3) Ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв.
Психика стала пониматься как внутренний мир человека, имеющий особое – духовное — бытие. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. Учение Декарта о душе и теле и об их различии породили философскую психофизическую проблему. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Итак, по Декарту: не только тело освобождается от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа — только мыслить. Принцип работы тела — рефлекс. Принцип работы души -рефлексия. В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором — сознание отражает собственные мысли, идеи.
Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Б. Спиноза. Попытку построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлел главный труд Спинозы «Этика».
Развитие производства и науки потребовало новой теории, которой стал эмпиризм. Родоначальником этого направления явился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформился у Дж. Локка. Т. Гоббс отказался от понятия души как особой сущности. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, «кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения.
Такая связь получила впоследствии название ассоциаций. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм. В разработке этого направления видная роль принадлежала Д. Локку. Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всех знаний. Постулат Локка гласил, что «в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях». Исходя из этого он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Он утверждал, что нет врожденных идей. Знания и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного и взрослого человека.Учение Локка возбудило споры и завоевало огромную популярность. Большой интерес представляет полемика с Локком немецкого философа-идеалиста и ученого Г. Лейбница. Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.
В XVIII веке английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли. Исследуя психику, Гартли дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю, Гартли объяснял, считая что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя таким образом, мышление к процессу образования понятий), а в основе воли — ассоциация слов и движения. По-иному истолковывали принцип ассоциации два других английских мыслителя — Д. Беркли и Д. Юм. Они полагали, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт.
Согласно Беркли — опыт — это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные и осязательные. В своем конкретно — психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства (при двухмерности образа на сетчатке).
Английский мыслитель Д. Юм занял иную позицию. Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от нас, он полагал теоретически неразрешимым, допуская в то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей. В своих трудах он развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей.
Самыми радикальными критиками любых учений, допускающих влияние на природу и человека сил, ускользающих от опыта и разума, выступали французские мыслители. Они объединились вокруг 35 — томной «Энциклопедии», освещавшей новейшие достижения человеческого знания. Поэтому их принято называть энциклопедистами. В энциклопедии с материалистических позиций излагались и вопросы психологии. «В человеке передовые французские мыслители видели венец природы. Столь же оптимистическими были и предположения о заложенных в каждом индивиде неисчерпаемых возможностях совершенствования. Если человек плох, то вину за это нужно возлагать не на его греховную телесную природу, а на противоестественные внешние обстоятельства. Человек — дитя природы, поэтому существующий социальный порядок должен быть приведен в соответствие с потребностями и правами, которыми человека наделила природа». Главная практическая идея «энциклопедистов» состояла в утверждении решающей роли воспитания и законов в формировании человека. Яркое обоснование этой идеи мы находим в трудах Ж. Руссо и К. Гельвеция. 4) Экспериментальная психология — середина XIX — начало XX вв.
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологических знаний. Английский историк и экономист Д. Милль вернулся к представлению о том, что сознание — это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциаций. Никаких врожденных идей не существует. А. Бэн в своих главных трудах последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией.
Концепция Гербарта — «Теория статики и динамики представлений» сыграла большую роль в теории обучения.
С его точки зрения, методика обучения должна строиться так, чтобы новое знание сразу же попадало в центр внимания человека, для чего оно должно или быть достаточно привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися уже у субъекта знаниями. Механизмом такого соединения понятий являются классические законы ассоциаций.В середине XIX века в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду.
Согласно Дарвину, естественный отбор безжалостно истребляет все живое, которому не удалось справиться с трудностями среды. Организм должен был пустить в ход все свои ресурсы (и психические), чтобы выжит, а среда изменялась, и организм был вынужден приспосабливаться. Согласно Бернару, организм также вынужден вести себя активно и целесообразно, используя специальные механизмы поддержания в теле стабильности (постоянства содержания кислорода), чтобы обеспечить активность своего поведения.
В итоге сложилась новая «картина организма» как устройства, которое подчиняется законам, неведомым неорганическим телам. По-новому понимались причинность, системность и развитие. И эта новая картина стала основой понимания психических функций, которые отныне рассматривались под тем, же углом зрения, что все другие функции живых систем. На этом фундаменте складывалась психология как особая наука. Ее формирование шло посредством возникновения и развития различных отраслей.Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологии исследования — дифференциальная, детская, зоопсихологи и другие.
| Вопрос 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА Психология – это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека. Предмет, объект психологии Выделим основные этапы развития психологии,имея в виду, что понимание объекта, предмета и целей психологии изменялось в ходе ее исторического развития. I этап: психология как наука о душе. В течение многих веков, начиная с Древней Греции и включая Средневековье и эпоху Возрождения, душа выступает предметом рассуждения философов и богословов, поэтому на данном этапе развития понимание души являлось предметом психологического знания. II этап (с XVII в.): психология как наука о сознании. Понятие «душа» стало превращаться в понятие «сознание». Пути формирования сознания человека, процессы познания мира и себя — основная научная проблема психологии на данном этапе. III этап (XX в. ): психология как наука о поведении. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за поведением, реакциями человека, используя объективные методы регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека. IV этап (современный): психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. На современном этапе объектом психологии является психика как явление природы, частным случаем которого выступает психика человека и животного. Основной объект психологии— человек как субъект, включенный во множество отношений с физическим, биологическим и социальным миром, выступающий как субъект деятельности, познания, общения. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение. Основными задачами психологии являются: 1. Изучение законов психической жизни человека, для организации и взаимодействия людей; различных видов деятельности и оптимального формирования личности. 2. Создание достаточных условий для раскрытия личностного потенциала. 3. Исследование зависимостей психических явлений от объективных условий жизни. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центре «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол — общественные науки, нижний правый — философские науки (логика и гносеология). Психология же занимает центральное место, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Психология тесно связана с социальными (общественными) науками,изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография. Гуманитарные науки: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Психология также тесно связана сестественными науками,прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.
Вопрос 2. Основные этапы развития предмета психологии. В своем развитии психология прошла несколько этапов: 1)Донаучный 2) Научный 3) Ассоцианистическая психология 4) Экспериментальная психология 5) Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. 6) Гуманистическая психология. 7) Современный этап в развитии психологии. Донаучный — до VII—VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе было на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев. Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникли в системе первобытных верований людей, в мифологии. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как «зверек в животном, человек внутри человека». В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником — душой. Такой взгляд называется анимизмом (от лат. «анима» — душа). Научный — рубеж VII-VIвв. до н.э. В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции. Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия. Ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, имеющий особое – духовное — бытие. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. Учение Декарта о душе и теле и об их различии породили философскую психофизическую проблему. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Итак, по Декарту: не только тело освобождается от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа — только мыслить. Принцип работы тела — рефлекс. Принцип работы души -рефлексия. В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором — сознание отражает собственные мысли, идеи. 4) Экспериментальная психология — середина XIX — начало XX вв.. В середине XIX века в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду. В итоге сложилась новая «картина организма» как устройства, которое подчиняется законам, неведомым неорганическим телам. По-новому понимались причинность, системность и развитие. И эта новая картина стала основой понимания психических функций, которые отныне рассматривались под тем, же углом зрения, что все другие функции живых систем. На этом фундаменте складывалась психология как особая наука. Ее формирование шло посредством возникновения и развития различных отраслей. Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологии исследования — дифференциальная, детская, зоопсихологи и другие. 5)Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы 10-30-е гг. XXв. В начале 10-х годов психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х годов. Он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании. Рассмотрим важнейшие направления периода открытого кризиса:
Гештальтпсихология— одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса. Главное понятие этой психологии — понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами. Гештальтпсихологи выступали с новым пониманием предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать переживания, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. С самого начала ученые отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущения функцией.
6) Гуманистическая психология -1940-1960 гг. Эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и попыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии — психоанализ З. Фрейда. Психоанализ возник в начале 90-х годов XIX века из медицины психики. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейдовская теория прочно вошла в учебники по психологии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке — социологию, педагогику, а также на искусство и литературу. Говоря о психологии периода открытого кризиса, нельзя не упомянуть о работах А. Адлера, который стал основателем нового, социально-психологического направления. Его теория представляет целостную систему развития личности. «Не врожденные инстинкты, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная мила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер». | |
Ассоциационизм: концепция, критика и реакция
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы узнаете об ассоциативизме: 1. Концепция ассоциативизма 2. Критика ассоциативизма 3. Реакция против ассоциационизма.
Концепция ассоциативизма:
Факультетская психология нашла своего врага в лице сторонников ассоциативизма. Юм, Беркли, Бейн и Джеймс Милль были сторонниками ассоциации. Психическую жизнь они сводили к ощущениям, представлениям, рефлекторным действиям и их сочетаниям по законам ассоциации.
Ощущения являются элементарными единицами познания. Идеи — это бледные копии или репродукции ощущений. Они комбинируются различными способами в соответствии с законами ассоциации и порождают сложные когниции. Рефлекторные действия являются элементарными единицами действия. Они объединяются в сложные произвольные действия по законам ассоциации.
РЕКЛАМА:
Ассоциативисты придают слишком большое значение элементам психической жизни, а именно ощущениям, рефлекторным действиям и законам ассоциации. Они не признают единства и активности ума. Они рассматривают это как ряд психических состояний. Они начинают с несвязанных чувственных элементов и стремятся свести их к единству посредством законов ассоциации.
Ассоциативизм делает упор на интеллектуальный аспект психической жизни и цель и анализ ее на простейшие единицы или ощущения. Она объясняет их синтез в сложные переживания, идеи и мысли законами ассоциации. Поэтому гештальт-психологи называют ассоциативную психологию кирпичной психологией. Макдугалл называет это мозаичной психологией и атомистической психологией.
Ассоциативисты пытаются свести все психические процессы к одному процессу ассоциации. Они пытаются объяснить память связью одной «идеи» с другой.
Когда два психических процесса связаны ассоциацией в опыте человека, и один из них каким-то образом возникает у него, он вызывает другой в силу связи или ассоциации. Последовательность идей в мечтах может быть вызвана ассоциациями между ними, сформированными в прошлом опыте.
РЕКЛАМА:
Вид предмета, связанный в прошлом опыте с прикосновением к нему, становится признаком присутствия предмета. Подобным же образом визуальные признаки объектов подсказывают их размер, расстояние и направление.
Подобным образом ассоциативисты сводят рассуждения, убеждения и действия к одному процессу ассоциации. Они объясняют многие эмоции, такие как страхи и антипатии, ассоциацией совершенно невинных объектов людей с другими вещами, которые естественным образом вызывают страх или неприязнь.
Они объясняют произвольные действия ассоциацией рефлекторных действий с предметами, вызывающими удовольствие и боль. Объекты, доставляющие удовольствие, ищутся, а объекты, причиняющие боль, избегаются. Таким образом, ассоциационисты сочетают в своей психологии действий ассоциационизм с психологическим гедонизмом.
Они объясняют все психические процессы одним процессом ассоциации. Они изучают законы ассоциации и пытаются свести их к единому закону. Ассоциационизм доминировал в психологии начала девятнадцатого века.
Критика ассоциативизма:(i) Ассоциативизм предполагает, что сложные психозы представляют собой совокупность простых ощущений, которые вновь проявляются в продуктах как их компоненты. Они рассматривают воспроизведение и ассоциацию элементарных ощущений как единственные рациональные формы объяснения. Они объясняют психический процесс, анализируя его на простые элементы или ощущения и показывая, как они связаны друг с другом посредством ассоциации.
Восприятие спелого манго объясняется зрительными ощущениями его цвета, формы, размера и формы, а также представлениями о его запахе, вкусе, мягкости и т. д., ожившими в памяти из прошлых восприятий.
Зрительные ощущения и воспоминания, соединенные друг с другом по ассоциации, составляют восприятие спелого манго. Этот сложный опыт объясняется анализом его составных ощущений и идей, которые формируют его посредством ассоциации.
(ii) Ассоциативизм рассматривает ментальную причинность как комбинацию, композицию или ассоциацию. Но ассоциация и воспроизведение — не единственная форма психической причинности. Единицы не всегда существуют в своей примитивной природе в своем соединении. Огонь, сжигающий дом, не сохраняется в сгоревшем доме как неотъемлемая часть.
Кроме того, ассоциация — это сплоченность. А и В связаны друг с другом и удерживаются в сознании не как отдельные единицы, а как связанное целое в виде АВ. Сплоченность подразумевает единство и активность ума. Это предполагает единство интересов и непрерывность внимания. Простая ассоциация как механический процесс не может объяснить психический процесс.
РЕКЛАМА:
(iii) Ассоциативизм ошибочно отрицает единство и активность разума. Ум — это субъект, на него воздействуют приятно или неприятно, он реагирует на него и изменяет его. Разум разбивает континуум представления на ощущения посредством актов внимания и объединяет их в новые психозы. Следовательно, ощущения не являются элементарными единицами опыта.
Они являются продуктами дифференциации континуума представления субъектом или самостью, как утверждает Уорд. Ощущения не сохраняются у субъекта как отдельные, не связанные друг с другом предметы. Они сохраняются или сохраняются как взаимосвязанные друг с другом в системах знаний.
Они связаны друг с другом как неотъемлемые члены систем. Они связаны и объединены друг с другом синтетическим актом апперцепции субъекта. Ассоциация – это форма апперцепции. Макдугалл справедливо называет ассоциационизм физиологическим атомизмом, атомистической психологией или мозаичной психологией.
(iv) Ассоциативизм ошибочно рассматривает восприятие как совокупность ощущений и образов памяти. Гештальтпсихология справедливо рассматривает восприятие как переживание целого, гештальта или конфигурации, которые не могут быть разбиты на элементарные единицы.
(v) Ассоциативизм ошибочно рассматривает произвольные действия как механические агрегаты рефлекторных действий. Волевые действия — это единичные действия, предполагающие обдумывание и выбор со стороны субъекта или самости. Они связаны с оценкой субъектом ситуации и реакцией на нее. Поэтому ассоциационизм был отвергнут современными школами психологии.
Реакция против ассоциативизма:Подъем британского идеализма в конце девятнадцатого века был реакцией против ассоциативизма, поскольку он подчеркивал единство и активность разума:
(i) Джеймс Уорд был видный представитель антиассоциаций. Он подчеркивал единство человеческого опыта и поведения. Он также подчеркивал активность и приспособление субъекта или себя и впитывал эволюционные идеи. Уорд был основателем селф-психологии.
(ii) Макдугалл, основатель гормической психологии, развил антиассоциативную психологию. Ассоциативизм — это механистическая или бесцельная психология, тогда как гормическая психология — это целеустремленная психология.
(iii) Гештальт-психология также является реакцией на ассоциативистскую психологию. Он подчеркивает концепцию гештальта в целом, паттерна или конфигурации. Она рассматривает ментальные процессы как целостные, а не простые агрегаты или суммы. Он антианалитический. Она противостоит мозаичной или атомистической психологии.
Главная ››
Ассоциативизм – гештальт-психология, идеи и предложения
Мнение, что психические процессы можно объяснить с точки зрения ассоциации идей.
Ассоциационизм, выдвинутый в первую очередь чередой британских философов 18-го и 19-го веков, во многом предвосхитил развитие современной психологии. В своем первоначальном эмпирическом контексте это была реакция на платоновскую философию врожденных идей, которые определяли, а не вытекали из опыта. Вместо этого ассоциативисты предположили, что идеи возникают в результате опыта, проникая в разум через органы чувств и подвергаясь определенным ассоциативным операциям.
Философ Джон Локк (1632-1704) ввел термин «ассоциация идей» в четвертом издании своего Эссе о человеческом понимании (1700), где он описал его как вредное для рационального мышления. Джордж Беркли (1685–1753), ирландский епископ, применил ассоциативные принципы к зрительному восприятию глубины , утверждая, что способность видеть вещи в трех измерениях является результатом обучения, а не врожденной способности . Британский врач Дэвид Хартли (1705–1757) также занимался биологическими последствиями ассоциативизма, сформулировав нейрофизиологическую теорию о передаче идей, а также описав физическую активность с точки зрения ассоциации (концепция, которая предвосхитила последующие принципы кондиционирование ). Хартли также разработал комплексную теорию ассоциативизма, которая включала память , воображение , сны и мораль. Шотландский философ Дэвид Юм (1711-1776) предложил принципы сходства и смежности, утверждая, что сходные или переживаемые одновременно (или в быстрой последовательности) идеи становятся связанными друг с другом.
Джеймс и Джон Стюарт Милль (отец и сын-философы) продолжали исследовать ассоциационизм в XIX веке.век. Старший Милль предложил механистическую теорию, которая связывала идеи в «составные соединения», в частности, посредством принципа смежности. Младший Милль, чьей определяющей метафорой ассоциации идей была «ментальная химия», отличался от своего отца тем, что утверждал, что разум играет активную, а не пассивную роль в формировании ассоциаций. Он также предположил, что идея в целом может представлять собой нечто большее, чем сумма ее частей, концепция, аналогичная той, которую позже отстаивали психологи школы гештальта. Другое 19Среди деятелей 19-го века, известных своими ассоциативными идеями, были Томас Браун, предложивший несколько вторичных законов ассоциации, и Александр Бейн (1818–1903), сформулировавший всеобъемлющую психологическую систему, основанную на ассоциации.
Помимо сходства и смежности, были предложены и другие руководящие принципы для объяснения того, как идеи связываются друг с другом. К ним относятся временная смежность (идеи или ощущения, сформированные близко друг к другу во времени), повторение (идеи, которые повторяются вместе неоднократно), новизна (ассоциации, возникшие недавно, легче всего запоминаются) и яркость (наиболее яркие переживания образуют самые прочные ассоциативные связи). В 20 веке самым явным наследником ассоциативизма является бихевиоризм , принципы обусловливания которого основаны на ассоциации реакций на стимулы (и на ассоциации этих стимулов с положительным или отрицательным подкреплением ). Кроме того, как и ассоциационизм, бихевиоризм делает упор на влияние окружающей среды (воспитания) на врожденные характеристики (природу). Ассоциация появляется и в других современных контекстах: свободная ассоциация идей является базовой техникой в теории и практике психоанализа 9.