Арт терапия что это такое простыми словами: что такое, упражнения, психология / Skillbox Media

Арт-терапия для детей

Арт-терапия – это метод психологической коррекции, направленный на гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка посредством самореализации в искусстве. Эффективность метода для детей и подростков подтверждена множественными исследованиями.

Пара слов об истории арт-терапии

С точки зрения психоанализа в основе терапии искусством лежит механизм сублимации. Это когда негативные и социально неприемлемые импульсы преобразуются в положительные, приемлемые. Сублимацию изучали многие психологи и психоаналитики, включая Зигмунда Фрейда. Он же первым заговорил о благотворном влиянии творчества на душевное состояние человека, включая детей и подростков.

Целенаправленно арт-терапию в работе с детьми начал применять британский психолог и художник Адриан Хилл. Его пациенты рисовали картины, пели, танцевали. Он разработал ряд практик, позволяющих в считанные месяцы устранять широкий спектр психологических расстройств, которые другие врачи безрезультатно лечили годами. Идеи Хилла развила Маргарет Наумбург, американский психолог и учитель.

Несмотря на то, что базовые методы художественной терапии разработаны еще в XIX веке, широкую известность практика получила только во второй половине XX столетья. Первая ассоциация арт-терапевтов появилась в США в 1969 году. В России общество арт-терапевтов основано в 1997-ом. За последние два десятилетия терапия искусством развилась в полноценное и самостоятельное направление психотерапии, эффективность которого доказана экспериментально(2).

Что дает художественная терапия

Арт-терапия, как и другие направления психологической коррекции, ставит перед собой цель научить человека справляться с ситуациями, которые вызывают у него трудности. Это может быть фобия, комплекс, низкая социальная адаптивность, затяжная депрессии, сопровождающаяся падением производительности и угасанием жизненного потенциала.

Все средства и методы арт-терапии направлены на то, чтобы человек в процессе занятий со специалистом пересмотрел свой взгляд на те или иные ситуации, выработав адекватную модель поведения. Глобально в этом нет никакого откровения, аналогичным образом работают все практики социальной психологии. Детские психологи, коррекционные педагоги, логопеды – их работа преследует ту же самую цель.

Творчество, как созидательная деятельность, развивает мышление и поддерживает интеллектуальные способности ребенка, повышает психологическую устойчивость и адаптивность, высвобождает конструктивный потенциал. Здесь ключевую роль играет профессионализм специалиста, который проводит занятие. Порисовать дома в блокноте – это не то же самое, что выполнять специальные упражнения под руководством опытного арт-терапевта.

Задачи арт-терапии:
  • устранить эмоциональное напряжение (стрессовое состояние) и сопутствующие симптомы;
  • научить человека правильно взаимодействовать с самим собой и с другими людьми;
  • трансформировать негативные импульсы, идеализации и реакции в позитивные, созидательные;
  • убрать комплексы, фобии и прочие нарушения психоэмоционального характера, с которыми человек не может справиться сам;
  • раскрыть творческий потенциал человека, буквально научить его видеть красоту окружающего мира.

С точки зрения общей концепции арт-терапия для детей не отличается от арт-терапии для взрослых. В обоих случаях применяются схожие практики, потому что механизмы взаимодействия индивида и общества формируются в детстве и остаются неизменными на протяжении жизни. Однако их можно скорректировать, если изначальные установки неверны.

Арт-терапевты работают с детьми, страдающими от ДЦП, аутизма, нарушений моторики и зрения. Это направления гораздо шире, оно помогает не только при психосоматике(3). В самых общих чертах любое занятие по художественной терапии можно разделить на пять компонентов:

  • Диагностика. Специалист анализирует состояние пациента. Если подоплека проблемы неочевидна, он вскрывает ее. Если проблем несколько, они расставляются по приоритетам. Важно, чтобы специалист правильно позиционировал проблемы и их предпосылки самому пациенту.
  • Коррекция. Специалист вместе с пациентом определяют практики художественной терапии, которые будут оптимальны конкретно в этом случае. Рисование, лепка в гипсе, куклотерапия – каждое направление предлагает десятки методик и упражнений. Но не каждое может дать требуемый эффект, все случаи индивидуальны.
  • Развитие. Помимо коррекции поведенческих установок и реакций, терапия искусством помогает развивать сильные стороны человека и нивелирует слабые. Опять же – будь то ребенок или взрослый, мужчина или женщина, психологическая устойчивость важна для каждого из нас.
  • Удовольствие. Это ключевое отличие художественной терапии от большинства альтернативных методик. Рисуя, танцуя, выполняя упражнения песочной или фототерапии, человек испытывает положительные эмоциональные переживания. Ему нравится это делать.
  • Психотерапия. Это не отдельный этап. Психологическая поддержка от специалиста начинается с момента знакомства с пациентом. Все действия арт-терапевта с самого начала направлены на избавление человека от тревог и страхов, от которых сам он избавиться не может.

Нормализация социальной адаптации ребенка – эффект арт-терапии, который присутствует вне зависимости от основной цели. Он выражается повышением уверенности в себе и выработкой устойчивого умения самостоятельно и сразу решать возникающие проблемы.

Отличие арт-терапии от художественного творчества

Это широко распространенный миф, что никакой разницы нет. На самом деле, разница концептуальная и она определяется результатом деятельности. В случае с творчеством, цель – предмет искусства. Не обязательно шедевр. Композитор пишет музыку, чтобы получить гармоничную последовательность звуков, которая будет высоко оценена его коллегами и слушателями. Или которую можно будет продать.

Чтобы рисовать на занятиях по арт-терапии, не нужно быть художником. Тут даже азы художественного образования не нужны. Потому что цель – не получить картину, а самореализоваться, сублимировать деструктивные желания. В зависимости от конкретного упражнения зачастую у человека нет необходимости задумываться о сочетании цветов. Он проецирует, преображает и перерабатывает свои эмоции.

Арт-терапевт не оценивает результат деятельности пациента. Для него не важно, насколько красивой получилась картина или скульптура. Важна степень раскрытия личности. По результату деятельности пациента специалист понимает, насколько тот осознал свою проблему и насколько он ее решил для себя.

Принципы терапии искусством

Прежде чем мы разберем конкретные виды и методы арт-терапии, определим ее концептуальный базис. Это установки, которые лежат в основе всех методик художественной терапии и во многом применимы к психологии в целом(4):

  • Свободное творчество. Ребенку не нужно спрашивать у терапевта, как правильно делать, или как нужно делать. Здесь не может быть плохого или неправильного результата. Неважно, насколько результат эстетичен. Ребенок делает так, как хочет. Результат отражает его актуальное состояние, с которым работает специалист.
  • Преодоление барьеров. В первую очередь это стеснение. Специалист поможет сделать первый шаг. В дальнейшем ему необходимо научиться самостоятельно преодолевать сдерживающие факторы. Это и правда сложно – раскрываться перед другими людьми. Но в арт-терапии это проще, потому что упражнения легко воспринимать как игру.
  • Осмысление результатов. Не только специалист оценивает результат деятельности пациента. Он и ребенка учит понимать, какой во всем этом заложен смысл. Потому что смысл всегда есть. Просто он не всегда очевиден.
  • Постижение себя. Этот принцип еще называют «инсайтом». Специалист лишь направляет пациента, но не решает его проблему. Ребенок делает это сам. В этом конечная цель любой психологической практики – осознание и принятие необходимости перемен. И не нужно стесняться того, что это трудно. Это действительно трудно, для всех.

Есть методики, которые применяют только со школьниками, другие разработаны специально для студентов. Существуют специализированные курсы для людей пожилого возраста. Разница в упражнениях определяется разницей в восприятии, обусловленной спецификой социальной роли. Но базис неизменен, как и цель – избавиться от стресса, психологических зажимов, депрессий, неуверенности.

Виды арт-терапии

Художественная терапия включает десятки методик, их число постоянно растет. Мы перечислим те, которые применяются как минимум двадцать-тридцать лет и эффективность которых подтверждена экспериментально в рамках научных исследований.

Куклотерапия

Метод разработан канадским психологом Мэри Райт в начале XX века. В Советском Союзе основоположниками направления стали Ирина Медведева и Татьяна Шишова, которые практикуют и сейчас. Этот вид художественной терапии применяются для детей и взрослых с равной эффективностью.

Как понятно из названия, здесь используются куклы, имитирующие людей. Специалист разрабатывает сценарий, пациент отыгрывает определенную роль. Иногда отступление от роли допустимо. Цель куклотерапии – выработать умение правильно реагировать на определенные жизненные ситуации и избавиться от связанных с ними психологических барьеров.

Методика имеет игровую форму, поэтому проста в реализации и легко увлекает. С развитием сценария нарастает эмоциональная напряженность. В финальном акте эмоции достигают пика и выплескиваются в форме смеха, плача или другой реакции. Таким образом устраняются негативные переживания и снимаются психологические блоки.

Кукла выступает в роли посредника между психологом и пациентом. Так ребенку проще воспринимать указания специалиста. И это отлично работает не только с детьми. Цель – убрать негативные переживания, дать новый позитивный опыт для той же ситуации. Это позволяет устранить конфликтность и нерешительность, нормализовать социальное взаимодействие.

  • Инструменты метода: пальчиковые куклы, марионетки, бумажные и тканевые, традиционные, ростовые, слепленные из пластилина.
  • Когда применяется: при поведенческих нарушениях и нарушениях психофизического развития, при аутизме, умственной отсталости, слуховых, зрительных и речевых дисфункциях, при проблемах с опорно-двигательным аппаратом.

Фототерапия

Относительно новый метод, в основе которого – концентрация на фотографии. Фотографии делятся на два типа – подготовленные заранее и сделанные пациентом только что. Акцентируя внимание человека на деталях, специалист оценивает его эмоциональное состояние. Фотографии привязываются к определенным событиям.

На фотографиях может быть изображено что угодно, это зависит от методики конкретного специалиста. Чаще всего фотографируются явления природы и бытовые ситуации, люди. Есть упражнения, на которых фотографируется пациент (это практики для взрослых). За сеанс делается несколько фото. Арт-терапевт, обращая внимание пациентана те или иные нюансы кадра, фокусирует его на приоритетных психологических проблемах.

Обычно комбинируются разные типы фотографий. Пиковой точкой занятия становятся фото, сделанные пациентом. Они говорят о человеке не меньше, чем картина, нарисованная его рукой. Фототерапия имеет яркую творческую составляющую, поэтому терапевту относительно легко направить размышления человека в нужное русло. Практика работает начиная с подросткового возраста.

  • Инструменты метода: заранее подготовленные и свежие фото, газетные вырезки, коллажи из журналов, цифровые архивы.
  • Когда применяется: проблемы в отношениях с другими людьми, включая повышенную конфликтность, низкую социальную адаптивность, сложности при контактах с представителями противоположного пола, семейные проблемы.

Изотерапия

Самый первый вид арт-терапии, именно с него начал Адриан Хилл. До сих пор остается наиболее популярным за счет мощного творческого ядра, простоты реализации и универсальности. В процессе занятия пациент рисует. Что рисовать – говорит арт-терапевт. Но как это рисовать – человек определяет сам.

Например, концептуальную значимость имеет выбор красок. Яркие и сочные тона говорят о положительном настрое, а пастельные – о тонком мировосприятии и высокой чувствительности. Работа с любым пластичным материалом стимулирует фантазию, направление которой во многом задается подсознательными мотивами. Среди этих мотивов и импульсов в большинстве случаев кроется источник проблемы.

Важно, чтобы человек не был ограничен в палитре. Специалист предоставляет ему десятки цветов и показывает, как их смешивать, чтобы получать новые тона. Обычно результатом занятия становится один рисунок. В финале курса из них составляется коллаж, который дает наглядное представление о личностном развитии пациента и позволяет четко, по шагам проанализировать пройденный им путь.

  • Инструменты метода: акварель, гуашь и другие виды красок. Максимальное разнообразие цветов.
  • Когда применяется: агрессивность, раздражительность, подавление негативных эмоции, неспособность самостоятельно сублимировать их в позитивном ключе, комплексы, семейные проблемы, трудности в самореализации, низкая самооценка, хронический стресс, фобии.

Игротерапия

Еще один универсальный метод, который чаще используется в рамках групповой арт-терапии. В сравнении с изотерапией игротерапия еще проще с точки зрения реализации. Основной инструмент – настольная игра. Какая именно – зависит от проблемы и индивидуальных особенностей пациента.

В групповых курсах часто применяется что-то простое и эффективное, например – шарады или Дженга. Существуют сотни настольных игр разной степени сложности и глубины погружения, которые можно применять для задач игротерапии.

Настольные РПГ считаются высшим пилотажем среди арт-терапевтов. Это может быть классика вроде D&D или что-то специализированное, например – «Мир Тьмы». Преимущество таких игр в том, что они позволяют смоделировать абсолютно любые условия. Буквально скопировать конкретные жизненные ситуации из реального мира в мир вымышленный. И если персонаж игрока справится с проблемой, то и сам игрок сможет это сделать. Это практики для подросткового возраста и старше.

В игротерапии не используется только один тип ролевых настольных игр – те, где между игроками создается намеренная конфронтация. Например, «Мафия» и ее вариации. Такие игры создают конфликтные ситуации даже среди здоровых людей и в дружеской компании. Арт-терапевт не может управлять ходом такой игры, хотя реакции участников максимально наглядны и дают бесценные сведения для анализа.

  • Инструменты метода: различные настольные игры, от Алиаса до ролевых систем вроде GURPS.
  • Когда применяется: индивидуальная и групповая терапия широкого спектра психологических расстройств, включая низкую социальную адаптивность, агрессивность, социальные фобии, тревожность, отставание в развитии. Игротерапия применяется в комплексном лечении заикания и других нарушений речи.

Песочная терапия

Вербально-невербальная комбинированная практика художественной терапии, основанная на взаимодействии пациента с песком. Невербальный этап включает создание из песка заданной или произвольной композиции. Вербальный этап – анализ и обсуждение композиции с арт-терапевтом.

Песочная терапия не всегда подразумевает лепку из песка. Песок может быть сухой, человек будет просто выводить из него узоры на поверхности. Здесь существенную роль играют тактильные ощущения. Исследования показывают, что прикосновение песка к ладоням дает успокаивающий эффект и нормализует работу нервной системы(5).

В песочной терапии со взрослыми людьми чаще всего применяется очищенный морской или речной песок. Если проводится арт-терапия с детьми, предпочтительнее использовать кинетический песок. Это формовочный песок, который состоит на 98% из песка и на 2% из полимера. Он лучше держит форму и меньше липнет к рукам.

Помимо тактильных ощущений песок обеспечивает концентрацию на конкретной задаче. Методика сочетает мелкую моторику и воплощение фантазии в конкретных образах. Из всех видов арт-терапии песочная терапия дает самый быстрый релаксационный эффект.

  • Инструменты метода: обычный или кинетический песок.
  • Когда применяется: раздражительность, тревожность, СДВГ, сниженная концентрация внимания, ухудшение памяти на фоне хронического стресса, низкая самооценка, личностные комплексы, психологические травмы.

Музыкотерапия

Исторически терапия музыкой появилась еще в начале XIX века. Но как самостоятельный психотерапевтический метод её начали применять только во второй половине века двадцатого. Сотрудники Гарвардского университета многие годы изучают музыкотерапию(6). Выделено два типа воздействий гармоничных звуковых вибраций на организм человека – физиологические и психологические.

Музыка меняет сердечный ритм, может устранять спазмы, способствует миорелаксации, комплексно влияя на двигательную активность. На уровне психологии музыкальные композиции вызывают определенные ассоциативные связи. Когда пациент рассказывает арт-терапевту о своих ассоциациях, специалист выстраивает модель миропонимания и мироощущения человека. Это позволяет выявить подсознательные проблемы.

Музыкотерапевтические методы делятся на две группы – активные и пассивные. Пассивный метод – это когда ребенок слушает определенные композиции. Активные методы включают пение, игру на музыкальных инструментах, разработку пациентом собственной композиции.

  • Инструменты метода: музыкальные композиции, музыкальные инструменты.
  • Когда применяется: стресс, тревожность, агрессивность, депрессия, когнитивный диссонанс, сниженная память, интеллектуальная и физическая работоспособность.

Классификация средств и практик арт-терапии

Метод терапии искусством подбирается под человека. Существует масса авторских практик, которые могут быть не менее эффективны, чем проверенные временем методики Хилла, Наумбург, Медведевой и Шишовой. Все они градируются по четырем классификационным группам признаков. Комбинация отдельных признаков на основе первичного анализа состояния человека позволяет определить практику, оптимальную в его случае.

  • По виду искусства. Основной и самый сложный в определении критерий. Кому-то подойдет изотерапия, а кто-то начнет раскрываться только взяв в руки песок. Иногда игра на музыкальном инструменте безо всякой предварительной практики может давать ошеломляющие результаты. Зачастую может потребоваться экспериментирование с разными видами искусства.
  • По вовлеченности в процесс. Типичные психологические практики основаны на пассивности пациента. В арт-терапии тоже есть пассивные методы, например – прослушивание музыки и рассматривание фото. Но есть и активные – танцы, настольные игры. Порой вовлеченность в процесс возрастает с течением курса.
  • По числу участников. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми. Как и в случае с вовлеченностью, порой арт-терапевт начинает с частного подхода, а затем постепенно вводит ребенка в группу. Но это не всегда необходимо. Порой человеку проще сделать правильные выводы и озвучить их наедине со специалистом, которому он доверяет.
  • По длительности курса. Нет курсов, включающих всего одно занятие. Специалисту нужно наблюдать состояние ребенка в динамике, подмечать перемены и эффективность методов, по необходимости перманентно корректировать их. Самые короткие курсы длятся не менее 1 месяца. Продолжительные занимают до 2 лет.

Отдельным блоком идет арт-терапия для педагогов. Это обучающие курсы, которые помогают учителям и преподавателям освоить специализированные прикладные методики. Такие методики позволяют упросить и ускорить усвоение материала обучающимися.

Примеры упражнений

Повторимся, терапия искусством включает колоссальное разнообразие прикладных средств и методик. Есть типовые упражнения, есть адаптивные и авторские. Ниже в качестве примера мы приведем несколько популярных упражнений, которые были разработаны основоположниками арт-терапии и сегодня используются по всему миру.

Упражнение «Аватар»

Цель: сформировать образ самопознания. На основании образа арт-терапевт может сделать первичные выводы о состоянии ребенка и определить приоритетные проблемы. Зачастую по подсказкам специалиста ребенок проводит анализ самостоятельно.

Ход работы: ребенку дают белый лист бумаги и карандаш или несколько карандашей. Задача – прямо сейчас или в течение определенного промежутка времени (день, два) найти и нарисовать объект, который он ассоциирует с самим собой. Не нужно точное повторение, но важно внимание к деталям. Интерпретацию рисунка осуществляет специалист совместно со своим подопечным.

Упражнение «Коробка счастья»

Цель: выявить сильные и слабые стороны личности ребенка, определить его приоритеты и устремления. Одна из самых эффективных и универсальных практик, которая подходит для всех возрастов.

Ход работы: методика реализуется в двух вариантах. В обоих случаях перед ребенком ставится картонная коробка, а вокруг раскладываются либо предметы, либо карточки с написанными на них словами (качества, цели, общие отвлеченные понятия). Ребенку дается ограниченное время, чтобы он положил в коробку, скажем, десять предметов. Иногда это упражнение дается как домашнее задание. По предметам, которые сложены в коробку, арт-терапев определяет личностные черты и актуальное состояние своего пациента.

Упражнение «Арт-клякса»

Цель: определить психологическое состояние ребенка и его мироощущение. Упражнение чаще всего используется для первичного анализа.

Ход работы: ребенок делает кляксу на листке бумаги красками, цвет не имеет значения. Затем листок сворачивается пополам, чтобы клякса отпечаталась симметрично на двух сторонах. Арт-терапевт спрашивает у ребенка, что он видит. Технически это упражнение – упрощенный вариант теста Роршаха.

Упражнение «Лепка ситуации»

Цель: понять, что волнует ребенка в данный момент. Что для него важнее всего прямо сейчас. Одно из самых простых и вариативных упражнений.

Ход работы: арт-терапевт дает ребенку набор с пластилином разных цветов и просит слепить ситуацию. Ситуация задается, исходя из анамнеза. Например, специалист может попросить ребенка слепить папу и маму или своих друзей в детском саду. Цвета, размеры и форма фигур определяют отношение ребенка к конкретным людям из его окружения.

Упражнение «Мандала»

Цель: комплексный самоанализ. Это одно из самых первых упражнений изотерапии, одно из самых популярных и самых эффективных. Существует множество авторских вариаций. Задача – получить изображение, которое характеризует не самого ребенка, а его актуальное состояние.

Ход работы: ребенок получает лист бумаги и письменные принадлежности. В классическом варианте дается один обычный карандаш, в усложненных авторских вариантах может использоваться целый набор цветных карандашей. Задача – нарисовать мандалу (арт-терапевт предварительно в общих чертах разъясняет, что это такое, круг с произвольным рисунком внутри). Мандалу можно рисовать не на бумаге, а на песке, или лепить из гипса, пластилина. Это универсальная практика, позволяющая при специализированном анализе выявить практически все грани личности и определить весь спектр психологических проблем.

Упражнение «Ловец снов»

Цель: вскрыть подсознательные психологические проблемы. Одно из самых индивидуализированных упражнений. От арт-терапевта требуется значительный опыт и мастерство интерпретации.

Ход работы: специалист дает подростку произвольный набор предметов. Это могут быть веточки, нитки, перья, пластиковые трубочки, бумага. Возможен вариант, когда во время совместной прогулки человек сам собирает нужные предметы. Задача – сделать из этих предметов ловца снов. По форме ловца, использованным материалам и узорам арт-терапевт определяет истинные мотивы и устремления подростка, выявляет его комплексы и скрытые фобии.

Заключение – насколько эффективна арт-терапия

Мета-анализ специализированных исследований показал, что практически в 100% случаев арт-терапия дает статистически значимый результат(7,8). Эти практики эффективны, они помогают избавиться от многих психологических проблем. Зачастую арт-терапия выступает составной частью комплексного лечения.

Сложнее всего – найти специалиста. Недостаточно пройти онлайн-тренинг по арт-терапии, чтобы действительно помогать людям. Специалистов по данному направлению готовят высшие учебные заведения, где в рамках обучающего курса назначается обязательная практика. Выпускник получает не просто диплом и теоретическую подготовку, у него уже есть реальный опыт. Также целесообразно изучить отзывы об арт-терапевте на специализированных ресурсах и уже тогда принимать решение.

Ссылки на упомянутые исследования:
  1. Art Therapy for Children: How It Leads to Change, Diane Waller.
  2. American Art Therapy Association. Research.
  3. Art Therapy for Psychosocial Problems in Children and Adolescents: A Systematic Narrative Review on Art Therapeutic Means and Forms of Expression, Therapist Behavior, and Supposed Mechanisms of Change, Liesbeth Bosgraaf.
  4. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика, Кьелл Рудестам.
  5. Sympathetic overload: what is it and what can you do to fix it? Sydney Holistic Dental Centre.
  6. Healing through music, Beverly Merz.
  7. Systematic review and economic modelling of the clinical effectiveness and cost-effectiveness of art therapy among people with non-psychotic mental health disorders, Uttley L.
  8. Effectiveness of Art Therapy With Adult Clients in 2018 — What Progress Has Been Made? Dafna Regev.

Арт терапия. Занятия и консультации онлайн в сервисе ZIGMUND.ONLINE

  • творчество
  • скрытые переживания

Что такое Арт-терапия?

Арт-терапия — это подход в психотерапии, где проблемы человека решаются при помощи творческого самовыражения. В нем различные виды творчества, например, рисование или стихосложение используются в качестве инструментов для изучения клиентом своей личности. С помощью методов и техник арт-терапии можно понимать и проживать свои психологические трудности через творческое соприкосновение с переживаниями.

Терапия творчеством работает с депрессивными и стрессовыми состояниями, тревогой и фобиями, психологической травмой, негативным настроением, сложностями в принятии себя, трудностями в отношениях с другими людьми и многими другими запросами. Подход также применяется при лечении психических расстройств, а еще в работе педагогов для психокоррекционной работы с детьми с особенностями.

Чаще всего этот подход применяется как дополнительный к основному, в котором работает психотерапевт. При этом методики арт-терапии позволяют ей быть и самостоятельным подходом, помогающим справиться с множеством психологических проблем.

Суть подхода

Часто люди страдают от неспособности выразить свои эмоции другим напрямую. Поэтому часто то, что происходит внутри, их внутренняя жизнь, выражается в созданных ими творческих произведениях. Творчество помогает человеку выразить себя безопасным путем. Оно дает возможность на время отстраниться от происходящего вокруг, перестать следить за информационным потоком и остаться один на один с самим собой. Погрузиться в собственный внутренний мир.

В то время как мысли просто остаются в голове, творческая работа имеет наглядный результат, готовый к интерпретациям и анализу. Это позволяет сконцентрировать внимание на чувствах и смыслах, а также неосознаваемых психических процессах, которые повлияли на создание работы. В творчестве часто отражаются даже те переживания, которые человек сам от себя скрывает и старается никому не показывать прямо.

Методы арт-терапии позволяют интерпретировать творчество эффективно. В психологии существуют области знания, о которых человек без профессиональной подготовки может не знать. Например, о восприятии цвета.

История подхода

Впервые название арт-терапия возникло в центре для лечения туберкулезных больных, где она использовалась для облегчения состояния пациентов. Ее эффект первым обнаружил британский художник Адриан Хилл в 1938 году. Он выздоравливал от туберкулеза в санатории короля Эдуарда VII в английском Мидхерсте и проводил время, рисуя все, что мог видеть со своей больничной койки. Спустя какое-то время художник обнаружил, что этот процесс способствует улучшению его здоровья.

В следующем году администрация санатория пригласила Адриана Хилла уже в качестве преподавателя рисования — сначала раненым солдатам, вернувшимся с войны, а затем и обычным гражданским пациентам. Тогда художественные практики применялись скорее для расслабления и облегчения стресса, чем для проработки психологических проблем и восстановлении ментального здоровья.

Еще Зигмунд Фрейд и Карл Юнг обратили внимание, что человек с помощью творчества пытается реализовать или хотя бы выразить свои недоступные желания.

Современная арт-терапия — это отдельное психотерапевтическое направление, которым пользуется множество психологов и психотерапевтов по всему миру.

В психотерапии творчество может использоваться для анализа состояния клиента, помогать ему учиться понимать себя и свое настроение. В арт-терапии существуют и различные упражнения, развивающие осознанность. Результаты творчества клиента рассматриваются как отражение его психических процессов. Например, психотерапевт может попросить вспомнить детство и нарисовать всех значимых родственников того времени в виде животных, сидящих за столом. Когда рисунок будет закончен, терапевт попросит клиента рассказать о выборе животных, образов, их поз и эмоциях, которые вызывает рисунок.

Цели и задачи Арт-терапии

Изначально использование нового психотерапевтического направления преследовало максимально простую цель: облегчить психологическое состояние пациентов, испытывающих сильный стресс. Для этого в основном проводились групповые сеансы. Однако производимый арт-терапией эффект оказался сильнее, чем простая нормализация настроения. Например, сейчас методики подхода помогают производить диагностику состояния клиента.

В арт-терапии важно заниматься творчеством и ценить его без оглядки на мастерство.

У арт-терапии есть особенности, которые помогают ей добиваться отличных результатов. В современной практике творческие техники применяются для решения самых разных задач и клиентских запросов:

  • Развитие осознанности и понимание процессов психики

    Арт-терапия буквально фиксирует переживания, мысли, чувства и состояния человека в продукте его творчества. Пока шел процесс создания, клиент был погружен внутрь и себя и не отвлекался на рефлексию. Когда творение готово, его можно интерпретировать и часто не один раз. Во время того, как клиент с помощью психолога интерпретирует свое творение, к нему приходят инсайты, раскрывающие смыслы созданной работы. Без фиксации переживаний с помощью творчества потребовалось бы больше времени на то, чтобы эти смыслы обнаружить. В арт-терапии одна интерпретация уже может стать серьезным прорывом в решении запроса.

  • Развитие своей индивидуальности, раскрытие личностного потенциала

    На сеансе арт-терапии человек смотрит на себя со стороны с помощью творчества. Он анализирует свои мысли и чувства, систему ценностей, мотивацию и так далее. В ходе терапевтической работы клиент многое узнает про самого себя.

  • Улучшаются навыки общения

    Происходит это потому, что в любом общении, включая конфликты, человеку важно понимать свои намерения и уметь выразить себя правильно, понятно и доступно. Интерпретация творчества способствует развитию этого навыка, клиент учится выражать себя словами.

Арт-терапия позволяет обходить часто неосознанную самоцензуру, а также способствует формированию более устойчивой самооценки. Факт того, что человек раз за разом творит что-то для себя красивое, не боясь осуждения и критики, помогает ему унять перфекционизм и не относиться к себе слишком строго. Многие люди не могут начать творить, потому что заранее клеймят себя за отсутствие умения. То есть предъявляют себе завышенные требования, и страдают от их невыполнения.

  • Принятие своего неидеального, но важного и значимого творчества помогает снять с самооценки груз завышенных ожиданий.

  • Понимание своих мотивов (зачем я это рисую) и объективных навыков (я никогда не учился рисовать) делают общение с другими людьми более легким, так как триггеры защиты самооценки от критики перестают срабатывать.

Методы и приемы Арт-терапии

Практические приемы арт-терапии обширны, как и само творчество. Любой объект искусства содержит в себе мысли, чувства и замыслы своего творца. А потому использовать для терапевтической работы можно практически любое творческое действие.

Вместе с психологом клиент может создавать индивидуальные техники и приемы, однако в арт-терапии существуют и используемые всеми упражнения.

  • Воспроизведение сновидений

    Сновидения содержат в себе множество информации, часто очень эмоциональной и детальной. В психологии все происходящие во снах события и их участники считаются элементами психики одного человека — того, кто спит. Это его интерпретации событий, проекции людей и отношений с ними. Делая зарисовки снов регулярно, можно отследить важные темы, которые не теряют актуальности, в отличие от остальных сюжетов.

  • Рисунок прошлого

    Для более глубокого понимания своего характера нужно понимать, из чего состоит личность. Важной ее частью являются события прошлого и люди, которые были их непосредственными участниками. В упражнении предлагается нарисовать себя в определенном моменте прошлого, например в возрасте 12 лет, а также всех людей, которые составляли ближайшее окружение. Когда рисунок будет закончен, психотерапевт будет задавать вопросы о том, что на нем нарисовано. Это поможет увидеть себя в то время, свои переживания и мысли, понять, с чем они были связаны. Главное, рисунок прошлого помогает увидеть взаимосвязь прошлого и настоящего клиента.

  • Написание истории

    Часто слова тяжело выразить человеку лично, проще это сделать на бумаге. Для истории нужна сюжетная линия, а также главные герои. Обычно у них есть прототипы из реальной жизни клиента. Нужно выбрать декорации для истории, описать внешний вид героев и общение, происходящее между ними. Важно стараться в истории дойти до какого-то понятного финала. В ходе анализа этого упражнения важно обратить внимание на то, как развивалась история, какие факторы клиент видел ключевыми.

Виды Арт-терапии

  • Активная

    Самый известный вид арт-терапии. Клиенту нужно создавать творческие произведения самостоятельно, а потом анализировать их с помощью вопросов психолога.

  • Пассивная

    Не всегда для психотерапии требуется активное творчество. Пользу приносит и интерпретирование уже созданных произведений. Например, можно больше узнать о личности клиент, если проанализировать персонажа фильма, с которым он себя ассоциирует.

  • Смешанная

    Интерпретировать уже готовые произведения можно с помощью собственного творчества. У клиента могут быть любимые произведения. Часто их выбор связан с его эмоциональной жизнью. Тогда их осмысление через собственное творчество будет исследованием, приносящим терапевтическую пользу.

Как проходит сессия

Сперва терапевт выяснит запрос, с которым к нему обратился клиент. Далее он предложит творческие техники, наиболее подходящие клиенту.

Задача психотерапевта заключается не в том, чтобы дать оценку творчеству клиента, но помочь ему с помощью получившегося произведения осознать свои скрытые переживания. В работе используется любое творчество: рисование, музыка, стихи, создание сказок, историй и даже игра с песком, которую впервые использовал Карл Юнг. Техники арт-терапии подходят всем людям: детям, подросткам, и бывшим детям — взрослым.

Развитые навыки в том или ином виде искусства не столь важны для арт-терапии.

Ответы на частые вопросы

Каждый подход работает с любым запросом. Просто своим способом. Выбирайте подходящий вам.

Посмотреть профили психологов

Другие подходы

Психоаналитическая терапия

  • перенос
  • эго
  • бессознательное

Транзактный анализ

  • ребёнок
  • родитель
  • взрослый

Системная семейная терапия

  • правило
  • генограмма
  • семья

Экзистенциальная терапия

  • смерть
  • жизнь
  • смыслы

Когнитивно-поведенческая терапия

  • мышление
  • реакции
  • навыки

Гештальт-терапия

  • настоящее
  • эмоции
  • опыт

Клиент-центрированная терапия

  • личность
  • принятие
  • эмпатия

Юнгианский анализ

  • архетипы
  • символы
  • мифы

Коучинг

  • развитие
  • цели
  • достижения

Нарративный подход

  • ситуация
  • рассказ
  • интерпретация

Психодрама

  • монодрама
  • роли
  • сцена

Арт-терапия и ее пять преимуществ

Этот материал от 19 августа 2019 года

TNN / 19 августа 2019 года, 12:00 IST

AA

Размер текста

90 012
  • Маленький
  • Средний
  • Большой
  • Арт-терапия, также известная как экспрессивная терапия, использует искусство как средство общения и позволяет людям исследовать и выражать свои эмоции и мысли. И хорошая новость заключается в том, что не нужно быть очень творческим или артистичным, чтобы заниматься этой терапией.
    Процесс арт-терапии включает в себя использование красок, фломастера или мела для рисования и рисования своих эмоций. Это включает в себя создание картины стресса, дизайн открытки, которую вы никогда не отправите, создание эмоционального колеса, и этот список можно продолжить. Арт-терапия — отличное спасение для людей, которым очень трудно выразить свои чувства вербально.
    Каковы преимущества арт-терапии?
    Благодаря своей универсальности арт-терапия идеально подходит для людей всех возрастов. Арт-терапия лучше всего подходит вам, когда вы уже пробовали вербальную терапию, и она не сработала для вас. Арт-терапия может помочь открыть эмоции, которые вы подавляли. Терапия заставляет вас замечать их и работать над ними.

    Арт-терапия может помочь людям со следующими проблемами:
    — Люди с проблемами психического здоровья: Некоторые исследования и институты рекомендуют арт-терапию людям, страдающим шизофренией и другими сопутствующими заболеваниями.
    — Люди с трудностями в обучении: Людям, которым трудно открыто говорить о своих чувствах или которые испытывают трудности в обучении, арт-терапия отлично подходит для них.
    — Люди с деменцией: вы используете творческие части своего мозга, которые помогают вам управлять уровнем стресса и восстанавливают чувство личности.
    — Те, кто находится в спектре аутизма: Творчество может помочь отвлечь и успокоить людей, а также улучшить их коммуникативные навыки.
    — Заключенные: Заключенным часто рекомендуют использовать арт-терапию, чтобы помочь своим чувствам в здоровом ключе.
    — Люди с хроническими/неизлечимыми заболеваниями: поскольку арт-терапия помогает выражать чувства, она также может помочь пациентам восстановить чувство свободы и контроля.
    — Люди, которые не могут выразить свои чувства: люди, которые не могут выразить свои чувства, могут использовать арт-терапию, чтобы показать свои эмоции без какого-либо словесного общения.
    Существует 5 видов арт-терапии
    — Живопись
    — Коллаж
    — Фотография
    — Цифровое искусство
    — Текстиль

    Начать общение

    ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

    FacebookTwitterInstagramKOO APPYOUTUBE

    Визуальные истории

    Met Gala 2023: все, что вам нужно знать

    Индия

    9 популярных сортов картофеля, произрастающих в Индии

    Еда

    Мрунал Тхакур очаровательно красива в черном платье из тюля с вырезом на шее

    Индия

    Фоторепортажи

    Арт-терапия помогает высвободить эмоции, когда слова не помогают — The Reporter

    Кэрри Эзелл, доктор философии. (слева), арт-терапевт в Центре помощи и консультирования сотрудников, и Кристианна Странг, доктор философии, преподаватель-исследователь в UAB и арт-терапевт на полставки. Когда Кэрри Эзелл только что закончила колледж, она провела некоторое время в походах из Джорджии по Аппалачской тропе и работал в художественном магазине. Она и не подозревала, что работа на неполный рабочий день окажет влияние на работу на полную ставку.

    Однажды на работе она заметила книгу с описанием различных профессий для художников. Она впервые услышала об арт-терапии, интегративной практике психического здоровья для поддержки личных и личных целей лечения.

    «Я уже знал, что искусство — это терапия для себя», — сказал Эзелл, давний художник. «Поэтому я пошел домой, нашел в Интернете в ту ночь аспирантуру и подал заявку».

    В 2014 году Эзелл, получившая степень магистра в UAB в 2006 году и докторскую степень в 2016 году, присоединилась к Центру помощи и консультирования сотрудников UAB (EACC) в качестве арт-терапевта. Только 12 арт-терапевтов в Алабаме имеют аккредитацию, и в UAB работают двое из них — Эзелл и Кристиан Стрэнг, доктор философии, преподаватель-исследователь и арт-терапевт, работающий неполный рабочий день.

    Творческий выход

    Арт-терапия позволяет людям переводить свои эмоции в физические формы — процесс, называемый сублимацией — с помощью таких упражнений, как рисование, живопись и скульптура.

    «Это процесс извлечения эмоций из себя», — сказал Эзелл. «Придание формы может быть мощным. Оно становится «другим». Вместо «Я чувствую гнев» оно становится «Это гнев». Это создает дистанцию».

    Арт-терапевты обычно начинают с таких занятий, как раскрашивание карандашами или маркерами, потому что «мы все держали ручку, так что это не так уж странно», — сказал Эзелл.

    «По мере роста комфорта и уверенности мы можем подняться по этим ступеням к более абстрактной работе», — сказала она.

    Таким образом, клиенты могут решать свои проблемы и выражать свои чувства.

    Наука за искусством

    Связи между арт-терапией и мозгом относительно просты. Мозг, вероятно, обрабатывает основные эмоции, особенно страх, в миндалевидном теле, которое связано как с сенсорной, так и с моторной системами».

    Одним из преимуществ арт-терапии является то, что она может принести облегчение, сочетая вызывающие страх эмоции с положительными новыми чувственными переживаниями. Успешное преодоление страха помогает регулировать и интегрировать аффективные переживания».

    — Ричард Карр и Ноа Хасс-Коэн, авторы
    Арт-терапия и клиническая неврология

    «У всех нас бывают ситуации, когда мы не можем найти слов — слова не передают то, что мы чувствуем», — сказал Стрэнг. «Искусство — это один из способов проработать эти мысли и чувства».

    Из-за того, что в штате очень мало арт-терапевтов, у людей часто возникают неправильные представления об арт-терапии, сказал Эзелл.

    Во-первых, участники должны иметь определенный уровень художественных способностей или таланта, чтобы получить пользу, что не соответствует действительности. Арт-терапия — это регулируемая область психического здоровья с конкретными целями для пациентов.

    «Дело не в том, как выглядит конечный продукт. Это не урок искусства», — сказала она. «Речь идет о другом и уникальном взгляде на вопрос или проблему».

    Как и Эзелл, Стрэнг страстно увлекалась искусством, но знала, что никогда не станет художницей на полную ставку. В старших классах она увлеклась психологией и открыла для себя арт-терапию как вариант карьеры в каталоге курсов колледжа. К 1987 году она получила степень магистра арт-терапии и начала практиковать. Примерно через 10 лет Стрэнг осознала, что изменила траекторию ее карьеры: она хотела узнать, как работает арт-терапия — на неврологическом уровне.

    Стрэнг подала заявку и получила докторскую степень по программе поведенческой неврологии UAB на факультете психологии. Сейчас она работает инструктором-исследователем и руководит теми же вводными курсами по нейробиологии в Морской лаборатории острова Дофин, в которых она участвовала, будучи студенткой. В ее исследованиях изучается роль рецепторов нейротрансмиттеров в зрительной обработке и влияние болезни Альцгеймера на эту обработку.

    «Оказывается, я люблю науку, но я всегда хотел оставаться на связи с арт-терапией», — сказал Стрэнг, который также был назначен президентом правления Американской ассоциации арт-терапии в ноябре 2017 года.

    «Без названия» Стрэнга. Весна 2016. Смешанная техника/акварель.

    Обретение голоса

    Стрэнг продолжала заниматься арт-терапией в качестве дополнительной практики, и около четырех лет назад она начала преподавать курс PY 426 «Терапия творческих искусств», в котором содержится обзор образовательных, этических и аттестационных требований.

    «Когда я разговариваю со студентами, изучающими неврологию, я должен объяснить им, почему арт-терапия так важна. Чувства — это неврология — все в твоей голове. Думая об этом таким образом, можно нормализовать опыт многих пациентов», — сказал Стрэнг.

    В течение последних 30 лет Стрэнг работал в стационарных психиатрических учреждениях и лечебных центрах, а также с пациентами с ВИЧ/СПИДом и людьми, которые борются с расстройствами пищевого поведения или травматическим опытом. По ее словам, они могут быть одними из самых творческих и умных людей.

    «У всех нас бывают ситуации, когда мы не можем найти слов — слова не передают то, что мы чувствуем. Искусство — это один из способов проработать эти мысли и чувства».

    «Искусство может стать голосом пациента», — сказала она. «Пациенты с расстройствами пищевого поведения часто используют пищу или отношения с едой как голос. Если мы сможем использовать искусство как альтернативу пониманию вещей и лучшему общению с ними, тогда еда может просто снова стать едой, а их тело может снова стать просто телом, а не криком о помощи».

    Для Стрэнга цель состоит в том, чтобы помочь привить им способность использовать творческий подход для обработки чувств.

    «Они могут сохранить связь с творчеством и чувством собственного достоинства и могут интегрировать это в остальную часть своей жизни», — сказал Стрэнг. «Если они продолжают заниматься искусством, просто больше ценят искусство или имеют лучший общий доступ к своему собственному творчеству, это творчество становится целительным».


    Поощрение

    Арт-терапия может быть индивидуальным упражнением с терапевтом или может проводиться в группе, сказал Эзелл, и некоторые клиенты смешивают арт-терапию с другими видами консультирования.

    «У нас есть клиенты, которые занимаются только арт-терапией, но некоторые используют смесь разных видов», — сказала она. «Некоторых направил ко мне другой терапевт EACC, некоторые занимаются семейной арт-терапией, а некоторые делают это в парах или в группах».

    EACC предлагает ежемесячную публичную арт-терапевтическую группу. Следующее занятие пройдет с 15:30 до 16:30. 17 апреля в WPCC Room G. Чтобы записаться, войдите на сайт uab.edu/learningsystem и выберите класс на вкладке каталога.

    В Центре помощи и консультирования сотрудников Ezell работает с сотрудниками UAB и их ближайшими родственниками, которые имеют право на 12 бесплатных занятий в течение календарного года. EACC также предлагает ежемесячную публичную группу арт-терапии, открытую для всех сотрудников UAB, UAB Medicine и VIVA, которую преподает Эзелл. Следующее занятие по уходу за собой пройдет с 15:30 до 16:30. 17 апреля в конференц-центре West Pavilion, зал G. Чтобы записаться, войдите в систему uab.edu/learningsystem и выберите класс на вкладке каталога.

    Независимо от того, участвуют ли клиенты индивидуально или в составе группы, арт-терапия может помочь людям восстановить связь с той частью себя, которую они, возможно, давно оставили позади, сказал Стрэнг.

    «Если вы посмотрите на детей, они любят карандаши и любят раскрашивать.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *