Беррес Фредерик Скиннер — Психологос
Беррес Фридерик Скиннер — (1904-1990), американский психолог, лидер современного бихевиоризма.
Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне (шт. Пенсильвания). Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман Уолден-два (Walden Two), описывающий утопическую общину. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У.Дж.Крозье, привлекший его к экспериментам на животных. Скиннер преподавал в Миннесотском и Индианском университетах, в 1948 стал профессором Гарвардского университета.
Основной труд Скиннера — Поведение организмов (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой доведен до 80-90% от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг — лапой, носом, хвостом, не имеет значения — оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие — появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.
Операторную реакцию в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Операторная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (т.е. воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний — психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних параметров» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.
Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.
Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.
Кроме Поведения организмов, среди основных трудов Скиннера — Наука и поведение (Science and Behavior, 1953), Вербальное поведение (Verbal Behavior, 1957), По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity, 1971) и О бихевиоризме (About Behaviorism, 1974).
Умер Скиннер в Кембридже (шт. Массачусетс) 18 августа 1990.
Беррес Скиннер верил, что воспитывать детей надо пряником, а не кнутом. И доказал это на крысах
Беррес Скиннер — один из авторитетных американских психологов 40–70-х годов. Он взял за основу исследования Павлова с собаками и стал проводить опыты над крысами в так называемом «ящике Скиннера». Оказалось, что метод поощрений и наказаний отлично работает на животных, а, значит, сработает и на детях. О том, как воспитывал своих детей психолог и при чём тут «дочери в клетке», — в книге Дэвида Коэна «Руки мыл? Родительский опыт великих психологов».
Тот, кто посадил дочерей в «клетку»
«Однажды ночью, только я стал засыпать, как зазвонил телефон, и молодой мужской голос спросил: „Профессор Скиннер, это правда, что вы держите своего ребёнка в клетке?“» — писал Скиннер в автобиографии «Подробности моей жизни». Это было не так уж неожиданно. «Начнём с того, что дети психологов всегда находятся под наблюдением. Разве дети сапожника бывают плохо обуты?» Идеи Скиннера вызывали много дискуссий, и он часто подвергался нападкам. Он признавал, что две его дочери временами шалили, но никогда не отбивались от рук. «Я часто говорил, что пытаюсь создать не послушного десятилетнего ребёнка, а счастливого-летнего человека».
Скиннер был самым авторитетным американским психологом в 1940–1970-х годов. Он взял за основу исследования Ивана Павлова, который приучал собак по-разному реагировать на раздражители, например звонок колокольчика, а также гораздо более сложные эксперименты Уотсона. Скиннер проводил много замысловатых опытов с крысами и голубями и заявлял, что детское поведение тоже легко поддаётся формированию или, если использовать его термин, «обусловливанию» с помощью поощрения или наказания. Он стал столь неоднозначной фигурой в том числе и потому, что создал устройство под названием «ящик Скиннера» — как язвительно замечали критики, больше похожее на клетку для крыс. Вот на что намекал звонивший ночью человек.
Я брал интервью у Скиннера дважды в 1970-х годов — для газеты The Observer и для своей книги «Психологи о психологии». Я как сейчас помню его, одетого в бермуды, в доме в американском Кембридже. Он был совершенно чужд формальностей. Его дочь Дебора говорила, что отцу никогда не удавалось создать правильный образ, и эта ошибка дорого ему стоила.
Когда Скиннер встретил свою жену Еву, ему было 38 лет и он уже пользовался репутацией ведущего бихевиориста. Ева поступила в Чикагский университет в 16 лет и училась блестяще. Семья Скиннера упорно настаивала на том, чтобы он женился и завёл детей. «Не затягивай с этим, Фред», — по словам Деборы, твердили родители Скиннера. И он женился. «Мы с Евой всё время продолжаем говорить о наших детях, возможно, слишком много», — сказал Скиннер. Но это отчасти из-за «клетки».
Ничто не приводило Скиннера в такое бешенство, как обвинения в том, что они с женой воспитывали дочерей в неволе
Дебора, младшая дочь, — яростная защитница доброго имени отца. Когда я встретился с ней в Белсайз-Парк примерно через 30 лет после последнего интервью со Скиннером, она передала мне копию статьи, которую написала для The Guardian в марте 2004-го. Это был ответ на выход книги Лорин Слейтер «Открыть ящик Скиннера», резко осуждавшей учёного, его идеи и, само собой разумеется, методы воспитания детей.
«Когда я закончила читать The Observer, меня трясло, — признавалась Дебора. — В книге „Открыть ящик Скиннера“ говорится, что мой отец „использовал малолетнюю дочь Дебору для доказательства своих теорий — помещал её на несколько часов в день в лабораторный ящик, где формировал и контролировал все её надобности“. Но это неправда. Мой отец ничего подобного не делал». Дебору возмущало, что Лорин Слейтер не удосужилась связаться с ней, чтобы выяснить, имеют ли основания эти утверждения.
Всё было совсем не так. Скиннер помещал дочь не в клетку, а в специальную воздушную колыбель
Дебора продолжала: «Я и раньше слышала много вранья, но, когда я увидела это написанным чёрным по белому в уважаемой воскресной газете, меня будто ткнули кулаком в живот». Вряд ли стоит удивляться её реакции — ведь в книге было сказано, что она умерла. «Я сошла с ума, подала на отца в суд и покончила с собой». История о её самоубийстве «рассказывалась на занятиях по психологии по всей Америке».
Скиннер и сам писал об кривотолках. Один психиатр распространил ложь о клетке. Все подобные домыслы, по мнению Скиннера, раздувались «клиническими психологами, которым было выгодно критиковать поведенческую терапию». Этот вид психотерапии пытается устранить невротическое поведение, и особенно фобии: сначала пациента расслабляют, а затем постепенно воздействуют на него раздражителями, которые вызывают тревогу. Шаг за шагом пациент избавляется от страха. Надо сказать, что поведенческую терапию первым ввёл не Скиннер. Её элементы начал использовать Уотсон, а позже методику развивал психолог Ганс Айзенк, немец по рождению, переехавший в Лондон. Слова его сына Майкла я цитировал в предисловии.
«Ясно как день, что Лорин Слейтер не утруждала себя проверкой фактов, — говорила Дебора. — Она, не моргнув глазом, опорочила меня и мою семью и опошлила интеллектуальную историю психологии».
Тем не менее Дебора согласна, что её раннее детство было незаурядным. «Но меня очень любили. Я была окружена большим вниманием». Воздушную колыбель её отец разработал взамен обычной детской кроватки с похожими на решётку бортиками. При такой конструкции не было нужды в одежде, простынях и одеялах, которые ограничивают движения ребёнка и являются, по её словам, «крайне неудовлетворительными способами» создать для малыша удобство. «Я была очень счастлива, хотя должна сказать, что не помню ничего из первых двух с половиной лет жизни». Но ей рассказывали, что она ни разу не протестовала, когда её клали в колыбель. Через её стеклянную стенку она могла видеть, что происходит вокруг, и «блаженствовала полуголой в тёплой увлажнённой атмосфере».
В интервью Norwegian Journal of Psychology старшая сестра Деборы Джулия вспоминала: «Воздушная колыбель была чудесным местом, чтобы прятаться, когда моей сестры не было в кроватке. Я забиралась внутрь, закрывала шторки, и никто не мог меня найти. Эту колыбель сделали для удобства ребёнка, а не для научных целей. Отец не использовал её в экспериментах. Воздушные колыбели — превосходные кроватки для младенцев». И не имеют ничего общего с устройствами для обучения рефлексам в духе Павлова.
Более того, Дебора считает, что своим отменным здоровьем обязана особой детской кроватке, поскольку до шести лет она не страдала простудами
Её удивляет, что это замечательное изобретение не получило широкого распространения. В 1950-1960-х годов было выпущено несколько воздушных колыбелей, и кто-то даже составил чертёж, чтобы можно было сделать их своими руками, но они никогда не поступали в свободную продажу. Две дочери Джулии спали в такой кроватке. «Она защищает от комаров и ос, а зимой это тёплое место для купания. Когда мы навещали моих родителей, то одалживали обычную кроватку и беспокоились о том, что ножки или ручки ребёнка застрянут между рейками». Был, правда, один недостаток: «К сожалению, они не защищают от простуд, как заключил мой отец, опираясь на тот факт, что Дебора, в отличие от меня, не болела в раннем детстве». Однако в целом Джулия считает, что сон в воздушных кроватках благотворно сказывается на настроении малыша.
Дебора была рада заметить, что The Observer напечатал отрицательную рецензию на книгу Слейтер. Рецензент выразил сомнение в том, что писательница провела тщательную работу. «Он осознавал, что автор могла связаться со мной, чтобы подтвердить или проверить свои подозрения, но, очевидно, не сделала этого». Журналист заключил, что Слейтер намеренно ушла в тень. «Итак, вот я перед вами, рассказываю, как обстоят дела на самом деле. Я жива и в своём уме, но очень зла», — сказала Дебора.
Воспоминания о детстве часто представляют собой воспоминания об отдельных минутах и чувствах, которые мы связываем с ними. Дебора улыбалась, когда вспоминала отцовский распорядок дня. Он всегда просыпался в 4:40 по будильнику и работал до 7:00, пока жена не приносила ему «миску хлопьев Cheerios. Он всегда ел на завтрак Cheerios». После завтрака он работал дома около часа, а потом шёл пешком в свой кабинет в Гарварде.
Отец обычно был «погружён в свои мысли», но не тогда, когда общался с детьми. Дебора сказала мне, что помнит Скиннера весёлым и любящим отцом. Этим он отличался от своего кумира Уотсона, который никогда не обнимал и не целовал своих детей. Когда Дебора поступила в школу-интернат, Скиннер всегда обнимал её при встрече.
Её сестра Джулия тоже говорит об отце как о любящем родителе. «Отцом он был замечательным. Я была очень с ним близка. В раннем детстве папа укладывал нас с сестрой спать. Помню, я задавала ему вопросы, чтобы он подольше сидел у моей кровати. Например, однажды я спросила: „А что там, где кончается космос?“. Отец включил свет, сделал из бумаги ленту Мёбиуса и провел по поверхности моим пальцем, чтобы показать, как космос замыкается сам на себя. Я отменно научилась задавать вопросы, которые требуют долгих ответов».
Дебора тоже запомнила, как вечером, в то время, когда проходили устроенные Маккарти слушания, отец укладывал её в постель, и она спросила: «Коммунизм — это хорошо?». «Он дал отличный ответ: ну как сказать, и да и нет».
Оставим политику. Водит ли достаточно хороший отец своих детей к зубному? Пожалуй. А также мирится с тем, что дети не хотят постоянно находиться в его обществе. Скиннер вспоминал, что однажды привёл Дебору к стоматологу и спросил, можно ли ему войти в кабинет вместе с ней, но она не постеснялась сказать, чтобы он подождал в коридоре.
Однако, призналась Дебора, брак её родителей не был безоблачным. Её мать подавала надежды в студенческие годы, но не добилась тех же высот, что и Скиннер. Тот факт, что она «не состоялась» в профессии, мучил её. «Она часто говорила, что не хотела иметь детей и именно он настаивал на этом… Отец как-то признался мне, что никогда не хотел иметь сыновей». Видимо, они обсуждали этот вопрос, потому что она сказала ему, что беспокоилась, нравится ли ему быть отцом двух дочерей. «Не представляю, что бы я делал с сыном», — ответил Скиннер.
Он поощрял своих дочерей во многих отношениях. «Интерес к игре на музыкальном инструменте, — рассказывала Джулия, — появился у меня на Монхигане: рассматривая каталог Sears Roebuck, я увидела гитару и сказала отцу, что хотела бы иметь такую. Через неделю по почте пришла гитара Silvertone за 9 долларов 95 центов вместе с брошюрой „Как научиться играть на гитаре за пять минут“. Через пять минут я всё ещё не могла играть на гитаре и бросила попытки. Отец взял инструмент и стал следовать наставлениям в книжице, но ему было ещё сложнее ставить пальцы на струны, чем мне. Я сказала: „Нет, папа, дай я покажу как“». Вскоре Джулия освоила два аккорда, «с помощью которых могла подыгрывать себе, когда пела что-нибудь вроде „Улицы Ларедо“ *». Джулия пела в хоре Harvard-Radcliffe и однажды даже выступала с Бостонским симфоническим оркестром. «Отец сидел в зале, как сказал он мне позже, со слезами на глазах».
Многие воспоминания Деборы также очень трогательны. Отец наблюдал, как она училась ездить на трёхколесном велосипеде. «Самое приятное моё воспоминание об отце — как он учил меня складывать голубя из бумаги», — рассказывала она. Конечно же, это был голубь, ведь в своих экспериментах Скиннер часто использовал этих птиц. Он приучал их играть в пинг-понг, а во время войны 1939–1945 гг. даже направлять ракеты, по крайней мере в теории. (Подробно о фантастическом плане поместить голубей в ракеты и научить их управлять полетом, стуча клювом, Скиннер рассказывает в автобиографии.) Бумажный голубь был восхитительным, вспоминала Дебора, потому что он мог по-настоящему летать, если потянуть за хвост. Отец отдал ей его, потому что получил ящик с восточными чудесами.
По мере того как Дебора росла, в школе часто жаловались на отсутствие у неё заинтересованности. Отец винил себя: ему не удалось правильно её мотивировать
Но «когда она нашла то, что у неё хорошо получалось, проблема была решена». А хорошо у неё получалось рисовать. Скиннер стремился развить её способности к рисованию. Он подарил ей набор волшебных фломастеров, которые позволяли проводить на диво прямые линии. Другое заветное воспоминание Деборы — летние каникулы на острове Монхиган у берегов Мэна. «Это был замечательный остров. Без машин. Без электричества. Мы проводили там летние каникулы. Именно там я начала учиться рисовать. Отец и сестра построили для меня вёсельную лодку». В течение тех летних месяцев, добавляет со своей стороны Джулия, «отец учил меня ходить под парусом, сделал мне верстак со столярными тисками и научил работать ручными инструментами. В сосновом бору, называвшемся Храмовым лесом, мы с ним и с сестрой строили домики из мха».
Когда у Деборы проявился талант к рисованию, Скиннер очень её поддерживал. Она вспоминала, что однажды отец повесил её неоконченный офорт в своём кабинете. Он нисколько не «смутился» и похвалил её работу. «Он был так необъективен и так доволен», — улыбнулась Дебора.
Также её отец всегда помогал в беде. В подростковом возрасте Дебора сломала ногу, катаясь на лыжах. После того как она принимала душ и «приводила себя в порядок», она садилась, клала ногу в гипсе на край ванной, и «папа мыл мне пальцы». Вылечив ногу, Дебора поехала в летнюю школу в Гарварде, и однажды, после трудного разговора, отец написал ей письмо, отрывки из которого стоит процитировать.
«Думаю, наша беседа вчера вечером была полезной, несмотря на разбросанные по полу носовые платки». Письмо показывает, как отец пытается наладить отношения с дочерью. Он сказал Деборе, что если она вознамерилась получить высшее образование, то он этого не хочет. Его не беспокоят никакие её «мнимые недостатки, и я не боюсь, что ты докажешь миру, что я плохой психолог. Живи своей жизнью, а не моей. Будь сама собой». Он добавлял, что любит её такой, какая она есть. Когда он предлагал помощь или давал совет, то не критиковал Дебору. «Ты ещё растёшь, познаёшь жизнь. Я же стреляный воробей». Не стоит пускать эволюцию вспять и избегать обсуждения опыта и различий. Человек стал доминирующим видом, потому что научился накапливать и передавать опыт, продолжал учёный. Это трогательное письмо от «стреляного воробья», который относился к своей дочери-подростку как к равной.
С другой дочерью Скиннер вёл умные беседы во время долгих прогулок. Джулия вспоминает: «Отец много рассказывал о том, что он пишет. Когда позже я читала эти статьи, то думала: „А я помню этого гомункула. Мы говорили о нём, когда бродили вокруг Фреш-Понд“».
Скиннер наслаждался своей славой, и Дебора делила с ним радость. Как-то раз она прилетела из Ливана, чтобы провести с отцом выходные в Нью-Йорке. Они встретили Кейт Мостел, жену известного комедийного актера Зеро Мостела, — с емьи дружили, — и даже пятьдесят лет спустя Дебора помнила, какой превосходный это был уик-энд. Они зашли поужинать в Asti‘s — роскошный ресторан с фотографиями многих знаменитостей из мира шоу-бизнеса.
Скиннер верил не в кнут, а в пряник. Эту мысль он подчёркивает в своём утопическом романе «Второй Уолден» (Walden Two). Написание книги частично позволило ему удовлетворить юношеские амбиции. Скиннер рассказывал мне, что, прежде чем стать психологом, он хотел быть поэтом. Дебора — успешная художница. Джулия стала педагогом-методистом и занималась развитием некоторых идей отца. Она писала: «Для меня первоочередной проблемой является перенос образовательной практики с вызывающего отвращение контроля на позитивные методы. Переход к позитивным практикам требует создания таких видов учебной деятельности, чтобы учащиеся на любом уровне подготовки преуспевали и замечали свои достижения. Учителям также нужно видеть, что их студенты учатся с увлечением и делают успехи. Мало кого из преподавателей учили внимательно относиться к составлению чёткого расписания на будущее и к предшествующим условиям, что чрезвычайно важно для успешного учебного процесса. Недавно один студент рассказал мне, что их просят сообщать, когда они чувствуют приближение усталости и необходимость сделать перерыв. Перерыв на отдых действительно предотвращает вспышки раздражения, но нужно лучше проводить анализ вариативных действий. Вместо того чтобы устраивать стихийные перерывы, когда появляются признаки утомления, можно запланировать более ранний перерыв, чтобы закрепить академические знания». Но Джулия считает, что психоаналитики-бихевиористы «недооценивают силу осознания того, что ты одолел новый уровень деятельности. Когда результат зависит собственно от студента, а не единственно от учительского контроля, у студентов появляется то, что называется „самоуважение“, „внутренняя мотивация“ и „самоорганизация“».
Скиннер очень гордился обеими дочерьми. В «Подробностях моей жизни» он процитировал одного критика, который хвалил пейзажи Деборы, представленные на «весьма стоящей выставке», и оценил их как «многосложное и глубокое художественное высказывание».
Известие о том, что у отца обнаружили лейкемию, потрясло Джулию и Дебору. Джулия взяла в университете отпуск, «чтобы провести с ним его последние девять месяцев. Даже сейчас, просматривая фотографии, записи, ежедневники, черновые рукописи, награды и прочие памятные вещи, я поражаюсь, как много времени он проводил с нами». Скиннер определённо был достаточно хорошим отцом.
Burres Skinner semurume uye muongorori
«Ваньху ванодзидза звауновадзидзиса, квете зваунода кувадзидзиса.»
«Дзидзо ндийо иносара кана звесе звакадзидзва зваканганвика».
Беррес Скиннер.
Burres Frederick Skinner akaberekerwa muSusquehanna, Pennsylvania munaKurume 20, 1904.
mhuri
Iye akarerwa mumhoteredzo yemhuri youshamwari neinoshuviwa, umo, zvisinei, ngwariro huru yakabhadharwa kukuchengetwa kwakakomba kwechirango.
Мафунгиро аканака аказара акаваниква некуда квэкути вабереки гавана кушандиса звиранго звисина куфанира, аси, пане кударо, вакаченгета чиранго уйе куронгека, нгува имве неймве инокурудзира уйе инопа мубайро звито звито звакодзера.
Худики нехудики
Мухудуку уйе мукуярука, звидо звемангвана психолог зваиве звакасияна зваканяня.
Айфарира куедза немичина, ааэдза кугадзира пфути йемхепо, уйе акамбогадзира якаомэсеса якаванда-блок чимиро куитира кути анйатсотурика яке йекупфека.
Паайва кучикоро, Скиннер айфарира мабхуку. Paakanga ава nemakore гуми немана, zvichibva pakuongorora kwakasimba kwemitambo yaShakespeare, akaisa pfungwa yake pachake pamusoro pekunyora kwavo, iyo yaaiti yakaitwa naFrancis Bacon.
Mukuwedzera, Burres aiva muimbi akanaka: airidza саксофон mubhendi rechikoro.
дзидзо
Беррес Скиннер акавана дзидзо якэ йепамусоро па Гамильтон Колледж, тикоро чидуку чеусунунгуко му, штат Нью-Йорк.
Akabudirira muChirungu neLiterature uye aida kuzvipira kunyora mune ramangwana.
Хукама невамве вадзидзи Скиннер айванзотора чикаму мумапракс эвадзидзи, уйе мушуре мекуита митамбо ине ньодзи якаванда якаронгва паданхо грабли, джайя ракапотса радзингва кукореджи. Akanga achiri kukwanisa kupedza kudzidza kukoreji, uye muna 1926 akagamuchira dhigirii reBachelor.
Куфарира кваСкиннер муне звепфунгва квакамука мушуре мекупедза чикоро. Муна 1928 г., акапинда Гарвардского университета, мудхипатименди репфунгва.
Мунгува езвидзидзо зваке, аказвигадзирира чиронгва чекудзидза чакасимба, сака, айпедза маминици 15 пазува памабаса окуведзера .
Научное творчество
Мушуре мемакорэ матату экушанда несимба квакадаро, Скиннер акагамучира докторская степень яке уйе муна 1931 акабудиса звидзидзо зваке зваензи звакакомба. Ичи чинёрва, чакамуунзира мукурумбира, чаиве чинёрва чидики Пфунгва йерефлекс мукутсанангурва квемайтиро, умо Беррес Скиннер акаиса мбери дудзиро нёвани йеусловный рефлекс. Akazvinzwisisa kwete sechiito chaicho chechiitiko chehupenyu chakagara machiri machiri, asi semugumisiro wemabasa ekuedza.
ящик для кожи
Кубва 1931 кусвика 1936, Скиннер акаита баса рекуттсвагиса паГарвард, ачитариса пакудзидза квемаитиро эмхука. Panguva ino, akagadzira bhokisi rekuedza, rakazonzi, pasinei nekupikisa kwemuvambi pachake, Skinner’s. Paunenge uri mubhokisi iri, gonzo kana njiva, kudzvanya рычаг кана bhatani, yakagamuchira kusimbiswa, iyo Skinner yaireva chero mhedzisiro inofadza. Iyo рычаг yaive yakabatana kune rekodha yakarekodha mafambiro. Kudzvinyiririrwa панельный рычаг kwaionekwa semuenzaniso uye yakazvimirira chikamu cheiyo inoshanda maitiro, yakanakira kugadzirisa, sezvo inogona kugara ichizivikanwa zvisina kujeka kana yakaitika kana kwete. Zvimwe zvishandiso zvakaita kuti zvikwanise kubatanidza zvigadziriso nezviratidzo zvakasiyana-siyana (ruzha, chiedza, nezvimwewo).
Usapesanise akasiyana условные рефлексы!
Скиннер акасиянисва пакати пемхандо мбири дзеусловные рефлексы — Суйе Р. Акатаура незвемхандо Сидзо рефлексы умо майтикиро аноитика чете мукупиндура кунэ кумве курудзиро, курева кушатириса. Maitiro akagadzirwa nenzira iyi anonzi mupinduri. Mafungiro akanyorwa mubhokisi reSkinner akagoverwa kutaipa R. Pano mhuka inotanga kuburitsa mhinduro, uye ipapo mhinduro inosimbiswa. Скиннер akadaidza maitiro ekuita basa iri. Мунгува езвидзо, мисияно якакура якасимбисва пакати песимба рекуита квемхандо дзеР уйе С.
Skinner akataura pamusoro pekugumira kwemaitiro echinyakare формула стимул-реакция, iyo, mukuona kwake, ndeyekuti haifungi nezve pesvedzero yemhedzisiro yemaitiro pane inotevera maitiro. Mhedzisiro inoonekwa chete seyakatorwa kubva mukukurudzira, chete semhedzisiro, asi kwete sechinhu chinogoneka chinogadzirisa chinoshandura chipenyu. Hukama uhwu hwakaoma zvisingaenzaniswi kupfuura hukama huripo pakati pekukurudzira nemhinduro.
Нокударо, мусияно вакакоша пакати пекушанда квекугадзириса уе классическое кондиционирование ндейокути муньяйя йекушанда квекугадзириса, чисиква чипенью, немафамбиро айо, чиношингайра чиноканганиса нхарунда уе чинотарисана немимве мигумисиро. Рефлекс мучиитико чекуумбва квекугадзириса, чиитико чакадаро хачионекви. Mupfungwa iyi, maitiro ekushanda anoshanda uye ane chinangwa chekuongorora nyika yakatenderedza, hunhu hwevanopindura hunoshanda uye hunongotevera zvimwe zvinofurira izvo, mukuita kwechinyakare Conditioning, vakawana imwe chiratidzo mhedzisiro yemuviri.
Mabatiro ekushanda mupfungwa yaSkinner anofanirwa kusiyaniswa kubva kune otomatiki, maitiro ereflex anoenderana neasina безусловные uye ane условные рефлексы. Орантная реакция – это сокращающее и целенаправленное действие. Некударо, Скиннер иноцанангура чинангва-кунангва маэрерано немхиндуро (курева, куканганиса квемайтиро эмхедзисиро яйо), уйе квете маэрерано незвинангва, вавариро, кана дзимве ньика дземукати — пфунгва кана физиологическая. Sekuona kwake, kushandiswa mupsychology kweizvi «внутренние переменные» kunosanganisira kuunzwa kwefungidziro dzisina chokwadi dzisingawedzeri chinhu kumitemo yesimba ine chekuita nekucherechedzwa kwemaitiro ekucherechedzwa kwezvakatipoteredza pesvedzero. Mitemo iyi ndiyo nzira chaiyo yekufanotaura nekudzora maitiro evanhu nemhuka. Скиннер акасимбиса кути «купикиса куматунху эмукати хакуси кути иво хавапо, аси кути гавана баса некуонгорора квекушанда». Mukuongorora uku, mukana wekuita kwevashandi unoratidzika sekushanda kwekunze kwekunze, zvose zvekare uye zvemazuva ano.
Maererano naSkinner, kushandiswa kwekugadzirisa kunogona kushandiswa kwete chete kudzora maitiro evamwe, asiwo kudzora maitiro ako pachako. Кузвидзора куногона куваниква кубурикидза некугадзира мамиро экути майтиро анодива асимбисве.
Kushandiswa kwekushanda kwekugadzirisa uye gare gare basa
Muna 1936, akatora nzvimbo yekudzidzisa paYunivhesiti yeMinnesota uye akashanda ikoko kusvikira 1945. Pano akagadzira zvakadzama nzira yekushanda kwekugadzirisa, iyo yakashandiswa zvakanyanya mukuita muUnited States of America. Yakashandiswa mukudzidzisa kwevana vane pfungwa dzisina kunaka, kurapa невротики uye vanorwara nepfungwa. Muzviitiko zvose, kugadziriswa kwemaitiro kwakawanikwa pano kuburikidza nekusimbiswa zvishoma nezvishoma: somuenzaniso, murwere anopiwa mubayiro kune chimwe nechimwe chinotungamirira nhanho nhanho kune chinangwa chinopiwa nehurongwa hwekurapa.
Mukupera kwa1945, akave sachigaro wedhipatimendi repfungwa paIndiana State University, chinzvimbo chaakabata kusvika 1947, achibva adzokera kuHarvard semudzidzisi, kwaakagara kusvika pamudyandigere muna 1974.
Muna 1948, bhuku raSkinner Walden 2 rakabudiswa, zvichikonzera kukakavara kukuru. Mune iyi социальная утопия, Скиннер акаратидзира mune ngano tarisiro yekugadzira hurongwa hutsva hwemagariro kuburikidza nehunyanzvi hwekushanda mamiriro. Enzaniso neNyika Itsva Yakashinga yaAldous Huxley yainyatsooneka mubhuku rino. Кубва пане изви, куцороподза квакатанга кузвидза муньёри некуда квефашизм.
Кудзидза квакаронгва
Пана 11 ноября 1953 г., Скиннер акапинда кираси йемасвомху пачикоро чомванасикана вэйк. Изви звакамуфадза звикуру звокути акатанга куэдза кушандиса дзидзисо яке йокусимбиса дзидзисо кути авандудзе кудзидзиса квезвидзидзо звечикоро. Mhedzisiro yekuedza uku kwaiva kugadzirwa kwenhevedzano yemichina yekudzidzisa. Saka paive negwara rainzi запрограммированное обучение. Yakanga yakavakirwa panheyo yekukamura chero basa rekudzidza kuita mabasa akasiyana, rimwe nerimwe raidzorwa nekusimbisa kwakashanda sechiratidzo chemhinduro.
Мукуэдза кваке, Скиннер айньяцофарира куэдза мхука, куняня нжива нэмаконзо, ачитенда кути мусияно пакати певанху нэмхука хаузи звачос.
Skinner aive nemafungiro asina kunaka kune статистические обобщения, achitenda kuti kunyatsogadziriswa kwemaitiro emunhu mumwe chete kwaizogadzirisa dambudziko guru repfungwa — kufanotaura nekudzora maitiro evamwe vanhu. Macurves ndiyo yaive nzira yakanakisa yekuti abate maitiro aya. Сака, планы укрепления мубаса, rakaitwa naB. Скиннер pamwe chete naC. Ферстер, Ракабудишва Муна 1957, данные памусоро пемамирийони мазана мавири немакуми машану майтиро анорамба ачибудишва некуэдза нжива квемаава макуми маномве акаунганидзва мумифананидзо йе250.
Zvakare muna 1957, Беррес Скиннер, акабурица римве бхуку, Вербальное поведение. Mariri, akagadzira pfungwa yokuti kugona kutaura kunoitika maererano nemitemo yakawanda yekuumbwa kwemaoparenti условные рефлексы. Апо чимве чипенью чинобудиса манцви экутаура, чимве чиноасимбиса (зваканака кана кути звакаипа), нокударо чичидзора нзира йокувана найо рево дзакатсига дзейи манцви.
Skinner akafa musi waNyamavhuvhu 18, 1990 нелейкемия.
Муна 1990, мавхики машома асати афа, Скиннер акапа хурукуро йередхийо йеCBS. Apo mutori wenhau akabvunza Skinner kana aitya rufu, Skinner akapindura, «Handitendi muna Mwari, saka handityi kufa».
Results
Научная библиография Скиннера yakawanda kwazvo: kwehafu yezana remakore akanyora 19 монографий makuru uye zvinyorwa zvakawanda.
Дзидзисо яке уйе мхедзисиро йекутцвагиса иношанда иношандишва зваканянья мукудзидзиса уе мушонга. Mukuwedzera, ivo vakawanawo kutaura munyika yebhizimisi. Сака, семуэнзанизо, масангано аношандиса цика йекувапо квенцвимбо йекусимбиса некукурумидза квезвиито звакакоша кусангано. Mukuwedzera, nheyo yezvipo zviduku uye mabhonasi akaunganidzwa anoshandiswa zvakanyanya mukushambadzira maitiro.
Муна 1972, Американская психологическая ассоциация (яиве ятове нэнхенго дзиносвика звиуру зана пангува ийойо) якатумидза нянцви дзепфунгва дзаканьяня кузивиканва дзезана рамакоре речи XNUMX. Maererano nemafungiro avo anenge asingabvumirani, runyoro urwu rwekuremekedza rwakatungamiirirwa naBF Skinner aigara panguva iyoyo, pamberi pe Freud (uyo akatumidzwa wechipiri).
Звинёрва: 100 вакуру вепфунгва. — М.: Вече, 2004. — 432 с.; Степанов С.С. — Музвисо психологии. — М.: Изд-во ЕЭКСМО-Пресс, 2001. — 384 с.
Беррес Скиннер нин ахаан ийо сахамие ахаан – Кунто каафимаад кабта оо ии доу
«Дадку вашай бартаан ваксаад бартид, ма бартаан ваксаад рабто инаад барато».
«Ваксбарашаду ваа вака хадха марка воск каста оо ла барто ла илубо».
Беррес Скиннер.
Burres Frederick Skinner wuxuu ku dhashay Susquehanna, Pennsylvania, Maarso 20, 1904.
Qoyska
Waxa uu ku soo barbaaray jawi diiran oo si wanaagsan loo jeclaa qoyska, halkaas oo, si kastaba ha ahaatee, fiiro gaar ah u leh ilaalinta адаг э аншакса.
Hab-dhaqanka togan ee guud wakea lagu gaadhay xaqiiqda ah in waalidku aanay ku xad-gudbin ciqaabta, balse, cagsigeeda, ilaalinta anshaxa iyo kala-dambaynta, mar kasta oo dhiirigelin iyo abaal-marin leh camalan.
Carruurnimadii iyo dhallinyaradii
Carruurnimadi iyo qaan-gaarka, danaha cilmi-nafsiga mustaqbalka wakeay ahaayeen kuwo aad u kala duwan.
waxa uu aad u jeclaa tijaabinta aaladaha farsamada, waxa uu isku dayay in uu someeyo Qoriga Hawade ee guriga lagu shom гаар ах.
Intii uu dugsiga joogay, Skinnerwaxa uu jeclaa suugaanta. Markii uu ahaa 14 джир, оо ку salaysan falanqayn adag oo ku saabsan riwaayadaha Шекспир, wuxuu soo bandhigay mala-awaal isaga u gaar ах oo ku saabsan qoraanadooda, kaas oo uu u aaneeyay Фрэнсис Бэкон.
Intaawawasaa dheer, Burres wuxuu ahaa muusikiiste wanaagsan: wuxuu ku ciyaaray saxophone-ka kooxda dugsiga.
Образование
Беррес Скиннер вакса уу ваксбарашадииса саре ка каатай Кулиядда Гамильтон, дугси фанеедка хорта ах оо яр оо ку яал Гоболка Нью-Йорк.
Waxa uu ku takhasusay Ingiriisida iyo Suugaanta oo uu damacsanaa in uu naftiisa u гуро воск qorida mustaqbalka.
Xidhiidhka uu la leeyahay ardayda kale ee Skinnerwaxa uu inta badan ka qayb qaadan jiray maaweelada ardayda, ka dib dhawr jeer oo uu soo abaabulay dhoola-tusyo halis ah, ninka dhalinyarada lahawaiyaa kullayaa ayaa day in gahawa ayaa ku dhawaa ku dhawaa ku dhawaa ku dhawaa ku dhawaa ku dhawaa ku dhawaa ku dhawaa ku dhawaa ka dib dhawr jeer Waxa uu weli ku guuleystey in uu ka qalin jabiyo kulliyadda, 1926-kiina wakea uu qaatay shahaadada koowaad ee jaamacadda.
Xiisaha Skinner ee cilmi-nafsiga ayaa kacday ka dib markii uu dhammeeyey kulliyadda. Саннадкий 1928-кий вакса уу галай джаамакадда Гарвард кайбта чилми-нафсига.
Интии уу ваксбарашада ку джирай, вакса уу нафтииса у деджийей нидаам ваксбарашо оо аад у адаг, сидаа авгид, усуу ку каатай 15 дакико маалинти хауло ка баксан манхайка .
Hal-abuur cilmiyeed
Saddex sano oo shaqo adag ah ka dib, Skinner wuxuu helay dhakhtarkiisa isla 1931-kiina wuxuu daabacay daraasaddii ugu horreysay ee cilmi-baariseed oo culus. Даабакаадан, оо у кинтай каан, вашай ахайд макал яр Фикрадда фальселинта ее шарраксаадаха дабикадда, каас оо Беррес Скиннер уу су бандхигай тафсиир кусуб оо ку саабсан фальселинта шуруудайсан. Waxa uu u fahmay in aanay ahayn fal dhab ah oo dhaqdhaqaq nololeed ah oo ku dhex jira laftiisa, balse uu yahay mid ka soo jeeda hawlgallada tijaabiyaha.
sanduuqa maqaarka
Laga soo bilaabo 1931 ilaa 1936, Skinner wuxuu ka shaqeeyay cilmi-baaris Harvard, isaga oo xoogga saarayay daraasadda dhaqanka xayawaanka. Waqtigaan, wuxuu ikhtiraacay santuuq tijaabo ah, oo markii dambe loo yeeray, inkastoo mudaaharaadyadii hal-abuurihii laftiisa, Skinner’s. Inta lagu jiro sanduuqan, jiir ama xamaam, riixaya kabaal ama badhan, ayaa helay xoojin, kaas oo Skinner ula jeedo cawaaqib kasta oo wanaagsan. кабаалку вакса уу ку сидхнаа рикудх дууби джирай дхакдхакаака Кадаадиска кабаалка вакаа лоо тиксгелийей муунад ийо унуг мадаксбаннаан оо фальселинта хаулгалка ах, оо аад угу хаббун хагааджинта, маадаама йо джир си аан каддайн инлекайан каддайн лоо. Qalab dheeri ah ayaa suurtageliyay in lagu xiro xoojinta calaamadaha kala duwan (dhawaaq, iftiin, iwm.).
Ha ku wareerin falcelis shuruudaysan oo kala duwan!
Skinner Waxa uu kala soocay laba nooc oo falcelis shuruudaysan ah — S iyo R. Waxa uu tilmaamay nooca S falcelintaas taas oo falcelintu ku dhacdo kaliya iyada oo laga jamaabayo saamaynta kicinta qaarkood, т.е. xanaaq. Хаб-дхаканка хабкан лоо абуурай васка лоо якан джавааб-биксийе. Falanqaynta lagu duubay sanduuqa Skinner ayaa loo qoondeeyay nooca R. Halkan xayawaanku wuxuu marka hore soo saaraa falcelin, ka dibna falcelinta waa la xoojiyay. Скиннер вака уу угу йидхай хаб-дхаканкан хаул-вадин. Intii lagu guda jiray tijaabooyinka, farqi weyn ayaa loo sameeyay inta u dhaxaysa firfircoonida falcelinta noocyada R iyo S.
Скиннер вака уу ка хадлай хаддидаадда хаб-дхаканка дхакан-дхакаале ээ кичинта-джавааб-селинта, таас оо, ра’йигииса, ваа ин аанай тиксгелинайнин саамейнта натиджоойинка фальселинта ээ хабдхаканка шига. Дарин-селинта васка лоо тиксгалия оо калия инай ка су джидо кичинта, калия натиджаду, лаакиин мааха сида го’амийе сууртагал ах оо бедделая ноолаха. Xidhiidhadani си аан ла варвар Dhigi Карин ayaa uga adag marka loo eego xidhiidhka ка dhexeeya kicinta Iyo Jawaaabta.
Сида дартид, фаркига угу мухиймсан ee u dhexeeya qaboojinta hawlgalka iyo qaboojinta qadiimiga ah waa in kiiska qaboojinta qalliinka, noolaha, dabeecaddiisa, si firfircoon u saameeya deegaaja c awauuuu. Xaaladda samaynta falcelin shuruudaysan, saamaynta noocaas ах лама арко. Dareenkan, habdhaqanka hawlgalku waa mid firfircoon oo loogu talagalay sahaminta adduunka ku xeeran, hab-dhaqanka jawaab-celinta waa fal-celin oo kaliya wakeay raacdaa saameynaha qaarkood, habka qaboojinta qadiimiga, wakey heleen saameyn oolahaar calaamadeedah.
Dareen-celinta hawleed ee Darenka Skinner waa in laga soocaa falcelin toos ah, falcelin toos ah oo la xidhiidha falcelis aan shuruud lahayn iyo shuruudaysan. Fal-celinta hawl-fulintu waa fal aan sabab lahayn oo ujeeddo leh. Si kastaba ha ahaatee, Skinner wuxuu qeexayaa hagida yoolka marka loo eego jawaab-celinta (taasi waa, saamaynta hab-dhaqanka cawaaqibkeeda), ee maaha marka la eego yoolalka, ujeedooyinka, ama dawladaha kale ee gudaha — maskaxda ama jir ahaaneed. Fikraddiisa, isticmaalka cilmi-nafsiga ee kuwan «doorsoomayaasha asaasiga ah» wasay ku lug leeyihiin soo bandhigida fikrado la isweydiin karo oo aan wakeba ku soo kordhin sharciyada dhabta ah ee la xidhiidha habdhaqanka la arkay si loo deega saanameynta. Sharciyadan ayaa ah kuwa dhabta ah ee lagu odorosi karo laguna xakameynayo hab-dhaqanka didka iyo xayawaanka. Скиннер вака уу ку нуукснууксадай в «диидмада давлада гудуху аанай ахайн ин аанай джирин, балсе аанай хусайн фаланкайнта шакайнта». Falanqayntan, suurtogalnimada falcelinta hawl-wadeenkuwaxay u muuqataa hawl saameyn dibadda ah, labadaba hore iyo Hadda.
Sida laga soo xigtay Skinner, qaboojinta qalliinka looma isticmaali karo oo keliya in lagu xakameeyo dabeecadda didka kale, laakiin sidoo kale in la xakameeyo dabeecadda qofka. Is-xakamaynta wakeaa lagu gaari karaa iyadoo la abuurayo shuruudo hab-dhaqanka la rabo lagu xoojinayo.
Codsiga qaboojinta hawlgalka iyo shaqada dambe
Sannadkii 1936-kii, waxa uu jago macalinimo ka qaatay Jaamacadda Minnesota oo uu ka shaqaynayey ilaa 1945. Halkan waxa uu si faahfaahsan u horumariyey farsamada qaboojiyaha, taas oo si weyn looga isticmaalo gudaha dalka Maraykanka. Waxaa loo adeegsan jiraywaxbarashada carruurta dhimirka dhiman, daawaynta neerfayaasha iyo didka dhimirka qaba. Dhammaan kiisaska, Wax ka Beddelka Habdhaqanka ayaa lagu gaaray halkan iyada oo si tartiib tartiib ah loo xoojinayo: tusaale ahaan, bukaankawawaaa lagu abaalmariyaytallaabokasta ootallaabotallaabouqaadaysayoolkaaybixisohabkadaaweyn.
Dabayaaqadii 1945kii, waxa uu noqday guddoomiyaha qaybta cilmi-nafsiga ee Jaamacadda Gobolka Indiana, jagadaas oo uu hayay ilaa 1947-kii, ka dib waxa uu ku noqday Harvard isaga oo macalin ah, halkaas oo uu ku sugnaa ilaa uu ka fadhiistay 1974- кий.
Sannadkii 1948-kii, buugga Skinner’s Walden 2 ayaa la daabacay, таасу кинтай xaddi badan oo muran ah. Джаантусканский бульшид, Скиннер васка уу хаяали ку савирай раджада абууриста нидаам булшо оо чадаалад ах оо кусуб ияда оо лоо марайо фарсамада кабуджинта хаулгалка. U dhigma О дивный новый мир Олдоса Хаксли ayaa si cad uga dhex muuqday buuggan. Iyada oo taas laga duulayo, dhaleecayntu wakeay bilowday inay qoraaga ku canaanato faashisnimada ku dhow.
Barashada barnaamijka
Noofambar 11, 1953, Skinner wuxuu ka qayb galay fasalka xisaabta ee dugsiga gabadhiisa. Тани вашай аад у каджаб галисай инуу билаабай инуу иску дайо инуу адегсадо арагтидииса xoojinta си уу у хорумариё барида мааддоойинка дугсига. Natiijadii isku daygani wakea uu ahaa naqshadynta mashiinnada Wax-barashada ee taxane ah. Markaawawasaajirtayjihadaloo yaqaanwaxbarashadabarnaamijka. Waxay ку salaysan tahay mabda’a ах qaybinta hawl kasta oowawabrasho oo loo qaybiyo hawlgallo kala duwan, kuwaas oo mid kastaa lagu xakameynayay xoojinta taas oo u adeegtay calaamad jamaab celin ah.
Tijaabooyinkiisa, Skinner wuxuu si cad u doorbiday tijaabinta xayawaanka, gaar ahaan qoolleyda iyo jiirka, isaga oo aaminsan in farqiga u dhexeeya aadanaha iyo xayawaanku uusan ahayn mid aasaasi ah.
Skinner waxa uu lahaa dabeecad xun oo ku wajahan guud ahaan tirakoobka, isaga oo aaminsan in kaliya si taxadar leh u hagaajinta falcelinta nafleyda shakhsi ahaaneed ay xallin doonto dhibaatada ugu weyn ee cilmi-nafsiga — si loo saadaaliyo loona xakameeyo habdhaqanka shakhsiyaadka gaarka ah. Qalloocyada ayaa ahaa habka ugu wanaagsan ee uu ku qabsan karo falcelintan. Сидаа дартид, шакада Коршаяааша Шоджинта, оо, фулисай Б. Скиннер, оо, вехелисо К. Ферстер, оо, ла даабакай 1957, xogta 250 milyan oo falcelin ah oo joogto ah oo ay soo saartay xamaamyada tijaabada ah ee saacadaha 70 ayaa lagu soo ururiyay 000 jaantus.
Sidoo kale 1957kii, Burres Skinnerwaxa uu daabacay buug kale, Dhaqanka Afka ah. Халкаас, вака уу ку хорумарияй фикрадда ах в си фиикан у хадалку у дхако си ваафаксан шуруукда гууд ее самайнта фальселис шуруудайсан. Marka mid ka mid ah noolaha uu soo saaro dhawaaqyada hadalka, kan kale wuxuu xoojiyaa iyaga (si togan ama si xun), si loo xakameeyo habka loo helo macne deggan oo loogu talagalay dhawaaqyadaas.
Skinner wuxuu dhintay Ogosto 18, 1990 cudurka лейкемия.
Sannadkii 1990-kii, dhawr toddobaad ka hor dhimashadiisa, Skinner wuxuu bixiyay waraysi raadiyaha CBS. Markii wariye uu waydiiyay Skinner haddii uu ka baqayo dhimashada, Skinner wuxuu ku jawaabay, «Ma rumaysni Ilaah, markaa kama cabsanayo inaan dhinto».
Natiijooyinka
Buug-gacmeedka sayniska ee Skinner aad buu u ballaadhan yahay: nus qarni wakea uu qoray 19 монографий oo waaweyn iyo maqaallo badan.
Aragtidiisa iyo natiijooyinka cilmi-baarista la taaban karo ayaa si weyn loogu isticmaalaa barbaarinta iyo daawada. Интаа ваксаа дхир, вашай сиду капуста ка хелин мууджинта аддуунка ганаксига. Sidaa darteed, tusaale ahaan, ururadu wakeay isticmaalaan dhaqanka jiritaanka jazziga xoojinta degdega ah ee ficilada qiimaha leh ee ururka.