АНТРОПОМОРФИЗМ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. П. Забияко, Е. С. Элбакян; М. Н. Соколов (искусствознание)
АНТРОПОМОРФИ́ЗМ (от антропо… и греч. μορφή – форма, вид), наделение материальных и идеальных объектов, предметов и явлений неживой природы, животных, растений, мифических существ человеческими свойствами – физическими, психическими, интеллектуальными качествами, а зачастую и гендерными признаками. А. тесно связан с ранними формами религ. верований (напр., анимизм). Ряд древнейших космогоний представляют порождающее бытие (начало) в форме человековидного существа (напр., Гея у древних греков), которое даёт начало богам и природным стихиям или из тела которого (Пуруша у индоариев), вследствие ритуального расчленения, возникает мироздание. Представление о «мужском» и «женском» началах миропорядка, присущее большинству культур, в Китае нашло выражение в учении об инь и ян.
Типичная для архаич. мышления антропоморфизация окружающего мира (сил природы, социальных институтов, духовных качеств человека) вносила существенный вклад в расширение пантеона и пандемониума древних религий. Развитые религии сохраняют в представлениях о божестве признаки А., хотя в религ. учениях эти признаки толкуются как метафоры. По мере развития рационализма происходит постепенное сокращение культурной роли А. Так, Л. Леви-Брюль утверждал, что тяготение к антропоморфизации реальности тем выше, чем ниже уровень развития сознания. Однако полное исчезновение А. невозможно. Антропоморфными являются практически все архетипы сознания, мн. символы и аллегории. Большинство языков, в частности индоевропейских, построено на грамматич. классификации слов по мужскому и женскому родам.
Антропоморфизация реальности, сохраняя исторически своё место в структуре сознания и культуры, продолжает оставаться важным способом описания мира.
В искусствознании понятие А. применяется по отношению к ранним стадиям развития иск-ва (женские статуэтки верхнего палеолита; кикладские идолы на островах Эгейского м., 3–2-е тыс. до н. э.) или к неизобразительным его видам. В архитектуре принцип А. может быть выражен косвенно (напр., в координации пропорций здания с пропорциями человеческого тела), прямо (некоторые аспекты архит. теории Витрувия о происхождении ордеров) или аллегорически (план собора с продольным нефом и поперечным трансептом, уподобленный в ср.-век. теории фигуре с раскинутыми руками). В декоративно-прикладном иск-ве А. выражается в условной стилизации формы предмета (напр., в сосудах, реликвариях и др.). В первобытном иск-ве А. занимает подчинённое положение по отношению к зооморфизму.
Антропоморфизм в искусстве | Журнал Artmajeur
Пьер Ламблен,
Мистер Пантера , 2022. Картина на алюминии, 80 x 40 см.Что понимается под антропоморфизмом?Термином антропоморфизм, происходящим от двух греческих слов anthrōpos (человек) и morphē (форма), мы обозначаем особый способ приписывания человеческих характеристик и качеств одушевленным или неодушевленным существам, а также природным и сверхъестественным явлениям, просто как божества или главные герои мифологических сказок. Такое «обогащение» реальных данных, обнаруживаемое как в художественной, так и в литературной сферах, имеет настолько отдаленные корни, что в большинстве древних культур можно обнаружить фантастические повествования, картины, барельефы и статуи, в которых мы находим антропоморфные фигуры. как главные герои.
Сесиль Дюшен Малиссен,
Метаморфоза IX , 2021. Акрил на льняном холсте, 92 x 73 см.Дженис Серилла,
Stormy is a brewin , 2018. Холст, акрил, 78,7 x 68,6 см.Антропоморфизм в искусствеАнтропоморфизм в искусстве, как и предполагалось, может похвастаться богатой и древней традицией, ведь среди самых ранних образцов антропоморфных фигур мы находим статуэтку Löwenmensch из слоновой кости, которая, относящаяся к верхнему палеолиту, то есть примерно 32 000 лет назад, изображает человеческая фигура с головой льва. Говоря о древнем Египте, с другой стороны, именно эта цивилизация сделала антропоморфизм чрезвычайно популярным, так как антропоморфизация божеств получила широкое распространение после зоолатрического периода. Прекрасным примером этой тенденции является статуя, изображающая фараона Аменхотепа III с богом Собеком, божеством, которое, увековеченное в виде человека с головой крокодила, представляло собой защитника вод Нила и плодородия земли. Скульптура из алебастра из известняка, датируемая первой половиной 14 века до н. э., увековечивает фараона и бога, сидящего на троне, стороны которого покрыты иероглифами. В этом конкретном контексте хорошо бы подчеркнуть, что Аменхотеп III, выглядящий очень молодым, оказывается меньше по размеру, чем Собек, точно так же, как если бы крокодил хотел защищать и сопровождать, и, таким образом, буквально «сопровождать» правителя. Позднее, в отношении греческого и римского искусства, антропоморфность последнего хотя и присутствовала, но стала менее выраженной, вероятно, потому, что сами божества были по существу людьми, обладающими сверхъестественными способностями. Тем не менее, можно взять в качестве примера типичные терракотовые вазы с антропоморфным декором, изготовленные в период становления Греции (XII-VIII вв. до н.э.), эллинское средневековье, в которых обозначились составные черты греческого искусства и его основные образные типы. Что касается более поздней христианской религии, то нельзя отрицать, как последняя на протяжении столетий нашла широкий спектр способов представления Сына Человеческого, среди которых, безусловно, выделяются символы и аллегории Иисуса, изображенного в виде Агнца.
Статуя Аменхотепа III с богом Собеком, первая половина 14 века до н.э. Известняковый алебастр. Луксор: Музей древнеегипетского искусства.
Джузеппе Арчимбольдо, Лето , 1573 г. Холст, масло, 76 х 64 см. Париж: Лувр.
Макс Эрнст, Наряд невесты, 1940. Холст, масло, 129,6 x 96,3 см. Венеция: Коллекция Пегги Гуггенхайм.
Такую аллегорически-символическую типологию антропоморфизма хорошо иллюстрирует мозаика апсиды церкви Санта-Мария-ин-Трастевере (Рим), где под фигурами Иисуса и Марии в сопровождении святых Петра, Корнилия, Юлия, Калеподия, Калисто, Лаврентия и чучело Иннокентия II, Агнец Божий изображен посреди своих овец, то есть двенадцати апостолов. Прыгнув вперед во времени примерно на четыре столетия, мы сталкиваемся с некоторыми из самых известных шедевров в истории искусства, которые смогли интерпретировать с невиданной доселе новаторством, талантом и уникальностью концепцию антропоморфизма, просто как и в случае с культовым « Летом » Джузеппе Арчимбольдо (1573 г.), написанным маслом на панно, хранящимся в Лувре. Действительно, на знаменитой картине абстрактная концепция прекрасного времени года, а также человеческая форма оживают благодаря воображаемому сочетанию летних фруктов и овощей. Другой работой, придавшей новые формы изобразительному антропоморфизму, был, безусловно, «Антропоморфный кабинет » Сальвадора Дали, картина маслом, которая, представляя очеловеченный предмет мебели, явно отсылает к мысли Зигмунда Фрейда о том, что человеческое тело состоит из множества потайных «ящиков» бессознательное. Наконец, еще одним художником, интерпретировавшим концепцию антропоморфизма очень личным образом, был, несомненно, Макс Эрнст, плодовитый мастер авангарда, отличавшийся особым увлечением птицами из-за довольно мрачного инцидента в его детстве, когда его домашняя птица умерла. так же, как его младшая сестра родилась. После этого случая художник стал интерпретировать птиц как предзнаменования смерти; на самом деле, в известной картине « Одеяние невесты » появляются антропоморфные фигуры птиц, которые, стремясь обмануть зрителя своим правдоподобием, уводят нас в параллельное и тревожное измерение, в широком смысле ассоциирующееся с атмосферой, в которой дышишь больше всего. тревожные кошмары.
Манат, Паоло Верроккьо , 2022. Холст, акрил, 130 x 81 см.
Игорь Скалецкий, Фантастический мистер Пес , 2018. Холст, акрил, 115 х 100 см.
Антропоморфизм в современном искусствеС другой стороны, говоря о современном мире, кажется очевидным, что «классический» антропоморфизм в значительной степени обогатился экспериментами в области кино, рекламы и телевидения, в которых часто встречаются очеловеченные животные или предметы, точно так же, как популярные Микки Маус, Дональд Дак и Багз Банни, а также более поздние Конь БоДжек, Губка Боб и Кунг-фу Панда. Возвращаясь к более традиционным изобразительным искусствам, вышеупомянутый костюм также продолжает пользоваться большим успехом в живописи, скульптуре и фотографии, как показывают работы художников Artmajeur Эрика Лероя (Рико), Кати Ивлевой и Декока.
Эрик Лерой (Рико), «Мыслитель», 2022. Цифровая фотография / обработанная фотография на алюминии, 80 x 80 см.
Эрик Лерой (Рико): мыслительФотография Эрика Лероя увековечивает рыбу фугу, которая, имея тело человека, представляет собой позу, призванную дать понимание состояния глубокого психологического самоанализа, вероятно, вызванного теми типичными печальными и тяжелыми чувствами, с которыми так часто живет человечество, отчужденное. из-за его более животной, инстинктивной, спонтанной и, конечно, менее проблематичной природы. В действительности, однако, эта новаторская антропоморфная работа несет в себе и дополнительные смыслы, поскольку представляет сочувственный «ремейк» одного из величайших шедевров в истории искусства ХХ века: « Мыслителя » Огюста Родена (1880). Рассматриваемая скульптура изображает обнаженного мужчину, который, сидя на пьедестале с наклоненным вперед туловищем, упирается лицом в левую руку, а правая рука вместо этого «покинута» на бедрах. Персонаж, чье выражение лица таинственно скрыто за его пальцами, выражает, даже через напряженную позу, позицию глубокого внутреннего анализа. Поэтому именно благодаря современной интерпретации Artmjeur художником один из величайших интроспективных шедевров иронически возрождается в наше время.
Катя Ивлева, Бульдог в куртке, 2021. Холст, масло, 60 х 50 см.
Катя Ивлева: Бульдог в курткеНа реалистической картине Кати Ивлевой изображен Бульдог, выражение лица, позы и одежда которого совершенно антропны и который обращает свой взор прямо на зрителя, вероятно, пытаясь представить себя как некую новую, уж точно гораздо менее скомпрометированную, модель человечества. По словам самого художника, работа, входящая в серию «Животные — тоже люди», вдохновлена забавным и в то же время «трагическим» телесериалом Horse Bojack, характеризующимся сосуществованием человеческих персонажей с антропоморфными животными. Вдобавок, однако, Ивлева охотно отмечает, что в ее портретах присутствует и некоторая двусмысленность, ведь в лицах очеловеченных животных кто-то может узнать и себя, и своего питомца. На самом деле основными моделями для создания этих антропоморфных картин являются, в основном, пушистые животные друзей и знакомых художника. Наконец, что касается истории искусства, то знаковым произведением с особыми «цивилизованными» сюжетами оказывается известный шедевр Кассиуса Марцелла Кулиджа « Друг в беде» (1903), в котором собаки играют в покер, как настоящие мужчины.
Dekoque, Powerful, 2022. Скульптура на металле, 21 x 37 см / 3,00 кг.
Декоке: МощныйСкульптура Декока раскрывает еще одно лицо антропоморфизма, а именно его способность приписывать человеческие характеристики и качества даже неодушевленным существам, как в данном случае молоту, вероятно, намереваясь изобразить подобие бедствующего рабочего в куртке. На самом деле, на основании скульптуры мы находим гвоздь, вероятный намек на первостепенную задачу указанного инструмента. Что касается истории искусства, работа скульптора Artmajeur лежит в рамках прочной современной антропоморфной традиции, исчерпывающим примером которой является фигуративное исследование британского художника и иллюстратора Джонатана Уолстенхолма, который, сюрреалист-любитель старинных томов, оживлял свои книги, превращая их в умные антропоморфные образы.
АНТРОПОМОРФИЗМ определение | Кембриджский словарь английского языка
Как произносится антропоморфизм ?
Переводы антропоморфизма
на китайский (традиционный)
擬人化,人格化, 擬人觀…
Увидеть больше
на китайском (упрощенном)
拟人化,人格化, 拟人观…
Подробнее
на португальском языке
антропоморфизм…
Подробнее
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Обзор
антропологически
антрополог
антропология
антропоморфный
антропоморфизм
антропоморфизировать
антуриум
анти
против абортов
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти тестСлово дня
состояние
ВеликобританияВаш браузер не поддерживает аудио HTML5
/steɪt/ НАСВаш браузер не поддерживает аудио HTML5
/steɪt/страна или ее правительство
Об этомБлог
Отплевываться, кудахтать и растягивать слова: глаголы, которые можно использовать вместо «говорить»
Подробнее
New Words
ужин в четыре руки
В список добавлено больше новых слов
Наверх
Содержание
EnglishПереводы
АНТРОПОМОРФИЗАЦИЯ определение | Кембриджский словарь английского языка
Как произносится 9?0003 антропоморфизировать ?
Переводы humanmorphize
на Китайский (традиционный)
人格化,賦予人性,當作人對待…
Подробнее
на китайском (упрощенном)
人格化,赋予人性,当作人对待…
См. больше
на португальском языке
антропоморфиз…
Подробнее
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Обзор
антрополог
антропология
антропоморфный
антропоморфизм
антропоморфизировать
антуриум
анти
против абортов
антивозрастной
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти тестСлово дня
состояние
ВеликобританияВаш браузер не поддерживает аудио HTML5
/steɪt/ НАСВаш браузер не поддерживает аудио HTML5
/steɪt/страна или ее правительство
Об этомБлог
Отплевываться, кудахтать и растягивать слова: глаголы, которые можно использовать вместо «говорить»