Архетипический образ это: АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ | это… Что такое АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ?

понятие, определение, исторические факты, мотивы и психологические нюансы

Архетипом называется общий образ, заложенный в коллективном бессознательном. Архетипы неизменны в каждом поколении и в каждой культуре. Данное слово было введено в обиход К. Г. Юнгом.

Понятие

Общепринятое определение архетипического образа звучит так: это термин, введенный Юнгом для обозначения первичных первобытных образов, универсальных символов, присущих коллективному бессознательному. Они проявляются в сновидениях каждого человека вне зависимости от расы, пола, возраста.

В психологии архетипические образы позволяют понять закономерности поведения человека, наиболее вероятные сценарии развития его судьбы. Ведь эти мотивы повторялись сотни раз в сказаниях и мифах различных народов. Например, во многих сказках встречается архетип героя, побеждающего огромного дракона. Архетипический образ в волшебной сказке – это мать, старый мудрец, воин. Именно из этих персонажей и складывается коллективное бессознательное.


Десятка Мечей: значение. Таро: объяснение карты в прямом и…

В этой статье рассматривается один из младших арканов: десятка Мечей. Значение Таро описывается…

Само слово «архетип» происходит от греческих корней «архос» — «начало» и «типос» — «отпечаток», «форма». Можно повстречать и такое определение данного термина: архетип – это врожденный психический образец, который свойственен каждому человеку вне зависимости от его культурной принадлежности.

История

Впервые термин «архетип» был употреблен учеником Фрейда К. Г. Юнгом в его докладе под названием «Инстинкт и бессознательное». В работе психоаналитик разъясняет, что взял данный термин из трудов Аврелия Августина (тот говорит о таких образах в XV книге своего трактата «О граде Божьем»).


Объяснение и значение Таро: Двойка Пентаклей в прямом…

В этой статье рассматривается значение Таро «Двойка Пентаклей». Даётся подробное описание…

Широкое употребление слова «архетип» началось в первой половине XX века. Произошло это благодаря публикации работ К. Г. Юнга. Впервые это произошло в 1912 году, когда увидела свет его работа под названием «Метаморфозы и символы либидо».

Несмотря на существовавшие между Юнгом и Фрейдом разногласия, данное произведение было написано психоаналитиком с позиций концепции Фрейда. В работе либидо описывалось с позиции персонификации. Юнг перечислил основные образы, за которыми оно может скрываться – герой, демон, мать. Также в данной работе была создана основа для будущей концепции путешествия архетипического персонажа – например, схватка героя с драконом.

Мотивы

В сказаниях и легендах встречаются целые архетипические сюжеты, повторяющиеся в различных культурах. Примером такого мотива может послужить борьба добра со злом. Еще один популярный мотив – похищение красавицы змеем. В различных сказаниях возможны вариации основного мотива. Например, красавица может быть дочерью, матерью и т. д. Змей – кощеем, чертом, колдуном и пр.

Распространен и мотив пути, предполагающий прохождение героем препятствий на пути к цели. Этим героем может быть обычный крестьянин, царевич или царь, Иван-дурак.

Мать: архетипический образ в волшебной сказке

Материнский образ в народных сказаниях может быть представлен тремя образами:

  • Родная мать. Она опекает своего ребенка, заботится о нем. В детстве и отрочестве такая мать является идеальной. Но для взрослой жизни этот архетип уже неактуален – он не дает развиваться.
  • Злая мачеха. Данный архетип также относится к материнскому. Однако содержит он в себе совершенно другие свойства. Данный архетипический образ матери является гнетущим. Обычно ей принадлежат слова: «Из тебя ничего не выйдет», «Куда ты полез», «Ты не сможешь ничего изменить» и пр. В реальной жизни дети таких матерей нередко оказываются бессильными перед подобными деструктивными установками.
  • Баба-Яга. Также является материнским архетипическим образом. В сказках Баба-Яга не просто является родительницей – это Ведающая Мать. Ей известны тайны мироздания, и именно она является истинной наставницей. Баба-Яга внушает гостям своей избушки новый жизненный порядок. В ее владениях могут происходить чудеса. Именно она является образцом верности самому себе. Баба-Яга не является ни злой, ни доброй. Этот архетип не является слишком гиперопекающим или же наказывающим без оснований. Те люди, в которых он преобладает, обычно знают, что им придется пожинать плоды своих поступков, а радости и несчастья порождены ими самими.

Другие образы в народных сказаниях

Существует большое количество архетипических образов в сказках. Сказок у каждого народа также немало, однако эти персонажи переходят из одной культуры в другую, практически не видоизменяясь по своей сути. В восточнославянских сказаниях это образы дурака, богатыря, Ивана-Царевича, друга, Василисы Прекрасной, черта, матери, Кощея.


Основные человеческие мотивы. Классификация мотивов

Мотивы, классификация мотивов относятся к категории основных человеческих потребностей. Жизнь…

В западных сказках также встречаются подобные образы. Например, в сказке Андерсена «Снежная Королева» сама Королева являет архетип Матери в ее негативном аспекте. Герда олицетворяет образ Друга. Старушка-цветочница является представительницей архетипа Матери в позитивном аспекте.

Образы в Книге книг

Что касается архетипических образов в Библии, то их также можно найти немало. Например, образами мужчины и женщины являются Адам и Ева, Христос и Мария Магдалина. В Книге книг есть и архетипы соперников – Иаков и Исав, Каин и Авель. Примером образов праведника могут послужить Иосиф, Ной, Моисей.

Классификация Ш. Болен. Архетип Артемиды

Американским автором Шинодой Болен были выделены 11 женских архетипов. Важнейшие из них, и наиболее часто встречающиеся – это Артемида, Афина, Гестия, Гера (Юнона), Деметра, Персефона и Афродита, Геба, Фортуна, Геката. Что касается архетипического образа Артемиды, то более всего он проявляется у тех женщин, что умеют чувствовать свою внутреннюю целостность, независимость от чужого мнения. Артемида обычно выбирает мужские профессии, и стремится добиться в карьерном поприще высоких результатов. Она постоянно находится в поиске чего-то нового. Главное для Артемиды – ощущение свободы. Она не терпит никаких границ. С другой стороны, своим союзникам Артемида помогает отстаивать личные интересы.

Подобной даме свойственно обостренное ощущение справедливости, принципиальность. Артемида следует своим принципам в ущерб чувствам. ТЕ женщины, в которых более всего выражен данный архетипический образ, хорошо знают, чего они хотят от жизни.

Однако позитивные качества Артемиды имеют и негативные стороны. Хотя такая женщина свободна, внутренне она очень одинока. Она неспособна состоять в крепких взаимоотношениях с другими людьми (хотя обычно у нее хорошо складывается дружба с другими женщинами). Артемида неэмоциональна, ей не хватает чувств.

Афродита

Главная черта данного архетипического образа – это ее привлекательность для представителей сильного пола. Афродита всегда излучает тепло. Она обворожительна, даже если ее внешность и не кажется на первый взгляд привлекательной. Такая женщина живет по принципу «здесь и теперь». Она легко погружается в эмоции, чувства – причем неважно, идет ли речь об отношениях или о занятии творческим хобби.

Но в силу своей чувственности Афродита нередко ощущает затруднения в тех сферах жизни, которые касаются этики, морали, религиозности. Подобная дама может чувствовать вину за свои переживания.

У Афродиты хорошо складываются отношения с другими женщинами, ведь она легка и беззаботна в общении. Хотя многие могут видеть в ней соперницу, она искренне недоумевает подобному отношению. Афродите неведомо чувство собственности, и в вопросах любви она руководствуется принципом изобилия. «Мужчин хватит на всех, поэтому не стоит слишком зацикливаться на ком-то одном» — вот ее основной принцип.

Афина

Женщинам, в которых основным является данный архетипический образ, по душе атмосфера концентрированности, собранности, достижения цели. Афина обычно не поддается эмоциям. И именно это ее качество позволяет ей с успехом добиваться решения нужных ей задач, достигать необходимых целей.

Афина хорошо умеет сотрудничать с мужчинами. Она руководствуется логикой, здравым смыслом. У такой дамы обычно большое количество разнообразных интересов. Она умеет правильно оценивать свое прошлое, и успешно учится на прошлых ошибках.

Как правило, у тех дам, в чьих характерах более всего выражен данный архетипический образ, мало подруг. Афина очень реалистично смотрит на мир. Многие проблемы тех дам, которые видят его традиционно, ей попросту непонятны. Афина не склонна к пустым мечтаниям – она просто ставит перед собой цель, а затем добивается ее. И подобное поведение пугает своей силой тех девушек, которые могли бы стать ее подругами.

Что касается мужчин, то носительницам данного архетипа личности обычно интересны только сильные люди, сумевшие достичь многого в своей жизни. У Афины хорошая интуиция, и своим чутьем она ощущает победителей. Ей глубоко наплевать на планы и мечтания тех кавалеров, которые лишь обещают ей золотые горы. Когда же Афине попадается интересный человек, путем ловких манипуляций она легко направляет его в свою сторону.

Другие женские образы

Помимо упомянутых архетипов личности, выделяются еще и такие:

  • Гера. Это типичная женщина, являющаяся соратницей для своего мужа. Она верная помощница, но при этом в ней сильны чувства собственности по отношению к нему. Гера является покровительницей брака.
  • Деметра. Женщина-мать. Она всей душой любит детей и хочет дать им только лучшее. Она олицетворяет собой женский материнский инстинкт. Даже в построении взаимоотношений с другими людьми, женщина-Деметра занимает позицию матери, стремится опекать окружающих.
  • Персефона. «Вечная девочка». Этот тип женщин, которые не желают взрослеть. Ответственность за свою жизнь они склонны перекладывать на кого угодно, но только не на себя. Часто такая женщина или девушка попадает под влияние других людей. Персефона любит быть в центре внимания противоположного пола, но страстной ее назвать нельзя. Психологически она не является зрелой.
  • Геба – та дама, которая всеми силами противится своему возрасту. Она стремится быть вечно молодой, и избегает малейших проявлений зрелости. Самое страшное для нее — это старость. Но к мужчинам она относится спокойно. Ее не назовешь распутной.
  • Фортуна. Женщина с достаточно противоречивым характером. Все события она стремится держать под своим контролем, однако не предусматривает их последствий.
  • Немезида. Для женщины с этим архетипом души главной ценностью является честность. Дамы с подобным образом обычно неспособны на прощение несправедливости.
  • Геката. Достаточно глубокий архетип. Женщина-Геката склонна к мистификации всех тех событий, что происходят в ее жизни. Нередко дамы с этим образом архетипа с головой уходят в оккультные практики – или же становятся глубоко верующими.

В одной и той же женщине обычно наблюдается сочетание двух-трех основных архетипов. Иногда эти образы могут «соперничать» между собой за первенство. Распространенным примером такого соперничества является стремление женщины иметь и успешную карьеру, и крепкую семью.

Другие типологии

Некоторые психологи считают, что в жизни женщины существует всего лишь три основных архетипа. Это Возлюбленная, Мать, Хранительница. Первая все свои силы пускает на служение мужчине. Мать – на воспитание детей. Что касается Хранительницы, то объектом ее стараний является она сама. Считается, что действительно счастливой дама может быть только в том случае, если в ней развиты все эти образы.

Греческие мужские образы

Выделяют следующие архетипы греческой мифологии, свойственные мужчинам:

  • Зевс. Уверен в себе, авторитетен, склонен командовать другими.
  • Посейдон. Мужчина, который руководствуется эмоциями, однако в нем, как и в Зевсе, сильны патриархальные инстинкты.
  • Гадес. Замкнутый, погруженный в собственный мир мужчина.
  • Аполлон. Гармоничный человек, который следит за своей внешностью. Приятный в общении.
  • Гермес. Умный, проницательный мужчина. Любит перемены, склонен получать от жизни все и сразу.
  • Арес. Эксцентричен, живет только эмоциями, сиюминутными удовольствиями.

Другие мужские архетипы

Представители сильного пола могут проявлять себя также по-разному: как воины, вожди, цари; а также в качестве охотников, купцов. Другим более близки архетипы мудрецов, святых, шаманов.

В мужчинах, как и в женщинах, обычно сочетается несколько образов. В качестве примера можно рассмотреть Конана-варвара. Данный персонаж – яркий представитель образа Воина. Однако в нем также сильны качества Правителя (он стремится им быть), а также Философа (он любит учиться).

Архетипические образы . Жили-были Он и Она. Парадоксальная сказкотерапия отношений

Архетип в переводе с древнегреческого означает «первоначальный смысл». Такие понятия, как опора, смелость, доверие и т.  п., являются архетипами.

Древнейший язык был намного проще и примитивнее современного, в нем почти отсутствовали абстрактные понятия. Он в основном был связан с материальным, видимым и осязаемым миром. Но уже тогда возникла необходимость как-то выражать такие явления, как, например, надежность, тайна, душевная глубина, отвержение… Их было проще передать через образы материального мира, имеющие понятное для всех значение.

Архетипический образ – образ, передающий первоначальный, то есть сакральный, базовый смысл или целый комплекс представлений о жизни, предписаний и табу. Эти базовые представления присутствуют в нашем мировосприятии, даже если мы не отдаем себе в этом отчета.

Многие архетипы бессознательны (мы узнаем о них только при их изучении и анализе своего внутреннего мира). Влияние архетипа вызывает эмоции (как и любая проекция) в тех ситуациях, когда действию архетипов кто-то или что-то препятствует, или жестко нарушаются табу, или кто-то транслирует неприятие, критикует их. Человек может испытывать сопротивление, гнев, вину, боль, печаль и т. п., но считает это следствием действий другого человека или давления обстоятельств, в то время как на самом деле негативные чувства и эмоции провоцировались бессознательным влиянием архетипов. Чем больше мы осознаем влияние архетипа на свои реакции и поведение, тем меньше он вызывает эмоций и тем более управляемым становится, то есть, по сути, теряет над нами неограниченную власть. Получается, что чем больше архетипов мы знаем, тем лучше для нас.

Давным-давно люди научились выражать архетипы с помощью образов. Образы – это первичный язык человечества, причем единый, универсальный язык, такой же, как звуки и телесные ощущения. Именно на этих языках думают животные и маленькие дети, последние – до тех пор, пока не обучаются вербальной, то есть знаковой, речи. Вот почему все, что связано с образами, звуками и ощущениями, всегда воздействует на нас очень сильно, минуя выстраиваемые сознанием препоны и защиты.

Именно поэтому любая психотерапия, связанная с первичным языком (то есть с телесными ощущениями, звуками и образами), всегда эффективна.

Сказки тоже используют архетипические образы – оттого и живут веками и даже тысячелетиями, несмотря на свою кажущуюся нелогичность и парадоксальность.

Мы уже рассматривали архетипические образы в каждой сказке, которые анализировали раньше. Пришла пора расширить наши знания.

Вообще, все образы делятся на четыре группы:

– архетипические;

– несущие социальную символику;

– психоаналитические;

– личностно значимые.

Архетипические образы имеют универсальное значение для всех. Например, вода означает жизнь. Река – текущая вода – движение, развитие жизни. Озеро – глубинную часть жизни. Обычно эту часть связывают с миром Анимы, так как именно она нацелена на постижение и сохранение глубины и ответственна за тайные (то есть бессознательные) процессы в нашей душе (то есть психике). Море, океан – это жизненная стихия, которой невозможно управлять, но с которой можно взаимодействовать, если познаешь ее законы. Мы еще встретимся с этими образами.

Другой пример: солнце – это символ того, от кого или от чего зависит наша жизнь. Это могут быть родители или очень значимый человек. А может быть даже не человек, а целая организация; или стечение обстоятельств, которые сильнее воли человека и имеют на него колоссальное влияние.

Мы видим, что даже архетипы имеют некоторые отличия в индивидуальном переживании. Разным может быть и этническое или культуральное восприятие. Например, солнце в понимании северных народностей – это фигура не злобная, а даже добрая, но обидчивая. Его надо постоянно задабривать, чтобы оно не уходило, не пряталось, а продолжало согревать своими лучами. А вот в понимании народов экваториальной зоны солнце – это очень злобное и мстительное существо. Его тоже надо задабривать, но уже с другой целью – чтобы оно смилостивилось и не палило так жестоко, не забирало жизнь.

Социальная символика – это некие символы с общепринятым значением в обществе. Если они длительное время влияют на людей, то постепенно тоже начинают носить характер архетипов и вызывать сильные эмоции. Например, свастика. Этот символ существовал задолго до появления Римской империи и был взят Древним Римом как символ силы и центра мироздания: свастика показывала четыре части света, четыре времени суток и четыре стихии (вода, огонь, земля, воздух), которые, соединившись, создают единство мироздания и его вращение. Однако сейчас мало кто об этом знает. Зато мы все хорошо знаем, что там, где появляется свастика, появляется фашизм. Сегодня для большинства людей свастика – это зло, насилие, война и кровопролитие.

То же самое можно сказать о звезде. Это древняя пентаграмма. Считается, что она появилась более 3500 лет до нашей эры в Древнем Египте. Позже она распространилась по всему миру. Нюансы ее значения со временем меняются, но в целом оно едино: верхний угол – человек, верхний правый угол – стихия воды, верхний левый – стихия воздуха, нижний правый – стихия земли, нижний левый – стихия огня.

В древности пентаграмма часто использовалась в качестве защиты (оберега). Этот знак могли нарисовать на стенах или на двери жилища, склада или даже носили на шее, так как думали, что он оберегает от разных бед. Пентаграмма также являлась могущественным знаком власти. Например, в Вавилоне он часто встречался на царских печатях и олицетворял собой «власть правителя, распространявшуюся на все четыре стороны света». Сегодня же мы связываем звезду с Октябрьской революцией и советской властью.

Психоаналитические образы – это образы, связанные с половой принадлежностью человека. Чтение этих образов получило развитие от 3. Фрейда. Из его теории мы знаем, что все удлиненные, вытянутые предметы (огурец, банан, стрела, авторучка, бита и т. п.) – это символы фаллоса, или мужской силы, энергии. Все предметы круглой формы или имеющие некую полость внутри (дом, чашка, коробка, корзинка, бочка и т. п.) – это символы женских половых органов, или женской энергии.

Однако есть образы, которые содержат в себе и то и другое, например автомобиль. Это, безусловно, фаллосный символ, то есть инструмент конкурирующей мужской силы и ее демонстрации (вспомним, что Анимус – всегда конкурирующая позиция, кроме самого высокого уровня развития). Но при этом автомобиль имеет полость – женский символ. Итак, мы получаем образ мужского и женского слияния. Действительно, это очень сексуальный образ. Недаром рекламодатели так любят демонстрировать автомобили с соблазнительными женщинами на капоте. Такое древнее строение, как замок, с точки зрения подобного анализа тоже является символом слияния, оргазма (дом, но строение имеет фаллическую форму – башни и шпили).

Правда, сам Фрейд как-то сказал, что «иногда сигара – это просто сигара», но все-таки при интерпретации такие значения тоже не стоит сбрасывать со счетов. Например, одна женщина нарисовала дорогу, поросшую кактусами с огромными шипами, которые не давали ей пройти вперед. Естественно предположить, что ее продвижение по жизни, развитие или желаемые изменения останавливаются то ли болезненными отношениями с мужчинами, то ли ее страхом этих отношений: кактусы имеют фаллосную форму, шипы болезненно царапают.

Видите, все логично.

Личностно значимые символы – это некие образы, ассоциативно связанные со значимыми событиями в жизни человека. Их значение безгранично. Например, влюбленная женщина впервые поцеловалась с любимым рядом с корзиной ароматных яблок, и теперь для нее яблоки всегда будут связаны с состоянием счастья.

Когда мы занимаемся арт-терапией и интерпретируем рисунки, то сталкиваемся с тесным переплетением архетипических, психоаналитических, социальных и личностных значений образов. Важно не превращать символику в гадальный инструмент, а отталкиваться от понимания самим человеком значения образа и только затем уже обогащать его архетипическими значениями. Все образы, особенно архетипические, имеют многогранные смыслы, поэтому рисунки (как и сновидения) интерпретируют только в контексте актуальных событий во внешней и внутренней жизни человека.

В сказках же важно прежде всего понимать древний контекст архетипических образов, некоторые особенности быта и мировосприятия того времени, а затем уже переносить смыслы на современный язык. Усвоение и понимание многих архетипических образов облегчает их поразительная логичность. Некоторые природные явления мы уже рассматривали, и вы видели, как логика открывает сакральный смысл образа.

Теперь давайте возьмем для примера архетип – «опора» и архетипический образ, связанный с телом человека, – «стопы». Архетип «опора», важнейшая потребность человека быть устойчивым (во всех смыслах этого слова), означает базовые ценности человека, то, на что он опирается в своих решениях, поступках, оценках и выборах. Архетипический образ опоры – стопа. Не стоять твердо на ногах – не иметь опоры, то есть быть неуверенным, нестабильным, не следовать своим решениям, не уметь (или не иметь возможности) самостоятельно обеспечивать свою жизнь. Архетипический образ внешней опоры – костыль. Опираясь на собственные стопы, мы опираемся на самих себя, удерживаем равновесие благодаря собственным усилиям, а опираясь на костыль, мы привлекаем для своей устойчивости что-то или кого-то извне. В таком случае мы зависим от костыля – от того, насколько он надежен, прочен и т.

 д. Я употребила и прямой, и переносный смыслы костыля и опоры. Легко догадаться, о чем идет речь, в переносе на реальную жизнь, причем можно назвать сразу несколько ситуаций, подходящих под эту метафору. У каждого это будут свои ассоциации. Так работают архетипические образы.

Древние архетипические образы всегда связаны с природой окружающего мира и человека, а также с его древним бытом. Вот примеры:

– дом – защита, внутреннее пространство, внутренний мир, самость, передает характер человека;

– быть в доме – быть в защищенном, спокойном состоянии; в психоаналитическом смысле – быть в утробе матери;

– войти в дом – войти в состояние блаженства, безопасности, комфорта; войти в женское лоно;

– засовы – препятствия;

– очаг – тепло, свет, центр семейного устройства, сердце дома, источник энергии, источник организованной конструктивной силы эмоций и т. п.;

– огонь очага (костра) – символ очищения, прозрения, расширения понимания; вообще, управляемый огонь – очищающая функция, убирающая все наносное, ложное, отжившее.

В дальнейшем мы продолжим пополнение нашего архетипического словарика. А сейчас, когда мы имеем необходимые и достаточные знания об образах, пора перейти к их практическому усвоению.

Карл Юнг об «Архетипе» и «Архетипическом образе [лексикон] – Карл Юнг Глубинная психология

Архетип

Изначальные, структурные элементы человеческой психики. (См. также архетипический образ и инстинкт.)

Архетипы – это системы готовности к действию, и в то же время образы и эмоции. Они наследуются вместе со структурой мозга — на самом деле они являются его психическим аспектом. Они представляют собой, с одной стороны, очень сильный инстинктивный консерватизм, а с другой стороны, они являются наиболее эффективными средствами инстинктивной адаптации. Таким образом, они, по сути, являются хтонической частью психики. . . та часть, через которую психика связана с природой. [«Разум и Земля», CW 10, пар. 53.]

Это не так. . . это вопрос унаследованных идей, но унаследованных возможностей идей. Они также не являются индивидуальными приобретениями, но, в основном, являются общими для всех, как видно из [их] всеобщего возникновения. 136.] Архетипы непредставимы сами по себе, но их действие

различимо в архетипических образах и мотивах.

Архетипы. . . представляются в виде идей и образов, как и все остальное, что становится содержанием сознания. [«О природе психики», CW 8, пар. 435.]

Архетипы — это, по определению, факторы и мотивы, которые упорядочивают психические элементы в определенные образы, характеризуемые как архетипические, но таким образом, что их можно распознать только по производимым ими эффектам. [«Психологический подход к Троице, CW 11, пар. 222, примечание 2.]

Юнг также описал архетипы как «инстинктивные образы», ​​формы, которые принимают инстинкты. Он проиллюстрировал это, используя сравнение со спектром.

Динамизм инстинкта заложен как бы в инфракрасной части спектра, тогда как инстинктивный образ лежит в ультрафиолетовой части. . . .

Реализация и усвоение инстинкта никогда не происходит на красном конце, т. е. путем погружения в сферу инстинкта, а только через интеграцию образа, обозначающего и в то же время вызывающего инстинкт, хотя и в совершенно отличной от него форме. тот, который мы встречаем на биологическом уровне. [«О природе психики», CW 8, пар. 414.]

Архетип

Психологически . . . архетип как образ инстинкта есть духовная цель, к которой стремится вся природа человека; это море, к которому текут все реки, приз, который герой вырывает в битве с драконом. [Там же, пар. 415.]

Архетипы проявляются как на личном уровне, через комплексы, так и коллективно, как характеристики целых культур. Юнг полагал, что задачей каждой эпохи является новое понимание их содержания и их последствий.

Мы никогда не сможем законно освободиться от наших архетипических основ, если мы не готовы заплатить цену невроза, так же как мы не можем избавиться от своего тела и его органов, не совершая самоубийства.

Если мы не можем отрицать архетипы или иным образом нейтрализовать их, то на каждом новом этапе дифференциации сознания, к которому достигает цивилизация, мы сталкиваемся с задачей найти новую интерпретацию, соответствующую этому этапу, чтобы связать жизнь прошлого, все еще существующего в нас, с жизнью настоящего, которая грозит ускользнуть от него. [«Психология детского архетипа», CW 9я, пар. 267.]

Архетипический образ

Форма или представление архетипа в сознании. (См. также коллективное бессознательное.)

[Архетип — это] динамизм, который дает о себе знать в нуминозности и завораживающей силе архетипического образа. [«О природе психики», CW 8, пар. 414.]

Архетипические образы как универсальные закономерности или мотивы, исходящие из коллективного бессознательного, составляют основное содержание религий, мифологий, легенд и сказок.

Архетипическое содержание выражает себя прежде всего в метафорах.

Если такое содержание должно говорить о солнце и отождествлять с ним льва, короля, клад золота, охраняемый

драконом, или силу, обеспечивающую жизнь и здоровье человека, то это ни то, ни другое. ни то, ни другое, а неизвестное третье, которое находит более или менее адекватное выражение во всех этих сравнениях, однако — к вечному томлению ума — остается неизвестным и не укладывается в формулу. Архетип», CW 9я, пар. 267]

На личностном уровне архетипические мотивы — это модели мышления или поведения, общие для человечества во все времена и во всех местах.

В течение многих лет я наблюдал и исследовал продукты бессознательного в самом широком смысле этого слова, а именно сны, фантазии, видения и бредовые идеи душевнобольных.

Мне не удалось избежать признания некоторых закономерностей, т. е. типов. Существуют типы ситуаций и типы фигур, которые часто повторяются и имеют соответствующее значение. Поэтому я употребляю термин «мотив» для обозначения этих повторений. Таким образом, в сновидениях существуют не только типичные сновидения, но и типические мотивы. . . .

[Эти] можно отнести к ряду архетипов, главным из которых является . . .

тень, мудрый старик, ребенок (включая ребенка-героя), мать («Первобытная Мать» и «Мать-Земля») как высшая личность («демоническая», потому что высшая), и ее аналог дева, и, наконец, анима в мужчине и анимус в женщине. [«Психологические аспекты Коры», там же, пар. 309.] Источник: Дэрил Шарп, Jung Lexicon

Вот так:

Нравится Загрузка…

Архетип | Развитие человека | Энциклопедия мировых проблем

Человеческое развитие

Описание:

Архетипический образ — это символизированное или графическое представление в бессознательном образца человеческого поведения, полученного, согласно К. Г. Юнгу, из жизненного опыта всех прародителей считается человек. Таким образом, коллективный опыт человечества, его типичные идеи, способы мышления и образцы реакций присутствуют в каждой индивидуальной психике. Они по определению бессознательны; их присутствие можно уловить только в мощных мотивах и символах, придающих определенную форму психическому содержанию. Архетипы актуализируются как внешне, так и во внутреннем сознании; они обеспечивают систему, из которой можно действовать, и в то же время содержат образы и эмоции. Они могут выражаться в глубочайшем человеческом опыте и возникать в религиозной мысли и в великой литературе; они также проявляются в психотическом мышлении, когда система эго подавляется архетипами коллективного бессознательного. Архетипы порождают образы в первобытных племенных знаниях, мифах и сказках, а также в современных средствах массовой информации. Свидетельства общих для всех людей архетипических образов обнаруживаются в появлении одних и тех же мотивов в совершенно разных культурах и в «мифизации» исторических персонажей. Можно сказать, что миф — это «отыгрывание» архетипических образов, а боги — образы архетипического поведения. Особенно схожие архетипы связаны с базовыми и универсальными переживаниями — рождением, браком, смертью. В сновидениях и вообще в психическом опыте архетипические образы обладают нуминозным качеством. Именно присутствие архетипов в сновидениях может указать психотерапевту, как человек продвигается к индивидуации.
Хотя количество архетипов не ограничено, основные четыре основных класса имеют особое значение с точки зрения человеческого развития. Во-первых, это маски, через которые воспринимается или проецируется [персонаж] — совокупность образов, которые человек сознательно или бессознательно проецирует в определенных обстоятельствах или ситуациях. Затем есть [тень], козел отпущения, представляющий собой центр обвинения или нападения, когда человек чувствует необходимость оправдать себя или оправдать свое поведение. Обычно он не признается частью себя, и поэтому обвинение или нападение обычно получает кто-то другой, кто вызвал тревожный взгляд. В-третьих, это образы, представляющие качества противоположного пола в психике человека, аниму у мужчин и анимус у женщин. Сначала они проецируются на мать или отца соответственно, а затем относятся к типу человека, в которого человек влюбляется. Наконец, есть центральные архетипические образы, относящиеся к самой личности человека. Это больше, чем эго, которое включает в себя только сознание, это то, что объединяет сознательный и бессознательный уровни и осознает вселенную, частью которой оно является. Это самость, реализация которой является целью мистических путей востока и запада.

Контекст:

Термин происходит от греческого и может означать форму, общую для всех, будь то создание творения как копии реальности или создание человека по образу Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *