Автор принципа онтологического волюнтаризма: Волюнтаризм | Понятия и категории

Волюнтаризм | Понятия и категории

Антуан-Жан Гро. Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту.

 

ВОЛЮНТАРИЗМ, -а, м. 1. (нач. XX в.). Философское направление, признающее волю основой всего существования. Идеи волюнтаризма. Основы волюнтаризма. Волюнтаризм Ницше. Изучать волюнтаризм. 2. (2 пол. XX в.). В политике и общественной жизни: субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия. Проявление волюнтаризма. Недопустимость волюнтаризма. Черты волюнтаризма.

— Нем. Voluntarismus — волюнтаризм < лат. voluntarius — добровольный, поступающий по своей воле, от voluntas — воля.

Tags: 

Идеология

ВОЛЮНТАРИЗМ — течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления.

Присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения, и способность принятия решений, выражающих его личностные установки и собственные убеждения, волюнтаризм истолковывает как эффект действия стоящей над этими актами особой иррациональной духовной сущности.

Tags: 

Психология

Философия

ВОЛЮНТАРИЗМ — течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея о приоритете в жизни человеческой личности возникла в период краха античного мировоззрения, когда было поставлено под сомнение убеждение в том, что главной духовной силой является разум, мышление.

Tags: 

Психология

Философия

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas — воля) — философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир «по разуму своему» или «по воле своей».

Tags: 

Философия

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas — воля) — 1) философское течение, рассматривающее волю как основу всего сущего, высший принцип бытия; 2) принцип руководства, принятие решений, основывающихся на собственном мнении и произволе, игнорирующих объективные закономерности, сложившиеся условия, специфику ситуации, мнения других людей.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 77.

Tags: 

Философия

Идеология

ВОЛЮНТАРИЗМ — направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия, движущей силой общественного развития. Термин употребляется также в политике для характеристики социально-политической практики, пренебрегающей объективными законами общественного развития и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц (то же, что и политический произвол).

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 52.

Tags: 

Философия

Идеология

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas — воля) — учение, согласно которому воля как целенаправленное усилие является основой социальных процессов. Порой В. рассматривает волю в качестве основополагающего онтологического принципа. В. противопоставляет волю разуму, деятельность — созерцанию, творческую активность — рутине, свободу — необходимости. Термин был введен в XIX в. немецким философом, культурологом, социологом Ф. Теннисом. Общефилософской предпосылкой возникновения В. являлось учение о свободной воле человека, разрабатывавшееся еще в средневековой философии и получившее новое развитие в философии И.

Канта. Фихте превращает волю в основной принцип бытия. Шопенгауэр лишает волю разумности и моральности, рассматривает ее как слепую активность, лежащую в основе мира. Разум, культура, нравственность — лишь производные иррациональной воли. В философии Ф. Ницше воля — культуро-творческое начало, противостоящее косности природных и социальных форм…

Tags: 

Философия

Идеология

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. volutas — воля) — философская, мировоззренческая позиция, суть которой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия. Термин «В.» введен Ф. Теннисом в 1883. Хотя идеи В. восходят к далекому прошлому, в концептуальной форме он проявляется в средневековой философии, в частности у Августина, считавшего, что именно воля лежит в основе всех др. духовных процессов. Примат воли перед разумом подчеркивали Дуне Скот и Оккам.

Tags: 

Философия

Идеология

ВОЛЮНТАРИЗМ [от лат. volintas — воля] — идеалистическое течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 61.

Tags: 

Политика

Философия

Идеология

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas — воля) — философская и мировоззренческая установка, свойственная ряду направлений в философии, психологии и современной идеологии («новые левые»), признающая волю высшим принципом бытия, полагающая ролевое начало объективным законом природы и общества и абсолютизирующая человеческое целеполагание, волеизъявление и действие. В. рассматривает волю как слепую, неразумную, спонтанную, бесцельно действующую и непознаваемую силу. Для философии В. характерны индетерминизм и агностицизм.

Tags: 

Философия

Мировоззрение

Идеология

ВОЛЮНТАРИЗМ: что это такое: в философии

Философия кратко:

философия кратко

философия понятия

философия главное

философия конспекты

кратко философия

философия ответы

Философия подробно:

учебник по философии

история философии
основы философии

философии и философы
философы

Философия от А до Я:

философские термины   А
философские термины   Е
философские термины   М
философские термины   Р
философские термины   У

понятия: определения А-Б-В
понятия: определения Г-Д-Ж
понятия: определения З-И-К
понятия: определения Л-М-Н
понятия: определения О-П-Р
понятия: определения  С-Т-У
понятия: определения Ф-Э-Я
содержание


ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas – воля) – учение, согласно которому воля как целенаправленное усилие является основой социальных процессов.
Порой В. рассматривает волю в качестве основополагающего онтологического принципа. В. противопоставляет волю разуму, деятельность – созерцанию, творческую активность – рутине, свободу – необходимости. Термин был введен в XIX в. немецким философом, культурологом, социологом Ф. Теннисом.

Общефилософской предпосылкой возникновения В. являлось учение о свободной воле человека, разрабатывавшееся еще в средневековой философии и получившее новое развитие в философии И. Канта. Фихте превращает волю в основной принцип бытия. Шопенгауэр лишает волю разумности и моральности, рассматривает ее как слепую активность, лежащую в основе мира. Разум, культура, нравственность – лишь производные иррациональной воли. В философии Ф. Ницше воля – культуро-творческое начало, противостоящее косности природных и социальных форм.

В. является философской основой индивидуализма и анархизма. В современной социологии понятие «В.» используется в несколько ином, более узком смысле. Социолог может назвать В. теорию, в которой желания, поступки людей, мотивы их деятельности рассматриваются в качестве необходимого условия функционирования социальной системы.



>  
Словарь по философии от А до Д :кратко: философские термины, определения, философы, понятия, категории

СОДЕРЖАНИЕ: от А до Д:
 
АБСОЛЮТ
АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ
АВГУСТИН
АГНОСТИЦИЗМ
АДЛЕР
АКЦИДЕНЦИЯ
АЛЬТРУИЗМ
АНАКСАГОР
АНАКСИМАНДР
АНАКСИМЕН
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
АНТРОПОКОСМИЗМ
АНТРОПОЛОГИЗМ
АПОРИЯ
АПРИОРНОЕ
АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
АРИЙ
АРИСТОТЕЛЬ
АРХЕТИП
БАДЕНСКАЯ ШКОЛА
БАКУНИН
БЕЛЛ
БЁМЕ
БЕРГСОН
БЕРДЯЕВ
БЕРКЛИ
БЕССМЕРТИЕ
БИОСФЕРА
БОГДАНОВ
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО
БОЭЦИЙ
БРУНО
БУБЕР
БУДДИЗМ
БУЛГАКОВ
БУРИДАН
БЫТИЕ
БЭКОН Роджер
БЭКОН Фрэнсис
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
ВЕБЕР
ВЕРИФИКАЦИЯ
ВЕРНАДСКИЙ
ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ВИКО
ВИНДЕЛЬБАНД
ВЛАСТЬ
ВОЛЬТЕР
ВОЛЮНТАРИЗМ
ГАЗАЛИ
ГАРТМАН
ГЕГЕЛЬ
ГЕДОНИЗМ
ГЕЛЬВЕЦИЙ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
ГЕРАКЛИТ
ГЕРДЕР
ГЕРМЕНЕВТИКА
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ
ГЕРЦЕН
ГЁТЕ
ГИЛОЗОИЗМ
ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ГНОСЕОЛОГИЯ
ГНОСТИЦИЗМ
ГОББС
ГОГОЛЬ
ГОЛЬБАХ
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА
ГРИГОРИЙ СИНАИТ
ГУМАНИЗМ
ГУМИЛЕВ
ГУССЕРЛЬ
ДАНИЛЕВСКИЙ
ДЕИЗМ
ДЕКАРТ
ДЕКОНСТРУКЦИЯ
ДЕМИУРГ
ДЕМОКРИТ
ДЕТЕРМИНИЗМ
ДИАЛЕКТИКА
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
ДИДРО
ДИЛЬТЕЙ
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
ДИСКУРС
ДОБРО И ЗЛО
ДОГМАТ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
ДОЛГ
ДОСОКРАТИКИ
ДОСТОЕВСКИЙ
ДУАЛИЗМ

содержание

Доксастический волюнтаризм — Философия — Оксфордские библиографии

Введение

Могли бы вы сформировать какое-то убеждение в пользу приза, когда у вас нет подтверждающих его доказательств? Скажем, вера в то, что все разумные формы жизни в Галактике Андромеды — это треножники? Не могли бы вы немедленно заставить себя сформировать какое-нибудь убеждение, которое, как вы знаете, является ложным, скажем, убеждение, что нынешний король Англии правит Соединенными Штатами? Очевидно нет. С другой стороны, когда вы тщательно обдумываете какую-то проблему, прежде чем окончательно принять решение, часто кажется, что последующее формирование убеждения — это не то, что происходит с вами просто так, как румянец, поднявшийся на ваших щеках. Скорее похоже на что-то вы делаете, дело вашего личного решения. Дебаты о доксастическом волюнтаризме подпитываются этим напряжением. Доксастические волюнтаристы утверждают, что различия между стандартными непроизвольными событиями и событиями, такими как принятие решения, указывают на то, что, по крайней мере, иногда последний тип событий действительно является агентным или добровольным. Напротив, доксастические инволюнтаристы утверждают, что даже когда вы тщательно «принимаете решение», пропасть отделяет то, что вы здесь делаете, от обычных действий, таких как поднятие руки или выход на прогулку: пропасть между непроизвольным и произвольным. Споры о доксастическом волюнтаризме касаются степени человеческих умственных способностей. Казалось бы, это полностью принадлежит эмпирической психологии. Тем не менее, исторически дебаты были переплетены с более широкими дебатами в нормативных дисциплинах, таких как этика и эпистемология. На это есть как минимум две причины. Во-первых, оспариваются основные понятия веры и добровольности. Нет единого мнения о том, являются ли эти понятия чисто описательными или частично нормативными. Во-вторых, участники дебатов могут руководствоваться своим желанием разобраться в очевидных прописных истинах в этике и эпистемологии. Многим казалось очевидным, что мы каким-то образом несем ответственность за то, во что верим, и что это должно требовать нашей способности каким-то образом контролировать то, во что мы верим. Более того, моральное невежество часто является вопросом веры: агент может не знать, что он поступает неправильно, поскольку у него нет убеждений, относящихся к тому, каким образом его действие представляет собой проступок. Такое невежество кажется веским моральным оправданием. Но что, если агент несет ответственность за ее невежество? По крайней мере, это ослабляет ее оправдание. Поскольку моральное невежество является широко распространенным явлением и типичным оправданием, этика веры имеет последствия для общей теории человеческой ответственности и ответственности за действия.

Reference Works

Доксастический волюнтаризм часто обсуждался в контексте более широких дебатов. Не в последнюю очередь дебаты об этике веры (см. Доксастический волюнтаризм и Основы этики веры), природе эпистемического обоснования (см. Доксастический волюнтаризм и эпистемология) и природе религиозной веры (см. Доксастический волюнтаризм и религиозная вера). Следовательно, существует несколько справочных работ, посвященных исключительно волюнтаризму. Однако несколько монографий, посвященных этим более широким темам, содержат главы о доксастическом волюнтаризме (см. Meylan 2013, Nottelmann 2017 и Peels 2017 в Доксастический волюнтаризм и основы этики веры). Точно так же Chignell 2018 посвящает этой теме значительный раздел. В настоящее время «Доксастический волюнтаризм» является единственным вступительным текстом, полностью посвященным доксастическому волюнтаризму. Он предлагает всестороннее рассмотрение важных аргументов за и против доксастического волюнтаризма и прослеживает более широкое значение этой позиции в этике, эпистемологии, политической философии и философии религии.

  • Чигнелл, Эндрю. «Этика веры». В Стэнфордской энциклопедии философии . Под редакцией Эдварда Н. Залты. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 2018.

    В разделе 3 представлен обзор волюнтаристских дебатов.

  • Витц, Рико. «Доксастический волюнтаризм». Интернет-энциклопедия философии .

    Пока единственная обширная статья в энциклопедии, полностью посвященная теме.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Анджан Чакраварти, Научная онтология: интеграция натурализованной метафизики и волюнтаристской эпистемологии

Аньян Чакраварти

И науку, и философию интересуют вопросы онтологии — вопросы о том, что существует и на что эти вещи похожи. Однако наука и философия кажутся совершенно разными способами исследования мира, так как же следует действовать дальше? Некоторые полагаются на науки, понимаемые как нечто отдельное от философии, а другие — на метафизику, понимаемую как нечто отдельное от науки, для определенных видов ответов. В этой книге утверждается, что такое почтение ошибочно. Убедительное описание онтологии должно учитывать способы, которыми науки включают метафизические предположения и аргументы. В то же время он должен уделять пристальное внимание тому, как наблюдение, опыт и эмпирические измерения науки связаны с тем, что можно рассматривать как оправданное философское теоретизирование об онтологии. Обещание эффективно натурализованной метафизики состоит в том, чтобы поощрять убеждения, сформированные таким образом, чтобы отдать должное научному теоретизированию, моделированию и экспериментированию. Но даже вооружившись таким взглядом, не существует единственного, единственно рационального способа провести границу между областями онтологии, которые подходят для веры, и теми, в которых вместо этого было бы лучше воздержаться от веры. В решающих отношениях онтология находится в глазах смотрящего: она информируется лежащими в основе обязательствами, имеющими значение для пределов исследования, которые неизбежно различаются у рациональных исследователей. В результате надлежащий объем онтологии подвергается поразительной форме добровольного выбора, приводящего к новой и преобразующей концепции научной онтологии.

Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс

Параметры Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений

Править

Природа науки, Разное по общей философии науки

Научная онтология  Волюнтаристская эпистемология  Натурализованная метафизика

Q175. 32.O58.C43 2017

0190651458   0197510256   9780190651459   9780197510254   9780190651480

Посмотреть все предложения

21,37 $ б/у (скидка 41%) 900 07

PhilArchive

    Загрузить копию этой работы Бумаги в настоящее время заархивированы: 81 329

Внешние ссылки

Настройте учетную запись с вашей принадлежностью для доступа к ресурсам через прокси-сервер вашего университета

Через вашу библиотеку

  • Войдите в систему / зарегистрируйтесь и настройте свой преобразователь OpenURL
  • Настройка пользовательского преобразователя

Перцептивный прагматизм и натурализованная онтология цвета.

Перцептивный прагматизм и натурализованная онтология цвета. Мазвиита Чиримута — 2016 — Вопросы когнитивистики 8 (4).

На пути к онтологии научных моделей.С. Дюшен — 2008 — Метафизика 9 (1): 119-127.

Онтология, онтологии и наука. Гэри Х. Меррилл — 2011 — Топои (1):71-83.

Онтологические основы научных теорий. Джонас Р. Беккер Аренхарт — 2012 — Основы науки 17 (4): 339-356.

О том, что существует согласно квантовой механике. Брендан Кейн — неизвестно

Влияние науки на метафизику и ее пределы. Майкл Эсфельд — 2006 — Abstracta 2 (2): 86-101.

Дилемма эмпирического реализма: метафизический реализм или инструментализм. Расмус Яксланд — 2017 — Философия 45 (3): 1195-1205.

Нормативная эпистемология и натурализованная эпистемология. Гарольд И. Браун — 1988 — Исследование: Междисциплинарный философский журнал 31 (1): 53 – 78.

Об онтологии вычислительного процесса и эпистемологии вычисляемого. Джузеппе Примьеро — 2014 — Философия и техника 27(3):485-489.

Можно ли натурализовать метафизику? И если да, то как? Эндрю Мельник — 2013 — В Дон Росс, Джеймс Ледиман и Гарольд Кинкейд (ред.), Научная метафизика . Издательство Оксфордского университета. стр. 79-95.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *