13. Психологическая теория происхождения государства.
Психологическая теория происхождения государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупные представители –Н.М. Коркунов, З. Фрейд, русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 — 1931 гг.).
Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно.
Государство — явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов).
Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей. Это потребность властвования у одних, и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицам в обществе, потребность следовать их указаниям. Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.
Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.
1. Место марксистской теории происхождения государства в системе теорий происхождения государства
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят пред собой.
В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», в книге Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения — экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев.
Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).2. Основные положения марксистской теории происхождения государства
Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право — обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.
По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.
3. Современные оценки марксистской теории происхождения государства
Заслугой марксизма являются постулаты о том, что право — это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления.
Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства.
Психологическая теория происхождения государства
Рассмотрим основные положения психологической теории происхождения государства.
К ярким представителям психологической теории происхождения государства следует отнести Петражицкого, Тарда, Фрейда. Сторонники психологической теории происхождения государства связывают его возникновение с особыми чертами психики человека: потребностью людей во власти над другими людьми, желанием подчиняться и подражать.
Причины происхождения государства отражаются в определенных способностях, которые человек первобытного строя давал племенным вождям, жрецам, колдунам и др.
Согласно психологической теории магическая сила и психическая энергия этих людей (они делали день удачным, предугадывали развитие событий и т.п.) создавали условия и обстоятельства для зависимости сознания первобытных людей от вышеназванной элитарной прослойки. Власти данной элиты и обеспечивает возникновение власти государственной.
Однако всегда существуют люди, которые не согласны принимать власть, у которых формируются и впоследствии проявляются агрессивные устремления и инстинкты. Для удержания людей с подобными психическими качествами под разумным контролем и появляется
Таким образом, согласно положениям психологической теории, государство нужно как для удовлетворения потребностей большинства людей в подчинении и послушании определенным лицам в обществе, так и для обуздания агрессивных устремлений отдельных индивидов. Следовательно, природа государства имеет психологический фундамент и коренится в закономерностях и принципах человеческого сознания.
По мнению представителей психологической теории, государство – это продукт разрешения психологических проблем между инициативными (активными) индивидами, которые способны и готовы к принятию ответственных решений, и пассивными людьми, которые способны лишь к исполнению принятых решений и послушанию.
Психологические закономерности и принципы, при помощи которых происходит человеческая деятельность, представляют собой важный фактор влияния на все социальные институты. Данный фактор не следует игнорировать. В качестве примера, можно рассмотреть проблему харизмы, для того чтобы убедиться в этом (в переводе с греческого языка, харизма – это божественный дар и милость).
По мнению сторонников психологической теории происхождения государства, харизму имеет индивид, наделенный сверхъестественными или особо исключительными способностями и качествами (герои, пророки, руководители и т. п.). Наличие данных качеств и формирует харизматическую личность.
Однако не стоит преувеличивать значение психологических свойств личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства
Психологические факторы не являются решающими причинами. Их следует признать именно лишь как моменты государствостроительства, так как психика людей формируется под воздействием совокупности социальных, экономических, военных, политических и других условий.
- Назад
- Вперёд
Практически невидимые женщины: женщины-инвалиды в основной психологической теории и исследованиях
Эллисон, KW (1998). Стресс и угнетенная принадлежность к социальной категории. В C. Stangor (Ed.), Предубеждение: точка зрения цели (стр. 145-170). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
Американская психологическая ассоциация. (2004). Подразделение 35: Общество женской психологии. Получено 1 декабря 2004 г. с сайта www.apa.org/about/division/div35.html
Американской психологической ассоциации. (2001). Руководство по публикации Американской психологической ассоциации (5-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Автор.
Комитет по аккредитации Американской психологической ассоциации. (2002). Руководство по аккредитации и принципы аккредитации программ в области профессиональной психологии. Вашингтон: округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Совет представителей Американской психологической ассоциации. (2002а). Этические принципы психологов и кодекс поведения 2002 г. (Проект 7). Получено 14 ноября 2002 г. с сайта www.apa.org/ethics/code2002.html
Совета представителей Американской психологической ассоциации. (2002б). Руководство по поликультурному образованию, обучению, исследованиям, практике и организационным изменениям для психологов. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Отдел Американской психологической ассоциации по проблемам инвалидности в психологии. (2004). Справочник по ресурсам для аспирантов психологии с ограниченными возможностями. Получено 18 декабря 2004 г. с http://www.apa.org/pi/cdip/resource/disabledstudents.pdf
Закон об американцах с ограниченными возможностями, 42 U.S.C. §1630.2 (1990).
Бэнкс, М.Е., и Кащак, Э. (ред.). (2003). Женщины с видимой и невидимой инвалидностью: множественные пересечения, множественные проблемы, множественные методы лечения. Нью-Йорк: Хаворт.
Боуман, С.Л. (2003). Призыв к действию в построении теории и исследованиях лесбиянок, геев и бисексуалов. Психолог-консультант, 31, 63-69.
Брэдшер, Дж. Э. (1996). Инвалидность среди расовых и этнических групп. Аннотация статистики инвалидности, (10), 1-4.
Кос, А. М., Райан, К. Д., и Гроув, К. (1998). Цветные дети и подростки, где
Вы? Участие, отбор, набор и удержание. В В. Маклойд и Л. Стейнберг
(ред.), Изучение подростков из числа меньшинств (стр. 147-166). Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум
Партнеры.
Коллинз, П. Х. (1998). Это все в семье: пересечения пола, расы и нации. Гипатия, 13(3), 62-82.
Корбетт, Калифорния (2003). Специальные вопросы в психотерапии с глухими женщинами меньшинства. Женщины и терапия, 26 (3-4), 311-329.
Кроуфорд, Д., и Остров, Дж. М. (2003). Представления об инвалидности и межличностных отношениях женщин с ограниченными возможностями. Женщины и терапия, 26 (3–4), 179–194.
Данзигер, С.К., Калил, А., и Андерсон, Нью-Джерси (2000). Человеческий капитал, физическое здоровье и психическое здоровье получателей пособий: совпадение и корреляты. Журнал социальных вопросов, 56 (4), 635-654.
Дотсон, Л. А., Стинсон, Дж., и Кристиан, Л. А. (2003). «Люди говорят мне, что я не могу заниматься сексом»: женщины-инвалиды делятся своими взглядами на здоровье, сексуальность и репродуктивные права. Женщины и терапия, 26 (3–4), 195–209.
Фельдман, С.И., и Тегарт, Г. (2003). Продолжайте двигаться: Представления о болезни и инвалидности афроамериканских женщин среднего возраста с артритом. Женщины и терапия, 26 (1–2), 127–144.
Файн, М., Вайс, Л., Весин, С., и Вонг, Л. (2000). Для кого? Качественные исследования, представления и социальная ответственность. В NK Denzin & YS Lincoln (Eds.), Справочник по качественным исследованиям (2-е изд.) (стр. 107-131). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Грэм, С. (1992). «Большинство испытуемых были белыми и представителями среднего класса»: тенденции опубликованных исследований афроамериканцев в избранных журналах APA, 1970–1989 гг. Американский психолог, 47(5), 629-639.
Лотт, Б. (2002). Когнитивное и поведенческое дистанцирование от бедных. Американский психолог, 57(2), 100-110.
Лотт, Б., и Буллок, Х. Э. (2001). Кто бедняки? Журнал социальных вопросов, 57 (2), 189-206.
Макнамара, Дж. Р., и Филдс, С. А. (2002). Воспринимаемое жестокое обращение и инвалидность в выборке женского исправительного населения Огайо. Психологические отчеты, 91(3, ч.1), 849-854.
Макнил, Дж. (2001). Американцы с ограниченными возможностями: исследования экономики домохозяйств (№ P70-73). Вашингтон, округ Колумбия: Бюро переписи населения США.
Мелиа, Р. П., Пледжер, К., и Уилсон, Р. (2003). Исследование инвалидности и реабилитации: возможности для участия, сотрудничества и заочного финансирования для психологов. Американский психолог, 58(4), 285-288.
Меллегард, М., Гросси, Г., и Соарес, Дж. Ф. (2001). Сравнительное исследование совладания женщин с фибромиалгией, болью в шее/плече и спине. Международный журнал поведенческой медицины, 8, 103-115.
Олесен, В.Л. (2000). Феминизм и качественные исследования в новом тысячелетии. В NK Denzin & YS Lincoln (Eds.), Handbook of Quality Research (Том 2-й, стр. 215-255). Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.
Олкин, Р. (1999). Что должен знать психотерапевт об инвалидности. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: The Guilford Press.
Олкин Р. (2001, январь). Не могли бы вы придержать дверь для меня? Бумага представлена на
Национальная мультикультурная конференция и саммит Американской психологической ассоциации, Санта-Барбара, Калифорния.
Олкин, Р. (2003). Женщины с физическими недостатками, которые хотят оставить своих партнеров: феминистская и позитивная точка зрения на инвалидность. Женщины и терапия, 26 (3–4), 237–246.
Олкин, Р., и Пледжер, К. (2003). Могут ли исследования инвалидности и психология объединиться? Американский психолог, 58(4), 296-304.
Залогодатель, К. (2003 г.). Беседа по проблемам инвалидности и реабилитации: возможности психологии. Американский психолог, 58(4), 279-284.
Закон о реабилитации, 29USC § 705 (1973).
Рид, П. Т. (1993). Бедные женщины в психологических исследованиях: заткнись и откройся. Психология женщин Ежеквартально, 17 (2), 133-150.
Рид, П. Т., и Келли, Э. (1994). Исследование цветных женщин: от невежества к осознанию. Психология женщин Ежеквартально, 18 (4), 477-486.
Рейнольдс, А.Л., и Поуп, Р.Л. (1991). Сложности разнообразия: изучение множественных угнетений. Журнал консультирования и развития, 70 (1), 174-180.
Роморен, Т. И., и Блекесон, М. (2003). Траектории инвалидности среди самых пожилых людей. Журнал старения и здоровья, 15(3), 548-566.
Райан, Г.В., и Бернард, Х.Р. (2000). Методы управления и анализа данных. В NK Denzin & YS Lincoln (Eds.), Справочник по качественным исследованиям (стр. 769-802). Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage, Inc.
Сарис, Р. Н., и Джонстон-Робледо, И. (2000). Бедные женщины по-прежнему закрыты для господствующей психологии. Психология женщин Ежеквартально, 24 (3), 233-235.
Сью, Д. В., Бингэм, Р. П., Порче Берк, Л., и Васкес, М. (1999). Диверсификация психологии: мультикультурная революция. Американский психолог, 54 (12), 1061–1069..
Тейт, Д.Г., и Пледжер, К. (2003). Интегративная концептуальная основа инвалидности: новые направления исследований. Американский психолог, 58(4), 289-295.
Томс, Х. (2005). В интересах общества: Гражданские права людей с ограниченными возможностями. Монитор Американской психологической ассоциации, 36 (6).
Бюро переписи населения США. (2003, 21 января). Таблица 2. Оценки постоянного населения США по полу, расе и латиноамериканскому происхождению: 1 апреля 2000 г., 1 июля 2000 г. и 1 июля 2001 г. Получено 22 января 2003 г. с http://www.census. .gov/popest/archives/2000s/vintage_2001/US-2001EST-ASRO-02.html
Уолдроп, Дж., и Стерн, С.М. (2003). Статус инвалида: 2000 г. (№ С2КБР-17). Вашингтон, округ Колумбия: Бюро переписи населения США.
Женщины с видимой и невидимой инвалидностью: множественные перекрестки; несколько вопросов; несколько терапий. (2003). Женщины и терапия, 26, 1-2, 3-4.
Эвристика репрезентативности — Лаборатория принятия решений
Эвристика репрезентативности – это упрощение в уме, которое мы используем при оценке вероятностей. Когда мы пытаемся оценить, насколько вероятно определенное событие, мы часто принимаем решение, оценивая, насколько оно похоже на существующий ментальный прототип.
Где происходит это смещение
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в среде, которая не оптимизирована для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работе
Допустим, вы идете на концерт со своей подругой Сарой. Сара также пригласила двух своих друзей, с которыми вы никогда раньше не встречались. Вы знаете, что один из них математик, а другой музыкант.
Когда вы, наконец, встречаете друзей Сары, Джона и Адама, вы видите, что Джон носит очки и немного застенчив, а Адам более общителен и одет в футболку и джинсы. Не спрашивая, чем они зарабатывают на жизнь, вы предполагаете, что Джон должен быть математиком, а Адам должен быть музыкантом. Позже вы узнаете, что ошиблись: Адам занимается математикой, а Джон занимается музыкой.
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в среде, не оптимизированной для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работе
Связанные предубеждения
- Заблуждение игрока
Индивидуальные эффекты
Поскольку мы склонны полагаться на репрезентативность, мы часто не принимаем во внимание другие виды информации, что может привести к тому, что мы не будем принимать во внимание другие виды информации. делать ошибки. Эта эвристика настолько распространена, что исследователи приписывают ей множество других когнитивных искажений, в том числе ошибку конъюнкции и ошибку игрока .
Системные эффекты
Эвристика репрезентативности может способствовать возникновению предубеждений и системной дискриминации. Поскольку мы полагаемся на категории и прототипы, чтобы управлять нашим восприятием других, мы можем легко в конечном итоге опираться на стереотипы, чтобы судить о других людях.
Почему это происходит
Эвристика репрезентативности была придумана Дэниелом Канеманом и Амосом Тверски, двумя наиболее влиятельными фигурами в поведенческой экономике. Классический пример, используемый для иллюстрации этого предубеждения, предлагает читателю подумать о Стиве, которого знакомый описал как «очень застенчивого и замкнутого, всегда готового помочь, но мало интересующегося людьми или реальным миром. Кроткий и аккуратный, он нуждается в порядке и структуре и любит детали». Прочитав описание Стива, как вы думаете, более вероятно, что Стив — библиотекарь или фермер? 2 Интуитивно большинство из нас чувствует, что Стив должен быть библиотекарем, потому что он больше представляет наш имидж библиотекаря, чем фермера.
Как и со всеми когнитивными искажениями и эвристиками, есть одна главная причина, по которой мы так часто полагаемся на репрезентативность: наши когнитивные ресурсы ограничены. Каждый день мы принимаем тысячи отдельных решений, и наш мозг устроен так, чтобы экономить как можно больше энергии. Это означает, что мы часто полагаемся на ярлык , чтобы быстро судить о мире. Однако есть еще одна важная причина возникновения эвристики репрезентативности. Он коренится в том фундаментальном способе, которым мы воспринимаем и понимаем людей и объекты.
Мы используем прототипы для принятия решений
Группировка похожих вещей, то есть их классификация, является важной частью нашего осмысления мира. Это может показаться пустяком, но категории более фундаментальны для нашей способности функционировать, чем многие думают. Подумайте обо всех вещах, с которыми вы, вероятно, столкнетесь за один день. Всякий раз, когда мы взаимодействуем с людьми, объектами или животными, мы опираемся на знания, которые мы узнали об их категории, чтобы знать, что делать. Когда вы идете в собачий парк, например, вы можете увидеть животных самых разных форм, размеров и цветов, но поскольку вы можете отнести их всех к категории «собаки», вы сразу примерно знаете, чего от них ожидать: им нравится бегать и преследовать вещи, им нравится получать угощения, и что если один из них начнет рычать, вам, вероятно, следует отступить.
Без категорий каждый раз, когда мы сталкивались с чем-то новым, нам пришлось бы с нуля изучать, что это такое и как оно работает, не говоря уже о том, что хранение такого большого количества информации о каждой отдельной сущности было бы невозможно, давая нашим ограниченным познавательная способность. Наша способность понимать и запоминать информацию об окружающем мире зависит от категоризации. С другой стороны, то, как мы научились классифицировать вещи, также может влиять на то, как мы их воспринимаем. 3 Например, в русском языке более светлые и темные оттенки синего имеют разные названия («голубой» и «синий» соответственно), а в английском оба называются «синим». Исследования показали, что эта разница в категоризации влияет на то, как люди видят синий цвет: русскоязычные быстрее различают светлый и темный синий по сравнению с англоговорящими. 4
Согласно одной теории категоризации, известной как теория прототипов, люди используют бессознательную ментальную статистику, чтобы выяснить, как выглядит «средний» член категории. Когда мы пытаемся принять решение о незнакомых вещах или людях, мы обращаемся к этому среднему — прототипу — как к репрезентативному примеру всей категории. Есть несколько интересных доказательств, подтверждающих идею о том, что люди каким-то образом способны вычислять «средних» членов категории подобным образом. Например, люди склонны находить лица более привлекательными, чем ближе они к «среднему» лицу, сгенерированному компьютером. 5
Прототипы определяют наши предположения о вероятности, как в приведенном выше примере о Стиве и его профессии. Нашим прототипом для библиотекарей, вероятно, является кто-то очень похожий на Стива — застенчивый, аккуратный и занудный — в то время как наш прототип для фермеров, вероятно, кто-то более мускулистый, более приземленный и, вероятно, менее робкий. Интуитивно мы чувствуем, что Стив должен быть библиотекарем, потому что мы обязаны мыслить категориями и средними значениями.
Мы переоцениваем важность подобия
Проблема с эвристикой репрезентативности заключается в том, что репрезентативность на самом деле не имеет ничего общего с вероятностью, и тем не менее мы придаем ей большее значение, чем информации о том, что релевантна. Одним из таких типов информации является априорная вероятность или базовые показатели: насколько распространено что-либо в целом. Например, по крайней мере в США фермеров гораздо больше, чем библиотекарей. Это означает, что с точки зрения статистики всегда было бы неправильно говорить, что Стив «более вероятно» будет библиотекарем, независимо от его личности или того, как он себя представляет. 2
Размер выборки — еще один полезный тип информации, которым мы часто пренебрегаем. Когда мы пытаемся сделать оценки для большой совокупности на основе данных из меньшей выборки, мы хотим, чтобы наша выборка была как можно больше, потому что тогда у нас будет более полная картина. Но когда мы слишком много внимания уделяем репрезентативности, размер выборки может оказаться вытесненным.
Чтобы проиллюстрировать это, представьте банку, наполненную шариками. ⅔ шаров одного цвета, а ⅓ — другого цвета. Салли достает из банки 5 шаров, из них 4 красных и 1 белый. Джеймс вытягивает 20 шаров, из них 12 красных и 8 белых. Кто из Салли и Джеймса должен быть более уверен в том, что шары в банке на ⅔ красные, а на ⅓ белые?
Большинство людей говорят, что у Салли больше шансов быть правым, потому что доля красных шаров, которые она вытащила, больше, чем доля, которую вытащил Джеймс. Но это неверно: Джеймс вытащил 20 шаров, что намного больше, чем 5 у Салли, поэтому он может лучше судить о содержимом банки. Интуитивно мы склоняемся к выбору образца Салли 4:1, потому что он более репрезентативен для соотношения, которое мы ищем, чем 12:8 Джеймса, но это приводит нас к ошибке в нашем суждении.
Почему это важно
Эвристика репрезентативности является очень распространенным предубеждением, и многие исследователи считают, что оно лежит в основе нескольких других предубеждений и эвристик, которые влияют на нашу обработку. Одним из примеров является ошибка конъюнкции, которая возникает, когда мы предполагаем, что более вероятно, что несколько вещей произойдут одновременно, чем одна вещь, которая произойдет сама по себе. Статистически говоря, это никогда не соответствует действительности.
Самый известный пример ошибки конъюнкции также исходит от Тверски и Канемана. В одном эксперименте они дали людям такое описание:
«Линде 31 год, она одинока, откровенна и очень умна. Она специализировалась на философии. Будучи студенткой, она глубоко интересовалась вопросами дискриминации и социальной справедливости, а также участвовала в антиядерных демонстрациях».
Прочитав это, Тверски и Канеман попросили людей ранжировать несколько утверждений в порядке вероятности их истинности. В этот список вошли следующие три: «Линда активна в феминистском движении», «Линда — кассир в банке» и «Линда — кассир в банке, активно участвует в феминистском движении». 6 Люди считали, что для Линды более вероятно быть банковским кассиром , а – феминисткой, чем для Линды просто банковским кассиром. Это проистекает из эвристики репрезентативности: тот факт, что Линда совпадает с прототипическим образом людей-феминисток, искажает их восприятие вероятности.
Другим искажением, вызванным эвристикой репрезентативности, является ошибка игрока, которая заставляет людей применять долгосрочные шансы к краткосрочным последовательностям. Например, при подбрасывании монеты вероятность выпадения орла или решки составляет примерно пятьдесят на пятьдесят, но это не означает, что если вы подбросите монету дважды, то один раз выпадет орел, а другой — решка. Эта вероятность работает только для длинных последовательностей, таких как подбрасывание монеты сто раз. Однако мы считаем, что краткосрочные коэффициенты должны быть представляет своих долгосрочных аналогов, что приводит к заблуждению игрока. 7 Как следует из названия, эта предвзятость может иметь серьезные последствия для игроков — например, если кто-то считает, что его шансы на выигрыш выше, если он какое-то время проигрывал.
Эвристика репрезентативности и стереотипы
Наша зависимость от категорий может легко обернуться предубеждением, даже если мы этого не осознаем. Изображение групп меньшинств в средствах массовой информации часто усиливает распространенные стереотипы об этих группах. Например, чернокожие мужчины, как правило, чрезмерно представлены в освещении преступности и бедности, в то время как они недостаточно представлены в качестве экспертов по «говорящей голове» или потребителей предметов роскоши. 9 Эти шаблоны поддерживают повествование о черных мужчинах как о жестоких и ленивых, которые зрители (включая чернокожих зрителей) могут усвоить и включить в свое представление о «типичном» чернокожем человеке, а также прототипическом преступнике.
Эта предвзятость может проявляться через эвристику репрезентативности и способствует системной дискриминации. Например, полиция, разыскивающая подозреваемого в совершении преступления, может непропорционально сосредоточить свое внимание на чернокожих в своих поисках, потому что эвристика репрезентативности (и стереотипы, на которые они опираются) заставляют их предположить, что чернокожий человек с большей вероятностью будет преступник, чем кто-то из другой группы.
Как этого избежать
Поскольку категоризация настолько фундаментальна для нашего восприятия мира, очень трудно полностью избежать эвристики репрезентативности. Однако осознание этого — хорошее начало: исследования показали, что, когда люди осознают, что используют эвристику, они часто корректируют свои суждения. 10 Если вы укажете на то, что другие люди полагаются на репрезентативность, и попросите их сделать то же самое для вас, вы получите полезную обратную связь, которая может помочь избежать предвзятости.
Другие исследователи пытались уменьшить влияние эвристики репрезентативности, побуждая людей «думать как статистики». Эти подталкивания, кажется, помогают, но проблема в том, что без очевидного сигнала люди не думают использовать свои статистические знания — даже образованные люди, такие как аспиранты. 10 Еще одна стратегия, которая может оказаться более долговечной, — это формальное обучение логическому мышлению. В одном исследовании детей учили более логично думать о задаче, связанной с ошибкой союза, и их результаты в этой задаче улучшились. 10 Помня об этом, может быть полезно узнать больше о статистике и критическом мышлении, чтобы обойти эвристику репрезентативности.
Как все начиналось
Хотя это и является одним из основных элементов современной психологии, концепция сортировки объектов по категориям на самом деле восходит к древним греческим философам. Хотя Платон впервые затронул категории в своем диалоге « Государственный деятель », он стал философской опорой его ученика Аристотеля, который в тексте, названном просто Категории , предназначенные для сортировки каждого объекта человеческого восприятия по одной из десяти категорий.
Теория прототипов была предложена психологом Элеонорой Рош в 1974 году. До этого момента категории мыслились по принципу «все или ничего»: либо что-то принадлежало категории, либо не принадлежало. Подход Роша признавал, что члены данной категории часто очень сильно отличаются друг от друга и что мы склонны считать одни вещи «лучшими» членами категории, чем другие. Например, когда мы думаем о категории птиц, пингвины, хотя они технически и принадлежат, не вписываются в эту группу так четко, как, скажем, воробей. Идея прототипов позволяет нам описать, как мы воспринимаем определенные члены категории как более представительные для своей категории, чем другие.
Примерно в то же время Дэниел Канеман и Амос Тверски представили концепцию эвристики репрезентативности как часть своего исследования стратегий, которые люди используют для вынесения суждений о вероятностях в неопределенных ситуациях. Канеман и Тверски сыграли пионерскую роль в поведенческой экономике, продемонстрировав, как люди совершают систематические ошибки в суждениях из-за того, что полагаются на предвзятые стратегии, включая эвристику репрезентативности.
Пример 1 — Стресс и здоровье
Язва желудка — относительно распространенное заболевание, но если его не лечить, оно может быть очень серьезным и привести к смертельно опасному раку желудка. Долгое время было общеизвестно, что язва желудка вызывается одной причиной: стрессом. Так что в 1980-х годах, когда австралийский врач по имени Барри Маршалл предположил на медицинской конференции, что язвы могут быть вызваны какой-то бактерией, его коллеги сразу отвергли это. 11 После того, как его проигнорировали, Маршалл наконец доказал свои подозрения, используя единственный этически доступный ему метод: он взял немного бактерий из кишечника больного пациента, добавил их в бульон и выпил сам. Вскоре у него развилась язва желудка, и другие врачи были окончательно убеждены. 12
Почему потребовалось так много времени (и такая крайняя мера), чтобы убедить других людей рассмотреть эту новую возможность? По мнению социальных психологов Томаса Гиловича и Кеннета Савицкого, здесь сыграла роль эвристика репрезентативности. Физические ощущения, которые люди испытывают из-за язвы желудка — жгучие боли и ощущение бурления в желудке — похожи на то, что мы чувствуем, когда испытываем стресс. На интуитивном уровне мы чувствуем, что язвы и стресс должны иметь какую-то связь. Другими словами, стресс является репрезентативной причиной язвы. 11 Возможно, поэтому другие медицинские работники так сопротивлялись предложению Маршалла.
Пример 2 — Астрология и репрезентативность
Гилович и Савицкий также утверждают, что эвристика репрезентативности играет роль в псевдонаучных убеждениях, в том числе в астрологии. В астрологии все различные знаки связаны с определенными чертами: например, Овен, «огненный знак», символизируемый бараном, часто называют страстным, уверенным в себе, нетерпеливым и агрессивным. Тот факт, что эта личность хорошо сочетается с прототипом барана, не случаен: как утверждают Гилович и Савицкий, типы личности, связанные с каждым знаком зодиака, были выбраны потому, что они представляют этот знак. 11 Предсказания, которые делаются с помощью гороскопов, не предсказывают будущее, а реконструированы на основе того, что лучше всего соответствует нашему представлению о каждом знаке.
Резюме
Что это такое
Эвристика репрезентативности — это умственный ярлык, который мы используем, пытаясь решить, принадлежит ли объект A к классу B. В частности, мы склонны чрезмерно подчеркивать сходство A и B, чтобы помочь нам сделать эту оценку.
Почему это происходит
Наше восприятие людей, животных и объектов в значительной степени зависит от категоризации: группировки похожих вещей вместе. В каждой категории есть «прототип»: «средний» член данной категории, который лучше всего представляет категорию в целом. Когда мы используем эвристику репрезентативности, мы сравниваем что-то с прототипом нашей категории, и если они похожи, мы инстинктивно верим, что должна быть связь.
Пример 1. Репрезентативность, стресс и язва желудка
Когда австралийский врач обнаружил, что язва желудка вызывается бактерией, а не стрессом, другие медицинские работники поначалу ему не поверили, ведь последствия язвы очень похожи на последствия стресса.