Арт терапия как метод психологической коррекции: «АРТ-ТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ».

«АРТ-ТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ».

Автор: Хавшабо Елена Ивановна

Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. Её успешная реализация предполагает широкое использование разнообразных методик и технологий. К категории эффективных методик можно выбрать арт-терапию.

 Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.

Термин “Арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом еще в (1938 году) 

 «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния». [Интернет – энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua]

Одним из средств  ознакомления ребенка с искусством в целом является арт-педагогика – это объединение областей (искусства и педагогики) определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики процесса художественного развития детей. Иначе говоря, терапевтическое рисование в общепринятом понимании. Это деликатная возможность по­наблюдать за ребенком в процессе спонтанного творче­ства, приблизиться к пониманию его интересов, увидеть его внутренний мир.

В настоящее время это направление привлекает к себе все большее внимание. Причины этого кроются в “мягкости” самого процесса врачевания. Арт-терапия нравится детям, поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.

Назначение арт-терапии, это оздоровление психики ребенка через творчество.

Средства реабилитации: сказкотерапия, куклотерапия, маскотерапия, игротерапия, цветотерапия, изотерапия (рисование, лепка из глины, пластилина, теста),  релаксация терапия.

Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных сюрпризов и приключений. А проводник на этой дороге чуткий и понимающий  педагог. Таким образом, арт-терапия  в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получает удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Таким образом, изобразительная деятельность является мощным средством сближения детей. Это особенно ценно при затруднении в налаживании контактов, использование арт– терапевтических методов позволяет изменить напряженное психоэмоциональное состояние ребенка, сформировать положительную мотивацию к художественным видам деятельности , создать эмоционально — благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных, положительных эмоций, в целом благоприятно влиять на психоэмоциональное состояние ребенка.

При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование акварельными красками, карандашами, восковыми мелками, специальные краски для работы руками, лепка из теста, глины, поделки из бумаги, ткани, природного материала. Дети учатся корректному общению, сопереживанию, бережному взаимоотношению со сверстниками. Складываются доверительные, доброжелательные отношения с педагогом, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения. В процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций. Интересно отметить, замкнутые, стеснительные дети, с осторожностью прикасавшиеся к краскам, но, глядя на остальных, преодолевали свою неуверенность. Отметим, что от занятия к занятию взаимодействие участников становилось все активнее. Особенно это проявлялось в процессе создания парных и коллективных работ. В целом происходит личностный рост ребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

 

Арт-терапия способствует гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивает коррекцию психоэмоционального состояния ребенка посредством соприкосновения с искусством.

Тема 12. Арттерапия как метод психокоррекции

7

Арт-терапи́я — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Арттерапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению — с другой. В процессе творчества пациент гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Арттерапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате пациент правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру.

Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.

Психотерапевты отмечают положительное влияние арт-терапии не только на улучшение общего физического и психического состояния больных, но также и на избавление их от психосоматических нарушений. Объективность этих данных подтверждается психофизиологическими исследованиями (Лебедева, Киселева, 2001).

В процессе арт-терапии изменяется отношение человека к собственному прошлому травматическому опыту, переживаниям и болезням, а достигнутый психотерапевтический эффект выражается в упорядочивании психосоматических процессов.

Изобразительная деятельность позволяет достичь состояния психического комфорта. При этом «художник» превращается в «зрителя», дистанцируясь от проблемы, как бы наблюдая ее со стороны. Таким образом, техника «рассказа в картинках» помогает рассмотреть какую-либо проблему в динамике, воссоздать цепочку обстоятельств и поступков. Пациент осознает свое отношение к происходившему и может изменить это отношение.

Данная техника имеет особую ценность в работе с лицами, которые затрудняются дать вербальное описание событий и чувств (Гудман, 2000).

Обычно и дети и взрослые с удовольствием описывают словами то, что они нарисовали. Главная задача арт-терапевта в этой своеобразной изобразительной игре (Валкер, 2001) — помочь пациенту:

• в вербализации осознанного материала и связанных с ним переживаний;

• в осмыслении тех символических образов, которые воспринимаются им как опасные для него;

• в формировании у него новых интересов, значимых для его дальнейшего психосоциального развития.

Наряду с терапевтическим значением техника «рассказа в картинках» имеет большую диагностическую ценность. С ее помощью можно получить гораздо больше информации, чем с помощью многочисленных бесед с пациентом в*течение нескольких месяцев. Особенно важно, что приоритет в интерпретации рисунков принадлежит их автору. Иными словами, при такой диагностике психолог предоставляет инициативу пациенту и опирается на его систему значений. Нужно предложить пациенту изобразить, что изменилось в нем самом и в семье, когда он заболел. Тематические задания для серии рисунков могут быть следующими. Нарисуйте и расскажите:

• Как вы узнали о своей болезни?

• Что изменилось в вас, когда это произошло?

• Нарисуйте самые страшные представления о своей болезни.

• Нарисуйте, что будет, когда болезнь пройдет.

• Нарисуйте себя здоровым и сильным.

• Нарисуйте себя в будущем.

Исходя из особенностей рисунков, можно предположить, на чем сфокусированы реакции пациента: на чувствах или на проблеме. В первом случае в рисунках отражается страх смерти, страх боли в связи с медицинскими процедурами и т. д. Для второй группы характерно изображение различного медицинского оборудования, больничных помещений и т. д.

Арт-терапевту важно понять истинные причины переживаний пациента. С помощью соответствующих вопросов специалист должен прояснить, объективировать изображение и понять заключенный в нем смысл. Это помогает выбрать адекватную арт-терапевтическую стратегию.

Арт-терапия предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности. Поощряется спонтанный характер творческой деятельности. Участники определяются с замыслом, выбирают форму, материалы, цвета в соответствии с выбранной темой, сами контролируют последовательность действий. За участником остается право выбирать меру участия в групповой работе. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

Анализ современных исследований по терапии искусством объясняет полезность этого метода для лечебных целей тем, что он:

1. Предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения.

2. Ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выразить с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры.

3. Дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию. Кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений.

4. Позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.

5. Помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств.

6. Способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета.

7. Развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними.

8. Усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

9. В процессе проведения группы позволяет разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии.

Недостатком терапии искусством является то, что крайне личностный характер заданий может стимулировать нарциссизм и уход в себя, а не приводить к раскрытию и установлению контактов. И хотя для большинства людей искусство есть достаточно безопасный способ выражения чувств, некоторые люди очень сопротивляются самовыражению при помощи искусства.

Занятия могут быть структурированными или неструктурированными.

Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником.

На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты.

На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т. д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными. В структуре каждого занятия можно выделить две основные части.

Первая — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — рисунок (живопись). Вторая — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает вербальную интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций.

В арт-терапии сложились различные подходы к отбору и классификации тем для занятий. Обшепризнана классификация, предложенная Liebmann (1996):

• темы, связанные с освоением изобразительных материалов;

• общие темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы;

• темы, связанные с исследованием системы отношений, образа Я;

• темы, имеющие особую значимость при парной работе участников группы, а также темы, предназначенные для работы с семьями;

• темы для совместной изобразительной деятельности участников группы.

Эффективные арт-терапевтические формы должны соответствовать следующим требованиям:

— нацеленность на длительный эффект, что подразумевает не только их

способность вызывать изменения, но и поддерживать эти изменения

длительное время — они не должны носить слишком рациональный

характер, так как последнее препятствует развитию эмоционального

процесса;

— вселять чувство надежды — преодоление трудностей, исцеление от боли,

успешное применение терапевтических стратегий;

— предоставлять успешный опыт в процессе преодоления препятствий;

— трансформировать эмоции, используя соответствующие символы;

— пробуждать сильные и глубокие эмоции.

Арт-терапия для детей. Описание процесса, стоимость.

Хотите создать сайт? Найдите бесплатные темы и плагины WordPress.

Арт-терапия – система индивидуальных занятий, направленных на развитие речи средствами художественного творчества. Арт-терапия – вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на лечебном воздействии изобразительного творчества с целью воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка.

ЭТО НУЖНО ВАШЕМУ РЕБЕНКУ?

Если у вашего ребенка проблемы с эмоциональным развитием; аутистический спектр поведения; Плохое настроение; эмоциональная нестабильность; повышенная тревожность; боится; фобии; низкая самооценка – ему нужна арт-терапия. Арт-терапия особенно эффективна для неговорящих детей с вышеперечисленными проблемами, так как в тех случаях, когда переживания не могут быть выражены словами, арт-терапевтические средства обеспечивают доступ к этим переживаниям и помогают избавиться от них.

Детский рисунок — особый материал, который, помимо художественно-творческого происхождения, несет в себе важное коммуникативное значение. Рисование помогает отвлечь ребенка от его болезненных переживаний, снимает напряжение, успокаивает и возвращает чувство собственной значимости.

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТО РЕШАЕТ?

Ребенок плохо себя ведет? Он ничем не интересуется? Он не проявляет никакого желания работать над своей речью?

Многим детям с нарушениями речи трудно выражать свои чувства, эмоции и мысли, а также понимать, что чувствуют другие люди. Иногда именно это вызывает нежелательное поведение. Таким детям легче установить диалог с миром в процессе творческой деятельности. Но сначала вам просто нужно научиться получать удовольствие от рисования, моделирования и конструирования.

Арт-терапия поможет ребенку дать социально приемлемый способ выражения агрессии; устанавливать контакты с людьми; развивать самообладание и концентрацию внимания; повысить самооценку.

В ЧЕМ НОВИНКА И ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ?

В нашей клинике арт-терапия проводится в комплексе с другими лечебно-реабилитационными методиками, что позволяет усилить их терапевтический эффект. Занятия проводит коррекционный педагог – специалист в области работы с детьми, имеющими проблемы с речью и поведением.

КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ?

Занятия арт-терапией проводит врач-корректор. Форма занятия индивидуальная, в зависимости от предпочтений и способностей ребенка. Практик использует в работе с детьми следующие направления арт-терапии:

Рисовальная деятельность:

  • Пальчиковая живопись;
  • Рисование красками;
  • Рисование цветными карандашами;
  • Песочная анимация;
  • Аква-рисунок;
  • Эксперименты с цветом.

Художественно-декоративно-прикладное творчество:

  • Глина;
  • Восковая глина;
  • Тесто соленое;
  • Натуральные материалы, цветная бумага, картон, клей.

Конструирование, сюжетная игра:

  • Создание объемных композиций из природных материалов, конструкторов, кубиков и придумывание вместе с ребенком сказок на тему творений.

КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ?

Художественное творчество – мостик, облегчающий переход ребенка к самостоятельной речи, чтению, письму и развитию самоконтроля. Арт-терапия способствует координации в работе всех сенсорных систем головного мозга, развитию мелкой моторики и нормализует эмоциональное состояние ребенка.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЭТО ЗАНИМАЕТСЯ?

Регулярные занятия продолжительностью 30-40 минут 2-3 раза в неделю.

Эту терапию могут проходить дети от 3 лет.

Вы нашли apk для Android? Вы можете найти новые бесплатные игры и приложения для Android.

Исправление к: Пилотное исследование уменьшения психологического стресса с помощью арт-терапии у больных раком, проходящих химиотерапию | BMC Cancer

Исправление к: Пилотному исследованию уменьшения психологического стресса с помощью арт-терапии у больных раком, проходящих химиотерапию

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Исправление
  • Открытый доступ
  • Опубликовано:
  • Э. Б. Элимимиан 1 ,
  • Л. Элсон 1 ,
  • Э. Стоун 1 ,
  • Р. С. Бут лер 2 ,
  • М. Долл 1 ,
  • С. Рошон 1 ,
  • К. Кондаки 1 ,
  • А. Пэджетт 3 и
  • З. А. Нахлех 1  

Рак BMC том 20 , Номер статьи: 1125 (2020) Процитировать эту статью

  • 787 доступов

  • 1 Цитаты

  • Сведения о показателях

Исправление к: BMC Cancer 20, 899 (2020)

https://doi. org/10.1186/s12885-020-07380-5

После публикации оригинальной статьи [1] авторы сообщают о следующей ошибке в третьем абзаце раздела обсуждения. Раскрашивание мандалы не является основным методом, используемым в арт-терапии, и не является основным методом, используемым в этом исследовании. Поэтому первое предложение этого абзаца следует читать: «Наши данные свидетельствуют о том, что интроспективные рисунки мандалы, один из видов художественной модальности, используемой для арт-терапии, полезны».

Ссылка

  1. Элимимиан Э.Б., Элсон Л., Стоун Э. и др. Пилотное исследование уменьшения психологического стресса с помощью арт-терапии у пациентов с раком, проходящих химиотерапию. БМК Рак. 2020; 20:899 https://doi.org/10.1186/s12885-020-07380-5.

    Артикул КАС Google Scholar

Ссылки на скачивание

Информация об авторе

Авторы и организации

  1. Отделение гематологии/онкологии, Онкологический центр Марун, Кливлендская клиника – Флорида, 2950 Cleveland Clinic Blvd, Вестон, Флорида, 33331, США

    Э. Б. Элимимиан, Л. Элсон, Э. Стоун, М. Долл, С. Рошон , C. Kondaki & Z.A. Nahleh

  2. Отделение радиационной онкологии, Онкологический институт Дана-Фарбер/Бригам и женская больница, 75 Francis St, Бостон, Массачусетс, 02115, США

    R. S. Butler

  3. 900 33

    Чарльз Э. Шмидт Медицинский колледж Атлантического университета Флориды, 777 Glades Road BC-71, Бока-Ратон, Флорида, 33431, США

    A. Padgett

Авторы

  1. E. B. Elimimian

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

  2. L. Elson

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

  3. E. Stone

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Академия

  4. Р. С. Батлер

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

  5. M. Doll

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

  6. С. Рошон

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

  7. К. Кондаки

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

  8. A. Padgett

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

  9. Z. A. Nahleh

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

Автор, ответственный за корреспонденцию

Соответствие З. А. Нахлех.

Права и разрешения

Открытый доступ Эта статья находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, которая разрешает использование, совместное использование, адаптацию, распространение и воспроизведение на любом носителе или в любом формате, при условии, что вы указываете соответствующие права на оригинальный автор(ы) и источник, предоставьте ссылку на лицензию Creative Commons и укажите, были ли внесены изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *