Бессознательное это (в психологии)
Сознание и бессознательное в прямом противопоставлении не так давно стоят на сцене. Раньше пристального внимания удостаивалось лишь сознание, а бессознательное и не пытались разглядеть. Но все изменил Зигмунд Фрейд, он указал на колоссальное значение бессознательного в жизни человека и начал его изучение.После Фрейда представление о бессознательном расширил Юнг, Ассаджиоли еще тщательнее проработал это понятие. Сейчас сознательное и бессознательное в психологии изучают и когнитивные психологи, проводя множество экспериментов, позволяющих проникнуть в область неосознаваемого – в процессы мозга, раскрывая основополагающую роль бессознательного в нашем поведении.
Немного истории
До недавнего времени в философии и науке психическая жизнь считалась полностью или в основном сознательной. Это объясняет тот факт, что нам приходится использовать отрицание, а не какое-то специфическое слово для определения других процессов, кроме сознательных (бессознательное, подсознательное, предсознательное).
- Преднамеренность.
- Управляемость.
- Серийность.
- Доступность для понимания.
Понятие бессознательного пока находится в более сложной ситуации. Характеристика сознания и бессознательного проводится по принципу: что не включено в сознательные процессы мышления – находится в бессознательном. В начале XIX века термин «бессознательное» употреблялся применительно к состоянию гипноза, когда человек не был осведомлен о том, почему он что-то делает под гипнозом.
Бессознательное, по Фрейду, обозначает поведение, которое не находится под контролем сознания. Практически все примеры, приведенные в «Психопатологии обыденной жизни», демонстрируют непреднамеренное поведение, непроизвольный характер действий, источник которых неведом личности. Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡Виды бессознательного, затрагивающие отдельные области психики, базируются на одном общем аспекте – все они являются неосознаваемыми содержаниями, влияющими на жизнь людей. Понятие долго развивалось, основных видов бессознательного несколько: индивидуальное, коллективное, социальное.
Отец психоанализа, история человечества и психосинтез
В психике человека сознание – лишь маленький остров посреди бескрайнего океана или вершина айсберга, бессознательное же – это океан или невидимая часть ледника. На основании анализа снов, оговорок и ассоциаций Фрейд выделил область, отличную от сознания.
Сознание, по Фрейду, – это все, что мы знаем актуально, что чувствуем, отслеживаем в мыслях. Предсознательное или подсознательное содержит все, что легко может стать актуальным (чувства, мысли, воспоминания, не являющиеся в данный момент необходимыми), оно легко отдает свое содержание сознанию.По Фрейду, оно содержит всё значительное и тревожное, что мы осознавать не хотим: примитивные желания, разрушительные импульсы, пугающие переживания. Все эти содержания не доходят до сознания, потому что считаются неприемлемыми.
Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга
Формы проявления бессознательного, по Фрейду: сны, фантазии, побуждения без осознания цели, автоматические реакции, бред и галлюцинации. Структура сознания и бессознательного, по мысли Фрейда, представлена следующими элементами: Ид, Эго и Супер-Эго. Первое отвечает за инстинкты и почти полностью погружено в бессознательное, второе – самосознание, лавирующее между инстинктами и установками культуры (Супер-Эго), пытаясь их примирить.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Карл Юнг тоже работал над этим понятием. Он разделил его на индивидуальное бессознательное и коллективное. Индивидуальное – хранит все, что было вытеснено человеком в процессе его жизни. Коллективное бессознательное Юнга представляет собой область, которая является у всех людей одинаковой. По Юнгу, мы получаем вместе с генами не только инстинкты, но и образы/модели воплощения/реализации этих инстинктов, названные Юнгом архетипами.
Анализируя мифы, сказки и легенды, Юнг пришел к выводу, что повторяющиеся мотивы и образы в них есть не что иное, как выражение общих моделей восприятия и мышления – проявление бессознательного, общего для всех людей. И единственный способ получить такие модели – это передавать их от человека к человеку.Рекомендуем: Анима и анимус в психологии Юнга
Главной целью, которую выделил Юнг, является постепенное прояснение содержаний коллективного бессознательного для сознания. Именно разрыв между ними он считал причиной психопатологий. Человек быстро учится, но внутреннее содержание бессознательного оказывается закрытым, недоступным, что вызывает психологический дискомфорт и ведет к кризису.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Продолжением и усовершенствованием идей Фрейда и Юнга занялся Роберто Ассаджиоли. В соответствии с его взглядами, структура бессознательного включает следующие уровни:
- Низший. Представляет собой простейшие формы деятельности психики, на которые возложены функции управления телом, а также влечения, побуждения, комплексы, сновидения, фобии, мании, желания.
- Средний. Содержание этого уровня состоит из тех же элементов, что находятся в бодрствующем сознании, они свободно проникают в сознание. Функции этого бессознательного уровня: усвоение опыта, развитие деятельности ума и фантазии.
- Высший (или сверхсознательное). Отвечает за интуицию, вдохновение, героические устремления, альтруизм, созерцание.
Сознание и бессознательное у Ассаджиоли переплетены. Уровни бессознательного объединены в цельную систему, окруженную коллективным бессознательным.
Эрих Фромм предложил термин «социальное бессознательное» для тех мыслей и чувств, которые сама культура определенного общества предпочитает не допускать к осознанию. Фромм, как и Юнг, полагал, что принципы работы бессознательного не позволяют проникнуть к нему интеллектуально, поэтому требуется переживание. Оно образно, размыто, его содержание – символы или ощущения и чувства.
Адаптивность
Общая характеристика бессознательного современными психологами созвучна формулировкам Фрейда, Юнга и вообще неофрейдистов. Бион в 1970 году подчеркивал, что «рассудок – это всего лишь раб эмоций», существующий для их рационализации. До него и после него эту мысль в тех или иных вариантах повторяли довольно часто.
Сознательное и бессознательное в поведении человека проявить сложно. Структура сознания включает в себя переживания, эмоции, чувства, волю, мышление, познание, отношение к окружающему миру, рефлексию. Эмоции и мысли могут быть сознательными, но преграда возникает тогда, когда начинает задаваться вопрос: «Почему на этот стимул такая мысль/эмоция?» Именно здесь скрывается бессознательное и делает свою огромную работу.Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Психологическая защита — это
Общая характеристика отношений между сознательным и бессознательным на сегодняшний день примерно ясна благодаря исследованиям процессов, происходящих в мозгу, и других факторов. Эксперименты доказали, что человек получает очень много информации, которую не пропускает через сознание, но мало того, эта информация способна влиять на его действия и поведение (хотя знать он о ней не будет).
Имитирующее поведение у младенцев очень развито, что говорит о спящем в каждом индивиде инстинкте подражания, который позволяет учиться и выживать. Стремление адаптироваться к окружающим условиям у человека проявляется постоянно: он имитирует жесты других людей, их позы, привычки и манеры.
Имитация ускользает от контроля сознания, человек не знает, что он ведет себя не естественно, а повторяя за другими в группе. В 2005 году в исследовании T. L. Chartrand было доказано, что люди бессознательно, непреднамеренно повторяют за другими их модели поведения.Все шире распространяется идея о том, что действие предшествует мысли. В частности, John A. Bargh и Ezequiel Morsella в 2008 году рассматривали тезис о том, что не сознание является источником нашего поведения, а обычные импульсы извне. Импульс активирует бессознательное, а сознание потом только объясняет или трактует реальность.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Что такое глубинная психология?
По мысли современных исследователей, сознание, конечно, играет определенную роль в поведении и выборе действий, но не первостепенную. Скорее, сознание выполняет функции преобразования, обработки и передачи информации между членами обществами. А вот в его доминировании в сфере адаптивной, интеллектуальной деятельности исследователи сомневаются.
Идеи и интуиция
Скольким людям знакомо состояние «эврика»? Наверное, практически всем. Это инсайт, как его называют в психологии, и он возникает из глубинных областей психики, что подчеркивает роль бессознательного в жизни человека.
Новая идея, которая мгновенно упорядочивает хаос, соединяет разрозненные части в целое, возникает будто из ниоткуда. Психологи утверждают, что наш мозг решает проблему даже тогда, когда сознательно о ней не думает.Исследователи творчества выделяют две стадии создания идеи. Первая – генерация множества возможных решений, вторая – оценка и выбор наиболее перспективных из них. Генерация идей, судя по всему, прекрасно производится и в отсутствие сознания.
Внимание, направленное на проблему, обычно приводит к тому, что человек много думает над решением, рассматривает множество идей и сосредоточивается на тех, что ему нравятся. Кроме того, он смотрит на идеи с разных сторон, поэтому может отбраковывать неподходящие или периодически вносить в них корректировки.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Аутентичность — это
Здесь сознание, конечно, на высоте. Но оно уступает пальму первенства бессознательному, когда последнее извлекает из памяти множество ассоциаций, которые могут быть полезны для формулирования идеи.
Описание методики уместится в паре слов: отвлекайтесь периодически, если впали в ступор. Новая деятельность не должна быть слишком сложной, пусть она займет сознание, но не ставит острых вопросов – спортзал, незамысловатая игрушка, прогулка.Через некоторое время, только не через день или неделю, стоит попробовать вернуться к вопросу, который вызывал трудности, и посмотреть, какие же идеи придут на ум. Велика вероятность получить неординарный, неожиданный, но интересный ответ от самого себя.
Где еще может помочь бессознательная деятельность нашей психики? Да практически везде, кроме, пожалуй, финансовых операций, там лучше руководствоваться строгими аналитическими схемами.
Несколько исследований показали, насколько полезно пользоваться интуицией, которая и есть продукт неосознаваемой работы мозга. Интуиция – суждения, рациональное происхождение которых нельзя проследить, их сложно или невозможно доказать. На самом деле суждения эти исходят из глубоких слоев психики и совершаются на основе информации, которая непосредственно нами не осознается, но получена в прошлом или отслеживается прямо сейчас: тон голосов, выражения лиц могут поведать намного больше, чем слова других людей, к примеру.Для развития интуиции достаточно устраивать периодически мозговой штурм, хватать идею, мелькнувшую в воздухе, и пытаться её развивать. Интуиция хороша на первых этапах и тогда, когда совершенно непонятно, какой же шаг совершить следующим, идти же по открытым тропкам лучше всего, взяв в проводники аналитический сознательный ум. Остается добавить, что тревожным людям следует быть аккуратнее в выводах, так как они, хотя и могут предугадывать негативное развитие событий на основе интуиции, обычно отфильтровывают все образы позитивного будущего. Автор: Екатерина Волкова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
📖 Лекция № 14. Бессознательное. Общая психология: конспект лекций. Дмитриева Н. Ю. Страница 14. Читать онлайн
Понятие психики значительно шире понятия сознания. Существует целый ряд явлений, не представленных на сознательном уровне. Это те психические явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают не меньшее воздействие на поведение, но сознательно человеком не фиксируются. Они относятся к сфере неосознаваемого (или бессознательного). Таким образом, бессознательное в самых общих чертах можно определить как совокупность психических явлений, процессов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Есть данные анализаторов, которые осознаются. Они служат сигналами, которые человек использует для сознательного управления поведенческими реакциями. Но существуют и сигналы, которые не попадают в сферу сознания. Они являются регуляторами поведения и протекания психических процессов на бессознательном уровне.
Бессознательное начало в той или иной мере представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения: зрительные, слуховые, мышечные. Они вызывают неосознаваемые реакции на неощущаемые раздражители (например, реакция на ультра-и инфразвуки).
Образы восприятия также могут быть неосознаваемы. Такие образы появляются, например, в узнавании чего-либо ранее виденного или слышанного, когда человек не может вспомнить, что он уже воспринимал данный объект и при каких обстоятельствах это происходило. Или всем известный 25-й кадр его восприятие происходит на бессознательном уровне, а сознанием не фиксируется.
Бессознательные движения это те, которые в прошлом были сознательными, но в связи с частым повторением стали автоматическими и поэтому неосознаваемыми (например, человек, который длительное время носил очки и имел привычку их поправлять, сменив очки на контактные линзы, еще долго будет машинально тянуться к переносице, пока автоматизм за ненадобностью не исчезнет).
В область бессознательного входят также психические явления, возникающие во сне; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели; некоторые явления, вызванные болезненным состоянием: бред, галлюцинации.
Существует бессознательная память. В ней представлены генетическая память и некоторая часть долговременной. Она неосознаваемо влияет на процессы мышления, воображения, внимания, мотивации, отношения к людям. Например, вы беспричинно испытываете негативные эмоции по отношению к человеку, с которым даже мало знакомы. А истинная причина может скрываться в том, что он чем-то напоминает вам ранее знакомого очень неприятного человека, воспоминание о котором сохранилось лишь в бессознательной памяти.
Бессознательным может быть мышление. Это особенно ярко проявляется при решении творческих задач или при так называемых мозговых штурмах. Бессознательной речью является наша внутренняя речь, которая в состоянии бодрствования не прерывается, но осознается нами очень редко.
Подводя итог, можно сказать, что в зону ясного осознания человека попадают объекты или ситуации, препятствующие выполнению цели, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения. Но, как только решение принято и затруднение устранено, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание становится свободным для разрешения следующих проблемных ситуаций. Например, обычно процесс ходьбы не контролируется сознанием. Но если человек запнулся о камень или увидел перед собой лужу, т. е. возникли сигналы, привлекшие осознанное внимание, то сознание включается, чтобы проконтролировать процесс ходьбы, после чего она вновь продолжает осуществляться автоматически. Таким образом, в каждый момент времени лишь очень малая часть всех процессов регулируется осознанно. Однако сознание может оказывать влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное же объединяет все те механизмы, которые обусловливают регуляцию поведения, не нуждающегося в непосредственном участии сознания.
Итак, из приведенных выше описаний проявлений феномена бессознательного следует, что никак нельзя отождествлять психику с сознанием. Присутствие в ней обширной сферы бессознательного неоспоримый факт. Но ученые разных областей человекознания не сразу пришли к пониманию этого.
Философию бессознательного создал немецкий философ XIX в. Э. Гартман. До него в философии господствовала точка зрения Р. Декарта о том, что сознание является единственной формой духовной жизни. В 1910 г. в Бостоне состоялось I Международное совещание, посвященное проблемам бессознательного. Уже к этому времени ученые поняли, что бессознательное является фактором, который необходимо принимать во внимание при анализе самых различных психологических и психиатрических проблем: поведения, клинических случаев, природы эмоций, творчества, взаимоотношений между людьми. Но тогда бессознательное только лишь указывалось учеными в качестве объясняющего фактора многих психических явлений, но подходов к его осмыслению, раскрытию его особенностей и закономерностей действия они предложить не могли. Ситуация коренным образом изменилась только после появления трудов З. Фрейда. Именно ему удалось начать новую эру в изучении бессознательного.
В современном научном понимании проблемы бессознательного можно выделить два основных направления: теорию психоанализа, основоположником которой стал З. Фрейд, и теорию психологической установки Д. Н. Узнадзе. Эти подходы различаются взглядами на взаимодействие бессознательного с сознанием и психикой в целом. Психоаналитическая теория противопоставляет сознательное бессознательному и рассматривает их как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в своей основе идею целостной психики, опираясь на представление о единстве человеческой личности. Рассмотрим подробнее оба этих направления, чтобы составить более полное представление о данной проблеме.
З. Фрейд сравнивал сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все психические явления. К ней примыкает узкий коридор. На пороге между передней и коридором стоит на посту страж, который не только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решает вопрос, пропустить или нет его в коридор. Причем, даже если оно пропускалось, то это еще не означало, что оно непременно станет сознательным. Это произойдет лишь в том случае, если данное психическое явление привлечет к себе внимание сознания, расположенного в дальнем конце коридора. Таким образом, согласно этой метафоре передняя обитель бессознательного, коридор вместилище подсознания и только маленькая келья в конце коридора принадлежит сознанию, которое, находясь на задворках бессознательного, выступает в роли наблюдателя. Позднее Фрейд несколько изменил представление о структуре психики. Он выделил три уровня: «ид» («оно»), «эго» («я») и «супер-эго» («сверх-я»). Бессознательное «ид» предстает у Фрейда в качестве того глубинного слоя психики, в недрах которого зарождаются все психические явления. Сознательное «эго» выступает в качестве посредника между «ид» и внешним миром, «супер-эго» олицетворение совокупности социальных требований, морально-этических и культурно-исторических норм. Теперь в качестве образной схемы он приводил пример всадника на коне. «Эго» пытается подчинить себе «ид», как всадник более сильного, чем он, коня. Если всадник пойдет на поводу у неукротимого коня, то сознание фактически подчинится воле бессознательного, создавая лишь видимость своего превосходства. Столь же сложны отношения между «эго» и «супер-эго». В результате сознание может оказаться зажатым в тисках между двумя соседними уровнями.
Фрейд внес существенный вклад в исследование бессознательного в преломлении личности человека. Понятие личностного бессознательного подразумевает те интересы, потребности и другие личностные черты, наличия которых у себя человек не осознает, но которые ему присущи и во многом определяют его поведение, проявляясь в различных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
Существуют три группы таких явлений.
1. Явления, связанные с восприятием, воображением, памятью. Сюда относятся сновидения, мечты, грезы. Сновидения представляют наибольший интерес среди явлений данной группы. По мнению Фрейда, содержание сновидений в большинстве случаев обусловлено неудовлетворенными желаниями и потребностями человека. Неудовлетворенность порождает напряжение, а сновидение является способом устранения напряжения путем реализации желаний в символической, сновидческой форме. Если желаемые формы поведения неприемлемы для человека на сознательном уровне, то их явное проявление даже во сне не допускается усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Сознание и бессознательное вступают в противоборство. И тогда бессознательное действует «в обход» цензуры, зашифровывая содержание сновидений, запутывая его, выдвигая на первый план второстепенные детали сновидения, а основное скрывая в тени. Психоанализ практикует методику толкования таких сновидений, позволяющую выводить на уровень осознания скрытые, бессознательные мотивы человека. Только таким образом можно избавиться от проблем, вызванных этими скрытыми мотивами.
2. Группа ошибочных действий. Сюда входят оговорки, описки, ошибки при написании слов, неправильное понимание их при слушании. Согласно представлениям Фрейда в подобных явлениях проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Ошибочные действия, как и сновидения, возникают при столкновении бессознательных намерений человека с сознательно поставленной целью поведения, в случае, если она находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда бессознательное одерживает победу, то возникают оговорка, описка, ошибка.
3. Группа непроизвольных забываний. Это может быть забывание имен, намерений, обещаний, событий и прочих явлений, связанных с неприятными переживаниями человека. В данном случае срабатывает один из защитных механизмов механизм вытеснения неприемлемых для человека воспоминаний, мыслей, переживаний в сферу бессознательного.
На защитных механизмах следует остановиться немного подробнее. Помимо упомянутого уже вытеснения, существуют механизмы замещения, идентификации, проекции, регрессии и др.
Замещение бывает двух видов: замещение объекта и замещение потребности. Замещение объекта выражается в перенесении негативных реакций с объекта, их провоцирующего, на объект, не причастный к конфликтной ситуации. Это происходит, когда «нужный» объект недоступен в силу своего социального статуса или иных причин. Так, гнев, предназначенный начальнику, часто изливается на членов семьи. Второй вид представляет собой изменение позитивного чувства, не находящего подкрепления, на противоположное при сохранении объекта (например, безответная страсть сменяется ненавистью). В обоих случаях замещение происходит неосознанно. Защитные эффекты при этом достигаются за счет разрядки напряжения.
Идентификация неосознанное отождествление субъектом себя со значимым для него человеком. Если этот человек представляет собой угрожающий авторитет (например, строгий родитель для маленького ребенка), то беспокойство преодолевается путем присвоения субъектом некоторых черт этого значимого другого.
Проекция механизм противоположного свойства. Здесь субъект неосознанно приписывает собственные неприемлемые для него на сознательном уровне черты другому человеку или группе людей.
Регрессия бессознательный переход в случае сильных стрессовых ситуаций к инфантильным моделям поведения, соответствующим более ранним уровням развития субъекта. При этом притупляется чувство ответственности или вины, и субъект начинает чувствовать себя более комфортно (например, как в детстве, когда ему ни за что не надо было отвечать).
Далее рассмотрим теорию психологической установки. Она разработана грузинским психологом Д. Н. Узнадзе и его сотрудниками. Понятие установки играет важную роль в психологии, поскольку проявления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Понятие установки является центральным в теории Узнадзе. Оно выступает в качестве объяснительного принципа многих психических явлений. Установка рассматривается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней определяющую роль.
Установка это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном аспекте. В отличие от навыка, который относится к периоду осуществления действия, установка относится именно к периоду, который ему предшествует. Существует множество фактов проявления установки. Человек, боящийся пройти по спортивному бревну, имеет соответствующую моторную установку и, вероятнее всего, потеряет равновесие. Хотя, если бы мелом на полу ему начертили полосу такой же ширины, он спокойно прошел бы по ней. Или если человеку предложить прочитать ряд слов, первые пять из которых будут английскими, а затем вперемешку с английскими словами будут слова, написанные русскими буквами, но такими, которые не отличаются написанием от латинских (как, например, «ХАКЕР», «ВЕСНА», «РОСА»), он наверняка будет пытаться прочитать их как английские («ксейкеп» и т. д.), несмотря на явную абракадабру. Это срабатывает ментальная установка. Приведенные примеры относятся к так называемым ошибкам установки классу явлений, наиболее ярко иллюстрирующих ее действие. Однако, как правило, установки бывают верными (на определенные физические, профессиональные, умственные и иные действия). В таких случаях человек, обладающий установкой, более других готов к совершению соответствующего действия, а следовательно, выполняет его более качественно.
Не все установки являются неосознаваемыми. Можно сознательно готовиться к встрече с чем-то устрашающим и встретить его во всеоружии. Но можно сидеть в темной комнате и под воздействием неосознанных страхов и тревог «услышать» в безобидных шорохах листвы за окном шаги крадущегося грабителя.
Неосознанные установки представляют наибольший интерес для исследования, чтобы понять механизм воздействия неосознанных проявлений на поведение человека. Поэтому именно их изучение послужило отправной точкой для обширных исследований и экспериментов в рамках теории Д. Н. Узнадзе. Вместе с сотрудниками он подробно изучил условия возникновения иллюзий для различных типов анализаторов моторных, тактильных, зрительных и т. п. В результате экспериментов ученые смогли убедиться, что установки в предлагаемых ситуациях были действительно неосознаваемыми.
Д. Н. Узнадзе придал огромное значение этим результатам. На их основании был сделан вывод о существовании особой, «досознательной», формы психики. По мнению сторонников теории установки, это ранняя ступень развития любого сознательного процесса.
Школа Д. Н. Узнадзе признает заслуги Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным. Однако ее представители критикуют его учение за рассмотрение бессознательного лишь в частных аспектах. Они полагают, что бессознательное в понимании Фрейда более подходит для рассмотрения клинических случаев, но не объясняет поведение в целом. В теории установки преодолена узость взглядов сторонников психоаналитического подхода бессознательное в ней рассматривается как основа внешней и внутренней активности человеческой психики.
Теории Узнадзе соответствует представление о том, что бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок. После того как установка срабатывает в воздействии на поведенческую реакцию, она отступает «на задний план», а на ее месте возникает другая, соответствующая удовлетворению очередной потребности.
В современной психологии выделяют понятия бессознательного, подсознательного и надсознательного.
Бессознательное такое содержание психики, которое ни при каких условиях не может быть осознано.
Подсознательное это те представления, желания, эмоции, воспоминания, которые в силу каких-либо обстоятельств перешли из сознания в бессознательное. Но при наличии определенных условий (например, под воздействием стресса или в постгипнотическом состоянии) они могут опять переместиться на сознательный уровень. В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т. д.).
Надсознательное также область бессознательного. Это усвоение социального опыта, норм и ценностей данного общества или группы людей, культуры, идеологии, стереотипов поведения и пр. Происходит оно не только на уровне сознания. Менталитет представителя конкретной общности людей часто срабатывает на уровне неосознаваемых установок. Понятием «менталитет» в психологии обозначают то содержание общественного сознания данного социума, которое остается в нем «за вычетом» общечеловеческих ценностей и норм. Часто этот «остаток» не успевает изменяться вслед за развитием общества и представляет собой отголоски косных традиций, ханжеской морали. Именно менталитет является основой надсознательного. Понятие надсознательного близко по смыслу понятию «супер-эго».
Бессознательное состояние | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)
Бессознательное состояние , более точно называемое потерей сознания или отсутствием сознания, представляет собой резкое изменение психического состояния, которое включает полное или почти полное отсутствие реакции на людей и другие раздражители окружающей среды. Нахождение в коматозном состоянии или коме является иллюстрацией бессознательного состояния. Обморок из-за падения артериального давления и уменьшения снабжения мозга кислородом является иллюстрацией временной потери сознания. Потеря сознания должна , а не следует путать с измененными состояниями сознания, такими как делирий (когда человек сбит с толку и лишь частично реагирует на окружающую среду), нормальный сон, гипноз и другие измененные состояния, при которых человек реагирует на раздражители.
Потерю сознания следует , а не путать с понятием психоаналитического бессознательного или когнитивных процессов (например, имплицитного познания), происходящих вне сознания.
Потеря сознания может наступить в результате черепно-мозговой травмы, гипоксии головного мозга (например, вследствие инфаркта мозга или остановки сердца), тяжелого отравления лекарственными средствами, угнетающими деятельность центральной нервной системы (например, алкоголем и другими снотворными средствами). или седативные препараты) и другие причины.
Право и медицина
В юриспруденции бессознательное состояние может давать обвиняемому по уголовному делу право на защиту автоматизма, извиняющее условие, которое позволяет обвиняемому утверждать, что он не должен нести уголовную ответственность за то, что в противном случае было бы действиями или бездействием, которые нарушили закон. Суды призваны рассмотреть вопрос о том, может ли «засыпание» (особенно за рулем или во время любой другой важной для безопасности деятельности) быть приемлемой защитой, поскольку естественный сон редко одолевает обычного человека без предупреждения; однако инциденты, связанные с эпилептическими припадками, неврологическими дисфункциями и лунатизмом, могут считаться приемлемыми состояниями извинения, поскольку невозможно предвидеть потерю контроля. Для подробного обсуждения см. автоматизм (прецедентное право).
С другой стороны, человек, находящийся в менее чем полном сознании, не может дать согласие ни на что. Это актуально в случае сексуального поведения (недопустимого с таким лицом), а также в случае информированного согласия пациента на начало или прекращение лечения, эвтаназию.
См. также
- Кома
- Черепно-мозговая травма
- Сознание
- Сон
- Гипноз
- Не реанимировать
- Живая воля
- Затемнение на мелководье
de:Bewusstseinsstörung nl: Бевустелоушид ru:Бессознательное fi: Таюттомуус {{ruWP|Бессознательное состояние
Наше бессознательное правит? — Британское психологическое общество
Существует множество Больших идей, в которых упор делается на перенос ответственности за контроль с сознательного человека на наше бессознательное. К ним относятся:
I Много думать — плохо; Интуитивное мышление — это хорошо.
I Бессознательное мышление – это плохо; Думать осознанно лучше.
I Наш мозг контролирует нас; У нас нет сознательного контроля над собой.
Эти большие идеи стали достоянием общественности благодаря научно-популярным книгам, таким как «Риск» (Гарднер, 2008 г.), «Кто главный» (Газзанига, 2011 г.), «Блинк» (Гладуэлл, 2007 г.), «Я-иллюзия» (Капюшон (2012 г.), Мышление, быстрое и медленное (Kahneman, 2011), «Решающий момент» (Lehrer, 2009) и «Подталкивание» (Thaler & Sunstein, 2008). большие идеи часто подтверждаются одними и теми же цитируемыми данными из нескольких ключевых психологических исследований.Этот вопрос будет в центре моего критического обсуждения.
Тяжело думать — плохо; Интуитивное мышление — это хорошо
Существует множество областей психологии, включая суждения и принятие решений, а также рассуждение, которые показали, что, когда дело доходит до сложных решений, которые требуют от нас внимания к большому количеству информации или уделения внимания определенным типам информации, которую может быть трудно описать, нам лучше основывать наши решения на нашей интуиции (т.е. интуиции) (Dijksterhuis et al. , 2006). Общее утверждение состоит в том, что мы можем «переосмыслить» свой выбор, и это приводит к неправильным решениям, суждениям и выводам. Этот момент также распространяется на высококвалифицированное двигательное поведение, например, у опытных игроков в теннис или гольф, которые задыхаются в результате преднамеренного анализа внутренних процессов, а не просто позволяют своему интуитивному разуму выполнять работу (Bell & Hardy, 2009).). Это пример, в котором много думать менее эффективно, чем вообще не думать, и где ощущение того, что что-то правильно, является лучшим индикатором того, что нужно делать, чем знание того, почему это может быть правильным.
У нас действительно есть очень сложный бессознательный механизм, способный абстрагироваться и интегрировать большое количество информации, которую трудно оценить сознательно. Таким образом, если бы мы сели и попытались сознательно взвесить все «за» и «против», а затем попытались выбрать наилучший вариант, мы оказались бы в худшем положении, чем если бы предоставили это нашему бессознательному мышлению. Dijksterhuis и его коллеги (2006) показали, что по мере того, как вы увеличиваете количество информации, которую вам нужно учитывать для принятия решений, вам лучше не думать слишком много, потому что чем сложнее материал, тем сложнее он для вашей памяти. и процессы внимания. Преимущество бессознательной системы в том, что она не требует много памяти или внимания, что делает ее сверхэффективной. Это также означает, что он может быстро и точно обрабатывать большой объем информации. Итак, у нас есть доказательства существования двух разных разумов, одного быстрого, другого медленного. Один требует многого от процессов внимания и памяти, а другой — нет (Kahneman, 2011).
Проблема в том, что данные Dijksterhuis et al. (2006), которые приводились в поддержку первой Большой идеи, не очень надежны. Начнем с того, что во многих случаях не удается воспроизвести эффект «обсуждения без внимания», описанный Dijksterhuis et al. (2006) (например, Aczel et al., 2011; Acker, 2008; Calvillo & Penaloza, 2009; Gonzalez-Vallejo et al. , 2008; Mamede et al., 2010; Newell et al., 2009; Payne et al. , 2008 г., Рей и др., 2008 г., Торстейн и Уитроу, 2009 г., Варокье и др., 2009 г., 2010) Более того, неудачные повторения в лучшем случае показывают, что бессознательное мышление (при условии, что именно оно и проверялось) не имеет преимущества перед сознательно принимаемыми решениями. Таким образом, сообщение из подавляющего числа попыток воспроизвести доказательную поддержку Большой Идеи 1 заключается в том, что когда дело доходит до важных решений или вообще любых решений в этом отношении, сознательная мысль работает намного лучше.
Конечно, многие скажут, что даже если экспериментальная лабораторная работа проблематична, в реальном мире есть много примеров принятия решений, в которых инстинкт оказывается определяющим фактором в опыте. Это подробно обсуждалось журналистом Gladwell (2007) и психологом Gary Klein (см. Kahneman & Klein, 2009).). Но и здесь есть проблемы. Что такое инстинктивное принятие решений и что такого в процессе, который является инстинктивным? Нет хорошего определения. Помимо этой проблемы, мы не знаем, как часто эксперты (например, пожарные, врачи, пилоты, операторы атомных электростанций) принимают кажущиеся инстинктивными (скажем, быстрые) решения в ситуациях с высокими ставками, которые приводят к хорошие результаты. Хотя они могут принимать правильные решения быстро, казалось бы, не задумываясь, они также могут принимать инстинктивные, но катастрофические решения, которые уносят жизни (Johnson, 2003). Так что на инстинктивное мышление полагаться не стоит.
Кроме того, гораздо менее сенсационное и более интуитивное утверждение, которое получает устойчивую поддержку в психологии с 1960-х годов, заключается в том, что чем больше умственной практики люди посвящают сложным задачам, тем больше они улучшают свои результаты (Richardson, 1967). Полученные данные показывают, что мысленная практика (репетиция планов действий: Hegarty, 2004) и ментальная симуляция (подготовка путем воображения различных альтернатив, последствий различных результатов действий и решений: Taylor et al. , 1998) улучшает физическую активность (например, баскетбол, футбол, гимнастику, теннис, поднятие тяжестей) и умственную деятельность (например, выполнение хирургических процедур, посадку самолетов, проведение клинических оценок) (Baumeister et al., 2011; Coffman, 1990; Driskell et al. , 1994; Севдалис и др., 2013). На сегодняшний день самые достоверные данные показывают, что для принятия лучших решений в сложных ситуациях мы не должны полагаться на так называемые бессознательные процессы. Сознательная мысль 1, Бессознательная мысль 0?
Бессознательное мышление — это плохо; Думать осознанно лучше
Когда дело доходит до принятия решений, есть три типа доказательств, которые дразнят психологов, нейробиологов и других, заставляя относиться к бессознательному как к доминирующей системе, что ведет нас в неправильном направлении. Во-первых, очень быстрые решения часто приводят к ошибкам. Исследователи, занимающиеся принятием решений, иногда называют эти типы решений автоматическими или бессознательными, но, к сожалению, не хватает точности в точном определении того, что является автоматическим или бессознательным (Osman, 2013). Во-вторых, есть распространенные быстрые решения, ошибочно принимаемые под давлением (т. е. когда время на ответ ограничено, а внимание перегружено). В-третьих, трудно сформулировать обоснование быстрых решений. По сути, Большая идея 2 основана на утверждении, что мы часто принимаем быстрые решения, основываясь на крошечной доле релевантной информации в любой момент времени, потому что мы ограничены во времени, и часто это заставляет нас выбирать варианты, которые вредны для нас (т. е. нездоровые, неоптимальный, недальновидный, опасный, рискованный).
Основная проблема с Большой идеей 2, как и с Большой идеей 1, заключается в том, что у нас нет данных о частоте принятия неверных решений в результате того, что можно было бы считать бессознательным, и, следовательно, о причинах ошибок. в принятии решений от тех, которые были приняты быстро, могли быть многогранными, и не только потому, что они были результатом бессознательного. Некоторые предполагают, что существуют ситуационные факторы и психологические факторы, которые приводят к склонному к ошибкам бессознательному принятию решений, которые я сейчас рассмотрю.
Ситуационные факторы
Порождает ли фамильярность презрение? Быть хорошо знакомым с ситуацией означает, что мы можем определить важные детали, которые можно использовать для оценки ситуации, и это также может напомнить нам о прошлых подобных ситуациях, в которых мы были раньше. В результате, если мы можем оценить без особой оценки детали ситуации, чтобы обосновать наши решения, то нам не нужно слишком тщательно проверять решения, действия и планы, которые мы реализуем в этой ситуации. По сути, ошибки в принятии решений часто возникают, когда мы упускаем из виду жизненно важную информацию, или предпочитаем сосредоточиться на неверной или не относящейся к делу информации, или делаем гораздо больше предположений о ситуации, чем это оправдано.
Так что да, фамильярность может породить презрение, по крайней мере, с точки зрения результатов поспешных решений. Но знакомство является отличительной чертой обучения, и есть много других хороших быстрых решений, принятых в результате пребывания в знакомой ситуации. Учитывая разнообразие контекстов принятия решений, в которых мы находимся каждый день, и многие тысячи быстрых решений, которые мы принимаем (Osman, 2014), а также множество основных различий в системах обработки информации, которые обеспечивают быстрое принятие решений, мы просто недостаточно продвинуты. в нашем исследовании, чтобы убедительно сказать, что только потому, что ситуация знакома (или даже незнакома), мы можем предсказать более плохое быстрое принятие решения.
Психологические факторы: горячее и холодное мышление
Связь между быстрыми решениями и эмоциями часто устанавливается. Нет четких доказательств того, что принимать решения, основанные на эмоциональных состояниях, однозначно плохо или однозначно хорошо, равно как и говорить, что быстрые решения в целом — это хорошо или плохо. Опять же, нет реального согласия относительно ключевой основы для быстрых решений с небольшим обдумыванием без участия эмоций (холодные решения) и с участием эмоциональных состояний (горячие решения). Это связано с тем, что существуют разные факторы, побуждающие к быстрому принятию решений в одних ситуациях (решить, стоит ли потратиться на вкусную еду или отложить деньги на черный день), и разные факторы, побуждающие к быстрым решениям в других ситуациях (например, разговор с двумя людьми). друзей и выяснить, как утихомирить только что начавшийся между ними спор).
Если мы предположим, что опыт позволяет нам принимать быстрые решения, которые иногда приводят как к ошибкам, так и к успеху, и этот опыт приобретается в результате тренировок и размышлений, то тренировки с помощью мысленного моделирования и мысленной практики также могут помочь нам преодолеть ошибки, которые мы совершаем. лицо, так же как это может помочь нам улучшить процесс принятия решений (Osman, 2014).
Сознательная мысль 2, Бессознательная мысль 0?
Наш мозг управляет нами
Работа Бенджамина Либета (1985) оказало одно из самых значительных влияний на дебаты о свободе воли и контроле. Его работа показала, что вместо того, чтобы наши намерения вызывали наши действия, наши бессознательные мозговые процессы инициируют действия еще до того, как мы собирались действовать. Проще говоря, мозг делает выбор за нас, и только потом мы сознательно догоняем то, что сделали. С помощью серии элегантных экспериментов Либет смог это показать. Один из самых известных — электроды ЭЭГ (электроэнцефалограммы), прикрепленные к скальпу людей. Они измеряли нейронную активность в коре головного мозга и использовали таймер осциллографа, который преобразует электрические сигналы, чтобы их можно было отобразить на экране. Задача для человека была проста. Все, что им нужно было делать, это наблюдать за вращающейся точкой на часах и шевелить пальцем, когда им захочется. Кроме того, после того, как точка остановилась в произвольной точке, они должны сказать, где была точка на часах, когда у них было намерение пошевелить пальцем. Либет показал, что «свободное» сознательное намерение поднять палец возникает примерно за 200 миллисекунд до фактического движения пальца. Но ключевой момент заключается в том, что за 500 миллисекунд до фактического акта движения пальца в моторной коре возникает нейронная активность. То есть подготовка к движению пальца в других областях мозга происходит даже раньше, чем когда у нас есть сознательный опыт, что мы намерены двигать пальцем.
Из этой очень простой демонстрации Либет смог доказать, что сознание — это поздний процесс, потому что требуется время, чтобы вызвать необходимую нейронную активность, чтобы позволить ему произойти, и поэтому мозг готовится к действиям намного раньше, чем наши намерения и решения действовать . Единственное реальное применение сознания — это право вето: предотвращение действий. Таким образом, сознание на самом деле является «свободной волей», а не свободной волей.
Стоит иметь в виду, что есть некоторые демонстрации, которые показывают, что изменение формата эксперимента Либета может показать, что сроки намерения и действия на самом деле идеально совпадают (Miller et al., 2011). Другими словами, наши намерения являются факторами, которые вызывают наши действия. Однако с установкой Либета связана еще более глубокая проблема, заключающаяся в том, что за «свободным» действием по шевелению пальцем нет фактического стимула или мотивации. Также нет никаких последствий для предпринятых действий. Это ни на что не влияет, нет внутренней награды и нет реальной причины поднимать палец или нет. Таким образом, условия эксперимента и, в свою очередь, сами результаты не имеют большого значения почти для всех ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в реальном мире. Как правило, наши действия: (а) имеют последствия, (б) связаны с вознаграждением или наказанием и (в) являются целенаправленными. Произвольное действие на самом деле не является свободой воли в том смысле, в каком мы обычно хотели бы, чтобы это означало, то есть свободой выбора между важными для нас вариантами.
Произвольный выбор: «Сначала надеть носок на правую ногу или на левую?». На мои действия не возлагается ответственность и нет никаких последствий, за исключением того, что одна нога может быть немного холоднее другой в течение короткого промежутка времени. Даже если эксперименты типа Либета могли бы показать, что моя моторная кора действительно принимала решение о таком произвольном действии (например, сначала надеть правильный носок), пусть будет так. В лучшем случае, если результаты действительно верны, все, что они предполагают, это то, что для действий без последствий случайные колебания нейронной активности накапливаются таким образом, что вызывают одно действие над другим, точно так же, как подбрасывание монеты. Но если моя моторная кора принимает решение за 300 миллисекунд или даже за 10 секунд до действия или решения, которое влечет за собой будущие последствия, например, где купить дом или в какую школу пойдут дети, то я беспокоюсь.
На данный момент, как утверждали многие известные нейробиологи, психологи и философы, каким бы замечательным ни было открытие Либета, оно не подрывает нашу свободу воли или наш контроль. Сознательная мысль 3, Бессознательная мысль 0?
Прощальный комментарий
Возможно, мы не хотим этого слышать, потому что мы всегда ищем короткие пути. Но вывод значительного количества исследований заключается в том, что сознательная обработка играет основную роль в поддержке принятия нами решений и действий, которые мы планируем предпринять, когда хотим достичь цели. Самый эффективный способ сделать выбор — это продумать последствия наших действий и оценить информацию из ситуации, а также оценить собственные мотивы. Когда дело доходит до контроля над внешними ситуациями, а также самоконтроля, мы должны принять мнение, что наш сознательный разум находится на переднем крае, а не на заднем плане. Когда мы примем это, в результате у нас будет больше контроля.
Я оставляю вас с последней мыслью: почему такая сложная система, как наше сознание, все еще существует, чтобы мы могли принимать решения и планировать действия, если эволюция не выбрала ее в качестве эффективной и необходимой части познания?
Магда Осман
— старший преподаватель психологии Лондонского университета королевы Марии. Новые данные о бессознательном и сознательном мышлении при принятии решений: дополнительные эмпирические данные и метаанализ. Суждения и принятие решений, 3, 292–303.
Аксель, Б., Лукач, Б., Комлос, Дж. и Эйткен, М. (2011). Бессознательная интуиция или сознательный анализ? Критические вопросы для парадигмы размышления без внимания. Суждения и принятие решений, 6, 351–358.
Баумайстер, Р., Масикампо, Э. и Вос, К. (2011). Осознанные мысли вызывают поведение? Ежегодный обзор психологии, 62, 331–361.
Белл, Дж.Дж. и Харди, Дж. (2009). Влияние концентрации внимания на результативность игры в гольф. Журнал прикладной спортивной психологии, 21, 163–177.
Кальвильо, П., и Пеналоза, А. (2009). Сложные решения лучше оставить для бессознательного? Дальнейшие неудачные повторения эффекта размышления без внимания, Judgment and Decision Making, 4, 509–517.
Коффман, Д.Д. (1990). Влияние умственной практики, физической практики и знания результатов на игру на фортепиано. Журнал исследований в области музыкального образования, 38 (3), 187–196.
Дейкстерхуис, А., Бос, М.В., Нордгрен, Л.Ф., и ван Баарен, Р. Б. (2006). О правильном выборе: Эффект обдумывания без внимания. Наука, 311, 1005–1007.
Дрискелл, Дж. Э., Коппер, К. и Моран, А. (1994). Улучшает ли умственная практика производительность? Журнал прикладной психологии, 79, 481–491.
Гарднер, Д. (2009). Риск: наука и политика страха. Лондон: Рэндом Хаус.
Газзанига, М.С. (2011). Кто главный?: Свобода воли и наука о мозге. Нью-Йорк: Экко.
Гладуэлл, М. (2007). Блинк: сила мышления без размышлений. Нью-Йорк: Книги Бэк-Бэй.
Гонсалес-Валлехо, К., Ласситер, Г.Д., Беллеза, Ф.С. и Линдберг, MJ (2008). «Возможно, спасти ангелов»: критическое исследование теории бессознательного мышления и эффекта размышления без внимания. Обзор общей психологии, 12, 282–29.6.
Хегарти, М. (2004). Механическое рассуждение посредством мысленного моделирования. Тенденции в когнитивных науках, 8, 280–285.
Худ, Б. (2012). Самоиллюзия: как социальный мозг создает идентичность. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Джонсон, К. (2003). Отказ в критически важных для безопасности системах: справочник по авариям и сообщениям об инцидентах. Глазго: Университет Глазго Press.
Канеман, Д. (2011). Мышление быстрое и медленное. Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру.
Канеман, Д. и Клейн, Г. (2009 г.). Условия для интуитивного опыта: отказ от несогласия. Американский психолог, 64, 515–526.
Лерер, Дж. (2009). Решающий момент: как мозг принимает решение. Эдинбург: Canongate Books.
Либет, Б. (1985). Бессознательная церебральная инициатива и роль сознательной воли в произвольных действиях. Behavioural and Brain Sciences, 8, 529–566.
Мамеде, С., Шмидт, Х., Рикерс, Р. и др. (2010). Сознательная мысль побеждает обдумывание без внимания при принятии диагностических решений: по крайней мере, когда вы являетесь экспертом. Психологические исследования, 74, 586–59.2. Миллер, Дж., Шепердсон, П. и Трейена, Д. (2011). Влияние мониторинга часов на электроэнцефалографическую активность: является ли бессознательное начало движения артефактом часов? Психологическая наука, 22, 103–109.
Newell, B.R., Wong, K.Y., Cheung, C.H.J. и Раков, Т. (2009). Думаете, моргать или спать на нем? Влияние способов мышления на принятие сложных решений. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии, 62, 707–732.
Осман, М. (2013). Тематическое исследование: теории двойного процесса высшего познания — комментарий к Evans & Stanovich (2013). Перспективы психологической науки, 8, 248–252.
Осман, М. (2014). Перспективное: психология агентства и контроля. Лондон: Палгрейв-Макмиллан.
Пейн, Дж. В., Сампер, А., Беттман, Дж. Р. и Люс, М. Ф. (2008). Граничные условия для бессознательного мышления при принятии сложных решений. Психологическая наука, 19, 1118–1123.
Рей, А., Гольдштейн, Р.М. и Перруче, П. (2009). Улучшает ли бессознательное мышление процесс принятия сложных решений? Психологические исследования, 73, 372–379.
Ричардсон, А. (1967). Умственная практика: обзор и обсуждение II. Research Quarterly, 38 (2), 263–273.
Севдалис, Н., Эйдан Моран, Б. А., Си, Ф.П. и Арора, С. (2013). Умственные образы и применение умственной практики в хирургии: современное состояние и будущие направления. В С. Лейси и Р. Лоусон (ред.) Мультисенсорные образы (стр. 343–363). Нью-Йорк: Спрингер.
Тейлор, С.Э., Фам, Л.Б., Ривкин, И.Д. & Броня, Д.А. (1998). Использование воображения: мысленное моделирование, саморегуляция и преодоление трудностей. Американский психолог. 53, 429–439.
Талер, Р. Х. и Санстейн, Ч. Р. (2008). Подталкивание: улучшение решений о здоровье, богатстве и счастье. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
Торстейнсон, Т. и Уитроу, С. (2009). Превосходит ли бессознательная мысль сознательную мысль при принятии сложных решений? Дальнейшее обследование. Суждения и принятие решений, 4, 235–247.
Варокье, Л., Маркиори. Д., Кляйн О. и Клиреманс А. (2009). Методологические ловушки парадигмы бессознательного мышления. Суждения и принятие решений, 4, 601–610.
Варокье, Л., Маркиори. Д., Кляйн О.