Архетипы описание архетипы и тени: Оракул Архетипы и Тени — Archetypes and Shadows

Содержание

Архетипы и Тени

Архетипы и Тени ( материал сайта om-a.ru )

С Благодарностью к НЛП-Факультету и Юрию Чекчурину лично!

СС:

Спокойствие

Стратегия:

Ответственность

СС:

Любовь

Стратегия:

Планирование

САМОСТЬ

Явные стороны:

Хозяин/Хозяйка

Теневые стороны:

Людоед/Ужасная мать

СИЛА

Явные стороны:

Воин/Охотница

Теневые стороны:

Ронин/Амазонка

СС:

Единство

Целостность

ДИТЯ

Явные стороны: Принц/Принцесса

Теневые стороны:

Бродяга/Плохая девчонка

МУДРОСТЬ

Явные стороны:

Трикстер/Жрица

Теневые стороны:

Черный маг/Ведьма

CC:

Принятие себя

Стратегия:

Мотивация

СС:

Здесь и сейчас

Стратегия:

Принятие решений

СС —  Сущностное состояние, которое доступно при полном раскрытии Архетипа.

Стратегия —  Стратегия, которая успешна, если Архетип полностью раскрыт (проявлен).

Теневые стороны – грани архетипа которые актуализируются когда соответствующее сущностное состояние не может быть достигнуто.

Единство” – Сущностное Состояние, которое реализуется при полном раскрытии всех архетипов.

Целостность” – стратегия достижения и поддержания есть когда раскрыты (проявлены и осознаны) все архетипы.

Описание Архетипов

ПРИНЦ

Базовая потребность : любовь других, желание соотноситься с кем-то, принадлежать к какой-то социальной общности.

Абсолютный возраст : детство, юность.

Качества: послушность, обязательность, ответственность, вежливость. Включенность в социальную иерархию, следование социальным и семейным нормам. Противопоставление добра и зла, юношеский максимализм, справедливость. Романтизм, мечтательность. Уверенность в своем бессмертии. Подчеркнутая духовность. Эмоциональность, эмпатия, сопереживание.

Выбор профессии :  1. то, что полезно людям, обществу;   2. по стопам отца;

Отношения с женщинами : идеализация предмета своей любви, платоническая любовь, всегда с серьезными намерениями.

Характерное поведение : занимается в кружке, посещает спортивную секцию, «домашнее» хобби.

Одежда и прическа : аккуратная прическа, аккуратная одежда, классический стиль, соответствие социальным контекстам и нормам.

БРОДЯГА

Базовая потребность : желание противостоять, вызов неодобрения окружающих.

Абсолютный возраст : детство, юность.

Качества : необязательность, безответственность, нигилизм, показная грубость. Отрицание любой иерархии, демонстративное презрение к любым социальным условностям, эпатаж, жалобы на жестокий мир. Мечтательность, претензия на гениальность. Отказ от любых границ. Постоянные сомнения в том, любят ли его, ценят ли (требования доказательств). Демонстративные суициды.

Выбор профессии : наиболее романтичная, наиболее творческая, наиболее богемная.

Отношения с женщинами : Несчастная любовь (большое количество заменителей), постоянный поиск «девушки мечты», влюбленность в самую недоступную женщину.

Характерное поведение : «зависание» в гостях, интерес к измененным состояниям сознания, несбыточные проекты.

Одежда и прическа : прическа и одежда должны отличаться от общепринятых, драматический стиль.

ПРИНЦЕССА

Базовая потребность : любовь других, желание соотноситься с кем-то, принадлежать к какой-то социальной общности.

Абсолютный возраст : детство, юность.

Качества : усидчивость, подражание социальным образцам, забота, эмоциональность. Мечтательность, романтичность, духовность, поиск своего счастья. Интерес к эстетике, искусству, литературе. Включенность в иерархию: семья «как у мамы с папой». Стремится соответствовать образу взрослой женщины. Капризность, общительность.

Выбор профессии : востребованная, полезная людям (врач, учитель, социальный работник).

Отношения с мужчинами : ожидание «принца на белом коне», обязателен ритуал ухаживания, платоническая влюбленность в певцов, актеров, героев фильмов и книг.

Характерное поведение : выращивает цветы или котят, любит мелодрамы с «хэппи-эндом», читает, вовремя возвращается домой.

Одежда и прическа : аккуратная прическа, аккуратная одежда, классический стиль, соответствие социальным контекстам и нормам.

ПЛОХАЯ ДЕВЧОНКА

Базовая потребность : желание противостоять, вызов неодобрения окружающих.

Абсолютный возраст : детство, юность.

Качества : лень, неверие в будущее, безысходность, отсутствие заботы о себе и других. Отрицание иерархии, эпатаж, вызывающая одежда, «фенечки по локоть», стыд за «отсталых» родителей, отрицание «мещанских» ценностей. Распущенность, стремление испытать острые ощущения (которых была лишена до этого).

Выбор профессии : мечтает быть похожей на поп-звезду, актрису, топ-модель.

Отношения с мужчинами : идеальная любовь, непременно несчастная (на ее фоне много других «заменителей»), влюбленность в недоступных мужчин: женатых, более взрослых, более молодых, певцов, актеров, культовых личностей.

Характерное поведение :

Одежда и прическа : драматический стиль (сочетание ярких цветов, вычурных тканей, стразы).

ТРИКСТЕР

Базовая потребность : необходимость испытывать сильные эмоции, быть собой, застревание в эмоциях.

Абсолютный возраст : молодость.

Качества : обаяние, коммуникабельность, сообразительность, креативность, хитрость, легкость, смелость, эпикурейство. Медиатор, посредник, добро и зло равны для него по своей полезности и целесообразности.

Выбор профессии : профессии творческие, дающие возможности творить и не требующие присутствия. Креативщик, специалист по безумным и невыполнимым планам, PR –кампаниям и прочей эзотерике.

Отношения с женщинами

: легкие, необременительные, с уходом по-английски (и возможным возвращением через десять лет). Если находит свою любовь, то долго ее охмуряет, затем проверяет в деле, затем проверяет на предмет терпения и сумасшествия.

Характерное поведение : душа компании, необязательность, безалаберность, чувство юмора.

Одежда и прическа : романтический стиль, прическа гламурная.

ЧЕРНЫЙ МАГ

Базовая потребность : контроль и подавление эмоций, рациональность, манипулирование и управление другими людьми.

Абсолютный возраст : молодость.

Качества : расчетливость, хитрость, сарказм, обаяние, анализ, выход сухим из воды. Многоходовые комбинации, интриги ради интриг, неразличение добра и зла. Использование эмоций и интересов других людей в своих целях. Предпочитает не сообщать своих планов и действий.

Выбор профессии : профессии, связанные с анализом интересов и воздействием на людей (психотерапевт, аналитик, разведчик, политтехнолог).

Отношения с женщинами : использование женщины в своих целях до тех пор, пока нужна. Часто женщина – орудие для удовлетворения своих потребностей или инструмент. Если и любит, то крайне эгоистично, собственник и ревнивец.

Характерное поведение : вербальная и невербальная изощренность, выверенные жесты.

Одежда и прическа : одежда однотонная, невыразительные цвета, одежка и прическа специализированы под деятельность.

ЖРИЦА

Базовая потребность : необходимость испытывать сильные эмоции, быть собой, застревание в эмоциях.

Абсолютный возраст : молодость.

Качества : спонтанность, непредсказуемость, нежелание следовать правилам, ветреность, гиперэмоциональность, женские хитрости, желание привлекать внимание (возможны истеричность и плаксивость). Вера в то, что все будет «по её желанию», без усилий, само по себе.

Выбор профессии : критерии выбора профессии непредсказуемы (профессия не важна, важна возможность показать себя).

Отношения с мужчинами : ей должны поклоняться, ее должны любить. Критерии выбора мужчин загадочны и непонятны.

Характерное поведение : нарушение правил, несоблюдение дистанции, флирт («динамо»), частые и резкие смены настроений.

Одежда и прическа : наивно-романтический стиль (рюшечки, бантики), прическа гламурная.

ВЕДЬМА

Базовая потребность : контроль и подавление эмоций, рациональность, манипулирование и управление другими людьми.

Абсолютный возраст : молодость.

Качества : обаяние, искусство соблазнения, трезвый и расчетливый ум, польза и выгода. Красота и ум как инструменты достижения целей (иногда используются только для практики), интрига как искусство. Скрытность и непредсказуемость как привычные паттерны поведения.

Выбор профессии : профессия необходима только как возможность встречи с покровителем (если не актриса, то ассистент режиссера).

Отношения с мужчинами : ей поклоняются, ее любят. Она пользуется мужчинами откровенно и хладнокровно. Выбирает покровителя, а не любимого.

Характерное поведение : скрытность, загадочность, игнорирование чужих интересов.

Одежда и прическа : одежда и прическа дорогие, специализированные под соблазнение.

ВОИН

Базовая потребность : достижение успеха, приобретение и захват вещей и денег.

Абсолютный возраст : зрелость.

Качества : командность, сила, решительность, смелость, справедливость, суровость, мужественность, активность. Четкая иерархия с непременной выслугой. Признание и защита закона (с недоверием к дальнему начальству), справедливость, кодекс чести, ритуалы, суеверность.

Выбор профессии : мужская профессия (солдат, бандит, бизнесмен).

Отношения с мужчинами : далекая Святая (мама, возлюбленная, сестра) и остальные женщины, случайные спутницы. Уважение к женщине, но, тем не менее, женщина не допускается к участию в мужских делах. Сентиментальность.

Характерное поведение : прямота, рубленые движения, непритязательность в еде и жизненных условиях.

Одежда и прическа : короткая стрижка, одежда удобная, полевая.

РОНИН

Базовая потребность : свобода и потеря того, что важно, избегание привязанностей и отсутствие выигрыша, борьба и месть.

Абсолютный возраст : зрелость.

Качества : одиночество, отсутствие ресурсов, агрессивность, сиюминутность планов, недоверие к окружающему миру и его законам, отсутствие целей. Асоциальность, нежелание попадать в любые сценарии.

Выбор профессии : наемная работа с отсутствием ответственности.

Отношения с женщинами : далекая Святая (мама, возлюбленная, сестра) и остальные женщины, случайные спутницы. Тщательно скрываемая сентиментальность.

Характерное поведение : минимум движений, сменяющийся гиперактивностью,

Одежда и прическа : отсутствие стрижки, одежда простая, неухоженная.

ОХОТНИЦА

Базовая потребность : достижение успеха, приобретение и захват вещей и денег.

Абсолютный возраст : зрелость.

Качества : командность, ориентация на достижение целей, принятие мужских правил, стремление участвовать в мужских играх на равных, постоянная активность, рациональность, дисциплина, практичность. Следование правилам (с возможностью их нарушать для достижения целей). Сочувственно-презрительное отношение к другим женщинам: «курицы», «дамочки».

Выбор профессии : мужская профессия (военнослужащий, бизнес-леди).

Отношения с мужчинами : отказ от семьи ради карьеры (возможен и с сохранением семьи). Мужчина – равный, друг, товарищ.

Характерное поведение : порядок и функциональность действий и решений, дисгармония при нарушениях.

Одежда и прическа : прическа «бизнес-леди», униформа.

АМАЗОНКА

Базовая потребность : свобода и потеря того, что важно, избегание привязанностей и отсутствие выигрыша, борьба и месть.

Абсолютный возраст : зрелость.

Качества : одиночество, активность, агрессивность, отсутствие ресурсов, стремление побеждать в мужских играх, недоверие к миру и его законам, отсутствие целей. Малое количество эмоций, преимущественно презрение и отвращение (к сильным, слабым, мужчинам, женщинам). Стремление либо подавить, либо не общаться со слабыми.

Выбор профессии : профессия несущественна, но не командна.

Отношения с мужчинами : стремление уничтожить мужчину, подавление мужчины.

Характерное поведение : резкие мужские движения и мужские привычки (часто курит и пьет пиво), нимфомания или фригидность.

Одежда и прическа : мужские прическа и одежда.

ХОЗЯИН

Базовая потребность : контроль и власть, создание законов и следование им, стабильность.

Абсолютный возраст : старость.

Качества : ответственность, контроль, порядочность, следование нормам, гостеприимство, прагматичность, приземленность, защита. Долг перед семьей, фирмой, профессией, государством, народом. Деление мира на «своих» и «чужих». Преемственность рода, чадолюбие. Уважительное отношение к материальным ценностям, стремление накопить и приумножить накопленное. Ксенофобия.

Выбор профессии : проверенные временем профессии.

Отношения с женщинами : боевая подруга, спутница в старости. Верная жена, о которой заботятся и которая заботится. Женщина – хозяйка дома.

Характерное поведение : хлебосольство, следование (и навязывание) правил, осторожность к новому, упрямство.

Одежда и прическа : консерватизм, добротность, старомодность.

ЛЮДОЕД

Базовая потребность : нежелание брать за что-либо ответственность при требовательности к окружающим.

Абсолютный возраст : старость.

Качества : знание, что тебя окружают «идиоты, завистники и негодяи», скрытность, подозрительность, ярко выраженная внутренняя (со встроенной внешней) референция, переходящие в управление окружающим миром методом хаотизации этого мира. Презрение и гнев в качестве основных инструментов управления.

Выбор профессии : профессия, которая дает возможность «властвовать».

Отношения с женщинами : тихая мышка, которая поклоняется ему, никогда не прекословит и тихо ведет хозяйство.

Характерное поведение : приписывание окружающим глупых мыслей, ссылки на свои достижения, самодурство.

Одежда и прическа : могут быть вычурными с целью оскорбления окружающих.

ХОЗЯЙКА

Базовая потребность : контроль и забота, порядок и предсказуемость.

Абсолютный возраст : старость.

Качества : внимательность к окружающим, забота, семья, опека надо всем, что вокруг, терпение, гостеприимство. Доверие к проверенным методам и недоверие к новому.

Выбор профессии : профессия, связанная с людьми (врач, учительница, воспитательница).

Отношения с мужчинами : муж – хозяин, поддержка, опора (отношение к мужчине как к большому ребенку).

Характерное поведение : бдительная слежка за порядком.

Одежда и прическа : старомодность, консерватизм, добротность.

УЖАСНАЯ МАТЬ

Базовая потребность : нежелание брать за что-либо ответственность при требовательности к окружающим.

Абсолютный возраст : старость.

Качества : гиперопека и сверхконтроль в сочетании с игнорированием интересов других, очень хорошая память на ошибки других людей и искренняя амнезия на свои, требование благодарности и платы «за принесенные жертвы», показная усталость от жизни и ответственности, абсолютная власть с перекладыванием ответственности на других.

Выбор профессии : профессия, которая дает возможность «властвовать».

Отношения с мужчинами : муж – тряпка (отношение к мужчине как к маленькому мальчику).

Характерное поведение : приписывание окружающим глупых мыслей, ссылки на свои достижения, самодурство.

Одежда и прическа : могут быть вычурными с целью оскорбления окружающих.

Архетип Тени, или почему этот человек так сильно меня раздражает?: ru_psiholog — LiveJournal

Всем привет!
Здесь много пишут о том, как хорошие люди попадают в неприятные ситуации, связываются с сомнительными типами, и возникают разные конфликты. Тема сложная, но все-таки есть определенные закономерности. Я попробовал к ней подступиться, буду и дальше развивать.

Наверняка вы помните, как Человека-Паука в третьей части поглощает его черный костюм, его обратная и неожиданная сторона — темная и мстительная. В фильмах часто Добро и Зло действуют как противоположности, это конфликтные образы. В жизни каждый из нас легко может вспомнить моменты, когда мы удивляемся человеку — какой положительный образ он из себя строил и как странно, неадекватно, порой жестоко себя повел. Мы и сами грешим так же — какая-то сила, нам неведомая, захватывает нас и заставляет действовать как будто в полусне (особенно в моменты, когда мы раздражены, обижены, или выпили и расслабились). Хочется обидеть, пожадничать, наругать, ударить и т.д.
А когда «борца за идею» уличают в тех же преступлениях, против которых он боролся? И как интеллектуальная Германия могла докатиться до расизма и антисемитизма, а всетерпимая Россия — до сталинских лагерей?
И что делать тогда, когда какая-то черта в знакомом, родственнике или коллеге по работе нас просто выводит из себя, мы ничего не можем с собой сделать. Бесит! Что это? Просто реакция или нечто большее? Разбираемся. 


Что такое Тень, как она формируется и проявляется?

Юнг пишет: «Фигура Тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции. » 
Ситуация несложная — к примеру, в детстве нормальная здоровая агрессия ребенка по отношению к родителю не принимается последним спокойно, с сопереживанием и с вопросом «что тебя беспокоит?», а резко блокируется такой же агрессией типа «замолчи» и отправляется обратно адресату. Ребенок со временем перестает выражать агрессию, но она-то никуда не девается. Происходит интересная вещь — агрессия вытесняется в область бессознательно и формирует второе Я, еще одну личность (психологи говорят субличность) — Тень. Эта темная сторона только лишь ждет своего часа пробуждения — и может проявиться от безобидного удара кулаком по столу от тихони до непоправимой ошибки, которую человек совершает в состоянии алкогольного опьянения. Тень может проявится в совсем разных ситуациях — в походах, например. Вдруг мы разочаровываемся в человеке — он оказывается жадным, трусливым и т.д. А вроде в «другой» жизни строил из себя полную противоположность.

Появление Тени в сновидениях

Прекрасно на эту тему пишет Робин Робертсон, юнгианский аналитик:

«Обычно фигуры Тени появляются впервые не в человеческом облике, а в обличье космических пришельцев, вампиров, зомби, полуживотных/полулюдей (монстров) и т. п. Они бросают нам вызов своим нежелательным, но неизбежным присутствием. С течением времени фигуры из сновидений развиваются и обретают полностью человеческие формы — это люди одного с нами пола, но отвратительные, злые, вызывающие презрение. (Ну, конечно, они нисколько не похожи на нас, ведь мы же — само совершенство!) 


Иероним Босх «Искушение святого Антония»

Через еще какое-то время фигуры претерпевают дальнейшее развитие и принимают облик людей, вызывающих жалость, которых мы терпим, но при этом смотрим на них свысока. Затем Тень приобретает облик наших знакомых — людей, которых мы не считаем особо значимыми в своей жизни, но принимаем как часть ее. Еще позднее «теневые фигуры» превращаются в наших друзей, родственников, возлюбленных. И наконец, если мы научились интегрировать невостребованные характерные черты Тени в собственную личность, Тень не будет более персонифицироваться в бессознательном. Это означает, что мы изменились, и Тень стала частью нас самих.


Гойя «Сон разума рождает чудовищ»

Часто отрицание бывает настолько полным, что сны с присутствием Тени превращаются в кошмары. Я взял за привычку всякий раз, как вижу ночной кошмар, стараться снова заснуть и вернуться в кошмар, для того чтобы прийти к согласию с фигурой из сновидения. Иногда мне это удается. Еще чаще моей попытки оказывается достаточно для некоего сближения между сознанием и бессознательным, и кошмар уже больше не повторяется.

Каждую ночь нам снится наша Тень

Сновидение являет замечательную сцену, на которой возможно проиграть множество различных ситуаций с участием множества разных действующих лиц, на основании чего извлекается много выводов. Люди, уверяющие, что им никогда ничего не снится, были бы потрясены, обнаружив, какие сцены проигрываются в их душах каждую ночь. 

Тень появляется в наших сновидениях практически каждую ночь. Однако крайние проявления Тени — фигуры, вызывающие отвращение, возникают, только когда нарушается естественное течение процесса нашего развития; «Теневые фигуры» могут появиться, когда мы слишком закостенели, следуя определенным догмам. 

Почему что-то в ком-то так сильно раздражает?

Иисус учил также тому, чтобы мы «не искали соринку в чужом глазу», а прежде всего обращали внимание на самих себя. Психологи используют термин «проекция» для описания переноса собственных характеристик на других людей. Важно представлять себе, что проекция — бессознательный процесс, над которым мы не имеем контроля. Цель заключается в достижении достаточного осознания того, что мы не должны проецировать свою Тень на других.
Если мы сдерживаем сексуальность, образуется Тень, в которой сконцентрированы все сексуальные импульсы.


Карл Брюллов «Сон монашенки»

Чем больше мы отрицаем наличие у себя низменных помышлений, тем больше энергии концентрируется вокруг Тени. И конце концов энергия становится столь мощной, что мы не можем больше удерживать ее в бессознательном. Она вырывается наружу. Иногда она настолько сильно захватывает нас, что мы совершаем поступки, о которых впоследствии предпочитаем не вспоминать: «Пьян был, что ли? Совершенно ничего не помню».

Или мы проецируем свою Тень на кого-нибудь из окружающих. Проекции не являются полностью произвольными; необходимо наличие некоего «крючка», на который можно «прицепить» Тень. Но если энергия достаточно сильна, «крючку» не долго и найтись.

Если мы продолжаем сознательно жестко придерживаться нашей системы ценностей, фигуры Тени становятся все более угрожающими и в конце концов проецируются на других людей из нашего реального окружения. В результате мы бываем вынуждены вступать в конфронтацию с Тенью. К сожалению, это происходит за счет того человека, на которого мы проецируем свою Тень.

Тень и проблема Зла

Когда люди впервые слышат о юнговской концепции Тени, они обычно представляют себе нечто вроде «темных сил» из фильмов о «звездных войнах». Они думают о борьбе между Светом и Тьмой, Добром и Злом. Вспомните, как мы говорили о том, что христианство с его стремлением к совершенству слишком часто сводилось к подобной дихотомии и не только внутри отдельного индивидуума, но в рамках всей христианской культуры. Если все доброе приписывать Христу, а все дурное — Сатане, то Тени (полутонам) или сомнениям не остается места: христиане — хорошие, а все прочие — плохие.
История полна имен «морально непогрешимых»:

Фома Торквемада, возглавивший испанскую инквизицию

Коттон Матер, вдохновитель и соучастник салемских судебных процессов против ведьм

Перечень можно продолжать бесконечно. Мы смотрим на своих врагов и видим в них то, что не хотим видеть в самих себе. Неудивительно, что мы с такой безжалостностью сучим и уничтожаем их.

Можно было бы надеяться , что такая вселенская трагедия как холокост должна пробудить в пас осознание тьмы, которая существует внутри нас. В основе ненависти Гитлера лежало видение белокурых арийских супермужчин, женатых на белокурых арийских суперженщинах, рожающих им белокурых арийских супердетей. Тьма проецировалась ил всех, кто не соответствовал этому образу, — африканских негров, жителей Востока, цыган, славянские народы, и особенно на евреев.

Работа с Тенью в сновидениях

Если вы в сновидении вступаете с кем-либо в конфликт, представьте себе, что эта личность есть фигура Тени, обладающая неким качеством, которое вам необходимо интегрировать в свою личность. Такой совет окажется верным практически для всех сновидений.

Чем напряженнее борьба, тем больше уверенности в том, что вы имеете дело с собственной Тенью. Точно так же, чем более отталкивающим или неприятным кажется другой человек из вашего сновидения, тем больше вероятность того, что это ваша фигура Тени. Сначала это бывает трудно осознать, потому что фигуры Тени неизбежно представляют те качества, которые мы отказываемся признавать как часть собственной личности. Но как только вы признаете эту посылку, то научитесь рассматривать сновидения с присутствием Тени как предоставленную вам возможность совершенствования, а не просто жуткие ночные кошмары.

Не расстраивайтесь, если столкнувшись с Тенью, вы не сумели осознать, что же она представляет. Отдайте Тени должное, допуская, что скорее всего, права она, а вы, по-видимому, неправы. В большинстве случаев проблема разрешится сама собой, прежде чем вы придете к полному ее осознанию.

Когда проблемы, поставленные Тенью, приближаются к разрешению, в снах часто появляется двусмысленность, особенно между вами и какой-то другой фигурой.  

Распознавание Тени в повседневной жизни

Умение распознавать Тень в сновидениях помогает выявлять ее в повседневной жизни. Попробуйте понаблюдать над своими эмоциональными всплесками. Если какой-то человек в самом деле действует вам на нервы, вполне вероятно, что он или она «несет в себе вашу Тень», т. е. вы проецируете свою Тень на кого-то, кто дает зацепку для этого («крючок» для Тени). В таких случаях желательно не проявлять эмоций, а попытаться внушить себе, что это ваша проблема, а не его или ее, и вы просто проецируете па этого человека собственную Тень.

Постепенно вы будете совершенствовать умение правильно обращаться с проекциями Тени. Сначала вам удастся распознать проекцию только постфактум. Не отчаивайтесь: это первый шаг к «снятию» проекции и интеграции Тени. Позднее вы обнаружите, что можете мгновенно распознавать проекцию (как бы «в реальном масштабе времени»). Вы впадаете в гнев, «взрываетесь» и тут же осознаете, что проецируете Тень. 

Вы научитесь определять, насколько оправдан гнев или это лишь проецирование Тени и его следует подавлять. Осознанное подавление гнева совершенно отличается от бессознательного сдерживания эмоций из-за того, что вы боитесь проявить их. Проецирование — процесс бессознательный; когда вы научитесь осознавать свои собственные проекции, то постепенно избавитесь от них. 

Этап Тени — это этап развития, на котором мы приходим к осознанному пониманию того, что некоторые нежелательные черты составляют часть нашей личности. Лишь когда мы пройдем процесс до конца, достигнем определенной ступени развития собственной личности. Хотя в будущем нам предстоит увидеть и другие «теневые» фигуры, уже не придется учиться тому, как интегрировать Тень в собственную личность.»

Робин Робертсон «Введение в психологию Юнга»

Тень! Скажи, зачем ты есть?

Немного заключительной отсебятины

«Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой

Узнавание и осознавание своей Тени – результат смелого и решительного шага к сближению с самим собой – разным, противоречивым, сложным. Именно эта сложность ведет к душевной полноценности, когда мы предпринимаем отчаянную попытку дочитать книгу о себе самом до конца.

Встреча с собственной Тенью – конечно, отталкивающее и пугающее событие. Хочется сказать: «Это не я» или «Вот этого во мне уж точно нет». Но если где-то в глубине мы чувствуем, что обманываем себя, и то самое неприятное чуть слышно говорит «и это тоже Ты», нужно постараться его принять. Вообразить и – принять. Это трудно. Да и зачем?

После принятия Тени нас все меньше раздражают  и выводят из себя неприятные нам люди. Это даже не снисходительное отношение к другим. Это Любовь к другим через Любовь к самому себе. Легко любить положительное и тяжело – разное. Вроде бы просто. Но как полюбить свою Тень? На этот вопрос мы можем дать ответ, только пройдя через собственный опыт осознавания и принятия Тени. Это не опишешь словами…

Мне кажется, Робертсон очень верно максимизировал индивидуальную Тень до Тени абсолютного зла в лице мировых злодеев. Мне сразу вспоминается гонитель христиан Апостол Павел, осознавший свою Тень во встрече со Христом. «Павел, Павел! Что ты гонишь меня?» — это тот самый вопрос, который Бог внутри нас задает вопрос через нас нашей Тени.

Юнгианцы говорят о Золоте Тени. Негативные силы Тени трансформируются в позитивные, освобождают и наполняют новой энергией.

Юнг сказал: «Чем светлее свет, тем темнее тень». Тень постоянно живет и развивается, и наша задача – следить за этим процессом и не забывать Мудрую Тень. Не поддаваясь ее воздействию, зная о ней, уважая ее, мы все больше и больше уважаем Тень в других людях, становясь терпимей и смелее. Простите за пафос, но хочется закончить так: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18)


арок архетипических персонажей, Pt. 8: Введение в 12 теневых архетипов

Где есть свет, там есть и тень. Там, где есть правильный способ сделать что-то, обычно есть несколько способов сделать это неправильно. То же самое происходит с дугами архетипов персонажей и их потенциальными теневыми архетипами, которых по два на каждый положительный архетип.

За последние несколько месяцев мы исследовали шесть последовательных «дуг жизни», представленных дугами позитивного изменения шести основных архетипов — Девы, Героя, Королевы, Короля, Старухи и Мага. Каждый из этих положительных архетипов представляет собой подъем над ограничениями предыдущего архетипа в цикле. Но они также по своей сути представляют собой борьбу с родственными «тенями» или негативными архетипами.

Священные контракты от Кэролайн Мисс (партнерская ссылка)

В частности, существует двенадцать отрицательных архетипов — по два на каждый положительный архетип. Каждый положительный архетип находится на вершине треугольника, который дополняется потенциальной отрицательной полярностью между двумя отрицательными архетипами — один представляет агрессивную версию теневого архетипа, а другой представляет пассивную версию. В Sacred Contracts Кэролайн Мисс говорит о динамической силе, присущей этому архетипическому треугольнику:

Теневые аспекты наших архетипов подпитываются нашим парадоксальным отношением к власти. Нас так же пугает наделение полномочиями, как и лишение их.

Вот почему одной из основных проблем в рамках любой из шести позитивных архетипических дуг является борьба со своим противоречивым желанием и страхом автономии. Только объединившись и приняв на себя ответственность за эту растущую силу, персонаж сможет избежать манящих теневых архетипов и вместо этого перейти на следующий уровень «жизни».

12 теневых или негативных архетипов

The Virgin’s Promise Ким Хадсон (партнерская ссылка)

Более или менее классически (и с большим намеком на The Virgin Promise Кима Хадсона и Дугласа Джиллета и Роберта Л. Мура) Король, Воин, Маг, Любовник ), соответствующие архетипы можно рассматривать так:

1. Положительный: Дева

Пассив: Девица

Агрессивный: Лисица

 2. Positive: Hero

Passive: Coward

Aggressive: Bully

3. Positive: Queen

Passive: Snow Queen

Aggressive: Sorceress

4. Положительный: Король

Пассивный: Марионетка

Агрессивный: Тиран

 5. 2 Крона 3

0 Положительный:

0Пассив: Отшельник

Агрессивный: Злая ведьма

.

Создание арок персонажей (партнерская ссылка Amazon)

Так же, как искушение и борьба с искажением теневых архетипов присущи всем архетипическим аркам Позитивного Изменения, так и два негативных архетипа присущи друг другу. Хотя характер, представляющий негативный архетип, обычно наиболее явно проявляется либо в одном, либо в другом — пассивном или агрессивном, — на самом деле это просто две стороны одной медали. Например, в каждом Трусе обычно присутствует скрытый Хулиган, так же как Хулиган часто бывает Трусом в душе.

Негативные архетипы могут изгибаться по-разному:

  • От негативного к позитивному (дуга позитивного изменения)
  • От положительного к отрицательному (дуга порчи)
  • От пассивного к агрессивному (осенняя дуга)
  • От агрессивного к пассивному (что не является исключительным, но может быть замечено в Арке Разочарования).
  • Вовсе нет (отрицательная Плоская арка, в которой персонаж с меньшей вероятностью будет главным героем и с большей вероятностью будет антагонистом в чьей-то дуге положительных изменений или отрицательным персонажем воздействия в чужой арке негативных изменений).

Графика, созданная Сидни Уоткинс.

Пассивные контр-архетипы

Пассивные архетипы представляют фатальную незрелость. Независимо от того, на каком этапе жизни находятся персонажи, их первой задачей будет сопротивление собственному чувству самодовольства и безопасности, которое удерживает их там, где они находятся. Но на самом деле у них мало выбора, будут ли они призваны в путешествие следующего архетипа. Они могут только решить, будут ли они расти или будут сопротивляться.

Пассивные теневые архетипы являются результатом отказа от роста в следующую дугу и вместо этого попытки сохранить власть в ее прежнем обличии. Например, кто-то, кто успешно завершил Арку Героя и теперь ему предстоит вырасти в Арку Королевы, может сопротивляться зову лидерства и ответственности и прятаться в эгоистичной пассивности Снежной Королевы. Жизнь требует этого изменения характера, но персонаж сопротивляется, не может преодолеть страх и не может завершить надлежащий рост, заканчивая эмоциональной задержкой и неспособностью взять на себя ответственность, которую теперь дала жизнь.

Искусство и художник Отто Ранка (партнерская ссылка)

В Искусство и художник Отто Ранк обсуждает пассивный архетип как «невротик»:

Если мы сравним невротика с продуктивным типом, очевидно, что первый страдает от чрезмерной проверки своей импульсивной жизни. .. Оба принципиально отличаются от среднего типа, принимающего себя таким, какой он есть, своей тенденцией проявлять свою волю в изменении себя. Однако есть одно отличие: невротик в этом добровольном переделывании своего Я не выходит за пределы деструктивной предварительной работы и поэтому не может оторвать весь творческий процесс от своей личности и перевести его в идеологическую абстракцию. Продуктивный художник также начинает… с того воссоздания самого себя, результатом которого является идеологически сконструированное эго; [но в его случае] это эго оказывается в состоянии переместить творческую силу воли со своей собственной личности на идеологические репрезентации этой личности и, таким образом, сделать ее объективной. Надо признать, что этот процесс в какой-то мере ограничивается внутри самого индивида, причем не только в его созидательной, но и в деструктивной сторонах. Этим объясняется, почему почти ни одна продуктивная работа не обходится без болезненных кризисов «невротического» характера.

Короче говоря, столкновение с пассивным архетипом — один из первых шагов в борьбе любого позитивного архетипа вперед. Этот пугающий теневой аспект личности представляет собой то, о чем мы часто слышим в «Путешествии Героя» как об «Отказе Героя от зова к приключениям». Проще говоря: он боится. И, учитывая необъятность предстоящего ему путешествия, мы все сочувствуем именно , почему так и должно быть.

Но если Герой — или любой другой позитивный архетип — поддастся этой пугающей части себя, он прервет не только путешествие, но и свою собственную способность расти и взрослеть. Он застрянет как Трус, и его собственное продвижение вперед по жизни станет неизмеримо более трудным.

Агрессивные контр-архетипы

Путешествие героини Морин Мердок (партнерская ссылка)

Напротив, агрессивная полярность негативных архетипов представляет не столько страх перед реальностью, сколько желание ее контролировать. Хотя агрессивные архетипы буквально являются полной противоположностью пассивным архетипам, пассивные архетипы все же часто лежат в основе агрессии персонажа. Во многих отношениях агрессивные архетипы представляют собой сверхкомпенсацию в ответ на внутренний страх персонажа перед изменениями и ростом. В Путешествие героини , Морин Мердок цитирует Эдварда Уитмена:

Преобладают ли творческие возможности или регрессивное разрушение, зависит не от природы архетипа или мифа, а от отношения и степени сознания.

Несмотря на то, что агрессивные архетипы кажутся гораздо более активными и продуктивными, чем пассивные архетипы, они также представляют застой. Они могут «делать что-то» в своей сфере деятельности, но они не продвигаются вперед.

Например, Старуха, отказавшаяся стать Магом, может застрять в агрессивной полярности Злой Ведьмы, используя значительную силу, которую она накопила за свою долгую жизнь, чтобы контролировать других и манипулировать результатами. Она выглядит могущественной, но, в отличие от Старухи, Ведьма не , расширяющая . Она олицетворяет собой не просто неподвижность внутри взросления персонажа, а застой — она застряла из-за собственной пассивности и страха, отказалась (хотя и бессознательно), чтобы продолжать расти, и вместо этого направила свою энергию наружу, на мир, который ее возмущает.

Как Архетипы Соотносятся с Тематической Истиной/Ложью

Как мы уже обсуждали, шесть архетипических Дуг Позитивного Изменения представляют способность персонажа перейти от ограничивающих жизненные убеждений к принятию присущей ему архетипической Истины.

Написание темы вашей истории (партнерская ссылка Amazon)

Эти же архетипические Ложь/Правда также присущи родственным отрицательным теневым архетипам. Разница, конечно, в том, что эти негативные архетипы сопротивляются Истине. Из-за страха перемен или стремления к контролю они цепляются за искаженную версию реальности. В зависимости от конкретного типа Дуги Негативного Изменения, которую они проходят (Разочарование, Порча, Падение), они столкнутся с различными возможностями признать и принять Истину. В законной Дуге Негативного Изменения они не смогут этого сделать — и в результате метафорическое Королевство всегда будет страдать.

Как отрицательные архетипы соотносятся с положительными арками

Во всех типах архетипических историй — независимо от того, показывают ли они главных героев с положительными или отрицательными арками — у нас всегда есть возможность для полного состава. Подобно тому, как отрицательные полярности в некоторой степени присущи борющемуся главному герою дуги позитивных изменений, так и положительный архетип присутствует в борьбе главного героя дуги негативных изменений.

Более того, у нас есть возможность воплотить эту борьбу в актерский состав второго плана. Мы можем ясно видеть это — и уже касались этого в предыдущих постах — в том факте, что в «Путешествии героя» заметно фигурируют более продвинутые архетипические персонажи в второстепенных ролях — в первую очередь Король и Маг/Наставник.

Точно так же отрицательные архетипы часто проявляются в ролях злодеев. Я не наблюдал жесткого и быстрого паттерна, но мне кажется, что одним из мощных способов использования негативных архетипов в истории с позитивным архетипом является представление протагонисту версии (обычно агрессивной) последующего архетипа. Например, Королеве почти всегда приходится противостоять Тирану и побеждать его (агрессивная версия последующей арки Короля).

Этот подход не только дает возможности для прочной связи между сюжетом и темой, но и дает всегда блестящую возможность символически представить антагониста как теневую версию потенциального «я» главного героя. Таким образом, антагонист может предложить растущему главному герою как искушение силой, которой она может обладать, так и предупреждение о том, в какого монстра она может превратиться, если поддастся этому искушению.

То же самое относится и к персонажам в истории Арки Негативных Перемен: если главный герой представляет негативный архетип, такой как Волшебница, то остальные персонажи могут использоваться для представления поддерживающих архетипов, которые углубляют тематическое и символическое повествование.

***

Как вы уже можете видеть — и как это всегда бывает с отрицательными арками персонажей — существует множество возможных вариаций, которые могут возникнуть, когда персонаж переходит от здоровья положительных архетипов к нездоровью архетипов. негативные архетипы.

Это означает, что существует много возможных нарративов для представления их в главном герое Арки Негативных Изменений. Таким образом, я не буду предлагать «мифическую таблицу битов» для каждого из негативных архетипов так же, как я сделал это для позитивных архетипов.

В течение следующих шести постов мы углубимся в партнерство каждой пассивно-агрессивной полярности и поговорим о том, как вы можете воссоздать эти важные архетипы в своих собственных историях.

Оставайтесь с нами: На следующей неделе мы будем изучать теневые архетипы Девы.

Похожие посты:

  • Теория историй и поиск смысла
  • Введение в архетипические истории
  • Дуги архетипических персонажей: новая серия
  • Арка Девы
  • Арка героя
  • Арка Королевы
  • Арка Короля
  • Арка Старухи
  • Арка Мага

Игроки в слова, поделитесь своим мнением! Вам больше нравится писать о положительных или отрицательных дугах? Ответь мне в комментариях!

Нажмите кнопку «Воспроизвести», чтобы прослушать аудиоверсию (или подпишитесь на подкаст Helping Writers Become Authors в Apple Podcast или Amazon Music).

___

Любите помогать писателям становиться авторами? Теперь вы можете стать покровителем. (Огромное спасибо тем из вас, кто уже является частью моей семьи Patreon!)

Что такое Shadow Archetype? (Характеристики + Примеры)

Узнайте все об архетипе тени, включая определение, характеристики, примеры и то, как он соотносится с архетипом Создателя.

Быстрая навигация

Что такое Теневой Архетип? (Определение теневой психологии)

Согласно психоаналитику Карлу Юнгу, теневой архетип представляет темную сторону личности и психики человека.

В собрании сочинений Юнга он также называл теневой архетип «Ид» и полагал, что он представляет собой бессознательный аспект личности, который сознательное эго не идентифицирует само по себе, или иным образом представляет собой совокупность бессознательного человека. (другими словами, все, что они не полностью осознают).

Короче говоря, тень — это неизвестная и темная сторона личности человека.

Таким образом, теневые архетипы состоят из самых эгоистичных, подавленных и буйных инстинктов и способностей индивида, которыми они сами даже не осознают, что обладают ими.

Архетип также представляет слабости человека, его желания, неудачи, подавленные идеи, стыд и инстинкты.

Часто архетип тесно связан с подавленной сексуальностью и преступностью личности. Разум человека отвергает эти части, опасаясь более темных аспектов психики, что означает, что он не осознает эти аспекты своей природы.

Характеристики и черты теневого архетипа (также известные как теневые характеристики)

  • Теневой архетип также часто ассоциируется с дикостью, хаосом, тайной и неизвестностью.
  • Он может проявляться в различных формах, в том числе в видениях или снах.
  • Юнг, в частности, чувствовал, что сны человека являются важным окном в эту часть его психики.
  • Архетип тени также может принимать форму человека или животного и ассоциировался с такими существами, как змея, дракон, чудовище или демон.

Примеры теневых архетипов

В литературе есть много примеров теневых архетипов, например, в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона. Доктор Джекилл — добрый, уважаемый ученый, но он предпочитает исследовать темную сторону науки, чтобы выявить свою «вторую» натуру.

При этом он превращается в свое злобное альтер-эго, мистера Хайда. Хайд не раскаивается и не берет на себя ответственность за преступления и проступки. Несмотря на все усилия Джекила по контролю над Хайдом, которые на какое-то время были успешными, в конце концов Хайд берет верх, и последствия приводят к их смерти.

Примером теневого архетипа в недавнем телесериале является персонаж Уолтера Уайта в сериале «Во все тяжкие». Обычный семьянин в начале сериала, более темные аспекты его личности постепенно берут верх, пока он не становится Гейзенбергом, человеком, готовым совершить величайшее преступление для достижения своих целей.

Что такое теневые типы?

Теневое Я — это бессознательный аспект личности, с которым эго не отождествляет себя.

Тень содержит все, что мы считаем отрицательным: гнев, печаль, страх, стыд и другие эмоции и импульсы, которые мы пытаемся подавить.

Тень часто является проекцией того, что мы не хотим видеть в себе.

Например, если кто-то постоянно унижает других, он, вероятно, проецирует собственное чувство неполноценности.

У всех нас есть Теневое Я, и признание этого может стать важным шагом в личном росте.

Существует четыре основных типа теней: Критик, Жертва, Наркоман и Саботажник.

Критик — это голос перфекционизма и осуждения.

Жертва считает себя бессильной и нуждающейся.

Наркоман ищет ошеломления с помощью веществ или поведения.

И Диверсант усиливает страхи и сомнения, чтобы удержать нас от риска.

Распознавание того, какой у вас тип Теневого Я, может помочь вам начать работать с ним, а не против него.

Работа в тени может быть сложной, но она также может быть невероятно полезной.

Это возможность познать себя на более глубоком уровне и залечить старые раны.

Примеры теневого «я»

Теневое «я» — это наша темная, иррациональная сторона, часто скрытая глубоко в нашем подсознании.

Наше теневое «я» может быть неудобно признавать, но это важная часть того, кто мы есть.

Признание и принятие своего теневого «я» может помочь нам стать более разносторонними и цельными людьми.

Некоторые распространенные примеры теневого «я» включают: зависть, гнев, жадность, насилие, неуверенность и ревность.

Мы можем пытаться подавить эти аспекты самих себя, но они часто могут проявляться неожиданным образом.

Например, вы можете начать ревновать, когда ваш друг преуспевает или сплетничает о ком-то за его спиной.

Поведение теневого «я» может быть вредным для нас и других, но распознать его — это первый шаг к его изменению.

Дополнительная литература

Дополнительная литература об архетипе тени включает:

  • Ходячие тени: архетип и психика в условиях кризиса и роста — Тим Рид
  • Юнг: введение в мир Карла Юнга: тень, архетипы и символы (психология и разум) — Мередит Мунчайлд
  • «Встреча с тенью: скрытая сила темной стороны человеческой природы» (New Consciousness Reader) — Конни Цвейг и Иеремия Абрамс
  • Проблема архетипа тени в психологии К.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *