Ассоцианизм это: Ассоцианизм — Психологос

АССОЦИАНИЗМ | это… Что такое АССОЦИАНИЗМ?

        ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внеш. воздействий на организм. Предполагалось, что поскольку взаимодействие организма с физич. миром совершается по законам механики, то и связи идей возникают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое Гоббсом, было развито Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации: «Если человеческое тело подвергалось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» («Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). В сер. 18 в.

Гартли, опираясь на механику Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психич. жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации — универсальному и неотвратимому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно распространялось не только на психологию, но и па этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. В противовес этому сстественнонауч. направлению возник идеали-стич. ассоцианизм Беркли, Юма, утверждавших, что связь между психич. элементами дана внутри сознания и является чисто субъективной. Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения элементов (ощущений, представлений) привёл в нач. 19 в. к механистич. концепции Джеймса Милля, согласно которой всё здание психич. жизни составлено из «кирпичей» — ощущений и связывающего их «цемента» — ассоциаций. Стремясь смягчить крайности этой концепции, Дж.
С. Милль и А. Бэн признавали, что из ощущений могут возникать качественно новые психич. единицы.

        Принципы А. оплодотворили психологич. исследования, в частности разработку новых методов изучения памяти (механической — Г. Эббингауз и образной — Ф. Гальтон), эмоций (Ч. Дарвин), мотивации (3. Фрейд, К. Г. Юнг). Концепция А. преобразуется на новой физиологич. основе в учении об условных рефлексах и в бихевиоризме. Некоторые психологич. школы (вюрцбургская школа и гештальтпсихология) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания. Углубляя эту критику, марксистская психология в то же время положительно оценивает вклад А. в причинное объяснение психич. деятельности.

        Ивановский В.Н., Ассоцианизм психологический и гносеологический, Казань, 1909; Ярошевский М. Г., История психологии, ?., 19762,

гл. 6: W а г г e n Н. С., A history of the association psychology, [L.], 1921.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

АССОЦИАНИЗМ — это что такое АССОЦИАНИЗМ

        ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие Ассоциации выступало как главный объяснительный принцип всей психической жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм. Предполагалось, что поскольку взаимодействие организма с физическим миром совершается по законам механики, то и связи идей возникают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое английским философом Т. Гоббсом, было развито голландским философом Б. Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации: «Если человеческое тело подвергалось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» («Этика», в кн. : Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). Термин «ассоциация» употребил впервые английский философ Дж. Локк (в 1698), который, однако, обозначил им «… неверные и неестественные сочетания идей…» («Опыт о человеческом разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 400), противопоставив их связям на основе разума. В середине 18 в. английский философ Д. Гартли, опираясь на механику И. Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психической жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации — универсальному и неотвратимому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно распространялось не только на психологию, но и этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. В противовес этому естественнонаучному направлению возник идеалистический А. английских философов Дж. Беркли, Д. Юма, утверждавших, что связь между психическими элементами дана внутри сознания и является чисто субъективной. Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения элементов (ощущений, представлений) привёл в начале 19 в. к прямолинейной механистической концепции английского философа Дж. Милля, согласно которой всё здание психической жизни составлено из «кирпичей» — ощущений и связывающего их «цемента» — ассоциаций. Стремясь смягчить крайность этой концепции, английские философы Дж. С. Милль и А. Бэн модернизировали её, признав, что из ощущений могут возникать качественно новые психические единицы.

         Принципы А. оплодотворили прогресс психологических исследований, в частности разработку новых методов изучения памяти [механической (Г. Эббингауз — Германия) и образной (Ф. Гальтон — Англия)], эмоций (Ч. Дарвин — Англия), мотивации (З. Фрейд — Австрия, К. Юнг — Швейцария). Происходит переориентация А. Взамен устаревших механистических объяснений выдвигаются биологические (Г. Спенсер — Англия, И. М. Сеченов — Россия). Концепция А. преобразуется на новой физиологической основе в учении об условных рефлексах и Бихевиоризме. Некоторые психологические школы (Вюрцбургская школа и гештальт-психология (См. Гештальтпсихология)) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания. С позиций марксистской психологии эта критика носила односторонний характер и, хотя и содержала рациональные моменты, игнорировала историческое значение А., его вклад в причинное объяснение психической деятельности.

         Лит.: Ивановский В. Н., Ассоцианизм психологический -и гносеологический, Казань, 1909; его же. Учение об ассоциации идей, «Уч. зап. имп. Казанского университета», 1915, кн. 12; 1917—18, кн. 2, 7—9, 10—12; Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника, М., 1959; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 6; Warren Н. С., A history of the association psychology, [L.], 1921.

         В. А. Костеловский.

Ассоциационизм | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено 29 мая 2018

Теория, утверждающая, что всю сознательную жизнь человека можно объяснить на основе ассоциативных процессов. Он учит, что разум состоит из ментальных элементов и их соединений. Когда человек воспринимает объект, у него возникает ощущение; но даже тогда, когда предмет уже действительно не присутствует, он может сохранить идею, понимая под этим слабую копию ощущения или чувственного образа. Ощущения и их копии являются единственными элементами разума, и они соединяются или синтезируются в более крупные психические структуры, такие как сложные восприятия и мысли, посредством механизма ассоциации. И наоборот, любое сложное ментальное содержание может быть сведено к его элементарным компонентам с помощью ментального анализа.

Таким образом, в основе ассоциативной психологии лежат допущения элементаризма и сенцизма. Поскольку его метод интроспективен, это форма ментализма. Ее также называют психологией содержания, потому что она занимается исключительно содержанием, пассивно воспринимаемым умом; Строго говоря, его сторонники утверждали, что нет разума вне его содержания. Иногда ассоциативизм называли «теорией кирпича и раствора», где кирпичи представляли собой чувственные впечатления и их копии, а раствор — связывающие их ассоциации.

Историческое развитие. Ассоциативистская теория, являющаяся продолжением британского эмпиризма, имеет своих предшественников Джона Локка и Дэвида Юма. Однако ее основателем был Дэвид Харли (1705–1757 гг.), врач, который дал теории физиологическое обоснование. Для него ощущения происходят параллельно с вибрациями в нервах, а идеи идут параллельно с мельчайшими вибрациями в мозгу. Когда вибратунды образуют кластеры, соответствующие простые идеи сливаются в сложные идеи посредством одновременной ассоциации.

Британские ассоциации . Джеймс Милль (1773–1836) еще больше прояснил процесс слияния: ментальные элементы связаны механическим синтезом, но остаются тем, чем они являются в ассоциативном целом. Это теория кирпича и раствора в чистом виде. Его сын, Джон Стюарт Милль (1806–1873 гг.), смягчил объяснение, заменив ментальную механику концепцией ментальной химии: целое есть не просто сумма его элементов, а нечто новое, подобно тому как вода есть нечто большее, чем сумма водород и кислород.

Другими британскими ассоциативистами были Александр Бейн (1818–1903), объединивший ассоциационизм с физиологической психологией, и Герберт Спенсер (1820–1903), который ввел новый класс психических элементов — чувств, — ранее считавшихся простыми атрибутами ощущений. Спенсер также учил эволюционному ассоциационизму: когда ассоциации часто повторяются, они создают наследственную предрасположенность. Последним ортодоксальным британским ассоциатором был Э. Б. Титченер (1867–1927), который принес эту теорию в США через Германию.

Немецкие ассоциаты . Выдающимся сторонником ассоциативизма в Германии был Вильгельм Вундт (1832–1920), чья доктрина психологии содержания была смягчена по сравнению с британской формой двумя способами. Во-первых, Вундт ввел понятие восприятия: в то время как ассоциация является пассивной, восприятие является активным процессом, который фокусирует внимание на определенных особенностях восприятия. Во-вторых, система Вундта порвала с менталистским методом, лежащим в основе других типов ассоциативизма. По Вундту, интроспекция и психический анализ применимы только к низшим психическим процессам, т. е. к чувственным восприятиям и чувствам; этот метод не подходит для изучения высших процессов разума, таких как мышление, рассуждение и решение проблем. Их можно изучить, только исследуя то, что Вундт называл естественной историей человечества, т. е. наблюдая, что произвели эти высшие процессы: язык; таможня; нравственные привычки; произведения науки, искусства и культуры; социальные и экономические системы; и религия. Эти культурные блага являются объективациями человеческого разума и, следовательно, раскрывают его способности. Вундт назвал эту отрасль психологии Völkerpsychologie (этническая психология).

Другие психологи, особенно Джордж Элиас Миллер (1850–1934) и его школа, продолжили ассоциативную тенденцию, но в последнее время это движение пошатнулось под нападками критиков.

Критика. Сутью ассоциативной психологии всегда была проблема смысла. Многие ассоциативисты пытались решить проблему с помощью того, что Титченер назвал теорией контекста: одно восприятие или идея не имеет значения, по крайней мере, в случае новых идей, но значение возникает из контекста связанных образов, которые собираются вокруг исходного представления. Как это произошло, так и не было удовлетворительно объяснено. Поскольку, согласно основной предпосылке ассоциативизма, другого психического механизма не существует, смысл, по-видимому, привязывается к восприятию или образу посредством ассоциации. Но если это так, то следует ли считать значение другим ментальным элементом или свободно плавающей сущностью?

Другим возражением против ассоциативной психологии была ее ограниченность. Хотя она претендовала на то, чтобы охватить всю психическую жизнь, она ограничивалась только когнитивными аспектами и не учитывала динамических, мотивационных особенностей психологии. Вюрцбургская школа, неудовлетворенная ассоциативным утверждением о том, что все сознательные данные когнитивного порядка могут быть сведены к ощущениям и образам, ввела новый вид ментального элемента, а именно безобразное мышление — позицию, резко критикуемую Титченером, который утверждал, что даже мысль процессы имеют сенсорную и воображаемую природу.

Художественная психология Ф. Брентано и его последователей была частичным возвратом к аристотелевско-схоластической психологии; она учила, что разум — это не просто своего рода вместилище, пассивно принимающее впечатления, но сам активно реагирующий на представления чувств.

Школа гештальта, которой предшествовала, если не повлияла, школа Граца с ее качествами формы, отрицала само понятие ментальных элементов и ментального анализа. Восприятие в гештальт-психологии есть не мозаика элементарных ощущений и чувств, а равнодействующая совокупного чувственного впечатления: единое целое воспринимается сразу, а не как сумма его частей. Феноменологическая психология также отвергала интроспекцию в смысле ментального анализа и настаивала на тотальном описании непосредственного опыта.

Наиболее радикальную оппозицию ассоциативной и содержательной психологии исходили от американских функционалистов, которые больше не интересовались теоретической проблемой сознания и сосредоточились на практическом вопросе его использования. Наконец, бихевиоризм нанес ассоциационизму coup de grâce , отвергнув всякий ментализм как неуместный или бесполезный и сосредоточившись исключительно на наблюдении за человеческим поведением.

Библиография: л. в. Уоррен, История ассоциации психологии (Нью-Йорк, 1921). е. г. скучно, История экспериментальной психологии (2-е изд., Нью-Йорк, 1950). ж. Деннис, изд., чтений по истории психологии (Нью-Йорк, 1948).

[Дж. час van der veldt]

Ассоцианизм

Ассоцианизм

Реклама

1 из 28

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения оффлайн

Образование

Ассоцианизм в философии, школа философия

Реклама

Реклама

Ассоциативизм

  1. Аджита Т А Я М ЭД СПС
  2. Введение  Принцип ассоциативности предполагает что психические процессы управляются связь одного психического состояния с другой, который преуспевает в этом.  Старейшие взгляды в психологии  Основная идея ассоциативизма состоит в том, что «сложные идеи исходят из ассоциации более простых идей».
  3. Введение  Считается, что это скорее принцип а не настоящая школа психология  Говорят, что ассоциативные идеи захватили все основные школы психология. Даже первая школа психология Структурализм — в основном под влиянием ассоциативных идей
  4. Введение  Британские эмпирики в основном использовали ассоциативные принципы в объяснении умственная деятельность  После того, как британские эмпирики использовали ассоциативизм объясняет психическую деятельность, ассоциативные концепции сыграли центральную роль во многих процессах обучения теории.  Среди них Герман Эббингауз, Иван Павлов и Эдвард Ли Торндайк. выделяться.
  5. История ассоциативизма  Изучение ассоциативизма было впервые по инициативе Аристотеля в 350 г. до н. э.  Большее влияние оказал британский эмпиризм  База для развития психологического мысль  Участие во многих процессах обучения теории
  6. Экспоненты Ассоциативизм  Томас Гоббс  Джон Локк  Джордж Беркли  Дэвид Хьюм  Дэвид Хартли  Джеймс Милл  Джон Стюарт Милль  Александр Бейн
  7. Ассоциативизм – Основной Предположения  Основная идея ассоциативизма состоит в том, что «сложные идеи исходят из объединение более простых идей»  Британские эмпирики в основном использовали ассоциативных принципов в объяснении умственная деятельность.  Ассоциационистские концепции сыграли центральную роль во многих процессах обучения теории.
  8. Ассоциативизм – Основной Предположения  Эмпиризм – это философия, на опыте получения знаний и эмпирики утверждают, что чувственный опыт составляют первичные данные знания.  Томаса Гоббса часто называют основатель британского эмпиризма; он верил, что все знания были получены из сенсорных опыт. Гоббс использовал принцип ассоциативизм для объяснения сложных мыслей процессы.  Главной задачей Джона Локка было понять, как разум приобретает знания и он использовал аристотелевскую идею tabula rasa.
  9. Ассоциативизм – Основной Предположения  Беркли применил принцип ассоциации в объяснении о знании объекты в реальном мире. Для этого, Беркли предположил, что ассоциация различные ощущения возникают в чтобы понять окружающее.
  10. Ассоциативизм – Основной Предположения  Дэвид Юм различал два содержание ума, а именно впечатления и идеи. Чтобы объяснить, как идеи комбинируются, Юм дал три закона ассоциация – сходство или подобие, смежность во времени и пространстве, а также причина и эффект
  11. Законы ассоциативизма  Закон смежности  Закон частоты  Закон подобия  Закон контраста  Закон подобия или подобия  Закон причины и следствия
  12. Законы ассоциативизма I. Закон смежности Вещи или события, происходящие рядом с друг друга в пространстве и времени стремятся соединиться в уме Например: если мы думаем о громе, мы также думаем про осветление
  13. Законы об ассоциации II. Закон частоты Чем чаще две вещи или события связаны, тем мощнее будет эта ассоциация
  14. Законы об ассоциации III. Закон подобия Если две вещи похожи, мысль о человек склонен вызывать мысль о другой Например: Когда мы думаем о кофе, мы часто подумайте и о чае
  15. Законы ассоциативизма IV. Закон контраста С другой стороны, увидев или вспомнив что-то может также вызвать полное воспоминание о чем-либо противоположный Например; Когда мы слышим слово «горячий», мы часто думать о «холодном»
  16. Законы ассоциативизма V. Закон подобия или подобия Чем больше похожи идеи, тем больше легко они будут связаны.
  17. Законы ассоциативизма  Закон причины и следствия Чем чаще две идеи, события, или объекты переживаются в одном и том же последовательность, скорее всего, они выводятся что одно повлечет за собой другое, и многое другое сильно они будут связаны.
  18. Дэвид Хьюм провел различие между двумя содержание ума, а именно впечатления и идеи. Впечатления являются основными элементами умственная жизнь. В наши дни эквивалент показов ощущения и восприятия Идеи – это психические переживания, которые происходить при отсутствии каких-либо немедленно предъявить стимулирующий объект. Эквивалент идей в настоящем- день это образ Дэвид Хьюм (1711-1776)
  19. Вклад Дэвида Хьюма  Дэвид Хьюм заявил, что любой наш опыт не имеют за собой никакой реальной реальности, и все логика и мышление, которое приходит после того, как оно основано на этих трех простых законах ассоциации  Закон сходства – (сходство).  Закон смежности.  Закон причины и следствия — (смежность во времени).
  20. Значение для образования  Ассоциативные стратегии обучения  Разрешить учащимся смотреть видео для завершения назначение  Ассоциативная память может быть мощным средством обучения.  Необходимость подкрепления  Поощрение хороших оценок за хорошо выполненную работу.
     Поощрение студентов за их старания и трудолюбие.  Давать учащимся «пробить» перфокарту каждый раз, что-то хорошо.  Когда перфокарта заполнена, студент получает вознаграждение.
  21. Значение для образования  Удаление перерыва для учащихся, которые «играют» в классе.  Снятие баллов за работу, сданную с опозданием.  Не разрешать ученику, который плохо себя ведет, сидеть со своими друзьями.  Использование таблицы для регистрации количества раз, когда учащийся плохо себя вел (использовал наклейки). Когда строка диаграммы заполнена, учащийся теряет классную привилегию. o Принципы обучения  От простого к сложному  От конкретного к абстрактному  От известного к неизвестному
  22. Критика  Ассоциативисты свели процесс обучения к памяти процесс  Теоретик ассоциаций не уважал и не в достаточной мере выяснить мотивационные факторы учащихся в обучении  Были затронуты проблемы развивающих аспектов обучения. недостаточно описан  Модель ассоциации образов и ощущений не решить проблему происхождения понятий и мышления операций, поскольку связь между обучением и мышлением не было решено.
  23. Последствия ассоциативизма  Проложить путь ко многим теориям обучения  Стратегии ассоциативного обучения  Коннекционизм Э. Л. Торндайк:  Влияние на эксперимент Павлова  гештальт-психология
  24. Заключение  Ассоциация является одним из самых устойчивых концепции в истории теоретизирования об уме, потому что это один из самый гибкий и один из самых мощный. Основные явления кажутся ясно и бесспорно: некоторые мысли легко следовать в последовательности и частоте повторения является одной из причин этого.
  25. Вопросы  Объясните принцип ассоциативности?  Обсудите вклад обучения теоретики в отношении ассоциативизма?  Сделайте краткую заметку о законах Ассоциативизм  Критически оценивать теорию Ассоциативизм.  Современная роль ассоциативизма?
  26. МСК 1. ……. Считается древнейшим направлением в психологии. А. Бихевиоризм Б. Эмпиризм С. Ассоциативизм Д. Структурализм 2. Законы, подпадающие под теорию ассоциативизма, 1) Закон смежности 2) Закон замыкания 3) Закон причины и следствия 4) Закон подобия А. 1,2, 3 только B. Только 2 и 3 С. 1,3,4 Д. Все вышеперечисленное
  27. МСК 3. Учитывая следующее об ассоциационизме, который утверждение верно? Утверждение 1. Ментальные процессы осуществляются ассоциацией одно психическое состояние с другим, которое следует за ним. Утверждение 2: Эмпиризм — это философия, которая делает упор на опыт получения знаний. A. И 1, и 2 верны, а 1 объясняет 2. B. Оба утверждения неверны C. Только 1 правильный D. И 1, и 2 верны 2 не объясняет 1
  28. МСК 4. Концепция закона причины и следствия была выдвинута А. Дж. С. Милль Б. Джеймс Милл К. Дэвид Хьюм Д. Дэвид Хартли 5. В соответствии со следующим, которые не являются критикой Ассоциативизм А. Ассоциативисты свели процесс обучения к процессу запоминания B. Ассоциативные концепции играли центральную роль во многих обучение C. Проблемы развивающих аспектов обучения были недостаточно описано в теории D. теорииАссоцианист-теоретик не уважал и не в достаточной мере выявить мотивационные факторы учащихся в обучении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *