Эпатаж что это: Эпатаж | это… Что такое Эпатаж?

Эпатаж | это… Что такое Эпатаж?

Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, производимые с целью привлечения к себе внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому (так или иначе, но любому деструктивному) искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям»[1]. С точки зрения психологии эпатаж является одной из форм демонстративного поведения[источник не указан 238 дней].

Содержание

  • 1 Термин
  • 2 Роль эпатажа в искусстве
  • 3 Коммерческое использование
  • 4 Примеры эпатажа
    • 4.1 В искусстве
  • 5 Эпатаж и молодёжные субкультуры
    • 5.1 Субкультуры
  • 6 Критика
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки
  • 10 См. также

Термин

Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр.  épatage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку»[2]. Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. épater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку [рюмки]»). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года[2]; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. épater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов[3]. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.

Роль эпатажа в искусстве

Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен

[1], хотя, по мнению некоторых учёных[4], само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху.

Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира[5], «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный случай — скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко

[6]:

Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж — самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям

Другие исследователи связывают эпатаж с психологическим состоянием художника. Например, Е. А. Рогалевa рассматривает эпатаж как средство выхода из неопределенного и неустойчивого положения, порождённого отсутствием единой «культурной матрицы» для принятия решений в условиях современного столкновения культур[4]. Эпатаж у Рогалевой — это проявление девиантного поведения вследствие утраты самоидентификации и одновременно поиск новой идентификации. Она считает, что присутствующий в эпатаже элемент игры позволяет использовать художникам девиантное поведение не для разрушения, а для творчества, так как игра создает порядок за пределами пространства повседневной жизни. Схожую позицию занимает С. Даниель

[7]; в его понимании эпатаж — это девиантность, переходящая из жизни художника в его творчество: «…авангардное поведение есть…ролевое девиантное поведение…[где]…скрыта граница, разделяющая художественно-эстетическое творчество и жизнестроение».

Альбер Камю[8] считает, что эпатаж — это предельное проявление «метафизического бунта» (восстание «человека против своего удела и против всей вселенной»). При этом эпатаж является бесполезным бунтом художника, который «замыкается в абсолютном отрицании».

И. К. Вовчаренко также старается отделить скандальные выходки художников, не связанные напрямую с их творчеством, от «эпатажной эстетики» скандального искусства.

Так, поэтический образ С. Есенина Вовчаренко рассматривает как часть творческой биографии поэта, «в отрыве от специфической эпатажной эстетики»[6].

Разногласия в определении эпатажа заставляют некоторых исследователей избегать самого термина. Так, А. Флакер[9] использует два термина, «эстетическая провокация» и «эстетический вызов» вместо эпатажa, так как последний с точки зрения А. Флакера обременён «историческими и классовыми коннотациями».

Коммерческое использование

Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа используется в рекламе и маркетинге.

В России использование нецензурной или оскорбительной рекламы является незаконным. Существуют прецеденты применения значительных санкций против рекламодателей, допустивших размещение такого рода рекламы[10].

Примеры эпатажа

В искусстве

Эпатаж как компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить ее от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это еще куда ни шло, будущее-то все равно заказано? А нам все это ни к чему! Мы молоды, сильны, живем в полную силу, мы футуристы!».

Сальвадор Дали

Похожие настроения выражал Г. Грасс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм».

Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др. — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.

Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретенную им классификацию «разновидностей пуков».

Эпатаж и молодёжные субкультуры

Субкультуры

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 апреля 2012.

Некоторые, преимущественно молодёжные, субкультуры в своей основе содержат вызов, протест против социальных или нравственных норм.

Например, субкультура панков уделяет внимание внешнему виду, радикально нарушающему общепринятые нормы и традиции в прическах («ирокезы») и одежде (цепи, булавки).

Субкультура хиппи, возникшая в 1960-х годах в США, также провозглашала протест против общепринятой морали, пропагандируя свободную любовь и пацифизм. Хиппи открыто употребляли наркотики (марихуану, гашиш, ЛСД).

Критика

Российский писатель Виктор Ерофеев, рассуждая о тенденциях в современной литературе, в своей книге «Русские цветы зла» пишет:

«Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена […] между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. […] Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „черным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием.

В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь».

Примечания

  1. 1 2 Власов В. Г. Авангардизм. Модернизм. Пост-модернизм: Терминологический словарь / В. Г. Власов, Н. Ю. Лукина. — СПб., 2005. С. 309
  2. 1 2 Le Français moderne. Т. XXIV. L.L.d’Artrey, 1956. С. 49.
  3. Lucien Rigaud. Dictionnaire d’argot moderne. P. Ollendorff, 1881. С. 152. La prétention des artistes en 1830 était d’épater les bourgeois.
  4. 1 2 Рогалева Е. А. Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа // Вестник Самарского государственного университета. Социология. — 2001. — № 3. — С. 37-39.
  5. Шапир М. И. Что такое авангард? // Даугава. — 1990. — № 10. — С. 3-6.
  6. 1 2 И. К. Вовчаренко. Эпатаж как эстетическая характеритика авангарда. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, № 2.
  7. Даниэль С. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. — СПб., 1998. — С. 41-46.
  8. Альбер Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.
  9. Флакер А. Эстетический вызов и эстетическая провокация // Живописная литература и литературная живопись. — М., 2008. — С. 88-99.
  10. «Евросеть» заплатит за эпатаж. РБК, 02.04.2007.

Литература

  • Рогалева Е.А. Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа // Вестник Самарского государственного университета. Социология. — 2001. — № 3. — С. 37-39.
  • И.К. Вовчаренко. Эпатаж как эстетическая характеритика авангарда. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, №2.

Из статьи Вовчаренко:

  • Флакер А. Эстетический вызов и эстетическая провокация. // Живописная литература и литературная живопись. — М., 2008. — С. 88-99.
  • Клющчинский Р. Эксцентризм и эксцентричность. О подвижности границ в искусстве // Киноведческие записки. — 1990. — № 7. — С. 151-154.
  • Даниэль С. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. — СПб., 1998. — С. 41-46.

Философские эссе по вопросу:

  • Альбер Камю. Бунтующий человек.

Ссылки

  • Владимир Ляпоров. Оскорбление действием. Скандал и эпатаж в рекламе с точки зрения бизнеса
    // «Бизнес-журнал», 28 августа, 2003
  • Эрнест Марчуков — Эпатажная реклама — это просто форма подачи информации // Advertology.ru, 12 апреля, 2005
  • И. Ступаченко, Б. Горлин. Реклама «за гранью фола» // «Коммерсант Санкт-Петербург», 10 ноября, 2005
  • Андрей Кононов. Эпатаж на музыкальном радио
  • Провокативность как метод социально-психологического воздействия (в искусстве)

См. также

  • Девиантное поведение
  • Гротеск
  • Кубизм
  • Футуризм
  • Дадаизм
  • Сюрреализм
  • Флешмоб

«Эпатаж — это скорлупка без орешка» — Санкт-Петербургский Государственный Молодежный театр на Фонтанке

Источник — газета «Смена», 11 августа 2014 Текст — Людмила Андреева Глава Молодежного театра на Фонтанке ставит спектакли с душой и для души.  Этой осенью исполнится четверть века, как художественным руководителем Молодежного театра на Фонтанке стал Семен Спивак.

Даже самый пристрастный критик не будет отрицать, что театр за эти годы стал одним из самых любимых у петербургского зрителя. Привлекают, прежде всего, яркая художественная форма спектаклей и доверительная интонация. К тому же каждый, приходящий в Измайловский сад, где расположен театр, может быть уверен: здесь не столкнешься с пустым эпатажем и фиглярством, подменяющих искусство. Поэтому совершенно по праву на днях народный артист России Семен Спивак удостоен премии имени Георгия Александровича Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Зал битком — Семен Яковлевич, за счет чего по итогам прошлого года ваш театр показал самый высокий процент заполняемости зала среди театров Петербурга? — Можно допустить, что у нас просто идут хорошие спектакли. Попробую объяснить, чем они, на мой взгляд, хороши.

Я так думаю, если мы делаем постановки для человека, то сперва должны изучить человека. А изучая его, неизбежно приходим к тому, что он больше всего любит смотреть про себя, про свое заветное, про свои проблемы. Мы стремимся поддерживать своеобразный безмолвный диалог со зрителем, помочь ему что-то решить, если хотите — пытаемся жить вместе с теми людьми, которые приходят к нам. Поэтому, думаю, и заполняемость зала неплохая. — А как же самовыражение творца? Мол, «я художник, я так вижу?» — Театры, которые сегодня увлечены лишь самовыражением, высоко оцениваются многими деятелями критического цеха. Мое же понимание своего призвания состоит в другом: обозначить в спектакле общечеловеческую проблему. Лишь тогда он принесет пользу. Освобождается что-то внутри, решается что-то внутри, и, если можно так выразиться, зритель возвышается над буднями. Наши спектакли, мне кажется, делаются с душой и действуют на душу. А не только на ум, что, замечу, нынче в тренде. — Заметно, что несмотря ни на какие тренды, вы лично вообще не склонны к эпатажу. Это принципиальная позиция? — Раньше я как раз был к нему склонен, особенно сразу после окончания Ленинградского театрального института. Но позже занялся йогой, восточной философией, которая довольно скромна и чужда вычурности. Она ближе к природе, естественнее. Поэтому внутри стремление к выкрутасам отпало. Почти уверен: эпатаж всегда прикрывает то обстоятельство, что внутри скорлупки нет орешка. Мат против красоты — Семен Яковлевич, вы наверняка обратили внимание на недавний скандал по поводу «новаторского» введения мата в одно классическое произведение на сцене одного из петербургских театров. А вы прибегали к крепкому словцу? — Наш театр подобными новациями не занимается. Конечно, в крайних случаях, на репетициях, использую ненормативную лексику, могу несколько крепких слов сказать. И только. Я однажды разговаривал с одним начальником полиции, и он говорил приблизительно так: «Я, блин, с восьми, блин, утра, блин, до ночи, блин, принимаю, блин, кучу, блин, народу, блин…» — То есть он матом не ругается, он им разговаривает? — Именно. В этом есть правда жизни, но в этом нет художественной правды жизни. Совершенно ненормально, когда со сцены мы слышим то же, что и в специфических мужских коллективах. Если мы начнем и со сцены говорить так, то исчезнет красота. А мы знаем, что красота спасет мир. Русский народ глубоко верует в это. Замечу, кстати, что все спектакли, которые меня в жизни потрясли, были совершенно свободны от новомодной «матерной» тенденции. Зритель, жаждущий любви — Складывается ощущение, что сегодня будто бы конкурируют два вида театров: одни понимают театр как прямое отражение жизни, другие — как вид искусства. Кто победит? — Надеюсь, победит здравый смысл. Я думаю, что ради своих околотеатральных экспериментов не надо начинать жизнь с чистого листа и ковать нового зрителя, нового человека. Мы из истории страны знаем, чем это закончилось. В искусстве сейчас очень опасная тенденция: создается новый «театр». Причем для нового какого-то «зрителя». У которого якобы нет сердца, печенки, будто он устроен, как компьютер. Да, внешне бывает такой зритель. Бывает. Но внутри, вопреки всем экспериментам над ним, он такой же растерянный, такой же ищущий любви, он такой же жаждущий понимания и сочувствия, как все нормальные люди. Поэтому, надеюсь, здравый смысл поможет вернуться к каким-то основным ценностям, которым десять тысяч лет. — Какая из последних петербургских премьер соответствует этим ценностям? — Я не видел в этом году в Питере премьер, но обязательно пойду смотреть произведение своего друга Геннадия Тростянецкого. Он поставил пьесу «Дубровский» в «Пушкинской школе». Уверен, что это замечательный спектакль. Зная Геннадия, убежден, что это продуманная, глубокая работа. Без эпатажа и мата, о пустоте которых мы сегодня говорили.

Какое другое слово для возмутительного? | возмутительные синонимы

Прилагательное

Сильно преувеличено или маловероятно

«Джорджио был широко высмеян за его возмутительные теории о древних инопланетянах, строящих великие пирамиды».

Прилагательное

Очень эффектный или безвкусный внешний вид

«Он также прославился своим театральным обаянием, одеваясь в возмутительно костюмы».

Прилагательное

Смелый, дерзкий или дерзкий по характеру или манерам

«Этот поцелуй был возмутительной попыткой господства, но она хотела, чтобы он снова поцеловал ее».

Прилагательное

Шокирующе плохой или неприятный для чувств

«Я должен извиниться за свое возмутительное поведение, леди Роузмур, но ваша упрямая дочь не оставляет мне выбора».

Прилагательное

Отвратителен, заслуживает осуждения

«Эти люди делали вещи гораздо более постыдные и возмутительные , чем любая олигархия в мире».

Прилагательное

Очень плохой или аморальный характер, поведение или поведение

«К имеющим такие показания относятся не только алкоголики и наркоманы и люди, жившие в вопиющей безнравственности, но и люди, чьи привычки менее зрелищны, но не менее греховны».

Прилагательное

Вызывает у кого-либо чувство обиды, расстроенности или раздражения

«Лорд Коддлстон, человек, годящийся ей в дедушки, только что испортил ей чаепитие возмутительным комментарием о ее перспективах деторождения».

Прилагательное

Необоснованно чрезмерный уровень, количество или степень

«Учитывая происходящее, это была возмутительная трата их денег».

Прилагательное

Резкое или суровое обращение или обращение с другими людьми или делами

«Теперь, когда страна принимает возмутительных мер по контролю над поставками, на горизонте может замаячить ужасная торговая война».

Прилагательное

Экстремальные или радикальные взгляды или мнения

«Любой может использовать эти стратегии, чтобы привлечь внимание и продвигать вводящее в заблуждение повествование, преувеличенную историю или возмутительная идеология».

Прилагательное

Очень дорого по цене

«Известно, что эти механики взимают возмутительные цены за ремонт автомобилей».

Прилагательное

Вопреки разуму, истине или логике

Прилагательное

Вызывать или внушать страх, ужас или тревогу

Прилагательное

В явно высокой или крайней степени, как правило, в отрицательном смысле

Прилагательное

Совершенно очевидный или бросающийся в глаза

Прилагательное

За гранью возможного

Прилагательное

Отличное качество или стандарт

Прилагательное

Предположительно непристойный или вульгарный характер

Прилагательное

Яркий или кричаще красочный стиль или дизайн

Прилагательное

Значительно неважный и не заслуживающий почти никакого внимания

Прилагательное

Вызывая гнев, обиду или сильную негативную реакцию

Прилагательное

Демонстрация наглого неуважения

Прилагательное

( одежды, украшений и т. д. ) Имеющие безвкусно контрастные цвета или узоры

Прилагательное

Устойчивость к контролю или власти

Прилагательное

Грубый или невоспитанный по характеру

возмутительно – узнайте определение и значение

возмутительно – узнайте определение и значение — Vocabclass.com

Ваши последние поиски: возмутительно,

Фонетическое изменение написания: [ out-rey-juhs ]

Определение:

прил. 1 крайне неправильно или вредно; 2 шокирующее поведение, внешний вид или речь

Предложение:

Цена новой машины была возмутительной .

Другие примеры предложений:

Цена новой машины была возмутительной .

Слушай

Я обиделся на возмутительное замечание.

Слушай

Что означает «пращи и стрелы возмутительной удачи»?

Слушай

Что находит мисс Хани возмутительно о миссис Вормвуд?

Слушай

Какая игра возмутительна для осьминога?

Слушай

Какой возмутительный поступок Алиса сделала, чтобы друзья Лестера заметили ее во время просмотра футбола?

Слушай

Какой возмутительный поступок Мэллори сделала?

Слушай

Кто был возмутительным волшебником?

Слушай

Синонимы:

очень плохо; отвратительный; зверский; звериный

Антонимы:

восхитительный; хороший; великолепный; приятный; замечательный

Сколько слогов в слове возмутительный ?

3 слога Играть по слогам Игра

Разделить возмутительный на слоги:

возмутительный

902 :0204

  • Трехсложные рифмы
    • аллегис
    • аллегис
    • заразный
    • смелый
    • возмутительно
  • Четырехсложные рифмы
    • выгодный
  • Пятисложные рифмы
    • невыгодный

Тест-драйв других наших игр
Играйте прямо сейчас, чтобы попробовать наши игры с правописанием, словарным запасом и набором текста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *