Архетип ребенка. К. Г. Юнг
Известно, что в психологической науке ХХ века именно Юнг вернул понятие архетипа в широкий научный обиход. Архетип представляет собой некую устойчивую матрицу, заложенную в пластах коллективного бессознательного. В работе «Архетип ребенка» Юнг утверждал, что личность может и не осознавать бессознательные процессы, которые проявляются посредством архетипических моделей в фантазиях и сновидениях, а в мифах «речь идет о традиционных формах, возраст которых чаще всего не поддается оценке», и потому, создаваемые и оформляемые веками, они представляют собой универсалии психики, а не только культуры. Ученым было выделено около шести главных архетипов, среди которых очень важную роль играет архетип Ребенка. Он часто возникает в мифах, сказках, фольклоре, литературе (как потерянное, обиженное, украденное либо нуждающееся в спасении дитя) и прочитывается сразу в нескольких аспектах.
Во-первых, это связано с личным бессознательным человека (любой сюжет активизирует личные детские воспоминания, травмы – поэтому нас так трогают истории, связанные с детьми), и тогда на основе прочитанного либо услышанного возникает потребность «утешения» внутреннего ребенка, обращения к нему со всем вниманием и любовью (у многих людей до зрелости сохраняется «детская» линия поведения). Этот архетип силен также при использовании в рекламе: смеющийся ребенок у всех пробуждает положительное отношение к товару, ставшему причиной детской радости – и частота появления в рекламе детей – тому лучшее подтверждение.
На более глубинном уровне архетип ребенка – это, как утверждал сам Юнг, «предсознательный аспект детства коллективной души». Это еще и нечто большее, чем личные «подзабытые» воспоминания детства: коллективный опыт, складывавшийся веками, если учесть, что онтогенез повторяет филогенез, в каждом бессознательном содержится пласт коллективной прапамяти. И тогда все сюжеты, связанные с «детской» темой, являются важным посланием из глубины веков, с тех времен, когда еще не было профессиональных психологов и психотерапевтов, но люди интуитивно учились и умели справляться с психологическими проблемами.
«Обиженный ребенок»
Этот образ-символ, пожалуй, является одним из наиболее устойчивых образов мировой литературы. «Едва ли необходимо ссылаться на все еще живого «младенца-Иисуса», который в легенде о Христофоре обнаруживает все тот же самый типичный аспект «меньше малого и больше большого», — утверждает Юнг. Однако, кроме младенца Иисуса, есть множество сюжетов с детьми, которые изначально несут в себе «божественную» ценность. Гораздо чаще речь именно о негативных воздействиях на ребенка – он, как правило, нуждается в помощи взрослого. Еще одна сторона этого архетипа – смерть ребенка или мертворождение, или вообще бесплодие героев. Практически в любой культуре это символизирует отсутствие будущего, деструктивное начало, потребность значимых перемен, смерть, статику.
«Обиженный ребенок», нуждающийся в помощи – это, в том числе, по Юнгу, «болезнь самости», ядра личности, которое, в общем-то, не может быть повреждено, но о котором «забыли», остро нуждающееся во внимании, чтобы исцелить всю личность. Юнг считал, что целью жизни каждого человека является процесс индивидуации – становления личности во всей полноте ее возможностей и потенциалов. А в основе этого процесса лежит идея самости. Груз детских травм и разочарований, невнимание к самости «тормозят» индивидуацию и препятствуют наслаждению жизни, самоактуализации, свободному познанию и волеизъявлению. На коллективном уровне отказ от спонтанности, крен в сторону рационализма, примат техники и науки отдаляют человечество от его сокровенной природы – не потому ли ХХ век стал таким страшным в мировой истории? Это ведь тоже «болезнь самости», но на макроуровне.
В личных сновидениях и фантазиях часто появляется множество детей (иногда это жемчужины, цветы или какие-то живые маленькие фигурки – гномы, эльфы, человечки) – и тогда это тревожный сигнал о расщеплении самости, фрагментации ее, изоляции одной части от другой. Так происходит вследствие самоосуждения, неприятия каких-то сторон своей личности, стремления соответствовать чужим идеалам и навязанным стандартам. Синтез самости – это то, что выступает насущной потребностью в таком случае.
«Грядущий ребенок»
Нередко в сказках встречается сюжет, когда царю или правителю предсказана смерть или бесславие от недавно рожденного младенца (сюжет о царе Ироде во множестве вариаций). И тогда основой сюжета является выживание, чудесное сокрытие младенца до поры до времени: множество добрых сил защищает и вскармливает необычного ребенка, и он, вырастая, все же следует предназначению судьбы и восстанавливает справедливость. Такой образ символизирует потенциал медленно, но неотвратимо вызревающих перемен, всегда позитивных, ибо любая застаревшая форма, даже самая «благая», неизбежно превращается в догму. Текучесть, спонтанность, самореализация, позволение жить – таково значение архетипа ребенка в этой вариации.
Двойственность образа ребенка
С одной стороны, очевидна беспомощность ребенка, его уязвимость, хрупкость перед лицом враждебного мира. Младенец (ребенок) лишен хитрости, чист душой и кажется обреченным, в сравнении с теми силами, которые коварно и хитроумно объединяются вокруг него. Но, с другой стороны, любая сказка ведет к счастливому финалу, и мы видим, что ребенок постепенно набирает силу, укрепляется в своей позиции и в какой-то степени выступает неуязвимым для всякого негативного воздействия. Что делает его таковым? Неискушенность, верность своей природе, умение оставаться собой, сохранять Самость. И это урок, который несут многие сказочные и литературные сюжеты человечеству. В принципе, любая психологическая работа начинается с пути к себе, понимания своих истинных потребностей, о которых «забыли», к своим подлинным, а не навязанным желаниям. И этот поворот всегда знаменует качественно новый этап развития личности на пути к ее индивидуации.
Автор: Павловская Гражина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
что это такое? Базовые архетипы по Юнгу
На протяжении восьми часов сна мы видим минимум пять сновидений. Приятные, тревожные, красочные, бесцветные, кошмарные и пророческие сны – все это послания нашего бессознательного. Иногда их хочется забыть, но чаще – расшифровать. Рассказываем о Юнгианской интерпретации сновидений, многослойности бессознательного, и том, какой опыт упакован в архетип Ребенка, Матери, Отца, Героя и Бабы Яги.
Что такое архетип?
Архетип — это совокупность первобытных образов, понятий и идеалов, которые не имеют конкретного прототипа в памяти или личном опыте человека, а порождаются коллективным бессознательным. Архетипы передаются человеку от предков на подсознательном уровне через их опыт, сюжеты мифов и сказок, особенности воспитания, воспоминания.
Они проявляются в сновидениях, грезах, видениях, спонтанно определяют мышление и поведение человека. Если сказать другими словами: архетип – это врожденный, базовый «комплект психики», который наравне с инстинктами зашит в ее загадочных глубинах.
Считается, что архетип – очередная вариация на тему психотипов. Это не так. Стародавнее слово «архетип» происходит от термина «архе» – «первооснова», на которой, по мнению древнегреческих мыслителей, строится весь мир. В истории культуры, религии, философии, литературы этот термин также широко представлен. Например, производные слова встречаются в словах «монАРХ», «АРХангел», «патриАРХ».
Архетипами сегодня называют те подсознательные образы, которые:
- Встречаются у разных народов мира и во всех периодах истории (Мудрец, Пророк, Хитрец).
- Наделены набором положительных и отрицательных качеств, характерных для большинства культур.
- Встречаются в живописи, литературе, скульптуре в виде узнаваемых символов (укрощенный огонь, брачный союз мужского и женского начала).
- Отображаются в мифах, сказках, преданиях, легендах.
- Влияют на эмоциональное состояние (Волшебник – радостное ожидание чуда).
- Вызывают определенные чувства и мысли в отношении соответствующего объекта (Ребенок – радость общения, Мудрец – доверие).
Карл Густав Юнг: патриарх аналитической психологии.
На фоне других блистательных ученых швейцарский психиатр Карл Густав Юнг поражает своей продуктивностью. Заслуга Юнга в том, что углубил и расширил фрейдовскую теорию о влиянии бессознательного на действия человека, описал многослойность психики, ввел понятия архетипа и психологического типа в область медицины, психологии и психиатрии. Основным вкладом Юнга в аналитическую психологию стало то, что он наделил архетипы психологическим смыслом и сделал их паттернами (образцами) человеческого восприятия.
Пройти тест на тип личности
В рассуждениях о «коллективном бессознательном» и «личном бессознательном» Юнг также ссылается на древних философов: Платона, Аристотеля, Блаженного Августина. Но в своих работах он называл два вида бессознательного не конфликтующими, а взаимодополняющими структурами. По Юнгу:
- Личное бессознательное – неосознаваемое содержание психики, которое черпает знания из индивидуального опыта человека.
- Коллективное бессознательное
Сам по себе архетип и заключенную в нем силу нельзя однозначно назвать позитивным или негативным: важно, как их направить. Особенно в маркетинге, где зашифрованные послания стабильно увеличивают процент неосознанных покупок.
Архетипы в брендинге.
Времена могут меняться, а архетипы остаются на подкорке и вызывают все те же ассоциации: Творец, Правитель, Бунтарь, Романтик. Компании осознанно или неосознанно эксплуатируют эти образы, выстраивая отношения с покупателями. Более того, бренды, которые последовательно эксплуатируют удачный архетип, увеличивают свою долю рынка.
Архетипы, как универсальный способ общения с подсознательным, помогают распознать цели популярных брендов:
- Coca-Cola (Ребенок+Славный Малый): транслирует ощущение праздника, сопричастности к искренним и теплым взаимоотношениям.
- Детское питание Nestle (Ребенок+Мать): транслируется забота о здоровье малыша, бескорыстная любовь, гармония и умиротворенность.
- Косметика Lancome (Персона+Дива): транслируется сопричастность к высокой моде, образ королевы.
- Gillette (Мачо+Герой): транслируется образ супермена, способного взглядом поразить женщину, отважного героя в сопровождении прекрасной спутницы.
Теория полезности архетипов эксплуатируется не только в рекламе. Ее используют при создании личного бренда: в подборе одежды, макияже, прическе.
Базовые архетипы Юнга.
Юнг говорил, что архетипов существует бесконечное множество. Но центральными считаются Анима и Анимус. Анима – проявление внутреннего женского образа в мужчине, его бессознательная женская сторона. Анимус – это мужские тенденции в психике женщины. Соединение Анимы-и-Анимуса символизирует бессознательное, наше Альтер эго, которое постепенно интегрируется в самость.
Самость по Юнгу – это некий заложенный в человеке образец той личности, которой ему предстоит стать. Самость – это прообраз Бога, наделенный его качествами. Этот целостный архетип может являться в образах сверх-личности (Король, Герой, Пророк) или в форме замкнутого по контуру символа (круга, квадрата, дао).
Другие архетипы по Юнгу – это всегда универсальный собирательный образ идеального мужчины или идеальной женщины в разных воплощениях:
1. Мать.
Это начало всех начал, которое предопределяет наше взаимодействие с внешним миром. Он дает человеку витальность, ресурсность, жизненную силу. Один из наиболее важных и изучаемых архетипов имеет светлую и темную стороны:
- Хозяйка-Мать (светлая сторона) – хранительница очага, оберегающая семейные традиции и добытые мужчиной сокровища. Любит гармонию во всем: в доме, отношениях, работе, мышлении. Она отдает душевное тепло, заботу, любовь, занимается рукоделием. В общем – творит.
- Хозяйка-Мачеха (темная сторона) часто описывается в литературе. Она захватывает власть, игнорирует желания родных, срывается на близких.
2. Отец.
Не столь разработанный, но самый динамичный образ в пантеоне, который дает нам активные схемы поведения и направляет на некую активность. Исследователи разделяют три типа отцовства и связывают их с греческими богами:
- Отец-Зевс – это образ патриархального мужчины. Он наделен дальновидностью и сообразительностью, властью, авторитетом и правом управлять. Отец богов является прообразом людей сильных и уверенных в своих успехах во всех сферах жизни от карьеры до любовных похождений.
- Отец-Кронос – это образ диктатора, врага для своего ребенка. Любви он предпочитает тотальный контроль, упоение своей агрессией и победами. Впрочем, длительный диктат приводит к сопротивлению и бунту.
- Отец-Уран – это полный загадочности и безвременья образ. Такой мужчина наделен мощным интеллектом, но часто уходит в себя. Он создает ощущение деятельности, которая не имеет конца и тем самым усиливает безысходность.
3. Ребенок.
Один из наиболее важных архетипов, который позволяет прикоснуться к детскому состоянию, символизирует начало жизни и качественно новый этап развития. Это нечто большее, чем подзабытые детские воспоминания. Это соединение двух противоположностей – мужского и женского, слабости и колоссального запаса силы. Практически в любой культуре образ ребенка имеет двойственное послание:
- Обиженный Ребенок
- Грядущий ребенок. В сказках нередко встречается сюжет, где правителю предсказывают смерть от недавно рожденного ребенка. И тогда базой для сюжета становится чудесное выживание малыша в тяжелых условиях. Это символизирует силу духа, готовность к возможным испытаниям, волю к жизни.
Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель
В модели Юнга коллективное бессознательное имеет несколько пластов и каждый наполнен своими архетипами. Есть:
- Базовые воплощения Героя, Мудреца, Романтика, Шута, Правителя.
- Мифологические прообразы Артемиды, Афины, Афродиты.
- Сказочные персонажи Бабы Яги, Русалки, Морозко, Рапунцель.
- Числовые символы Тридевятого царства, Тридесятого государства.
- Прообразы животных (Антилопа, Лев) или птиц (Сокол, Жар-птица).
- Мифические персонажи Драконов, Медузы Горгоны.
- Образы, воплощенные в бытовых вещах (Волшебные Туфли, Чудесное Кольцо).
- Природные явления (Источник, Гром).
- Бестелесные воплощения в Духах, Привидениях.
Как понять и расшифровать архетипы в сновидениях?
Зигмунд Фрейд называл сны «королевской дорогой в бессознательное», но видел в них, в основном, подавленные сексуальные желания. К. Г. Юнг рассматривал образы из сновидений как подсказки бессознательного, которые помогают раскрыть содержание душевной жизни. Архетипы наделены огромной энергией. Поэтому Юнг считал их глубинной силой и главным источниками сновидений.
Исследование снов позволяет расшифровать послания своего бессознательного. Но, прежде, чем включиться в эту интересную и непредсказуемую игру, стоит помнить:
- Бессознательное всегда общается собирательными образами. Архетипы в чистом виде в сновидения не входят – они соединяются с индивидуальным опытом, личным бессознательным и обрабатываются сознанием. Например, Зевс или Артемида редко снятся в классических образах богов. Они всегда наделены чертами или внешностью знакомых людей.
- Независимо от количества персонажей в сновидении, все они относятся к личности хозяина сна. Персонажами-посланиями могут стать люди, животные, предметы, транспорт, природа. Даже если во сне приходят знакомые люди – сон не про них, а про сновидца.
- Сновидение всегда провоцируются событиями предыдущего дня. Перед началом расшифровки стоит порыться в памяти, чтобы вспомнить об этом событии.
- Наиболее информативными считаются сновидения с повторяющимися сюжетами, кошмары или сны, вызывающие сильные эмоции.
- Случайных образов не бывает. В каждом заключен свой смысл и своя сила.
- Расшифровать послание сна может только его хозяин. При желании можно обратиться к психотерапевту, который подскажет общие принципы в работе со сновидениями.
- Подробности сна забываются очень быстро. Можно завести специальный блокнот и записывать в него сны сразу после пробуждения.
С точки зрения аналитической психологии сны – это спектакль о нас самих, рассказанный метафорическим языком. Цель сновидения – не в том, чтобы напугать, развлечь или успокоить сновидца, а обратить его внимание на «перекосы» в сознании и восстановить психическое равновесие.
Но юнгианский анализ не ограничивается толкованием сновидений. Аналитическая психотерапия основана на сходстве психологических ситуаций пациента с сюжетами сказок, мифов, легенд. Например, муж изменяет, потому что застрял в образе Героя Любовника. Или девушка страдает от комплексов, потому что видит себя в образе Царевны Лягушки. Юнгианский анализ помогает пациенту увидеть историю своей жизни, обнаружить внутренние архетипы и выстроить с ними гармоничные отношения. Метафоричность этого метода помогает работать с маленькими детьми и людьми, склонными к рефлексии.
Выводы:
- Архетип – психические структуры, которые конденсируют опыт человечества и влияют на поведение людей на бессознательном уровне.
- Каждый универсальный символ имеет свой глубинный смысл, но сознание человека дополняет его новыми элементами.
- Расшифровка снов – это таинство, доступное только хозяину сновидения.
Пройти тест на психику
Юнгианский тест на архетипы — Psychologist World
Психоаналитик Карл Юнг определил многочисленные архетипы — модели характера, которые помогают формировать нашу личность и на которые мы стремимся быть похожими. Проверьте свою личность и узнайте, какой из основных юнгианских архетипов вам ближе всего, с помощью этого теста архетипов.
Ответьте на следующие вопросы настолько честно, насколько сможете, чтобы просмотреть результаты своего архетипа:
Я стараюсь видеть себя в шкуре других людей.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Мне жаль людей в худшем положении, чем я.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Друзья часто обращаются ко мне за советом.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Иногда я чувствую, что жалею себя.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Мне нравятся творческие истории.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Мне часто снятся невероятные сны.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Мне нравится выделяться из толпы.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Я совершаю импульсивные покупки.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Я часто беспокоюсь за других.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Не люблю обременять людей своими проблемами.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Я нахожу время проводить с друзьями и семьей.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Я часто делаю благотворительные пожертвования.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Я считаю себя достаточно терпеливым человеком.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Иногда мне нравится побыть наедине со своими мыслями.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Часто я последний, кто принимает решение при заказе в ресторане.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Я нахожу время выслушивать проблемы других людей.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
В играх моей главной целью является победа.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Люди полагаются на меня в решении проблем.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
В дискуссии я спорю до тех пор, пока люди не придут к моей точке зрения.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Я не люблю отставать.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Я пытаюсь превзойти свои личные достижения.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Я ставлю личные цели, например, новогодние обещания.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Мне нужно больше времени в день, чтобы делать то, что мне нужно.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Я считаю себя работягой.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
«Хранители Искателя» — справедливое правило.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Нет ничего плохого в том, чтобы лгать во благо.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Я часто с подозрением отношусь к другим людям.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Лучшая политика — это честность.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Люди склонны смеяться вместе со мной, а не надо мной.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Не относитесь к жизни слишком серьезно.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Я наслаждаюсь хорошим смехом.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Я работаю, чтобы жить, а не живу, чтобы работать.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Я легко приспосабливаюсь к новым ситуациям.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Мне нравится работать по расписанию.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Я считаю себя модницей.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Чтобы прогрессировать в жизни, нужно следовать правилам.
Полностью согласен
Согласен
Нейтрально
Не согласен
Категорически не согласен
Теория, исследования и приложения —
1. ВВЕДЕНИЕ
2. Классическое определение и теория концепции Юнга об архетипах
2.1 Определение
2.2 Архетипы в жизни индивидуальных
2.3. Процесс
2.5.1 Две половины жизни и кризис среднего возраста
2.5.2 Персона
2.5.3 Тень
2.5.4 Образ души: Анима и Анимус
2.5.5 Отступление: критика концепции Анимы/Анимуса и современных концепций
2.5.6 Старый Мудрец и Великая Мать (Мана-личности)
2.5.7 Самость
2.5.8 Процесс Индивидуации
2.6 Классические работы по основным архетипам
2.7 Дальнейшие классические исследования архетипов последователей Юнга
2.8 К истории термина
2.9 Параллельные концепции в общем психоанализе
2.10 Параллели с коллективным бессознательным в других школах психотерапии
3. Критика классической концепции архетипа и расширений
3.1 Проблемы и противоречия в юнгианском понятии архетипов
3.1.1 Биологическое определение
3.1.2 Эмпирическое статистическое определение
3.1.3 Трансцендентальное определение
3.1.4 Культурно-психологическое поведение
3.2 Расширения концепции архетипа от непосредственных учеников Юнга
3.2.1 Теория Майкла Фордхэма о процессе Деинтеграции и Реинтеграции как расширение теории Юнга о Самости
3.2.2 «История и происхождение сознания» Эриха Неймана
3.2.3 Архетипическая психология Джеймса Хиллмана
4. Исследование концепции архетипа и дальнейшее развитие теории
4.1 Поддающиеся научной проверке элементы юнговского термина «архетип»
- Эмпирические данные об архетипах
4.2.1 Ассоциативные исследования: соответствующие межиндивидуальные основные комплексы
4.2.2 Доказательство врожденных ментальных структур
4. 2.3 Антропологические исследования
4.2.2 Исследования измененных состояний сознания
4 Экспериментальные исследования. об архетипической памяти
4.2.6 Исследование концепции архетипа
4.2.7 Обсуждение эмпирических данных
4.3 Объяснительные подходы к возникновению и переносу архетипов
4.3.1 Современные достижения генетики и эпигенетики человека
4.3.2 Эндофенотипы
4.3.3. Концепции и результаты исследований гештальт-психологии, когнитивных наук и нейробиологии
4.3.4. Архетипы как возникающие структуры
4.3.5 Зеркальные нейроны и «межсубъективное общее пространство»
4.3.6 Переформулировка концепции архетипа
4.4. Исследование коллективного бессознательного в смысле бессознательной межличностной связи
5. Применение Теории Архетипов
5.1 Метод Расширения
5.2 Клиническое Применение
5.2.1 Характер – Личность – Биография
5.2.2. Роль архетипов в психотерапевтическом процессе
5.