Автономия или зависимость?, Психология – Гештальт Клуб
Автономия или зависимость?
— Автор статьи: Ольга Князева
Ольга Князева
Психология — 7 сентября 2018 в 17:36
Благодаря популярной психологии общеупотребимыми стали термины зависимость и созависимое поведение. Часто под этим имеется в виду лишь обнаружение потребности в другом. А автономность и самостоятельность рассматриваются как отсутствие такой потребности.
И так уж устроено наше мышление, что нам хочется все со всем сравнить или противопоставить. Поэтому дальше люди пытаются выбрать, какое поведение правильнее, кто «здоровее», автономные или зависимые. Задаются этим вопросом в разговорах с друзьями, в кабинете у психолога, на многочисленных форумах.
Так, как будто можно совершить этот выбор. Давайте разбираться.
Абсолютное большинство людей ощущает потребность в другом человеке, потребность в принадлежности к группе «своих» людей. Это инстинктивное желание.
Так как мы существа разумные, наши инстинкты неразрывно связаны с научением и составляют с ним единое целое. Т.е. ядро инстинкта у всех людей одно – потребность в другом. А далее наслаивается разный опыт, разные ситуации взросления. И именно эти различия и обуславливают способ удовлетворения привязанности.
Т.е. автономия и зависимость – это разный способ устанавливать связь. Автономия – регулирует дистанцию, расстояние. Зависимость – регулирует включенность, интенсивность присутствия.
Ошибкой будет считать какой-то из этих способов устанавливать связь изначально плохим. Проблема кроется в уместности и выраженности конкретного способа. Когда теряется баланс, начинаются проблемы.
Автономия и зависимость, говоря популярным языком, это как тормоз и газ, благодаря которым каждый раз создается уникальный рисунок отношений. Для качественной езды важно, чтобы работали обе педали. Конечно, с опытом у каждого из нас вырисовывается свой любимый способ езды – в психологии это называется тип привязанности.
Но важно понимать, что это не что-то неизменное и зафиксированное. Если продолжить говорить в метафоре, на разных дорогах вы можете ездить по-разному. Т.е. у вас может быть один стиль привязанности на работе, в профессиональной среде, и другой стиль привязанности в зоне личных, интимных отношений.
Может быть вы все ездите на своей машине, но никак не приезжаете туда, куда хотите (например, вам не удается вступать в отношения, реализовываться в работе, заводить друзей и т.д.) . Т.е. ваш способ езды «не работает», не помогает достигать целей. Это хороший повод провести диагностику, отвезти вашу машину на СТО, чтобы проверить ваши педали газа и тормоза.
Если перевести с метафоры – важно присмотреться, как происходит ваше переключение между режимами автономности и зависимости. Как эти режимы представлены в ваших отношениях с окружающими людьми?
Какое у вас отношение к каждому из режимов? Какие у меня есть установки/идеи о зависимости и об автономности? В каком из режимов вам комфортнее? Доступно ли вам переживание безопасности в обоих этих режимах или только в одном? Или оба режима опасны и тогда нужно постоянно выскакивать из одного в другой? Может быть один из режимов избегается?
Попробуйте ответить на эти вопросы. И тогда отпадет потребность в поиске абсолютной истины, «как должны ездить машины». Исследуйте, как это устроено у вас, «как ездит ваш автомобиль».
Теги: автономность, зависимость, потребность, отношения, привязанность, выбор
0
Нравится: 0
0 1640 0
Пожаловаться
Ваше сообщение
Автономность — это характеристика высокоорганизованных (технических, биологических, социальных и других) систем (см. Система), согласно которой функционирование и поведение таких систем определяется их внутренними основаниями и не зависит от воздействия внешней среды и других систем. Автономность систем подразумевает наличие у них имманентных собственных закономерностей существования и развития, их действие по внутренним основаниям и побуждениям, по законам функционирования своей внутренней организации, а также обусловленное этим состояние саморегулируемости. Соответственно этому и строится система базовых понятий, выражающих идею автономности. При характеристике автономных биологических (живых) систем первостепенное значение приобретает проблема внутренней активности при их функционировании и поведении. Эта внутренняя активность — наиболее важное и исходное начало в понимании живого. Её отмечали и зачастую абсолютизировали все естественнонаучные и философские направления, стремившиеся раскрыть тайны живого. Например, витализм провозглашал наличие особой «жизненной силы» (энтелехии, психеи, археи) у живых систем, определяющей их особенности; проблема активности ныне рассматривается и на уровне микрофизики. Раскрытие природы активности составляет одну из наиболее важных задач науки, при этом в современных исследованиях выделяются два аспекта — энергетический (физический) и информационный (сигнальный). Активность систем опирается на их энергетику, на способность аккумулировать и освобождать значительные количества энергии. Вопросы энергетики живого ныне активно рассматриваются в рамках биофизических исследований. Идея активности предполагает наличие внутренней динамики и самодетерминации функционирования и поведения систем. В этом смысле, приложения идеи автономности к социальным процессам привели к представлениям о свободе как условии и предпосылке развития общества и человека к выдвижению этического принципа автономности: «Автономность есть […] основание достоинства человека и всякого разумного естества» (Кант И. Сочинения. Т. 4, ч. 1. — М., 1994. С. 278). В целом, понятие автономности в социальных науках фиксирует в своём содержании феномен дистанцирования индивидуума от социального контекста. В процессе развития человека выделяются определённые этапы исторического становления автономности как социального феномена:
|
Психологическая автономия и личная история | Автономные агенты: от самоконтроля к автономии
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Автономные агенты: от самоконтроля к автономииМетафизикаМоральная философияФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Автономные агенты: от самоконтроля к автономииМетафизикаМоральная философияФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Mele, Alfred R. ,
‘Психологическая автономия и личная история’
,
Автономные агенты: от самоконтроля до автономии
(
, Нью-Йорк,
2001;
онлайн Edn Edn. ,
Oxford Academic
, 1 ноября 2003 г.
), https://doi.org/10.1093/0195150430.003.0009,
, по состоянию на 17 ноября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Автономные агенты: от самоконтроля к автономииМетафизикаМоральная философияФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Автономные агенты: от самоконтроля к автономииМетафизикаМоральная философияФилософия действияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Некоторые мысленные эксперименты, разработанные инкомпатибилистами для подрыва конкретных компатибилистских анализов свободного действия и свободы воли, должны побудить их оппонентов исследовать возможное влияние историй агентов на их свободу. В этой главе проводится несколько подобных мысленных экспериментов и утверждается, что они мотивируют определенный компатибилистский взгляд на психологическую автономию с учетом истории. Утверждается, что два агента, которые одновременно являются психологическими близнецами, могут из-за различий в их историях быть такими, что один из них автономен, а другой нет. Исследуются связи между автономией, способностями, моральной ответственностью и подлинностью; анализируется принуждение; критике подвергается «взгляд разума» Сьюзан Вольф на моральную ответственность.
Ключевые слова: действие, подлинность, автономия, компатибилизм, принуждение, свободная воля, инкомпатибилизм, моральная ответственность, Сьюзан Вольф
Субъект
Философия действияМоральная философияМетафизикаФилософия разума
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Автономия: столп успеха
Дипломированный психолог в области спорта и физических упражнений доктор Джозефин Перри только что опубликовала свою пятую книгу. Ее первые четыре книги были посвящены спортивной психологии, но последняя; 10 столпов успеха сочетают подход теории принятия и приверженности с исследованиями в области спорта, бизнеса, образования и медицины и интервью с известными успешными образцами для подражания (например, Келли Хоумс, Максин Пик, Сара Паско), чтобы выделить 10 ключевых характеристик, которые помогают нам чувствовать себя успешными. Здесь мы берем выдержку из столпа автономии…
В начале своей карьеры я руководил большой командой в корпоративной организации. Я был не очень хорош в этом. Я хотел лучшего для всех членов моей команды, но моим позитивным намерениям мешало мое плохое понимание того, как добиться от людей наилучшего. У меня был многолетний опыт специалиста, и я знал, как выполнять любую работу в команде. В результате я настоятельно призывал членов моей команды делать все так же, как я, и это было моим падением. Потратив много времени на размышления над ситуацией, я понял, что существует множество различных способов достижения желаемых результатов. Зацикленность на том, чтобы делать что-то одним определенным образом, означала, что я не понимал, что важнее добиться правильного результата; Нахождение различных способов ведения дел открыло бы новые возможности и дало бы команде чувство достижения собственного успеха. Я не создал того, что мы бы назвали «средой, поддерживающей автономию». Если бы я это сделал, я был бы гораздо лучшим лидером.
«Вдохновляющее и практическое руководство, показывающее, как мы все можем использовать свои сильные стороны для достижения успеха» — Дама Келли Холмс
Не только я плохой лидер большой команды. Как часто мы видим, что на работе предлагается новая инициатива, которая не дает желаемого эффекта? Пострадавшие могут сказать: «Я не хочу занятий йогой и бесплатных кексов по пятницам — я хочу, чтобы меня спросили, чего я хочу, и чтобы мое мнение было услышано». Я хочу выбирать, как проводить время». Мы все хотим иметь выбор и чувствовать, что наш голос услышан. Когда мы это делаем, наша мотивация и благополучие повышаются, а наша производительность улучшается.
Как психологи мы все знаем о Теории Самоопределения Деси и Райана, но я обнаружил, что, работая с клиентами над тем, как повысить их внутреннюю мотивацию, мы часто боремся с Автономией. Мы все можем работать над повышением своего мастерства, и мы можем строить планы по укреплению своей принадлежности, но как нам получить больше автономии, поскольку она так часто дается нам и редко находится в нашей власти?
Что такое автономность?Формальное определение «автономии» предполагает, что это состояние быть источником вашего собственного поведения. Это значит чувствовать себя психологически свободным и иметь возможность контролировать свою жизнь. Короче говоря, автономия заключается в том, чтобы иметь выбор и право голоса. Это удовлетворяет врожденную потребность чувствовать, что мы действуем по собственной воле, позволяя нам полностью принять последствия наших действий. Есть три различных аспекта автономии:
- Вера в то, что мы контролируем свои действия.
- Свобода от принуждения других делать что-либо.
- Гибкость в выборе.
Более высокий уровень автономии, как правило, приводит к повышению удовлетворенности работой, потому что мы чувствуем большую ответственность за качество нашей работы.
Когда у нас есть выбор в отношении наших действий и мы чувствуем, что контролируем процессы принятия решений, которые повлияют на нас, мы обладаем автономией. Автономия заключается не в том, чтобы оставаться в одиночестве и избегать всех остальных; как мы видели, нам по-прежнему необходимо чувство принадлежности и способность развивать свое мастерство вместе с другими. Однако, хотя концепция автономии признает, что иногда на нас должны влиять другие, речь идет о чувстве, что мы можем делать свой собственный выбор. Мы не игнорируем другие мнения или идеи, но у нас есть выбор, прислушиваться к ним или нет. Нет ощущения, что мы должны соответствовать ожиданиям или принуждению.
Преимущества автономииКогда мы можем быть автономными, наше поведение и выбор, который мы делаем, кажутся более подлинными. В результате мы покупаемся на свою работу и обретаем более сильное чувство собственного достоинства. Мы можем выражать то, во что верим, а наше поведение и действия отражают то, кем мы себя чувствуем.
На рабочем месте более высокий уровень автономии, как правило, приводит к повышению удовлетворенности работой, поскольку мы чувствуем большую ответственность за качество нашей работы. А с удовлетворенностью работой мы с большей вероятностью будем лояльны к нашим работодателям и с меньшей вероятностью захотим переехать в другое место. Мы более вовлечены, а это означает, что мы более продуктивны, и у нас также больше шансов добиться лучшего баланса между работой и личной жизнью. Подлинность, которая приходит с автономией, имеет еще один полезный побочный эффект: вместо того, чтобы иметь дело с напряжением между нашими ценностями и ценностями, навязанными нам другими, что может быть стрессовым и утомительным, мы можем просто продолжать делать большую работу.
Вдали от работы автономия означает, что мы больше наслаждаемся спортом и хобби и добиваемся более быстрого прогресса, а повышение мотивации снижает процент отсева. Плавательный клуб в Квебеке, который работал над тем, чтобы предоставить своим пловцам гораздо больше автономии, предоставляя им больше возможностей для выбора в их занятиях и запрашивая их мнение, показал, что процент отсева упал с 36 до всего 5 процентов. В ходе эксперимента, предшествовавшего Паралимпийским играм 2012 года в Лондоне, несколько тренеров сборной Кореи были выбраны случайным образом и им было предложено создать поддерживающую автономию среду, в то время как другие тренеры продолжили свою обычную работу, основанную на контроле. Спортсмены, которые тренировались в среде, поддерживающей автономию, не только лучше чувствовали связь со своими тренерами и товарищами по команде, но и выигрывали значительно больше медалей.
Домашняя жизнь также лучше, когда у нас больше автономии, и это чувство было связано с повышением качества жизни. В исследовании влияния автономии в дружеских отношениях было обнаружено, что, когда кто-то предлагает другу гораздо больший выбор в отношении совместных занятий и побуждает его выражать больше своих взглядов, опыт для обоих друзей приводит к повышению эмоциональной устойчивости и психологической безопасности.
Когда мы полностью погружаемся в работу, чувствуем себя в психологической безопасности и знаем, что у нас есть хороший уровень поддержки, если мы в ней нуждаемся, мы чувствуем себя счастливее, полнее энтузиазма и работаем усерднее.
Хотя полная автономия с рождения, очевидно, поставила бы нас в некоторые сложные ситуации в детстве, взросление в автономной среде помогает нам понять, когда нужно обратиться за советом и поддержкой к родителям, учителям или тренерам. Со временем мы усваиваем советы, которые подходят нашей личности, и развиваем собственные навыки принятия решений. Исследования студентов показали, что те, кто находится в этом положении, имеют более определенное представление о себе и лучше осознают свои амбиции. Когда мы чувствуем, что у нас есть выбор и право голоса, мы можем следовать своей интуиции. Когда мы полностью вовлечены в нашу работу, чувствуем себя в психологической безопасности и знаем, что у нас есть хороший уровень поддержки, если мы в ней нуждаемся, мы счастливее, полнее энтузиазма и работаем усерднее. Мы способны внедрять инновации и можем работать более творчески, полностью беря на себя ответственность за то, что мы делаем, с уверенностью и оптимизмом. И все это создает идеальную опору для успеха.
Создание среды, поддерживающей автономиюВ среде, поддерживающей автономию, лидеры предлагают максимально широкий выбор, объясняют задачи или правила, спрашивают других людей, что они чувствуют, и признают эти чувства. Они дают возможность членам команды проявлять инициативу, обеспечивать конструктивную обратную связь и воздерживаться от контроля, критики, наказания или поощрения. Они поощряют выбор и решение проблем и активно призывают к участию в принятии решений. В таком окружении, независимо от вашего уровня, вы осознаете, что ваш голос не только ценен, но и приветствуется, и что решения, влияющие на вас, не будут приниматься без вашего участия.
Родители, поддерживающие автономию, предоставляют точную информацию и открытое общение, но в конечном итоге позволяют своим детям делать выбор самостоятельно. Тренеры, поддерживающие автономию, сосредотачиваются на индивидуальных потребностях спортсменов и искренне верят в возможности каждого спортсмена — не только в смысле выполнения в краткосрочной перспективе, но и в принятии наилучших решений для своей карьеры. Для родителей, учителей и тренеров цель состоит в том, чтобы воспитать тех, о ком они заботятся, чтобы они были способны делать правильный выбор, а не контролировать их, потому что они предполагают, что они не способны.
Поддерживать автономию — это больше, чем просто давать людям выбор и право голоса. Это значит предлагать прозрачное лидерство, что означает выслушивание и предоставление целенаправленной, поддерживающей обратной связи. Речь идет о том, чтобы быть образцом для подражания и помогать другим обрести чувство уверенности в себе. Вы будете предлагать полезную обратную связь, оказывать социальную поддержку, относиться к людям как к личностям и делиться соответствующими знаниями. От этого выиграют не только ваши сотрудники, но и клиенты. Когда психиатрическая больница для молодежи призвала своих сотрудников стать более автономными, они не только сообщили о большей удовлетворенности работой и благополучии на работе, но и их пациенты стали лучше относиться к лечению.
Способы, которыми вы можете помочь создать поддерживающую автономию среду, независимо от вашего уровня в организации, включают признательность, делегирование, объяснение и доверие:
ПризнательностьКаждый хочет, чтобы его ценили за его вклад, и, когда мы чувствуем себя недооцененными, мы склонны принимать это на свой счет. Это верно как на работе, так и в личной жизни. Работа — это просто еще одна социальная система, и, когда мы не чувствуем себя сопричастными, мы сокращаем наши усилия или переходим в другую организацию, где нас могут больше ценить.
Делегирование полномочий. Эффективное лидерство заключается в постановке цели, разработке стратегии, моделировании хорошего поведения и предоставлении другим возможности достичь цели собственным путем. Важно, чтобы мы не делегировали действия или процессы. Когда мы это делаем, мы просто передаем ответственность, не давая автономии. Вместо этого мы должны быть уверены, что делегируем результат, предоставляя другим автономию для достижения его любым способом, который они выберут.
ОбъяснениеРассказывая людям, почему мы поставили перед собой цель, вы помогаете им проникнуться этой более широкой картиной, что также побуждает их следовать ей. Когда все на борту, нет необходимости использовать какую-либо тактику, потому что все сосредоточены на достижении одного и того же результата.
ДовериеМы должны ожидать от людей самого лучшего. Мы все были обожжены — ожидая лучшего, только испытаем худшее, — но чаще всего лучшее случается, и доверие помогает нам получить от людей гораздо больше. И это доверие должно быть автоматическим и должно быть предоставлено, а не заработано.
Включение признательности, делегирования полномочий, объяснений и доверия для формирования среды, поддерживающей автономию, означает, что мы все чувствуем себя более автономными. Мы все чувствуем, что у нас есть выбор и право голоса, и, когда наша мотивация возрастает, шансов на успех гораздо больше.
Восемь способов помочь создать среду, поддерживающую автономию:Взросление в автономной среде помогает нам понять, когда нужно обратиться за советом и поддержкой к родителям, учителям или тренерам.
- Делегируйте результаты, а не процессы.
- Дайте отличные объяснения.
- Начните с места доверия.
- Выражайте признательность всем, кто помогает вам или делает отличную работу.
- Четкое представление о своих ценностях и о том, как работа, которую вы выполняете, помогает вам соответствовать им.