Поведение. Что такое «Поведение»? Понятие и определение термина «Поведение» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Поведение – внешняя и внутренняя активность субъекта, проявляющаяся при его взаимодействии с окружающей средой. В связи с многообразием сферы изучения, существуют различные классификации поведения – в зависимости от того, о каком типе деятельности идет речь – инстинктивное, сексуальное, адаптивное и так далее. Поведение иногда воспринимают как синоним действия, однако, несмотря на некоторые схожие черты, эти два понятия имеют ряд отличий, главным из которых является тот факт, что поведение можно наблюдать. Благодаря тому, что поведение поддается практическому наблюдению, оно является предметом изучения многих наук. В частности, психология в течение продолжительного времени носила название науки о поведении, однако позже расширила спектр освещаемых вопросов, выйдя за рамки термина «поведение». На современном этапе активно практикуется поведенческая терапия (бихевиоральная), в основе которой лежит теория о том, что некоторые психические расстройства вызваны тем, что были неверно сформированы определенные навыки. Этот метод терапии получил распространение в начале XX века с развитием теории бихевиоризма, хотя ее основные элементы были известны еще с древних времен. Поведенческая терапия применяется для лечения фобий, зависимости и некоторых поведенческих расстройств. Такая терапия складывается из нескольких этапов – анализа поведения, определения методов корректировки поведения и их постепенная тренировка, а затем реализация этих поведенческих установок в реальной жизни. Таким образом, суть поведенческой терапии сводится не к установке первопричин, а к грамотному изменению модели поведения.
< Побуждение
Поведение агрессивное >
Популярные термины
Поведение
Психология поведения: как нами управляет стадное чувство?
Откуда у нас возникают убеждения? Почему в нас так сильны предрассудки? Как мы ведем себя в экстремальных ситуациях? Социальные психологи настаивают, что во всех этих случаях важную роль играет наша принадлежность к группе. Их исследования особенно актуальны сегодня, когда мир борется с терроризмом.
Новости СМИ2
новое на сайте
- Перестань себя ненавидеть: как достичь настоящего принятия своего тела
- Должен ли взрослый ребенок давать деньги в семью?
- «Мой парень не готов к детям, а я боюсь, что часики тикают»
- «Отчим домогался меня, но мама все равно сохранила с ним отношения»
- Если из отношений исчез секс: 9 способов пробудить желание
- О чем ваш партнер (не) должен знать: мнение семейного консультанта
- Нормальный мужчина XXI века: какой он? Часть 2. Фаллоцентризм
- Как природа может помочь вам при стрессе: советы экотерапевта
Сегодня читают
- «Как сообщить мужу, что я с ним развожусь?»
- «Я в браке, но у меня не пропадает желание общаться с другими девушками. Почему?»
- «Ненавижу играть с детьми. Я вообще нормальная мать?»
- Ни в горе, ни в радости: 5 признаков, что семья на грани развода
- Инструкция для брошенных: как перестать плакать и начать жить
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерОСЕНЬ 2022 №71
Подробнее
спецпроекты
поведение | это.
.. Что такое поведение?ТолкованиеПеревод
- Поведение
-
Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления.
Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.
- поведение
— присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы). Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма, в категориях к-рого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования П. в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал П. Бихевиоризм противопоставил П. сознанию, полагая, что предметом психологии является только П., которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (см. необихевиоризм) Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом к-рых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний (см. роль). Неадекватность П. (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы П.) отрицательно сказывается на межличностных отношениях.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- поведение
— присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). В основе поведения лежат потребности организма, над коими надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из среды гомогенной в предметную, а затем социальную. К фактам поведения относятся:
1) все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей — поза, мимика, интонации и пр.
;2) отдельные движения и жесты;
3) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;
4) поступки — еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.
Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение замещается приобретенным. Для понимания биологической предистории специфически человеческих форм поведения чрезвычайно; важны сведения об инстинктах животных, а также о языке и общении животных и об использовании ими орудий.
Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение — это особая форма деятельности: она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его — социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма коей — труд, а атрибут — общение.
Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом коих он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения Главное в поведении — отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения — поступок.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- поведение
- Категория.
Целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.
Специфика.В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- ПОВЕДЕНИЕ
(англ. behavior, behaviour) — извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.
П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.
Источником П. являются потребности живого существа. П. осуществляется как единство психических — побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.
Изменение П. в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. — это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга, но не сводящиеся к ним.
П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности.
На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «П.» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В. П. Зинченко.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
- поведение
ПОВЕДЕНИЕ (с. 453) — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в том числе человека. В обыденной речи традиционно принята более узкая трактовка поведения как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определенных форм действий (учебных, профессиональных и т.п.). Соответственно поведение определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм поведения и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне.
Поведение любого живого существа представляет собой непрерывный процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Для всех животных среда выступает как совокупность биологических факторов. Поведение животных по своей сути является реактивным, то есть представляет собой комплекс реакций на стимулы среды. Именно в этом аспекте поведение рассматривается в рамках бихевиоризма. Сторонники этого направления (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер и др.) распространили представления, основанные на изучении поведения животных, и на деятельность человека. Этот подход вызвал резкую критику со стороны многих ученых, доказывавших несостоятельность биологизации поведения человека. Действительно, многие поступки человека бывают продиктованы необходимостью отреагировать на требования внешней среды. Но человеческое поведение этим не исчерпывается. Простейшие действия обусловлены нешними побуждениями, то есть поведение человека в своих отдельных проявлениях может быть реактивным. Но многие более сложные действия определяются внутренними побуждениями человека, и таким образом его поведение выступает как подлинная активность. Основным содержанием поведения животных является приспособление к среде. Человек оказывается способен вышти за рамки реактивного приспособления. Высшие проявления его поведения носят характер деятельности. С научно-методологической точки зрения деятельность — категория специфически человеческая. Ее своеобразие состоит в том, что она бывает направлена как на приспособление к внешним условиям, так и (на более высоком уровне) на приспособление условий среды к потребностям самого человека. Тем самым достигается подлинно активный, а не реактивный характер человеческого поведения.
На ранних этапах развития поведение ребенка всецело продиктовано стимулами среды. (Именно поэтому педагогические рекомендации бихевиористов оказываются весьма эффективными для детей младшего возраста; впоследствии их роль снижается. ) Поведение ребенка первых лет жизни психологи определяют как полевое, то есть обусловленное внешним полем — той материальной обстановкой, которая последовательно предстает перед ребенком. Если психическое развитие нарушено, как это бывает при различных психических заболеваниях и аномалиях (например, шизофрении, аутизме и др.), поведение и впоследствии дол го’остается полевым, непроизвольным. Например, разместив соответствующим образом игрушки в комнате, можно точно предсказать последовательность действий ребенка, страдающего аутизмом, когда он войдет в эту комнату. Нормальное психическое развитие предусматривает постепенное формирование произвольной регуляции поведения, когда все большую роль приобретают собственные побуждения ребенка (поведение становится «поленезависимым»). Поведение постепенно утрачивает спонтанный, импульсивный характер и все в большей степени опосредуется сознательно поставленными целями.
Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем знание человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное поведение, внутренние установки обретают свойство убеждений.
В поведении каждого человека находят отражение его индивидуально-психологические особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и др. Отдельные индивидуальные черты могут накладывать на поведение негативный отпечаток. Например, эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью к насильственным действиям может проявиться в агрессивном поведении.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
- Поведение
Общий термин, описываюший любую реакцию организма, которую можно измерить. Споры о том, что можно, а что нельзя считать поведенисм, продолжаются с момента возникновения бихевиоризма, где акцент делается лишь на явных и наблюдаемых реакциях. С годами значение термина расширилось, и теперь он используется для обозначения целого ряда реакций, которые не поддаются непосредственному наблюдеиию. К примеру, работу чсловеческой памяти или механизм решения проблем можно считать разновидностью поведения, хотя исследователь выводит свои заключения на основе конечного результата, а не наблюдения за процессом.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
Поможем решить контрольную работу
Синонимы:
аллопрининг, аутоагрессия, благоповедение, груминг, действия, манера держаться, манера себя держать, маркетикс, норов, нрав, образ действий, поступки, токование, эпатаж
- побуждение
- поведение агрессивное
Полезное
Что такое поведенческая психология?
Поведенческая психология — это исследование того, как наше поведение связано с нашим разумом, — оно рассматривает наше поведение через призму психологии и устанавливает связь между ними.
Понимание того, почему мы действуем определенным образом, всегда было центральной задачей для психологов, которые пытались заглянуть в разум и мозг, чтобы раскрыть то, что скрывается за ними. В то время как современные исследования часто используют методы нейровизуализации для поиска данных, демонстрирующих связь между мозгом и действиями, поведенческая психология берет свое начало еще до того, как такие методы стали обычным явлением.
Но как все это сложилось и как на самом деле выглядит теория?
Истоки поведенческой психологии
Истоки поведенческой психологии восходят к Джону Б. Уотсону в 1913 г., который предложил психологам сосредоточиться на наблюдаемом поведении людей, а не на невидимой внутренней работе их разума (теория, согласно которой восходит к Фрейду).
Позже Б. Ф. Скиннер развил эту теорию и представил доказательства в ее пользу, став в процессе этого одним из самых важных психологов 20-го века. Он предположил, что все человеческое поведение определяется окружающей средой, что нас можно заставить действовать определенным образом в зависимости от предшествующих последствий предыдущих действий.
Б. Ф. Скиннер, по сути, предположил, что положительные последствия предыдущих действий приведут к тому, что человек будет выполнять больше этих действий, а отрицательные последствия приведут к тому, что человек завершит эти действия меньше.
Он знаменито заявил: «Дайте мне ребенка, и я превращу его во что угодно» — перефразируя свою веру в силу влияния окружающей среды на то, кем мы становимся. Бихевиоризм, по сути, был аргументом исключительно в пользу воспитания в споре о природе и воспитании.
Бихевиоризм в общих чертах
Бихевиоризм исторически состоит из двух центральных компонентов : оперантного и классического обусловливания.
Оперантное обусловливание, на котором основана большая часть современного бихевиоризма, определяется как формирование будущих действий на основе прошлых вознаграждений или наказаний и в значительной степени является контекстом, в который поведенческая психология помещает поведение.
Хотя это довольно простая концепция, существует больше к этому, чем кажется на первый взгляд. Например, положительное наказание относится к добавлению негативных последствий к поведению (например, ребенок должен убрать свою комнату за беспорядок), в то время как отрицательное наказание относится к устранению последствий в ответ на поведение (например, ребенок не получает любые карманные деньги за беспорядок в их комнате).
Существует также отрицательное подкрепление и положительное подкрепление. Последнее, положительное подкрепление , — это то, что мы традиционно считаем наградой — в результате действия получается что-то положительное. Отрицательное подкрепление относится к отвращению к чему-то негативному посредством действий (например, нанесение солнцезащитного крема, чтобы не обжечься).
Отрицательное подкрепление можно разделить на побег и активное избегание . Бегство относится к действиям, направленным на то, чтобы уйти от негативного стимула, в то время как активное избегание предотвращает столкновение с таким стимулом.
Классическое обусловливание определяется как ассоциация условного раздражителя (например, пищи) с нейтральным раздражителем (например, звонком). Нейтральный стимул в конечном итоге становится условным раздражителем (т. Е. Звонок становится вознаграждением благодаря ассоциации с едой даже в отсутствие еды). Исследования Павлова сыграли ключевую роль в формировании бихевиористского мышления.
Современная поведенческая психология
Бихевиоризм стал одной из ведущих психологических теорий 20-го века, и его принципы до сих пор лежат в основе многих современных исследований человеческого поведения. Хотя радикальный подход Б. Ф. Скиннера в конечном итоге оказался более тонким — с появлением таких областей, как когнитивная психология (которую мы обсуждаем здесь в блоге), — он вдохновил на новые способы изучения человеческого поведения.
Современная поведенческая психология, или бихевиоризм, продолжает исследовать, как наше поведение может формироваться подкреплением и наказанием. Например, новые эксперименты по отслеживанию взгляда могут развить понимание того, как мы учимся с помощью положительной и отрицательной обратной связи.
Айтрекеры смогли выявить, как даже такие процессы, как небольшие движения наших глаз, могут управляться положительным и отрицательным подкреплением [1, 2]. Это имеет значение для исследований по широкому кругу тем, от фундаментальных исследований обучения до практики вождения.
В других исследованиях изучалось, как наше поисковое поведение управляется потенциальными подкрепляющими переменными в нашем окружении — другими словами, мы смотрим туда, где ожидаем найти что-то хорошее [3].
Исследования также изучали, как на нашу электродермальную (EDA/GSR) и частоту сердечных сокращений могут влиять выигрыш или проигрыш в контексте азартных игр [4], показывая, как физиологические реакции как на отрицательные, так и на положительные стимулы (наказание и вознаграждение) могут быть захваченным.
Это может позволить исследователям более систематически понять азартные игры. Используя структуру поведенческой психологии, исследователи могут затем делать дальнейшие прогнозы, которые позволят им предложить потенциальные пути лечения или сдерживания [5].
В другом исследовании изучалось, как активность GSR может помочь в понимании фобических реакций в терапевтическом контексте [6], что может помочь в понимании того, что работает и что не работает в рамках терапевтического лечения.
Все вышеперечисленные исследования показали, как биосенсоры могут собирать данные, помогающие понять поведение человека в контексте поведенческой психологии.
Современная поведенческая психология может сегодня использовать методы исследования человеческого поведения для дальнейшего изучения связи между мозгом и поведением. Чтобы узнать больше о поведенческой психологии и о том, как исследователи лучше понимают процессы, которые определяют наше поведение, загрузите наше бесплатное руководство по человеческому поведению ниже.
Ссылки
[1] Земля МФ. Движения глаз и контроль действий в повседневной жизни. Progress Retin Eye Res . 2006; 25: 296–324. doi: 10.1016/j.preteyeres.2006.01.002.
[2] Лэнд, М., Фюрно, С. (1997). База знаний глазодвигательной системы. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences , 352, 1231–1239.
[3] Sprague, N. Ballard, D. (2003). Движения глаз для максимизации вознаграждения. Достижения в системах обработки нейронной информации 16. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
[4] Лоле Л., Гонсалвес С.Дж., Блащински А., Кларк А.Р. Электродермальная активность достоверно улавливает физиологические различия между выигрышами и проигрышами во время азартных игр на электронных автоматах. Психофизиология . 2012;49(2):154–163. doi: 10.1111/j.1469-8986.2011.01290.x.
[5] Ито, Дж. Р., Донован, Д. М., и Холл, Дж. Дж. (1988). Профилактика рецидивов при последующем уходе за алкоголем: влияние на исход употребления алкоголя, процесс изменения и посещаемость после лечения. British Journal of Addiction , 83, 171–181
[6] Оман, А., Фредриксон, М., Хугдал, К., и Риммо, П. А. (1976). Предпосылка эквипотенциальности в классическом обусловливании человека: условные электродермальные реакции на потенциально фобические раздражители. Journal of Experimental Psychology: General , 103, 313-337.[/fusion_builder_column][/fusion_builder_row][/fusion_builder_container]
Социальная психология и влияние на поведение — общая психология
Перейти к содержимому
Социальная психология
Цели обучения
- Описать ситуационное и диспозиционное влияние на поведение 90 113 Приведите примеры фундаментальной ошибки атрибуции и других распространенных предубеждений, включая предубеждение «действующий-наблюдатель» и предубеждение в корыстных целях 90 114
- Объясните феномен справедливого мира
исследует, как люди влияют друг на друга, и оценивает силу ситуации. Социальные психологи утверждают, что на мысли, чувства и поведение человека очень сильно влияют социальные ситуации. По сути, люди будут менять свое поведение, чтобы соответствовать текущей социальной ситуации. Если мы попадаем в новую ситуацию или не знаем, как себя вести, мы будем брать пример с других людей.
Область социальной психологии изучает темы как на внутриличностном, так и на межличностном уровнях. Внутриличностные темы (относящиеся к личности) включают эмоции и отношения, личность и социальное познание (то, как мы думаем о себе и других). Межличностные темы (те, которые относятся к диадам и группам) включают помогающее поведение (рис. 1), агрессию, предрассудки и дискриминацию, влечение и близкие отношения, а также групповые процессы и межгрупповые отношения.
Рисунок 1 . Социальная психология имеет дело со всеми видами взаимодействия между людьми, охватывая широкий спектр наших связей: от моментов конфронтации до моментов совместной работы и помощи другим, как показано здесь. (Фото: сержант Дерек Пирсон, армия США)Социальные психологи сосредотачиваются на том, как люди истолковывают или интерпретируют ситуации и как эти интерпретации влияют на их мысли, чувства и поведение (Ross & Nisbett, 1991). Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы повлиять на поведение. В этом модуле мы обсуждаем внутриличностные процессы самопрезентации, когнитивного диссонанса и изменения отношения, а также межличностные процессы соответствия и послушания, агрессии и альтруизма и, наконец, любви и влечения.
Ситуационное и диспозиционное влияние на поведение
Поведение является продуктом как ситуации (например, культурных влияний, социальных ролей и присутствия посторонних), так и человека (например, личностных характеристик). Подполя психологии, как правило, сосредотачиваются на одном влиянии или поведении по сравнению с другими. — это точка зрения, согласно которой наше поведение и действия определяются нашим непосредственным окружением и окружением. Напротив, считает, что наше поведение определяется внутренними факторами (Heider, 19).58). Внутренний фактор является атрибутом человека и включает в себя черты личности и темперамент. Социальные психологи склонны придерживаться ситуационистской точки зрения, тогда как психологи личности продвигают диспозиционистскую точку зрения. Однако современные подходы к социальной психологии учитывают как ситуацию, так и человека при изучении человеческого поведения (Fiske, Gilbert, & Lindzey, 2010). Фактически возникла область социально-личностной психологии для изучения сложного взаимодействия внутренних и ситуационных факторов, влияющих на поведение человека (Mischel, 19).77; Ричард, Бонд и Стоукс-Зута, 2003 г.).
Фундаментальная ошибка атрибуции
В Соединенных Штатах господствующая культура имеет тенденцию отдавать предпочтение диспозиционному подходу в объяснении человеческого поведения. Как вы думаете, почему это так? Мы склонны думать, что люди контролируют свое поведение, и, следовательно, любое изменение поведения должно быть связано с чем-то внутренним, например, с их личностью, привычками или темпераментом. По мнению некоторых социальных психологов, люди склонны придавать слишком большое значение внутренним факторам в качестве объяснения — или атрибуции — поведения других людей. Они склонны считать, что поведение другого человека — это черта этого человека и недооценка влияния ситуации на поведение других. Они склонны не распознавать, когда поведение другого человека обусловлено ситуационными переменными и, следовательно, состоянием человека . Это ошибочное предположение называется (Ross, 1977; Riggio & Garcia, 2009). Чтобы лучше понять, представьте такой сценарий: Грег возвращается домой с работы, и, открыв входную дверь, жена радостно встречает его и спрашивает, как прошел его день. Вместо того чтобы поприветствовать жену, Грег кричит ей: «Оставь меня в покое!» Почему Грег наорал на жену? Как человек, совершивший фундаментальную ошибку атрибуции, объяснил бы поведение Грега? Самый распространенный ответ: Грег — злой, злой или недружелюбный человек (его черты). Это внутреннее или диспозиционное объяснение. Однако представьте, что Грега только что уволили с работы из-за сокращения компании. Изменится ли ваше объяснение поведения Грега? Ваше исправленное объяснение может заключаться в том, что Грег был расстроен и разочарован потерей работы; следовательно, он был в плохом настроении (его состоянии). Теперь это внешнее или ситуативное объяснение поведения Грега.
Фундаментальная ошибка атрибуции настолько сильна, что люди часто упускают из виду очевидное влияние ситуации на поведение. Классический пример был продемонстрирован в серии экспериментов, известных как исследование викторины (Ross, Amabile, & Steinmetz, 1977). Участникам-студентам случайным образом поручили сыграть роль спрашивающего (ведущего викторины) или участника викторины. Вопрошающие разработали сложные вопросы, на которые они знали ответы, и представили эти вопросы участникам. Конкурсанты правильно ответили на вопросы только 4 раза из 10 (рисунок 2). После задания испытуемых и участников попросили оценить свои общие знания по сравнению со средним учащимся. Участники опроса не оценили свои общие знания выше, чем участники, но участники оценили интеллект участников опроса выше своего собственного. Во втором исследовании наблюдатели за взаимодействием также оценили, что спрашивающий обладает более общими знаниями, чем участник. Очевидное влияние на производительность оказывает ситуация. Спрашивающие писали вопросы, так что, конечно, у них было преимущество. И участники, и наблюдатели сделали внутреннюю атрибуцию выступления. Они пришли к выводу, что задающие вопросы должны быть умнее участников.
Рисунок 2 . В исследовании quizmaster люди были склонны игнорировать влияние ситуации и ошибочно заключали, что знания спрашивающего выше, чем их собственные. (Фото: Стив Джурветсон)Как показано в приведенном выше примере, фундаментальная ошибка атрибуции считается мощным фактором, влияющим на то, как мы объясняем поведение других. Однако следует отметить, что некоторые исследователи предполагают, что фундаментальная ошибка атрибуции может быть не такой серьезной, как ее часто изображают. Фактически, недавний обзор более чем 173 опубликованных исследований предполагает, что несколько факторов (например, высокий уровень идиосинкразии персонажа и то, насколько хорошо объясняются гипотетические события) играют роль в определении того, насколько влиятельной является фундаментальная ошибка атрибуции (Malle, 2006).
Является ли фундаментальная ошибка атрибуции универсальным явлением?
Вы можете вспомнить примеры фундаментальной ошибки атрибуции в своей жизни. Совершают ли люди во всех культурах фундаментальную ошибку атрибуции? Исследования показывают, что это не так. Люди из , то есть культуры, ориентированной на личные достижения и автономию, имеют наибольшую склонность совершать фундаментальную ошибку атрибуции. Индивидуалистические культуры, которые обычно встречаются в западных странах, таких как США, Канада и Великобритания, способствуют сосредоточению внимания на личности. Поэтому склонность человека считается основным объяснением его поведения. Напротив, люди из , то есть культура, ориентированная на общественные отношения с другими людьми, такими как семья, друзья и сообщество (рис. 3), с меньшей вероятностью совершает фундаментальную ошибку атрибуции (Markus & Kitayama, 1991; Triandis, 2001).
Рисунок 3 . Люди из коллективистских культур, таких как некоторые азиатские культуры, более склонны подчеркивать отношения с другими, чем сосредотачиваться в первую очередь на личности. Такие действия, как (а) приготовление еды, (б) времяпрепровождение и (в) игра, вовлекают людей в группу. (кредит a: модификация работы Ариана Цвегерса; кредит b: модификация работы conbon33″/Flickr; кредит c: модификация работы Ани Диссельдорп)Как вы думаете, почему это так? Коллективистские культуры, которые обычно встречаются в странах Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, больше фокусируются на группе, чем на индивидууме (Nisbett, Peng, Choi, & Norenzayan, 2001). Этот акцент на других обеспечивает более широкую перспективу, учитывающую как ситуационное, так и культурное влияние на поведение; таким образом, становится более вероятным более тонкое объяснение причин поведения других. В таблице 1 обобщается сравнение индивидуалистической и коллективистской культур.
Индивидуалистическая культура | Коллективная культура |
---|---|
Ориентация на достижение | Ориентирован на отношения |
Автономность в центре внимания | Фокус на групповой автономии |
Перспектива диспозиции | Ситуационная перспектива |
Независимый | Взаимозависимые |
Аналитический стиль мышления | Целостный стиль мышления |
Предвзятость актера-наблюдателя
Возвращаясь к нашему предыдущему примеру, Грег знал, что потерял работу, но наблюдатель этого не знал. Таким образом, наивный наблюдатель склонен приписывать враждебное поведение Грега характеру Грега, а не истинной ситуационной причине. Как вы думаете, почему мы недооцениваем влияние ситуации на поведение других? Одна из причин заключается в том, что у нас часто нет всей информации, необходимой для ситуативного объяснения поведения другого человека. Единственная информация, которую мы можем иметь, это то, что можно наблюдать. Из-за этого недостатка информации мы склонны предполагать, что такое поведение обусловлено диспозиционным или внутренним фактором. Однако, когда дело доходит до объяснения собственного поведения, нам доступно гораздо больше информации. Если бы вы пришли домой из школы или с работы рассерженными и накричали на свою собаку или любимого человека, как бы вы объяснили это? Вы можете сказать, что очень устали или плохо себя чувствуете и нуждаетесь в тишине — ситуативное объяснение. — это феномен приписывания поведения других людей внутренним факторам (фундаментальная ошибка атрибуции), в то время как наше собственное поведение приписывается ситуационным силам (Jones & Nisbett, 1971; Nisbett, Caputo, Legant, & Marecek, 1973; Choi & Nisbett, 1998). ). Как акторы поведения, у нас есть больше информации, чтобы объяснить наше собственное поведение. Однако, как наблюдатели, у нас меньше доступной информации; поэтому мы склонны по умолчанию придерживаться диспозиционистской точки зрения.
В одном исследовании предвзятости актер-наблюдатель изучались причины, по которым участники-мужчины объясняли, почему им нравится их девушка (Nisbett et al., 1973). На вопрос, почему участникам нравилась их собственная девушка, участники сосредоточились на внутренних, характерных качествах своих подруг (например, на ее приятном характере). Объяснения участников редко включали внутренние причины, такие как диспозиционные черты (например, «Мне нужно общение»). Напротив, при размышлении о том, почему другу-мужчине нравится его девушка, участники с одинаковой вероятностью давали диспозиционные и внешние объяснения. Это подтверждает идею о том, что акторы, как правило, дают мало внутренних объяснений, но много ситуативных объяснений своего собственного поведения. Напротив, наблюдатели склонны давать более диспозиционные объяснения поведению друга (рис. 4).
Рисунок 4 . Предвзятость актера-наблюдателя очевидна, когда испытуемые объясняют свои собственные причины симпатии к девушке, а не свои впечатления о причинах симпатии к девушке других.Корыстная предвзятость
Корыстные предубеждения — это те атрибуции, которые позволяют нам видеть себя в благоприятном свете (например, внутренние атрибуции успеха и внешние атрибуции неудач). Когда вы хорошо справляетесь с заданием, например, сдаете экзамен, в ваших интересах использовать диспозиционную атрибуцию своего поведения («Я умный»), а не ситуативную («Экзамен был легким», ). Склонность человека приписывать себе заслуги, делая диспозиционные или внутренние атрибуции для положительных результатов, но ситуативные или внешние атрибуции для отрицательных результатов, известна как 9.0121 (или корыстная атрибуция) (Miller & Ross, 1975). Это предубеждение служит для защиты самооценки. Вы можете себе представить, что если бы люди всегда приписывали своему поведению ситуативные атрибуции, они никогда не смогли бы присвоить себе заслуги и радоваться своим достижениям.
Мы можем понять корыстную предвзятость, углубившись в , убеждение о причине результата. Одна модель атрибуции предлагает три основных параметра: локус контроля (внутренний или внешний), стабильность (стабильный или нестабильный) и управляемость (контролируемый или неконтролируемый). В этом контексте под стабильностью понимается степень изменчивости обстоятельств, приводящих к данному результату. Обстоятельства считаются стабильными, если маловероятно, что они изменятся. Управляемость относится к степени, в которой обстоятельства, связанные с данным результатом, могут контролироваться. Очевидно, что те вещи, которые мы можем контролировать, должны быть названы контролируемыми (Вайнер, 19).79).
Рассмотрим пример того, как мы объясняем победы нашей любимой спортивной команды. Исследования показывают, что мы делаем внутренние, стабильные и контролируемые атрибуции для победы нашей команды (рис. 5) (Grove, Hanrahan, & McInman, 1991). Например, мы можем сказать себе, что наша команда талантлива (внутренняя), постоянно усердно работает (стабильная) и использует эффективные стратегии (контролируемая). Напротив, мы более склонны делать внешние, нестабильные и неконтролируемые атрибуции, когда наша любимая команда проигрывает. Например, мы можем сказать себе, что у другой команды более опытные игроки или что судьи были несправедливы (внешние), другая команда играла дома (нестабильно), а холодная погода повлияла на игру нашей команды (неконтролируемая).
Рисунок 5 . Мы склонны полагать, что наша команда выигрывает, потому что она лучше, но проигрывает по причинам, которые она не может контролировать (Roesch & Amirkham, 1997). (кредит: «TheAHL»/Flickr)Гипотеза справедливого мира
Одним из следствий склонности жителей Запада давать диспозиционные объяснения поведения является обвинение жертвы (Jost & Major, 2001). Когда людям не везет, другие склонны считать, что они каким-то образом несут ответственность за свою судьбу. Распространенной идеологией или мировоззрением в Соединенных Штатах является гипотеза справедливого мира. — это вера в то, что люди получают результаты, которых они заслуживают (Lerner & Miller, 1978). Чтобы поддерживать веру в справедливость мира, люди склонны думать, что хорошие люди имеют положительные результаты, а плохие — отрицательные (Jost, Banaji, & Nosek, 2004; Jost & Major, 2001). Способность думать о мире как о справедливом месте, где люди получают то, что они заслуживают, позволяет нам чувствовать, что мир предсказуем и что мы в некоторой степени контролируем результаты своей жизни (Jost et al., 2004; Jost & Major, 2001). Например, если вы хотите добиться положительных результатов, вам просто нужно усердно работать, чтобы добиться успеха в жизни.
Рисунок 6 . Люди, придерживающиеся убеждений в справедливом мире, склонны обвинять людей в бедности в своих обстоятельствах, игнорируя ситуационные и культурные причины бедности. (кредит: Адриан Майлз)Можете ли вы придумать негативное последствие гипотезы справедливого мира? Одним из негативных последствий является склонность людей обвинять бедных людей в своем тяжелом положении. Какие общие объяснения даются тому, почему люди живут в бедности? Слышали ли вы такие утверждения, как «Бедные ленивы и просто не хотят работать» или «Бедные люди просто хотят жить за счет государства»? Какие это типы объяснений, диспозиционные или ситуативные? Эти диспозиционные объяснения являются яркими примерами фундаментальной ошибки атрибуции. Обвинение бедных людей в их бедности игнорирует влияющие на них ситуационные факторы, такие как высокий уровень безработицы, рецессия, плохие возможности для получения образования и семейный цикл бедности (рис. 6). Другие исследования показывают, что люди, придерживающиеся взглядов на справедливость, негативно относятся к безработным и больным СПИДом (Sutton & Douglas, 2005). В Соединенных Штатах и других странах жертвы сексуального насилия могут быть обвинены в жестоком обращении с ними. Группы защиты потерпевших, такие как «Прекращение домашнего насилия» (DOVE), посещают суд в поддержку жертв, чтобы убедиться, что вина возложена на виновных в сексуальном насилии, а не на жертв.
Смотреть IT
Вы можете просмотреть стенограмму «Должны ли вы доверять своему первому впечатлению? – Peter Mende-Siedlecki» здесь (открывается в новом окне).
Подумай об этом
- Приведи личный пример опыта, когда на твое поведение повлияла сила ситуации.
- Подумайте о каком-нибудь спортивном деятеле, игроке или тренере, который корыстно приписывает победу или поражение в средствах массовой информации. Примеры могут включать в себя обвинение рефери в неправильных решениях в случае проигрыша или ссылку на собственный труд и талант в случае победы.
Контент с лицензией CC, оригинал
- Модификация и адаптация, добавление ссылки на обучение. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution
Контент с лицензией CC, ранее опубликованный
- Что такое социальная психология?.