Антропоморфизм что такое: Антропоморфизм — православная энциклопедия «Азбука веры»

АНТРОПОМОРФИЗМ • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. П. Забияко, Е. С. Элбакян; М. Н. Соколов (искусствознание)

АНТРОПОМОРФИ́ЗМ (от антропо… и греч. μορφή – фор­ма, вид), наде­ле­ние ма­те­ри­аль­ных и иде­аль­ных объ­ек­тов, пред­ме­тов и яв­ле­ний не­жи­вой при­ро­ды, жи­вот­ных, ра­сте­ний, ми­фи­че­ских су­ществ че­ло­ве­че­ски­ми свой­ст­ва­ми – фи­зи­че­ски­ми, пси­хи­че­ски­ми, ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, а за­ча­стую и ген­дер­ны­ми приз­на­ка­ми. А. тес­но свя­зан с ран­ни­ми фор­ма­ми ре­лиг. ве­ро­ва­ний (напр., ани­мизм). Ряд древ­ней­ших кос­мо­го­ний пред­став­ля­ют по­ро­ж­даю­щее бы­тие (на­ча­ло) в фор­ме че­ло­ве­ко­вид­но­го су­ще­ства (напр., Гея у древ­них гре­ков), ко­то­рое да­ёт на­ча­ло бо­гам и при­род­ным сти­хи­ям или из те­ла ко­то­ро­го (Пу­ру­ша у ин­доа­ри­ев), вслед­ст­вие ри­ту­аль­но­го рас­чле­не­ния, воз­ни­ка­ет ми­ро­зда­ние. Пред­став­ле­ние о «муж­ском» и «жен­ском» на­ча­лах ми­ро­по­ряд­ка, при­су­щее боль­шин­ст­ву куль­тур, в Ки­тае на­шло вы­ра­же­ние в уче­нии об инь и ян.

Ти­пич­ная для ар­ха­ич. мыш­ле­ния ан­тро­по­мор­фи­за­ция ок­ру­жаю­ще­го ми­ра (сил при­ро­ды, со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, ду­хов­ных ка­честв че­ло­ве­ка) вно­си­ла су­ще­ст­вен­ный вклад в рас­ши­ре­ние пан­те­о­на и пан­де­мо­ниу­ма древ­них ре­ли­гий. Раз­ви­тые ре­ли­гии со­хра­ня­ют в пред­став­ле­ни­ях о бо­же­ст­ве при­зна­ки А., хотя в ре­лиг. уче­ни­ях эти при­зна­ки тол­ку­ют­ся как ме­та­фо­ры. По ме­ре раз­ви­тия ра­цио­на­лиз­ма про­ис­хо­дит по­сте­пен­ное со­кра­ще­ние куль­тур­ной ро­ли А. Так, Л. Ле­ви-Брюль ут­вер­ждал, что тя­го­те­ние к ан­тро­по­мор­фи­за­ции ре­аль­но­сти тем вы­ше, чем ни­же уро­вень раз­ви­тия соз­на­ния. Од­на­ко пол­ное ис­чез­но­ве­ние А. не­воз­мож­но. Ан­тро­по­морф­ны­ми яв­ля­ют­ся прак­ти­че­ски все ар­хе­ти­пы соз­на­ния, мн. сим­во­лы и ал­ле­го­рии. Боль­шин­ст­во язы­ков, в ча­ст­но­сти ин­до­ев­ро­пей­ских, по­строе­но на грам­ма­тич. клас­си­фи­ка­ции слов по муж­ско­му и жен­ско­му ро­дам.

Ан­тро­по­мор­фи­за­ция ре­аль­но­сти, со­хра­няя ис­то­ри­че­ски своё ме­сто в струк­ту­ре соз­на­ния и куль­ту­ры, про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся важ­ным спо­со­бом опи­са­ния ми­ра.

В ис­кус­ст­во­зна­нии понятие А. при­меня­ет­ся по от­но­ше­нию к ран­ним ста­ди­ям раз­ви­тия иск-ва (жен­ские ста­ту­эт­ки верх­не­го па­лео­ли­та; кик­лад­ские идо­лы на островах Эгей­ско­го м., 3–2-е тыс. до н. э.) или к не­изо­бра­зи­тель­ным его ви­дам. В ар­хи­тек­ту­ре прин­цип А. мо­жет быть вы­ра­жен кос­вен­но (напр., в ко­ор­ди­на­ции про­пор­ций зда­ния с про­пор­ция­ми че­ло­ве­че­ско­го те­ла), пря­мо (не­ко­то­рые ас­пек­ты ар­хит. тео­рии Вит­рувия о про­ис­хо­ж­де­нии ор­де­ров) или ал­ле­го­ри­че­ски (план со­бо­ра с про­доль­ным не­фом и по­пе­реч­ным тран­сеп­том, упо­доб­лен­ный в ср.-век. тео­рии фи­гу­ре с рас­ки­ну­ты­ми ру­ка­ми). В де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном иск-ве А. вы­ра­жа­ет­ся в ус­лов­ной сти­ли­за­ции фор­мы пред­ме­та (напр., в со­су­дах, ре­ли­к­ва­ри­ях и др.). В пер­во­быт­ном иск-ве А. за­ни­ма­ет под­чи­нён­ное по­ло­же­ние по от­но­ше­нию к зоо­мор­физ­му.

Антропоморфизм в искусстве | Журнал Artmajeur

Пьер Ламблен,

Мистер Пантера , 2022. Картина на алюминии, 80 x 40 см.

Что понимается под антропоморфизмом?

Термином антропоморфизм, происходящим от двух греческих слов anthrōpos (человек) и morphē (форма), мы обозначаем особый способ приписывания человеческих характеристик и качеств одушевленным или неодушевленным существам, а также природным и сверхъестественным явлениям, просто как божества или главные герои мифологических сказок. Такое «обогащение» реальных данных, обнаруживаемое как в художественной, так и в литературной сферах, имеет настолько отдаленные корни, что в большинстве древних культур можно обнаружить фантастические повествования, картины, барельефы и статуи, в которых мы находим антропоморфные фигуры. как главные герои.

Сесиль Дюшен Малиссен,

Метаморфоза IX , 2021. Акрил на льняном холсте, 92 x 73 см.

Дженис Серилла,

Stormy is a brewin , 2018. Холст, акрил, 78,7 x 68,6 см.

Антропоморфизм в искусстве

Антропоморфизм в искусстве, как и предполагалось, может похвастаться богатой и древней традицией, ведь среди самых ранних образцов антропоморфных фигур мы находим статуэтку Löwenmensch из слоновой кости, которая, относящаяся к верхнему палеолиту, то есть примерно 32 000 лет назад, изображает человеческая фигура с головой льва. Говоря о древнем Египте, с другой стороны, именно эта цивилизация сделала антропоморфизм чрезвычайно популярным, так как антропоморфизация божеств получила широкое распространение после зоолатрического периода. Прекрасным примером этой тенденции является статуя, изображающая фараона Аменхотепа III с богом Собеком, божеством, которое, увековеченное в виде человека с головой крокодила, представляло собой защитника вод Нила и плодородия земли. Скульптура из алебастра из известняка, датируемая первой половиной 14 века до н. э., увековечивает фараона и бога, сидящего на троне, стороны которого покрыты иероглифами. В этом конкретном контексте хорошо бы подчеркнуть, что Аменхотеп III, выглядящий очень молодым, оказывается меньше по размеру, чем Собек, точно так же, как если бы крокодил хотел защищать и сопровождать, и, таким образом, буквально «сопровождать» правителя. Позднее, в отношении греческого и римского искусства, антропоморфность последнего хотя и присутствовала, но стала менее выраженной, вероятно, потому, что сами божества были по существу людьми, обладающими сверхъестественными способностями. Тем не менее, можно взять в качестве примера типичные терракотовые вазы с антропоморфным декором, изготовленные в период становления Греции (XII-VIII вв. до н.э.), эллинское средневековье, в которых обозначились составные черты греческого искусства и его основные образные типы. Что касается более поздней христианской религии, то нельзя отрицать, как последняя на протяжении столетий нашла широкий спектр способов представления Сына Человеческого, среди которых, безусловно, выделяются символы и аллегории Иисуса, изображенного в виде Агнца.

Статуя Аменхотепа III с богом Собеком, первая половина 14 века до н.э. Известняковый алебастр. Луксор: Музей древнеегипетского искусства.

Джузеппе Арчимбольдо, Лето , 1573 г. Холст, масло, 76 х 64 см. Париж: Лувр.

Макс Эрнст, Наряд невесты, 1940. Холст, масло, 129,6 x 96,3 см. Венеция: Коллекция Пегги Гуггенхайм.

Такую аллегорически-символическую типологию антропоморфизма хорошо иллюстрирует мозаика апсиды церкви Санта-Мария-ин-Трастевере (Рим), где под фигурами Иисуса и Марии в сопровождении святых Петра, Корнилия, Юлия, Калеподия, Калисто, Лаврентия и чучело Иннокентия II, Агнец Божий изображен посреди своих овец, то есть двенадцати апостолов. Прыгнув вперед во времени примерно на четыре столетия, мы сталкиваемся с некоторыми из самых известных шедевров в истории искусства, которые смогли интерпретировать с невиданной доселе новаторством, талантом и уникальностью концепцию антропоморфизма, просто как и в случае с культовым « Летом » Джузеппе Арчимбольдо (1573 г.), написанным маслом на панно, хранящимся в Лувре. Действительно, на знаменитой картине абстрактная концепция прекрасного времени года, а также человеческая форма оживают благодаря воображаемому сочетанию летних фруктов и овощей. Другой работой, придавшей новые формы изобразительному антропоморфизму, был, безусловно, «Антропоморфный кабинет » Сальвадора Дали, картина маслом, которая, представляя очеловеченный предмет мебели, явно отсылает к мысли Зигмунда Фрейда о том, что человеческое тело состоит из множества потайных «ящиков» бессознательное. Наконец, еще одним художником, интерпретировавшим концепцию антропоморфизма очень личным образом, был, несомненно, Макс Эрнст, плодовитый мастер авангарда, отличавшийся особым увлечением птицами из-за довольно мрачного инцидента в его детстве, когда его домашняя птица умерла. так же, как его младшая сестра родилась. После этого случая художник стал интерпретировать птиц как предзнаменования смерти; на самом деле, в известной картине « Одеяние невесты » появляются антропоморфные фигуры птиц, которые, стремясь обмануть зрителя своим правдоподобием, уводят нас в параллельное и тревожное измерение, в широком смысле ассоциирующееся с атмосферой, в которой дышишь больше всего. тревожные кошмары.

Манат, Паоло Верроккьо , 2022. Холст, акрил, 130 x 81 см.

Игорь Скалецкий, Фантастический мистер Пес , 2018. Холст, акрил, 115 х 100 см.

Антропоморфизм в современном искусстве

С другой стороны, говоря о современном мире, кажется очевидным, что «классический» антропоморфизм в значительной степени обогатился экспериментами в области кино, рекламы и телевидения, в которых часто встречаются очеловеченные животные или предметы, точно так же, как популярные Микки Маус, Дональд Дак и Багз Банни, а также более поздние Конь БоДжек, Губка Боб и Кунг-фу Панда. Возвращаясь к более традиционным изобразительным искусствам, вышеупомянутый костюм также продолжает пользоваться большим успехом в живописи, скульптуре и фотографии, как показывают работы художников Artmajeur Эрика Лероя (Рико), Кати Ивлевой и Декока.

Эрик Лерой (Рико), «Мыслитель», 2022. Цифровая фотография / обработанная фотография на алюминии, 80 x 80 см.

Эрик Лерой (Рико): мыслитель

Фотография Эрика Лероя увековечивает рыбу фугу, которая, имея тело человека, представляет собой позу, призванную дать понимание состояния глубокого психологического самоанализа, вероятно, вызванного теми типичными печальными и тяжелыми чувствами, с которыми так часто живет человечество, отчужденное. из-за его более животной, инстинктивной, спонтанной и, конечно, менее проблематичной природы. В действительности, однако, эта новаторская антропоморфная работа несет в себе и дополнительные смыслы, поскольку представляет сочувственный «ремейк» одного из величайших шедевров в истории искусства ХХ века: « Мыслителя » Огюста Родена (1880). Рассматриваемая скульптура изображает обнаженного мужчину, который, сидя на пьедестале с наклоненным вперед туловищем, упирается лицом в левую руку, а правая рука вместо этого «покинута» на бедрах. Персонаж, чье выражение лица таинственно скрыто за его пальцами, выражает, даже через напряженную позу, позицию глубокого внутреннего анализа. Поэтому именно благодаря современной интерпретации Artmjeur художником один из величайших интроспективных шедевров иронически возрождается в наше время.

Катя Ивлева, Бульдог в куртке, 2021. Холст, масло, 60 х 50 см.

Катя Ивлева: Бульдог в куртке

На реалистической картине Кати Ивлевой изображен Бульдог, выражение лица, позы и одежда которого совершенно антропны и который обращает свой взор прямо на зрителя, вероятно, пытаясь представить себя как некую новую, уж точно гораздо менее скомпрометированную, модель человечества. По словам самого художника, работа, входящая в серию «Животные — тоже люди», вдохновлена забавным и в то же время «трагическим» телесериалом Horse Bojack, характеризующимся сосуществованием человеческих персонажей с антропоморфными животными. Вдобавок, однако, Ивлева охотно отмечает, что в ее портретах присутствует и некоторая двусмысленность, ведь в лицах очеловеченных животных кто-то может узнать и себя, и своего питомца. На самом деле основными моделями для создания этих антропоморфных картин являются, в основном, пушистые животные друзей и знакомых художника. Наконец, что касается истории искусства, то знаковым произведением с особыми «цивилизованными» сюжетами оказывается известный шедевр Кассиуса Марцелла Кулиджа « Друг в беде» (1903), в котором собаки играют в покер, как настоящие мужчины.

Dekoque, Powerful, 2022. Скульптура на металле, 21 x 37 см / 3,00 кг.

Декоке: Мощный

Скульптура Декока раскрывает еще одно лицо антропоморфизма, а именно его способность приписывать человеческие характеристики и качества даже неодушевленным существам, как в данном случае молоту, вероятно, намереваясь изобразить подобие бедствующего рабочего в куртке. На самом деле, на основании скульптуры мы находим гвоздь, вероятный намек на первостепенную задачу указанного инструмента. Что касается истории искусства, работа скульптора Artmajeur лежит в рамках прочной современной антропоморфной традиции, исчерпывающим примером которой является фигуративное исследование британского художника и иллюстратора Джонатана Уолстенхолма, который, сюрреалист-любитель старинных томов, оживлял свои книги, превращая их в умные антропоморфные образы.

АНТРОПОМОРФИЗМ определение | Кембриджский словарь английского языка

Как произносится антропоморфизм ?