Архетипы примеры: что такое и как использовать в рекламе

Содержание

что такое и как использовать в рекламе

← Назад

29 июля 2021

Элеонора Люхотнели

Руководитель направления исследований клиентского опыта
ГК «КОРУС Консалтинг»

Как компании грамотно выстроить стратегию позиционирования товара или услуги? Как попасть точно в потребности целевой аудитории, правильно донести корпоративные ценности и раскрыть свою индивидуальность? Один из инструментов, который может помочь, – анализ архетипов брендинга.

Раcсказываю подробно обо всех 12 архетипах в статье.

Содержание

  • 1. Что такое архетипы бренда
  • 2. Кому и зачем нужны архетипы бренда
  • 3. 12 популярных архетипов в маркетинге
  • 4. Как использовать архетипы в маркетинге

Чем отличается коммуникация с аудиторией у Apple и Samsung? Оба бренда имеют премиальный имидж, однако реклама и транслируемые образы заметно отличаются – потребители чувствуют это интуитивно.

Например, Apple демонстрирует в своих видеороликах подростков, молодых пользователей, ярких, креативных, высоко ценящих кастомизацию, индивидуальный подход. А реклама Samsung описывает своего покупателя как более зрелого, стремящегося к успеху – он ставит цели, достигает их, преодолевая препятствия. Такие разные подходы в рекламе продиктованы разным позиционированием брендов.


Что такое архетипы бренда

Архетипирование – один из эффективных инструментов определения фокусной целевой аудитории бренда, изучения ее психографических характеристик, особенностей покупательского поведения и выстраивания с ней эффективной коммуникации.

Самое понятие появилось в первой половине 20 века, его ввел психиатр Карл Юнг. Учёный определил 12 архетипов личности: «герой» (The Hero), «простодушный» (The Innocent), «искатель» (The Explorer), «творец» (The Creator), «славный малый» (The Regular Guy), «любовник» (The Lover), «правитель» (The Ruler), «заботливый» (The Caregiver), «мудрец» (The Sage), «бунтарь» (The Destroyer), «маг» (The Magician), «шут» (The Jester).

 Каждый из которых наделен определенным набором признаков.

Маргарет Марк и Кэрол Пирсон спроецировали подход Юнга для целей маркетинга и брендинга. В их представлении архетип – это набор символов, которые подталкивают потребителя испытывать определенные чувства в отношении чего-либо.


Каждый архетип отличается:

Любой бизнес транслирует потребителям ценности, которые он разделяет, с помощью набора атрибутов. Если бренд определит для себя архетип, он сможет сформировать узнаваемую айдентику, стиль коммуникации, что поможет стать привлекательнее для целевой аудитории.

Кому и зачем нужны архетипы бренда

 Архетипы помогают бизнесу закрыть нескольких важных задач:

  • определение фокусной целевой аудитории бренда,

  • изучение особенностей поведения целевой аудитории,

  • определение неудовлетворенных потребностей, точек роста,

  • формирование более четкого определения ценности продукта или услуги,

  • разработка коммуникационной стратегии продвижения,

  • формирование визуальной айдентики.  

Бренд может транслировать сразу несколько архетипов: один основной, а другие дополняющие, поскольку придают какой-то аспект, оттенок. У маркетологов есть полная свобода. Каждая рекламная кампания может обладать признаками дополнительного архетипа (зависит от ценностей, которые бренд транслирует), но при этом оставаться в рамках ключевого, узнаваемого образа.

Архетипический маркетинг особенно актуален для компаний, которые собираются делать ребрендинг. Им он помогает: 

  • внимательно пересмотреть маркетинговую стратегию,
  • провести редизайн, сделать визуальную часть и контент созвучными;
  • выделиться на фоне конкурентов с помощью убедительной философии и чёткого видения бренда;
  • привлечь новых клиентов за счет симпатии к бренду на эмоциональном уровне.

12 популярных архетипов в маркетинге

 «Творец»

Люди с таким архетипом креативные, увлекающиеся, открытые всему новому, готовые к экспериментам. Их ключевые ценности – инновации, смелость, дерзость. В брендах их привлекает гениальность, новаторство, в некотором роде эпатажность, «игра» с образами. Такие потребители особенно ценят кастомизацию: нестандартность решений, возможность раскрыть или подчеркнуть собственную индивидуальность с помощью продукта.

Бренды архетипа «Творец» учитывают потребность своей целевой аудитории к творческой деятельности, помогают воплотить видение в форму, предлагают потребителю участие в создании конечного продукта. Примеры таких брендов:

  • Lego: конструирование уникальных форм, развитие творческого потенциала;

  • Pandora: создание собственных, неповторимых украшений;

  • Adidas: коллаборация с Lego, модель кроссовок со встроенными деталями конструктора;

  • IKEA: проектирование мебели.


«Мудрец»

Это образ новатора-интеллектуала, инженера, чья задача – передача знаний, опыта. Яркий пример бренда подобного архетипа – компания GeekBrains. Намёк на «мудреца» есть даже логотипе – в основе визуальной составляющей бренда – мозг, как символ интеллектуальной деятельности.

В своей айдентике GeekBrains намекает на головоломку, не стесняется ярких цветов, мотивирующих и заряжающих на успех.

«Герой»

Бренды данного архетипа ассоциируются с силой, волей, действиями, преодолением вызовов. Это образ супергероя или спасателя, он всё время начеку, не боится сложного выбора, смело воплощает идеи в жизнь. Его цель – приложить максимум усилий для того, чтобы сделать этот мир лучше.

Идеальный пример архетипа – гонка «Формула-1». В айдентике мероприятия – дерзкий красный цвет. Не так давно бренд сделал редизайн: логотип стал более сгруппированными, а красного цвета ещё больше.

Результат – визуальная составляющая «Формулы-1» смотрится как что-то более сильное, мощное.

Другой пример – бренд спортивной одежды и обуви Nike. Слоган компании – Just do it («Просто сделай это»), а рекламная кампания Find your greatness («Найди свою силу») до сих пор вдохновляет многих на то, чтобы сделать шаг к открытию внутреннего героя. Бренд успешно работает со страхами своего архетипа – с уязвимостью, слабостью, боязнью провалить начатое.

«Бунтарь»

Первые впечатления при встрече с представителем этого архетипа – крутость, нешаблонность образа. Он громкий, беспокойный, сразу запоминается.

Бренд Converse уже много лет успешно воплощает образ бунтаря. Его рекламные кампании смелые, дерзкие, герои видеороликов и постеров – скейтеры, рок-музыканты. А логотип компании – шеврон со звездой – намёк на стрелу, которая устремлена точно в цель.

«Творец»

Этот архетип всегда стремится создавать что-то новое, свежее, удивлять других, быть новатором, изобретателем и частью большого процесса.

Dropbox, облачный сервис для хранения и передачи файлов, – один из таких «творцов». Это инструмент для помощи дизайнерам, райтерам, фотографам, видеомейкерам. Эту миссию они постарались отобразить визуально. Сейчас сервис использует различные цветовые вариации в логотипе, а также необычные, яркие, сочные иллюстрации на своём сайте и в маркетинговой коммуникации.

«Заботливый»

Этот архетип – альтруист, он никогда не остается равнодушным. Его главный принцип – «возлюби ближнего».

Благотворительные организации – наиболее распространённые представители этого архетипа. Российские фонды «Обнажённые сердца», «Вера», «Подари жизнь», британская Blood Cancer UK и многие другие используют его атрибуты. К примеру, последняя из перечисленных организаций около года назад сменила название и айдентику: смягчила строгий логотип, добавив розовый цвет, а ключевой элемент (букву «B») изобразили в форме сердца.

«Славный малый»

Если просто, это «один из нас», «душа компании». У этого архетипа очень реалистичное представление о жизни: принимает её такой, какая она есть, без всякой идеализации. Ему свойственна эмпатичная или даже гуманистическая миссия, он честен, прост и надёжен, гостеприимен, дружелюбен, открыт.

Пример – бренд напитков Idrinq. Компания ассоциируется с чем-то, что заряжает энергией, активирует работу мозга. У бренда простой, понятный дизайн, достаточно минималистичный, яркий. Всё это помогает выгодно выделяться из толпы.

«Правитель»

Архетипу свойственны тяга к власти, порядку, ответственности, он ассоциируется с контролем, достатком, процветанием. Как правило, подобным образ позиционирования выбирают влиятельные компании и статусные бренды, например, сеть ювелирных украшений Cartier.

В этот архетип отлично вписалась компания Rolls-Royce, выпускающая люксовые автомобили. В новой айдентике бренда важное место занимает глубокий фиолетовый цвет, королевский и благородный – он издавна ассоциируется с привилегированностью и роскошью. При этом само название Rolls-Royce приятно отливает золотым цветом.

«Шут»

Если говорить про образ человека, то это тот, кто получает максимум удовольствия от происходящего вокруг него, он живет в настоящем, боится быть скучным. Цель бренда подобного архетипа – помочь людям отлично провести время, компания не боится быть смешной и веселить окружающих.

Хороший пример – экосистема Ticketscloud, которая продаёт преимущественно билеты на мероприятия. В айдентике сервиса много юмора, визуальная часть полна мультяшными и немного неуклюжими образами, цвета яркие, контрастные.

«Искатель»

Представители архетипа словно находятся в постоянном поиске себя и исследовании мира – речь не только про реальные путешествия, но и метафорические.

В этом контексте интересен кейс косметического бренда Avon, относительно недавно решивший привлечь к себе внимание молодой аудитории. Компания пересмотрела собственную айдентику и позиционирование, сменила устаревший логотип на яркий, с градиентом, что придаёт ощущение динамики. Через трансформацию визуального языка Avon заявил, что ищет себя и поддерживает молодую аудиторию в том же процессе.

«Маг»

Главная идея архетипа – трансформация. Он новатор (в том числе технологический), помогающий своей аудитории расширить границы сознания.

У компании MAX\MAX, специализирующаяся на шоу-продакшне, выраженный архетип «мага». Очень часто в своих мероприятиях они используют отсылки к магии и волшебству, объединяют посетителей, рождая новые сущности и приближая к технологической трансформации.

«Любовник»

Даннный архетип – культ красоты, воплощение любви в самом широком её представлении: от родительской до романтической.

Выбор архетипа сервисом знакомств Match или российским брендом Purpur закономерен. Эти компании ассоциируются у потребителей с романтикой, близостью и любовью. Совсем недавно Match представили аудитории новую айдентику. Дизайнеры изменили шрифт на более изящный вариант и, конечно, сохранили в логотипе изображение сердце, намекающий на свидания. Более того, цвета визуальной части стали мягче и нежнее, появился приятный градиент.

«Простодушный»

Погоня за идеалом, оптимизм и желание жить в мире, лишённом всяческих проблем, –характерные черты данного архетипа. Он энтузиаст, открыт миру и надеется только на лучшее.

Бренды Pringles и Bounty – примеры «простодушного» архетипа. Они транслируют эскапизм и как будто «сопровождают» своих потребителей в беззаботную жизнь, моменты отдыха.

Как использовать архетипы в маркетинге

Чтобы правильно самоопределиться и сделать внедрение архетипов простым и быстрым, следует придерживаться нескольких шагов.

  1. Прежде всего разработайте план исследования: определите критерии рекрута потребителей, подготовьте подробный сценарий интервью.
  2. Далее нужно исследовать клиентов. Проведите глубинные интервью, проанализируйте их ценности, стратегии и потребности с точки зрения архетипов. Определите мотивы поведения покупателей в контексте взаимоотношения с вашим продуктом или услугой брендом. Сформируйте промежуточный отчет.
  3. Выберите один или несколько архетипов, которые соответствуют ключевым мотивам поведения целевой аудитории и смогут удовлетворить их интересы. Не пренебрегайте консультацией профильных экспертов, которые разбираются в маркетинге, построении клиентоцентричной модели бизнеса и аналитической психологии.
  4. И только после продумайте, чего вы хотите добиться от нового позиционирования, что изменить в коммуникации аудитории и вашим продуктом или услугой, чтобы стать для неё еще более привлекательным и востребованным.
  5. Определитесь с каналами распространения информации и форматами коммуникации: видео, статьи, подкасты, обзоры или что-то другое – и приступайте к созданию айдентики и контента, в которых должны быть все мотивы, соответствующие вашему архитипу.
  6. И, конечно, не забывайте отслеживать и анализировать отклик аудитории и эффективность изменений.

***

Нужна помощь в исследовании вашей целевой аудитории, анализе их ценностей и потребностей, составлении архетипов? Оставьте заявку в форме ниже, наши специалисты помогут узнать ваших клиентов лучше.

Закажите бесплатную консультацию эксперта


Понравилась статья?

Поделитесь с друзьями!

Читайте также

18 февраля 2021

Customer Journey Map: что это такое и как её построить

27 августа 2020

Не все клиенты равны: как b2b-компании стать клиентоцентричной

27 марта 2020

Как поведенческие паттерны влияют на прибыльность клиента

ещё статьи

Понравилась статья?

Поделитесь с друзьями!

#СТРАТЕГИЯ#CUSTOMER EXPERIENCE

Подпишитесь на наши обновления

Раз в месяц присылаем полезные материалы и новые статьи из блога.

Некорректно заполнен e-mail

ПОДПИСАТЬСЯ

Читайте также

~ 8 мин. 18 февраля 2021

OMNICHANNELCUSTOMER EXPERIENCE

КОРУС Консалтинг

~ 7 мин. 27 августа 2020

СТРАТЕГИЯCUSTOMER EXPERIENCE

Владимир Средников

~ 4 мин. 27 марта 2020

СТРАТЕГИЯCUSTOMER EXPERIENCE

Владимир Средников

наверх

Архетипы персонажей в литературе | Литературные архетипы

Какими могут быть герои книг? Как написать правдоподобный характер? Собрали для вас подробный справочник

Термин «архетип» предложил психолог Карл Густав Юнг в 20 веке. Так называют прообраз, сложившийся на основе человеческого опыта. Он характеризуется общими свойствами и признаками.

Понятие архетипа в литературе предполагает разнообразные толкования. Согласно общепринятой версии, под этим термином подразумеваются некие шаблоны, который автор берет за основу при создании сюжета, книги или образа литературного героя.

Содержание

  • Архетипические персонажи
  • Сюжетные архетипы
  • Несколько архетипических сюжетов в одном произведении
  • Сюжетные штампы

Архетипы персонажей в литературе помогают автору книги в создании литературного персонажа со сложным, противоречивым характером. У каждого из базовых прообразов есть как слабые, так и сильные стороны.

Архетипические персонажи

В книге «Герои и героини» была предложена классификация литературных персонажей на разнообразные архетипы. Согласно такому подразделению, существуют:

женские персонажи;

мужские персонажи.

Архетип в литературе порой бывает «смешанным» — пример подобного авторского замысла мы видим в произведении Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». В характере героини книги Оксаны сочетаются черты и «соблазнительницы», и «начальницы».

Литературный архетип — вещь относительная: образ героя может претерпевать значительные изменения по ходу развития сюжета. Наташа Ростова Льва Толстого сначала проявляет себя как «отважная девчонка», а затем предстаёт перед читателем в амплуа «утешительницы». Тем не менее, начинающим авторам будет полезно узнать об особенностях архетипов героев, описанных в книге.

Мужские персонажи

Различают такие архетипы, которым соответствуют литературные герои художественных книг:

Начальник. Человек с сильным, мужественным характером привык все контролировать. Он требует повышенного уважения к себе, безусловного подчинения. Пример архетипа «начальник» — дон Корлеоне из произведения «Крестный отец» Марио Пьюзо.

Плохиш. Такой литературный герой харизматичен, умен. В глубине души плохиш сентиментален, добр. Его бунтарское поведение — скорее средство самозащиты от коварства окружающих. Пример такого литературного прообраза — Ретт Батлер из книги «Унесенных ветром».

Лучший друг. Такой герой всегда готов прийти на помощь, оказать моральную поддержку.

Очаровашка. К примеру, Остап Бендер в книге «12 стульев». Подобный литературный персонаж креативен, отличается остроумием, умело манипулирует окружающими людьми.

Потерянная душа. Герой книги Эдуарда Лимонова «Это я, Эдичка». Такой литературный герой привык жить прошлым. Он словно видит людей насквозь, отличается особой проницательностью, повышенной ранимостью.

Искатель приключений. Он изобретателен, бесстрашен, не привык сидеть на одном месте. Искателю приключений свойственно желание любой ценой докопаться до истины.

Профессор. Тот же Шерлок Холмс из рассказов Артура Конан Дойла. Это неординарная личность, обладающая глубокими знаниями в той или иной сфере, мастер своего дела, с головой погружённый в работу.

Женские персонажи

В художественных произведениях встречаются разнообразные типы женских персонажей:

Начальница. Высокомерная и предприимчивая героиня резка в суждениях, требует повиновения от окружающих. Пример: царевна Софья из произведения Алексея Толстого «Петр I».

Соблазнительница. Представительница этого типа — Лолита из одноименного произведения Владимира Набокова. Как правило, это красивая и умная женщина, отлично знающая, как привлечь внимание представителей противоположного пола.

Безбашенная. К этому типу женских персонажей принадлежат импульсивные, словоохотливые дамы, привыкшие верить любому вранью. Такие представительницы прекрасного пола находятся во власти эмоций при принятии решений.

Отважная девчонка. Это цельная натура, которой свойственны такие черты характера, как дружелюбие, искренность. Отважная девчонка стойкая, храбрая, готовая оказать помощь в трудной ситуации.

Библиотекарша. Такой умной, начитанной женщине свойственен перфекционизм. Героиня этого типа нередко прячет свои чувства от окружающих, но в её душе могут кипеть нешуточные страсти. Пример — милая старушка мисс Марпл из произведений Агаты Кристи.

В романе «Мать» Максима Горького встречается иной тип женского персонажа — «утешительница» (в образе Пелагеи Ниловны). У героини такого склада характера явная потребность помогать другим людям. Утешительнице нужно, чтобы в ней нуждались. Такая женщина всегда даст полезный совет, с лёгкостью идёт на компромисс. Как нетрудно догадаться, утешительница не выносит одиночества.

Сюжетные архетипы

Существуют определенные сюжетные архетипы, которые периодически встречаются в художественных произведениях. Ниже перечислены основные их категории.

Взросление

Такой архетипический сюжет означает, что ребенок растет и постепенно познаёт жизнь (с ее тяготами и испытаниями). Яркий тому пример — художественное произведение «Приключения Тома Сойера».

Месть

По сюжету такой литературный персонаж в прошлом пострадал от действий коварных злодеев и теперь полон решимости их наказать. Основная цель, которую ставит перед собой главный герой, — восстановление справедливости. Пример использования сюжетного архетипа «месть» — книга «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма.

Жертвенность

Во многих произведениях художественной литературы фигурирует такой сюжетный архетип. Он означает, что герой книги принимает решение пожертвовать всем во имя благополучия своих близких, высоких идеалов. Именно так решает поступить героиня сказки «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена.

Загадка

Подобные сюжетные архетипы в художественной литературе подразумевают, что персонаж оказывается в запутанной ситуации. Читателю словно предлагается решить ребус. Но отгадка, как правило, лежит на поверхности.

Такие архетипы сюжетов характерны преимущественно для детективов. В качестве примера стоит привести произведение Дэна Брауна «Код да Винчи».

Искушение

Согласно теории, архетипы такого рода предполагают, что конфликт произведения основан на эмоциях героев. Литературный персонаж не в силах противостоять собственным желанием. При этом герой отдаёт себе отчёт в том, что такое поведение может погубить его. Произведение Владимира Набокова «Лолита» проникнут подобными архетипическими мотивами.

Любовь

Герои многих художественных произведениях переживают сильные чувства и в итоге соединяют свои сердца, преодолев множество испытаний (альтернативные варианты: возлюбленные теряют друг друга, один из главных героев гибнет). Пример архетипического сюжета такого рода — произведение Александра Дюма «Графиня де Монсоро».

Открытие

Подобный литературный архетип — это, простыми словами, история о познании истины об окружающем мире, самом себе. В этой связи на ум приходит, прежде всего, книга Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Преображение

Архетипический персонаж меняется в лучшую сторону. Причиной такого преображения становятся: обретение любви, признание новой идеологии. Пример использования такого архетипа в литературе — книга «Воскресение» Льва Толстого.

Преследование

Герою литературного произведения приходится скрываться от погони или, напротив, ловить преступника. Основные черты такого архетипа угадываются в произведении Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Противостояние

Ключевой момент подобных художественных произведений — противоборство двух сил (не обязательно равных друг другу по силе). Пример такого противостояния в литературе — сюжет книги Бориса Васильева «Завтра была война».

«Из грязи в князи»

Этот литературный архетип предусматривает историю падения или возвышения человека как личности. Пример произведения с подобным сюжетом — «Похождения Невзорова или Ибикус» Алексея Толстого.

Путешествие

Литературному герою довольно часто приходится отправиться в путешествие, чтобы найти важную для него вещь или встретиться с близким человеком. По мере прохождения сложного пути персонажи с завидным постоянством попадают в необычные ситуации. Такой архетип сюжета знаком многим читателям, увлеченным творчеством Джона Толкина, в частности, его книгой «Властелин колец».

Разложение

Сюжет произведения с такой авторской идеей подразумевает, что литературный персонаж постепенно деградирует. Именно так происходит в книге Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Спасение

Литературный герой оказывается жертвой, нередко получившей несправедливое наказание. В дальнейшем персонаж выпутывается из затруднительного положения либо самостоятельно, либо благодаря поддержке друзей. Характерные черты подобного сюжетного архетипа явственно прослеживаются в произведении Стивена Кинга «Побег из Шоушенка».

Несколько архетипических сюжетов в одном произведении

Использование сразу нескольких архетипов помогает полнее раскрыть замысел автора. Яркое тому свидетельство — роман «Война и мир» Льва Толстого. Здесь мы видим переплетение сразу нескольких архетипов: «любовь», «жертвенность», «взросление», «противостояние», преображение».

Основная тема произведения «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — жертвенная любовь. Но в книге, помимо этого, присутствует и активная борьба за справедливость.

Сюжетные штампы

При написании литературных произведений рекомендуется избегать перечисленных ниже штампов:

Небесное создание, попавшее на землю, влюбляется в простого смертного. Альтернативный вариант развития подобного сюжета: представитель более развитой цивилизации испытывает глубокие чувства к девушке-туземке.

Литературный персонаж переносится в параллельный мир, где он становится волшебником, королем, богатырем.

Главная героиня влюбляется в злодея, понимая при этом, что подобный поступок может стоить ей жизни.

Наступает Апокалипсис, людям приходится жить в подземелье и вести борьбу с мутантами.

Герои пытаются завладеть волшебным предметом, способным изменить ход истории.

Персонаж книги мстит за безвременно погибших родителей.

Любое литературное произведение так или иначе вписывается в один из базовых архетипов. Тем не менее автору нужно быть осторожнее со штампами: поворотами сюжета, неоднократно используемыми в книгах и кино.

Опубликовать свою книгу на ЛитРес

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Как привлечь читателей на авторскую страницу ЛитРес

Как написать хоррор?

Как писатели справлялись с выгоранием

Атмосфера в произведениях

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Архетип

Определение

Символы

Анима

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

Анимус

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

Маска, личина

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Театральная маска

Тень

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер, Хуссейн

Самость, я сам

Воплощение цельности и гармонии, регулирующий центр личности

Мандала

Мудрец

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Пророк

Бог

Конечное проявление психической реальности, спроецированной на внешний мир

Солнечное око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее действительных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и цельности «Я». Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется маске, аниме и анимусу, тени и самости.

Маска или персона– это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Маска обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, маска служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность.

Маска как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру маска, архетип тени представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые половые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти.

Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны.

Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самоосуществления.

Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость, я сам – наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает внутреннее единство, гармонию и цельность. Таким образом, в понимании Юнга, развитие самого себя – это главная цель человеческой жизни.

Основным символом архетипа самости или самого себя является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого). По Юнгу, цельность и единство «Я», символически выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, религиозном и мистическом опыте.

Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к цельности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души – сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип «себя», самости не проявляется до тех пор, пока не произойдет объединение и гармонизация всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций.

В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл само-осуществлением. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самоосуществление недоступно подавляющему большинству людей.

По итогу всего сказанного выше, можно сделать вывод, что Карл Юнг, несмотря на то, что работал с миром бессознательного и даже мифологического, развитого больше на уровне теорий и предположений, внёс огромный вклад в развитие психоаналитической науки. Профессор Юнг создал подспорье и благодатную почву для многих ученых в области психиатрии и психоанализа. А также, он смог помочь множеству людей понять себя, или, хотя бы, приблизиться к пониманию.

Архетипы литературных героев — Справочник писателя

Классификация литературных героев

Тами Коуден, Каро ЛаФевер и Сью Видерс в книге “Герои и героини” подразделяют всех литературных персонажей на следующие архетипы:

Мужские персонажи

Начальник

Все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести дона Корлеоне из “Крестного отца” М. Пьюзо.

Плохиш

Умен и харизматичен. В прошлом с ним приключилось несчастье и это серьезно повлияло на него. Общество обвиняет Плохиша во всех смертных грехах, но он никогда не оправдывается и никого не пускает в сердце. Плохиш рано становится мужчиной, постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе он добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из “Унесенных ветром” М. Митчелл.

Лучший друг

Стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример: Кристофер Робин в “Винни-Пухе” А. А. Милна.

Очаровашка

Креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример: Остап Бендер в “12 стульях” И. Ильфа и Е. Петрова.

Потерянная душа

Живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример: Эдичка из “Это я, Эдичка” Э. Лимонова.

Профессор

Весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример: Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла.

Искатель Приключений

Не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример: Джеймс Бонд из “Казино Рояля” Яна Флеминга.

Воин

Благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Мстит врагам или спасает красоток. Пример: Эдмон Дантес из “Графа Монте-Кристо” А. Дюма.

Женские персонажи

Начальница

Требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример: Царевна Софья из “Петра I” А. Толстого.

Соблазнительница

Умна и красива, знает, как привлечь внимание мужчин. Она цинична и зачастую манипулирует людьми. Ценит друзей за то, что они могут ей дать. Использует свою привлекательность как оружие. Всегда играет роль. Пример: Лолита из одноименного романа В. Набокова.

Отважная девчонка

Цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример: Наташа Ростова из “Войны и мира” Л. Толстого.

Безбашенная

Эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример: Алиса из “Алисы в Стране чудес” Л. Кэрролла.

Белая и пушистая

Наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример: Золушка из одноименной сказки Ш. Перро.

Библиотекарша

Умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример: мисс Марпл из детективов Агаты Кристи.

Крестоносец

Борется за правое дело. Смелая, решительная, упрямая. Быстро выходит из себя. Увлечена делом и часто забывает о близких. Она не пойдет на свидание, если на тот же день назначен марш протеста. Ее цель всегда важнее личных переживаний. Пример: мать Искры из романа “Завтра была война” Б. Васильева.

Утешительница

Может справиться с любой задачей. Она утешит, поцелует и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример: Пелагея Ниловна из романа “Мать” М. Горького.

Чистые и смешанные архетипы

Архетип бывает чистым, а бывает смешанным, с какой-либо доминантой. Например, Оксана из “Ночи перед Рождеством” Н. Гоголя — начальница и соблазнительница.

Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважая девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы.

Архетипы брендов успешного бизнеса — ABETA

Задумывались ли вы, почему некоторые люди покупают продукты исключительно одного и того же бренда? Только подумайте о постоянной битве между пользователями Apple и Samsung.

В вашем кругу определенно есть человек, которому принадлежит каждый продукт Apple, который когда-либо был выпущен, и утверждает, что этому бренду нет аналогов. Возможно, вы сами один из этих людей.  Заметили это в своем поведении покупателя?

Оказывается, это результат того, что отдельные бренды используют брендинговые архетипы, чтобы донести правильное сообщение нужным людям и делают это последовательно для обеспечения лояльности бренда. Вы, наверное, знаете это — маркетинг и психология идут вместе, и концепция брендинга архетипов объединяет их.

Краткая история брендинга архетипов

Корни этого термина можно проследить до Древней Греции и теории форм Платона, в которой говорилось, что для каждого набора вещей мы обычно присваиваем соответствующую идею или форму, некую общую характеристику красоты. Идея Платона была довольно расплывчатой, и Карл Юнг был тем, кто в начале 20-го века оживил эту концепцию.

В своих работах швейцарский психиатр выделил фундаментальные архетипы личности. Однако он также упомянул, что существует столько же архетипов, сколько типичных жизненных ситуаций. Позже, в 2001 году, число архетипов было сокращено до 12 и применено к маркетингу Маргарет Марк и Кэрол С. Пирсон в книге «Герой и преступник: создание необычных брендов с помощью силы архетипов».

Итак, что такое архетип и зачем он нужен бренду?

Архетип — это целостный образ, набор символов, которые содержатся в коллективном бессознательном и предрасполагают человеку испытывать определенные чувства в отношении объекта. В маркетинге это результат глубоких исследований психологии целевой аудитории.

Он не заменит необходимости в глубоких исследованиях или самой маркетинговой стратегии, но будет полезным инструментом для экономии времени и денег и мгновенно подключит ваш бренд к вашей аудитории.

Главное, что нужно помнить, это то, что нет чистых архетипов брендинга.

Ваш бренд может обратиться к одному архетипу для позиционирования и использовать принципиально другой во время рекламы или запуска продукта. Использование архетипа в брендинге — это ссылка на уже установленное поведение и привычки целевой аудитории.

На этом этапе, независимо от того, используется ли он в стратегии бренда или в рекламе, каждый архетип должен включать шесть основных вещей:

  • поведение, которое представит бренд аудитории;
  • главный герой;
  • история;
  • определенные виды эмоций;
  • запланированные действия;
  • цель.

Помимо экономии ресурсов, это обеспечит плавную интеграцию бренда в жизнь аудитории путем формирования общего имиджа.

12 брендинговых архетипов в маркетинге

Маркетинг Марк и Кэрол С. Пирсон поделили 12 архетипов брендинга на две группы.

Первые девять — «Невинный», «Исследователь», «Мудрец», «Герой», «Преступник», «Волшебник», «Парень / девушка по соседству», «Любовник» и «Шут» — относятся к архетипам, жаждущим рая.

Три последних — Хранитель, Создатель и Правитель — это те, которые постоянно структурируют мир.

Чтобы выяснить разницу в их целях и стратегиях и рассмотреть некоторые примеры брендов, давайте подробнее рассмотрим каждый из архетипов.

Архетип — Невинный

Примеры брендов: Dove, McDonald’s, Nintendo

Цель: быть счастливым

Стратегия: поступай правильно

Этот архетип связан с фундаментальными ценностями.

Макдональдс — яркий пример невинных. Он фокусируется на семье и детях, предлагает Happy Meals, представляет очень гостеприимного Рональда Макдональда и обещает, что ваше времяпрепровождение будет радостным и беззаботным.

Архетип — Исследователь

Примеры брендов: The North Face, GoPro, Jeep, Starbucks

Цель: стремиться к лучшей и более «подлинной» жизни

Стратегия: избегайте скуки во время путешествий и новых впечатлений

Исследователь — это архетип, который концентрируется на внутренних потребностях, хотя и является так называемым гражданином мира.

Starbucks и его логотип сирены — свидетельство архетипа, который способствует исследованию, но хочет, чтобы вы чувствовали себя в безопасности и одновременно комфортно. Их кофейни расположены почти в каждом городе мира, и куда бы вы ни пошли, вы можете зайти и получить чашку своего любимого напитка.

Архетип — Мудрец

Примеры брендов: НАСА, Смитсоновский институт, Ауди

Цель: использовать силу интеллекта и анализа, чтобы постичь мир.

Стратегия: искать информацию и знания

Главное желание Мудреца — раскрыть правду. Он верит в способность человечества учиться, развиваться и делиться своими мнениями. Например, НАСА регулярно публикует отчеты, которые демонстрируют их опыт и предоставляют людям эксклюзивные данные.

Архетип — Герой

Примеры брендов: Nike, Marlboro, FedEx

Цель: использовать силу, чтобы улучшить мир

Стратегия: стать самым сильным, самым компетентным и сильным я

Герой всегда готов бросить вызов. У него отличная дисциплина и умение делать трудный выбор. В случае с Nike название и философия бренда соответствуют архетипу. Nike — богиня, которая олицетворяет победу, и компания поддерживает дух соперничества своих клиентов.

Архетип — Изгой

Примеры брендов: Harley-Davidson, PayPal, Virgin Group

Цель: уничтожить то, что не работает

Стратегия: сломать, нарушить или шокировать.

Этот архетип обладает притяжением запретного плода. В повседневной жизни бренды с архетипом Outlaw могут привлекать ответственных и трудолюбивых людей, таких как юристы или бизнесмены, которые в свободное время ездят на мотоцикле Harley-Davidson.

Архетип — Волшебник

Примеры брендов: MasterCard, Dannon, Xbox

Цель: сделать мечты реальностью

Стратегия: придерживаться идеализированного видения

Образ бренда с этим архетипом легко приходит на ум, поскольку он обычно связан с определенным действием. Например, реклама MasterCard гласит, что самые важные вещи в жизни бесплатны, но если вам нужно что-то еще, вы можете получить это с MasterCard.

Таким образом, каждый раз, когда вы ходите по магазинам, вы берете карту.

Архетип — Парень / Девушка по соседству

Примеры брендов: Gap, Saturn, Ikea

Цель: вписаться и в конечном итоге принадлежать

Стратегия: развивать твердые добродетели, работать в направлении объединения

В архетипе «Парень / девушка по соседству» лежит значение, согласно которому любой человек имеет значение.  Таким образом, Gap запускает рекламу, в которой разные люди в джинсах и футболках танцуют и веселятся вместе.

Архетип — Любовник

Примеры брендов: Chanel, Victoria’s Secret, Годива

Цель: установить более тесные отношения с людьми и вещами

Стратегия: постоянно становиться все более и более привлекательным

Этот брендинговый архетип популярен среди модных и косметических брендов. Как и продукты Chanel, которые созданы для стильных, сексуальных, но независимых женщин, которые определенно ассоциируют себя с брендом и претендуют на дружбу.

Архетип — Шут

Примеры брендов: Pringles, M & M, Pepsi

Цель: повеселиться, сделать мир лучше для этого

Стратегия: играй, шути, веселись

Это бренды, которые любят играть, нарушают правила и заставляют людей смеяться. Первое, что приходит на ум, это реклама M & M и двух персонажей, которые всегда в беде, но шутят.

Архетип — Опекун

Примеры брендов: Nordstrom, Campbells, Unicef

Цель: помочь другим

Стратегия: делай все, что в твоих силах, чтобы быть добрым и полезным

Опекун определенно является альтруистом, движимым щедростью и желанием помочь другим. Люди, которые приезжают в Nordstrom, испытывают безупречный сервис и приятную атмосферу, о которой вы хотите рассказать всем.

Кроме того, Caregiver не только обслуживает, но и учитывает потребности и предпочтения клиента.

Архетип — Создатель

Примеры брендов: Apple, Lego, Google

Цель: реализовать уникальное видение

Стратегия: совершенствовать навыки, развивать художественный характер

Создатель заботится не о том, как вписаться в общество, а о том, как найти способ выразить себя и выделиться. Не должно быть сюрпризом, что многие пользователи Mac — творческие люди.

Архетип — Правитель

Примеры брендов: IBM, Microsoft, Rolex

Цель: создание процветающего сообщества

Стратегия: лидерство

Основным мотивом Правителя является приобретение власти. Эти бренды часто иерархичны с отдельным объемом обязанностей для каждого человека. Многие бренды с архетипом правителя также стремятся быть богатыми и успешными, как это делает Rolex.

 

Понимание и передача специфических атрибутов, характерных для вашего архетипа бренда, упрощает ваши маркетинговые и рекламные усилия, потому что вы уже работаете с четкой информацией, которую вы хотите донести до своих клиентов.

Если вы можете сосредоточиться на своих сильных сторонах, на том, что вы хотите донести до клиентов в целом, и как привлечь нужных, начните с большой идеи.

Задайте себе фундаментальный вопрос о том, что представляет собой архетип вашего бренда.

Как применить метод архетипов — Дизайн-студия «Ан2»

Поделиться

В предыдущем выпуске мы разбирались с архетипами и Юнгом. Вышло занудно, потому что было много теории. Сегодня будет повеселее: я приведу примеры и расскажу, как мы применяем архетипы. Летс гоу!

Какие бывают архетипы

Пока я читала книгу, я поймала себя на мысли, что система архетипов похожа на соционику: архетипы тоже разделены по принципам эмоций и логики, социальному и индивидуальному аспектам. Ох уж эта психология!

Всего существует 12 архетипов.

1. Герой

Использует силу, волю и мужество, чтобы преодолеть какие-то препятствия и сделать себя и мир лучше.

  • Девиз: где есть воля, там есть и способ.
  • Цель: использовать власть, чтобы усовершенствовать мир.
  • Награда: компетентность и мужество.
  • Характеристики: притягательно сложная задача, конкуренция, соревнование, мужество, одержимая потребность победить, желание защитить слабого или нуждающегося.
  • Пример: «Найк», новая рекламная кампания «МТС».

2. Бунтарь

Разрушает, шокирует, привлекает внимание, чувствует непохожесть на других.

  • Девиз: правила существуют для того, чтобы их нарушать.
  • Цель: разрушить то, что не работает для Бунтаря или для Общества.
  • Награда: неистовость, радикальная свобода.
  • Характеристики: идентификация с аутсайдером, отказ от ценностей группы или общества, разрушение внутреннее или внешнее.
  • Пример: «Эпл», «Верджин-групп», Мадонна, телеканал «2х2».

3. Волшебник

Желают постичь фундаментальные законы деятельности и применить законы деятельности, чтобы заставить что-то работать.

  • Девиз: это может случиться!
  • Цель: сделать мечты явью.
  • Награда: создание чего-то, что принесет пользу потребителю.
  • Характеристики: развивать видение, претворять его в жизнь, волшебные моменты, опыт превращения.
  • Пример: «Сони», «Калгон», «Данон», «Био-Баланс».

4. Славный малый

Отдаёт должное всем окружающим, а не только лучшим. Все хорошие вещи принадлежат каждому по праву рождения, а не только обеспеченным.

  • Девиз: все люди созданы равными.
  • Цель: принадлежать, соответствовать.
  • Награда: эмпатия, отсутствие претензий.
  • Характеристики: обычные прочные добродетели, чувство локтя, сливаться с окружающими, одеваться просто, говорить на простонаречии, сбивает спесь юмором.
  • Пример: «ВКонтакте», сеть магазинов «Фамилия», сеть магазинов «ЦентрОбувь».

5. Шут

Нравится играть и подрывать основы, жить в настоящем и получать от этого максимум удовольствия.

  • Девиз: если я не смогу танцевать, я не буду участвовать в вашей революции.
  • Цель: замечательно провести время и повеселить окружающий мир.
  • Награда: радость.
  • Характеристики: играть, шутить, быть забавным, превращать скучную деятельность в веселую, превращает негативные ожидания в позитивные, легкое отношение к жизни.
  • Пример: сухарики «Хрустим» (реклама с Павлом Волей).

6. Любовник

Желает добиться интимности и испытать чувственное удовольствие. Управляет всеми формами человеческой любви от родительской до дружбы, но сильнее всего проявляется в романтической любви.

  • Девиз: я вижу только тебя.
  • Цель: делать переживания и окружающую обстановку приятной.
  • Награда: страсть, благодарность, восхищение, преданность.
  • Характеристики: постоянно становиться более привлекательным, привлекать окружающих, делать приятное.
  • Пример: нижнее белье «Викториа Сикрет», парфюм «Нина Риччи», сок «Рич».

7. Заботливый

Предвосхищает потребности людей, видит, что можно сделать, чтобы они были сытыми и в безопасности.

  • Девиз: возлюби ближнего своего, как самого себя.
  • Цель: помогать окружающим, защитить от возможного ущерба.
  • Награда: сочувствие, щедрость.
  • Характеристики: альтруизм, стабильность.
  • Пример: «Бережная Аптека», «Сбербанк», стиральный порошок «Тайд».

8. Творец

Берёт на себя функцию новатора: изобретает новые товары, новые производственные процессы, организационные и маркетинговые структуры и подходы. Желает создать вечные ценности.

  • Девиз: если что-то можно вообразить, это можно создать.
  • Цель: воплотить видение в форму, создавать культуру.
  • Награда: творчество и воображение.
  • Характеристики: страсть к самовыражению в материальном мире, художник, писатель, предприниматель, музыкант.
  • Пример: дизайн-студия Артемия Лебедева, «ББДО Групп», кулинарная студия «Вилка».

9. Правитель

Управляет структурами, наблюдая за качеством их функционирования.

  • Девиз: всё под контролем.
  • Цель: создание успешной семьи, компании, сообщества.
  • Награда: ответственность, руководство.
  • Характеристики: ответственность, руководство, успех, приобретение и удержание власти, безопасность себе, своей семье и друзьям.
  • Пример: парфюм «Хьюго Босс», магазин «Онегин», ресторан «Вино и мясо».

10. Простодушный

Простодушный внутри каждого из нас хочет жить на совершенной земле, где сможет быть собой.

  • Девиз: свободен быть собой.
  • Цель: быть счастливым. Желание чистоты, совершенства, простоты.
  • Награда: вера и оптимизм.
  • Характеристики: обновление, положительный настрой, новые открытия старого, переосмысление.
  • Пример: сок Добрый, Диснейленд, молоко Высоко-высоко.

11. Искатель

Искатель ориентирован на поиски лучшего мира и самореализацию.

  • Девиз: не пытайся меня удержать.
  • Цель: жить лучшей, полной жизнью. Свобода поиска себя через освоение мира.
  • Награда: самостоятельность, честолюбие, умение быть честным с самим собой.
  • Характеристики: путешествовать, искать и переживать новое, избегать ловушек и скуки, поиск индивидуальности, стремление к самореализации.
  • Пример: автомобиль Форд Эксплорер.

12. Мудрец

Мудрец жаждет открыть истину и стремится к объективности.

  • Девиз: истина освобождает.
  • Цель: использовать интеллект и анализ для постижения мира.
  • Награда: мудрость, интеллект.
  • Характеристики: искать информацию и знание, саморефлексия и понимание процесса мышления.
  • Пример: информационное агентство Медуза, Игорь Манн.

Примеры из нашей жизни

Книга «Герой и бунтарь» наполнена примерами американских крупных компаний — Старбакс, Найк, Харли Дэвидсон и другие. Примеры показательные, но не русские. У скептиков возникает вопрос: «это сработает у нас в России? А в Удмуртии? И для маленьких компаний тоже?» Отвечаю: сработает.

Возьмем ижевского интернет-провайдера «Марк».

Несколько лет назад они были серьёзными «Марк-ИТТ» с суровым синим логотипом. Рекламный посыл был такой: мы первыми провели интернет в Удмуртию и создаем народный интернет (для всех).

Помните этот логотип?

Было несоответствие: слоган относился к архетипу «Славный малый», а визуально компания выглядела, как «Правитель».

Затем «Марк-ИТТ» сделал ребрендинг и стал просто «Марком». Слоган изменили на «Интернет для всех». Теперь провайдер привлекает клиентов с юмором и по-дружески.

Архетип остался «Славным малым», но сменил вектор с «Правителя» на «Шута». Рекламная кампания и продвижение в целом стали более гармоничными.

Пример из жизни «Ан2»

Возьмём наш любимый пример: жилой комплекс «Колизей». Когда мы разрабатывали бренд жилого комплекса, мы рассчитывали на целевую аудиторию: топы, предприниматели, бизнесмены и иже с ними, которые хотят закрепить статус в обществе и купить квартиру в престижном доме в центре города.

  1. Выясняем, какой архетип соответствует целевой аудитории.
    Судя по целевой аудитории, нам подходят архетипы Правитель, Мудрец, Герой.
  2. Находим описание архетипа.
    Описание в самом начале поста.
  3. Создаем бренд:накидываем идеи, отметаем те, что не соответствуют архетипу.
    Организовали мозговой штурм, сгенерировали 156 идей, отфильтровали 100 при помощи архетипов.
  4. Выделяем несколько достойных идей. Каждую визуализируем, разрабатываем концепты.
  5. Разрабатываем рекламную кампанию.
    Визуальный ряд для разных рекламный носителей: билбордов, листовок, буклетов и тому подобных.

На каждом этапе мы тесно общаемся с заказчиком: согласовываем результаты, прислушиваемся к пожеланиям.

Вот, что у нас получилось.

В чём плюсы и минусы метода

Порой архетипы кажутся «притянутыми за уши»: в каждом из брендов смесь архетипов и к каждому можно применить эту типологию. Нет точных критериев, когда надо применить тот или иной архетип, приходится все так же пользоваться логикой и интуицией.

Чем мне нравится метод: он упрощает процесс создания идей, задает рамки креативу. Мы не тратим энергию на то, чтобы тестировать идеи — архетипы подсказывают, что идея не сработает.

Взяла метод на вооружение, пока активно пользуюсь. Посмотрим, чем еще он может быть мне полезен.

Определились с архетипом? Давайте создадим удобный логотип. Читайте нашу статью о современных требованиях к айдентике.

В данной статье мы использовали изображения с сайтов slidershare.com, mark.ru.

11 лучших примеров архетипов в литературе

Архетипы — это инструменты, используемые в литературе для представления общих аспектов человеческой природы и жизни в целом. Мы часто видим, как архетипы четко исследуются в старой литературе, но эти архетипы продолжают использоваться во всех типах литературы, от детских книг до любовных романов и фанфиков.

В то время как мы изучаем эти архетипы в книгах, пьесах и рассказах таких писателей, как Шекспир, Диккенс и де Мопассан, современные писатели также могут использовать эти представления о человеческой природе для развития своих собственных персонажей и сюжетов.

Что такое архетипы в литературе?

В литературе есть два набора архетипов: Персонаж и Ситуация. Архетипы характера — это именно то, что описывает этот термин. Персонажи в истории выполняют различные специфические функции на протяжении всего сюжета, и именно эти функции определяют, к какому архетипу они подходят. Ситуационные архетипы описывают, как определенные ситуации разыгрываются в истории. Архетипы персонажей помещаются в архетипы ситуаций. Вместе они создают историю.

Архетипы персонажей

Герой

Герой истории может быть мужчиной или женщиной. Этот персонаж призван быть «хорошим парнем» истории. Они доброжелательны, честны, благородны и имеют страсть к справедливости. Они борются с любыми силами зла, которые окружают их. Этот архетип представляет наше подсознание.

Все герои имеют определенные характеристики. Эти характеристики включают:

  • Необычные ситуации, связанные с их рождением
  • Они покидают свою семью или место, где выросли, чтобы жить с другими людьми
  • Какое-то событие, иногда трагическое, направляет их в своего рода приключение
  • У него или у нее есть сверхъестественная помощь
  • Они должны проявить себя во время своих поисков
  • Смерть героя часто сопровождается какой-то духовной наградой

В некоторых случаях герои рассказов используются для демонстрации морали и ценностей общества. Герой помещается в архетипы ситуации, которые общество поймет и где герой может изобразить, какими общество хочет, чтобы люди были похожи.

Примерами литературных героев являются Беовульф, Гарри Поттер, Китнисс из серии «Голодные игры» и Д’Артаньян из «Трех мушкетеров».

Фигура матери

В литературе фигура матери — это персонаж, который обеспечивает психологическую или физическую защиту или заботу о других персонажах. Этот персонаж не обязательно должен быть старым, как Матушка Гусыня. Она может быть другом, который помогает герою справиться с его задачей, или она может быть тем, кто совершает самоотверженный поступок в истории.

Хотя все мы думаем о фигуре матери по-своему, ее роль не обязательно должна соответствовать стандартным социальным нормам. Например, фигура матери в «Гамлете», которая оказывается матерью Гамлета, не бескорыстна. Ей трудно отложить в сторону свои желания и потребности, чтобы помочь своему сыну. Когда фигура матери ведет себя в соответствии с культурными ожиданиями, это позволяет читателю увидеть некоторые из благочестивых качеств, которыми мы можем обладать.

Архетип фигуры матери может быть:

  • Воспитание
  • самоотверженные
  • Учителя

Некоторые примеры матерей в популярной литературе включают:

  • MA Joad in Grapes of Wrath
  • Demeter in Greek Mythology
  • Madame Defarge Defarge в атмосфере Demeter
  • Madame defarge в атмосфере.

Невинный

У этого архетипа есть и другие имена. Иногда этого персонажа называют юношей, мистиком или наивным. Этот персонаж олицетворяет наше желание сохранить молодость в старости. Это показывает личность, которую не изменили опасности, разврат или печальные переживания, происходящие в мире. Они хотят быть счастливыми больше всего на свете и хотят того же для всех. У них нет такой способности желать своим врагам ужасных вещей — невинные верят в хорошее во всех.

За этим архетипом стоит цель вдохновить даже самого апатичного зрителя сделать выбор в пользу добра. Однако по сравнению с архетипом героя невиновный нейтрален. У них нет особого квеста или сложной истории. Они просто являются представителями добра.

Некоторые примеры невинного архетипа:

  • Пиппин Тук во «Властелине колец»
  • Единорог в «Последнем единороге»
  • Белоснежка в «Белоснежке»

Наставник

Архетип наставника часто является защитником. Больше всего они защищают главного героя, но также предлагают помощь напарникам и второстепенным персонажам. Их цель — помочь герою добиться успеха в поставленной перед ним задаче.

Этот тип персонажа часто изображается как мудрый старик или женщина, но это не является обязательным требованием для архетипа. Даже в более современных книгах этот архетип выполняет множество функций, помогая герою. Например, Q в сериале о Джеймсе Бонде является наставником группы. Благодаря своим гаджетам и бесконечной поддержке потребностей Бонда он позволяет Бонду достигать своих целей. Йода из франшизы «Звездные войны» и Гэндальф из «Властелина колец» — другие яркие примеры архетипа наставника.

Напарник

Напарник — это инструмент, который автор часто использует, чтобы представить свое мнение о главных героях, будь то протагонист или антагонист. Напарники ассоциируются с героями и злодеями. Они также часто являются каналом для комического облегчения.

Главной характеристикой напарников является их абсолютная верность герою или злодею, с кем бы они ни были связаны по сюжету. Хотя изначально вы можете не думать о приятелях как о смелых персонажах, они часто пишутся, чтобы совершать грандиозные жесты, например, бросаться навстречу опасности, чтобы защитить героя. Это показатель некоторых реальных жизненных ситуаций. Есть много историй, связанных с самоотверженными поступками для друзей и незнакомцев.

Некоторые популярные примеры помощников:

  • R2D2 в «Звездных войнах»
  • Робин в «Бэтмене»
  • Доктор Ватсон в «Шерлоке Холмсе»

Козел отпущения

за все, что идет не так в этой истории. Еще в Библии козлы отпущения были частью литературы в течение достаточно долгого времени. Одним из ярких примеров козлов отпущения в современной литературе являются трибьюты в серии «Голодные игры». Эти дани должны заплатить окончательную цену за предыдущие восстания.

Этот персонаж не всегда является главным персонажем и может быть представлен многими персонажами или даже коллективной группой, которая несет ответственность за действия других.

Злодей

Любимыми персонажами некоторых людей являются злодеи в сказках. Как и герой, этот архетип персонажа обычно хорошо продуман и играет большую роль на протяжении всей истории. Их единственная цель — сбить героя или представить литературную причину его поиска. Они являются антагонистами в истории.

Большая часть литературы придерживается структуры «добро против зла», которая противопоставляет одного или нескольких людей другому человеку или группе. Злодей, скорее всего, не существовал бы без героя, и наоборот. Они нужны друг другу как две стороны одной медали.

Их путешествия часто сопоставляются со сходством, под которым они почти могли бы объединиться. Некоторые популярные злодеи:

  • Дарт Вейдер в «Звездных войнах»
  • Дмитрий и Иван в «Братьях Карамазовых»
  • Саурон в «Властелине колец 9»0020

Архетипы ситуаций

Путешествие

Весь сюжет истории вращается вокруг путешествия, которое предстоит пройти главному герою или персонажам. Это путешествие может быть эмоциональным, умственным или физическим, или путешествие может быть смесью этих типов.

Этот процесс побуждает героя открыть свою истинную природу или природу своего существования. На протяжении всего путешествия герой и злодей, вероятно, встречаются или вступают в бой несколько раз, усиливая их потребность побеждать друг друга. Одним из ярких примеров этого путешествия является стремление Фродо разрушить единственное кольцо силы. Его сопровождают его приятели, ему помогает и ведет его наставник, и он взаимодействует с несколькими злодеями. Злодеев в его путешествии много: кольцо, Саурон, Голлум и даже однажды Борамир. Он встречает фигуру матери в лице эльфийской королевы Галадриэль.

Посвящение

По мере того, как главный герой проходит свое путешествие, он или она сталкивается с ситуациями, в которых он или она растет и взрослеет. Эта зрелость может быть результатом хорошего или плохого опыта. Продолжая пример Фродо, он начинает как невинный хоббит, который никогда не покидал Шира, несмотря на то, что читал рассказы Бильбо о его приключениях. Однако к концу «Властелина колец» Фродо вырос эмоционально и духовно в результате всех испытаний, которые ему пришлось пережить. Каждая из этих проблем является архетипом ситуации инициации.

Добро против зла

Как упоминалось выше, сюжетные линии с героями и злодеями вращаются вокруг какого-то квеста добра против зла. Некоторыми хорошими представлениями о борьбе добра и зла являются «Белоснежка и семь гномов», где Белоснежке бросает вызов злая королева; Властелин колец, как обсуждалось выше; и «Король Лир» Шекспира.

Падение

Во многих, но не во всех историях главный герой переживает падение в результате неправильного выбора или поступка. Это может дать возможность для искупления позже в истории, или это может быть финалом истории. Некоторые герои не могут отскочить после падения. Возьмем, к примеру, Эдипа из «Царя Эдипа».

Другой пример — мистер Рочестер в «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Мистер Рочестер совершил ошибку, не высказав Джейн откровенности о своей психически больной жене и думая, что сможет должным образом позаботиться о своей жене. В результате он теряет Джейн, а его жена сжигает дом, что навсегда обезображивает красавца мистера Рочестера. В конце концов, Джейн возвращается к нему, и они могут продолжить свою историю любви.

Почему архетипы важны в литературе?

Архетипы позволяют читателю или аудитории связать определенные части себя с персонажами, что может помочь им глубже погрузиться в историю. Этот опыт может помочь читателям увидеть те части себя, которые, возможно, они раньше не рассматривали. Общество в целом может быть в состоянии увидеть аспекты своих законов или структуры, которые, возможно, не так хороши.

С помощью литературы и литературных приемов, таких как архетипы, общество может лучше осознать свои положительные и отрицательные стороны, подобно тому, как придворный шут может рассказать правду о королевском лидере, когда никто другой не может этого сделать. Распространенные архетипы привносят в литературу или другие средства массовой информации элемент реализма, который помогает истории сойти со страниц и проникнуть в сердца читателей.

Примеры архетипов в литературе

Что общего между злодеем, героем и девицей в беде? Все они архетипы: типичные примеры персонажей историй. Архетипы могут встречаться в литературных сюжетных линиях, декорациях и символах, поскольку они представляют собой общие модели человеческого опыта. Продолжайте читать, чтобы найти общие архетипы в литературе, а также примеры из книг, фильмов и рассказов.

Сцена из сборника сказок с рыцарем, принцессой, драконом и замком

Реклама

Архетипы персонажей

Придумать уникальных и интересных персонажей — непростая задача для любого автора. Но есть определенные архетипы персонажей, на которых основан почти каждый персонаж. Ознакомьтесь с этими примерами архетипов, которые вы, вероятно, увидите в приключенческих историях, любовных романах, тревожных фильмах и эпических повествованиях.

  • The Bully — запугивает другие
  • Торжок Кошмара — угрожает жизни героя
  • . — Хочет быть кем-то другим
  • Злой гений — Ищет мести и ненавидит всех
  • Дружелюбный зверь — Помогает герою
  • Герой — Главный герой, который может выполнить задание или восстановить справедливость
  • Посвященные — Нуждаются в обучении, чтобы стать героями
  • Мученик — Готовы умереть за правое дело
  • Наставники — Обучать и консультировать посвященных
  • Изгой5 — стать скитальцем и преступником 9016
  • Звездный крест влюбленных — Пара обычно встречает трагедию
  • Выживший — Никогда не сдается и всегда выживает
  • Соблазнительница — Красивая женщина, соблазняющая героя
  • Тиран — Хочет быть главным
  • Волшебник — Обладает особыми способностями

Архетипы персонажей в литературе

Уильям Шекспир Любовники Ромео и Джульетты Звезды-Сибирь является одним из самых известных примеров Ромео и Джульетты . На самом деле, в прологе они прямо названы Звездными Влюбленными:

Пара несчастных влюбленных лишает себя жизни,

Чьи злополучные жалкие свержения

Похоронят своей смертью раздоры их родителей.

Несмотря на то, что Ромео и Джульетта очень любят друг друга, их исход определяет их как трагический архетип. Этот архетип все еще распространен сегодня, из таких фильмов, как Титаник (1997) и бродвейских шоу, таких как Вестсайдская история , который является современным ремейком Ромео и Джульетта.

Ситуационные архетипы

Если вы когда-нибудь слышали, что существует только несколько типов историй, которые можно рассказать , вы, вероятно, слышали об архетипах ситуаций. Эти сюжетные линии включают в себя определенные движения и повороты сюжета, ведущие к неизбежному финалу. Поймите, какой архетип ситуации вы читаете, чтобы определить тема и тип конфликта .

Общие архетипы ситуаций включают:

  • Битва Добра и Зла — Добро в конце концов побеждает
  • Смерть и возрождение — Показывает круг жизни
  • Врожденная мудрость — характер и знания, которые лучше, чем у ответственных
  • Посвящение — Характер взрослеет и берет на себя ответственность
  • Путешествие героя — Герой сталкивается с испытаниями на своем пути
  • Волшебное оружие — Герой может использовать его, чтобы добиться успеха в приключении или доказать, что он избранный
  • Из грязи в князи — Персонаж поднимается от невезения или состояния к более высокому
  • Из богатства в грязь — Персонаж падает со своего положения
  • Природа против механического мира — Здесь природа есть добро и технология как плохо
  • Поиск — Поиск кого-то или чего-то
  • Задача — Что-то, что нужно сделать

Реклама

Архетипы ситуаций в литературе

. Толкиена Властелин колец в качестве примера архетипа ситуации. В сюжете использованы элементы как «Битвы добра и зла», так и «Путешествия героя» по его эпической трилогии.

«Интересно, скажут ли когда-нибудь люди: «Давайте послушаем о Фродо и кольце»» (сказал Сэмуайз). «И они скажут: «Да, это одна из моих любимых историй. Фродо был по-настоящему смел, правда, папа? — Да, мой мальчик, самый знаменитый из хоббитов. И это говорит о многом».

Фродо и Братство Кольца должны уничтожить кольцо, а значит, уничтожить зло. Однако на своем пути Фродо сталкивается с испытаниями, которые проверяют его доброту и силу духа, что является частью Путешествия Героя.

Установка архетипов

Вы когда-нибудь читали ужасную историю, которая произошла посреди дня? Вероятно, не очень часто, так как «темные и страшные ночи», как правило, происходят там, где происходят фильмы ужасов. Понимание архетипов, связанных с различными настройками, может помочь в усилении тона, предзнаменований и темы.

Некоторые распространенные примеры установки архетипов включают:

  • Сад — Символизирует любовь и плодородие
  • Лес — Может быть диким местом с опасностями и зверями; это также может быть место для воссоединения с природой
  • Река — Вода символизирует жизнь, и река может указывать на жизненный путь или границы
  • Море — Может быть как добрым, так и злым, с опасностями и сокровищами. Он также может показывать бесконечность
  • Остров — Символизирует изоляцию
  • Гора — Подъем может символизировать духовное путешествие
  • Пустошь — Место для очищения и обретения внутренней силы
  • Маленький городок — Здесь все всех знают и судят, поэтому это представляет нетерпимость

Реклама

Установление архетипов в литературе

Повелитель мух Уильяма Голдмана использует столько сеттинговых архетипов, сколько может. Мальчики изолированы на острове, преследуемые опасностями в лесу, в безопасности в лагуне и часто взбираются на гору, чтобы зажечь сигнальный огонь.

Солнце на западе было каплей горящего золота, которая скользила все ближе и ближе к порогу мира. Внезапно они осознали вечер как конец света и тепла.

Не только место предвещает мальчикам предчувствие, но и спуск в вечер приносит архетип небезопасной ночи. Читатель также может заметить, как тон меняется на протяжении всей книги, когда персонажи перемещаются по острову.

Символические архетипы

Есть причина, по которой большинство злодеев носят черное, а большинство героев — белое. Архетипы, которые принимают форму цветов, элементов, форм и природных явлений, известны как символические архетипы. Использование символических архетипов — эффективный способ создать историю, которую пытается рассказать писатель.

Вы можете встретить эти символические архетипы в рассказах и фильмах:

  • Свет — Надежда или обновление
  • Тьма — Отчаяние или невежество
  • Water — Рождение и жизнь
  • Haven — Безопасность
  • Wilderness — Danger
  • Fire — Знание, Rebirth
  • Ila — Igneran
  • 9016. 9016. .
  • Красный — Страсть, кровь
  • Зеленый — Земля, рост
  • Белый — Чистота, покой, невинность
  • Три — Троица; разум, тело, дух
  • Четыре — Сезоны, элементы
  • квадрат — Стабильность
  • Круг — Небеса, совершенство, вечность
  • Спираль — Космическое движение,
  • . Изменение
  • Молния — Вдохновение
  • Песочные часы — Прохождение времени
  • Сердце — Любовь

Реклама

Символические архетипы в литературе0013

Мечи являются распространенным символом героизма и рыцарства. Самый известный пример меча в литературе — Экскалибур в легендарных сказках Король Артур и Круглый стол . Альфред, лорд Теннисон написал о смерти короля Артура в своей поэме Morte d’Arthur :

Итак, возьми мое клеймо Excalibur,

Которое было моей гордостью: ибо ты помнишь, как

В те старые дни, в один летний полдень , кронштейн

Поднялся из лона озера,

Одетый в белый парч, таинственный, чудесный,

Держа меч — и как я греб через

И взял его, и носил его, как король. ..

С того момента, как король Артур вытащил Экскалибур из камня, знаменитый меч символизировал доблестный дух короля и его рыцарей. Даже на смертном одре передача Экскалибура сэру Бедиверу символизирует конец правления короля Артура.

Анализ литературы с помощью архетипов

Писатели используют литературные архетипы, потому что они находят отклик у читателей. Архетипы говорят об общем человеческом опыте, проявляются ли они через персонажей, обстановку, ситуации или символы. Чтобы узнать больше о литературном анализе, ознакомьтесь со статьей о различных типах персонажей , которые вы можете найти в рассказах, книгах или фильмах.

Полное руководство [36 примеров]

Перейти к содержимому

Есть что-то особенное в брендах, с которыми мы связаны . У нас с ними есть близость, на которую трудно указать. Как будто мы их знаем. В некоторых случаях мы как будто их любим.

Что нас привлекает в этих брендах? Почему мы приветствуем их в нашей семье или проявляем к ним лояльность?

Это потрясающий рекламный текст, потрясающий дизайн фирменного стиля или какая-то уловка?

Ответ? Архетипы брендов.

В этой статье мы покажем вам, как вы можете использовать их, чтобы взломать сознание вашей аудитории на создать прочные связи .

12 архетипов брендов

Вот краткое описание 12 архетипов брендов, в которые мы будем углубляться.

The Outlaw

The Magician

The Hero

The Lover

The Jester

The Everyman

The Caregiver

The Ruler

The Creator

The Innocent

The Sage

The Explorer

Как структура архетипа бренда создает эмоциональные бренды

Хотя все бренды являются бизнесом, с которым у нас есть деловые отношения (они дают вам что-то в обмен на ваши деньги), для некоторых брендов мы чувствуем связь, лояльность, а в некоторых случаи любви.

Самые любимые бренды связаны со своей аудиторией на более глубоком уровне, чем большинство брендов, и те, у кого есть подлинная цель бренда, часто покоряют сердца. По данным Netbase, Lego является третьим по популярности брендом в Европе: в 2017 году к нему выразили любовь 280 314 человек. двое из них.

Возможно, вы подключены к своему Macbook, Air Max или запеченным бобам Heinz.

Возможно, это не так, но держу пари на свою последнюю банку бобов, что у вас есть связь с брендом, где альтернатива просто не поможет.

Почти все бренды, с которыми вы чувствуете такую ​​​​связь, построены с прочной ориентацией на архетип, который основан на десятилетиях психологических исследований и уходит своими корнями в греческую мифологию.

Психолог Карл Юнг, придумавший этот термин в начале 20 века, был в хорошей компании. Хотя позже Карл и Зигмунд поссорились.

Создайте личность бренда, которая требует внимания
(Возьмите 4-шаговый контрольный список архетипов прямо сейчас)

Не создавайте LIMP APOLOGETIC BRAND , который легко игнорировать. Культовые бренды с фанатичными последователями ТРЕБУЮТ ВНИМАНИЯ , проявляя индивидуальность для установления эмоциональных связей. Используйте СТРУКТУРУ АРХЕТИПОВ и ВЫПОЛНИТЕ ЭТИ ЧЕТЫРЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ШАГА , чтобы помочь вашему бренду узнать КТО ваш бренд.

Контрольный список архетипов бренда