Беседа в педагогике: Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований | Материал по теме:

Содержание

Эмпирические методы исследования в педагогике: метод беседы, интервью

Педагогические исследования призваны реформировать систему образования, улучшить ее качество и повысить культурный и интеллектуальный уровень населения. С его помощью происходят перемены в учебном процессе, которые плодотворно сказываются на школьниках и студентах всех специальностей.

Педагогические исследования призваны реформировать систему образования, улучшить ее качество и повысить культурный и интеллектуальный уровень населения. С его помощью происходят перемены в учебном процессе, которые плодотворно сказываются на школьниках и студентах всех специальностей.

При проведении педагогических исследований чаще всего используют так называемые эмпирические методы, которые основываются на «практических» данных. Одним из таких способов является беседа и интервью.

Понятие метода беседы и интервью в педагогике

Указанные варианты исследования позволяют не просто конкретизировать позицию испытуемого, но и понять, что он испытывает (эмоции), как обосновывает свою точку зрения, интонацию и жестикуляцию и пр.

Беседа и интервью предполагают непосредственный контакт исследователя с испытуемым. Эти опросные варианты позволяют при необходимости уточнить интересующие моменты, прояснить ситуацию и пр. Данные способы считаются самыми простыми. Их применение позволяет собрать максимум информации «из первых уст», а также в дальнейшем использовать ее в собственных целях.

В какой форме может проводится опрос?

В общем контексте беседа и интервью предполагают общение организатора и объекта исследования. Такой опрос «лицом к лицу» проходит (в 90% случаев) по заранее определенному сценарию: посвящен конкретной теме, сформирован предварительный перечень основных вопросов, отклонения от намеченного плана допустимы.

Важно отметить, что результаты беседы чаще всего остаются закрытыми для посторонних глаз. Они могут быть использованы в личных или научных целях, подвержены анализу и оценке и пр. Интервью же предполагает открытую запись ответов, а в дальнейшей все итоги обнародуются выходом в свет в каком-либо издании, научном труде и пр. Притом интервью предполагает дословную запись всех ответов респондента.

Специфика беседы в педагогике

Беседа в педагогической практике – повседневный метод. С ее помощью преподаватель не только разъясняет темы учащимся, но и определяет степень усвоения материала.

Беседа, как педагогический метод исследования, предполагает формальное и неформальное общение организатора научной деятельности и испытуемого. Здесь формат проведения опроса может разниться в зависимости от цели мероприятия, гипотезы и пр. Вопросы, задаваемые учителем в ходе общения, могут быть свободными (то есть возникать по мере общения) или запланированными (когда педагог заранее составляет список вопросов).

Особенности проведения беседы в педагогике

Беседа в педагогической практике может быть индивидуальной и групповой. Индивидуальная беседа призвана выяснить, с какими сложностями сталкивается объект, как он их преодолевает, как ему можно помочь. Групповая беседа чаще всего призвана определить уровень подготовки учащихся, степень усвоения пройденного курса (модуля), непонятные или сложные для учащихся моменты. Результаты беседы превращаются в своего рода ориентир по совершенствованию учебного процесса, плана занятий, методов обучения.

Беседа может проходить очно (то есть непосредственный контакт лиц) или заочно (по телефону, переписка смс или с помощью мессенджеров, электронной почты и пр.).

Специфика применения интервью в педагогике

Интервью в педагогике предполагает индивидуальную или групповую беседу по заранее составленному сценарию. Важно чтобы организатор создал достойные условия для опроса.

Главным отличием интервью от беседы заключается в том, что в интервью заранее определены роли каждого собеседника. Здесь изначально ясно, кто является исследователем, кто является простым собеседником (испытуемым), кто и кому задает вопросы. В ходе беседы права и обязанности у всех одинаковы.

Отличия интервью от беседы

Проведение интервью допускается только очно или дистанционно с применением соответствующих приложений (скайп, конференция, Zoom и т.д.), когда можно увидеть лицо собеседника. Общение исключительно живое.

Интервью выступает разновидностью беседы, но здесь более детальные правила его организации: точные вопросы, получение точных ответов (обязательна их дословная фиксация). Оно позволяет собрать максимально достоверную и обоснованную доказательную базу. Чаще всего интервью применяется при выполнении педагогических научных изысканий: написании монографий или диссертации.

Беседа и интервью успешно используются не только в педагогической среде, но и другими специалистами: психологами, журналистами, властями и пр. Это самый простой способ «информационной разведки», требующий минимум затрат и подготовки. Главное, правильно определить проблему, объект исследования и перечень интересующих вопросов.

Для дальнейшего использования результатов беседы или интервьюирования необходимо правильно и оперативно фиксировать полученные результаты. На один и тот же вопрос в разное время респонденты могут отвечать по-разному. Поэтому необходимо ответственно подходить не только к планированию, но и непосредственному проведению и контролированию общения между респондентами и организатором.


Образовательный центр DissHelp.ru

DissHelp.ru — консультации по выполнению студенческих работ, профессиональная работа с текстом, переводы. Информационное сопровождение

Подписаться на наш канал

Все что необходимо знать студенту и аспиранту теперь в одном месте

Сервис помощи студентам

База образцов дипломных и курсовых работы. Все студенческие работы в одном месте! Скидки!!

Заказать написание

Последние комментарии

Читать онлайн «Педагогические беседы. Интегральная педагогика в популярном изложении», В. И. Мурашов – Литрес

Дух как самосознательный интеграл бытия – принцип истинной педагогики.

© Мурашов В.И., текст, 2020

© Кротов И.Ю., оформление, 2020

© АНО «Содействие в развитии ресурсов здоровой жизни», 2020

Беседа первая

Чему человека учить?

«Как чему? – спросит читатель. – Тому, чему учили всю жизнь: читать, писать, считать, познавать законы природы и общества, трудиться». Верно, но этого мало. Силы зла также умеют читать, писать, считать, работать и в своей разрушительной деятельности используют знания об окружающем мире. Утешение, правда, в том, что от тьмы в тьму и уйдут. Но тьма рассеивается Светом. Откуда же взяться ему? Ни рационально ориентированная педагогика, порождающая бессердечную школу, ни «чистая», то есть не обременённая нравственностью зверино-рыночная экономика, возникшая не без участия однобокой школы, ни потерявшие стыд и совесть массовая культура и политика, ни отемнённая эгоцентризмом, говорливая, расслабленная и полутрусливая интеллигенция не создадут духовного Света, ибо подобное порождается только подобным.

Чтобы родить человека второй раз, то есть педагогически сотворить его в Свете Духа, нужно учить его не только и не столько тому, чему учат современная семья и школа, а единственно важному – смыслу жизни, по отношению к которому все предметы образовательных программ должны быть средством его осуществления.

Разве родители и учителя не учат этому? Частично – да, но в целом – нет. Если в семье и в школе человека учили бы истинной жизни, то наша жизнь была бы другой, человеческой.

Родители воспроизводят в детях свою психобиологическую и духовно-культурную природу, которая, как правило, не выше своего творца. В школе дети изучают отдельные предметы, но не жизнь в её целостности, которая значительно сложнее и многообразнее, чем содержание школьных программ. Не понимая мира в целом, учителя, а следовательно, и учащиеся, не имеют целостного воззрения на него, то есть не обладают истинным мировоззрением. Что же касается воспитания молодёжи, то этим сейчас практически не занимаются. Считается, что образование включает в себя и воспитание. Включает, да только не автоматически.

Учение и жизнь

Почему человека нужно учить знанию не отдельных предметов, а прежде всего смыслу жизни? Да потому, что главное для человека – это сама жизнь, соответствующая своему эволюционному назначению. Абсолютно всё: удовлетворение материальных и духовных потребностей, работа, отдых, творчество, развлечение, образование и воспитание в том числе – всё это входит в понятие «жизнь» и является её составляющими элементами. Рассмотрим это подробнее и ради самой жизни станем более серьёзными и внимательными.

В отличие от современного рационально-бездушного образования интегральная педагогика имеет предметом своей деятельности единство человеческой и мировой жизни. Жизнь без начала и без конца есть всё во всём. Смерть – это всего лишь способ её сверхфизического существования. Человеческая жизнь как определённое сечение беспредельности, оконеченная бесконечность, пространственно-временная форма проявления вечности, по сравнению с животной жизнью – самосознательна. «Да ведь это банальная истина!» – скажет читатель. Давайте посмотрим, что из этой банальности вытекает для педагогики, а значит, и для самой жизни.

Общеизвестно: чтобы жить, человеку нужно есть, пить, одеваться и т. д. Но для этого он должен работать. При этом его работа, обеспечивающая жизнь, должна протекать в соответствии с законами природы, общества, предмета и средств труда. Нарушение этих законов влечёт за собой разрушение человеческой и природно-планетарной жизни. В итоге – смерть. В свою очередь, для того чтобы труд осуществлялся целесообразно, необходимо, во-первых, знать законы жизни и, во-вторых, действовать в соответствии с этим знанием.

Но чтобы обладать знанием, умением и навыком, человек должен учиться, учиться в широком смысле этого слова, то есть не только в учебных заведениях, но и в процессе жизни у самой жизни. В основе труда лежит знание как процесс и результат образования человека. Следовательно, учение и его продукт – культура, как интеллектуально-чувственно-волевой смысл бытия, есть духовное условие и основа человеческой жизни. Таким образом, не бытие определяет сознание, а практически действующее сознание не только определяет, но и творит человеческое бытие. Правда, необразованное и невоспитанное сознание не творит, а вытворяет.

Если это так, а это так, уважаемый читатель, то получается, что банальная истина совсем не банальна. В этом мы окончательно убедимся, когда поймём, что сущность жизни человека полностью и без остатка сводится к его духу как сознательно самоопределяющейся деятельности в виде мышления, чувства и воли. В этом смысле дух и жизнь – синонимы, поскольку жизнь человека, как существа разумного, есть жизнь духа. Учить жизни – значит развивать у ребёнка мышление, чувство и волю как универсальные способности его триединого духа.

Но дух духу рознь. Он может выступать как созидающей, так и разрушающей жизнь силой. Поэтому учить человека жизни – значит развивать его в целостности. Сегодня семья и школа этого не делают, ограничиваясь преимущественно развитием ума, который при неразвитости чувства и воли вырождается порою в злоумие. Учить человека жизни – это развивать в нём такие качества духа, с помощью которых он смог бы осуществить её смысл и реализовать своё эволюционное назначение. Так как смысл человеческой жизни и смысл образования – это один и тот же смысл, то для ответа на вопрос, чему учить, нужно рассмотреть смысл жизни и педагогики.

Смысл жизни и педагогики

«Сегодня народу не до смысла жизни, – скажет прагматически настроенный читатель. – Вначале нужно выжить, а уж потом философствовать о смысле бытия». Выжить кому и за счёт кого? Без понимания и осуществления смысла жизни – не выжить! Ибо с утратой смысла жизни прекращается и сама человеческая жизнь, так как жизнь и её смысл – одно.

Жизнь, Бога, истину обмануть нельзя. Проскочивший здесь, не проскочит там, куда не только власть, деньги и недвижимость, но даже собственное тело не возьмёшь с собой. Да и что от того, если весь мир приобретёшь, а душу свою потеряешь?

В чём же заключается смысл человеческой жизни, а следовательно, и смысл педагогики? В раскрытии Бога в человеке, в развитии триединого смысла триединого человеческого духа как образа и подобия Божия. Для мышления этим смыслом будет истина. Для чувства – моральность и красота. Для воли – добро (свобода). Их начало – любовь как Божественный интеграл бытия. Именно эти качества человеческого духа как процесс и результат интегрального образования и составляют в своём триединстве подлинную творческую основу, средство и способ человеческой жизни, саму жизнь в её исторической полноте. И это потому, что истина, добро, красота и любовь, как земное отражение Божественного смысла, удерживают в потоке мировой жизни человеческую жизнь и что она сохраняется от саморазрушения и эволюционирует.

Дело вовсе не в том, что нам не хватает денег, а в том, почему при наличии рабочей силы их нет. Дело не в том, что нашему обществу нужны новые законы, а в том, почему не исполняются существующие. Для нормальной человеческой жизни нам не хватает ни денег, ни законов, ни средств производства. Нам не хватает ума, добра, стыда и совести, общей и профессиональной культуры. Следовательно, нам не хватает прежде всего эффективной системы образования как расширенного воспроизводства разумно-нравственного духа народа – животворного корня человеческого бытия.

Если невежество и произвол есть двуединая причина человеческих бед и страданий, то культура духа народа – это полнота жизни. Культуру не следует понимать в виде самостоятельного социального явления наряду, например, с экономикой и политикой. Культура в её истинном значении есть разумно-нравственная материально-духовная жизнь, организованная в гражданское общество и государство, жизнь как самооснова, средство и способ своего эволюционно закономерного существования.

Итак, поскольку человеческая жизнь, по существу, сводится к жизни духа, а воплощённый дух в своей сущности есть истинная или закономерная мыследеятельность, внутренне чистое и прекрасное чувство, свободная, нравственно-правовая воля и здоровое тело, постольку педагогическое развитие сущности человека и его жизнь в соответствии с Божественным смыслом – это одно и то же. Именно поэтому, воспитывая человеческий дух во всей его триединой полноте в соответствии с его триединым смыслом, мы вместе с тем и в то же время учим человека истинно человеческой, то есть богочеловеческой жизни. И наоборот, раскрывая смысл жизни, мы осуществляем подлинное воспитание человека. Благодаря развитию своих универсальных способностей в соответствии с их Божественной природой человек осуществляет разумно-нравственный взаимообмен веществ, материальных и духовных энергий с другим человеком, обществом, природой и космосом, что, по существу, и является самой жизнью.


Беседа вторая

Полнота жизни

Чему человека учить? На этот вопрос мы ответили так: учить жизни во всей её полноте. Что означает «полнота жизни»? Абсолютной полнотой бытия является Бог, как единая, вечная, беспредельная и совершенная жизнь. Человек есть часть единой жизни и потому несовершенное подобие Бога. Смысл человеческой жизни указан Христом, который сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48).

 

Эта заповедь может быть исполнена человеком через практическое самопознание – требование, вытекающее из Божественной природы человеческого духа и предъявляемое им самому себе. Самопознание как духовное прорастание человека в Бога, приближение его к своему Отцу Небесному есть единый смысл и человеческой жизни, и педагогики.

Земным отражением Божественности в человеке является совершенство его духа: истинность мышления, моральная чистота и красота чувства, могущество и нравственность воли, а их интеграл есть любовь. Развитие этих качеств духа и означает введение человека в полноту жизни и осуществление тем самым цели явления Христа – дать жизнь с избытком.

Как человека учить?

Так, чтобы смысл обучения воплотился в жизнь и наполнил её Божественным смыслом. «Слишком общий ответ», – скажет читатель. Однако именно этот ответ, наподобие зерна, содержащего в скрытом виде будущее растение, заключает в себе основную цель, универсальный закон и фундаментальный критерий истинности обучения. Помните, что сказал Спаситель по поводу поведения человека в обществе? «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Матф. 7:12). Так и в педагогике. Прежде, чем говорить о конкретных методах обучения, нужно уяснить золотое правило педагогики.

Золотое правило педагогики

Оно гласит: «Педагогично всё то, что ведёт к реализации смысла человеческой жизни, раскрытию Бога в человеке». Это означает, что каждое чувство и каждая мысль, каждое слово и каждый поступок, внутреннее состояние духа и образ жизни родителей и учителей, а также окружающая детей домашняя и школьная обстановка – всё это и многое другое должно быть условием, средством и способом осуществления смысла педагогики. Со стороны ребёнка (ученика) действие этого правила выражается в развитии чувства и мышления, воли и тела в процессе игры, обучения, жизни в целом в согласии с законами Божественного бытия.

Всё, всё, всё – родители и учителя, игрушки и игры, книги и фильмы, жизненные условия, средства и методы обучения – должно соответствовать смыслу обучения и воспитания. Золотое правило педагогики, как Божественный инстинкт, живёт в душе каждого родителя и учителя, обладающего здравым умом и нравственно не испорченным сердцем. Содержание этого правила – смысл всех мировых религий, вся культура человечества, всё, что служит физическому и духовному совершенствованию человека, сохранению, эволюции и полноте его жизни. Способ (метод) обучения, благодаря которому реализуется это содержание, есть творческая форма этого правила, практическая педагогика, то есть то, что является живым ответом на вопрос: как учить человека?

Универсальность золотого правила даёт основание назвать его основным законом педагогики. В отличие от законов природы законы педагогики без человека не существуют, так как представляют собой Божественное содержание цели педагогической деятельности и саму эту деятельность – словом, живой смысл обучения и воспитания. Именно поэтому наряду с вопросами: чему и как учить, возникает следующий вопрос: кто должен учить? Последний является главным, ибо недостаточно лишь физически произвести человека на Свет Божий. Обязанность родителей и учителей – родить его в культуре и нравственности. А для этого им нужно находиться в непрерывном процессе самообразования и самовоспитания, то есть по своему духовному содержанию быть тем, кого они хотят сотворить. Иначе говоря, воспитатель должен быть воспитан, ибо, как сказал Господь, хорошее дерево не приносит плохих плодов, и плохое дерево не приносит хороших. Каков же способ реализации смысла жизни и педагогики?

Педагогическое отношение

Процесс обучения представляет собой отношение между родителем (учителем) и ребёнком (учеником). Это педагогическое отношение. Его составляющие: духовно неравные субъекты (обучающий и обучающийся), содержание (смысл) и творческая форма (метод) обучения.

