Беседа цель: Картотека бесед с детьми старшего дошкольного возраста | Картотека (старшая группа) на тему:

Презентация на тему: «ВИДЫ БЕСЕД С ДОШКОЛЬНИКАМИ. Беседа — это целенаправленное обсуждение чего

1 ВИДЫ БЕСЕД С ДОШКОЛЬНИКАМИ

2 Беседа — это целенаправленное обсуждение чего — либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.

Беседа рассматривается как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Беседа — тот метод, который способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру.

3 В беседе вместе с мышление развивается речь. Формируются формы связной речи: Диалогические Монологические. Участие в беседе сочетается с такими навыками культуры поведения как: Внимательно слушать того, кто говорит; Не отвлекаться; Не перебивать собеседника и др.

; В беседе воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения. Во время беседы ребенок формулирует свои мысли не в одном. А в нескольких предложениях. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

4 А. Леонтьев считал: беседа как метод важна для дошкольников тем, что она дает возможность малышам поделиться впечатлениями, эмоциями, открытиями. Содержанием беседы является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: Бытом и трудом людей; Событиями общественной жизни; Деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь) Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасов знаний.

Многие методисты, в частности Р.Жуковская,Н.Карпинская, Э. Короткова,Е.Радина,Е.Тихеева, Е.А. Флерина отмечали: беседа активизирует мыслительную деятельность детей, способствует более глубокому проникновению в смысл читаемого.

5 Беседа лишь одно из средств обучения детей. Ее роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения. Е. А. Флерина выделила три вида бесед. 3 вида бесед по Е.А.Флериной : Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей

6 Виды бесед Вводная беседа Беседа, сопровождающая приобретению нового опыта Заключите льная Прогности ческая беседа. Беседа по восприятию художественного текста Беседа по содержанию произведений ( аналитическая беседа ). Беседа с родителям и

7 Вводная беседа.

Цель ее выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Для того чтобы данный вид беседы не превратился в рассказ, надо заранее подготовить те вопросы, на которые смогут ответить дети и которые будут способствовать активизации мысли, поддержке внимания и интереса к повествованию. Вводные беседы успешны, если они : кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, ряд вопросов остается неразрешенным (посмотрим,. усидим… проверим).

8 Беседа, сопровождающая приобретению нового опыта.

Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений. Цель ее стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержанке того материала, который дети воспринимают. Такая беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое.

9 Для этого вида беседы характерно участие разных анализаторов Зрение СлухОсязание Мускульно — двигательная сфера Моторная деятельность

10 Прогностическая беседа.

Если с книгой работают дети, им предлагается первоначально по обложке определить, о чем будет идти речь в произведении, Прогноз, данный детьми, запоминается, и начинается чтение. В этой беседе приведены в действие 2 вида памяти: Слуховая Зрительная что способствует лучшему запоминанию текста. В ходе такой работы становится активной аддитивная память: детям нужно удержать, запомнить то, что они слушают, чтобы сверить его с прогнозом. В работе с дошкольниками такой вид беседы не следует использовать часто. Надо приучать малышей к внимательному, сосредоточенному слушанию, а затем и чтению. Надо, чтобы они учились находить интерес в самом произведении.

11 Беседа по восприятию художественного текста. Цель беседы выявить, какое воздействие на детей оказало прочитанное. В связи с этим беседу нельзя начинать сразу же после того, как чтение будет закончено. В процессе беседы по восприятию произведения выясняется эмоциональное отношение детей к прочитанному: понравился или не понравился текст; что в нем особо запомнилось маленьким слушателям, что вызвало их отрицательные эмоции; какое впечатление произвели на них события, описанные в произведении, или поступки героев.

12 Беседа по содержанию произведений (аналитическая беседа). Цель этого вида беседы выявить глубину понимания произведения детьми. Вопрос о том, когда следует вводить метод беседы в практику работы с дошкольниками, был поставлен Е.И.Тихеевой. Она считала возможным включать в беседу детей 3 4 лет при условии, если они владеют речью. Ж. Пиаже, и этого нельзя не учитывать, заметил: дети могут вступать в полноценный разговор друг с другом только к 7 8 годам. В любом случае беседа как форма общения детей дошкольного возраста, в результате которого происходит обсуждение художественного текста, без воспитателя как организатора процесса, с одной стороны, и заинтересованного собеседника, направляю-него обсуждение, с другой, невозможна. В ходе беседы воспитатель старается воздействовать на чувства детей. Воспитатель ведет детей к намеченной цели -вытеснению главной мысли произведения или решению той задачи которая была определена им заранее. Качество беседы зависит от того, какое произведение избрано для обсуждения. Оно должно быть доступно, интересно детям.

13 Беседа с родителями, преследует цель убедишь их в пользе чтения детям, дать методические ориентиры. Беседа с родителями должна содержать веские аргументы в необходимости чтения. Л.Ф.Островская рассматривает беседу как «диалог двух сторон педагога и родителей. Она должна побуждать к обмену мнениями», способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между сторонами по обсуждаемому вопросу. Беседа с родителями должна содержать практические советы для них, которые тут же могут быть обсуждены с точки зрения возможности их применения в жизни коп кроной семьи или конкретного ребенка

14 Заключительная беседа, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы систематизировать, уточнять и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Этот тип беседы способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения. В. И. Радина выделила структурные компоненты беседы, такие как: вызывание в сознании детей живого образа в начале беседа на основе воспоминания о близких жизненному опыту анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам; элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.

15 Начало беседы должно мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по- разному — с воспоминания, с рассказа дага, срассматриваяияигрушки, предмета. В качестве эмоционального ; средства можно использовать картину, загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание.

16 В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. В этой части может быть несколько логически законченных частей. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания. Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи,» связанной с темой беседы. Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления.

17 Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. К. Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа Поставить вопрос значит выдвинуть мыслительную задачу. Вопросы нацеливают на выводы. Виды вопросов репродуктивные вопросы поисковые ОсновныеВспомогательные

18 В беседе помимо вопросов используются такие приемы, как : указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя

19 При проведении беседы задача педагога добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем. Речевая активность детей в беседе — один из показателей ее эффективности. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Ответы детей во время беседы носят характер кратких или развернутых реплик ; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего.

20 СПАСИБО за внимание !!!


Читать онлайн «Беседы о цели и смысле жизни.

Книга 1», Оджасви Шарма – ЛитРес

Благодарности:

М. В. Игельник

© Оджасви Шарма, 2018

ISBN 978-5-4493-4486-1 (т. 1)

ISBN 978-5-4493-4485-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Оджасви Шарма

БЕСЕДЫ

О ЦЕЛИ И СМЫСЛЕ

ЖИЗНИ

Книга 1

Москва 2010

УДК 294.5

ББК 86.33

О41

Составитель: Игельник Л. М.

Перевод с английского: Игельник М. В.

Оджасви Шарма

Беседы о цели и смысле жизни.

Вы держите в руках сборник бесед одного из индийских мудре-цов – Оджасви Шарма. Это беседы с теми и для тех, кто ищет ответы на вопросы о смысле жизни. Зачем мы пришли в этот мир? Какова цель нашей жизни? Каково наше предназначение? Что есть Бог? Что есть конечная Истина? Как следует жить и что делать, чтобы найти ответы на эти вопросы? Оджасви Шарма считает, что ответы на поставленные вопросы можно найти, не только предаваясь многочасо-вым медитациям или изолировав себя от общества. Ответы можно по-лучить даже быстрее, ведя активную социальную жизнь и выполняя свои обязанности перед обществом и семьей. Он считает, что ответы на все вопросы, которые возникают у ищущего, можно найти в индийском эпосе «Бхагавад Гита». Ценность этой книги в том, что профессор Шарма толкует Бхагавад Гиту так, чтобы это было понятно людям с западным менталитетом, чтобы мудрость Бхагавад Гиты можно было использовать в нашей социальной жизни, на работе, в семье.

УДК 294.5

ББК 86.33

Все права собственности защищены законом об авторских правах. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена или использована в любой форме или любыми средствами без письменного разрешения правообладателя.

© Оджасви Шарма, 2010

© Игельник Л. М. (перевод, составление), 2010

Содержание

От редактора русского текста…

Мое путешествие в поисках Истины – предисловие

ученицы Оджасви Шарма, Александры Ландау…

Жизнь и работа Гуруджи – предисловие ученицы

Оджасви Шарма, Люси Ландау…

20 августа 1993 г. О медитации, как способе реализации собственной сути…

15 декабря 1995 г. Заботьтесь о действии, а не о его плодах…

18 декабря 1995 г. Тело – инструмент для достижения счастья…

19 декабря 1995 г. Три стадии эволюции – тамас, раджас и саттва. Роль взаимоотношений в духовной жизни…

20 декабря 1995 г. Путь к постоянному счастью…

22 декабря 1995 г. Об одной из индийских традиций…

24 декабря 1995 г. Об Иисусе Христе…

26 декабря 1995 г. Об отношении к критике. Отношения Гуру – последователь…

27 декабря 1995 г. Важность Бхагавад Гиты…

28 декабря 1995 г. Качества, необходимые для просветления…

29 декабря 1995 г. Правильное поведение ищущего в повседневной жизни. Важность

собственных усилий на пути к просветлению…

1 января 1996 г. Сатчитананда – существование, сознание, счастье…

2 января 1996 г. Покой во время деятельности. Концентрация и медитация…

3 января 1996 г. Проблема – неудовлетворенность собой. О вере…

4 января 1996 г. Бхагавад Гита – учение для освобождения…

8 января 1996 г. Религия и духовность…

9 января 1996 г. О некоторых традициях на пути духовности…

31 января 1997 г. Почему в присутствии Гуру медитация иная?…

1 февраля 1997 г. Духовная жизнь не отличается от обычной жизни…

2 февраля 1997 г. Самокритика – один из путей достижения реализации…

3 февраля 1997 г. Судьба и собственные усилия…

4 февраля 1997 г. Судьба и собственные усилия…

6 февраля 1997 г. Почему мы совершаем поступки зная, что это неправильно?…

7 февраля 1997 г. Разочарование в самом себе…

8 февраля 1997 г. Мы должны изменить свое отношение к миру…

10 февраля 1997 г. Признаки реализованного в Боге человека…

11 февраля 1997 г. Теория натуропатии. Посещение клиники…

12 февраля 1997 г. Человек, реализовавшийся в Боге, отбрасывает стремления ума…

13 февраля 1997 г. Кришна отвечает на 4 вопроса о реализованном человеке…

14 февраля 1997 г. Продолжение ответов на 4 вопроса Арджуны…

15 февраля 1997 г. Кришна описывает не верящего в Бога человека, а потом отвечает на вопрос «Как он ходит?»…

17 февраля 1997 г. Необходимость контроля ума и чувств…

18 февраля 1997 г. Описание совершенного йога…

19 февраля 1997 г. О цели жизни. Необходимость следовать по пути…

22 февраля 1997 г. Путь самоотверженной деятельности…

28 декабря 1998 г. О вере…

29 декабря 1998 г. О цели жизни и путях ее достижения…

31 декабря 1998 г. Наступление Нового Года…

1 января 1999 г. Утро. Прощание с отъезжающими ищущими…

1 января 1999 г. Два пути следования по жизни…

2 января 1999 г. Какое поведение является правильным?…

4 января 1999 г. Почему человек совершает дурные поступки зная, что они дурные?…

9 января 1999 г. Важность деятельности…

10 января 1999 г. Развитие души…

15 января 1999 г. Природа страха. «Сдача» Гуру…

19 января 1999 г. Карма-йога…

21 января 1999 г. Выполнение обязанности ради обязанности. Отношение поклонения..

От редактора русского текста:

Эта книга не является художественным произведением. Хотя она и подчинена единой идее – духовному развитию человека, в ней нет сюжета и она является набором бесед, проведенных профессором Оджасви Шарма со своими последователями в разные годы.

Перевод бесед не обработан литературно, поэтому не удивляйтесь, что некоторые фразы звучат не очень гладко или не очень по-русски – это сделано преднамеренно. Для последователей, приехавших с запада, Учитель проводит беседы на английском языке и в книге мы старались максимально сохранить строение фраз Учителя и перевод именно тех слов, которые он употребляет, несмотря на то, что иногда это звучит по-русски не очень складно. Дело в том, что ищущие из России ездят к Учителю уже давно, более 10 лет и, когда по прошествии долгого времени или даже нескольких лет, мы перечитываем сатсанги, нам открывается новый смысл сказанного, мы по-иному понимаем те же самые фразы. Потому что истинный смысл духовных бесед необычайно глубок и при каждом прочтении мы понимаем ровно столько, сколько можем понять на нашем уровне духовного развития на время прочтения. Гуруджи (так зовут Учителя его последователи) предпочитает не предавать гласности свою деятельность, поэтому он не поощрял распространение текстов бесед среди тех, кто никогда не встречался с ним лично. Много раз он говорил, что его беседы предназначены для тех, кто сидит перед ним во время этих бесед. Однако сейчас, учитывая возраст Учителя и то, что он стал меньше говорить, последователи захотели собрать и опубликовать некоторые из бесед, которые Гуруджи проводил на английском языке и на хинди в последние около 40 лет.

Переводчик и редактор текстов сатсангов тоже находятся каждый на своем уровне духовного развития и не претендуют на то, что они могут единственно правильным образом толковать беседы Учителя. Именно затем, чтобы беседы не явились отражением понимания конкретным переводчиком и редактором того, что сказал Учитель, мы старались сделать перевод как можно более «непосредственным», в ущерб его литературности. Нашим критерием была не складность изложения и понятность перевода, а точность передачи слов Учителя. Именно такой подход позволяет донести до читателя всю глубину сказанного Учителем и возможность более глубокого проникновения в смысл той же фразы при повторном ее прочтении через некоторое время. Если какие-либо фразы сатсанга вам непонятны при первом прочтении, вернитесь к ним вновь после прочтения всего сатсанга или даже всей книги. Вполне вероятно, что вам откроется смысл сказанного.

В книге беседы приведены в хронологической последовательности, но читать их можно и вразбивку, так как обычно они посвящены разным темам или стихам Бхагавад Гиты. Только иногда обсуждение одной темы продолжается в течение двух бесед.

Темы бесед предварительно никогда не объявляются. Беседы посвящены ответам на вопросы, которые присутствующие пишут в записках и передают Учителю в начале беседы. Если вопросов нет или они носят частный характер (на такие вопросы Гуруджи отвечает на частных встречах), то Гуруджи говорит о том, в чем нуждается именно эта аудитория именно в это время, чтобы сказанное было актуально и могло быть правильно понято присутствующими. Сатсанги озаглавлены составителем книги только для того, чтобы помочь читателям ориентироваться в содержании книги и легче найти интересующую их беседу.

Хочу обратить внимание читателя на повторения, которые вы можете обнаружить в беседах. Подчеркиваю, что вы часто будете находить подобные повторения во многих книгах мудрости и слышать их в беседах реализованных мастеров. Могут употребляться разные слова, но смысл тот же самый. Почему? Мудрецы повторяют из великого сострадания к ищущим. В их сердцах живет любовь, которую невозможно описать словами, даже если бы они повторили это десятки раз. И все же, из сострадания, они пытаются это описать. Они просто пребывают со своей истинной природой и раздают «сладости», которые получают от Бога, из сострадания и любви. Повторение нужно для того, чтобы эти концепции проникали все глубже в понимание слушателей.

В тексте вы встретите непривычное для западного человека слово «ищущий» – это перевод английского слова «seeker». В духовной традиции Индии это повсеместно употребляемое слово и когда говорят «ищущий», все понимают, что речь идет о духовно ищущем человеке, о человеке, который ищет конечную Истину – смысл жизни, а не предмет материального мира и не решение какой-либо бытовой или социальной проблемы. Так что сатсанги, приведенные в этой книге, являются переводом бесед Учителя Оджасви Шарма со своими последователями, с ищущими.

 

Слово «сатсанг» уже более привычно. Обычно слово «сатсанг» переводится как «беседа», но в Индии в это слово вкладывается иной, более глубокий смысл. Это не просто беседа, а беседа на тему духовности, а еще точнее это можно перевести как «пребывание с Истиной», т.е. в Индии это не просто беседа на тему духовности, а беседа, которую проводит просветленный человек. Пребывание с Истиной нельзя передать словами. Как передашь словами истинную Любовь? И это еще одна причина, почему личное присутствие на сатсангах эффективнее чтения духовной литературы.

Сатсанг с Учителем обычно включает в себя медитацию, пение мантр, краткую беседу, чтение и обсуждение стихов Бхагавад Гиты и практического применения этих знаний в повседневной жизни человека. Во время сатсанга ищущие могут задавать вопросы, касающиеся духовности, хотя сейчас многие сатсанги проходят в молчании. Сатсанги посвящены всем людям, искренне стремящимся к познанию Истины.

На сайте www.universalwisdom.in вы можете найти переведенные на русский язык сатсанги, не вошедшие в книгу, сатсанги на английском и чешском языках, а также оригинальные аудиозаписи бесед Учителя с последователями в разные годы.

Мы уверены, что книга вызовет интерес читателей и планируем продолжить публикацию сатсангов на русском языке. Будем рады вашим комментариям и вопросам, присланным на вышеупомянутый сайт.

Наша огромная благодарность тем, кто оказал поддержку и помощь в выпуске этой книги.

Лев Игельник

Мое путешествие в поисках Истины

Родилась я в Чешской республике и жила там вплоть до 1997 года. В свои 30 лет я была хорошо устроена: у меня была хорошая семья, устраивающая меня работа, нормальный дом, достаточная финансовая безопасность. Я путешествовала по всему миру, но чего-то в жизни мне все же недоставало. У меня стали возникать вопросы о смысле жизни. У меня было все, что мир мог предложить, а покоя все равно не было. Все чаще я вглядывалась внутрь себя и обнаружила потребность найти того, кто мог бы ответить на мои духовные вопросы. В то время в стране был коммунистический режим и любые религиозные или духовные практики были запрещены. Поэтому поисками духовного учителя я занялась только во время путешествий с моим мужем, гражданином Великобритании.

Впервые мы попали в Индию в 1982 году и вскоре после приезда на Гоа повстречались с прелестной англо-индийской супружеской парой, открывшей нам индийский образ жизни и научившей нас медитации, йоговским позам, пранаяме и, немного хиромантии и астрологии. Блестящие кулинарные способности жены повлияли на решение нас с дочерью стать полными вегетарианцами.

Я начала регулярно медитировать дважды в день и прочла множество книг о духовных Мастерах – Йогананде, Поле Брантоне, Рамана Махарши, Рамакришне, Муктананде, Ошо и многих других. Моя практика углублялась, однако это повлекло за собой еще большее количество вопросов. Во время нашего третьего приезда на Гоа, наши друзья уже не могли ответить на мои вопросы о жизни и смерти, судьбе, истинной цели человеческой жизни и как ее достичь.

Итак, поиск Учителя продолжался. Мы посетили разные ашрамы – ашрам Рамана Махарши в Аруначале, ашрам Шри Ауробиндо в Пондичери и даже ашрам Сай-Бабы в Путтхапати. Там мы обнаружили, что этих святых либо уже не было в живых, либо доступ к ним был невозможен в силу огромного числа последователей. Мы также посетили и менее значимые места, где жили святые, однако они либо не говорили по-английски, либо были погружены в ритуальные практики, которые меня не интересовали.

В одном из ашрамов я выпила немного нефильтрованной воды и заболела брюшным тифом. Болезнь была серьезной, но мне оказали хорошую медицинскую помощь и мое состояние временно улучшилось. Мы получили возможность продолжить свое путешествие. Так должно было случиться, потому что нашей конечной остановкой стал Удайпур, где я повстречала профессора Оджасви Шарма, который стал моим любимым Учителем.

К тому времени мы уже искали Учителя везде, где только бывали. Мой муж спрашивал об Учителе даже в таких местах, где найти его было маловероятно, но там могли о нем слышать – он спрашивал даже на почте. Так мы повстречали почтальона, который был также смотрителем в храме Ханумана. Он был знаком с одним профессором из университета в Удайпуре, истинно верующим в Ханумана и регулярно проводившим духовные ритуалы (пуджу). Нас с ним познакомили, но, когда я спросила его о медитации, он не смог мне ответить, сказав лишь: «Вы хотите узнать о медитации, это очень, очень трудно. Но, может быть, один мой коллега вам поможет» – и дал нам адрес профессора Оджасви Шарма.

Когда, в итоге, я повстречалась с профессором, я сразу поняла, что это именно тот человек, которого я искала. Вначале я не считала его своим Гуру, поскольку отношения «гуру – последователь» почти неизвестны в нашей западной культуре. Однако я поняла, что это именно тот человек, который способен ответить на мои духовные вопросы и помочь моему духовному росту. В первый день он терпеливо отвечал на все мои вопросы и позволил мне прийти на следующий день с еще большим числом вопросов. Ночью я сформулировала и записала еще 50 вопросов (я и теперь храню их) и на следующий день он снова на них ответил. Так продолжалось несколько дней, пока мои вопросы не иссякли!

Мы встретили Гурудева Шри Оджасви Шарму в Удайпуре, штат Раджастан, в 1985 году. После этой встречи мы несколько раз посещали его в Удайпуре и присутствовали на его сатсангах (собраниях духовно настроенных людей) и беседах, посвященных духовным писаниям, которые он устраивал для своих индийских последователей. Позже мы стали ездить к нему в Джайпур, столицу Раджастана, куда он переселился, выйдя на пенсию.

Между 1986 и 1997 годами он совершил несколько поездок по Европе, останавливаясь, по большей части в Чехии и Англии. Он встречался со многими людьми и неустанно говорил о духовном образе жизни для людей, активно трудящихся в мире. Указывая лишь на высшую цель – самореализацию – его учение, тем не менее, практично и применимо обычными людьми. Это скорее философия, чем религия. Он говорит, что это та духовная наука, которая близка интеллекту западного человека. Он не поощряет слепую веру. В том, чему он учит, нет ритуалов и обрядов посвящения, нет единственного пути или метода. Есть развитие себя путем самоисследования и постепенного понимания своего пути, есть служение другим и дисциплинирование органов чувств.

В 1997 году его жена попала в серьезную аварию, после которой она оказалась прикованной к постели. Он понял, что жена нуждается в его практической и эмоциональной поддержке и решил больше не уезжать из Джайпура. Однако, его индийские последователи, так же, как и западные, не могли покинуть его и стали регулярно приезжать в Джайпур.

До недавнего времени мы получали персональное руководство, но сейчас, из-за возраста и по состоянию здоровья, Гуруджи говорит очень мало и очень редко встречается с кем-то для личной беседы. Однако, его сатсанги в молчании сильнее, чем прежние. В итоге, конечный опыт находится за пределами слов и происходит в молчании.

На протяжении всех этих лет мы записали на аудио и видео большую часть бесед Гурудева, проходивших на английском языке. Сейчас многие из них переведены на чешский, русский и немецкий языки. Гурудев никогда не проявлял интереса к тому, чтобы его беседы записывались, но и никогда не останавливал в этом ищущих. В этой книге приведена часть бесед, переведенных на русский. Существует сайт www.universalwisdom.in, который постоянно пополняется новыми материалами и переведенными беседами.

Александра Ландау

Жизнь и работа Гуруджи

Писать о жизни Гуруджи очень непросто, потому что о себе он почти не говорит, только иногда упоминает некоторые случаи из жизни, если считает, что это может принести пользу ищущему на его собственном пути.

Оджасви Шарма родился в 1933 году в семье браминов-йогов, неподалеку от города Мират в Северной Индии. Его дедушка был великим йогом и осознанно покинул свое тело. Он попросил себе свежую одежду, новые простыни для постели, попросил приготовить угощение и пригласить жителей деревни, а после этой встречи он осознанно ушел из жизни. Мать Оджасви всю свою жизнь практиковала Джапу – пение священной мантры. Кульминацией этого явилось то, что звук мантры возник внутри нее произвольно, соединив ее с чистым существованием. Отец Оджасви был очень дисциплинирован в своей духовной практике и именно от него маленький Оджасви в возрасте трех лет получил свою первую мантру. В 12 лет его отдали в английскую школу, расположенную в другом городе и после этого отец уже мало руководил им.

В университете он изучал санскрит и право. У Гуруджи не было духовного учителя, который указал бы ему путь, но, несмотря на это, духовный путь сам открылся ему. Когда ему было немногим за 20, у него возник вопрос: «Кто я?» Этот вопрос не давал ему покоя и заставлял размышлять об этом, где бы он ни был. Началась спонтанная медитация. Это стремление познать свою суть в итоге привело к обретению внутреннего опыта, когда Гуруджи было всего 27 лет. Примечательно, что произошло это во время его активной деятельности. Он обрел опыт во время подготовки к выпускным экзаменам по санскриту, одновременно присматривая за двумя своими младшими братьями, потому что его отец умер немногим ранее. В этот же период времени он давал частные уроки, чтобы заработать себе на жизнь.

Юный Оджасви, соответственно своему имени («Оджас» означает «жизненная энергия», «сила»), всегда был полон энергии, был готов служить своей семье, друзьям и стране. Поэтому, когда в конце пятидесятых годов возник Индо-Китайский конфликт, он вступил в армию в офицерском звании и прослужил три года. Однако, продолжать военную карьеру он не стал. Уйдя в отставку, он некоторое время работал юристом. У него всегда было высокое чувство долга и чести, и профессия практикующего юриста ему не подходила. Получив степень магистра в юриспруденции, вместо практической работы, он стал преподавать право. Он вел преподавательскую работу последовательно в нескольких университетах, последним из которых был университет в Удайпуре.

В возрасте 30 лет он решил жениться. Он всегда точно следовал тому, чему учил – «быть в мире сём, но не от мира сего». После обретения им опыта Истины, люди стали к нему тянуться и тогда он начал обучать их духовному способу жизни. Несколько раз ему предлагали создать для него ашрам, но он всегда отказывался, предпочитая жизнь простого человека. Он никогда не делал себе рекламы и не позволял делать это своим последователям. Сатсанги, которые он проводил, посещались не очень большим количеством людей, поэтому слушатели всегда имели возможность задавать вопросы. Он никогда не привносил в учение ничего чужеродного, обучая только чистой и, одновременно, практической духовности, единственной целью которой является самореализация.

В конце восьмидесятых годов он несколько раз встречался с одним из величайших святых нашего времени – Свами Рамсукдасом, который покинул этот мир в 2005 году в возрасте 102 лет. Гурудев высоко ценит Свами Рамсукдаса и часто цитирует его на своих сатсангах.

Гуруджи продолжает передавать духовную мудрость, хотя сейчас это все чаще происходит в молчании.

Люси Ландау.

20 августа 1993 г.

Дебаты, диалоги, беседы и диатрибы — Дэвид В. Энджел или улица с двусторонним движением) и его тональность/цель (конкурентная или совместная).

Если вы ведете односторонний разговор, вы говорите с кем-то, а не с кем-то. Если вы находитесь в двустороннем разговоре, участники и слушают, и говорят. В конкурентной беседе людей больше заботит собственная точка зрения, тогда как в совместной беседе участников интересует точка зрения всех участников.

В зависимости от направления и тона я разделил беседы на четыре типа: дебаты, диалоги, беседы и обличения.

  • Дебаты — это соревновательный двусторонний разговор. Цель состоит в том, чтобы выиграть спор или убедить кого-то, например, другого участника или сторонних наблюдателей.
  • Диалог — это совместный двусторонний разговор. Цель состоит в том, чтобы участники обменивались информацией и строили отношения друг с другом.
  • Дискурс — это совместный односторонний разговор. Цель донести информацию от говорящего/писателя до слушателей/читателей.
  • Diatribe — это соревновательный односторонний разговор. Цель состоит в том, чтобы выразить эмоции, запугать тех, кто с вами не согласен, и/или вдохновить тех, кто разделяет вашу точку зрения.

Чтобы подчеркнуть различия между этими типами разговоров, давайте в качестве примера возьмем политику:

  • Дебаты : два члена семьи с противоположных сторон политического спектра спорят о политике.
  • Диалог : два неопределившихся избирателя разговаривают друг с другом о кандидатах, пытаясь выяснить, за кого они хотят проголосовать.
  • Беседа : профессор читает лекцию по международным делам.
  • Diatribe : недовольный избиратель высказывается по поводу результатов выборов.

Важно знать, в каком типе разговора вы участвуете, потому что это определяет цель этого разговора. Если вы можете определить цель, вы можете лучше говорить о сути этого разговора. Но если вы неправильно идентифицируете разговор, в котором участвуете, вы можете попасть в ловушку разговора.

Вот несколько примеров ловушек в разговоре, о которых я писал:

  • «Разговор с, а не с: проблема несвязанных разговоров» — иногда вместо этого ваш диалог может фактически состоять из двух отдельных дискурсов (или диатриб); узнаешь ли ты это со временем?
  • «При споре о ценностях иногда факты и правда не имеют значения» — иногда люди просто хотят обличить; что вы можете сделать, когда это происходит, особенно когда вы хотите вести диалог или дебаты?

Если кто-то попал в ловушку разговора, вы можете помочь ему выбраться из нее. Независимо от того, как вы вылезете обратно, решение всегда начинается с определения того, в какой дыре вы находитесь. Вы должны сначала узнать проблему, прежде чем вы сможете найти решение. И, иногда, достаточно просто обозначить саму ловушку, чтобы привлечь внимание к проблеме и скорректировать разговор.

Во время разговора подумайте, в каком разговоре вы на самом деле находитесь. Каждый из типов разговора сам по себе бессмысленен; вы придаете им смысл в их использовании. И, в конечном счете, вам решать, в какой беседе вы хотите принять участие.

Хотя эта статья представляет собой беседу (я писал, вы читали), она не должна оставаться такой. Не стесняйтесь , как , , комментируйте или , делитесь , прежде чем уйти. Чтобы узнать больше, посетите davidwangel.com.

Хьюберт Джоли о целеустремленном лидерстве

Статья (PDF-304KB)

В недавнем опросе реакции клиентов на кризис COVID-19, более 80 процентов респондентов заявили, что они помнят, какие компании «поступали правильно со своими работниками» в отношении мер безопасности или усилий по предотвращению увольнений. Три четверти заявили, что не забудут тех предприятий, которые допустили ошибки «еще долго после» окончания кризиса. 1 1. Опрос : чего американцы хотят от корпоративной Америки на этапах реагирования, повторного открытия и перезагрузки кризиса с коронавирусом , Харрис Опрос в партнерство с JUST Capital, 7–11 мая 2020 г., justcapital.com.

Это знакомая местность для Хьюберта Джоли. Присоединившись к Best Buy в качестве генерального директора в 2012 году, Джоли спроектировал коренную трансформацию больного розничного продавца электроники и со временем заработал репутацию одного из самых заметных в деловом мире сторонников определения причины бизнеса для того, чтобы быть с социальной целью и людьми как путеводной звездой. . Сегодня, когда все больше и больше руководителей сталкиваются с необходимостью учитывать потребности всех заинтересованных сторон при выборе руководства, опыт Джоли отражает проблемы и возможности, связанные с мобилизацией клиентов, поставщиков и других заинтересованных сторон для достижения того, что он называет «благородной целью». ” В этом отредактированном интервью Джоли, выпускник McKinsey, делится своими мыслями с Брюсом Симпсоном из McKinsey о личных целях и управлении меняющимся ландшафтом корпоративных целей во время COVID-19.и не только.

Личная цель

Видео

Личная цель

Моя индивидуальная, личная цель состоит в том, чтобы попытаться изменить мир к лучшему для окружающих, а затем использовать платформу, которая у меня есть, чтобы изменить мир к лучшему. Это вечная цель, а это означает, что независимо от того, являюсь ли я генеральным директором Best Buy или начинаю свою следующую главу, она всегда верна.

Это происходит из размышлений о том, что такое работа, потому что, конечно же, работа составляет большую часть нашей жизни. Вы можете рассматривать работу как проклятие, как наказание за то, что мы согрешили в раю. Я склонен рассматривать работу как неотъемлемую часть нашей человечности и нашей самореализации, как часть нашего поиска смысла. Это не то, что вы делаете для того, чтобы вы могли сделать что-то еще; это то, что необходимо для нашей жизни. Я думаю, что когда мы руководим компаниями, очень важно, чтобы мы признавали это для всех людей, работающих в компании, и чтобы мы могли связать их индивидуальные цели с целями компании.

Преследуя «благородную цель»

Видео

Преследуя «благородную цель»

В наши дни большинство компаний и большинство руководителей верят в важность цели, и существует широкое понимание того, что чрезмерное внимание к прибыли является неправильным. Часто возникает вопрос: «Итак, с чего начать и как последовательно?» Логическая часть нашего разума заставит нас начать с цели, а затем выработать стратегию: закрепить ее на цели и преобразовать организацию на этой основе.

  1. Женщины на рабочем месте 2022
  2. То, чего хотят рабочие, меняется. Это может быть хорошо для правительства
  3. Декарбонизация Индии: путь к устойчивому росту
  4. Экономика титана: использование возможностей в переходе к энергетике
  5. Почему плохая стратегия — это «социальная зараза»

Мой личный опыт другой. Когда мы начали перестройку, я очень четко изложил свою философию, которая заключалась в том, что прибыль не является целью. Цель – способствовать общему благу. Но мы не тратили время в первые три года поворота на уточнение нашей цели. Мы потратили время на спасение тонущего корабля, обратившись к ключевым факторам операционной эффективности.

Мы также потратили много времени — и я очень ясно вижу это задним числом — на то, чтобы убедиться, что почва компании была плодородной. Вы знаете притчу о сеятеле? Если семена упадут на камни, ничего не произойдет. У вас могут быть идеальные семена, но они не прорастут. Поэтому мы много внимания уделяли созданию радостной, ориентированной на рост культуры и созданию очень гуманной среды, в которой люди чувствовали бы свою принадлежность, что это была человеческая организация, где мы делали упор на индивидуальное развитие.

Как вы определяете эту благородную цель? Я считаю, что вы найдете его на пересечении четырех кругов: что нужно миру, в чем вы хороши, как, по вашему мнению, вы можете изменить мир к лучшему и как вы можете зарабатывать деньги.

Таким образом, последовательность шагов не всегда будет такой: «Начните с цели». Многие компании сосредоточены на этом, но это может быть не лучшая точка атаки. Когда вы начинаете работать над определением цели, есть опасность сделать ее слишком абстрактной, слишком глянцевой.

Нет. Он должен основываться на реальных потребностях клиентов и реальных способностях для достижения конкурентного преимущества. Ваша мечта, конечно, но также и способность зарабатывать деньги: что-то очень реальное, осязаемое и тесно связанное с двигателем роста и прибыли компании.

Опасность того факта, что цель слишком en vogue , парадоксальным образом заключается в том, чтобы слишком рано придавать ей слишком большое значение, а не в том, чтобы действительно найти подходящее время и правильный подход для ее достижения.

Если определение цели слишком сложно для веб-сайта, люди говорят: «Ну, это не моя реальность». Так как же нам сделать это реальным и как раскрыть этот человеческий потенциал?

Первые люди

Видео

Люди в первую очередь

В конце концов, компания — это человеческая организация, состоящая из людей, работающих вместе для достижения цели. Эти люди создают ценность для всех заинтересованных сторон. Они являются источником, а не просто ресурсом. Во время поворота обычно люди говорят вам: «Вырезать, вырезать, вырезать». Мой подход к разворотам, по существу, противоположен; это начать с людей. Первую неделю своей работы я провел в нескольких магазинах, начиная с магазина в Сент-Клауде, штат Миннесота, чтобы слушать передовиков и узнавать от них, что происходит. Вот так мы решили инвестировать в опыт онлайн-покупок и в скорость доставки, чтобы нейтрализовать преимущество онлайн-игроков. Мы также вложили средства в работу магазинов, сотрудничая с ведущими мировыми технологическими компаниями для развития магазинов в наших магазинах. Что касается затрат, мы начали с рассмотрения того, как мы можем сократить расходы, не связанные с заработной платой. В крайнем случае подсчитывали численность — начинали не с первых рядов, а с верхушки дома. За восемь коротких недель в 2012 году мы разработали план, который назвали «Обновить синий». Мы создали его вместе, мы не стремились к совершенству, а затем мы заставили велосипед двигаться в обратном направлении, создавая импульс и энергию. (Для подробного ознакомления с трансформацией Best Buy послушайте «Трансформация и устойчивость: интервью с исполнительным председателем Best Buy Хьюбертом Джоли» в Apple Podcasts.)

Акционеры как клиенты

Видео

Акционеры как клиенты

Когда мы представили план Renew Blue нашим инвесторам, в нем были указаны все заинтересованные стороны, которых вы должны задействовать, проводя эти преобразования: клиенты, сотрудники, партнеры-поставщики, сообщество и акционеры.

С акционерами наш подход был очень простым. В ноябре 2012 года мы поделились с ними нашим диагнозом наших сильных сторон и наших возможностей. Мы были очень прозрачными. Мы дали им общую основу и наши долгосрочные цели. Я не думаю, что вы производите впечатление на акционеров только своими словами. Это больше связано с соотношением слов и действий. Поэтому в следующие кварталы мы действительно сосредоточились на выполнении того, что обещали сделать, на отчетах о квартальном прогрессе, на демонстрации им конкретных возможностей и на демонстрации того, как мы их преследовали. Это позволило нам завоевать доверие; предоставление отчета о прогрессе квартал за кварталом было очень полезным.

Иногда возникают споры: как компания: «Нам нужно сосредоточиться на краткосрочной или долгосрочной перспективе? И акционеры заставляют вас делать сумасшедшие вещи из-за краткосрочной ориентации?» Я думаю, что это неправильный, искусственный спор. Я глубоко убежден, что на 98 процентов вопросов, которые задаются как «или/или», лучше ответить «и». Конечно, нужно ориентироваться на долгосрочную перспективу. И вам нужно сосредоточиться на краткосрочной перспективе. Я также всегда обнаруживал, что если вы говорите инвесторам: «Послушайте, я буду инвестировать в эту область, и окупаемость будет выглядеть вот так», они очень открыты для этого. Они хотят, чтобы вы создавали долгосрочную ценность, поэтому, если вы логичны и последовательно добиваетесь результатов, они очень открыты для этого. Я думаю, что любая управленческая команда, которая полагается на отговорки, связанные с акционерами, идет по ложному пути. В конце концов речь идет об отношении к акционерам как к клиентам.

Цель измерения

В наши дни большинство компаний и большинство руководителей верят в важность цели. И есть широкое понимание того, что чрезмерная ориентация на прибыль неправильна. Конечно, проще всего измерить. Существуют общепринятые принципы бухгалтерского учета [GAAP]. И в конце каждого месяца вы знаете, какова ваша прибыль.

Проблема в том, что если вы слишком зациклитесь на этом результате, у вас действительно возникнет соблазн сделать неправильный поступок. И, кстати, любой, кто считает, что ваши цифры GAAP, даже ваши цифры не GAAP, являются хорошим показателем создания экономической ценности для бизнеса, ошибается.

Если покопаться в этом, бухгалтерский учет никогда не задумывался как способ представления экономической ценности. Например, вы всегда записываете доброжелательность, но никогда ее не записываете. Я думаю, что ключевым в ведущих компаниях является наличие сбалансированной системы показателей, наличие KPI [ключевых показателей эффективности], ориентированных на клиентов, таких как показатель удовлетворенности клиентов или доход на одного клиента; о вовлеченности и текучести кадров; о поставщиках и о том, как складываются отношения с ними; ваше влияние и репутация в сообществе; и о финансовых результатах.

Так что это вопрос целостного управления. И я думаю, что поскольку консультанты по доверенности или рейтинговые фирмы работают над измерением эффективности, меня воодушевляет тенденция к измерению все более широкого диапазона измерений. Однако можно сделать больше, в частности, в области оценки вознаграждения руководителей. Консультанты по доверенности сосредотачивают свою оценку на общей доходности акционеров за один год, три года, пять лет. Кажется, это указывает на то, что прибыль — это единственное, что имеет значение. Растет осознание того, что наличие цели — долгосрочная стратегия, забота обо всех заинтересованных сторонах, преуспевание посредством добрых дел — является правильным подходом.

Итак, у нас есть небольшое отставание. Я думаю, что в течение следующих нескольких лет над этим нужно будет продолжать определенную работу. Была проведена интересная работа SASB [Совет по стандартам бухгалтерского учета в области устойчивого развития] и некоторыми другими. Мы еще не достигли этого, но я думаю, что мы должны продолжать двигаться вперед в этом направлении.

Цель клиента

Видео

Цель клиента

Когда мы проводили исследование рынка, мы увидели, что, хотя многие из нас любят технологии и есть много интересных новых продуктов и вещей, которые мы можем сделать с помощью технологий, это сложно и может сбить с толку. Нам нужна помощь как клиентам.

Таким образом, цель Best Buy по отношению к клиентам состоит не только в том, чтобы продать вам телевизор или компьютер, хотя мы с радостью поможем вам их купить. Но это выходит за рамки этого. Речь идет о том, что мы называем обогащением жизни с помощью технологий путем удовлетворения основных человеческих потребностей. Причина, по которой люди покупают компьютер или телефон, на самом деле не в продукте; это то, что он может сделать.

Сосредоточение внимания на основных человеческих потребностях открыло множество возможностей для роста, таких как наша стратегия помочь стареющим пожилым людям жить в своих домах независимо, дольше, путем размещения датчиков в их доме, под кроватью, в ванной, на кухне или в доме. даже на себя для полного обнаружения. С помощью удаленного мониторинга и искусственного интеллекта мы можем помочь обнаружить, что что-то идет не так, и инициировать вмешательство. Это реальная необходимость, и обратите внимание, что стратегия не сосредоточена на том факте, что у нас есть обычные магазины или что мы являемся розничным продавцом. Она основана на удовлетворении потребностей человека.

Интересно, что у нас есть и вторая цель: помочь передовым мировым технологическим компаниям коммерциализировать плоды своих миллиардов долларов инвестиций в исследования и разработки. Речь идет не о «демонстрационном зале», а о демонстрации — помощи клиентам понять, что можно сделать. И это был критический элемент нашего путешествия, нашей цели и нашего экономического уравнения.

Продавцы как партнеры

То, как мы взаимодействовали с нашими партнерами-поставщиками, Amazon или Apple и т. д., иллюстрирует нашу основную философию целеустремленного и гуманного руководства, заботясь обо всех наших заинтересованных лицах и работая со всеми заинтересованными сторонами. Вы могли бы рассматривать этих поставщиков как конкурентов, верно? Amazon, в некотором смысле, является конкурентом. Apple — важный поставщик, но у нее также есть собственные магазины. Мы решили сотрудничать с ними. Одной из болезней, существующих в мире, является понятие игр с нулевой суммой. Ты проигрываешь, я выигрываю. Я выигрываю, ты проигрываешь. Это неверно.

В отношении Amazon мы решили, что они являются разработчиками и производителями отличных технологических продуктов, которые нужны клиентам. Поэтому, конечно, мы собирались продавать эти продукты в наших магазинах. У Amazon теперь есть уголки в наших магазинах рядом с Google, что очень удобно для покупателей. Они видят различные доступные возможности и понимают, что с этим можно сделать.

Мы даже пошли дальше этого. Однажды — это был апрель 2018 года — Amazon и Best Buy объявили о партнерстве, в рамках которого Amazon предоставила нам эксклюзивные права на свою платформу Fire TV для встраивания этой платформы в смарт-телевизоры. Эти смарт-телевизоры на базе Fire TV доступны только в магазинах Best Buy или Best Buy на Amazon.com. Таким образом, это создает возможности. Точно так же Apple имеет свои собственные магазины, но магазин Apple в Best Buy — это способ расширить доступ к продуктам Apple для большего числа ее клиентов. Так что это тот случай, когда выигрывают клиенты, выигрывают партнеры-поставщики, и мы тоже выигрываем.

Целенаправленное лидерство

Видео

Целенаправленное лидерство

Одна вещь, которую я хочу добавить, это то, что эта сосредоточенность на цели и человечности означает с точки зрения лидерства.

Во-первых, нужно знать, что движет вами как лидером. Четко определите свою цель как лидера, цель окружающих вас людей и то, как все это связано с целью компании. Если вами движут власть, известность, слава или деньги, это опасная зона. Ваша роль лидера также заключается не в том, чтобы быть самым умным человеком в комнате, а в том, чтобы убедиться, что все вокруг вас знают, насколько вы умны. Это создание среды, в которой другие могут добиться успеха.

Нам нужны лидеры, которые руководят всеми частями тела: мозгом, сердцем, душой и нутром. Особенно в кризисе, который мы имеем сегодня с COVID-19, также важно использовать свои инстинкты и интуицию. Так что используйте все части тела.

Совершенство очень опасно, потому что вы работаете в команде, а в вашей команде есть другие люди. И угадайте, что? Они не идеальны. Они делают ошибки. Умение сказать: «Меня зовут Хьюберт, и мне нужна помощь» — хорошее упражнение, дающее гораздо лучший результат.

О COVID-19

В частности, во время кризиса, вызванного COVID-19, я видел, как многие лидеры спокойно говорили: «Хорошо, это то, что мы знаем на данный момент, это то, чего мы не знаем, это работа, которую мы делаем, чтобы найти ответ», но не чувствуя необходимости иметь ответы на все вопросы и создавая впечатление, что не совершается никакой ошибки. На самом деле, я думаю, что любой лидер знает, что создание среды, в которой делать ошибки нормально, имеет смысл. Так что остерегайтесь концепции совершенства. Примите уязвимость.

Хотите узнать больше о нашей практике стратегии и корпоративных финансов?

Для меня один урок из этого кризиса связан с тем, как мы определяем производительность. Это время, когда наши результаты как лидеров не определяются ценой наших акций или прогнозами по прибыли. Это будет измеряться тем, как мы относимся к сотрудникам, как мы обращаемся с нашими клиентами и сообществами. Еще в 1940 году Уинстон Черчилль говорил о звездном часе Британии. Этот кризис может стать нашим звездным часом как лидеров, но он требует, чтобы мы задали себе несколько вопросов.

Во-первых, находим ли мы время, чтобы позаботиться о себе? Это означает, что иногда нужно нажимать кнопку паузы и четко понимать, как мы хотим вести. Второй вопрос: какие действия мы предпринимаем и что ими движет? Меня вдохновляет множество замечательных примеров того, как компании заботятся о своих сотрудниках, не увольняя их, а, возможно, отправляя в отпуск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *