Отзывы и описание книги «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО»
Лучшие стихи, проза, открытки и поздравления
для всех авторов и ценителей творчества
Регистрация Войти
Плейкасты
Фотографии
Книги
Поздравления
Тосты
Блоги
Авторы
Конкурсы
Афиша
Радио
Чат
Блоги Тосты Афиша Радио Фотоальбомы Популярные тексты песен Стихи писателей 18-20 века Поздравления с днем рождения Книга предложений О нас Обратная связь
Название: | Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста 2-е изд. , пер. и доп. Учебное пособие для СПО |
Автор: | Елена Олеговна Смирнова |
Жанр: | Учебная литература |
ISBN | 9785534132496 |
Серия: | Профессиональное образование |
Опубликовано: | ЮРАЙТ |
Год написания: | 2020 г. |
Дата добавления: | 06 февраля 2022 г. |
Просмотров: | 90 |
Купить полную версию
Похожие книги
Артём Сергеевич Пчельников — «Цветок души»
Владимир Алексеевич Мескин — «История русской литературы XX – XXI веков. Учебник и…»
Олеся Жукова — «Увлекательные упражнения для развития речи и навыков…»
Константин Николаевич Загоскин — «Сумусы. Этот мир наш!»
Александр Анатольевич Липаев — «Обращение с отходами производства и потребления»Вернуться к списку
Отзывы к книгам
Добавить сообщение можно после авторизации или регистрации
«Пёс Патрон»
Посмотрите плейкаст «Пёс Патрон» автора Елена Толстенко!
Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Психолого — педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
МДК 02.06
Психолого-педагогические основы
организации общения детей
дошкольного возраста
Преподаватель
Черных Татьяна Евгеньевна
Профессиональный модуль
«Организация различных видов
деятельности и общения детей»
Профессиональные компетенции:
ПК 2. 1. Планировать различные виды деятельности и общения
детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и
дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность
дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для
детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации
различных видов деятельности и общения детей.
Основная литература
Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения
в детском возрасте. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
– 272 с.
Смирнова О.Е. Общение дошкольников с
взрослыми и сверстниками. [Текст]: Учебное
пособие, М. 2012, 305с.
Ю.Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как?
Общение — это взаимодействие людей,
направленное на согласование и объединение
усилий с целью достижения общего результата
(М. И. Лисина).
Структура общения
Общение как коммуникация
Коммуникацию между общающимися
обеспечивает, во-первых, язык.
Общение будет происходить на «одном языке»
при том условии, что говорящие вкладывают
один и тот же смысл в произносимые слова.
Коммуникативные барьеры
Общение и его роль в развитии ребенка
Критерии общения (М.И. Лисина):
Общение предполагает внимание и интерес к
другому
2. Общение — это не просто безразличное
восприятие другого человека, это всегда
эмоциональное отношение к нему
3. инициативные акты, направленные на
привлечение внимания партнера к себе
4. чувствительность человека к тому
отношению, которое проявляет к нему
партнер
1.
Уже само слово «общение» говорит об
общности, сопричастности.
Это может быть совместная деятельность,
направленная на достижение результата, или
тема разговора, или обмен мнениями по поводу
какого-либо события, или просто ответная
улыбка.
Задача воспитателя как раз состоит в том,
чтобы создать эту общность, т.е. понять
ребенка и вовлечь его в то содержание, по
поводу которого происходит общение. Но для
этого нужно хорошо знать своего маленького
партнера, а не ограничиваться требованиями и
замечаниями.
Для маленького ребенка его общение с другими
людьми — это не только источник
разнообразных переживаний, но и главное
условие формирования его личности, его
человеческого развития
Окружающие взрослые не только условие,
помогающее детям нормально жить и расти, но
и главный источник, двигатель психического
развития.
чтобы правильно ответить ребенку и понять
его, нужно хорошо знать не только его
индивидуальные особенности, но и общие
закономерности развития общения в детском
возрасте.
В дошкольном возрасте существуют две сферы
общения -со взрослым и со сверстником.
Общение ребенка со взрослым
Общение направлено
на удовлетворение
особой потребности Потребности в
общении
Потребность в общении
Человек стремится
узнать и оценить
свои отдельные
качества и
способности (что он
может, умеет, знает).
Переживая
определенную связь
с другим человеком
(любовь, дружбу,
уважение)
стремление к
познанию
удовлетворяется
путем соединения,
приобщенности.
формы общения
1)
ситуативно-личностная (новорожденность-6
месяцев)
Мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с
ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и
ножками.
в три-четыре месяца уже при виде знакомого человека
ребенок радуется, начинает активно двигаться,
гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если
тот не обращает на него внимания или уходит по
своим делам — громко и обиженно плачет.
Средства общения: экспрессивно-мимические
Потребность во внимании взрослого
формы общения
2) Ситуативно-деловая (1-3 лет)
Средства общения: жесты, поза, выразительное общение
Взрослый – центр интереса
Взрослый показывает, как играть, взаимодействовать с игрушкой
Ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться
бытовыми предметами — ложкой, расческой, горшком, играть с
игрушками, одеваться, умываться и т. д.
Начинают проявляться активность и самостоятельность ребенка
Появляются первые слова ребенка
Взрослый постоянно ставит перед малышом речевую задачу:
показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот
предмет, т.е. произнести вслед за ним новое слово
Потребность в деловом сотрудничестве
формы общения
3) Внеситуативное общение
Главное средство: речь
Предметом общения ребенка со взрослым могут
стать такие явления и события, которые нельзя
увидеть
в
конкретной
ситуации
взаимодействия.
Содержанием
общения
могут
стать
и
собственные переживания, цели и планы,
отношения, воспоминания
Внеситуативно-познавательное общение
Внеситуативно-личностное общение
Внеситуативно-познавательное
общение
В 4-5 лет
Вопросы, адресованные взрослому
Взрослый становится для дошкольников
главным источником новых знаний о событиях,
предметах и явлениях, происходящих вокруг.
детей этого возраста удовлетворяют любые
ответы взрослого.
Потребность в уважении, в признании
Внеситуативно-личностное
общение
В 6-7 лет
Правила поведения, человеческие отношения,
качества, поступки
Дети предпочитают разговаривать со взрослыми не
на познавательные темы, а на личностные,
касающиеся жизни людей
Для ребенка становится очень важно оценить те
или иные качества и поступки (и свои, и других
детей) и важно, чтобы его отношение к тем или
иным событиям совпало с отношением взрослого
Потребность во взаимопонимании
Домашнее задание
1) Изучить
мотивы общения
ребенка со
взрослым (М.И.
Лисина),
заполнить
таблицу 1 и
таблицу 2.
Домашнее задание
Изучите модели
взаимодействия
взрослого и
ребенка и
заполните таблицу
Занятия, направленные на развитие
общения дошкольника со взрослым
принцип — опережающая инициатива взрослого.
совместная игра. Воспитатель должен
выполнять роль организатора и участника
игры: следить за соблюдением правил,
оценивать действия детей и в то же время сам
включаться в игру.
Основная задача — создание свободного
положительного отношения к воспитателю
постепенно в ходе игры или после нее
вовлекать детей в разговор на познавательные
темы
Например, после игры в «кошки-мышки» можно
спросить детей, чем кошка отличается от
мышки и от собаки (по внешнему виду и по
характеру), где она живет, рассказать о диких
кошках
воспитатель может попросить каждого оценить
свой рисунок, рисунки товарищей, выбрать
лучшие, отметить недостатки
чтение и обсуждение книжек о событиях из
жизни детей — об их конфликтах, отношениях,
поступках
Педагогическая психология (G+P+Y): Академический бюллетень
Бюллетень педагогической школы для студентов » Курсы » Педагогическая психология (G+P+Y)
Курсы
Педагогическая психология (G+P+Y)
- EDUC-P 348 Основы роста и развития ребенка: внимание от рождения до 3 лет (3 кр.) B Учащиеся изучат исторические, а также современные теории роста и развития детей с типичным и нетипичным развитием детей в раннем детстве. Будут рассмотрены все аспекты развития, включая физическое, эмоциональное, социальное, языковое и когнитивное развитие. Особое внимание будет уделено развитию от пренатального возраста до трехлетнего возраста.
- EDUC-P 475 Развитие подростков и управление классом (3 кр.) Основное внимание уделяется дисциплинарным подходам, подходящим для средней и старшей школы, посредством понимания подростков. Анализ когнитивного и нравственного развития, полового созревания, экологических и культурных проблем, отношений в семье и со сверстниками, формирования личности, а также социальных и личных проблем. Предоставляет инструменты для диагностики поведения учащихся и создания учебного климата.
- EDUC-G 203 Коммуникация для специалистов по работе с молодежью (3 кр.) Учащиеся изучают теории и методы консультирования для применения в обучении. Они изучают методы создания сообщества в классе и способы поощрения участия учащихся и уважения к другим. Студенты изучают методы и отношения групповой динамики и лидерства. Были затронуты и другие темы общения: разрешение конфликтов, активное слушание и общение родителей и учителей.
- EDUC-G 204 Психическое здоровье американцев азиатского происхождения (3 кр.)
В этом курсе рассматриваются вопросы этнической принадлежности, культуры и расы американцев азиатского происхождения, связанные с психическим здоровьем, психопатологией и службами охраны психического здоровья.
- EDUC-G 206 Введение в психологию консультирования (3 кр.) Этот курс представляет собой введение в области консультирования и психологии консультирования. Мы сосредоточимся главным образом на обзоре 11 основных теорий консультирования и психотерапии. Этот курс будет полезен для студентов, интересующихся помогающими профессиями (например, преподавание, социальная работа, психология, консультирование, уход за больными и т. д.).
- EDUC-G 207 Введение в психологию консультирования студентов-спортсменов и психическое здоровье (3 кр. ) Знакомит с проблемами, связанными с психологическим функционированием студентов-спортсменов, и обучает будущих профессий (например, тренеров, администраторов, учителей, консультантов, академических эдвайзеры) работающие со студентами-спортсменами. Обеспечивает базовое понимание проблем, которые однозначно влияют на спортсменов. Студенты поймут, как определить и получить доступ к ресурсам, которые помогают спортсменам справляться с психосоциальными стрессорами.
- EDUC-G 208 Профилактика рискованного поведения подростков: перспективы консультирования (3 кр.) Этот курс предоставит обзор принципов профилактических вмешательств с акцентом на роль консультантов и других специалистов, помогающих в разработке и распространении профилактики. Профилактика следующих подростковых рисков/проблем, которые будут рассмотрены в курсе: употребление алкоголя и наркотиков, рискованное сексуальное поведение, самоубийство и членовредительство, правонарушения, ожирение и издевательства. Кроме того, курс будет посвящен условиям, в которых происходит профилактика рискованного поведения подростков, включая, помимо прочего, школы и общественные организации.
- EDUC-G 302 Ресурсы для консультирования молодежи (3 кр.) P: EDUC-G 206. Этот курс обеспечит ориентацию на психологические потребности детей и подростков, включая, помимо прочего, развитие понимания потенциального риска факторы, а также ключевую роль всех молодежных работников и учителей в оказании помощи молодым людям в осмыслении их будущих личных и карьерных целей. Особое внимание будет уделяться консультированию и ресурсам, доступным в школах и других общественных организациях, работающих с молодежью. Компонент обучения служению, работающий непосредственно с молодежью либо в школе, либо в местном агентстве, является требованием этого курса.
- EDUC-G 352 Консультирование по вопросам карьеры (3 кр.) P: EDUC-G 206. Этот курс служит введением в консультирование по вопросам карьеры и помогает людям в вопросах, связанных с работой. В нем будут рассмотрены теории развития карьеры и стратегии вмешательства для оказания помощи людям в принятии решений о карьере (например, при выборе специальности колледжа). Курс также будет включать ресурсы, связанные с консультированием по вопросам карьеры, такие как оценка карьеры и источники профессиональной информации.
- EDUC-G 355 Позитивная психология (3 кр.) P: EDUC-G 206. Этот курс посвящен научному изучению того, что положительного в людях и учреждениях. Исторически сложилось так, что психология имеет тенденцию сосредотачиваться на патологиях, слабостях и проблемах людей. Напротив, позитивные психологи призывают уделять больше внимания сильным сторонам, счастью, позитиву и тому, что стоит праздновать. Этот курс представляет собой обзор теорий и исследований в области позитивной психологии, а также изучение позитивных психологических вмешательств и их применения в психотерапии и в областях, имеющих отношение к жизни студентов, включая школу, работу, семью и романтические отношения.
- EDUC-G 375 Навыки и общение, связанные с мультикультурным консультированием (3 балла) P: EDUC-G 206. Курс служит введением в мультикультурное консультирование, навыки и общение. Мы исследуем, как культура влияет на поведение и как эти знания могут быть применены в навыках, связанных с консультированием. Вас попросят изучить вашу собственную культуру и то, как она сформировала вашу личность и мировоззрение, а также то, как это повлияет на вас как на профессионального помощника. Мы также изучим другие культуры, поймем сложности, связанные с интерсекциональностью, и то, как эту информацию можно использовать для наилучшего удовлетворения потребностей различных групп.
- EDUC-G 485 Принципы руководства (2 балла) Руководство по персоналу, принципам, методам и устройствам в системах государственных школ, колледжей и университетов, а также в промышленности и бизнесе. Оценка S/F.
- EDUC-G 490 Исследования в области психологии образования (1–3 кр.) Курс с переменным названием.
- EDUC-P 231 Технологии в образовании (3 балла) Этот курс предназначен для того, чтобы помочь участникам подумать о том, как различные технологические конструкции (например, игры, симуляторы, языки программирования) эффективно вписываются в различные контексты обучения, где контекст относится к местоположению (в школе или вне ее). местная культура, цели обучения и организация деятельности.
- EDUC-P 248 Ребенок начальной школы: физическое, эмоциональное и социальное развитие (2–3 кр.) Развитие ребенка в школьном контексте. Этот курс обеспечит понимание физического, эмоционального и социального развития в школе, отмеченной разнообразием культурных, социальных и личных черт. Также роль учителя в поддержке позитивного развития учащихся.
- EDUC-P 249 Рост и развитие в раннем детстве (3 кр.) Основное внимание уделяется когнитивному, социальному, эмоциональному и физическому развитию ребенка в первые годы жизни. Цель понимания растущего ребенка с разных точек зрения направляет изучение теории и исследования развития ребенка. Теоретическое исследование интегрировано с наблюдениями и опытом работы с детьми таким образом, что это увеличивает способность проникновения в суть и компетентность учителя маленьких детей. Обращается к уникальным проблемам развития особых групп детей: детей-инвалидов, малоимущих и представителей меньшинств.
- EDUC-P 250 Общая педагогическая психология (1–4 кр.)
Изучение и применение психологических концепций и принципов в связи с процессом преподавания и обучения, введением в управление классом, измерением/оценкой и осведомленностью об инвалидности. Может повторяться.
- EDUC-P 251 Педагогическая психология для учителей начальных классов (1–4 кр.) Применение психологических концепций к школьному обучению и преподаванию с использованием перспективы развития от детства до подросткового возраста. Особое внимание уделяется потребностям инвалидов. Может повторяться.
- EDUC-P 348 Развитие ребенка I (3 кр.) Учащиеся изучат исторические, а также современные теории роста и развития детей с типичным и нетипичным развитием детей в период раннего детства. Будут рассмотрены все аспекты развития, включая физическое, эмоциональное, социальное, языковое и когнитивное развитие. Особое внимание будет уделено развитию от пренатального возраста до трехлетнего возраста.
- EDUC-P 252 Педагогическая психология для учителей младших/средних классов (1–4 кл.) Применение психологических концепций в школьном обучении и преподавании с точки зрения развития в предподростковый период. Особое внимание уделено потребности инвалидов.
- EDUC-P 254 Педагогическая психология для учителей всех классов (1–4 кр.) Применение психологических концепций в школьном обучении и преподавании с точки зрения развития от детства до подросткового возраста. Особое внимание уделяется потребностям инвалидов.
- EDUC-P 255 Педагогическая психология для учителей среднего/среднего образования (1–4 кр.) Применение психологических концепций в школьном обучении и преподавании с точки зрения развития в предподростковый период. Особое внимание уделяется потребностям инвалидов. Может повторяться.
- EDUC-P 280 Педагогическая психология (1–6 кр.) Изучение и применение психологических концепций и принципов в связи с процессом преподавания и обучения. Может повторяться.
- EDUC-P 290 Профессиональная практика: образование (2–6 кр.) Опыт работы в соответствующей школе или агентстве. Контроль осуществляется преподавателями. Оценка S/F.
- EDUC-P 312 Обучение: теория на практике (3 кр.) P: Статус второкурсника. Этот курс посвящен пониманию процесса преподавания и обучения, особенно в контексте средней школы. Преподавателям на подготовительных курсах помогут увидеть, что обучение происходит как взаимодействие социальных, эмоциональных, развивающих и когнитивных сил. Единицы сосредоточены на теориях обучения и преподавания, мотивации, процесса обучения и оценки.
- EDUC-P 313 Подростки в учебном сообществе (2–3 кр.) P: Статус второкурсника. Этот курс посвящен развитию подростков в школьном контексте. Курс помогает понять людей и то, как они функционируют в сообществе учащихся, уделяя особое внимание их взаимодействию с другими в школьной среде, отмеченной разнообразием культурных, социальных и личных черт. Также курс помогает воспитателю понять потребности подростков в этой среде и реагировать на них.
- EDUC-P 314 Развитие продолжительности жизни (3 кр.) P: EDUC-P 251, P 254, P 312, P 313, PSY-P 101 или эквивалент. Курс, посвященный развитию человека от младенчества до старости, с акцентом на перспективу развития на протяжении всей жизни. Основные теории, текущие и классические результаты исследований и образовательные последствия для всех этапов жизни от рождения до смерти.
- EDUC-P 351 Основы развития ребенка: особое внимание уделяется детям в возрасте от 3 до 8 лет (1–3 кр.). социальное, языковое и когнитивное развитие. Особое внимание будет уделено детям от 3 до 8 лет.
- EDUC-P 361 Подростковый возраст и становление взрослой жизни (3 кр.) P: Предпосылки: общая психология или эквивалентный вводный курс по психологии (например, PSY-P 100, 101, 102 или 103/106). В этом курсе рассматриваются основные теории и открытия, касающиеся биологического, когнитивного, социального и эмоционального развития в подростковом и взрослом возрасте. Основная цель этого курса — помочь учащимся ознакомиться с последними исследованиями в области развития подростков и перехода к взрослой жизни.
- EDUC-P 407 Психологические измерения в школах (2–3 кр.) Применение принципов измерения при тестировании в классе; построение и оценка классных тестов; оценка успеваемости учащихся; интерпретация и использование данных измерений; оценка способностей, достижений и интересов с помощью стандартных тестов; программы школьного тестирования.
- EDUC-P 444 Прикладные стратегии познания и обучения (3 балла) Обзор прикладной когнитивной психологии, включая: обработку информации; теория схемы; когнитивные и метакогнитивные стратегии обучения; мнемонические приемы понимания прочитанного и другие учебные навыки; исследование эксперт-новичок; поддержка обучения, связанного с технологиями; анализ процессов и протоколов; представление задач и решение задач по математике; и новые инструменты и меры оценки.
- EDUC-P 450 Семинар по развитию ребенка (3 кр. ) Учащиеся повторно рассмотрят теории, проблемы и тенденции развития ребенка; и обсудим прямое применение этой информации в дошкольных учреждениях, детских садах и начальных классах, в которых они преподают.
- EDUC-P 465 Социализация детства (3 кр.) Социальное развитие в детстве. Темы включают: условия социализации, включая семью, детский сад и школу; развитие идентичности, включая самооценку и самооценку, а также расовую, этническую и гендерную идентичность; язык и общение; и интерактивная компетентность, включая альтруизм и просоциальное развитие, агрессию, дружбу и отношения со сверстниками.
- EDUC-P 470 Дисциплина в классе (3 кр.) Этот курс предназначен для будущих учителей, которые необходимо пройти вместе с обучением студентов. Акцент делается на организации процедур в классе и взаимодействии со студентами таким образом, чтобы свести на нет вероятность нарушения поведения в классе. Основное внимание уделяется практическим применениям к конкретным условиям, с которыми сталкивается большинство учителей.
- EDUC-P 490 Исследования в области психологии образования (1–3 кр.) Переменное название курса. Может повторяться.
- EDUC-Y 420 Подходы и проблемы в исследованиях в области образования (1–3 кр.) Введение в основные конструкции, методы и принципы исследований в области образования. Студенты научатся интерпретировать и критиковать опубликованные исследования, а также изучат основы сбора и анализа данных. Курс с переменным заголовком.
Факультет дошкольной педагогики и психологии
Декан: Кандидат педагогических наук, профессор Людмила Волобуева
История факультета
В 1921 году по инициативе профессора К.Н.Корнилова во 2-м МГУ, организованном на базе Московских высших женских курсов, был открыт педагогический факультет для подготовки преподавателей с университетским образованием. В его состав входило шесть отделений, в том числе дошкольное.
К.Н.Корнилов привлек к работе творчески мыслящих педагогов, ученых, лучших организаторов народного образования: М. М. Виленская, А.В.Суровцев, Е.В.Яновский, Р.М.Басс, Н.А.Метлова; Е.А.Флерина (с 1924).
Первые воспитатели дошкольного отделения стояли у истоков развития советской дошкольной педагогики и организации дошкольной деятельности в стране. На сегодняшний день факультет по-прежнему является передовым учебным заведением в области дошкольной педагогики и возрастной психологии, где собраны ведущие педагоги страны.
Сначала контора готовила воспитателей и заведующих детскими садами, инспекторов и методистов для отделов народного образования. Затем отделение стало готовить учителей педагогики и психологии в дошкольной обычной школе; методистов по дошкольному воспитанию.
Написаны первые учебные пособия: «Изобразительное искусство в дошкольном возрасте» Е.А.Флериной, «Дошкольное воспитание» Ф.С.Левина-Щириной и Д.В. Менджерицкой, «Музыкальное воспитание» Н.А.Метловой. Выдающаяся роль педагогов кафедры дошкольной педагогики в этот период заключается в том, что некоторые из них становятся руководителями отдельных филиалов и структур дошкольного дела. Л.И.Красногорская становится первым редактором по дошкольному делу; А.В.Суровцев – главный редактор журнала «Дошкольное воспитание».
В 30-е годы Э.А.Флерина, Л.И.Красногорский были авторами популярной книги в помощь воспитанию ребенка в семье и др.
В 1959 году дошкольное отделение получает статус самостоятельного факультета. Большой вклад в развитие факультета этого периода внесли М.М. Конин и В.И.Ядешко.
Педагогическая деятельность кафедры дошкольной педагогики и психологии значительно возрастает с организацией в 1960-х годах научно-методического совета по дошкольному образованию при Министерстве народного просвещения СССР, председателем которого был доктор психологических наук, академик А.В. Запорожец и зам. доцента В.И.Ядешко.
С 1960-х годов контингент иностранных студентов неуклонно растет. В этот период происходит дальнейшее совершенствование специальностей по методикам, факультет превращается в центр подготовки кадров для учреждений дошкольного образования не только нашей страны, но и многих зарубежных государств.
Традиции, заложенные старшими поколениями, продолжили педагоги: дошкольной педагогики – Воронова В.Ю., Корзакова Е.И., Кононова И.М., Суслов Е.К.; методика родного языка – М.М.Алексеев и В.И.Яшин; методика физического воспитания – Е.Ю.Степаненкова; методика изобразительной деятельности – В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Р.Г. Казакова; методология естествознания – В. Г. Фокина; управления дошкольного образования – Данилов В.В., Поздняк Л.В., Бондаренко А.К., Волобуева Л.М., Лященко Н.Н., Рывкина А.О. и др.
В тесном сотрудничестве с преподавателями специальных кафедр на факультете в разные годы работали профессора: А.А.Венгер, Л.Д.Гетманова, А.Е.Дмитриев, О.М.Дьяченко, В.Д. Ильичев, Т.С.Комарова, З.В.Любимова, В.С.Мухин, Т.А.Репин, В.А.Ротенберг доценты: К.И.Вересоцкий, В.В.Голубев, Л.В.Заньковская, Л.С. Киселёва С.Ф. Козлов, Л.Т.Лисицина, Г.П. Сосновская, Т.Н.Счастная, А.П.Чабовская, И.С.Четверухина и многие другие.
За годы существования факультет подготовил более 20 тысяч специалистов: педагогов дошкольной педагогики, психологии, частной методики, для педагогических колледжей и вузов, руководителей дошкольных учреждений, методистов, педагогов и психологов, музыкальных руководителей и др.
Ежегодно более 150 выпускников пополняют педагогический состав дошкольных учреждений и колледжей. В дошкольных учреждениях Москвы реализуются программы, созданные педагогами факультета: «Адаптивное обучение математике» (Т.И. Ерофеева), «Воспитание нравственных чувств и отношений детей» (Р.С. Буре), «Музыкальное развитие ребенка» ( О. П. Радынова), «Детская одаренность» (Р. Г. Казакова), «Экологическое воспитание» (В. Г. Фокина, О. М. Газина), «Особенности социализации детей и социально-психологической адаптации» (Т. Д. Марцинковский), «Развитие психических творческих способностей детей». детей средствами ТРИЗ и РТВ» (Л.А.Григорович).
Факультет является центром оказания научно-методической помощи вузам и колледжам России. На базе факультета работает учебно-методический совет по педагогике, психологии и методике дошкольного воспитания. Он объединяет представителей различных регионов России и СНГ и осуществляет разработку стратегии обучения, организует обмен опытом учебно-методической и научной работы в вузах, рассматривает учебные пособия, учебные и профессиональные программы высшего педагогического образования. , оказывает консультативную помощь деканам и заведующим кафедрами, преподавателям, проводит семинары, научные конференции, создает учебные программы и пособия для студентов.
Кафедра дошкольной педагогики
Заведующий: кандидат педагогических наук, профессор Тамара Ерофеева
E-mail: [email protected]
Дисциплины:
- Адаптация ребенка к условиям детского сада 9001 2
- Активные методы обучения в современном образовании
- Дошкольная педагогика
- Информационно-коммуникационные технологии в науке и образовании
- История педагогики
- Методология и методы научных исследований
- Методика психолого-педагогических исследований
- Общая педагогика
- Организационные основы высшего образования
- Организация делопроизводства в дошкольном учреждении
- Организация финансово-хозяйственной деятельности дошкольных учреждений
- Базовое моделирование образовательных программ и технологий
- Основы педагогического мастерства
- Основы специальной педагогики и психологии
- Образование среднее профессиональное образование
- Педагогический маркетинг
- Правовая основа управленческого образования
- Психология и педагогика игры
- Психология семьи и семейное воспитание
- Психолого-педагогические основы общения дошкольников со сверстниками
- Социализация дошкольников в детском саду
- Сравнительное образование
- Теории обучения и воспитания
- Теория и методика развивающего обучения
- Технологии дошкольного образования в России и за рубежом
- Профессиональное технологическое образование
- Технология развития познавательной деятельности дошкольников
- Обучение общению учителей
- Обучение профессионально ориентированной риторике, дебатам и диалогу
- Управленческая этика
- Экспертиза в образовании
- Этнография детства
- Этнопедагогика.
Научная тематика, разрабатываемая на кафедре
- Научная тема 1: «Научно-методические основы, содержание и технологии дошкольного и дошкольного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи». Руководитель проекта: Ерофеев Т.И., профессор, и.о. заведующего кафедрой. В 2010-2011 гг. опубликована 21 научная работа.
- Научная тема 2: «Формирование актуальных профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в условиях многоуровневой модели образования». Руководитель проекта: Волобуева Л.М., профессор. В 2010-2011 годах опубликовано 32 работы.
Кафедра возрастной психологии
Дисциплины:
- Возрастная психология и психология развития
- Детская психология
- Дифференциальная психология
- Дифференциальная психофизиология
- Зоопсихология и сравнительная психология
- Информационная социализация детей и подростков
- История и методология психологической науки
- Эмоции в современной психологии социального познания
- Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании
- Математические методы в психологии
- Методологические проблемы психологии
- Общая психология
- Общепсихологический практикум
- Основные категории современной социальной психологии
- Педагогическая психология
- Проблема социализации и индивидуализации в психологии
- Психологические особенности брендинга и рекламы: социокультурный и возрастной аспекты
- Психология девиантного развития и поведения
- Нравственность и нравственная психология в парадигме социальной психологии развития
- Психология общения
- Психология социальных знаний
- Психология эмоций: полипарадигмальный подход
- Психотерапия и психологическое консультирование
Научная тематика, разрабатываемая на кафедре
Кафедра теории и методики дошкольного образования
Телефон: +7 (499) 787 05 84
E-mail: [email protected]
Руководитель: кандидат педагогических наук, профессор, Валентина Яшина.
Дисциплины:
- Воспитание основ экологической культуры детей
- Дошкольная языковая дидактика
- Естественнонаучные основы методики экологического воспитания детей
- Здоровьесберегающая технология построения педагогического процесса в дошкольном учреждении
- Игровая технология обучения дошкольников речи
- Логопедия
- Математическая подготовка детей в условиях дошкольного образования
- Методическая работа в дошкольных учреждениях
- Научные основы математического развития детей
- Научные основы речевого развития детей
- Научные основы физического воспитания детей
- Научные основы экологического воспитания детей
- Обучение диплому в условиях дошкольного образования
- Практикум по выразительному чтению
- Развитие образности речи детей дошкольного возраста
- Речевая готовность к обучению на диплом
- Технология обучения математике детей с разным уровнем развития способностей
- Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста
- Художественное слово в воспитании детей дошкольного возраста
На кафедре продолжают развиваться научные школы. Педагоги ведут научно-методическую работу по наиболее актуальным проблемам дошкольного образования и профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми дошкольного возраста.
Ведущие специалисты в своих областях являются учениками и последователями научно-педагогических школ Е.А.Флериной и М.М.Кониной, Е.А.Аркиной и Н.А.Метловой, А.В.Кенемана, Е.И.Залкинда, которые сложились как ученые ранее на факультете. Профессора В. И. Яшин, М. М. Алексеев, Е. Я. Степаненкова, В. Г. Фокина являются авторами научных публикаций, учебных пособий, прямыми аспирантами.
Кафедра эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Заведующая: д.п.н., профессор Радынова Ольга Владимировна
E-mail: [email protected]
Дисциплины:
- Академический ансамбль
- Анализ музыкальных произведений
- Детская музыкальная литература
- История русской музыки
- Класс основного музыкального инструмента
- Класс сольного пения
- Класс концертмейстеров
- Культурологические основы художественного воспитания детей дошкольного возраста
- Народное творчество
- Полифония
- Практикум по изобразительной деятельности
- Развитие детского художественно-графического дарования
- Развитие музыкальной одаренности детей дошкольного возраста
- Теория и технологии музыкального образования
- Теория и методика преподавания фольклора
- Теория и методика развития детского изобразительного творчества
- Теория и практика основ творческого музицирования
- Теория и технология развития детского изобразительного творчества
- Фольклорный ансамбль
- Хореография
- Хоровой класс и практическая работа с хором
Научная тематика, разрабатываемая на кафедре
Научная тема – «Культурологический аспект проблем дошкольного образования».