Элементы педагогического отношения как процесса обучения отвечают на вопросы: кто, что и как? Кто и кого учит? Что является содержанием обучения, или чему учить? И наконец, как учить, чтобы тот, кто учит, воплотил в того, кого он учит, смысл обучения? И только тогда, когда субъекты, содержание и форма обучения (кто, что и как?) будут соответствовать основному закону педагогики и через него друг другу, отношение между ними будет истинно педагогическим.

Как этого достигнуть? Какие конкретные педагогические правила и приёмы следует применять? Подлинный метод обучения должен вытекать из смысла самого обучения, ибо порядок и связь идей, как говорил Спиноза, есть тот же самый, что и порядок и связь вещей. При рассмотрении живого педагогического отношения мы обнаруживаем в нём противоречие, центральный узел всей педагогики.

Педагогическое противоречие

В отличие от других видов человеческой деятельности педагогика есть творение духа духом по законам духа. Участники педагогического отношения – ребёнок (ученик) и родитель (учитель) – обладают свободной волей. Первый – в возможности, второй – в действительности.

Основное педагогическое противоречие заключается в том, что родитель (учитель) должен управлять самоопределяющимся духом ребёнка (ученика), то есть существом, обладающим способностью управлять собой. При этом свобода ребёнка не должна быть нарушена. В противном случае ребёнок превращается в одушевлённую вещь, а педагогика – в антипедагогику.

Спрашивается, может ли родитель (учитель) без употребления силы своего духа управлять развитием ребёнка (ученика)? И может ли ещё не самостоятельный и не совершенный дух преображаться без воздействия на него извне, без установления для него разумных границ и правил свободного, нравственно-правового поведения, без наказания за непослушание и нарушения соответствующей дисциплины? Если может, то проблема дисциплины решена. Но как ребёнок самостоятельно дойдёт до этого?

Если родитель вынужден примириться с капризом и произволом ребёнка, чтобы не нарушить свободу его воли, то чем и как он сможет тогда воздействовать на него? Да и возникает ли тогда вообще педагогическое отношение? Если же родитель воздействует на ребёнка, то как при этом сохраняется его свобода – святая святых педагогики и человеческой жизни?

Разрешение педагогического противоречия

Чтобы разрешить указанное противоречие, родитель (учитель) должен преобразующе воздействовать на ребёнка (ученика) и при этом не нарушать свободу его воли. В то же время родитель должен нарушить формальную свободу ребёнка, накладывая на его дух логику разума и дисциплину воли. Однако это нарушение свободы, по существу, не является таковым. Наоборот, в этом случае происходит преображение формально свободной воли или произвола в истинную свободу.

Вот что по этому поводу писал великий философ и педагог Гегель: «Что касается одной стороны воспитания, именно дисциплины, то мальчику нельзя позволять поступать по собственному желанию… Послушание есть начало всякой мудрости, ибо благодаря ему воля, ещё не познающая истинного и объективного, ещё не делающая их своею целью и именно потому ещё не подлинно самостоятельная и свободная, а, скорее, ещё неокрепшая воля допускает определение себя приходящей извне разумной волей и эту последнюю делает постепенно своей. Напротив, если позволить детям делать всё, что им заблагорассудится, да ещё сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, и у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу – к корню всякого зла… Скоро в ребёнке проявляются своеволие и склонности к дурному. Это своеволие должно быть сломлено дисциплиной, этот зародыш зла должен быть ею уничтожен»[1].

Философ истины и свободы не призывает родителей и учителей к насилию над ребёнком (учеником), ибо дисциплина духа – это не насилие, а подлинная свобода. Педагогическое рождение ребёнка осуществляется не насилием, а силой истины, свободы, красоты и любви, подчиняясь которым, ребёнок превращает их в существенное содержание своего собственного духа, обретая тем самым истинный разум и настоящую свободу, нравственность и культуру.

Так, разумно-нравственный и любящий дух родителя (учителя) в форме учебно-образовательно-воспитательного процесса разрешает противоречие между собой и противостоящим ему природно-чувственным духом ребёнка (ученика), порождая таким образом своё подобие. В свою очередь дух ребёнка (ученика), трансформируя себя в соответствии с логикой и дисциплиной духа родителя (учителя), внутренне отождествляется с ним, разрешая тем самым сложившееся между ними педагогическое противоречие.

Итак, уважаемый читатель, суть метода обучения или ответ на вопрос: как человека учить, заключается в реализации универсального смысла педагогики – развитии Божественной сущности человека: разумности мышления, моральности и красоты чувства, нравственности воли и любви сердца. Испытывая на себе разумно-нравственную силу родителя (учителя), ребёнок (ученик) вначале бессознательно, доверяясь авторитету старшего, затем осознанно, на принципе добровольного самоопределения, по законам жизни преображает свой дух в соответствии с его Божественной природой.

Подлинно педагогический метод представляет собой процесс возникновения, развития и разрешения противоречия между сторонами педагогического отношения. Он состоит в том, что формально свободный дух ребёнка (ученика) неосознанно, полуосознанно или осознанно допускает воздействие на себя существенно свободного духа родителя (учителя) и тем самым бессознательно, полусознательно или сознательно осуществляет свою теоретическую и практическую деятельность в согласии с разумом и волей своего воспитателя. В результате этого противостоящее ребёнку содержание духа родителя (учителя), воздействующего на него извне, интеллектуально-волевой деятельностью самого ребёнка, становится его собственным внутренним достоянием и превращается в существенное содержание его духа.

Весь процесс образования и воспитания человека есть не что иное, как саморазвитие универсального смысла педагогики. Именно поэтому всё то, что является его обнаружением и реализацией, педагогично, то есть разумно и свободно, морально и правомерно, нравственно и Божественно как по своему содержанию (чему нужно учить), так и по своей форме (как нужно учить).


Обучающая беседа – CREDE National

Вовлекайте учащихся в диалог, особенно в обучающую беседу.

Мышлению и способностям формировать, выражать и обмениваться идеями лучше всего обучать посредством диалога, вопросов и обмена идеями и знаниями. В учебной беседе (IC) учитель внимательно слушает, делает предположения о предполагаемом значении и корректирует ответы, чтобы помочь ученикам — так же, как на семинарах для выпускников или между матерями и малышами. Здесь учитель связывает формальные школьные знания с индивидуальными, семейными и общественными знаниями учащегося. IC предоставляет возможности для развития языков обучения и предмета. IC — это поддерживающее и совместное мероприятие, которое создает интерсубъективность и чувство общности. IC обеспечивает индивидуализацию обучения; лучше всего практикуется при совместной производственной деятельности; идеальная среда для развития языка; и позволяет чувствительную контекстуализацию и точную, стимулирующую когнитивную задачу.

Эта концепция может показаться парадоксальной; инструкция подразумевает власть и планирование, а беседа подразумевает равенство и отзывчивость. Но учебная беседа строится на допущениях, принципиально отличных от допущений традиционных уроков. Учителя, использующие его, как и родители при естественном обучении, предполагают, что ученику есть что сказать помимо известных ответов в голове взрослого. Взрослый внимательно слушает, делает предположения о предполагаемом значении и корректирует ответы, чтобы помочь ученику, — другими словами, вступает в беседу. Такой разговор раскрывает знания, навыки и ценности — культуру — учащегося, позволяя учителю контекстуализировать обучение в соответствии с базой опыта учащегося.

В школах США учебная беседа проводится редко. Чаще всего обучение осуществляется через сценарий декламации, в котором учитель многократно присваивает и оценивает. Классы и школы превращаются в сообщества учащихся посредством такого диалогического обучения и когда учителя сокращают дистанцию ​​между собой и своими учениками, строя уроки на основе общего понимания опыта и идей друг друга и превращая обучение в теплую, межличностную и совместную деятельность.

Показатели учебной беседы

Учитель:

  • организует классную комнату для регулярного и частого общения между учителем и небольшой группой учащихся.
  • имеет четкую академическую цель, которая направляет общение со студентами.
  • гарантирует, что учащиеся говорят чаще, чем учителя.
  • направляет беседу, чтобы включить взгляды, суждения и обоснования учащихся, используя текстовые доказательства и другую существенную поддержку.
  • гарантирует, что все учащиеся будут включены в беседу в соответствии с их предпочтениями.
  • внимательно слушает, чтобы оценить уровень понимания учащихся.
  • помогает учащимся учиться на протяжении всего разговора, задавая вопросы, переформулируя, хваля, поощряя и т. д.
  • помогает учащимся подготовить продукт, указывающий на то, что цель учебной беседы достигнута.

Перейти к основной навигации

Заставьте студентов говорить с текущими разговорами


Послушайте мое интервью с Джеффом Фриденом (стенограмма):

При поддержке Peergrade и Microsoft Teams для образования


В наших самых мечтательных снах учителя, , некоторые из нас могут представить себе дни, когда наши ученики спонтанно начинают сложные, полные нюансов разговоры о вещах, которые они изучают на наших занятиях. Если мы позаимствоваем язык Common Core, они будут «эффективно участвовать в ряде совместных дискуссий (один на один, в группах и под руководством учителя) с различными партнерами по темам, текстам и проблемам на уровне класса, основываться на чужих идеях и ясно выражать свои собственные».

Звучит замечательно, не правда ли? И, возможно, вариант «управляемый учителем» возможен, потому что мы могли бы структурировать и направлять его, но это не дает ученикам большой ответственности за свое обучение. В группах? Это может быть немного сложнее выполнить. И один на один? Ну как ты вообще это умудряешься?

Джефф Фриден, учитель английского языка в средней школе из Южной Калифорнии, задавался тем же вопросом. Желая, чтобы класс был менее ориентирован на учителя, он искал способы заставить учеников говорить друг с другом о содержании. Он испробовал всевозможные техники — «думай-пары-делись», часы для встреч, группы из четырех человек, — но ни одна из них не дала ему желаемых результатов.

Джеффри Фриден

Когда он пытался заставить весь класс говорить в стиле микшера, они «натыкали дыры в этих системах», сказал он. «Они просто пытаются обойти это, чтобы в конечном итоге поговорить со своими друзьями, и это становится более социальным, чем взаимодействие, ориентированное на контент». Между тем, он также обнаружил, что многие из его учеников, которые вместе ходили в школу в течение многих лет, не знали имен друг друга.

Однажды утром, всего за несколько минут до начала урока, он на лету придумал кое-что новое: простую систему, позволяющую каждому ученику в классе разговаривать со всеми остальными учениками, способ отслеживания разговоров во времени, чтобы ученики была причина связаться с людьми, с которыми они никогда не общались, и вести более содержательные, основанные на содержании дискуссии друг с другом. Джефф говорит, что с тех пор, как он начал использовать этот метод, его класс просто изменился. Студенты берут на себя больше академических рисков, глубже погружаются в содержание и фактически узнают друг друга.

Стратегия

Вот система текущих разговоров, которую Фриден использует, чтобы заставить своих учеников говорить:

  • Каждому учащемуся выдается средство отслеживания разговоров , таблица, в которой они отслеживают разговоры, которые у них были с другими учащимися в классе.
  • Учащиеся должны разговаривать с минимальным количеством других учеников (установленным учителем — около 75 процентов класса) в течение заранее определенного периода времени (скажем, от 2 до 3 недель). Эти беседы могут быть структурированы на основе подсказок темы, предоставленных учителем.
  • В своем трекере учащиеся записывают имя человека, с которым они разговаривали, дату разговора и краткое изложение того, о чем они говорили.
  • После того, как пара учеников поговорила, они не могут вернуться друг к другу, пока не наберут минимальное количество уникальных разговоров, установленное учителем.

На изображении ниже показана одна из версий трекера разговоров, где студенты Фридена обсуждали прочитанный ими роман.

В настоящее время Frieden формирует беседы, предлагая темы для каждого раунда беседы; Студенты не должны придумывать идеи самостоятельно. Он проецирует эти темы по одной в Google Slides: «Это может быть что-то простое, например, . Объясните вашему партнеру одну вещь, которая действительно смутила вас из главы. ” Иногда он повторяет тему, предлагая учащимся поменяться партнерами, а затем резюмировать разговор, который они только что имели со своим последним партнером.

Преимущества

В первый день, когда Фриден попробовал «Непрерывные беседы», «все прошло на удивление хорошо», — говорит он. «На самом деле я был шокирован тем, насколько хорошо все идет. И это также было более содержательно-ориентированным разговором; это касалось не только их социальной жизни. Они действительно реагировали на подсказки, которые я им давал, и говорили о книге».

Теперь, когда он использует эту стратегию на регулярной основе, он обнаружил, что она дает несколько преимуществ:

больше студентов занимаются

До того, как перейти к этому методу, Фриден полагал, что гораздо меньше учеников действительно посещало его занятия.

«В течение многих лет я видел то, что хотел видеть во взаимодействии учащихся, — говорит он. Несмотря на то, что его обсуждения в классе были оживленными, «у меня могла бы быть треть моего класса, которая действительно взаимодействовала бы». Переход к текущим беседам дал большему количеству учащихся возможность по-настоящему участвовать в дискуссиях.

Простое действенное формирующее оценивание

Когда Фриден использует «Непрерывные разговоры», он говорит: «Я проверяю понимание, гуляя вокруг. На днях мои второкурсники говорили о Скотный двор , и я задал вопрос о Клевере, и слишком многие из них ответили: «Клевер? Кто такой Клевер? Я не знаю, кто такой Кловер». И я просто сказал: «Хорошо. Тайм-аут». А потом мы поговорили об этом персонаже и его значимости в истории».

Текущие беседы в качестве метода формирующего оценивания имеют два преимущества: они позволяют учителям принимать незамедлительные меры, как в приведенном выше сценарии, и освобождают их от работы, которую нужно взять домой. «Мне не нужно делать выходные билеты, мне не нужно проводить викторины, — говорит Фриден, — я собираю меньше работы, но студенты делают больше».

Работает с другими стратегиями

Этот метод можно сочетать с другими стратегиями обсуждения и обучения. Например, если Фриден предлагает студентам провести философскую дискуссию на стульях, он может попросить их повернуться и поговорить с кем-то на их стороне комнаты, а затем записать это взаимодействие на их трекер разговоров.

Не только для английского класса

Текущие разговоры — это стратегия, которую можно использовать в любой области содержимого. Хотя изначально Фриден строил эти разговоры вокруг литературы, он быстро понял, что их можно расширить. Когда он привлек студентов к исследовательскому проекту, основанному на запросах, он продолжил использовать средство отслеживания разговоров, заменив вопросы, основанные на литературе, подсказками, сосредоточенными на исследованиях, которые проводили студенты.

Выставление оценок и оценка

Оцениваются ли эти разговоры? Когда Фриден впервые начал использовать эту систему, он давал студентам небольшое количество баллов за эти разговоры, и это работало в классе, основанном на баллах. Однако в этом году он работает над модифицированной версией бесклассового класса, в котором оценка учащегося за курс определяется конференцией, на которой учащийся должен обосновать, насколько хорошо он соответствует стандартам.

Фриден обнаружил, что знание о предстоящих конференциях — это то, что, как правило, поддерживает у студентов мотивацию прилагать усилия к текущим беседам; они знают, что Фриден обращает на них внимание. «Я смотрю», — говорит он. «Я собираюсь привлечь вас к ответственности за это, и в конце концов мы поговорим. Вам придется посмотреть мне в глаза и сказать: «Вот какую оценку я заслуживаю» или «Вот, я могу оправдать эту оценку»» 9.0003

Советы для достижения успеха

Не делайте этого «на свободном выгуле»

Фриден не просто раздавал ученикам таблицы и велел им начать говорить: даже несмотря на то, что они учатся в 12-м классе, им нужно было немного структуры, чтобы стратегия была успешной; младшим школьникам потребуется еще больше строительных лесов. Помимо предоставления вопросов для обсуждения, заранее поговорите со студентами об ожидаемом поведении, о том, как начинать разговор, как задавать уточняющие вопросы и даже о том, как записывать контент на трекер. Возможно, вы даже захотите смоделировать беседу в стиле аквариума, в которой вы будете одним из участников, чтобы учащиеся могли заранее увидеть, как выглядит качественная беседа.

Рассмотрите обсуждение через вспомогательную линзу

Чтобы уменьшить тревогу, которую ученики могут испытывать по поводу этих бесед, Фриден начинает беседы, рассматривая их через призму взаимной поддержки.

«Я признаюсь, что я запутался в чтении», — говорит он им. «Вступить в клуб. Когда я читаю что-то в первый раз, это всегда сбивает с толку, и мне нужна помощь, чтобы понять это. Итак, давайте в основном сформируем здесь эту общеклассовую группу поддержки для борющихся читателей, и по мере того, как мы будем проходить через это, давайте поговорим о том, что нас сбивает с толку, чего мы не понимаем, о словах, которые мы не понимаем. Может быть, мы упускаем какую-то деталь, которую выясняют наши партнеры или наши друзья, чтобы они могли нам помочь».

Этот тон помог ученику расслабиться. «Они как бы знают:« О, хорошо. Мы здесь только для того, чтобы прощупать этот роман», — говорит Фриден. — Вот на что я надеюсь.

Ценность разговора

Предоставление учащимся регулярных возможностей участвовать в содержательных беседах полезно для них во многих отношениях. «Избавление от некоторых социально неудобных вещей приносит огромную пользу», — отмечает Фриден. «И действительно, простое изучение того, как взаимодействовать с другим человеком, на самом деле обогатит вашу академическую жизнь».

Студенты также признают преимущества. «Несмотря на то, что они борются с дискомфортом, они говорят, что это подвергает их идеям, которые они бы не рассмотрели, если бы их просто попросили сделать это в одиночку или ответить на листе», — говорит Фриден. «У меня был один студент, который на самом деле написал длинный ответ, говоря: Знаете что? Не знаю, передумал ли я, но я просто сказал себе: «Ради этого я буду откровенен», и на самом деле это изменило мое отношение к этому вопросу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *