотя этот пункт на первый взгляд кажется простым, он вызывает у респондентов ряд трудностей. Во-первых, они должны интерпретировать вопрос. Например, они должны решить, включают ли «алкогольные напитки» пиво и вино (а не только крепкие напитки) и является ли «обычный день» обычным будним днем, типичным выходным днем или и тем, и другим. Несмотря на то, что Чанг и Кросник (2003) [2] обнаружили, что вопросы о «типичном» поведении оказались более достоверными, чем вопросы о «прошлом» поведении, их исследование сравнило «типичную неделю» с «прошлой неделей» и может отличаться при рассмотрении типичных будних дней или выходных. дней). После того, как респонденты интерпретировали вопрос, они должны извлечь соответствующую информацию из памяти, чтобы ответить на него. Но какую информацию они должны получить и как они должны ее получить? Они могут смутно думать о недавних случаях, когда они употребляли алкоголь, они могут тщательно пытаться вспомнить и подсчитывать количество алкогольных напитков, которые они выпили на прошлой неделе, или они могут вспомнить некоторые существующие у них убеждения о себе (например, «Я мало пьющий»). Затем они должны использовать эту информацию, чтобы прийти к предварительному суждению о том, сколько алкогольных напитков они выпивают в обычный день. Например, этот мысленный расчет может означать деление количества алкогольных напитков, которые они выпили на прошлой неделе, на семь, чтобы получить среднее количество алкогольных напитков в день. Затем они должны отформатировать этот предварительный ответ с точки зрения фактически предоставленных вариантов ответа. В этом случае варианты создают дополнительные проблемы интерпретации. Например, что означает «средний» и что будет считаться «несколько больше» среднего? Наконец, они должны решить, хотят ли они сообщить об ответе, который они придумали, или они хотят каким-то образом отредактировать его. Например, если они считают, что пьют намного больше, чем в среднем, они могут не захотеть сообщать об этом, опасаясь плохо выглядеть в глазах исследователя, поэтому вместо этого они могут выбрать ответ «немного больше, чем в среднем». вариант.
С этой точки зрения то, что на первый взгляд кажется простым: спросить людей, сколько они пьют (и получить от них прямой ответ), оказывается гораздо более сложным.
Влияние контекста на ответы опросаОпять же, эта сложность может привести к непреднамеренному влиянию на ответы респондентов. Их часто называют контекстными эффектами , поскольку они связаны не с содержанием элемента, а с контекстом, в котором он появляется (Schwarz & Strack, 19).90) [3] . Например, существует эффект порядка элементов , когда порядок, в котором представлены элементы, влияет на ответы людей. Один элемент может изменить то, как участники интерпретируют более поздний элемент, или изменить информацию, которую они получают, чтобы ответить на более поздние элементы. Например, исследователь Фриц Штрак и его коллеги опросили студентов колледжа об их общей удовлетворенности жизнью и частоте свиданий (Strack, Martin, & Schwarz, 1988) [4] . Когда пункт удовлетворенности жизнью стоял первым, корреляция между ними составляла всего -0,12, что позволяет предположить, что эти две переменные слабо связаны. Но когда на первое место вышла частота свиданий, корреляция между ними составила +0,66, что позволяет предположить, что те, кто чаще встречается, имеют сильную тенденцию быть более удовлетворенными своей жизнью. Сообщение о частоте свиданий сначала сделало эту информацию более доступной в памяти, чтобы они с большей вероятностью основывали на ней свой рейтинг удовлетворенности жизнью.
Предоставленные варианты ответов также могут непреднамеренно влиять на ответы людей (Schwarz, 1999) [5] . Например, когда людей спрашивают, как часто они «действительно раздражаются», и дают варианты ответов от «реже, чем раз в год» до «чаще, чем раз в месяц», они, как правило, думают о серьезных раздражениях и редко сообщают о раздражении. Но когда им дают варианты ответа от «реже одного раза в день» до «несколько раз в месяц», они склонны думать о незначительных раздражениях и сообщают о частом раздражении. Люди также склонны считать, что средние варианты ответов представляют собой то, что является нормальным или типичным. Поэтому, если они считают себя нормальными или типичными, они склонны выбирать средние варианты ответа. Например, люди, скорее всего, сообщат, что смотрят телевизор больше, если варианты ответов сосредоточены на среднем варианте 4 часа, чем когда центрированы на среднем варианте 2 часа. Чтобы смягчить эффекты порядка, чередуйте вопросы и элементы ответов, когда нет естественного порядка. Уравновешивание является хорошей практикой для вопросов опроса и может уменьшить влияние порядка ответов, которое показывает, что среди не определившихся избирателей первый кандидат, указанный в бюллетене, получает повышение на 2,5% просто в силу того, что он указан первым [6] !
Составление элементов опроса Типы элементовЭлементы вопросника могут быть открытыми или закрытыми. Открытые вопросы просто задайте вопрос и позвольте участникам ответить любым удобным для них способом. Ниже приведены примеры открытых вопросов анкеты.
- «Чему важнее всего научить детей, чтобы подготовить их к жизни?»
- «Пожалуйста, опишите случай, когда вы подвергались дискриминации из-за вашего возраста».
- «Есть что-нибудь еще, о чем вы хотели бы нам рассказать?»
Открытые вопросы полезны, когда исследователи не знают, как участники могут отреагировать, или когда они хотят избежать влияния на свои ответы. Открытые вопросы носят более качественный характер, поэтому они, как правило, используются, когда у исследователей есть более расплывчатые вопросы исследования — часто на ранних стадиях исследовательского проекта. Открытые вопросы относительно легко написать, потому что нет вариантов ответов, о которых нужно беспокоиться. Однако они требуют больше времени и усилий со стороны участников, и исследователю труднее их анализировать, поскольку ответы должны быть расшифрованы, закодированы и подвергнуты какой-либо форме качественного анализа, например контент-анализу. Преимущество открытых вопросов заключается в том, что они беспристрастны и не дают респондентам ожиданий относительно того, что может искать исследователь. Элементы с открытым концом также более действительны и надежны. Недостатком является то, что респонденты чаще пропускают открытые вопросы, потому что им требуется больше времени для ответа. Лучше всего использовать открытые вопросы, когда ответ неуверен и для величин, которые можно легко преобразовать в категории позже в ходе анализа.
Закрытые вопросы задайте вопрос и предоставьте участникам набор вариантов ответа на выбор. Только что упомянутый алкоголь является примером, как и следующие:
Сколько вам лет?
- _____ До 18 лет
- _____ от 18 до 34 лет
- _____ от 35 до 49
- _____ от 50 до 70
- _____ старше 70 лет
По шкале от 0 (полное отсутствие боли) до 10 (самая сильная боль из когда-либо испытанных), насколько сильно вы испытываете боль в данный момент?
Вы когда-нибудь в своей взрослой жизни были в депрессии продолжительностью 2 недели или более? Да Нет
Закрытые вопросы используются, когда исследователи имеют хорошее представление о различных ответах, которые могут дать участники. Они носят более количественный характер, поэтому их также используют, когда исследователей интересуют четко определенные переменные или конструкции, такие как уровень согласия участников с некоторым утверждением, восприятие риска или частота определенного поведения. Закрытые вопросы написать сложнее, потому что они должны включать соответствующий набор вариантов ответа. Тем не менее, они относительно быстры и легки для участников. Их также намного легче анализировать исследователям, потому что ответы можно легко преобразовать в числа и ввести в электронную таблицу. По этим причинам закрытые элементы встречаются гораздо чаще.
Все закрытые вопросы включают набор вариантов ответов, из которых участник должен выбрать. Для категориальных переменных, таких как пол, раса или предпочтение политической партии, обычно перечисляются категории, и участники выбирают одну (или несколько), к которой они принадлежат. Для количественных переменных обычно предоставляется рейтинговая шкала. Рейтинговая шкала – это упорядоченный набор ответов, из которых должны выбирать участники. На рис. 7.2 показано несколько примеров. Количество вариантов ответа по типичной оценочной шкале колеблется от трех до одиннадцати, хотя пять и семь, вероятно, наиболее распространены. Пятибалльная шкала лучше всего подходит для униполярных шкал, в которых проверяется только одна конструкция, например частота (Никогда, Редко, Иногда, Часто, Всегда). Шкалы с семью баллами лучше всего подходят для биполярных шкал, где есть дихотомический спектр, такой как симпатия (очень нравится, нравится в некоторой степени, нравится немного, ни нравится, ни не нравится, немного не нравится, немного не нравится, очень сильно не нравится). Для биполярных вопросов полезно предложить более ранний вопрос, который разветвляет их на область шкалы; если вы спрашиваете о том, любите ли вы мороженое, сначала спросите: «Вы вообще любите или не любите мороженое?» Как только респондент выберет «нравится» или «не нравится», уточните его, предложив ему соответствующие варианты по семибалльной шкале. Ветвление повышает как надежность, так и достоверность (Кросник и Берент, 19 лет). 93) [7] . Хотя вы часто видите шкалы с числовыми метками, лучше давать респондентам только вербальные метки, но при анализе преобразовывать их в числовые значения. Избегайте частичных меток, длины или слишком конкретных меток. В некоторых случаях словесные метки могут быть дополнены (или даже заменены) содержательной графикой. Последняя оценочная шкала, показанная на Рисунке 7.3, – это визуально-аналоговая шкала, на которой участники делают отметку где-то вдоль горизонтальной линии, чтобы указать величину своей реакции.
Рисунок 7.2 Пример шкалы оценок для элементов закрытого вопросника
Составление эффективных элементовТеперь мы можем рассмотреть некоторые принципы написания элементов вопросника, которые сводят к минимуму непреднамеренные эффекты контекста и максимизируют надежность и достоверность ответов участников. Примерное руководство по составлению пунктов вопросника представлено в модели BRUSO (Peterson, 2000) [9] . Аббревиатура BRUSO означает «краткий», «актуальный», «недвусмысленный», «конкретный» и «объективный». Эффективные элементы анкеты: 9.0135 кратко и по существу. Они избегают длинных, чрезмерно технических или ненужных слов. Эта краткость облегчает их понимание респондентами и ускоряет их заполнение. Эффективные элементы анкеты также релевантны вопросу исследования. Если сексуальная ориентация, семейное положение или доход респондента не имеют значения, то пункты о них, вероятно, не следует включать. Опять же, это ускоряет заполнение анкеты, но также позволяет не раздражать респондентов вопросами, которые они справедливо сочтут неуместными или даже «любопытными». Эффективных пунктов анкеты также однозначный ; их можно интерпретировать только одним способом. Частично проблема с пунктом об алкоголе, представленным ранее в этом разделе, заключается в том, что разные респонденты могут иметь разные представления о том, что представляет собой «алкогольный напиток» или «обычный день». Эффективные элементы анкеты также специфичны , чтобы респондентам было ясно, о чем должен быть их ответ, а исследователям было ясно, о чем он . Распространенной проблемой здесь являются предметы с закрытым концом, которые являются «двойными стволами». Они задают два концептуально разных вопроса, но допускают только один ответ. Например: «Пожалуйста, оцените степень беспокойства и депрессии». Этот пункт, вероятно, следует разделить на два отдельных пункта — один о тревоге и один о депрессии. Наконец, эффективными пунктами анкеты являются , цель в том смысле, что они не раскрывают собственное мнение исследователя и не заставляют участников отвечать определенным образом. В Таблице 7.2 показаны некоторые примеры неэффективных и эффективных пунктов анкеты на основе критериев BRUSO. Лучший способ узнать, как люди интерпретируют формулировку вопроса, — это провести пробный тест и попросить нескольких человек объяснить, как они интерпретировали вопрос.
Критерий | Бедные | Действующий |
B—краткое описание | «Вы сейчас или когда-нибудь владели огнестрельным оружием?» | «У вас когда-нибудь было оружие?» |
R — актуально | «Какова ваша сексуальная ориентация?» | Не включайте этот элемент, если он не имеет прямого отношения к исследованию. |
U—Однозначно | «Вы вооруженный человек?» | «Есть ли у вас в настоящее время оружие?» |
S—специфический | «Как много вы читали о новых мерах по контролю над оружием и налоге с продаж?» | «Как много вы читали о новом налоге с продаж?» |
O—Цель | «Насколько вы поддерживаете новые меры контроля над оружием?» | «Что вы думаете о новой мере контроля над оружием?» |
Для закрытых вопросов также важно создать соответствующую шкалу ответов. Для категориальных переменных представленные категории, как правило, должны быть взаимоисключающими и исчерпывающими. Взаимоисключающие категории не пересекаются. Например, для предмета религии категории христианин и католик не исключают друг друга, но протестант и католик являются взаимоисключающими. Исчерпывающие категории охватывают все возможные ответы. Хотя протестантский и католический являются взаимоисключающими, они не являются исчерпывающими, поскольку существует множество других религиозных категорий, которые респондент может выбрать: еврейский , индуистский , буддийский и так далее. Во многих случаях невозможно включить все возможные категории, и в этом случае Другое категория с местом, где респондент может указать более конкретный ответ, является хорошим решением. Если респонденты могут принадлежать более чем к одной категории (например, раса), им следует дать указание выбрать все применимые категории.
Для рейтинговых шкал пять или семь вариантов ответов, как правило, обеспечивают максимальную точность, на которую способны респонденты. Однако иногда могут быть уместны числовые шкалы с большим количеством опций. Для таких параметров, как привлекательность, боль и вероятность, шкала от 0 до 10 будет знакома многим респондентам и им будет легко ее использовать. Независимо от количества вариантов ответа, наиболее экстремальные из них, как правило, должны быть «сбалансированы» вокруг нейтральной или модальной средней точки. Пример несбалансированной оценочной шкалы, измеряющей предполагаемую вероятность, может выглядеть следующим образом:
Маловероятно | Скорее всего | Вероятно | Весьма вероятно | Крайне вероятно
Сбалансированная версия может выглядеть следующим образом:
Крайне маловероятно | Довольно маловероятно | Скорее всего | Скорее всего | Крайне вероятно
Обратите внимание, однако, что средний или нейтральный вариант ответа включать не обязательно. Исследователи иногда предпочитают опускать его, потому что хотят побудить респондентов более глубоко обдумать свой ответ, а не просто выбирать средний вариант по умолчанию. Однако включение средних альтернатив в биполярные измерения может быть использовано для того, чтобы люди могли выбрать вариант, который не является ни тем, ни другим.
«Вопрос», полученный с http://imgs.xkcd.com/comics/question.png (CC-BY-NC 2.5)
Форматирование опросаопрос. Во-первых, каждый опрос должен иметь письменное или устное введение, выполняющее две основные функции (Peterson, 2000) [10] . Один из них заключается в том, чтобы побудить респондентов принять участие в опросе. Во многих типах исследований в таком поощрении нет необходимости либо потому, что участники не знают, что они участвуют в исследовании (как при естественном наблюдении), либо потому, что они являются частью пула испытуемых и уже продемонстрировали свою готовность участвовать, записавшись и показав на учебу. Опросное исследование обычно застает респондентов врасплох, когда они отвечают на звонки, заходят в почтовый ящик или проверяют электронную почту, и исследователь должен убедительно обосновать, почему они должны согласиться на участие. Таким образом, введение должно кратко объяснять цель опроса и его важность, предоставлять информацию о спонсоре опроса (опросы, проводимые университетами, как правило, дают более высокий процент ответов), признавать важность участия респондента и описывать любые стимулы для участия. .
Второй функцией введения является получение информированного согласия. Помните, что для этого необходимо описать респондентам все, что может повлиять на их решение об участии. Это включает в себя темы, охватываемые опросом, количество времени, которое он может занять, возможность респондента отказаться от участия в любое время, вопросы конфиденциальности и т. д. Письменные формы согласия обычно не используются в опросных исследованиях, поэтому важно, чтобы эта часть введения была хорошо задокументирована и четко и полностью представлена каждому респонденту.
За введением должны следовать основные пункты вопросника. Но сначала важно представить четкие инструкции по заполнению анкеты, включая примеры того, как использовать любые необычные шкалы ответов. Помните, что введение – это момент, когда респонденты обычно наиболее заинтересованы и наименее утомлены, поэтому рекомендуется начинать с наиболее важных пунктов для целей исследования и переходить к менее важным пунктам. Элементы также должны быть сгруппированы по темам или по типу. Например, пункты, использующие одну и ту же шкалу оценок (например, 5-балльную шкалу согласия), должны быть сгруппированы вместе, если это возможно, чтобы сделать работу быстрее и проще для респондентов. Демографические вопросы часто представляются последними, потому что они наименее интересны участникам, но к ним легко ответить, если респонденты устали или им стало скучно. Безусловно, любой опрос должен заканчиваться выражением признательности респонденту.
Ключевые выводы
- Ответ на элемент опроса сам по себе является сложным когнитивным процессом, который включает в себя интерпретацию вопроса, поиск информации, вынесение предварительного суждения, преобразование этого суждения в требуемый формат ответа и редактирование ответа.
- Ответы на опрос подвержены многочисленным контекстным эффектам из-за формулировок вопросов, порядка элементов, вариантов ответа и других факторов. Исследователи должны учитывать такие эффекты при построении опросов и интерпретации результатов опросов.
- Элементы опроса могут быть открытыми или закрытыми. Открытые элементы просто задают вопрос и позволяют респондентам отвечать так, как они хотят. В закрытых заданиях задается вопрос и предлагается несколько вариантов ответов, из которых респонденты должны выбрать один из них.
- Используйте словесные метки вместо числовых, хотя ответы могут быть преобразованы в числовые данные при анализе.
- Согласно модели BRUSO, вопросы анкеты должны быть краткими, релевантными, недвусмысленными, конкретными и объективными.
- Судман, С., Брэдберн, Н. М., и Шварц, Н. (1996). Обдумывание ответов: применение когнитивных процессов в методологии опроса . Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс. ↵
- Чанг, Л., и Кросник, Дж.А. (2003). Измерение частоты регулярного поведения: сравнение «обычной недели» с «прошлой неделей». Социологическая методология, 33 , 55-80. ↵
- Шварц, Н., и Страк, Ф. (1990). Эффекты контекста в опросах отношения: применение когнитивной теории к социальным исследованиям. В W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), Европейский обзор социальной психологии (Том 2, стр. 31–50). Чичестер, Великобритания: Wiley. ↵
- Страк, Ф., Мартин, Л.Л., и Шварц, Н. (1988). Подготовка и общение: социальные детерминанты использования информации в суждениях об удовлетворенности жизнью. Европейский журнал социальной психологии, 18 , 429–442. ↵
- Шварц, Н. (1999). Самоотчеты: как вопросы формируют ответы. Американский психолог, 54 , 93–105. ↵
- Миллер, Дж. М. и Кросник, Дж. А. (1998). Влияние порядка имен кандидатов на результаты выборов. Общественное мнение Ежеквартально, 62 (3), 291-330. ↵
- Кросник, Дж. А. и Берент, М.К. (1993). Сравнение идентификации партии и политических предпочтений: влияние формата вопроса опроса. Американский журнал политических наук, 27 (3), 941-964. ↵
- Лайкерт, Р. (1932). Техника измерения отношения. Архив психологии, 140 , 1–55. ↵
- Петерсон, Р. А. (2000). Составление эффективных вопросников . Тысяча дубов, Калифорния: Sage. ↵
- Петерсон, Р. А. (2000). Составление эффективных вопросников . Тысяча дубов, Калифорния: Sage. ↵
Метод самоотчета AO1 AO2 AO3
ЧТО ТАКОЕ САМООТЧЕТЫ?
Самоотчет является наиболее широко используемым методом в наборе инструментов психолога, поскольку он собирает информацию от большого числа участников.
Самоотчеты противоположны наблюдениям. Самоотчеты получают информацию непосредственно от участников об их поведении или мыслях; наблюдения – это интерпретация исследователями того, что участники делают или думают
Самоотчеты бывают двух видов:
- Интервью
- Анкеты (опросы)
Спецификация Edexcel использует термин «самоотчет», а также интервью и анкеты — полезно сгруппировать их вместе и сопоставить с наблюдениями.
Самоотчеты носят неэкспериментальный характер — они описывают, но не указывают на причины. Однако они часто используются как часть плана эксперимента как способ сбора информации о независимой переменной (IV) или измерения зависимой переменной (DV).
ИНТЕРВЬЮ
Интервью обычно представляют собой личные беседы (хотя они могут проходить по телефону или в социальных сетях).
Интервью отличается от анкеты тем, что интервьюер вносит свой вклад одновременно с интервьюируемым. Обычно это происходит в форме, когда интервьюер задает вопросы, а интервьюируемый отвечает на них, но иногда интервьюируемый может задавать вопросы или интервьюер может предлагать свои собственные инструкции, разъяснения или ответы.
- Неструктурированные интервью, по-видимому, представляют собой неформальные беседы, но за ними все же стоит цель. Неструктурированные интервью успокаивают интервьюируемого и дают естественные ответы (т. е. они достоверны), но никакие два неструктурированных интервью не будут абсолютно одинаковыми (т. е. они ненадежны). Большим преимуществом является то, что интервьюер может остановиться и продолжить интересную беседу или вернуться к вопросам, на которые не получил четкого ответа.
- Структурированный 9В интервью 0016 есть заранее определенные вопросы — они не звучат и не похожи на обычный разговор. Структурированные интервью всегда содержат одни и те же вопросы в одном и том же порядке (т. е. они надежны), но они неестественны и неестественны (т. е. имеют низкую достоверность). Главное преимущество состоит в том, что таким образом можно опросить множество участников и легко сравнить их ответы.
- Полуструктурированные интервью содержат заранее заданные вопросы, но также включают неформальную беседу — они звучат и ощущаются более реалистично, чем структурированные интервью. Они стремятся получить «лучшее из обоих миров» (валидность неструктурированных интервью и надежность структурированных интервью), но это трудно сделать: интервьюер должен быть хорошо обучен или иметь большой опыт.
Интервью часто записываются (только аудио или снимаются на видео). Позже их можно расшифровать (записать) и детально проанализировать.
Неструктурированные интервью: не всегда очевидно, кто интервьюер, а кто интервьюируемый
Структурированные интервью: вопросы фиксируются заранее и разрешены только определенные ответы (даже если вы пытаетесь говорить о чем-то другом)
Полуструктурированные интервью: есть некоторые вопросы, которые нужно задавать , но также есть место для естественного разговора
Вы заметите, что все интервью подвержены эффекту исследователя: исследователь может давать указания некоторым интервьюируемым с помощью тона или языка тела, или же интервьюируемые могут испытывать враждебность или бояться некоторых исследователей.
АНКЕТЫ (опросы)
Опросы не проводятся очно; даже если исследователь присутствует, он не общается с респондентом во время заполнения анкеты (за исключением, возможно, объяснения цели). Анкеты включают в себя чтение вопросов, за которыми следует письменный ответ, хотя написание может быть не более чем отметкой.
В отличие от интервью, анкеты всегда структурированы — вопросы должны быть написаны заранее. Однако есть разные типы вопросов, которые можно задавать:
- Открытые вопросы позволяют респонденту отвечать любым удобным для него способом. Лучшие открытые вопросы предполагают более длинные ответы и начинаются со слов вроде « Как » и « Почему » — вопросы, начинающиеся со слов « Что » и « Когда 9».0136 «, как правило, дают ограниченные ответы. Преимущество состоит в том, что респондент не должен чувствовать себя ограниченным в том, как он отвечает, но может быть очень сложно оценить или сравнить качественные данные, полученные из открытых вопросов.
- Закрыто вопросов допускают ответ только из списка ответов. Самый простой тип закрытого вопроса — это вопрос «Да/Нет». Более сложные закрытые вопросы могут быть вопросами с несколькими вариантами ответов. Закрытые вопросы легко оценивать как количественные данные, потому что исследователь заранее знает все возможные ответы, но проблема в том, что респондент может захотеть дать ответ, которого нет среди предложенных вариантов (например, «иногда» или «это зависит от обстоятельств»).0006
Существуют различные типы закрытых вопросов:
МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР Это дает данные номинального уровня — вы получаете частоту, с которой была отмечена каждая опция, которую вы можете выразить в процентах. Проблема в том, что вы можете забыть включить опцию (где курица барбекю???) Вы когда-нибудь хотели добавить собственную категорию? | РЕЙТИНГОВАЯ ШКАЛА При этом создаются данные на уровне интервала/отношения — вы можете дать каждому респонденту собственную оценку. Классический вопрос «по шкале от 1 до 10» имеет тенденцию располагаться посередине (никто не выбирает 1 или 10), и он не говорит вам, что означает каждое число — насколько плоха 1? как здорово 10? Некоторые рейтинговые шкалы маскируют баллы, например: Вы не видите цифр в вопросе, но это по-прежнему шкала от 1 до 5. |
ВЕСЫ ЛАЙКЕРТА Шкала Лайкерта, изобретенная Ренсисом Лайкертом ( произносится как Лик-Хэрт ), предлагает утверждение ( , а не вопрос ), и респондент указывает, насколько сильно он согласен или не согласен. Это дает шкалу оценки от 1 до 5 (или от 1 до 7, если вы добавите «Очень сильно…»), поэтому ее можно превратить в номинальные данные или данные уровня интервала/отношения. Некоторые исследователи предпочитают убирать вариант «Не определился», заставляя респондентов соглашаться или не соглашаться. |