аттитюда | это… Что такое аттитюда?
АТТИТЮДА -ы ж. attitude f. 1. То или иное положение тела. Павленков 1911. Не светлыя лица долженствуют быть <в трагедии> следующия, а именно: первый царь, в такой аттитюде, чтоб на нем был белый покров, так что он его левою рукою на голову закидывает, а правую-ж руку держит за правую-ж дщерь свою. 1750. Тред . // МАН 10 175. Не можно лучше и совершеннее выдумать ни аттитуды, ниже выбора в натуре. 1786. Н. А. Демидов. // ИВ 1881 6 18. Повели его <принца> в ту комнату; по сигналу открылась дверь, и в темной комнате в большой рамке увидели Катю и Олю в attitude, а в средней Костю в крестьянском костюме с балалайкою. Они минут с пять были точно окаменелые. 1829. А. Я. Булгаков. // РА 1901 3 371.Бегите, как чумы, магазинов со страшными вывесками, на которых нарисованы франты в странных аттитюдах, 1842. Витенгоф 134. Выбирает самы страстные аттитюды. Блазис 1864. || Положение лица, в котором художник снимает его портрет
2. Позиция в танцах. Словом attitude (аттитюд) обозначается поза на одной ноге с другой ногой, поднятой на 90 градусов и отведенной назад в согнутом положении. Ваганова 84. В присутствии императрицы танцевало пар по 50 детей, строго выдерживая все attitudes взрослых господ и госпож. Ключевский Евг. Онегин и его предки. Гармоническое положение всего корпуса носит на языке танцевального искусства название — attitude — аттитюда. Под словом А. понимается особенно выразительное, строго согласованное понимание корпуса, уравновешенного на одной или на обеих ногах, с точным соблюдением приятнейших для глаз изгибов, и оживленным согласованьем с остальными частями тела.
1890. Цорн 114. Ваши отдельные слова, «что аттитюды целомудренны, что батман доброделен», доносятся до меня как отзвуки далекого рая. Слонимский Чудесное 120. Первая фраза. На пальцах три маленьких легких emboîtés вперед, задерживаясь на третьем plié и поднимая ногу до полу-attitude вперед. М. Петипа 292. С финальной позой grande attitude вперед на croisée на пальцах. М. Петипа 293.3. Образ действия, поведение. Если мысль моя ясна насчет войны и нашей атитуды, черкни об этом слово. 1867. Герц. // 30-29 (1) 27. Нас смутила более или менее нахальная постать, или, что французы называют, attitude, западных государств. И. Аксаков 1 384. Вчера Комитет министров. Грейг присутствовал и был по аттитюде — великолепен, по высказанным суждениям о продовольственном кризисе. 1880. П. А. Валуев Дн. // ВЕ 1907 3 10.
Исторический словарь галлицизмов русского языка. — М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm. Николай Иванович Епишкин [email protected]. 2010.
Глава 7 Социальные установки. Социальная психология
Глава 7 Социальные установки
Аттитюд есть, вероятно, наиболее характерная и незаменимая концепция в современной американской социальной психологии
Г. Олпорт
Наше самосознание устроено таким образом, что невольно мы оцениваем все, с чем сталкиваемся в жизни, начиная от еды и кончая действиями политиков. Ничто не оставляет нас равнодушными, по каждому вопросу у нас есть свое мнение и своя позиция. Однако каким образом оно появляется и как формируется?
Социальные психологи давно заинтересовались реакциями людей и их отношением к предметам, явлениям и другим людям. В 1918 г. американский и польский исследователи У. Томас (W. Thomas) и Ф. Знанецкий (F. Znaniecki) назвали это отношение аттитюдом (attitude). Они изучали эмигрантов из Польши по их письмам на родину. Ученые установили, что в том случае, если переселенцы расценивали свою жизнь в Америке как временное пребывание с целью заработка, то трудно адаптировались, медленно осваивали язык и культуру страны. Но если эмигранты считали, что они переехали в Америку навсегда, то все процессы адаптации шли значительно быстрее и эффективнее. Это дало основание ученым выделить понятие
Существует множество определений термина «аттитюд», но в большинстве из них отмечается, что люди склонны оценивать различные аспекты социального мира и относиться к ним определенным образом. В российской психологической литературе «аттитюд» переводится как «социальная установка». Несмотря на всю неточность и даже неадекватность данного термина, противоречащего смыслу аттитюдных феноменов, в России он используется до сих пор. И на сегодняшний день это устоявшийся термин со значительной исследовательской традицией. Попытка социолога В. А. Ядова обозначить аттитюды более точным по смыслу термином «позиция», к сожалению, большого распространения не получила, поскольку позиции в отечественной науке устойчиво связаны с мировоззрением, которое составляет только часть аттитюдов. Поэтому мы будем использовать как термин «социальная установка», так и «аттитюд», подразумевая одно и то же – оценочное отношение к практически любому аспекту социального мира.
7.1. О природе установок-аттитюдов
Аттитюды близки по своему психологическому содержанию к ценностям, которые рассматривались в предыдущей главе. И те и другие воздействуют на поведение людей. В то же время эти понятия следует различать. Нам предстоит развести их, так как даже в используемых словах – ценности и оценочные отношения – присутствует корень цена. Отличать одно от другого необходимо еще и потому, что аттитюды и ценности оказывают разное воздействие на поведение людей.
Ценности присутствуют в человеческом сознании как сформированные в обществе и социально одобряемые оценки жизненных целей и способов их достижения. Они осознаются людьми как нечто устойчивое, постоянное, освященное традицией и мало подверженное изменениям. Если говорить об их влиянии на поведение индивида, то они скорее выполняют роль долговременной стратегии, некоего общего жизненного руководства, чем непосредственного фактора, который воздействует на конкретные поступки людей. Ценности – это «несущая опора» морально-регулятивных норм человеческого поведения. Усвоенные в процессе жизнедеятельности ценности слабо подвержены изменениям.
Аттитюды охватывают гораздо более широкий класс явлений, они индивидуализированы и часто оказывают влияние на конкретное поведение человека. Под влиянием аттитюда мы покупаем в магазине понравившийся чайник, делаем свой выбор на референдуме, заводим долговременные отношения (на основании впечатления от первой встречи). В отличие от ценностей аттитюды осознаются как оценивающие образования, но менее стойкие, подверженные изменениям. Нам может приглянуться другой чайник, дополнительная информация может изменить наше мнение по поводу референдума, а с предполагаемым супругом можно расстаться навсегда.
Аттитюд – это такое отношение, о котором человек может сказать, что у него нет готового мнения, нет достаточной информации, чтобы вынести свое суждение. И наоборот, мы можем бездумно присоединиться к вычитанным в книгах мыслям, навязанным рекламой впечатлениям, к мнениям, высказанным в информационных программах. Большинство из нас именно так и поступает, поскольку в современном мире человеку трудно не знать мнения других по самым важным для него вопросам. И только в редких случаях человек задумывается, пытается сформировать собственное отношение к тому или иному предмету. Именно связь с реальным поведением людей и подверженность изменениям сделали аттитюды столь популярным предметом исследования в социальной психологии. Ведь недаром значительная часть социальных психологов считает, что предметом исследования в нашей науке является влияние на установки, убеждения и поступки человека.
Важная особенность аттитюдов – их многогранность. Они могут одновременно представлять эмоции и чувства, знания и мнения, а также поведенческие реакции или намерения действовать определенным образом. Эта связь между ментальными структурами человека и его реальными действиями сразу же выдвинула аттитюды в первый ряд исследовательских задач. Менее чем через 20 лет после появления нового термина в середине 1930-х гг. Г. Олпорт на основании обобщения 16 разных определений аттитюда смог дать свое:
Аттитюд – это состояние нервно-психической готовности, организованное на основе опыта и оказывающее направляющее или динамическое влияние на реакции индивида на все объекты, с которыми он сталкивается.
Современные ученые обращают внимание на то, что данное определение скорее относится к области общей психологии, чем социальной, так как в нем отсутствует важнейшая составляющая – воздействие социального окружения и влияние той ситуации, в которой находится индивид. Поэтому сегодня, с одной стороны, в науке присутствует огромное количество исследований аттитюда и методов его изучения, а с другой – не менее впечатляющий разнобой в определении этого понятия. На данное обстоятельство обратила внимание французская исследовательница Жермен де Монмолен (de Montmollin). Она утверждает, что условия и процессы изменения установок изучаются много и серьезно, но что именно собой представляет аттитюд, остается неизвестным и, кажется, не имеет особого значения (113, с. 101).
Совершенно очевидно, что аттитюды связаны с внутренними психическими процессами, но их влияние на конкретное поведение человека различно. Оно детерминировано предметом аттитюда. Когда мы хотим обосновать свое отношение к чему-либо, мы чаще всего прибегаем к ценностным суждениям, говоря о предмете так: «Он, по-моему, хороший, еще не старый и выглядит прилично».
Аттитюд – это оценивающее отношение, или психологическая тенденция, с которой оцениваются качественно особые сущности. Они содержат позитивную или негативную реакцию на что-либо, определенную степень одобрения или неодобрения.
Социальные установки часто функционируют как схемы, или когнитивные структуры, содержащие и организующие информацию об определенных понятиях, ситуациях и событиях. Именно содержание социальных установок людей способно объяснить их политические предпочтения при выборе кандидатов на высшие государственные должности, привлекательность тех или иных идей, значимость фигуры того или иного лидера. Начиная с 20-х гг. XX в. в американской социальной психологии были проведены тысячи исследований по разным аспектам влияния отношений на конкретное поведение людей в разных ситуациях в зависимости от возраста, пола, образования, национальности, вероисповедания, а также с учетом множества других переменных.
Феномен аттитюда стал центральным понятием в социальной психологии и изучался в рамках различных научных направлений. В бихевиоризме установка рассматривается как имплицитная, опосредующая реакция – гипотетическая конструкция или промежуточная переменная между объективным стимулом и внешней реакцией.
В рамках когнитивной психологии изучается внутренняя когнитивная структура аттитюда. Так, согласно определению М. Рокича, социальная установка – это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или ситуации, предрасполагающая к определенной реакции. По мнению С. Аша, установка – это организация опыта и знаний, связанных с данным объектом; иерархически организованная структура, части которой функционируют в соответствии с их местом в общей структуре. Согласно когнитивизму роль установки состоит в опосредовании вновь поступающей информации. В сложившейся когнитивной структуре сознания (система знаний) аттитюды энергетически «заряжаются» и создают динамику развития личности.
В психоанализе 3. Фрейд выдвинул тезис о том, что установка не имеет собственного энергетического заряда, но может регулировать уже имеющуюся психоэнергетику. Установка выполняет особую роль, она способствует как возникновению напряженности отдельных мотивов, так и разрешению особых конфликтов между мотивами.
В символическом интеракционизме понятие установки рассматривается как механизм формирования «Я-концепции», которая складывается на основе интернализации установок других людей. Установка человека по отношению к самому себе является общей устойчивой системой координат, вокруг которой размещаются все остальные установки. Г. Келман (Н. Kelman, 1968) выявил наличие трех процессов, способствующих этой устойчивости: подчинение, идентификация, интернализация. Подчинение – это процесс, при котором установка сохраняется под влиянием внешнего контроля. Идентификация – это процесс, направленный на поддержание социальных связей. Интернализация придает устойчивость установке и объясняется тем, что сам объект установки имеет для индивида личное значение, независимо от внешнего контроля или одобрения со стороны общества (210, с. 105—107).
Говоря же о соотношении ценностей и аттитюдов, можно сказать, что ценности носят более стабильный характер и обусловлены культурой того социума, в котором живет индивид. Аттитюды же – это результат психологических процессов развития личности, истории ее жизненного пути и тех социальных ситуаций, с которыми она сталкивалась. Подверженность аттитюдов довольно быстрым изменениям является важным аспектом. Если ценности практически не меняются, меняется только их приоритетность по мере социального развития, то изменение аттитюдов было предметом почти всех исследований последних лет. В современном мире средства массовой информации и реклама почти не оставляют индивиду места для вынесения собственного суждения, потому что нам постоянно рассказывают, что думают другие люди по поводу большинства вопросов. Навязывание чужого мнения требует от нас внимания, разборчивости и ответственности при принятии решений.
7.2. Особенности формирования установок
Совершенно очевидно, что большую роль в формировании системы отношений имеет социальный опыт. Нам могут нравиться или не нравиться политики, актеры, модные диеты, лекарственные препараты, которые рекламируют по телевидению, или вид целующихся пар в общественных местах. Так или иначе, но большинство наших оценочных отношений мы приобретаем в течение всей жизни. Поэтому социальные установки можно считать приобретенными.
Вместе с тем в последние годы социальные психологи обратились и к изучению генетических факторов, которые могут воздействовать на содержание аттитюдов. Например, сравнивались аттитюды однояйцовых близнецов, которые воспитывались врозь. Похожесть их отношений, совпадение большинства аттитюдов свидетельствуют о том, что генетика оказывает воздействие на формирование системы социальных установок (34, с. 183).
Система отношений человека к другим людям, предметам и явлениям строится на чувствах, знаниях, привычном поведении и зависит от генетических факторов. Нам нравятся или не нравятся те или иные люди и предметы, но мы не всегда можем внятно объяснить, почему. Даже в том случае, когда на рациональном уровне мы считаем кандидатуру политического деятеля на высокий пост не вполне подходящей, она нам от этого не нравится меньше. Это привело американских психологов к мысли, что люди скорее голосуют сердцем, а не разумом. Их больше волнуют чувства, которые они испытывают к кандидату, а не знание о том, какую политику данный кандидат собирается проводить. По оценке ученых, примерно треть электората фактически ничего не знает о конкретных политиках, но тем не менее испытывает к ним сильные чувства! (12, с. 218). В России этот процент может быть еще выше, а эмоциональный выбор делается еще чаще, чем в США.
Самые сильные эмоции у людей вызывают темы, не рекомендуемые этикетом для обсуждения за столом, а именно политика, секс и религия. Именно в этих областях установки основаны на человеческих эмоциях. В таком случае аттитюды формируются под воздействием ценностей, моральных и религиозных убеждений, которые присутствуют в семье, обсуждаются в школах, произносятся с экрана телевизора.
Кроме того, эмоциональные реакции на вкус, цвет, запах и внешний вид также могут воздействовать на формирование отношений. Большинству людей приятен вид украшенного кремовыми розочками торта, несмотря на содержащееся в нем катастрофическое количество жира и сахара. Торт и запах ванили напоминает о дне рождения в детстве, об атмосфере праздника, о приятном ожидании подарков, прихода гостей. В психологии это явление называют классическим обусловливанием.
Классическое обусловливание – это эмоциональная реакция на нейтральный стимул, который длительно сопутствовал значимым для личности событиям, явлениям, предметам или людям, в результате чего приобрел их эмоциональные качества.
Такие эмоциональные значения имеют для нас запах елки, вид бутылки шампанского или крашеных яиц, звуки знакомой музыки. У политических деятелей в качестве классического обусловливания может использоваться удачно выбранный образ, характерные словечки и выражения, манера говорить и т. д. Важно заметить, что классическое обусловливание может действовать подсознательно, что часто используется в информационных и публицистических программах.
Приведем одно исследование, в котором изучалось подсознательное обусловливание. Студентам предлагались для просмотра фотографии незнакомого человека, который занимался повседневными делами: делал покупки в магазине или шел по улице. Во время просмотра буквально на мгновение появлялись другие фотографии, о которых было известно, что они обязательно вызовут либо позитивную, либо негативную реакцию. Причем их появление было настолько кратким, что участники эксперимента не успевали их замечать. Результаты показали, что люди не обратили внимания на использование дополнительных фотографий. Тем не менее эти фотографии (смеющиеся молодожены и вид открытой операции на сердце) повлияли на оценочное суждение и формирование отношения участников эксперимента к незнакомцу. Те, кому показывали «приятные» фотографии, выражали более благоприятные суждения о незнакомце. Те, кто видел «неприятные» фотографии, высказывали неблагоприятные суждения. Данные исследования показали, что на аттитюды могут оказывать влияние подсознательные факторы.
Инструментальное, или оперантное, обусловливание является другим видом реакции. Оно также начинает формироваться в детском возрасте. Каждый из нас хотя бы раз встречал эдакого «маленького мудреца», который рассуждает и говорит подобно взрослому. Такое поведение всегда вызывает умиление и восторг взрослых, одобрительные улыбки родителей. Ребенок, стремясь получить похвалу, выражает взрослые мысли, которые фактически представляют собой взгляды семьи на те или иные явления и предметы: например, что «Тойота» гораздо экономичнее «Форда», а парламентская республика лучше, чем президентская, поскольку ей меньше угрожает вырождение в диктатуру. На самом деле ребенок ничего этого не знает, он заимствует слова и установки взрослых, которые играют активную роль в формировании детских представлений и системы оценочных суждений.
Инструментальное обусловливание – это процесс, в ходе которого люди по собственной воле совершают определенные поступки в зависимости от ожидаемого вознаграждения или наказания.
Инструментальные установки можно назвать заимствованными, поскольку они формируются под воздействием ситуаций родительского одобрения или неодобрения. Таким образом детям дают понять, что можно и нельзя. Это важный аспект воспитания, так как поступки, которые приводят к положительным результатам, хочется повторять снова и снова. Награждая детей улыбкой, похвалой или одобрительным восклицанием, мы играем активную роль в формировании детских социальных установок, системы отношений к различным объектам социального мира.
Еще одним механизмом формирования установок является подражание, которое связано с тем, что все мы учимся себя вести на примерах. Этот принцип работает и тогда, когда родители не ставят перед собой цели передать детям определенные взгляды. Наблюдая за действиями окружающих, мы перенимаем формы поведения, мысли и чувства, высказанные и выраженные по тому или иному поводу, даже в том случае, если они не были предназначены для детских ушей. Дети подражают родителям чаще, чем хотелось бы последним. Так, можно запрещать детям курить, но вид курящих родителей или других значимых взрослых может сформировать положительное отношение к курению.
Многие аттитюды формируются в процессе социального научения, сознательно или подсознательно. Но это не единственный путь. К механизмам формирования аттитюдов следует отнести и социальное сравнение – тенденцию сравнивать себя с другими людьми в целях определения правильности или неправильности своих мыслей, чувств и поступков. В зависимости от того, насколько наши взгляды на социальную реальность согласуются со взглядами других людей, мы делаем вывод о точности наших идей и установок. Причем механизм социального сравнения работает в зависимости от ситуации, в которой происходит оценка. Чаще всего наши отношения формируются на основе непосредственного опыта и влияют на наше поведение гораздо сильнее, чем установки, сложившиеся на основе информационных источников. Они легче вызываются в памяти, и это усиливает их влияние на поведение.
Таким образом, аттитюды могут формироваться через процедуры классического, инструментального и подсознательного обусловливания, а также путем подражания и социального сравнения.Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия
Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» — это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория,
Глава 8.
Когнитивные неосознаваемые установкиГлава 8. Когнитивные неосознаваемые установки Понятие установкиВ предыдущих главах речь шла о разных формах неосознаваемой психической деятельности, непосредственно и тесно связанных с эмоциональной и мотивационной сферой. Были приведены экспериментальные данные о
37. Предубеждение и дискриминация как социальные установки
37. Предубеждение и дискриминация как социальные установки Предубеждение – особый тип установки (главным образом негативной) по отношению к членам определенной социальной группы.Дискриминация – негативные действия, направленные против этих людей, установки,
Глава 8 Социальные представления
Глава 8 Социальные представления Познание начинается с удивления. Аристотель Социальные представления – наиболее сложное ментальное образование человека, поскольку соотносится с большим количеством психических явлений: памятью, верованиями, убеждениями,
Глава 2 Установки по отношению к смерти
Глава 2 Установки по отношению к смерти Мы сможем взглянуть на проблему значений смерти в другом ракурсе, изучая установки по отношению к ней. Прежде всего, необходимо разграничить установки по отношению к смерти и мнение о ней. Установка, согласно определению Юнга (Jung) (66),
Глава 6. Телодвижения и психические установки
Глава 6. Телодвижения и психические установки В предыдущей главе мы постарались описать, каким образом ранние воспоминания и фантазии человека могут использоваться для прояснения скрытого стиля жизни. Однако работа с ранними воспоминаниями — это только один из целого
Глава 3. Социальные убеждения и суждения
Глава 3. Социальные убеждения и суждения Это случилось в Париже августовской ночью 1997 г. Анри Поль отъехал от заднего входа отеля «Риц», и вскоре его автомобиль уже мчался по набережной Сены. Когда машина, в которой находились принцесса Диана, её друг Доди Аль-Файед и их
Глава 4.
Поведение и установкиГлава 4. Поведение и установки Табачная промышленность индустриально развитых стран ежегодно убивает 3,5 миллиона самых стойких потребителей их продукции, т. е. примерно 10000 человек в день (ВОЗ, 1997). По данным Всемирной организации здравоохранения, если эта динамика
Глава 1. Какие бывают установки
Глава 1. Какие бывают установки Когда я была молодым начинающим ученым, произошло событие, изменившее всю мою жизнь.Мне страстно захотелось разобраться в том, как люди справляются со своими неудачами. И я стала изучать это1, наблюдая, как младшие школьники решают трудные
Глава 7. Родители, учителя и тренеры: как формируются установки?
Глава 7. Родители, учителя и тренеры: как формируются установки? Неужели на свете бывают родители, которые думают: «Что бы мне сегодня такое сделать, чтобы подорвать самооценку своего ребенка, обессмыслить его усилия, отвратить его от учебы и обесценить его достижения»?
Глава 10 Социальные системы
Глава 10 Социальные системы В этой главе мы рассмотрим системный подход в работе с людьми – иными словами, как создавать и регулировать социальные системы. Эта тема достаточно сложна. В данном случае мы будем говорить о ситуации, когда вы руководите людьми, причем вы
Глава 2 Меняем негативные установки на позитив
Глава 2 Меняем негативные установки на позитив Непонятно, зачем мужчины так упорно добиваются руки и сердца женщины, ведь впоследствии они это практически не используют. Вадим Зверев Очень серьезным барьером на пути к желанным целям являются различные внутренние
Глава 2 Создаем установки на богатство
Глава 2 Создаем установки на богатство Если бы люди наполняли свои действия осмысленностью, то счастье гонялось бы за ними. Виктор Франкл Теперь, когда вы перестали заказывать себе бедность и безработицу, пора сделать следующий шаг и перестать отрабатывать те программы
Глава VII. Социальные фобии
Глава VII. Социальные фобии 1. Ад — это другие Вне всякого сомнения, самым распространенным из человеческих страхов является страх перед себе подобными. Этому не следует удивляться, так как именно окружающие больше всего влияют на наш характер и настроение, делая нас
Формирование отношения (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet
Определение формирования отношения
Отношение — это общее и устойчивое положительное или отрицательное мнение или чувство о каком-либо человеке, объекте или проблеме. Формирование отношения происходит либо через непосредственный опыт, либо через убеждение других или средств массовой информации. Отношение имеет три основы: аффект или эмоция, поведение и познание. Кроме того, данные свидетельствуют о том, что установки могут развиваться на основе психологических потребностей (мотивационных основ), социальных взаимодействий (социальных основ) и генетики (биологических основ), хотя это последнее понятие является новым и спорным.
Эмоциональные основы отношения
Ключевой частью отношения является аффект или эмоция, связанные с отношением. На самом базовом уровне мы знаем, нравится нам что-то или нет, находим идею приятной или неприятной. Например, мы можем сказать, что знаем что-то «сердцем» или «чувствуем нутром». В таких случаях наше отношение формировалось через наши эмоции, а не через логику или мышление. Это может происходить посредством (а) сенсорных реакций, (б) ценностей, (в) оперантного/инструментального обусловливания, (г) классического обусловливания, (д) семантического обобщения, (е) оценочного обусловливания или (ж) простого воздействия.
Сенсорные реакцииЛюбой непосредственный контакт с объектом через зрение, слух, обоняние, вкус или осязание приведет к немедленной оценочной реакции. Мы являемся экспертами в том, чтобы знать, находим ли мы определенный сенсорный опыт приятным или неприятным. Например, сразу попробовав новый вид шоколадного батончика, понимаешь, нравится он тебе или нет. Это также относится к эстетическим переживаниям, таким как восхищение цветом или композицией произведения искусства. Мы формируем отношение к объектам сразу после их переживания.
ЦенностиНекоторые взгляды исходят из нашей более широкой системы убеждений. Мы можем придерживаться определенных взглядов, потому что они подтверждают наши основные ценности. Многие взгляды исходят из религиозных или моральных убеждений. Например, для многих людей их отношение к абортам, контролю над рождаемостью, однополым бракам и смертной казни вытекает из их моральных или религиозных убеждений и является для них очень эмоциональным вопросом.
Оперантное обусловливаниеОперантное или инструментальное обусловливание — это когда установка формируется, потому что она была подкреплена вознаграждением или приятным опытом или обескуражена наказанием или неприятным опытом. Например, родитель может похвалить подростка за помощь во внешкольной программе с маленькими детьми. В результате у подростка может развиться положительное отношение к волонтерской работе. Точно так же многие люди считают, что брокколи имеет ужасный вкус, и поэтому они не любят брокколи из-за ее неприятного вкуса.
Классическое обусловливаниеКлассическое или павловское обусловливание происходит, когда новый стимул вызывает эмоциональную реакцию из-за его связи со стимулом, который уже вызывает эмоциональную реакцию. Русский физиолог Иван Павлов взял собак, которые естественным образом выделяют слюну на мясной порошок, и обучил их выделять слюну при звуке колокольчика, постоянно звоня в колокольчик при подаче мясного порошка. У людей некоторые из наших установок стали обусловленными во многом таким же образом. Например, некоторые люди негативно относятся к «грязным» словам. Одни только мысли о запретном слове заставят некоторых людей покраснеть. Сами слова стали вызывать эмоциональную реакцию, потому что их использование осуждается в нашей культуре в большинстве контекстов.
Семантическое обобщениеМы можем не только стать обусловленными определенным стимулом, но и эта начальная обусловленность может обобщаться или распространяться на аналогичные стимулы. Например, колокольчик выше или ниже исходного условного звука может вызвать ту же реакцию. У людей первоначальное обусловливание может распространяться даже на слова или понятия, сходные с исходным стимулом. В результате мы можем формировать отношение к объекту или идее, не вступая с ними в прямой контакт. Когда происходит такое обобщение, этот процесс называется семантическим обобщением. Например, люди, приученные к звуку колокольчика, могут также реагировать на вид колокольчика или произнесенное слово колокольчик. Семантическое обобщение может объяснить формирование установок, таких как предрассудки, когда люди формируют установку, не имея прямого контакта с объектом этой установки.
Оценочное обусловливаниеОбъект не обязательно должен непосредственно вызывать у нас приятные или неприятные ощущения, чтобы мы могли сформировать отношение. Оценочное обусловливание возникает, когда мы формируем отношение к объекту или человеку, потому что наше воздействие на них совпало с положительной или отрицательной эмоцией. Например, пара может положительно относиться к определенной песне, которая звучала по радио во время их первого свидания. Их положительное отношение к песне является результатом ее ассоциации со счастливым опытом свидания.
Простое воздействиеНаконец, когда мы снова и снова видим один и тот же объект или человека, у нас обычно формируется положительное отношение к этому объекту или человеку. Это верно для объекта или человека, по отношению к которому мы относимся нейтрально или позитивно, если только мы не подвергаемся чрезмерному воздействию. Например, многие популярные стили одежды поначалу кажутся странными, но затем, по мере того, как мы видим их все больше, мы можем принять их и даже полюбить.
Поведенческие основы установок
Иногда мы формируем установки на основе наших действий. Это может произойти, если мы делаем что-то до того, как у нас сложится отношение (например, идем на презентацию неизвестного художника), когда мы не уверены в своем отношении (например, идем с другом на политический митинг) или когда мы не думая о том, что мы делаем (бездумно подпевая случайной радиостанции). То есть бывают случаи, когда просто выполнение движений может заставить нас сформировать отношение, соответствующее этим действиям. В предыдущих примерах люди могут ненавидеть нового исполнителя, поддерживать свободную торговлю или любить классическую музыку, потому что их действия привели их к такому поведению, которое затем привело к формированию отношения. Есть по крайней мере четыре линии доказательств, которые объясняют, как установки могут формироваться из действий.
Во-первых, теория самовосприятия предполагает, что мы смотрим на свое поведение и определяем свое отношение на основе того, что мы сделали или делаем. Во-вторых, теория когнитивного диссонанса предполагает, что мы стремимся к согласованности между нашими установками и нашими действиями, и когда они не совпадают, мы можем сформировать новую установку, совпадающую с нашими прошлыми действиями.
В-третьих, исследования с использованием гипотезы лицевой обратной связи показывают, что удерживание лицевых мышц в позе эмоции заставит нас испытать эту эмоцию, которая затем может повлиять на наше мнение. Например, участники, которые смотрели не очень смешные мультфильмы, держа ручку в зубах — поза, которая активирует те же мышцы, что и при улыбке, — оценили мультфильмы как более смешные, чем испытуемые, которые позировали с ручкой во рту, что активировало те же самые мышцы. мышцы, участвующие в хмуром взгляде. В результате у людей может развиться положительное или отрицательное отношение к нейтральным объектам после того, как их лицевые мышцы будут улыбаться или хмуриться соответственно.
Наконец, ролевые игры, такие как импровизация убедительных аргументов, личное свидетельство, принятие точки зрения другого человека или даже разыгрывание ролей, — все это дополнительные способы, с помощью которых люди могут формировать установки на основе своего поведения. Например, в одном из первых исследований женщины, заядлые курильщики, участвовали в искусно поставленной пьесе, где они играли роль женщины, умирающей от рака легких. Две недели спустя эти женщины меньше курили и относились к курению менее позитивно, чем женщины, не участвовавшие в этой ролевой игре.
Когнитивные основы установок
Когнитивная основа установок, которую можно назвать убеждениями, исходит из непосредственного опыта взаимодействия с миром или из размышлений о мире. Размышление о мире включает в себя любой вид активной обработки информации, такой как обдумывание, удивление, воображение и размышление, а также посредством таких действий, как чтение, письмо, слушание и разговор.
Если вы считаете насекомых грязными и отвратительными, то, вероятно, у вас сложится мнение, что насекомые не являются пищей. Однако, если вы прочтете, что в некоторых культурах с удовольствием едят саранчу и других насекомых, вы можете прийти к выводу, что саранча может быть не так уж плоха. Ваше отношение здесь исходит из размышлений о новых фактах, которые вы прочитали.
Кроме того, если Национальный центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) утверждает, что воздействие ультрафиолетового света является наиболее важным фактором окружающей среды, вызывающим рак кожи, и вы считаете, что CDC является заслуживающим доверия экспертом, то вы можете Логично предположить, что чрезмерное пребывание на солнце вредно для здоровья. Здесь ваше отношение исходит из логических рассуждений о мире.
Предположим, вы не знали, как вы относитесь к теме, пока вас не заставили написать эссе на уроке письма. Это также может быть примером формирования отношения посредством познания, в данном случае организации ваших мыслей при подготовке к написанию связного эссе.
Ссылки:
- Бем, Д. (1970). Убеждения, взгляды и человеческие дела. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
- Игли, А. Х., и Чайкен, С. (1993). Психология отношений. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
- Вязы, AC (1966). Влияние фантазийных способностей на изменение отношения через ролевую игру. Журнал личности и социальной психологии, 4, 36-43.
- Петти, Р. Э., и Качиоппо, Дж. Т. (1981). Отношение и убеждение: классический и современный подходы. Дубьюк, Айова: Уильям С. Браун.
- Занна, М.П., и Ремпель, Дж.К. (1988). Отношение: новый взгляд на старую концепцию. В Д. Бар-Таль и А. В. Круглански (ред.), Социальная психология отношений (стр. 315–334). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Отношение (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) iResearchNet
Определение отношения
Отношение относится к нашей общей оценке людей, групп и объектов в нашем социальном мире. Сообщение об отношении включает в себя принятие решения относительно симпатии или неприязни или предпочтения или неблагоприятного отношения к объекту отношения. Отношения важны, потому что они влияют как на то, как мы воспринимаем мир, так и на то, как мы себя ведем. Действительно, более 70 лет назад Гордон Олпорт утверждал, что концепция установки является самой необходимой концепцией в социальной психологии. Это утверждение остается в силе и сегодня; изучение отношений остается в авангарде социально-психологических исследований и теорий. Эта страница сосредоточена на трех ключевых аспектах отношений: их содержании, структуре и функциях.
Содержание отношения
Одной из наиболее влиятельных моделей содержания отношения была многокомпонентная модель. Согласно этой точке зрения, установки представляют собой сводные оценки объекта, которые имеют аффективные, когнитивные и поведенческие компоненты. Аффективный компонент отношения относится к чувствам или эмоциям, связанным с объектом. Эмоциональные реакции влияют на отношение несколькими способами. Во-первых, на установки влияют эмоции, которые возникают у человека после воздействия объекта установки. Например, пауки вызывают у некоторых людей страх, и эта негативная аффективная реакция, вероятно, вызовет негативное отношение к паукам. Кроме того, чувства влияют на отношение через такие процессы, как классическое обусловливание и простое воздействие. Здесь среда постоянно сочетает объект с другими стимулами, вызывающими определенные эмоции (классическое обусловливание), или повторное воздействие заставляет объект со временем казаться более знакомым и позитивным.
Когнитивный компонент установок относится к убеждениям, мыслям и атрибутам, связанным с объектом. Когниции влияют на многие типы отношений. Например, человек, покупающий подержанный автомобиль, скорее всего, уделит значительное внимание его характеристикам, таким как показатели безопасности, расход бензина и прошлые затраты на ремонт. На отношение человека к автомобилю, скорее всего, влияют его положительные и отрицательные характеристики. При изучении межгрупповых отношений стереотипы представляют собой представления об атрибутах, которыми обладает конкретная социальная группа. Многие исследования выявили, что наличие негативных стереотипов о группе людей связано с предвзятым отношением к группе.
Поведенческая информация — это мысленное представление текущего, прошлого и будущего поведения в отношении объекта отношения. Например, исследования показали, что выполнение поведения с оценочным подтекстом влияет на благоприятность установок. В исследовании Пабло Бриноля и Ричарда Петти участники двигали головой либо вверх-вниз (кивая головой в знак согласия), либо из стороны в сторону (качая головой в знак несогласия), слушая речь. редакционная статья, которая проигрывалась в наушниках. Было обнаружено, что участники с большей вероятностью соглашались с содержанием очень убедительного призыва, когда они двигали головой вверх-вниз, чем из стороны в сторону. В то время как поведение может влиять на отношение человека, отношение также влияет на будущее поведение. Отношение играет важную роль в прогнозировании того, как человек будет вести себя в конкретной ситуации.
Знание содержания отношения важно, потому что попытки изменить отношение более успешны, когда убедительный призыв соответствует содержанию отношения. Например, если человеку не нравится напиток, потому что он неприятный на вкус, его больше убедит убедительная демонстрация нового, приятного вкуса, чем положительная информация о его ценности для здоровья.
Структура установок
Помимо содержания установок, другой важный вопрос касается того, как положительные и отрицательные оценки структурируются в памяти. Иногда предполагается, что положительные чувства, убеждения и поведение предотвращают возникновение негативных чувств, убеждений и поведения. Другими словами, согласно этой одномерной перспективе, положительные и отрицательные элементы отношений хранятся на противоположных концах одного измерения, и люди склонны испытывать либо край этого измерения, либо где-то посередине.
Этому представлению противостоит двухмерное представление, которое предполагает, что положительные и отрицательные элементы хранятся в двух разных измерениях. Одно измерение отражает, содержит ли отношение мало или много положительных элементов, а другое измерение отражает, содержит ли отношение мало или много отрицательных элементов. Эта точка зрения предполагает, что люди могут обладать любой комбинацией положительного или отрицательного в своем отношении. В результате установки могут иногда включать в себя как сильные положительные, так и отрицательные компоненты, что называется амбивалентностью установок. Эта амбивалентность является важной детерминантой того, насколько прочно удерживаются установки и сопротивляются ли они изменениям. Например, исследования показали, что амбивалентные установки с меньшей вероятностью предсказывают поведение. Кроме того, люди обращают более пристальное внимание на убедительный призыв, когда они имеют двойственное отношение.
Функция установок
Значительное внимание было уделено пониманию потребностей или функций, которые выполняются установками. Почти 50 лет назад М. Брюстер Смит и его коллеги предположили, что установки выполняют три основные функции: оценка объекта, социальная адаптация и экстернализация. Объектная оценка относится к способности отношения суммировать положительные и отрицательные свойства объектов. Например, установки могут помочь людям подходить к тому, что полезно для них, и избегать того, что для них вредно. Социальная адаптация осуществляется установками, которые помогают людям идентифицировать себя с теми, кто им нравится, и дистанцироваться от людей, которые им не нравятся. Например, люди могут купить определенный безалкогольный напиток, потому что он одобрен их любимым певцом. Экстернализация осуществляется установками, которые защищают себя от внутреннего конфликта. Например, у плохих игроков в гольф может развиться сильная неприязнь к игре, потому что их плохие результаты угрожают их самооценке.
В своей собственной программе исследований Дэниел Кац предложил четыре функции установки: знание, полезность, защита эго и выражение ценности. Знания и утилитарные функции аналогичны функции оценки объекта Смита и его коллег, а функция защиты эго аналогична функции экстернализации Смита и его коллег. Кац также предположил, что установки могут выполнять функцию выражения ценностей, так что установка может выражать самооценку человека и основные ценности. Например, человек может ездить на работу на велосипеде, потому что он или она ценит здоровье и хочет сохранить окружающую среду.
Среди функций функция оценки объекта особенно важна, потому что это способность отношений служить энергосберегающими устройствами, которые облегчают и ускоряют выполнение суждений. Существует также важное различие между инструментальной и ценностно-экспрессивной установками.