Белая ворона что такое: «Белая ворона» — кого так называют и почему

Содержание

Белая ворона

В русском языке существует большое количество крылатых выражений, используемых для придания красок нашей разговорной и письменной речи. Кроме того, многие фразеологизмы помогают более емко описать тот или иной феномен.

К числу таких универсальных оборотов речи относится всем хорошо знакомое выражение «белая ворона».

В этом выпуске альманаха для любознательных «Хочу все знать» поговорим о значении фразеологизма «белая ворона» и его происхождении.

Рассматриваемый фразеологизм уходит своими корнями в далекое прошлое. Однако, он до сих пор очень часто используется в разговорной речи. Крылатое выражение «белая ворона» за время своего существования практически не изменило своей исконной трактовки.

Сейчас, как и прежде, выражение «белая ворона» употребляется в 2 значениях:

  • В мире природы — ворона-альбинос. Альбинизм является аномалией, имеющие подобную болезнь, считаются особенными.
  • Белая ворона в обществе – нетривиальная личность, непохожая на всех остальных, выделяющаяся из толпы взглядами, вкусами, манерами и поведением.
Белая ворона – достаточно противоречивый символ, обозначающий одновременно неординарность и уникальность в своем роде, но сопряженную при этом с отчуждением и непониманием окружающих. Известная большинству из нас метафора «белая ворона» применяется для обозначения необычного и даже немного странного человека, мысли и поведение которого разительно отличаются от других людей из его окружения.

 «Белой вороной» называют человека, сильно отличающегося от других взглядом на жизнь, поведением или своим внешним видом. Ценности, интересы и цели такого человека сильно разняться с социумом, в котором он находится.

Это проявляется в его неординарных высказываниях и действиях. Такого человека считают странным и даже сумасшедшим. Но это не так. Просто его волнуют совсем другие темы, которые подавляющему большинству совсем неинтересны. А для него это чуть ли не главное в жизни. Зато к устоявшимся и признанным в обществе ценностям может относиться безразлично.

Также может выделяться манерой поведения. Ведет себя тихо и скромно, никого не трогает, может иметь странную походку или что-то постоянно бормотать себе под нос, малообщительный и немногословный.

Внешний вид тоже может отличать его от других. Я имею в виду не какие-то физические недостатки, а самовыражение в одежде, пирсинг, тату. Хотя в наше время этим вряд ли кого удивишь.

Белые вороны в природе очень не приспособлены, им трудно прятаться от хищников из-за светлого оперения, поэтому гораздо сложнее выжить. Так же и нетривиальным личностям во все времена приходилось нелегко. Их мало кто понимает, часто обижают, нередко даже презирают, большинство игнорирует их мнение. Лидеры социума пытаются подавить их индивидуальность. Они одиноки, а если находят друзей, то как правило, среди таких  же — «белых ворон»

Происхождение фразеологизма «белая ворона»

На первый взгляд кажется понятным происхождение фразеологизма «белая ворона». Белые вороны явно отличаются от других и достаточно редко встречаются в природе, поэтому так стали называть людей необычных по поведению, выделяющихся из толпы своими манерами и взглядами.

Однако, в природе достаточно редко встречаются не только белые вороны. Надо сказать, что необычная, белая окраска животных всегда окутывала их ореолом тайны и порождала немало мифов и легенд.

У разных народов, есть свои мифы и легенды, про необычных белых животных, к примеру:

  • Могучий белый бык, в образ которого, согласно древнегреческим мифам, перевоплощался сам Зевс.
  • Легенда о белых слонах Таиланда, владеть которыми позволялось лишь особам королевской крови.
  • Предание о белой верблюдице-мехари, унесшую от врагов пророка Магомета.
  • У западно-американских индейцев есть легенда о Белом Коне прерий, повелевавшего несметными табунами мустангов.
И таких примеров можно привести ещё много. Почему же в русском языке метафорой стало выражение — «Белая ворона»?

Первое упоминание выражения «белая ворона» принадлежит римскому поэту и сатирику Ювеналу, жившему примерно в I-II веке нашей эры. В одной из своих сатир он говорит, что только по воле рока рабу может достаться царство, а пленнику – триумф, однако, такой случай – еще большая редкость, чем белая ворона.

«Рок дает царства рабам, доставляет пленным триумфы. Впрочем, счастливец такой, реже белой вороны бывает…»

Ювенал

Возможно, благодаря этим строкам в наш язык прочно вошел фразеологизм —
«Белая ворона»

Белая ворона из Переяславля Рязанского

Рок дает царства рабам, доставляет пленным триумфы. 
Впрочем, счастливец такой реже белой вороны бывает.

Децим Юний Ювенал (ок. 55-130 н.э.)

В 1718 году Петр Великий издает один из своих Указов, написанный неповторимым слогом государя: «О передаче родившихся монстров в каждом городе коменданту и о назначении за них платы и о штрафе за утайку».

Начинается документ так:

«Понеже известно есть, что как в человеческой породе, так в зверской и птичьей случается, что родятся монстра, то есть уроды, которые всегда во всех Государствах сбираются для диковинки, чего для пред несколькими летами уже указ сказан, чтоб такие приносили, обещая платеж за оные…».

Петр Первый

Первый музей России

Ранее, а именно, в 1714 году, Петр Алексеевич распорядился транспортировать из Москвы в только что основанную новую столицу Российской империи свои собрания редкостей и книг, коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии. Так создавался первый музей России – Кунсткамера (нем. Kunstkammer – кабинет редкостей, диковин).

В Петербурге коллекции разместили в Летнем дворце, затем перевели в Кикины палаты, где в 1719 году впервые показали посетителям. При этом начиная с 1718-го и по 1727 год на берегу Невы строилось специальное здание для музея. Она располагалось рядом с наиболее знаковыми строениями Санкт-Петербурга – зданием «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами придворных и родственников. Считается, что здание Кунсткамеры – одно из самых ранних музейных зданий в мире.

Рязанский экспонат

Писатель и специалист по орнитологии Вениамин Диланин на портале «Проза.ру» опубликовал любопытную заметку под названием «Белая ворона». В частности, в ней говорится о том, что в 1719 году, узнав, что в Переяславле Рязанском ландрату (муниципальному чиновнику-управленцу) Артемию Кривцовскому доставлена диковинная белая ворона, царь послал к нему гонца-солдата с грамотой:

«От Великаго Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича всеа великия и малые и белыя России Самодержца в Переславль Рязанской Лантрату нашему Артемью Фадеевичю Кривцовскому ведомо нам Великому Государю учинилось что ныне есть у тебя в поимке птица белая ворона и понашему Великого Государя указу велено тое птицу взять к Москве и для взятья тое птицы послан к тебе с сею нашею Великаго Государя грамотою нарочно Лейб Гвардии Преображенскаго полку салдат Василей Островской и как к тебе ся наша Великаго Государя грамота придет и тыб тое птицу отдал тому салдату устроя ей место вчем бы ее мочно довести к москве в целости и велел дать ему на тое птицу в дорогу довольной корм и подводы и провожатых чтоб ей в дороге какой гибели не учинилось».

Везли как боярыню!

Таким образом, рязанская птица повелением Петра Великого отправилась в далекую командировку на столичные берега Невы! В книжной серии «Легенды Рязанского края» автор Владимир Семин пишет:

«Транспортировать птицу предписывалось с великим бережением, чтобы в дороге с ней не случилось никакой беды. Для прокорма белой вороны было дадено достаточное количество баранины. Выделялось необходимое число подвод и провожатый. В провожатые был откомандирован из города Гремячева солдат Фома Кузмин. Птицу устроили в специальную клетку и разместили на отдельной подводе в санях. Для провоза птицы подполковник Кривцовский выписал подорожную, в которой расписывался подробный маршрут движения обоза от Переяславля до Коломны и от Коломны до Москвы…»

Спустя несколько дней дьяк Преображенского приказа Яков Былинской сделал запись, касающуюся прибытия «важной» птицы: «Помета: 1719 году Марта в 19 день. В сей подорожной отписка и присланная птица в Преображенском приказе приняты и провожатай Фома Кузмин отпущон».

Осмотр вороны в Преображенском приказе

Известно, что рязанская белая птица украсила собой коллекцию петровской Кунсткамеры. Увы, в виде чучела…

Белая ворона – оборот речи и печаль всей жизни

Само выражение «белая ворона» стало иносказанием с древних времен, когда  римский поэт-сатирик Ювенал написал строки, вынесенные в эпиграф статьи. Это определение относится к человеку, заметно выделяется среди других – внешним видом, мировоззрением, отношением к жизни, традициям, сложившимся в современном обществе.

Ученые добавляют, что кроме вороны встречаются белый воробей, сорока, дрозд, орел, ласточка. Этот не свойственный пернатым окрас пера появляется из-за отсутствия в организме красящего вещества – пигмента меланина (от лат. «melanos» — «черный»). Птицы с такой особенностью называются альбиносами, а само явление – альбинизмом (лат. «albus» – белый). Нередки случаи, когда птицу снежного цвета ее сородичи не примают, гонят прочь. Иногда для «белянки» ее особенность приводило к трагическому финалу – ее попросту заклевывали!

Современный интерьер Кунсткамеры

У так называемых лейкистов наблюдается частичная потеря пигментации, у альбиносов – полная. Чаще всего встречаются именно лейкисты, а не альбиносы. Отличают ворону-альбиноса от вороны-лейкиста по глазам. У альбиносов они красные, тогда как у лейкистов пигмент частично остается, и глаза становятся голубыми.

Читайте нас в соцсетях

Одна белая ворона (Приписывается Генри Джеймсу) | Очерки критики

Фильтр поиска панели навигации Очерки критикиЭтот выпускЛитературные исследования (британские и ирландские)КнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Очерки критикиЭтот выпускЛитературные исследования (британские и ирландские)КнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Журнальная статья

Получить доступ

Л. А. Немров

Л. А. Немров

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google Scholar

Критические очерки , том 69, выпуск 3, июль 2019 г., страницы 309–324, https://doi.org/10.1093/escrit/cgz015

Опубликовано:

24 июля 2019 г.

    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Процитируйте

    Л. А. Немроу, Одна белая ворона (приписывается Генри Джеймсу), Критические очерки , том 69, выпуск 3, июль 2019 г., страницы 309–324, https://doi.org/10.1093/escrit/ cgz015

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Фильтр поиска панели навигации Очерки критикиЭтот выпускЛитературные исследования (британские и ирландские)КнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Очерки критикиЭтот выпускЛитературные исследования (британские и ирландские)КнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Раздел выдачи:

Статьи

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

Скачать все слайды

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. Находясь на сайте общества, используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Стоимость подписки и заказ этого журнала

Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

Кратковременный доступ

Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.

У вас еще нет личного кабинета? регистр

One White Crow (Приписывается Генри Джеймсу) — доступ 24 часа

ЕВРО €48,00

42 фунта стерлингов

52 доллара США.

Реклама

Цитаты

Альтметрика

Дополнительная информация о метриках

Оповещения по электронной почте

Оповещение об активности статьи

Предварительные уведомления о статьях

Оповещение о новой проблеме

Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

Ссылки на статьи по телефону

  • Последний

  • Самые читаемые

  • Самые цитируемые

Новые впечатления XX Семь типов неоднозначности

Поэты-птицы Шелли

Последний титул Барбары Пим

Говоря о модернизме: парижское обозрение Дональда Холла, интервью

Роберт Фрост: Обучение и удовольствие от второстепенности

Реклама

«Белая ворона.

История Рудольфа Нуреева» 8 минут

«Белая ворона» — фильм о важнейших событиях в жизни Рудольфа Нуреева. Нуреев был исключительным танцором, но сложным и неоднозначным персонажем. Этот фильм объясняет, как он пришел к решающему решению, которое навсегда изменило его жизнь.

Последнее обновление: 06 июня 2021 г.

Рэйф Файнс — известный актер, снявшийся во многих известных фильмах. Его семья также хорошо известна в области кино. Его сестра — режиссер Марта Файнс, а брат — актер Джозеф Файнс. В 2011 году Рэйф Файнс решил стать режиссером, сняв фильм «9».0025 Coriolanus и позже The White Crow в 2018 году.

The White Crow рассказывает историю русского танцора Рудольфа Нуриева. Это интимный портрет танцора , который следует за ним через его трудное детство вплоть до решения, которое навсегда изменило его жизнь. Это было его решение искать политическое убежище во Франции.

Файнс заявил, что заинтересовался Нуреевым, когда прочитал книгу «Нуреев: Жизнь » Джули Кавана. Файнс сказал, что, когда он впервые читал книгу, у него не было намерения снимать фильм, но со временем эта идея сформировалась.

Книга Кавана очень хорошо отражает две стороны танцора. С одной стороны, неоспоримый талант Нуриева как танцора. С другой стороны, его непростой характер.

Создание «Белой вороны»

Файнс глубоко исследовал мир балета. На самом деле он выбрал на роль Нуреева опытного артиста балета Олега Ивенко. Это потому, что Файнс не хотел нанимать актера, который должен был бы брать уроки танцев и в самых сложных ситуациях требовал бы дублера. На самом деле, он хотел уловить саму сущность Нуреева и чувствовал, что танцор лучше подражает его движениям.

Без сомнения, этот факт делает фильм эстетическим наслаждением, приводящим в восторг любителей балета. Однако он также очаровывает зрителей, менее знакомых с балетом. Кроме того, несмотря на неоспоримую политическую подоплеку фильма, на самом деле это история искусства. Несомненно, это искусство танца, но оно также рассказывает вам, как ваше прошлое и решения, которые вы принимаете, делают вас тем, кто вы есть, и куют вашу судьбу.

Трудное прошлое

Структура фильма нелинейна. Есть эпизоды прошлого Нуреева в виде воспоминаний. Он родился в поезде и вырос в сельской местности недалеко от Ууфы. На самом деле у него было трудное детство, отмеченное бедностью и нищетой. Несмотря на то, что он продемонстрировал отличные танцевальные способности, он пришел на занятия танцами довольно поздно из-за недостатков своего детства. В 1955 году его отправили в Ленинград, где он учился в балетной школе. Там он познакомился с Александром Пушкиным (которого сыграл Файнс), который стал его учителем.

Прошлое Нуриева, похоже, сильно повлияло на него. Постепенно фильм показывает его как высокомерного и эгоцентричного человека. Кроме того, он, кажется, находится в состоянии постоянной сверхбдительности, как будто он считает, что все сговариваются за его спиной.

В нескольких интервью Файнс объяснял, что хотел показать зрителю, почему Нуреев принимал те или иные решения и как его прошлое сформировало из него неприятного человека. На самом деле, он мог танцевать как бог, но с ним было чрезвычайно трудно иметь дело.  По крайней мере, так предположила Джули Кавана в своей книге, и это чувство в равной степени присутствует и в фильме.

То, что он родился в поезде, жил в нищете и не получил достойного образования, явно травмировало Нуреева на всю жизнь. Очевидно, что это был уникальный персонаж, непочтительный и недисциплинированный, с непревзойденным танцевальным талантом.

Предыстория и история Белой вороны

Название фильма отсылает к прозвищу Нуреева. В Советском Союзе это имя использовалось для описания людей, которые отличались особой нетрадиционностью.

Файнс хотел не показывать все события жизни Нуреева, а рассказать более интимную историю. Он сосредоточился на поездке Нуреева в Париж, которая была ключевым моментом в его жизни, в сочетании с некоторыми из его прошлых воспоминаний. Таким образом, Файнсу удается связать вас с Нуреевым, помогая понять его сложную личность. На самом деле ты вижу в Нуриеве определенные психологические проблемы, его стремление быть в центре внимания и его потребность постоянно учиться и развиваться. По этой причине Париж оказывается для Нуриева настоящим откровением.

Интимная перспектива

Белая ворона  – это история обучения во всех смыслах этого слова, от самого художественного до самого интимного . Нуриев обладал некоторой двусмысленностью. У него были андрогинные качества, и его движения были вполне женственными. На самом деле его внешний вид привлекал как мужчин, так и женщин. Некоторые из его отношений подтвердили этот факт.

В то время, когда балерины-мужчины оставались почти незамеченными по сравнению с танцовщицами, Нуриев сумел привнести в свой танец некую женственность. Действительно, танцевальные сцены в фильме прекрасны. Кажется, что тела говорят. Даже в репетиционных сценах преобладает реализм. Камера следит за каплями пота, дыханием, звуками тел, когда они танцуют, и результат потрясающий. Это на самом деле заставляет вас чувствовать, что вы один из них.

Ортега-и-Гассет

Философ Ортега-и-Гассет в предисловии к своей книге Дегуманизация искусства, сказал, что в мире можно найти три элемента. Это вещи, другие и я (себя). Из этих трех вещей я (я) — единственное понятие, к которому вы не можете относиться утилитарно. Другими словами, вы не можете использовать его или изменить на что-то другое.

Возможно, вы не можете изменить Я (себя), но вы постоянно объясняете и оправдываете себя. Например, когда вы говорите «иду», вы, по сути, складываете воедино ряд процессов, происходящих одновременно: жар, усталость и т. д. Но на самом деле вы просто изображаете застывший образ. Потому что невозможно нарисовать картину всего, что влечет за собой процесс «я иду».

Для Ортеги-и-Гассета, Искусство обязано передавать вещи через перформанс. Другими словами, приблизить зрителя к каждому интимному процессу . В The White Crow эта предпосылка реализована. Например, тело больше не танцует. Вместо этого вы слышите его дыхание, видите, как он потеет, прислушиваетесь к его движениям, а камера в деталях изображает каждое действие. Есть еще одна столь же показательная сцена, когда Нуреев посещает картину Теодора Жерико « Плот Медузы».

Нуреев и искусство

Нуриев очень хотел изучить и понять искусство и включить его в свои танцевальные движения. Однако в детстве у него почти не было возможности изучить или оценить это, поэтому позже он использовал любую возможность, чтобы впитать это. Когда вы видите его до Плот Медузы,   , камера захватывает картину целиком, фокусируясь на мельчайших деталях, таких как, например, мазки. Следовательно, когда вы видите лицо Нуреева, созерцающего произведение искусства, вы чувствуете себя намного ближе к нему.

На самом деле камера так близко, что видны поры на коже Нуреева. Вы чувствуете, как он пропитывается искусством и соединяется с картиной. Фильм показывает вам каждый элемент интимного опыта, буквально так, как он разворачивается перед вами. На самом деле, это не просто человек, смотрящий на картину, это портрет человека, который действительно видит картину и учится на ней.

Поездка в Париж

Нельзя не учитывать политический контекст, в котором происходит действие фильма, или то, как он в конечном итоге так сильно повлиял на жизнь Нуреева. Вскоре после перевода в Ленинград Нуриев впервые получил возможность покинуть Советский Союз. Он поехал в Вену с балетной труппой. Однако из-за его поведения ему снова запретили путешествовать.

Его удача отвернулась в 1961 году, когда солист Кирова попал в аварию и его заменил Нуреев. Эта замена привела его в Париж, где его полюбили. Он также использовал эту возможность, чтобы познакомиться с различными VIP-персонами. Однако Советский Союз наблюдал за ним, и он понял, что его подставляют, когда добрался до аэропорта.

Побег

Ему помогла Клара Сэйнт, чилийская женщина, которая стала его подругой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *