Читать онлайн «Православная аскетика, изложенная для мирян. О борьбе со страстями», священник Павел Гумеров – Литрес
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви
ИС Р16-519-0875
© Сретенский монастырь, 2016
Нужна ли современному мирянину аскетика?
В старину на Руси любимым чтением всегда были «Добротолюбие», «Лествица» святого Иоанна Лествичника и другие душеполезные творения. Современные православные христиане, к сожалению, редко берут в руки эти великие книги. А жаль! Ведь в них содержатся ответы на вопросы, которые очень часто задают на исповеди: «Батюшка, как не раздражаться?», «Как бороться с унынием и леностью?», «Как жить в мире с близкими?», «Почему мы постоянно возвращаемся к одним и тем же грехам?» На эти вопросы отвечает наука, которая в богословии называется аскетика. Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться, как обрести мир душевный, как стяжать любовь к Богу и ближним.
Слово «аскетика» сразу вызывает ассоциации с древними подвижниками, египетскими пустынниками, монастырями. Аскетические опыты, борьбу со страстями многие считают делом сугубо монашеским. «Ну а мы – люди немощные, в миру живем, мы уж так как-нибудь». Это, конечно, глубокое заблуждение. К ежедневной борьбе, войне со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения. Об этом говорит нам апостол Павел: те, которые Христовы (то есть все христиане. – Свящ. П.), распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Как солдаты принимают присягу и дают клятву защищать Отечество и сокрушать его врагов, так и христианин, как воин Христов, в Таинстве крещения присягает на верность Христу и «отрекается от дьявола и всех дел его», то есть от греха. А значит, предстоит бой с лютыми врагами нашего спасения: падшими ангелами, страстями и грехами. Бой не на жизнь, а на смерть, бой трудный и ежедневный, если не ежечасный, – «покой нам только снится». И поэтому изложение православной аскетики более всего уместно на основании учения о восьми человеческих страстях и противоборстве с ними[1].
Слова «аскетика», «аскетизм» произошли от греческого глагола «аскео», что в переводе означает «искусно и старательно перерабатывать», «обрабатывать грубые материалы и в этом упражняться». В древней языческой Греции аскетами называли атлетов, так как они проводили время в постоянных тренировках и упражнениях и при этом вели строгий, воздержанный образ жизни. Позже именование «аскет» закрепилось за людьми, подвизающимися в воздержании и стяжании добродетелей.
Таким образом, труд христианина по спасению своей души можно сравнить с работой спортсмена, укрепляющего свое тело и волю в постоянных занятиях, или воина, упражняющегося в боевом искусстве, чтобы быть всегда готовым к военным действиям.
Свой скромный труд я составил на основании Священного Писания, святоотеческой аскетической письменности и собственного небольшого священнического опыта. Учение Церкви о страстях и борьбе с ними переложено в книге на современную почву, для православных христиан, которым Бог судил жить и спасаться в веке ХХI. Также я взял на себя смелость использовать некоторые знания из багажа практической, прикладной психологии, переосмыслив их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями, ибо и святитель Феофан Затворник приводил в своих сочинениях психологические аналогии и даже призывал составить учебник, в котором можно было совместить христианство и психологию. Психология изучает механизмы человеческого поведения и мышления. Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, научиться ладить с самим собой и людьми, и психологические знания могут быть весьма полезными в духовном делании.
Беда в том, что психология не является единой научной дисциплиной, такой как физика, математика, химия или биология. Существует множество школ, направлений, которые называют себя психологией. К психологии относятся и психоанализ Фрейда и Юнга, и новомодные течения типа нейролингвистического программирования (НЛП). Некоторые направления в психологии совершенно неприемлемы для православных христиан. Поэтому приходится собирать какие-то знания по крупицам, отделяя зерна от плевел.
Перед тем как начать изучение основных страстей и методов борьбы с ними, давайте зададим себе вопрос: для чего мы боремся с нашими грехами и страстями? Недавно услышал, как один известный православный богослов, профессор Московской духовной академии (не буду называть его имени, так как очень уважаю его, он был моим преподавателем, но тут я в корне не согласен с ним), сказал: «Богослужение, молитва, пост – всё это, так сказать, строительные леса, подпорки для возведения здания спасения, но не цель спасения, не смысл христианской жизни. А цель – избавление от страстей». Не могу с этим согласиться, так как избавление от страстей тоже не самоцель, а о настоящей цели говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи». Цель жизни христианина – стяжание любви к Богу и ближним. Сам Господь говорит только о двух заповедях, на которых зиждется весь Закон и пророки. Это возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37–39). И далее: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40). Это самые главные заповеди, исполнение которых – смысл и цель христианской жизни. А избавление от страстей лишь средство, как молитва, богослужение и пост. Если бы это было целью, то недалеко ушли бы мы от буддистов, которые тоже ищут бесстрастия, нирваны.
Но человеку невозможно исполнить две главные христианские заповеди, пока над ним господствуют страсти. Подверженный страстям, грехам, он любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, гневе, служащий сребролюбию? Вопрос риторический.
Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить ключевую заповедь Нового Завета – заповедь о любви.
Глава I
Страсти и страдания
С церковно-славянского языка слово «страсть» переводится как «страдание» (отсюда, например, «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения). И действительно, ничто так не мучает людей, как собственные страсти, укоренившиеся грехи.
Сначала они служат удовлетворению греховных потребностей, а потом люди сами начинают служить им: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34).
В каждой страсти есть момент греховного удовольствия для человека, но тем не менее страсти мучают, терзают и порабощают грешника.
Самый яркий пример страстной зависимости – алкоголизм и наркомания. Алкоголь, наркотики становятся не только частью души человека, но и входят в обмен веществ, становятся частью биохимических процессов в его организме. То есть эта зависимость духовнотелесная. И лечить ее нужно двояко: и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, всё приносит он в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя и наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром подавляющее большинство убийств совершается под воздействием алкогольнонаркотических веществ.
Другие страсти могут не меньше порабощать душу, но в данном случае они еще усиливаются телесной зависимостью.
Люди, далекие от Церкви, от духовной жизни, часто видят в христианстве одни запреты. Мол, напридумывали каких-то табу, ограничений, чтобы людям жизнь усложнить.
В Православии нет ничего случайного, лишнего, всё гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нельзя нарушать, это неизбежно приведет к катастрофе. Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды. Заповеди, нравственные предписания можно сравнить с надписями, предупреждающими об опасности: «Осторожно, высокое напряжение!», «Не влезай, убьет!»; «Стой! Зона радиационного заражения», «Ядовито», «Токсично» и т. д. Нам, конечно, дана свобода выбора, но если мы не будем учитывать эти предписания, обижаться потом нужно только на себя. Грех – нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, и он наносит вред в первую очередь самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо грех становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.
Слово «страсть» имеет два значения.
Первое. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится». То есть страсть – это уже нечто большее, чем грех, это греховная зависимость, рабство определенному виду порока.
Второе значение слова «страсть» объединяет целую группу грехов. Например, в книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей и после приводится список грехов, объединенных этой страстью. Например, ГНЕВ: «Вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего»1.
Святые отцы, как правило, говорят о восьми страстях:
1) чревообъядение,
2) любодеяние,
3) сребролюбие,
4) гнев,
5) печаль,
6) уныние,
7) тщеславие,
8) гордость.
Некоторые, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние. Но это немного разные понятия, разговор о них пойдет позже.
Иногда восемь страстей называют смертными грехами, потому что они могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником соответствующего порока. Это учение коренится в Евангелии: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого (Лк. 11, 24–26).
О семи страстях обычно пишут западные богословы, например, Фома Аквинат. На Западе числу семь придают особое значение.
Страсти являются извращением естественных человеческих потребностей. Человеческой природе свойственны потребность в пище и стремление к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к своим грехам или к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость перерождается в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости.
Один западный богослов приводит удачный пример. Он сравнивает страсть с псом. Очень хорошо, когда пес сидит на цепи и охраняет наш дом, но беда, когда он залез лапами на стол и пожирает наш обед.
Во втором томе «Добротолюбия» святой Иоанн Касиан Римлянин говорит, что страсти подразделяются на душевные, то есть исходящие из душевных склонностей, например гнев, уныние, гордость и т. д., – они питают душу, и телесные – они в теле зарождаются и тело питают. Но так как человек душевнотелесен, то страсти разрушают как душу, так и тело.
Этот же святой пишет, что первые шесть страстей как бы происходят одна из другой. И «излишество предыдущей дает начало последующей». Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть. От блуда – сребролюбие, от сребролюбия – гнев, от гнева – печаль, от печали – уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие. Чтобы победить печаль, нужно подавить гнев, и т. д.
Особая тема – тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно, победив тщеславие. Святые отцы полагают, что некоторые страсти совершаются телом, но зарождаются они в душе, выходят из сердца человека: из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека (Мф. 15, 19–20). Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. А тело, как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает. Невозможность удовлетворить свои страсти – вот что будет мучить и жечь человека после смерти.
Святые отцы учат, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, палить как огнем. И не только телесные страсти, такие как блуд или пьянство, но и душевные: гордость, тщеславие, гнев, ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное: бороться со страстями человек тоже не сможет, это возможно только на земле, ведь земная жизнь дается для покаяния и исправления.
Воистину, чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и дьяволу, с ними и останется. Например, для наркомана будет бесконечная, никогда не прекращающаяся ломка, для алкоголика – вечное похмелье и т. д. Но если человек служил Богу, был с Ним на земле, он может надеяться, что будет с Ним и на небе.
Земная жизнь дается нам как подготовка к вечности, и мы здесь, на земле, осознаем, что для нас главнее, что составляет смысл и радость нашей жизни: удовлетворение страстей или жизнь с Богом. Рай – это место особого присутствия Божия, вечное богообщение, и насильно Бог туда никого не помещает.
Протоиерей Всеволод Чаплин приводит следующую аналогию: «На второй день Пасхи 1990 года владыка Костромской Александр служил первую со времен гонений службу в Ипатьевском монастыре. До последнего момента было не ясно, состоится ли богослужение, – таково было сопротивление музейных работников… Когда владыка вошел в храм, музейщики во главе с директрисой стояли в притворе с гневными лицами, некоторые со слезами на глазах. «Попы оскверняют храм искусства…» Во время крестного хода я держал чашу со святой водой. И вдруг владыка говорит мне: «Пошли в музей зайдем, в их кабинеты!» Зашли. Владыка громко говорит: «Христос воскресе!» – и кропит музейщиков святой водой. В ответ – перекошенные от злобы лица. Наверное, так же богоборцы, перейдя черту вечности, сами откажутся войти в рай – им там будет невыносимо плохо.
На снижение зависимости молодежи от гаджетов направлен проект ЮУрГУ
Философы ЮУрГУ работают над проектом «Цифровая аскетика», который направлен на снижение цифровой зависимости (аддикции) школьников и студентов и поиск баланса между онлайн и оффлайн пространствами. Проект получил поддержку Российского научного фонда. Ученые разработали уникальный ежедневник, который поможет справиться с этой актуальной в молодежной среде проблемой.
Современный школьник и студент вынужден проходить обучение в условиях технологических инноваций. Цифровая аскетика – это современный подход к использованию цифровых технологий, который включает в себя практики, направленные на снижение зависимости от гаджетов и социальных сетей, повышение производительности и сосредоточенности, а также снижение стресса и тревожности, вызванных постоянным использованием цифровых технологий.
«Цифровая аскетика понимается авторами не как призыв отказаться от современных технологий, а как необходимость достигнуть гармонии и баланса в сочетании реального и виртуального, как возможность профилактики различных форм цифровой аддикции
», – комментирует один из авторов пособия, старший преподаватель кафедры «Философия» ЮУрГУ Екатерина Миляева.
Справиться с цифровой аддикцией по замыслу научных сотрудников ЮУрГУ школьникам и студентам помогут специальные практические занятия, собранные в учебном пособии. Авторы пособия предлагают читателям поработать над своим отношением к гаджетам в формате ежедневника или дневника, который разбит на 4 недели. Каждая неделя посвящена одной из проблем: цифровой след, кибербуллинг, критическое мышление, забота о себе в онлайн и оффлайн.
Пособие может быть использовано для самостоятельной работы по преодолению цифровой аддикции, наработке навыков цифровой грамотности и критического мышления.
«Пособие может быть не только удачным способом проведения занятий для учащихся в русле актуальной сегодня цифровой грамотности, но и отличной возможностью для всех желающих самостоятельно изучить свои поведение, мысли, внутренний мир и ответить на смысложизненные вопросы», – поясняет Екатерина Миляева.
Сейчас ведется разработка мобильного приложения, позволяющего вести работу с ежедневником в любое время в удобном цифровом формате, к тому же напоминания приложения позволят не забыть о том, что надо выполнить задание.
В дальнейшем научным сотрудникам ЮУрГУ предстоит провести педагогический эксперимент. В апреле-мае 2023 года с учащимися 9 классов будет проведен цикл очных занятий, посвященных различным аспектам жизни в цифровом мире. Также в течение месяца школьники будут вести ежедневник, знакомясь с практиками цифровой аскетики и применяя их в своей жизни. Последующее анкетирование и проведение бесед с ребятами позволит выяснить, насколько было полезно проведение занятий и использование ежедневника. После планируется распространение методики в школах Южно-Уральского региона.
Полученные результаты могут применяться в учебных заведениях города и региона для формирования цифровых компетенций у учащихся, а также для разработки методик профилактики цифровой аддикции у молодежи.
По результатам исследования ведется работа над публикациями в высокорейтинговых журналах: «Галактика медиа», «Шаги», «European Journal of Contemporary Education». А также в журналах из списка ВАК, преимущественно К1.
Работа по проекту выполняется при поддержке гранта Президента РФ для молодых ученых – кандидатов наук «Цифровая антропология: теоретические и прикладные аспекты» и Российского научного фонда Конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 22-18-20011 «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)».
Южно-Уральский государственный университет – это университет трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В 2021 году ЮУрГУ победил в конкурсе по программе «Приоритет 2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука и университеты».
Читайте нас:
- «Наука ЮУрГУ» в Яндекс.Дзен
- «ЮУрГУNews» в Telegram
- «Я люблю ЮУрГУ» в VK
- «Твой ЮУрГУ» в Одноклассники.ру
Автор: Екатерина Порошина, фото: Данил Рахимов, Екатерина Порошина
Контактное лицо по новости:
Отдел научных коммуникаций, тел.: 272-30-11
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
аскетизм строгое самоотречение и активное самоограничение
эстетика, характеризующаяся признанием красоты или хорошего вкуса
показной, предназначенный для привлечения внимания и впечатления на других
99″>эстетика раздел философии, посвященный красоте и вкусу
стоицизм равнодушие к удовольствию или боли
скептицизм сомнение в истинности чего-либо
эстетика Раздел философии, посвященный красоте и вкусу
острота сообщение, изобретательность которого способна вызвать смех
экзотика экзотика
Стоицизм (философия) философская система стоиков, следующая учению древнегреческого философа Зенона
81″>мистицизм религия, основанная на общении с высшей реальностью
полная противоположность
атлетизм интенсивная энергия
-
Гностицизм религиозное направление, проповедующее гнозис как способ высвобождения духовного элемента человека; считается ересью христианскими церквями
эклектика принятие решений на основе того, что кажется лучшим, вместо того, чтобы следовать какой-то одной доктрине или стилю
скептицизм сомнение в истинности чего-либо
02″>историзм Теория о том, что социальные и культурные события определяются историей
остракизм акт исключения кого-либо из общества по общему согласию
этика учение о том, что этика и этические идеи являются действительными и важными
астеризм (астрономия) скопление звезд (или небольшое созвездие)
Является ли аскетизм ключом к мудрости? — ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКА Сторожевой башни
Точка зрения Библии
Является ли аскетизм ключом к мудрости?
«ОТШЕЛЬНИКИ надевали железные кандалы, цепи, колючие пояса и ошейники с шипами. . . Другие обвалялись в колючках и крапиве, намеренно привлекали укусы насекомых, обжигали себя огнем и раздражали свои раны до хронического гноя. Само собой разумеется, что голодание было само собой разумеющимся, некоторые улучшили его, употребляя только тухлую или иную отвратительную пищу» ( Святые, , Эдит Саймон).
Это были аскеты. Почему они так плохо к себе относились? В книге Ради мира — дух буддийского и христианского монашества, авторы объясняют, что «по крайней мере со времен Сократа (V век до н.
э.) широко предметы первой необходимости, не обремененные чувственной и материальной роскошью, были предпосылкой подлинной мудрости». Подвижники думали, что умерщвление тела усилит их духовную чувствительность и приведет к истинному просветлению.Трудно дать точное определение аскетизму. Для некоторых это просто означает самодисциплину или самоотречение. Ранние христиане ценили такие добродетели. (Галатам 5:22, 23; Колоссянам 3:5). Сам Иисус Христос рекомендовал вести простую жизнь, свободную от тревог, которые может принести материалистический образ жизни. (Матфея 6:19-33). Однако чаще аскетизм ассоциируется с гораздо более суровыми и часто крайними мерами, такими как описанные выше. Действительно ли эти аскетические практики, особенно в их крайних формах, являются ключом к мудрости?
Основано на ложных предположениях
Среди философий, породивших аскетизм, есть идея о том, что материальные вещи и физические удовольствия сами по себе плохи и, следовательно, препятствуют духовному прогрессу.
Что говорит Библия? Священное Писание показывает, что, когда Бог завершил создание земли, Он заявил, что все, что он создал — все его физические, материальные творения — было «весьма хорошо». (Бытие 1:31) Бог предназначил мужчине и женщине в Эдемском саду наслаждаться материальными вещами. Само имя Эдем означает «Удовольствие» или «Восторг». (Бытие 2:8, 9) Адам и Ева были совершенны и имели хорошие отношения со своим Творцом, пока не согрешили. С этого времени несовершенство стало преградой между Богом и человеком. Однако удовлетворение законных человеческих желаний или наслаждение дарованными Богом физическими удовольствиями, осуществляемое в соответствии с Божьими нравственными законами, никогда не может создать барьера в общении между Богом и его поклонниками! (Псалом 145:16).
Кроме того, Библия ясно учит, что человек, созданный из праха и сотворенный из плоти, — это душа. Священное Писание не поддерживает ни представления о том, что душа — это какая-то нематериальная и бессмертная сущность, связанная с физическим телом, ни представления о том, что плоть каким-то образом мешает человеку иметь близкие отношения с Богом (Бытие 2:7).
Очевидно, что понятие аскетизма рисует искаженную картину взаимоотношений человека с Богом. Апостол Павел предупреждал, что некоторые исповедующие христианство предпочтут обманчивую человеческую философию основным библейским истинам. (1 Тимофею 4:1–5). О некоторых, кто придерживался такого мнения, историк религии говорит: «Вера в то, что материя была злом… . . и что человеческая душа должна быть освобождена от запутанности в материи, вызвало суровый аскетизм, запрещающий есть мясо, половые сношения и т. д., которому могли следовать только избранные «совершенные» или perfecti , прошедший специальную инициацию. Этот образ мышления не имеет библейской поддержки и не был верой первых христиан (Притчи 5:15—19; 1 Коринфянам 7:4, 5; Евреям 13:4.
Нет нужды в аскезе
Иисус и его ученики не были аскетами. Они перенесли различные испытания и невзгоды, но эти невзгоды никогда не были вызваны ими самими. Апостол Павел предупреждал христиан быть осторожными, чтобы вводящие в заблуждение человеческие философии не увлекли их от истины Божьего Слова и не привели к неразумным, крайним действиям. Павел особо упомянул «суровое обращение с телом». Он сказал: «В самом деле, эти самые вещи обладают видимостью мудрости в добровольном поклонении и притворном смирении, суровом обращении с телом; но они бесполезны в борьбе с наслаждением плоти». (Колоссянам 2:8, 23) Аскетизм не ведет к особой святости или настоящему просветлению.
Верно, путь христианского послушания предполагает энергичное усилие и самодисциплину. (Луки 13:24; 1 Коринфянам 9:27).