Когнитивный диссонанс — что это простыми словами, пример
5.0/5
Поделитесь записью с другими
Telegram
Навигация по статье
Психолог Леон Фестингер в 1957 году впервые опубликовал свою книгу «Теория когнитивного диссонанса». Фестингер предположил, что люди испытывают дискомфорт, когда они придерживаются противоречивых убеждений. С тех пор когнитивный диссонанс стал одной из самых влиятельных и исследованных теорий в социальной психологии.
Когнитивный диссонанс — это несоответствие между тем, во что верят люди, и тем, как они себя ведут, побуждает людей совершать действия, которые помогут свести к минимуму чувство дискомфорта. Общество пытается уменьшить это напряжение разными способами, например, отвергая, объясняя или избегая новой информации.
Каждый в той или иной степени испытывает когнитивный диссонанс, но это не значит, что его всегда легко распознать.
- чувство дискомфорта перед тем, как что-то сделать или принять решение;
- попытки оправдать или рационализировать принятое вами решение;
- чувство смущения или стыда за то, что вы сделали, и попытки скрыть свои действия от других людей;
- испытывать вину или сожалеть о том, что вы сделали в прошлом;
- делать что-то из-за социального давления или страха упустить, даже если вы не хотели этого делать
Причины возникновения
Существуют различные ситуации, которые могут создавать конфликты, ведущие к когнитивному диссонансу.
- Принудительное соответствие
Иногда из-за внешних ожиданий вы можете столкнуться с поведением, которое противоречит вашим собственным убеждениям, часто из-за работы, учебы или социальной ситуации. Это также может быть связано с давления со стороны сверстников или выполнение каких-либо действий на работе, чтобы избежать увольнения.
- Решения
Люди принимают решения ежедневно. Столкнувшись с двумя одинаковыми вариантами выбора, они часто испытывают чувство диссонанса, потому что оба варианта одинаково привлекательны.
На общую силу диссонанса также могут влиять несколько факторов, в том числе: количество несогласных убеждений. Чем больше у вас диссонирующих (конфликтующих) мыслей, тем сильнее диссонанс.
Также, этот диссонанс часто может сильно влиять на наше поведение и действия. Это не только влияет на то, как вы себя чувствуете, но и побуждает вас действовать, чтобы уменьшить чувство дискомфорта.
Этот дискомфорт может проявляться по-разному. Люди могут чувствовать:
- беспокойство;
- смущение;
- сожалеть;
- грусть;
- стыд;
- стресс.
Когнитивный диссонанс может даже влиять на то, как мы думаем о себе и видим себя, приводя к негативному чувству самооценки и самоуважения.
Диссонанс может влиять на то, как люди действуют, думают и принимают решения. Они могут вести себя так или принимать определенные установки, чтобы облегчить дискомфорт, вызванный конфликтом.
Обратный звонок
Работа с диссонансом
Когда возникают конфликты между познаниями (мыслями, убеждениями, мнениями), люди делают шаги, чтобы уменьшить диссонанс и чувство дискомфорта. Они могут сделать это несколькими способами, например: Человек, который узнал, что выбросы парниковых газов приводят к глобальному потеплению, могут испытывать чувство диссонанса, если он водят автомобиль, потребляющий много газа. Чтобы уменьшить этот диссонанс, они могут искать новую информацию, которая опровергает мнение о том, что парниковые газы способствуют глобальному потеплению.Мужчина, заботящийся о своем здоровье, может быть обеспокоен, узнав, что длительное сидение в течение дня связано с сокращением продолжительности жизни. Поскольку ему приходится работать весь день в офисе и много времени проводить сидя, его поведение трудно изменить. Вместо этого, чтобы справиться с чувством дискомфорта, он мог бы найти способ рационализировать конфликтующее познание. Он мог оправдать свое малоподвижное поведение, говоря, что другие его виды здорового поведения — например, здоровое питание и спорт — компенсируют его в основном малоподвижный образ жизни.
Измените свое убеждение. Изменение противоречивого познания — один из наиболее эффективных способов справиться с диссонансом, но он также является одним из самых сложных, особенно в случае глубоко принятых ценностей, таких как религиозные или политические убеждения.
Осознавая противоречивые убеждения и действия, мы можем изменить свои привычки и привести свое поведение в соответствие со своими ценностями.
Читайте также
Мотивация на лечение
Синдром созависимости
Причины алкоголизма
Озонотерапия в лечение алкоголизма
Ксенонотерапия — это
Понравилась статья? Поделитесь с другими
Telegram
Подписывайтесь на нас
Похожие статьи
Все
Алкоголизм
Наркология
Психиатрия
Родственникам
Леон Фестингер — Теория когнитивного диссонанса читать онлайн бесплатно
12 3 4 5 6 7 . ..80
Леон Фестингер
Теория когнитивного диссонанса
Leon Festinger
A THEORY OF COGNITIVE DISSONANCE
A THEORY OF COGNITIVE DISSONANCE by Leon Festinger published in English by Stanford University Press.
Copyright © 1957 by Leon Festinger, renewed 1985. All rights reserved.
This translation is published by arrangement with Stanford University Press, www.sup.org.
© Анистратенко А. А., перевод на русский язык, 2018
© Знаешева И. В., перевод на русский язык, 2018
© Аллахвердов В., предисловие, 2018
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2018
* * *
Из этой книги вы узнаете:
• Что такое когнитивный диссонанс и как он возникает
• Как когнитивный диссонанс воздействует на наше поведение и восприятие мира
• Почему нам сложно отказаться от убеждений и веры
• Способен ли когнитивный диссонанс повлиять на принятие решений
• Что может изменить нашу реакцию на рекламу
• Как связаны когнитивный диссонанс и мотивация
Предисловие
Дорогой читатель! Вы держите перед собой Великую книгу.
Л. Фестингер родился 8 мая 1919 года в Нью-Йорке в еврейской семье эмигрантов из России Алекса Фестингера и Сары Соломон, там же в 1939 году стал бакалавром, в 1940-м — магистром в университете штата Айова, где начал работать научным сотрудником в Центре изучения ребенка. В 1942 году получил степень доктора философии по психологии. Его научным руководителем был Курт Левин (несомненно влияние теории поля Левина и вообще гештальтистов на творчество Фестингера). В годы Второй мировой войны (1942–1945) служил в Комитете по отбору и обучению летчиков при Рочестерском университете. В 1945 году включается в работу группы Левина в Массачусетском технологическом институте, позднее, в 1947 году, после смерти Левина, перемещается вместе с группой в Мичиганский университет.
В 1951 году он работает в университете Миннесоты, в 1955-м переходит в Стэнфорд. И, наконец, с 1968 года и до своей смерти в 1989 году — профессор Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. В течение жизни получает множество премий и наград (включая престижную премию «Выдающемуся ученому» Американской психологической ассоциации в 1959 году).Психологи обычно изучают удивительные феномены нашей психической жизни и пытаются найти им объяснения. Великие психологи идут дальше — они видят за этими феноменами человека во всей его неразгаданной полноте. Леон Фестингер даже на фоне самых великих выделялся широтой интересов — он занимался принятием решений, проблемой потери индивидуальности в группе, способами, которыми люди сравнивают себя с другими, психологическими аспектами технологии изготовления доисторических орудий, зрительным восприятием и движением глаз, групповой динамикой и т. д. Но главным его достижением все же стало создание теории когнитивного диссонанса.
Л. Фестингер произвел когнитивный переворот еще даже до возникновения когнитивной психологии, причем в области социальной психологии, максимально удаленной от когнитивных исследований. Он вывел закон: если два элемента мышления противоречат друг другу (находятся в диссонансе), то это побуждает личность к поведению, сокращающему диссонанс. То, что человек стремится жить в рациональном мире и избавляться от противоречий, постулировалось еще философами Нового времени. В конце XIX века И. Бернгейм в экспериментах с постгипнотическим внушением продемонстрировал, что человек стремится найти разумное, пусть даже неправильное, объяснение собственному поведению, которое — о чем сам человек не догадывался — было внушено ему в гипнозе. З. Фрейд наблюдал эксперименты Бернгейма и описал в рамках построенной им теории неосознаваемые механизмы борьбы человека с противоречиями (среди них — вытеснение и рационализация). Но объяснения оставались во многом спекулятивными, а в построениях Фрейда к тому же с сильным мифологическим привкусом.
Фестингер в специально сконструированных условиях показывает: если человек совершает поступок, противоречащий его убеждениям, то возникает когнитивный диссонанс. Для ликвидации диссонанса используется внешнее оправдание (меня заставили, приказали или хорошо заплатили). Но если поводов для внешнего оправдания мало, то человек ищет внутреннее оправдание этому своему поступку, например, не осознавая этого, изменяет собственные убеждения, т. е., как говорит Фестингер, сглаживает когнитивный диссонанс. Порожденные им идеи и экспериментальные замыслы произвели настолько сильное впечатление, что породили волну последователей, проводивших удивительно остроумные экспериментальные исследования (см., например, обзорные работы Э. Аронсона, который именно под воздействием книги, которую вы держите перед глазами, пришел к решению изучать социальную психологию).
Приведу пример, показывающий эвристическое значение теории Фестингера даже в той зоне, где он сам, скорее всего, не ожидал бы увидеть проявление своих теоретических построений. В наших исследованиях в Санкт-Петербургском университете было обнаружено, что если человек совершает ошибки в простых когнитивных задачах (ошибается при складывании цифр, делает опечатки и т. д.), то оказывается, что он имеет тенденцию повторять собственные ошибки, даже если сам их не замечает. Эффект повторения ошибок явно напоминает сглаживание когнитивного диссонанса — сделав ошибку, человек, не осознавая этого, как бы принимает решение: раз под воздействием определенных условий он сделал ошибку, то это вовсе и не ошибка, его поведение оправданно, а потому он вправе ее повторить.
Фестингер не только создал теорию, которая опирается на общие основания, но и сумел вывести следствия, которые можно подвергнуть экспериментальной проверке. Его теория оказалась эвристичной — другие исследователи обнаруживали предсказываемые теорией феномены даже там, где сам Фестингер вряд ли ожидал бы их увидеть. Тем самым он создал подлинно научную теорию. А его книга учит нас самому главному — тому, как надо делать настоящую науку.
Виктор Аллахвердов, профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии СПбГУ
Предисловие автора
Это предисловие главным образом посвящено истории возникновения идей, положенных в основу этой книги. Выбранная мной хронологическая форма — наилучший способ отдать должное коллегам, оказавшим мне существенную помощь в ходе работы над книгой, а также объяснить, что побудило меня к ее написанию и какие цели я исходно преследовал.
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 …80
Что такое когнитивный диссонанс? Определение и примеры
Когнитивный диссонанс относится к ситуации, включающей противоречивые установки, убеждения или поведение.
Это вызывает чувство психического дискомфорта, ведущее к изменению одного из взглядов, убеждений или поведения, чтобы уменьшить дискомфорт и восстановить равновесие.
Например, когда люди курят (поведение) и знают, что курение вызывает рак (сознание), они находятся в состоянии когнитивного диссонанса.
В этой статье
Теория когнитивного диссонансаКогнитивный диссонанс был впервые исследован Леоном Фестингером в результате исследования с включенным наблюдением за культом, который верил, что земля будет уничтожена потопом, и что случилось с его членами — особенно с действительно преданными, которые бросили свои дома и работу, чтобы работать на культ, — когда потопа не произошло.
В то время как маргинальные члены были более склонны признать, что они выставили себя дураками, и «приписать это опыту», преданные члены с большей вероятностью переинтерпретировали свидетельства, чтобы показать, что они были правы с самого начала (земля была не уничтожены из-за верности членов культа).
Как происходит изменение отношения
Теория когнитивного диссонанса Фестингера (1957) предполагает, что у нас есть внутреннее стремление удерживать все наши отношения и поведение в гармонии и избегать дисгармонии (или диссонанса). Это известно как принцип когнитивной согласованности.
Когда существует несоответствие между установками или поведением (диссонанс), необходимо что-то изменить, чтобы устранить диссонанс.
Обратите внимание, что теория диссонанса не утверждает, что эти способы уменьшения диссонанса действительно будут работать, а только то, что люди, находящиеся в состоянии когнитивного диссонанса, предпримут шаги, чтобы уменьшить степень своего диссонанса.
Теория когнитивного диссонанса была широко исследована в ряде ситуаций для более подробного развития основной идеи, и были выявлены различные факторы, которые могут быть важны для изменения отношения.
Что вызывает когнитивный диссонанс?
- Принудительное поведение,
- Принятие решений,
- Усилие.
Мы рассмотрим основные результаты, полученные в каждой области.
Принудительное поведение
Когда кого-то заставляют делать (публично) то, чего он (про себя) на самом деле делать не хочет, возникает диссонанс между его сознанием (я не хотел этого делать) и его поведением (я сделал это).
Принудительное согласие возникает, когда человек совершает действие, несовместимое с его или ее убеждениями. Поведение нельзя изменить, так как оно уже было в прошлом, поэтому диссонанс необходимо уменьшить, переоценив свое отношение к тому, что они сделали. Это предсказание было проверено экспериментально:
В интригующем эксперименте Фестингер и Карлсмит (1959) попросили участников выполнить ряд скучных задач (например, в течение часа поворачивать колышки на доске). Как вы понимаете, отношение участников к этой задаче было крайне негативным.
Пример когнитивного диссонанса
Цель
Фестингер и Карлсмит (1959) исследовали, вызовет ли принуждение людей к выполнению унылой задачи когнитивный диссонанс из-за вынужденного подчинения.
Метод
В своем лабораторном эксперименте они использовали 71 студента мужского пола в качестве участников для выполнения ряда скучных задач (таких как переворачивание колышков на доске для колышков в течение часа).
Затем им заплатили 1 или 20 долларов, чтобы они сказали ожидающему участнику (сообщнику), что задания действительно интересные. Почти все участники согласились пройти в комнату ожидания и убедить сообщника, что скучный эксперимент будет веселым.
Результаты
Когда участников попросили оценить эксперимент, участники, которым заплатили всего 1 доллар, оценили утомительную задачу как более увлекательную и приятную, чем участники, которым заплатили 20 долларов за ложь.
Заключение
Получение всего 1 доллара не является достаточным стимулом для лжи, поэтому те, кому заплатили 1 доллар, испытали диссонанс. Они могли преодолеть этот диссонанс, только поверив, что задания действительно были интересными и доставляли удовольствие. Плата в 20 долларов дает повод изменить привязку, и, следовательно, диссонанса нет.
Принятие решений
Жизнь наполнена решениями, а решения (как правило) вызывают диссонанс.
Например, предположим, что вам нужно решить, согласиться ли на работу в очень красивом районе страны или отказаться от работы, чтобы быть рядом с друзьями и семьей.
В любом случае вы испытаете диссонанс. Если бы вы устроились на работу, вы бы скучали по своим близким; если вы откажетесь от работы, вы будете тосковать по красивым ручьям, горам и долинам.
Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки. Загвоздка в том, что принятие решения лишает вас возможности пользоваться преимуществами невыбранной альтернативы, но в то же время убеждает вас, что вы должны принять недостатки выбранной альтернативы.
Пример когнитивного диссонанса
Brehm (1956) был первым, кто исследовал взаимосвязь между диссонансом и принятием решений.
Метод
Участникам женского пола сообщили, что они будут помогать в исследовании, финансируемом несколькими производителями. Участникам также сказали, что они получат один из продуктов в конце эксперимента, чтобы компенсировать их время и усилия.
Затем женщины оценили привлекательность восьми товаров для дома по цене от 15 до 30 долларов. Продукты включали автоматическую кофеварку, электрический гриль для сэндвичей, автоматический тостер и портативное радио.
Участникам контрольной группы просто дали один из продуктов. Поскольку эти участники не принимали решения, им не нужно было уменьшать диссонанс. Люди в группе с низким диссонансом выбирали между желаемым продуктом и продуктом, оцененным на 3 балла ниже по 8-балльной шкале 90–104.
Участники в состоянии высокого диссонанса выбирали между очень желанным продуктом и продуктом, оцененным всего на 1 пункт ниже по 8-балльной шкале. Прочитав отчеты о различных продуктах, люди снова оценили продукты.
Находки
Участники в состоянии сильного диссонанса разнесли альтернативы значительно больше, чем участники в двух других состояниях.
Другими словами, они с большей вероятностью, чем участники двух других условий, повышали привлекательность выбранной альтернативы и уменьшали привлекательность невыбранной альтернативы.
Усилия
Похоже также, что мы больше всего ценим те цели или предметы, для достижения которых потребовались значительные усилия.
Это, вероятно, потому, что диссонанс возник бы, если бы мы приложили большие усилия для достижения чего-то, а затем оценили это негативно.
Мы могли бы, конечно, потратить годы усилий на достижение чего-то, что окажется кучей чепухи, а затем, чтобы избежать возникающего диссонанса, попытаться убедить себя, что на самом деле мы не тратили годы усилий или что это усилие было действительно приятным, или что оно не требовало больших усилий.
На самом деле, кажется, нам легче убедить себя в том, что то, чего мы достигли, того стоит, и это то, что делает большинство из нас, высоко оценивая то, чье достижение стоило нам дорого — независимо от того, думают ли другие люди, что это дорого или нет!
Этот метод уменьшения диссонанса известен как «оправдание усилий».
Если мы прикладываем усилия к выполнению задачи, которую решили выполнить, а задача получается плохо, мы испытываем диссонанс. Чтобы уменьшить этот диссонанс, мы стараемся думать, что задача удалась.
Пример когнитивного диссонанса
Классический эксперимент с диссонансом, проведенный Аронсоном и Миллсом (1959), демонстрирует основную идею.
Цель
Исследовать связь между диссонансом и усилием.
Метод
Студентки вызвались принять участие в дискуссии о психологии секса. В состоянии «легкого смущения» участники читали вслух мужчине-экспериментатору список слов, связанных с сексом, таких как «девственница» и «проститутка».
В состоянии «сильного смущения» им приходилось читать вслух нецензурные слова и очень откровенный сексуальный пассаж.
В контрольном состоянии сразу перешли в основное исследование. Во всех условиях они затем услышали очень скучную дискуссию о сексе у низших животных. Их попросили оценить, насколько интересной они считают дискуссию и насколько интересными они считают людей, участвующих в ней.
Результаты
Участники в состоянии «сильное смущение» дали самую положительную оценку.
Заключение
Если добровольный опыт, который стоил больших усилий, заканчивается плохо, диссонанс уменьшается путем переопределения опыта как интересного. Это оправдывает приложенные усилия.
Как разрешается когнитивный диссонанс?
Диссонанс можно уменьшить одним из трех способов: а) изменить существующие убеждения, б) добавить новые убеждения или в) уменьшить важность убеждений.
Измените одно или несколько отношений, поведения, убеждений и т.
д., чтобы сделать отношения между двумя элементами согласованными.Когда одним из диссонирующих элементов является поведение, человек может изменить или устранить поведение.
Однако этот способ уменьшения диссонанса часто представляет проблемы для людей, поскольку людям часто трудно изменить хорошо заученные поведенческие реакции (например, отказ от курения).
Часто это бывает очень сложно, так как люди часто используют различные умственные маневры.
Получите новую информацию, которая перевешивает противоречивые убеждения.
Например, мысль о том, что курение вызывает рак легких, вызовет диссонанс, если человек курит.
Однако новая информация, такая как «исследования не доказали определенно, что курение вызывает рак легких», может уменьшить диссонанс.
Уменьшить важность когниций (т. е. убеждений, взглядов).
Обычный способ уменьшить диссонанс — повысить привлекательность выбранной альтернативы и уменьшить привлекательность отвергнутой альтернативы. Это называется «разбросом альтернатив».
Человек мог убедить себя, что лучше «жить сегодняшним днем», чем «копить на завтра».
Другими словами, он мог бы сказать себе, что лучше короткая жизнь, наполненная курением и чувственными удовольствиями, чем долгая жизнь, лишенная таких радостей. Таким образом, он уменьшал бы важность диссонансного познания (курение вредно для здоровья).
Критическая оценка
Было проведено множество исследований когнитивного диссонанса, в результате которых были получены интересные, а иногда и неожиданные результаты.
Это теория с очень широким применением, показывающая, что мы стремимся к согласованности между установками и поведением и не можем использовать для этого очень рациональные методы. Его преимущество состоит в том, что его можно проверить научными средствами (т. Е. Экспериментами).
Однако с научной точки зрения существует проблема, поскольку мы не можем физически наблюдать когнитивный диссонанс и, следовательно, не можем его объективно измерить (относительно бихевиоризма). Следовательно, термин когнитивный диссонанс несколько субъективен.
Существует также некоторая двусмысленность (т. е. расплывчатость) самого термина «диссонанс». Является ли это восприятием (как предполагает «когнитивное»), чувством или чувством по поводу восприятия? В пересмотренном Аронсоном представлении о диссонансе как о несоответствии между я-концепцией человека и его представлениями о своем поведении кажется вероятным, что диссонанс на самом деле представляет собой не что иное, как чувство вины.
Существуют также индивидуальные различия в том, поступают ли люди так, как предсказывает эта теория. Люди с высокой тревожностью более склонны к этому. Кажется, что многие люди способны справиться со значительным диссонансом и не испытывать напряжения, предсказываемого теорией.
Наконец, многие исследования, поддерживающие теорию когнитивного диссонанса, имеют низкую экологическую достоверность. Например, поворот колышков (как в эксперименте Фестингера) — искусственная задача, которой в повседневной жизни не бывает.
Кроме того, в большинстве экспериментов в качестве участников использовались студенты, что вызывает вопросы о необъективности выборки. Можем ли мы обобщить результаты таких экспериментов?
Ссылки
Аронсон, Э., и Миллс, Дж. (1959). Влияние серьезности инициации на симпатию к группе. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 59(2) , 177.
Brehm, JW (1956). Изменения после принятия решения в желательности альтернатив. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 52(3) , 384.
Festinger, L. (1957). Теория когнитивного диссонанса . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Фестингер, Л. (1959). Некоторые поведенческие последствия вынужденных решений. Acta Psychologica , 15, 389-390.
Фестингер, Л. (ред.). (1964). Конфликт, решение и диссонанс (Том 3) . Издательство Стэнфордского университета.
Фестингер, Л., и Карлсмит, Дж. М. (1959). Когнитивные последствия принудительного подчинения. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 58(2) , 203.
0804709114, 9780804709118, Новые, подержанные книги
Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера, ISBN: 0804709114, 9709180s Подержанные книги
Время загрузки страницы: 10. |