Атрибуция исторического источника.
Количество просмотров публикации Атрибуция исторического источника. — 551
После локализации письменного известия историк обращается к установлению авторства. Определение автора (атрибуция) письменного источника ключевая задача внешней критики. Установив автора или составителя документа͵ можно получить более точные представления о месте, времени, причинах и условиях его возникновения и полнее раскрыть его социальную и политическую направленность. Изучив мировоззрение, практическую деятельность и социокультурную принадлежность автора, историк сможет правильно истолковать текст и определить степень достоверности сообщенных в нем сведений. Важна даже неполная не персонифицированная (корпоративно-культурная) атрибуция источника.
Автор — это активный творец, создатель текста. Он вкладывает в произведение свои цели, замысел, ценности и способы их реализации. Автором должна быть как отдельный человек, так и коллективный субъект: корпорация, государственное или общественное учреждение, социокультурная общность. Коллективными творениями были, прежде всего, остатки функционирования общественных систем: законодательные, делопроизводственные, актовые и статистические материалы, периодика и многие летописные своды. Отпечаток общего, той социокультурной системы, к которой принадлежит автор, безусловно, лежит и на индивидуальном произведении.
Довольно часто имя автора определяется на базе прямых показаний источника. К числу собственных имен человека (антропонимов) относятся личное имя, прозвище, фамилия, псевдоним и криптоним (зашифрованное имя).
Важной частью имени постепенно стало отчество (патронимическое прозвище). Оно указывало на родовое происхождение человека и было почетным. Оно также отмечало и социальную принадлежность своего носителя.
После того как указанное в источнике имя установлено, производится его сличение с реальным историческим лицом по имеющимся в тексте данным о происхождении, социальном положении и мировоззрении автора. Идентификация обязательна даже в отношении к истинному имени, что связано с неоднозначностью возникающих атрибутивных ассоциаций.
Большинство средневековых текстов XI-XVII вв. выражало корпоративное сознание. Οʜᴎ писались по канонам и имели анонимный характер.
Размещено на реф.рф
Многие тексты в разное время переписывались, перерабатывались, что еще больше усиливало их анонимность. Атрибуция таких безымянных свидетельств осуществляется косвенным путем. Хорошим подспорьем этому могут послужить данные антропонимики, генеалогии, геральдики, сфрагистики, палеографии, исторической лингвистики и других вспомогательных дисциплин.
Возможности косвенной атрибуции источника зависят от имеющейся в нем информации о личности и социальном положении автора. Эта информация должна быть открытой и скрытой. Открыто об авторе свидетельствуют указания на его место рождения, пол, возраст, время совершеннолетия, время вступления в брак, этническое происхождение, семейные и родственные связи.
Определение авторства требует и анализа стилистических особенностей текста. Подчас, особенно при изучении повествовательных источников, анализ стиля единственный способ косвенной атрибуции. Выражается стиль скрытой, структурной информацией источника. Каждый писатель, имеет свой устойчивый стиль, выражаемый в особенностях построения текста и предложений, в употреблении излюбленных слов и фраз.
После сбора всей возможной косвенной информации о предполагаемом авторе производится ее синтез и целостное обобщение. Далее осуществляется идентификация личности автора. Этот процесс включает в себя два этапа. Сначала историк проводит групповое отождествление, затем производит личную идентификацию. Групповая идентификация устанавливает максимально возможный круг подходящих к авторской роли лиц. Индивидуальная идентификация личности включает сбор сведений о жизни и деятельности всех отобранных лиц, последующее их сравнение с исходными данными и максимально возможное сокращение претендентов. Далее путем анализа делается окончательный выбор в пользу того или иного лица.
11. Разновидности законодательных актов 18—нач. 20 вв. в украинских землях.
После присоединения значительной части украинских земель к России, с целью унификации норм права в 1728 ᴦ. царским указом в Украине была создана кодификационная комиссия. Пятнадцатилетняя работа комиссии завершилась созданием первого кодекса украинского права известного под названием ʼʼПрава, по каким судится малороссийский народʼʼ. Он должен был заменить все прежние документы, действовавшие в Украине – Литовский Статут, Магдебурское право, законодательные акты Речи Посполитой, русские законы, казацкое обычное право и др.
Размещено на реф.рф
Но кодекс не был утверждён и введён в жизнь, но он, как исторический источник, сохранил своё значение и до наших дней.
Ещё один источник – Конституция Орлика, гетмана в изгнании. В 1710 ᴦ. он вместе со своими соратниками создал демократическую по содержанию конституцию, которая называлась ʼʼВывид прав Украиныʼʼ, в которой четко определял принципы суверенитета украинского государства.
Со втор.
Размещено на реф.рф
пол. XVIII в. в Украине получило распространение российское законодательство, особенно Соборное уложение 1649 ᴦ. – первый кодекс законов Российской империи и др.законодательные акты. Изучение этих актов имеет важное значение для выяснение условий жизни украинского народа под властью империи.
Законодательные акты в России были нескольких видов. Это, прежде всего, царские указы, манифесты, уставы, рескрипты. В XIX-XX вв. осуществлено несколько изданий Сводок действующих законов Росийской исмперии (последнее – в 1911 ᴦ.), в 1830 ᴦ. вышло многотомное издание ʼʼПолное собрание законов Российской империиʼʼ, в котором немало законов касающихся Украины. По ним можно проследить, как царизм ограничивал гетманскую власть в Украине и др.
Туда включены указы Петра 1 о подчинении Украины с 1722 ᴦ. Сенату, об образовании для управления Украиной Малороссийской коллегии.
Очень ценным историч. источником есть законодательные акты эпохи освободительной борьбы украинского народа 1917-1920 гᴦ. Это четыре Универсала, а также текст Конституции УНР, Статут УНР, Декларация Украинской Директории, Основного государственного Закона УНР, законодательных актов ЗУНР. Эти документы дают возможность проследить путь украинского народа к суверенной соборной державе.
Победа большевиков привела к утверждению на большей территории Украины советской государственности, что закреплялось в соответствующих актах Всеукраинских съездах Советов и Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета.
Правовые акты, утверждённые после создания СССР, свели на нет суверенитет УССР. В 1939 ᴦ. ВС СССР принял закон ʼʼО включении Западной Украины в состав Союза Советских Социалистических Республикʼʼ, а в 1940 ᴦ. ʼʼО включении северной Буковины и Хотинского, Акерманского и Измаильского поветов Бесарабии в состав УССРʼʼ и др.
Законодательные акты 80-90 гᴦ. ХХ в. Дают возможность проследить становление и развитие Украины как независимого государства. Это такие конституционные акты: ʼʼДекларация о государственном суверенитете Украиныʼʼ (1990), ʼʼАкт провозглашения независимости Украиныʼʼ(24.09.1991), ʼʼКонституция Украиныʼʼ (прин. ВРУ 28.06.1996).
Изучение разнообразных законодательных актов даёт возможность проследить за становлением украинской государственности, стремлении Украины к самоопределению и независимости.
12. Экономико-статистические источники: компуты, ревизии, описи.
Когда Надднипрянская Украина вошла в состав России, на её территории начали проводиться, с целью контроля за сбором налогов, инвентарные описи хозяйств. Ввели несколько видов описей: ревизии (переписи населения подлежащего налогообложению), компуты (переписи дворов казаков), генеральные следствия и др.
Цель большинства из этих описей была фискальной (сбор налогов) или военной (учёт рекрутов), но они заложили основы и демографической статистики. Первые переписи состоялись в 1654-1666гᴦ. Ревизии сначала учитывали населения только мужского пола, а с 1833ᴦ. – и женского. Ревизии проводились 10 раз: пять в ХУШв. (1719-1721, 1746-1747, 1761-1767, 1782, 1794-1795) и пять в Х1Хв. (1811, 1815-1816, 1833-1835, 1850, 1857-1858). Материалы ревизий всегда представляли большой интерес для исследователей.
Очень ценные статистические источники сохранились от ʼʼРумянцевской описиʼʼ 1765-1769гᴦ. Генерал-губернатор Украины Румянцев лично разработал план описи и образцы формуляров для её проведения. Эти описи содержат уникальный материал про состояние землевладения в Украине, размеры посевных площадей, систему землеобработки, развитие городов, ремёсел, торговли и др.
С ХУШв. в Украине практиковались статистические описи городов, губерний. Сохранились материалы описи Малороссиской (1796), Черниговской и Полтавской губерний (1802).
Описи были государственной, ведомственной и земской статистики.
referatwork.ru
Определение автора (атрибуция) письменного источника ключевая задача внешней критики. Установив автора или составителя документа, можно получить более точные представления о месте, времени, причинах и условиях его возникновения и полнее раскрыть его социальную и политическую направленность. Изучив мировоззрение, практическую деятельность и социокультурную принадлежность автора, историк сможет правильно истолковать текст и определить степень достоверности сообщенных в нем сведений. Важна даже неполная не персонифицированная (корпоративно-культурная) атрибуция источника. Автор это активный творец, создатель текста. Он вкладывает в произведение свои цели, замысел, ценности и способы их реализации. Автором может быть как отдельный человек, так и коллективный субъект: корпорация, государственное или общественное учреждение, социокультурная общность. Коллективными творениями были, прежде всего, остатки функционирования общественных систем: законодательные, делопроизводственные, актовые и статистические материалы, периодика и многие летописные своды. Отпечаток общего, той социокультурной системы, к которой принадлежит автор, безусловно, лежит и на индивидуальном произведении. Довольно часто имя автора определяется на основе прямых показаний источника. Так это было в случае с сочинениями Ивана Пересветова (XVI век). К числу собственных имен человека (антропонимов) относятся личное имя, прозвище, фамилия, псевдоним и криптоним (зашифрованное имя). Личные имена это имена, которые присваивались при рождении и были известны обществу. Главным было каноническое личное имя. Это настоящее, христианское имя. Оно давалось по церковному календарю, при крещении и было тайным. Так, Ярослав Мудрый по некоторым данным имел тайное, каноническое имя Георгий (Юрий). Неканоническое, мирское имя использовалось в обыденной жизни. Первоначально оно было языческим, позже стала применяться сокращенная форма христианского имени: Никола от Николая, Нефед от Мефодия и т.д. Прозвища чаще выражали качества и происхождение своих носителей: Кобыла, Чудин, Ждан, Незван и т.д. Важной частью имени постепенно стало отчество (патронимическое прозвище). Оно указывало на родовое происхождение человека и было почетным. Посему оно также отмечало и социальную принадлежность своего носителя. Аристократы имели полное отчество с окончанием на вич (Петрович). Лица средних сословий пользовались полуотчеством, оканчивающимися на ов, ев, -ин (Петров, Ильин). Низшие сословия вплоть до конца XIX в. обходились без отчества. Позже всех других форм имени в России стали распространяться фамилии. Их возникновение относят к XV-XVI вв. Первыми фамилии получили князья, бояре и дворяне. В XVIII-XIX вв. фамилия указывала на принадлежность человека к какой-либо семье. Большинство их возникло из отчеств, дедичеств и прозвищ. Вплоть до конца XVII столетия они часто менялись и разветвлялись (Бобрищевы Пушкины, Мусины-Пушкины и т.п.). В XVIII начале ХХ столетиях часто употребляли псевдонимы. Так, известный публицист конца XVIII в. Н.И.Новиков использовал псевдоним Правдолюб. Все раскрытые учеными русские псевдонимы собраны в четырехтомном издании И.Ф.Масанова Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей и ряде других справочников. После того как указанное в источнике имя установлено, производится его сличение с реальным историческим лицом по имеющимся в тексте данным о происхождении, социальном положении и мировоззрении автора. Идентификация обязательна даже в отношении к истинному имени, что связано с неоднозначностью возникающих атрибутивных ассоциаций. Так, например, многие историки долгое время сомневались в том, что Пересветов автор подписанных им челобитных (сочинений), полагая его имя псевдонимом Ивана Грозного. Большинство средневековых текстов XI-XVII вв. выражало корпоративное сознание. Они писались по канонам и имели анонимный характер. Многие тексты в разное время переписывались, перерабатывались, что еще больше усиливало их анонимность. Атрибуция таких безымянных свидетельств осуществляется косвенным путем. Хорошим подспорьем этому могут послужить данные антропонимики, генеалогии, геральдики, сфрагистики, палеографии, исторической лингвистики и других вспомогательных дисциплин. Возможности косвенной атрибуции источника зависят от имеющейся в нем информации о личности и социальном положении автора. Эта информация может быть открытой и скрытой. Открыто об авторе свидетельствуют указания на его место рождения, пол, возраст, время совершеннолетия (12-15 лет для князей и служилых людей), время вступления в брак, этническое происхождение, семейные и родственные связи. В частности, хорошим основанием для восстановления степени семейного родства, помимо родословных, дает знание лествичной системы восхождения древнерусских князей на престолы и представление о местнической системе занятия должностей XVI-XVII вв. Очень существенны также имеющиеся в тексте сведения о социальном происхождении и положении (сословие, чин, должность, награды) автора, его мировоззрении, ценностных установках и социально-политической позиции. Определение авторства требует и анализа стилистических особенностей текста. Подчас, особенно при изучении повествовательных источников, анализ стиля единственный способ косвенной атрибуции. Выражается стиль скрытой, структурной информацией источника. Каждый, даже работающий по канону писатель, имеет свой устойчивый стиль, выражаемый в особенностях построения текста и предложений, в употреблении излюбленных слов и фраз. Структуре стиля можно придать количественно-стилистическую форму, которая анализируется компьютерными методами. Совпадение стилевых характеристик анонимного произведения и сочинений, создатель которых известен, позволяет приписать его данному автору. Уже проведен широкий ряд компьютерно-стилистических исследований. Их результаты опубликованы в книге От Нестора до Фонвизина: новые методы определения авторства (М., 1994). Большой интерес среди них вызывает попытка определить создателя Слова о Полку Игореве. Исследователи показали, что ближе к истине гипотеза Б.А.Рыбакова, считавшего автором киевского боярина Петра Бориславича. Очень интересно также исследование Б.М.Клосса. Он доказал, что Никоновский летописный свод XVI в. составил митрополит Макарий. После сбора всей возможной косвенной информации о предполагаемом авторе производится ее синтез и целостное обобщение. Далее осуществляется идентификация личности автора. Этот процесс включает в себя два этапа. Сначала историк проводит групповое отождествление, затем производит личную идентификацию. Групповая идентификация устанавливает максимально возможный круг подходящих к авторской роли лиц. Индивидуальная идентификация личности включает сбор сведений о жизни и деятельности всех отобранных лиц, последующее их сравнение с исходными данными и максимально возможное сокращение претендентов. Далее путем анализа делается окончательный выбор в пользу того или иного лица. Установив все внешние стороны происхождения источника, следует определить внутренние, социокультурные причины и условия его появления. Выяснение причин, целей и исторических обстоятельств появления текста, определение его социальных функций в прошлом. Как произведение, источник принадлежит определенному автору. В то же время он порождение конкретной культуры прошлого. Возникновение его было вызвано определенными конкретно-историческими условиями, причинами, целями и задачами функционирования данной социокультурной системы. Поэтому очень важно понять, что представляла собой та историческая реальность, в которой данный источник возник и функционировал. Без этого невозможно правильно понять и интерпретировать содержание письменного свидетельства. Все условия, в которых источник рождается, можно разделить на внешние и внутренние. Внутренние обстоятельства суть потребности, цели, задачи и функции породившей данное письменное известие социокультурной системы. Это сама культура с определяющими ее смыслами, идеалами и ценностями. Обстоятельства внешние порождены функционированием и развитием культуры в определенной исторической среде. Они результат воздействия на данную культуру иных социокультурных комплексов: другой социальной группы, культуры, времени. Порождающие источник исторические обстоятельства накладывают на его содержание очень сильный отпечаток. Особую роль в этом имеют социокультурные функции памятника в прошлом. Его функции объясняют причины возникновения текста и определяют влияние на него текущей коньюктуры. Так, создание Повести Временных Лет, несомненно, было обусловлено реализацией функции исторического и политического самосознания правящей элиты древнерусского государства. Эту фундаментальную функцию в 1110-1113 гг. гениально реализовал монах Киевско-Печерского монастыря Нестор. Наследовав от своих предшественников простую форму летописи-предания, он впервые создал целостное, концептуально выстроенное историческое произведение, предметом которого стало прошлое и настоящее Русской Земли. Русская история получила в летописи Нестора самостоятельное значение. С другой стороны, она была помещена в контекст мировой христианской истории. Одновременно Нестор выражает политические интересы правящей киевской династии, возвышая ее разработкой Легенды о призвании новгородцами Рюрика. Он явно симпатизирует своему покровителю князю Святополку. Важным обстоятельством, усилившим в произведении Нестора варяжско-скандинавские мотивы, было стремление преодолеть влияние византийской исторической схемы, в которой Русь не имела самостоятельного значения. Еще более варяжский фактор проявил себя во II редакции ПВЛ, написанной Сильвестром в угоду тяготевшему к Скандинавии Владимиру Мономаху. В его пользу также были переписаны 1093-1113 годы, в которые правил Святополк. Особенно сильное воздействие оказывают конкретно-исторические факторы на содержание политических и публицистических сочинений, подчас приобретая в них роль намеренных, коньюктурных искажений. Очень показательны в этом отношении публицистические работы В.И.Ленина, связанные с оценкой степени капиталистического развития сельского хозяйства России конца XIX — начала ХХ веков. Помимо естественной эволюции взглядов несомненное влияние на ленинскую оценку оказывала и конкретная политическая ситуация. В споре с отрицавшими капитализм народниками (статьи 90-х годов XIX в.) он говорил о победе капиталистических отношений в деревне. Полемизируя же в начале ХХ в. с меньшевиками, которые переоценивали значение капитализма в помещичьем хозяйстве, В.И.Ленин выдвинул положение о полукрепостнической природе аграрных отношений в стране. Вполне очевидно, что содержание и оценки ленинских работ определялись с одной стороны, социальной функцией публицистического жанра, служившего орудием в борьбе радикально-революционных групп за влияние на русскую интеллигенцию; с другой конкретной историко-полемической ситуацией, вызвавшей данную статью. Истинное же содержание ленинских работ по данной теме не имело того научного значения, которое им придавалось в советское время. Как видно из приведенных примеров, прежде всего, необходимо учесть социальную, а в более широком смысле социокультурную функцию данного текста. Функциональный анализ текста далее следует обязательно перевести в плоскость учета тех конкретно-исторических условий, в которых он возник. Это непременно даст ключ к правильному истолкованию источника.
|
stydopedia.ru
Установление автора, времени и места создания источника » СтудИзба
§ 5. Установление автора, времени
и места создания источника
Третья группа задач текстологического этапа источниковедческого исследования — установление автора или лиц, причастных к возникновению источника: составителей, редакторов, издателей, времени, места и, следовательно, обстоятельств его создания. В этом плане данная часть текстологического исследования похожа на детективное (следовательское) расследование — фактически ставятся те же вопросы: кто, когда, где, с какой целью.
Для получения ответов на поставленные вопросы исследователь опирается на результаты, полученные в ходе изучения внешнего облика и лексико-семантического анализа текста, а также на собранные из других материалов сведения о «биографии» источника.
В предыдущих разделах уже говорилось, что каждый документ представляет собой не только отражение, но и воплощение (часть) той исторической обстановки, в которой он был рожден. Поэтому решение указанных задач имеет особое значение.
В источниковедческих и исторических исследованиях при установлении авторства, в процессе датировки и локализации источников успешно применяются приемы и методы, разработанные разными вспомогательными историческими дисциплинами.
Вместе с тем, в практической работе архивистов, археографов и исследователей часты неточности или недостаточная аргументированность при установлении авторов, времени, места и обстоятельств создания источников[1]. Все это объясняется тем, что существует ряд проблем, требующих теоретико-методического осмысления и обобщения[2].
В дискуссионном состоянии находятся вопросы о том, каким термином следует обозначать процедуру установления авторской принадлежности источников, каковы должны быть критерий и норма (достаточная полнота, степень необходимости) этой работы. Не решен также вопрос о критерии и норме (степени необходимой полноты) датировки источников разных видов. Терминологические поиски отечественных историков продолжаются: ими неоднократно высказывалась мысль о необходимости упорядочения понятийного аппарата источниковедения[3]. Поэтому в пособии не только рассматриваются предложенные в литературе спорные вопросы, но и предлагается их решение.
Проблема установления авторства. Начнем с рассмотрения вопроса о том, каким термином обозначать процесс или процедуру установления авторской принадлежности. В отечественном источниковедении для решения этой проблемы давно был принят термин — «атрибуция» источника. Эта дефиниция была взята из терминологического аппарата литературоведческой текстологии. Однако еще в 1971 г. Л.Е. Шепелев высказал справедливое сомнение в правомерности употребления подобного термина как синонима выражения «установление автора». Он мотивировал это тем, что источниковедческая атрибуция включает выяснение всех присущих источнику атрибутов: автора, адресата, времени и места составления, вида, разновидности и варианта[4].
А.П. Пронштейн, продолжая в принципе использовать термин «атрибуция», предложил новое определение процедуры установление автора источника — «апроприирование», т.е. приписывание источника какому-либо автору[5]. Позднее он и И.Н. Данилевский предложили еще один термин — групповая и индивидуальная «идентификация», для определения роли группы или отдельного лица в составлении текста источника[6].
Очевидна дискуссионность состояния вопроса о том, каким термином обозначать процедуру установления авторско-издательской принадлежности источников. Для участия в дискуссии можно внести предложение о замене распространенного термина «атрибуция» термином «патернизация», образовывая его от французского слова «la paternitè» — авторство.
В дискуссионном состоянии находится также вопрос о критерии установления авторской принадлежности источника, особенно, если он создавался коллективно или отражал позицию организации.
Критерий патернизации опирается на осознание исследователем потребности выяснения личности автора. «Знание имени автора или составителя источника, редактора или инициатора создания текста часто позволяет точнее установить место, время и обстоятельства возникновения документа, полнее раскрыть его социальное и политическое значение и … выяснить причины его появления»[7].
Критерий патернизации тесно связан с ее нормой — степенью достаточной и необходимой полноты — установления автора, которая в свою очередь зависит от видовой принадлежности источника.
Для некоторых видов и разновидностей источников: эпистолярия, дневников, мемуаров, научных, литературно-художественных и изобразительных произведений — необходимо выяснять имя персонального автора.
Документы политических партий и общественных организаций, выработанных на съездах и собраниях: программы, уставы, декларации, манифесты, отчеты, протоколы, резолюции и др. — не требуют определения имени конкретного составителя. Достаточно знать тот коллектив, который принял или утвердил данный документ. Именно этой группе лиц, выступающей от имени своей организации (партии), и будет принадлежать установленное исследователем авторство источника.
Подобная норма установления авторской принадлежности характерна и для материалов публицистики. Тексты газетных и журнальных статей, листковых изданий — это почти всегда продукты коллективного творчества: автора, редактора или редакционной группы, переписчика и издателя (особенно у нелегальных листковых изданий). От участников авторско-редакционно-издательской группы зависело точное воспроизведение текста, его оформление, соблюдение всех атрибутов формуляра. Поэтому для таких источников достаточно определить групповую авторскую принадлежность. Однако для многих публицистических произведений, воздействовавших на общественное сознание на основе четко выраженной авторской позиции, установление имен лиц, на разных этапах принимавших участие в их создании, имеет большее значение, чем для документов партий и общественных организаций.
Неодинаковость потребности выяснения авторства для разных видов и разновидностей источников уже отмечалась в литературе. В книге А.П. Пронштейна и И.Н. Данилевского сказано, что эта потребность выше для повествовательных материалов и ниже для законодательных документов, актов, грамот и т.п.[8]
«Выше» в данном случае означает, что для так называемых повествовательных (нарративных) источников желательно и чаще всего совершенно необходимо устанавливать индивидуального автора или поименный состав редакционной группы. Использованное слово «ниже» указывает на то, что для документов официального происхождения значительно более важно знать не индивидуального автора, а то учреждение, орган, в недрах которого составлялся исследуемый документ.
Естественно, что указанная норма не запрещает исследователю при благоприятных возможностях (наличии необходимой информации) уточнять состав группы людей, принимавших участие в создании документа.
studizba.com
Атрибуция музейных предметов: примеры — OneKu
Содержание статьи:Каждый музейный экспонат — это уникальный предмет. Он призван вызывать определенные чувства, переживания, эмоции у посетителя, подтолкнуть его к размышлениям, а возможно даже переосмыслению собственных взглядов. Но вот атрибуция музейных предметов, напротив, должна быть сухой, сжатой, но при этом полной и информативной. Что это такое, по каким критериям она проводится, какого алгоритма должны придерживаться музейные работники, мы разберем далее. Представим также частные случаи и примеры по ним.
Что это?
Вам будет интересно:Цистеин: формула и описание вещества
Атрибуция музейных предметов — это установление времени, локации создания, автора того или иного произведения, документа, памятника культуры. Исследователь при ее составлении опирается на анализ стиля, техники, манеры, сюжета, привлекает дополнительные данные, прямые и косвенные. Чем шире их круг, тем точнее описание.
Атрибуция музейных предметов — это спорное либо доказательное приписывание произведения какому-либо автору. Или установление личности персонажа на каком-либо экспонате.
Атрибуция музейных предметов — это и описание экспоната по установленным инструкциями правилам (признакам музейного предмета).
Требования к процессу
Вам будет интересно:Физический смысл момента инерции: аналогия с линейным движением, примеры
Основное требование к атрибуции — это умение ее автором ясно и четко описать экспонат. При этом важно в полной мере раскрыть его характерные детали, особенности. Введение личностно-эмоционального описания недопустимо. Атрибуция музейных предметов — это документ, предлагающий возможность представить перед собой экспонат, не видя его перед глазами.
Что значит провести атрибуцию? Это составить всестороннюю характеристику экспоната, отвечая при этом на ключевые вопросы:
- Что это?
- Из чего оно создано?
- Кто его автор?
- Для чего предназначено?
- Когда и каким образом изготовлено?
- Каково его социальное значения?
- Какая здесь техника исполнения и проч.
Вещь без научного описания и точного определения не может быть использована в музейной деятельности. Но атрибуция не должна ограничиваться лишь непосредственным изучением ее автором экспоната. Он обязательно должен обращаться к дополнительным источникам: энциклопедиям, справочникам, историческим источникам, консультациям у специалистов.
Общий план атрибуции
Методические пособия по атрибуции музейных предметов предлагают следующий ее план:
Вам будет интересно:Что это — нанометр? Сравнение с метром, понятие о нанотехнологиях, интересные факты
Некоторые позиции из этого плана атрибуции музейных предметов (или атрибутирования) мы подробнее разберем ниже.
Наименование
Позиция начинается с имени существительного. Затем, если нужно, вводится его описание. Если предмет имеет какое-то отличное местное, этническое, историческое название, оно упоминается в скобках.
Приведем примеры атрибуции музейных предметов здесь:
- Тарелка суповая.
- Грамота почетная.
- Игрушка елочная «Дед Мороз».
- Бусы (прутики) праздничные и проч.
Авторство
Под автором понимается в общем создатель данного экспоната. Поэтому в данной категории упоминают и художника, и писателя, и составителя, и ремесленника, и предприятие-изготовителя. Что касается завода, компании, то важно упомянуть именно историческое наименование конкретно на момент создания экспоната.
Локация создания
Это не только место создания, но и локация бытования, события. Тут также важно упомянуть именно историческое наименование — на момент появления, изготовления экспоната. Для некоторых атрибуций исторических экспонатов важно место использования, применения.
Описание
Описательный раздел — самая главная часть музейной атрибуции. Специалисту тут важно охарактеризовать все основные признаки предмета:
- Цвет.
- Конструктивные особенности.
- Форма.
- Художественный стиль.
- Структура.
- Имеющиеся изображения.
- Подписи, надписи и клейма.
Например, атрибуция музейных предметов из меха обязательно включает в себя описание одежды, ее принадлежность к модным течениям своего времени, описание покроя, происхождение меха, его качество, натуральность и проч. Если предмет сложный (из нескольких деталей), то подобным образом описывается каждый из его элементов.
При атрибуции музейных предметов из бумаги разделяются описания для художественных произведений, исторических свидетельств и документов. Для последних важна не только характеристика внешнего вида, но и содержания. Когда проводится атрибуция музейных предметов из фарфора, описывается форма, структура предмета, детально разбирается рисунок на нем, оформление. Указывается информация о фирме-изготовителе.
Датировка
Датировка может быть точной — для книги или фотографического снимка. Допускается и примерная — для археологических, этнографических экспонатов, а также предметов быта.
Техника и материалы
В данном разделе специалист должен скрупулезно перечислить все материалы в составе изделия. Тут важна конкретика: не металл, а никелевый сплав, не дерево, а дуб, груша, сосна, не ткань, а хлопок, лен, синтетическая комбинация. Но если нет возможности определить состав изделия точно, то общие термины допускаются.
Важно также представить технику исполнения или создания: вышивка, ручная ковка, живопись, чеканка и проч.
Размеры
В музейном деле принято указывать размеры в сантиметрах. Исключение здесь — только нумизматика. Притом сначала указывается вертикальный, а затем горизонтальный размер. Для предметов одежды — длина изделия, ширина плеч, пышность юбки. Для посуды — высота, диаметр горлышка и донышка. Для картин и фотографий сначала указываются размеры без рамки, а лишь затем — с рамкой или полями.
Сохранность
Еще один важный момент в атрибуции — информация о сохранности экспоната. Специалист должен скрупулезно изучить предмет на вопрос даже мельчайших повреждений. Все найденное он фиксирует:
- «Ткань выцвела в определенных местах…»
- «На изделии имеются пятна синего цвета в…»
- «Видны загрязнения на…»
- «Невооруженным глазом заметны сколы, потертости на участках…»
Легенда
И последний важный пункт, о котором нельзя забывать при составлении атрибуции — это легенда. Под ней подразумевается история создания или происхождения предмета, факт его принадлежности знаменитым людям, связь с определенными событиями или местностью, интересная информация об авторе, владельце.
Легенда атрибуции — это тот самый источник, на который сотрудники музея опираются при составлении этикетажа и программ экскурсий.
Пример атрибуции № 1
Разберем теперь конкретные примеры:
Пример атрибуции № 2
Теперь атрибуция одежды:
Атрибуция — краткое, но всеобъемлющее описание музейного экспоната. Она должна быть составлена таким образом, чтобы у читателя перед глазами возникал полный и верный образ характеризуемого предмета.
Источник
1ku.ru
Атрибуция музейных предметов: примеры
Каждый музейный экспонат — это уникальный предмет. Он призван вызывать определенные чувства, переживания, эмоции у посетителя, подтолкнуть его к размышлениям, а возможно даже переосмыслению собственных взглядов. Но вот атрибуция музейных предметов, напротив, должна быть сухой, сжатой, но при этом полной и информативной. Что это такое, по каким критериям она проводится, какого алгоритма должны придерживаться музейные работники, мы разберем далее. Представим также частные случаи и примеры по ним.
Что это?
Атрибуция музейных предметов — это установление времени, локации создания, автора того или иного произведения, документа, памятника культуры. Исследователь при ее составлении опирается на анализ стиля, техники, манеры, сюжета, привлекает дополнительные данные, прямые и косвенные. Чем шире их круг, тем точнее описание.
Атрибуция музейных предметов — это спорное либо доказательное приписывание произведения какому-либо автору. Или установление личности персонажа на каком-либо экспонате.
Атрибуция музейных предметов — это и описание экспоната по установленным инструкциями правилам (признакам музейного предмета).
Требования к процессу
Основное требование к атрибуции — это умение ее автором ясно и четко описать экспонат. При этом важно в полной мере раскрыть его характерные детали, особенности. Введение личностно-эмоционального описания недопустимо. Атрибуция музейных предметов — это документ, предлагающий возможность представить перед собой экспонат, не видя его перед глазами.
Что значит провести атрибуцию? Это составить всестороннюю характеристику экспоната, отвечая при этом на ключевые вопросы:
- Что это?
- Из чего оно создано?
- Кто его автор?
- Для чего предназначено?
- Когда и каким образом изготовлено?
- Каково его социальное значения?
- Какая здесь техника исполнения и проч.
Вещь без научного описания и точного определения не может быть использована в музейной деятельности. Но атрибуция не должна ограничиваться лишь непосредственным изучением ее автором экспоната. Он обязательно должен обращаться к дополнительным источникам: энциклопедиям, справочникам, историческим источникам, консультациям у специалистов.
Общий план атрибуции
Методические пособия по атрибуции музейных предметов предлагают следующий ее план:
- Название экспоната.
- Его шифр, инвентарный номер.
- Источник поступления предмета.
- Подлинник или копия?
- История создания, находки, использования в жизни, поступления в музей. Общим словом, легенда экспоната.
- Разбор надписей, отпечатков, клейм. В описании обычно копируются в формате 1:1, с сохранением пунктуации и орфографии автора.
- Использованные материалы.
- Техника, стиль, способ изготовления.
- Полные размеры. Это длина, глубина, высота, ширина, вес, объем, диаметр.
- Устройство и форма экспоната. Здесь наиболее полно разбираются сложные предметы, состоящие из нескольких деталей.
- Краткая характеристика. Собственно, это и есть описание внешнего вида предмета.
- Стилистические особенности. Пункт наиболее важен для предметов искусства.
- Назначение предмета.
- Информация о месте и времени его создания, изготовления.
- Социальная принадлежность экспоната.
- Авторская принадлежность.
- Этническая принадлежность.
- Принадлежность конкретному лицу. Наиболее важно для мемориальных экспонатов.
- Сведения о сохранности.
Некоторые позиции из этого плана атрибуции музейных предметов (или атрибутирования) мы подробнее разберем ниже.
Наименование
Позиция начинается с имени существительного. Затем, если нужно, вводится его описание. Если предмет имеет какое-то отличное местное, этническое, историческое название, оно упоминается в скобках.
Приведем примеры атрибуции музейных предметов здесь:
- Тарелка суповая.
- Грамота почетная.
- Игрушка елочная «Дед Мороз».
- Бусы (прутики) праздничные и проч.
Авторство
Под автором понимается в общем создатель данного экспоната. Поэтому в данной категории упоминают и художника, и писателя, и составителя, и ремесленника, и предприятие-изготовителя. Что касается завода, компании, то важно упомянуть именно историческое наименование конкретно на момент создания экспоната.
Локация создания
Это не только место создания, но и локация бытования, события. Тут также важно упомянуть именно историческое наименование — на момент появления, изготовления экспоната. Для некоторых атрибуций исторических экспонатов важно место использования, применения.
Описание
Описательный раздел — самая главная часть музейной атрибуции. Специалисту тут важно охарактеризовать все основные признаки предмета:
- Цвет.
- Конструктивные особенности.
- Форма.
- Художественный стиль.
- Структура.
- Имеющиеся изображения.
- Подписи, надписи и клейма.
Например, атрибуция музейных предметов из меха обязательно включает в себя описание одежды, ее принадлежность к модным течениям своего времени, описание покроя, происхождение меха, его качество, натуральность и проч. Если предмет сложный (из нескольких деталей), то подобным образом описывается каждый из его элементов.
При атрибуции музейных предметов из бумаги разделяются описания для художественных произведений, исторических свидетельств и документов. Для последних важна не только характеристика внешнего вида, но и содержания. Когда проводится атрибуция музейных предметов из фарфора, описывается форма, структура предмета, детально разбирается рисунок на нем, оформление. Указывается информация о фирме-изготовителе.
Датировка
Датировка может быть точной — для книги или фотографического снимка. Допускается и примерная — для археологических, этнографических экспонатов, а также предметов быта.
Техника и материалы
В данном разделе специалист должен скрупулезно перечислить все материалы в составе изделия. Тут важна конкретика: не металл, а никелевый сплав, не дерево, а дуб, груша, сосна, не ткань, а хлопок, лен, синтетическая комбинация. Но если нет возможности определить состав изделия точно, то общие термины допускаются.
Важно также представить технику исполнения или создания: вышивка, ручная ковка, живопись, чеканка и проч.
Размеры
В музейном деле принято указывать размеры в сантиметрах. Исключение здесь — только нумизматика. Притом сначала указывается вертикальный, а затем горизонтальный размер. Для предметов одежды — длина изделия, ширина плеч, пышность юбки. Для посуды — высота, диаметр горлышка и донышка. Для картин и фотографий сначала указываются размеры без рамки, а лишь затем — с рамкой или полями.
Сохранность
Еще один важный момент в атрибуции — информация о сохранности экспоната. Специалист должен скрупулезно изучить предмет на вопрос даже мельчайших повреждений. Все найденное он фиксирует:
- «Ткань выцвела в определенных местах…»
- «На изделии имеются пятна синего цвета в…»
- «Видны загрязнения на…»
- «Невооруженным глазом заметны сколы, потертости на участках…»
Легенда
И последний важный пункт, о котором нельзя забывать при составлении атрибуции — это легенда. Под ней подразумевается история создания или происхождения предмета, факт его принадлежности знаменитым людям, связь с определенными событиями или местностью, интересная информация об авторе, владельце.
Легенда атрибуции — это тот самый источник, на который сотрудники музея опираются при составлении этикетажа и программ экскурсий.
Пример атрибуции № 1
Разберем теперь конкретные примеры:
- Кринка (корчажка) для молочных продуктов.
- Изготовлена из красной глины, сделана на гончарном круге.
- Изделие темно-коричневого цвета.
- Сосуд отличается округлым выразительным венчиком, выгнутым наружу. Горлышко здесь высокое и широкое, плавно переходящее в овальное плечико. Тулово кринки плавно сужается к донышку. Как внешняя, так и внутренняя поверхность сосуда блестящие, так как мастер покрыл их поливой.
- Кринки бытовали на территории России повсеместно. Главное их использование — хранение и подача на стол молочных продуктов.
- Крынка принадлежала жительнице села Иваново Петровой Марии Семеновне (1925 г. р.). Передана музею на безвозмездных началах ее внучкой — Сергеевой Ксенией Александровной.
- Предположительное место производства — Московская область. Дата изготовления — 1905-1910 гг.
- Материал — глина. Техника изготовления — обжиг. Оформление — полива.
- Высота — 22 см, диаметр горлышка — 5 см, диаметр донышка — 15 см.
- Экспонат имеет трещины и царапины на тулове, два небольших скола на венчике.
Пример атрибуции № 2
Теперь атрибуция одежды:
- Сарафан-саян женский.
- Материал — домотканая шерстяная ткань красного цвета.
- Изделие на лифе. Последний подшит холстом, имеет застежку (застегивается на 5 пуговиц). К лифу присоединена юбка, состоящая из 5 полотнищ, присборенная. Изделие украшено тремя атласными ленточками белого цвета, пришитых параллельно линии подола. Швы — машинная строчка, обработка краев материи — ручная.
- Принадлежал Семеновой Маргарите Павловне (1925 г. р.). Изделие передано музею его владелицей.
- Производства: СССР, Брянская область, с. Ольховка. Дата изготовления: 1930-е годы.
- Материал — шерстяная ткань, холст.
- Длина — 120 см, ширина в плечах — 35 см.
- Сарафан немного поврежден молью на спинке.
Атрибуция — краткое, но всеобъемлющее описание музейного экспоната. Она должна быть составлена таким образом, чтобы у читателя перед глазами возникал полный и верный образ характеризуемого предмета.
fb.ru
1. Атрибуция и ее методы
6
Лекция 5. Атрибуция и атетеза
Вопросы:
Атрибуция и ее методы. Атетеза.
2. Атрибуция на основе анализа документов.
3. Причины ошибок атрибуции на основе документного анализа.
4. Идейный метод атрибуции.
5. Лингвостилистический метод атрибуции.
6. Раздел «Dubia» в полном собрании сочинений
Атрибуция – установление автора произведения. Атетеза – отведение того или иного автора от ложно приписываемого ему произведения.
В журналах, газетах произведения зачастую публиковались анонимно или под псевдонимом. Читателю важно знать действительное имя автора. Появлялись гипотезы не всегда обоснованные, в которых исследователи опирались не на научный анализ текста, а на интуицию, слухи, эмоциональное восприятие. Высказывание и предположения современника в устах другого исследователя уже становились утверждениями. Догадка, без веских оснований, перерастала в уверенность, и так создавались традиции, которые донесли до нас мнение, что то или иное произведение принадлежало именно данному автору.
Приписывая произведение тому или иному автору, необходимо иметь в виду, что имеются авторы-однофамильцы или носят одно и тоже имя. Переписчики имели склонность «раскрывать» имя добавлением фамилии, прозвища или определения его положения, происхождения, рода занятий, заменяя малоизвестного автора на более им известного.
В этом же направлении сказывается и «тенденция» исследователя-текстолога, в соответствии с которой неизвестное произведение атрибутируется какому-либо известному автору. В результате наблюдается стремление ученых к ограничению авторов той или иной эпохи несколькими крупными именами.
В тех случаях, когда точно определить автора невозможно, большое значение имеет ограничение круга лиц, к которым мог принадлежать автор, например установить принадлежность автора к той или иной среде, профессии. Такая атрибуция называется частичной.
В целом полную атрибуцию или атетезу может дать лишь выявление всей истории текста произведения.
Немалое значение в ошибочном установлении авторства занимала и коммерческая сторона издателя, которому важно было издать произведение популярного автора. В результате в изданиях многих писателей-классиков встречаются произведения, которые данным авторам не принадлежат. Вместе с тем литературоведы твердо уверены, что многими писателями было написано значительно больше произведений, чем мы знаем.
Доказательства принадлежности произведения тому или иному автору могут быть документальные и косвенные – извлекаемые из содержания, стиля и языка произведения. Для того чтобы определить или опровергнуть авторство недостаточно какого-либо одного рода доказательств: документальных свидетельств или доказательств, извлекаемых из содержания, стиля, языка произведения. Необходимо изучать их во взаимосвязи.
В практике атрибуции выделяют три метода работы над анонимным произведением: документальный, идейный и лингвостилистический.
2. Атрибуция на основе анализа документов
Этот метод наиболее простой и доказательный. Документальные свидетельства могут быть следующие:
— письменное заявление самого автора. Когда он, например, в письме другу сообщает, что произведение, опубликованное анонимно или под псевдонимом принадлежит ему.
— включение автором того или иного произведения, опубликованного анонимно, в свое прижизненное собрание сочинений или в списки своих произведений.
— собственноручная подпись под неизвестным произведением.
— посмертное издание, состав которого был при жизни определен самим автором.
— посмертное издание, которое выпускалось людьми, близко стаявшими к писателю и знавшие действительно автора анонимного произведения.
— рукописи, особенно черновые, отражающие творческий процесс создания анонимного произведения.
— автоцитаты, автобиографические факты, встречающиеся в анонимном тексте.
— свидетельства современников в воспоминаниях, письмах, дневниках.
— указания на авторство в оглавлениях журналов, сборников сводных за год или несколько лет.
— данные в указателях.
-гонорарные ведомости, бухгалтерские книги, архивы писателей.
studfiles.net
Ошибки и тенденциозности в процессе атрибуции и их источники
Фундаментальная ошибка атрибуции — тенденция наблюдателей недооценивать влияние ситуации на поведение человека, в то же время переоценивая влияние диспозиции.
Социальные психологи провели множество исследований, пытаясь объяснить фундаментальную ошибку атрибуции
Одним из возможных объяснений является следующее: когда мы наблюдаем поведение другого человека, мы обычно фокусируем свое внимание на его действиях, а контекст поведения часто уходит на второй план. В результате нам кажется, что именно настроения человека объясняют его поведение, а не ситуация.
Другое объяснение исходит из того, что мы замечаем ситуационные причины, но не придаем им достаточного внимания при атрибуции.
Еще одно объяснение: люди часто ошибаются относительно возможных ситуативных причин поведения из-за ограниченной возможности обработки информации. Это объяснение подразумевает, что понимание ситуативных причин требует больших когнитивных ресурсов, а люди привыкли делать выводы о личностных особенностях или социальных установках других людей, минимизируя или даже вовсе не прикладывая усилий.
Эффект «деятель—наблюдатель»: склонность приписывать причины собственного поведения ситуативным факторам, а причины поведения других людей — диспозиционным (внутренним). То есть когда мы видим, как человек спотыкается и падает, мы обычно приписываем это происшествие его неуклюжести. Если же падаем мы сами, мы с большей вероятностью приписываем это ситуативным причинам: лед на тротуаре или скользкая обувь.
Почему возникает эффект «деятель—наблюдатель»? Частично потому, что мы достаточно хорошо осведомлены о многих ситуативных факторах, влияющих на наше собственное поведение, но меньше осознаем такие факторы, когда дело касается действий других людей. Таким образом, мы обычно воспринимаем наше собственное поведение как вызванное в основном ситуативными причинами, а поведение других людей — как вытекающее главным образом из их личностных особенностей, или диспозиций.
Ошибка самооправдания — тенденция приписывать наши собственные позитивные результаты внутренним причинам, а негативные— внешним факторам, называется ошибкой самооправдания; она является общей по своим проявлениям и действенной по своим результатам .
Было выдвинуто несколько объяснений, большинство из них можно разделить на две категории: когнитивные и мотивационные. Когнитивная модель предполагает, что ошибка самооправдания базируется главным образом на различных способах обработки социальной информации: согласно этой модели, мы приписываем позитивные результаты внутренним причинам, а негативные — внешним, поскольку ожидаем, что достигнем успеха, и потому склонны приписывать ожидаемые результаты скорее внутренним, а не внешним причинам.
Напротив, мотивационное объяснение предполагает, что ошибка самооправдания возникает из потребности защищать и усиливать чувство собственного достоинства или в силу связанного с этим желания выглядеть хорошо в глазах других. Хотя когнитивные и мотивационные факторы одинаково хорошо объясняют этот тип атрибутивной ошибки, данные исследований, как оказалось, больше поддерживают мотивационную интерпретацию.
Какими бы ни были причины возникновения ошибки самооправдания, она может привести к межличностным разногласиям. Часто она заставляет людей, работающих в команде, считать, что именно они, а не их партнеры, внесли наибольший вклад в работу. Точно так же эта тенденция заставляет людей считать, что, в то время как их собственный успех вызван внутренними причинами и является вполне заслуженным, успех других вызван внешними причинами и менее заслужен. Кроме того, в результате ошибки самооправдания многие люди воспринимают собственные негативные действия как обоснованные и простительные, а подобные действия со стороны других — как нерациональные и не заслуживающие прощения.
Стиль атрибуции — привычный способ объяснения жизненных событий.
Люди различаются между собой в отношении предпочтения тех или иных атрибуций. Эти различия проявляются, когда их просят объяснить свои успехи и неудачи. Эти различия в стилях атрибуции имеют важные последствия для мотивации и поведения.
Первенство в постановке этой проблемы принадлежит Джулиану Роттеру.
По его мнению, некоторым людям присущи постоянные чувства, что все, что происходит с ними, регулируется внешними факторами: судьба, случай, везение, удача, влиятельные люди. Такую установку Роттер назвал экстернальным локусом контроля.
Другие люди с интернальным локусом контроля (внутренний) верят в то, что и удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями, что они сами контролируют свою судьбу.
Интерналы и экстерналы различаются по ряду параметров:
Интерналы активнее ищут информацию о проблемах и принимают меры предосторожности.
Экстерналы чаще имеют психологические проблемы: выше показатели тревожности, депрессивности, а самоуважение ниже, чем у интерналов.
Выявлена связь между локусом контроля и социально-экономическим статусом. Люди с экономически высоким статусом чаще интерналы, а с низким – экстерналы.
Интерналы в своих детях воспитывают ответственность и самоконтроль, а с экстернальным типом – хорошие манеры, хорошо ладить с людьми.
Наученная беспомощность – это беспомощность, приобретаемая в случае, когда человек не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятными событиями.
Этот феномен описали Селигман и Кристофер Петерсон.
Смысл феномена: сталкиваясь с многочисленными неудачами, люди впадают в состояние подавленности, депрессии, становятся пассивными, т. к. считают, что все их усилия будут неэффективными. Т. образом формируют готовность к будущим неудачам, что снижет самоэффективность и обрекает на новые неудачи. Изучение этого феномена проводилось в рамках исследования причин депрессии, почему одни люди более ей подвержены, чем другие.
Селигман отмечал важность фактора контролируемости событий для возникновения депрессии.
Выделяют 2 стиля атрибуции:
депрессивный
оптимистический
Эти стили определяются тем, как люди реагируют на неудачи.
Депрессивный – неудачи приписываются себе. Неудачи объясняются интернальными, стабильными и глобальными причинами.
Оптимистический – неудачи приписываются обстоятельствам (экстернальный, нестабильный, не глобальный).
Люди не преувеличивают свои данные, описывают и положительные и отрицательные свои качества, ответственность берут и за успех и за неудачу, реалистичны в восприятии будущего.
Люди преувеличивают то, на сколько они компетентны, вспоминают прошлое в розовом свете. Принимают похвалу за успех, не берут ответственности за неудачи, преувеличивают свой контроль за происходящим вокруг и верят в то, что будущее принесет много хорошего.
ТЕОРИЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ АЛЬБЕРТА БОНДУРЫ
Бандура считает, что от оценки, которую человек дает своей эффективности, зависит настойчивость, с которой он будет решать свои проблемы. Усилия, которые он будет прикладывать для удовлетворения препятствия, мотивации, эмоции зависит от настойчивости. Высокая эффективность связана с ожиданием успеха, ведет к хорошему результату и повышает самоуважение. Низкая самоэффективность связана с ожиданием провала и приводит к неудачам, которые еще больше снижают самоэффективность и самоуважение.
Эти теории показывают, что люди существенно отличаются между собой в предпочтении тех или иных атрибуций.
АТРИБУТИВНАЯ ТЕРАПИЯ.
Атрибутивная терапия – изменение структуры представлений клиента о причинных основаниях и о проблемной ситуации.
Задача психолога: замена ложного атрибутирования на более адекватное.
Существуют различные техники и подходы атрибутивной терапии:
1) терапия ложного стиля атрибутирования предполагает ложные убеждения клиента в том, что в основе его эмоционального негативного состояния лежат причины, отличные от тех, которые он приписывает.
Преодоление наученной беспомощности достигается через атрибутивное реструктурирование интернальности, стабильности и глобальности причинности. Петерсон выделяет следующие стратегии реструктурирования атрибутивности:
1 обогащение окружения (депрессия быстрее преодолевается, если близкие люди оказывают помощь)
2 обучение личностному контролю – изменение отношения к событию с неконтролируемого на контролируемое.
3 научить смирению
4 переобучение атрибуции – преодоление депрессии достигается путем перестраивания атрибутивной схемы, замены ее на другую.
2) терапия общего стиля атрибутирования предполагает научение субъекта пересмотру типичного стиля атрибутирования путем нахождения внутренних образований для более успешных действий.
Сложности, связанные с изменением стиля атрибуции:
человек часто отрицает наличие у него данного стиля атрибуции
доказательство верности его стиля
недоверие к возможностям и позитивным последствиям изменения стиля атрибуции
Этапы переатрибутирования:
диагностика самооценки, депрессивности и особенностей стиля атрибутирования
обсуждение возможностей выработки адекватного стиля атрибутироания
демонстрация деструктивных последствий актуального стиля артибутивности
формирование более адекватного стиля.
По мнению Бандуры самоэффективность можно приобрести одним из следующих путей:
способность выстроить поведение (если человеку с низкой самоэффективностью дать возможность сделать то, чего он боиться, самоэффективнось будет усиливаться)
косвенный опыт (наблюдение за людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить человеку уверенность, что у него тоже все получиться)
вербальное убеждение (убеждение человека в том, что он обладает способностью для достижения цели. Но это должно соответствовать реальным возможностям и способностям человека).
studfiles.net