Леонард Берковиц. «Агрессия: причины, последствия и контроль»: 2academy — LiveJournal
(источник)Лучший в мире учебник по психологии агрессии
Скачать Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль
Санкт-Петербург, Прайм-ЕВРОЗНАК
ОБ АВТОРЕ
Леонард Берковиц, профессор психологии университета Висконсин-Мэдисон, рос и учился в Нью-Йорке. Докторскую степень получил в 1951 году в Мичиганском университете, после службы в воздушных силах Соединенных Штатов Америки. С 1955 года преподает в университете Висконсии-Мэдисон, в то же время принимая участие в деятельности Стэнфордского, Оксфордского, Корнеллского, Кембриджского университетов, Центра продвинутого курса изучения бихевиоральных наук, а также университетов Западной Австралии и Мангейма. Профессор Берковиц был одним из инициаторов экспериментальных исследований проявления альтруизма и содействия, но начиная с 1957 года он практически всецело посвятил себя изучению влияния ситуации на агрессивное поведение, прибегая при этом не только к лабораторным экспериментам, но и к полевым интервью с людьми, совершившими насильственные преступления в США и Англии.
Автор около 170 статей и книг, в которых главным образом говорится об агрессии, Берковиц также был редактором хорошо известной серии книг о социальной психологии Advances in Experimental Social Psychology, начиная с 1964 года и вплоть до своей отставки с этого поста в 1989 году. Он написал большое количество учебников по социальной психологии, являлся членом редакционного совета нескольких журналов, посвященных социальной психологии, возглавлял Издательский совет Американской психологической ассоциации, подразделения Американской психологической ассоциации, занимающиеся проблемами личности и социальной психологии, а также Международное сообщество исследований агрессии. Берковиц удостоен премий Американской психологической ассоциации и Объединения экспериментальной социальной психологии.
В связи с данной работой небезынтересно отметить, что научная карьера Берковица получила первый резкий толчок в 1962 году, после публикации издательством McGraw-Hill его книги Agression: A social Psychological Analysis и символично, что то же самое издательство издает ту же самую работу, когда карьера Берковица близка к завершению.
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА
В последние годы именно социальная психология стала наиболее бурно развивающейся областью психологической науки, и сегодня она занимает центральное место среди дисциплин, изучающих мышление, чувства и поведение человека. Мы наблюдаем, как социальная психология объединяется с другими областями психологии, образуя такие направления, как социально-когнитивная психология, психология социального развития, психология социального научения и социально-личностная психология. Этот список можно продолжать и продолжать.
Социальные психологи смело и энергично берутся за решение наиболее сложных задач, встающих перед современным обществом. Никакие заботы и проблемы, ни индивидуальные, ни социальные, не кажутся чуждыми интересам социальных психологов, область их исследований простирается от психофизиологии до психологии войны и мира, от того, как студенты объясняют свои неудачи, до просвещения в области борьбы со СПИДом. Политические и экономические сдвиги, происходящие в Европе и Азии в результате крушения социалистической системы, побуждают социальных психологов исследовать новые проблемы, связанные с развитием демократии и свободы в странах, народы которых долгое время жили под гнетом авторитарного режима. С тех самых пор, когда Дж. Миллер, бывший президент Американской психологической ассоциации, призвал своих соратников «вернуть психологию людям», социальные психологи всегда были и остаются на переднем крае.
В серии «Мак Гроу-Хилл» в социальной психологии издаются труды наиболее выдающихся ученых, исследователей, теоретиков и практиков пашей профессии. Каждый из авторов этой серии следует основополагающему принципу: строгая научность должна сочетаться с тем, чтобы информация могла быть донесена до самой широкой аудитории учителей, исследователей, студентов и всех заинтересованных читателей. Серия охватывает весь спектр социальной психологии — от наиболее широкомасштабных концепций до самых узкоспециальных отраслей нашей науки. Преподаватели психологических дисциплин могут использовать эти книги в качестве дополнения к своим основным курсам или комбинированно использовать их для более глубокого изучения той или иной тематики.
Леонард Берковиц пользуется международной известностью как ведущий исследователь в области психологии агрессии. Для целого поколения психологов его лабораторные исследования стали образцом систематического анализа ситуационных факторов, стимулирующих агрессивное поведение. Монография Берковица «Агрессия: причины, последствия и контроль» может служить примером элегантного синтеза научных данных, полученных в лабораторных, полевых и теоретических исследованиях. Тщательно сформулированные выводы позволяют отделять валидные трактовки агрессии от ложных, хотя и кажущихся верными с точки зрения здравого смысла. Автор критически рассматривает все существующие теории агрессии, выявляя достоинства и ограниченность каждой из них. Но ценность этой книги состоит не только в том, что на сегодняшний день она представляет собой наиболее полный источник классических знаний о человеческой агрессии; на основе авторских интерпретаций самых сложных аспектов множества тех процессов, которые обусловливают агрессию, монография Берковица определяет новые научные подходы в изучении человеческого общества.
Коллеги Леонарда Берковица, социальные психологи, будут приветствовать эту книгу как основополагающий труд по психологии агрессии. Она будет полезна и студентам, которые многому научатся благодаря доступному стилю изложения. Но значение книги этим не исчерпывается: важнейшую информацию сможет получить любой критически мыслящий читатель, и хотелось бы думать, что точные знания психологии агрессии и насилия окажут значительное влияние на лидеров нашего общества. В социальной психологии, пожалуй, нет проблем, более злободневных для общества, чем поиск эффективных средств предотвращения и редуцирования деструктивного влияния того множества форм агрессии, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Поистине замечательный труд Берковица поможет нам сконцентрироваться на тех направлениях, где можно искать новые решения этой старой проблемы.
Филип Г. Зимбардо, редактор-консультант
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я писал эту книгу, надеясь внести хотя бы скромный вклад в решение одной из серьезнейших проблем современности — проблемы человеческой агрессии. Насилие подтачивает здание нашего общества. Когда родители избивают своих детей, они ослабляют узы уважения и любви, необходимые как в семье, так и для обеспечения социального порядка в целом. Хулиганские действия и преступления на улицах наших городов подрывают доверие граждан к правительству и простых людей друг к другу, доверие, которое так необходимо для социальной гармонии и эффективного сотрудничества в решении общих проблем. Атакуя окружающих да еще и поощряя друг друга к подобному поведению, люди бесчисленными способами делают наш мир более сложным, опасным и доставляющим всевозможные неприятности. Но я надеюсь и верю, что общество будет в силах уменьшить уровень агрессии, если оно лучше поймет основные причины этого деструктивного поведения, условия, которые повышают шансы на то, что одни люди будут атаковать других людей, и наиболее эффективные способы снижения вероятности агрессивного поведения..
Эта книга создана для того, чтобы способствовать такому пониманию, однако она не охватывает все множество факторов, влияющих на агрессию. Мое внимание прежде всего было обращено на внутренние психологические процессы, способствующие агрессивному поведению или ограничивающие его, и на условия в прошлом и настоящем, которые делают агрессивные действия эмоционально возбужденного человека более или менее вероятными.
В книге ничего не говорится о неврологических биохимических механизмах, включенных в реализацию агрессивных действий, И лишь вкратце обсуждается роль гормонов, при том, что, разумеется, я не отрицаю огромное значение биологических влияний. Кроме того, я не рассматриваю психиатрические трактовки наиболее крайних форм насилия, таких, как серийные убийства, хотя в главе, посвященной личностям, склонным к насилию, затрагиваются вопросы, связанные с повелением диагносцированных психопатов. При этом анализируется влияние ряда таких факторов, обычно выделяемых социологами, как бедность, культурные нормы и ценности, по опять-таки не столь обстоятельно, как этого хотелось бы некоторым критикам. Главное внимание в книге сосредоточено на социальной психологии агрессии и насилия.
В соответствии со сложившейся в современной социальной психологии традицией, ядром большинства глав являются научные данные, полученные в экспериментальных исследованиях, и я часто подкрепляю свои аргументы ссылками на результаты лабораторных экспериментов. Разумеется, это не означает, что я пренебрегаю результатами полевых исследований и наблюдениями из повседневной жизни или что я считаю экспериментальное исследование всегда более предпочтительным по сравнению с другими методами исследования, применяемыми в социальных пауках. В других работах я уже отмечал, что лабораторные исследования лучше всего использовать для определенных целей, а именно для проверки конкретных каузальных гипотез. Вполне очевидно также, что из этических и практических соображений хорошо контролируемые эксперименты не могут быть проведены при исследованиях многих важных вопросов, например, могут ли экономические трудности способствовать усилению агрессивных тенденций, или повышает ли систематическое жесткое обращение родителей со своим ребенком вероятность того, что из него получится личность, склонная к насильственным действиям. Лишь полевые исследования в естественных условиях могут дать ответы на подобные вопросы, и в книге рассматривается значительное число таких исследований, проведенных «в реальном мире». Тем не менее для проверки многих идей относительно человеческой агрессии могут быть проведены эксперименты. Как я постараюсь продемонстрировать, для нас важно, например, выяснить, будут ли люди, находясь в крайне неприятных атмосферных условиях, проявлять большую агрессивность сравнительно с теми ситуациями, когда они находятся в более комфортных условиях, и будет ли агрессивное поведение других людей повышать вероятность того, что наблюдающие такое поведение сами станут агрессивными. В подобных случаях только эксперимент дает нам возможность определить, действительно ли именно данный фактор (например, физически неприятные условия), а не другие возможные влияния, обусловил вероятность данного результата (т.е. вызвал более сильную агрессию). Никто не возьмется утверждать, что результаты любого отдельного исследования всегда будут однозначными. Но если данные ряда сходных экспериментальных исследований взаимно согласуются, то мы все же можем полагаться на относительную валидность полученных результатов, и поэтому я стремился, насколько это было возможно, обсуждать эксперименты, результаты которых подтверждаются другими аналогичными данными.
Следует уточнить, что в данной книге не ставится цель дать всеобъемлющий обзор многочисленных экспериментальных исследований и наблюдений в естественных условиях, проводившихся в тех областях, о которых я писал. Я расцениваю настоящий труд скорее как общее введение в исследование и теорию человеческой агрессии, а не как технический и научный обзор соответствующей литературы, и для конкретного анализа мною были отобраны лишь некоторые из релевантных тематике книги исследований, на мой взгляд, наилучших. Я не утверждаю, что любое из приведенных в этой книге исследований является последним словом науки и что на поставленные в них вопросы были получены окончательные ответы. Однако они обеспечивают достаточно надежный фундамент для предлагаемых мной аргументаций и теоретических трактовок. Читатели, желающие узнать о других исследованиях данной тематики, могут найти в тексте ссылки на обсуждаемые мной работы.
Наконец, необходимо сделать еще одно замечание. Многие из обсуждаемых в этой книге вопросов имеют достаточно спорный характер, а некоторым из них присущ политический и идеологический оттенок. У читателя, таким образом, может возникнуть искушение расценить занимаемую мной в этой книге позицию с точки зрения идеологии, посчитав меня, скажем, либералом или консерватором, и затем критиковать мою аргументацию как политически пристрастную. Хотя я довольно строго придерживаюсь определенных социальных и политических взглядов и не могу считать себя свободным от идеологических пристрастий, я хотел бы подчеркнуть, что выражаемые мной взгляды и выводы довольно широко отражают разнообразие социополитического спектра. Как и многие консерваторы, я полагаю, что существенная часть насильственных преступлений обусловливается, помимо прочего, также и неадекватными личными ограничениями, и что обществу необходимы более эффективные механизмы социального контроля, если оно стремится понизить уровень насильственной агрессии. С другой стороны, я считаю минимальной ту пользу, которую в конечном счете получит американское общество, применяя высшую меру наказания с целью уменьшения числа убийств. Кроме того, я убежден, что стрессы и психические напряжения, порождаемые бедностью, существенно способствуют развитию и утверждению агрессивных наклонностей. Имеющиеся эмпирические данные определяют такое смешение позиций. Социополитические убеждения и ценности могли в какой-то степени повлиять на формирование тех или иных конкретных взглядов, но занимаемые мной позиции в значительной мере отражают научные данные, полученные в эмпирических исследованиях. Социальная политика, связанная с задачами контроля и снижения уровня насилия, должна в максимально возможной степени основываться на научных данных, и при работе над своей книгой я стремился использовать самые лучшие из известных мне исследований по данной проблематике.
Эту монографию я рассматриваю со своей стороны как попытку сотрудничества. Ее написание просто было бы невозможным без энтузиазма, мастерства и научных озарений множества замечательных исследователей, таких, как А. Бандура, Р. Бэрон, Э. Доннерстейн, Л. Эрон, Д. Фаррингтон, Р. Гин и Д. Зилманн, которые стремились познать причины и последствия человеческой агрессии, и я рад выразить им свою признательность. Я хочу также поблагодарить Р. Аркина, университет Миссури, Колумбия; А. Каспи, университет Висконсин, Мэдисон; Л. Айрона, университет Иллинойс, Чикаго; Р. Фелдмана, университет Массачусетса, Амхерст; Р. Джонсона, Рамапо-колледж; Ж.-Ф. Лейенса, университет Лювайн, Бельгия; Н. Маламута, университет Калифорнии, Лос-Анджелес; К. Мура, университет Висконсин, Мэдисон; Д. Майерса, университет Алабамы, Тускалооса; С. Прентис-Данна, Хоул-колледж; Д. Сэнна, университет Клемсона, Солт-Лейк-Сити, и Ч. Тернера, университет Юта, которые прочитали и прокомментировали отдельные главы книги; моих студентов и коллег по экспериментальной социальной психологии в Висконсине и других научных центрах, которые многому научили меня в понимании различных граней человеческого поведения; моих редакторов К. Роджерса и Ф. Зимбардо за их поддержку и мудрые рекомендации. И особенно я благодарен моей жене Норме за ее советы, за постоянную помощь в продолжавшейся несколько лет работе над книгой и еще за многое другое, о чем, я надеюсь, она знает.
Леонард Берковиц
[Что ещё интересное в СО-сообществах 3-го круга:]_____________________________________
Что ещё интересное в СО-сообществах 3-го круга:
2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа 3. 0, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. +оЗадачник:
прием Махатмы Ганди
Давайте сделаем больше космоса вместе!
Ход конём «Белого ферзя» или о социальном устройстве Островной империи
Обыкновенное чудо: сказочная школа в Йошкар-Оле (Россия). ФОТО
Методы прогнозирования на основе ТРИЗ
Шифрование в условиях древности
Книга «Агрессия. Причины, последствия и контроль» Берковиц Л
-
Книги
- Художественная литература
- Нехудожественная литература
- Детская литература
- Литература на иностранных языках
- Путешествия. Хобби. Досуг
- Книги по искусству
- Биографии. Мемуары. Публицистика
- Комиксы. Манга. Графические романы
- Журналы
- Печать по требованию
- Книги с автографом
- Книги в подарок
- «Москва» рекомендует
-
Авторы • Серии • Издательства • Жанр
-
Электронные книги
- Русская классика
- Детективы
- Экономика
- Журналы
- Пособия
- История
- Политика
- Биографии и мемуары
- Публицистика
-
Aудиокниги
- Электронные аудиокниги
- CD – диски
-
Коллекционные издания
- Зарубежная проза и поэзия
- Русская проза и поэзия
- Детская литература
- История
- Искусство
- Энциклопедии
-
Кулинария.
- Религия, теология
- Все тематики
-
Антикварные книги
- Детская литература
- Собрания сочинений
- Искусство
- История России до 1917 года
- Художественная литература. Зарубежная
- Художественная литература. Русская
- Все тематики
- Предварительный заказ
- Прием книг на комиссию
-
Подарки
- Книги в подарок
- Авторские работы
- Бизнес-подарки
- Литературные подарки
- Миниатюрные издания
- Подарки детям
- Подарочные ручки
- Открытки
- Календари
- Все тематики подарков
- Подарочные сертификаты
- Подарочные наборы
- Идеи подарков
-
Канцтовары
- Аксессуары делового человека
- Необычная канцелярия
- Бумажно-беловые принадлежности
- Письменные принадлежности
- Мелкоофисный товар
- Для художников
-
Услуги
- Бонусная программа
- Подарочные сертификаты
- Доставка по всему миру
- Корпоративное обслуживание
- Vip-обслуживание
- Услуги антикварно-букинистического отдела
- Подбор и оформление подарков
- Изготовление эксклюзивных изданий
- Формирование семейной библиотеки
Расширенный поиск
Берковиц Л.
- Издательство:
- Прайм-ЕВРОЗНАК
- Год издания:
- 2007
- Место издания:
- Москва
- Язык текста:
- русский
- Язык оригинала:
- английский
- Перевод:
- Боричев А.
- Тип обложки:
- Твердый переплет
- Формат:
- 84х108 1/32
- Размеры в мм (ДхШхВ):
- 200×130
- Вес:
- 455 гр.
- Страниц:
- 510
- Тираж:
- 1500 экз.
- Код товара:
- 374254
- Артикул:
- 741382
- ISBN:
- 978-5-93878-295-2
- В продаже с:
- 22. 08.2007
Дополнительная информация
Аннотация к книге «Агрессия. Причины, последствия и контроль» Берковиц Л.:
Леонард Берковиц известен всему миру как ведущий исследователь в области психологии агрессии. Для нескольких поколений психологов его лабораторные, полевые и теоретические исследования стали образцом для подражания. Стэнфордский, Оксфордский, Мичиганский,Корнеллский, Кембриджский университеты гордятся участием Берковица в их научной деятельности. Наконец основной труд ведущего специалиста в области агрессии стал доступен русскоязычному читателю. Эта книга подводит итог исследованиям знаменитого ученого ина сегодняшний день представляет собой наиболее полный источник классических знаний и современных концепций о природе и исследованиях человеческой агрессии.
Рекомендуется для изучения специалистам в области гуманитарных наук, педагогам, психологам, социологам.
Читать дальше…
гипотеза фрустрации-агрессии | Определение, применение, разработка и факты
- Связанные темы:
- агрессивное поведение социальная психология разочарование
См. весь связанный контент →
Гипотеза фрустрации-агрессии , психологическое объяснение агрессивного поведения как проистекающего из фрустрации целей. Гипотеза применялась в исследованиях поиска козлов отпущения и преступлений на почве ненависти, которые показали, что по мере накопления источников фрустрации — например, во время экономического кризиса — фрустрированные группы могут обрушить свою агрессию на удобную социальную цель, часто группу меньшинств. Однако более поздние исследования показали, что связь между экономическими условиями и преступлениями на почве ненависти более неуловима, чем когда-то предполагали исследователи фрустрации-агрессии.
Предыстория и предположения
Гипотеза фрустрации-агрессии была предложена группой психологов Йельского университета — Джоном Доллардом, Леонардом Дубом, Нилом Миллером, О.Х. Моурер и Роберт Сирс — в важной монографии « Фрустрация и агрессия » (1939), в которой они объединили идеи и открытия из нескольких дисциплин, особенно социологии, антропологии и психологии. Их работа отличалась эклектичным использованием психоанализа, бихевиоризма и марксизма. Это стало одним из самых влиятельных объяснений агрессивного поведения в истории социальных наук.
Однако эта гипотеза вскоре была изменена Йельской группой, и в 1941 году было высказано предположение, что фрустрация может привести к множеству различных реакций, только одна из которых — агрессия. В то время как первоначальная формулировка объясняла отсутствие явного агрессивного поведения в определенных ситуациях с точки зрения торможения из-за страха перед наказанием (которое не уменьшило бы агрессивное влечение), последующая версия гипотезы ясно показала, что некоторые реакции на фрустрацию (например, энергичные упражнения) может уменьшить вызванную агрессивную реакцию.
Важно отметить, что Доллард и его коллеги считали, что их объяснение фрустрации и агрессии справедливо как для людей, так и для нечеловеческих (т. е. животных) акторов, как для групп, так и для индивидуумов. То есть следует ожидать появления агрессивных наклонностей всякий раз, когда человек или животное испытывает фрустрацию.
Применение к межгрупповым отношениям
В сфере межгрупповых отношений гипотеза фрустрации-агрессии использовалась, чтобы пролить свет на динамику стереотипов, предубеждений и внегрупповой враждебности. Теория поиска козлов отпущения, вероятно, является наиболее известным применением гипотезы фрустрации-агрессии к изучению предубеждений.
Частично опираясь на фрейдистские концепции смещения, проекции и катарсиса, теория поиска козлов отпущения утверждала, что, как только возникают фрустрация и побуждение к агрессивному поведению, не так уж важно, кто принимает на себя основную тяжесть насилия. В некоторых случаях агрессия естественным образом принимает форму возмездия против первоначального источника фрустрации. В других случаях ситуационные ограничения могут помешать человеку реагировать на фактический источник разочарования (например, когда разочарование было вызвано очень влиятельным человеком или группой). В других случаях, таких как стихийные бедствия, может быть некого винить, но фрустрация все же может породить агрессивные наклонности.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Согласно теории, смещение агрессии на социально санкционированную (т.е. удобную) группу жертв служит нескольким целям. Во-первых, и это наиболее важно, он направляет выражение агрессивных импульсов и создает катарсическое облегчение после высвобождения агрессии. Во-вторых, социально нежелательно вести себя агрессивно по отношению к другим в отсутствие оправдания, но предубеждения могут использоваться для оправдания (или рационализации) выражения враждебности. Таким образом, членов групп, находящихся в неблагоприятном положении, можно обвинить в их бедственном положении как объектов враждебности и предубеждений. Наконец, в соответствии с психоаналитической мыслью, теория поиска козла отпущения предполагает, что обвинение жертвы усугубляется проекцией (обычно бессознательной) вины, которую разочарованные стороны испытывают в результате своих собственных предубеждений и насильственных действий.
Стереотипы, по мнению американских психологов Гордона Олпорта и Бернарда Крамера, являются еще одним проявлением тенденций к рационализации. Стереотипы — это эффективные приемы рационализации, которые служат легитимации враждебности по отношению к целой социальной группе. Последствия динамики поиска козла отпущения включают чрезмерное обобщение стереотипных черт на всю социальную группу и преувеличение сходства между членами группы, особенно в отношении стереотипных качеств. Кроме того, поскольку стереотипы укоренились в культуре, они, как правило, сигнализируют о том, какие социальные группы предположительно являются подходящими мишенями для снятия индивидуальной фрустрации.
Критика и изменения
Гипотеза фрустрации-агрессии оказала очень сильное влияние на десятилетия исследований. Тем не менее гипотеза подверглась резкой критике на основании теоретической негибкости и чрезмерного обобщения; ясно, что необходимо было ограничить область применения гипотезы, чтобы установить ее достоверность. Например, исходная гипотеза не различала враждебные формы агрессии, при которых целью актора является причинение вреда, и инструментальные формы агрессии, при которых агрессия является просто средством для достижения других целей (таких как контроль или господство). С этой критикой можно довольно легко справиться, ограничив гипотезу фрустрации-агрессии только случаями враждебной агрессии.
Критики также оспаривали предположение о том, что любое вмешательство в продолжающееся целенаправленное поведение вызовет разочарование. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу и другим, законное (или оправданное) вмешательство не обязательно вызывает разочарование. Они утверждали, что только формы вмешательства, которые кажутся незаконными (или произвольными, или иным образом неоправданными), должны вызывать разочарование. Исследования показали, что агрессивное поведение действительно является преобладающей реакцией на то, что рассматривается как преднамеренные и несправедливые попытки помешать человеку достичь цели.
Наконец, природа связи между воспринимаемой фрустрацией и проявлением насилия также оказалась более сложной, чем предполагали Доллард и его сотрудники. В наиболее эмпирически успешной модификации исходной гипотезы фрустрации-агрессии американский социальный психолог Леонард Берковиц предположил, что фрустрация — это психологически отталкивающее состояние, которое может создать предрасположенность к агрессивному поведению. Согласно Берковицу, фрустрация приводит к агрессии в той мере, в какой она вызывает негативные эмоции. Более того, фрустрация — это лишь одна из форм неприятного отрицательного аффекта, которая может спровоцировать бурные реакции.
Общая идея заключалась в том, что неприятные переживания вызывают негативные эмоции и чувства, а также связанные с ними мысли и воспоминания о прошлых реакциях на негативные события. Берковиц отметил, что такие негативные эмоции и мысли автоматически приводят к реакции «бей или беги». Считалось, что выбор между «борьбой» и «бегством» зависит от интенсивности отрицательной эмоции, а также от субъективной оценки и интерпретации ситуации.
Джон Т. Йост Авиталь Ментович
Ψ Агрессия: Любое физическое или словесное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда.Ψ Психологи классифицируют агрессию как инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия — агрессивное поведение, направленное на достижение цели. Это не обязательно направлено на причинение вреда другому человеку. В большинстве случаев терроризм представляет собой инструментальную агрессию.ΨТеории агрессии• Теория инстинктов: Эта теория была в значительной степени дискредитирована. Инстинктивная теория агрессии утверждает, что агрессия нарастает независимо от внешней провокации до тех пор, пока не станет вероятным результатом агрессивного поведения.• Теория агрессии как влечения утверждает, что агрессия является ответом на фрустрацию какого-либо целенаправленного поведения внешним источником. Эти цели включают основные потребности, такие как еда, вода, сон, секс, любовь и признание.• Нервные влияния: Исследователи обнаружили, что нервные системы (определенные области мозга) при стимуляции вызывают агрессию.• Генетические влияния: Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к агрессивным сигналам.• Биохимический анализ крови: влияет на чувствительность нервной системы к агрессивным сигналам, например. Повышенный уровень алкоголя усиливает агрессивность, а агрессивность коррелирует с мужским гормоном тестостероном.ΨПсихологическое влияние на агрессию• Теория фрустрации и агрессии: утверждает, что чувство агрессии возникает, когда нам мешают достичь цели. Страх наказания / неодобрения за агрессию может вызвать смещение (агрессия, перенаправленная на цель, отличную от той, которая вызвала фрустрацию, или даже на самого себя). Теория фрустрационной агрессии предсказывает, что когда люди разочарованы и не могут напасть на источник своего разочарования, они будут атаковать менее сильные группы.• Модифицированная теория фрустрации и агрессии: (Берковиц) рассматривает агрессию как побуждение, вызванное извне. Разочарование создает эмоциональную готовность реагировать агрессивно (ГНЕВ). Эта теория предполагает, что определенные сигналы в нашем окружении имеют агрессивное значение. Если же человек расстроится в присутствии этих сигналов, он будет вести себя более агрессивно.• Есть награды за агрессию .• Теория социального обучения (Альберт Бандура) агрессия приобретается при просмотре агрессивных моделей; люди агрессивны, потому что• они научились агрессивным реакциям благодаря прошлому опыту.• социальные условия побуждают их вести себя агрессивно. • они получают или ожидают получить вознаграждение за агрессивное поведение. • Теория социального научения: Моделирование — это процесс, посредством которого человек наблюдает за поведением другого, формирует идею (кодирует ее) и использует результат как руководство к собственному поведению. Благодаря моделированию учащийся усваивает новые формы поведения (эффект наблюдения). Моделирование также может тормозить (ослаблять) или растормаживать (усиливать) поведение. Модели служат сигналами поведения.• Влияние окружающей среды: Агрессия вызывается:• Болезненные инциденты• Тепло • Атаки • Скученность – субъективное ощущение, что недостаточно места на человека. ΨСнижение агрессииΨ Катарсис: Греческое слово, обозначающее очищение, очищение и очищение, стало частью научного словаря ученых. Катарсис — это психодинамический принцип, который в своем самом основном смысле представляет собой просто эмоциональное освобождение. Кроме того, гипотеза катарсиса утверждает, что агрессивные или сексуальные побуждения облегчаются за счет «высвобождения» агрессивной или сексуальной энергии, обычно посредством действия или фантазии. |