Физиология высшей нервной деятельности. Учение об условных рефлексах
Российские нобелевские лауреаты: Иван Петрович ПАВЛОВ |
Академик Иван Петрович ПАВЛОВ |
Путь в науку |
Физиология кровообращения |
Физиология пищеварения |
Физиология высшей нервной деятельности. Учение об условных рефлексах |
Социально-политические взгляды И.П. Павлова |
Личность И. П. Павлова. Свидетельства современников |
Традиции |
Заключение |
Путь И.П. Павлова к Нобелевской премии |
Физиология как экспериментальная наука |
Учителя, наставники и предшественники |
В университете |
Филипп Васильевич Овсянников (1827–1906) |
Николай Игнатьевич Бакст (1842–1904) |
Илья Фаддеевич Цион (1842–1912) |
Константин Николаевич Устимович (1838 – после 1917) |
В Бреслау у Гейденгайна |
Сергей Петрович Боткин (1832–1889) |
Докторская диссертация |
Рудольф Гейденгайн (1834–1897) |
Карл Людвиг (1816–1895) |
Клод Бернар (1813–1878) |
После заграницы |
Врач для командировок |
«Год Великого перелома» |
Предыстория |
Хронический эксперимент |
Мнимое кормление |
Павловский желудочек |
Финишная прямая |
Конкуренты Павлова |
Экспертиза номинированных работ Павлова |
Письмо ректора Каролинского института |
Из воспоминаний Серафимы Васильевны Павловой |
Реакция прессы |
Нобелевская церемония |
Реакция физиологов на присуждение премии |
Денежная сумма премии и ее судьба |
Пожелания Альфреда Нобеля |
Переход к изучению высшей нервной деятельности |
Вторая Нобелевская попытка |
Досадный промах |
Павловские Колтуши |
Развитие исследований в Колтушах |
Заключение |
Увековечивание памяти Ивана Петровича Павлова |
100-летний юбилей И. П. Павлова: 1849-1949 |
Увековечивание памяти Ивана Петровича Павлова |
Страница 14
Учение об условных рефлексах
И.П. Павлов
«Пробная экскурсия физиолога в область психиатрии».
Статья. Автограф. 1-й лист.
[1920-е гг. ]
СПФ АРАН. Ф.259. Оп.1. Д.61. Л.1.
на контактные раздражители безусловным рефлексом, деятельность же слюнной железы, вызванную дистантными раздражителями (вид и запах пищи, обстановка) – условным рефлексом. Безусловные рефлексы видовые, характерны для всех животных данного вида, условные вырабатываются при определенных условиях, в результате личного опыта. Условные рефлексы осуществляются при участии коры головного мозга.
В лабораториях Павлова были изучены во всех деталях правила образования условных рефлексов: их специфические особенности, выработка в течение индивидуальной жизни, непостоянство, изменчивость в зависимости от факторов окружающей среды. Вместе взятые эти особенности условных рефлексов обеспечивают организму совершенную индивидуальную приспособленность. В условном рефлексе Павлов увидел механизм, благодаря которому расширяются возможности организма к бесконечному усовершенствованию. Индивидуальное приспособление, подчеркивал Павлов, существует на всем протяжении животного мира, условный рефлекс есть универсальное физиологическое явление.
На основе общих нейрофизиологических представлений в павловских лабораториях были изучены закономерности распространения и взаимодействия процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий мозга. Исходя из основных свойств нервных
Безусловные рефлексы и их классификации
- Главная ->
- Теория высшей нервной деятельности и сенсорных систем -> org/Breadcrumb»>Вопросы к экзамену
Безусловные рефлексы, становление которых завершается в постнатальном онтогенезе, являются генетически заданными и жестко подогнанными под определенные, соответствующие данному виду экологические условия. Врожденные рефлексы характеризуются стереотипной видоспецифической последовательностью реализации поведенческого акта. Они возникают при первой их необходимости, при появлении «специфического» для каждого из них раздражителя, обеспечивая тем самым неуклонность выполнения наиболее жизненно важных функций организма независимо от случайных, преходящих условий среды. Характерной особенностьюбезусловных рефлексов является то, что их реализация определяется как внутренними детерминантами, так и внешней стимульной программой.
Безусловные рефлексы саморазвития ориентированы на освоение новых пространственно-временных сред, обращены к будущему. К их числу относятся исследовательское поведение, безусловный рефлекс сопротивления (свободы), имитационный (подражательный) и игровой, или, как их называет П.
В. Симонов, рефлексы превентивной «вооруженности ».Особенностью группы безусловных рефлексов саморазвития является их самостоятельность; она не выводима из других потребностей организма и не сводится к другим мотивациям. Так, реакция преодоления преграды (или рефлекс свободы, по терминологии И.П. Павлова) осуществляется независимо от того, какая потребность первично инициировала поведение и какова цель, на пути к которой возникла преграда. Именно характер преграды (стимульно-преградная ситуация), а не первичный мотив определяет состав действий в поведении, которое способно привести к цели.
Удовлетворение самых различных потребностей оказалось бы невозможным, если бы в процессе эволюции не возникла специфическая реакция преодоления, рефлекс свободы. То, что животное сопротивляется принуждению, попыткам ограничить его двигательную активность, Павлов рассматривал значительно глубже, чем просто разновидность защитной реакции. Рефлекс свободы — это самостоятельная активная форма поведения, для которой препятствие служит не менее адекватным стимулом, чем корм для пищедобывательного поиска, боль для оборонительной реакции, а новый и неожиданный раздражитель для ориентировочного рефлекса.
Попыток описания и классифик. сложнейших инстинктов было сделанно много, и при этом пользовались различными кретериями: по характеру вызывающих их раздражителей, по их биологической роли, по порядку их следования в данном конкретном поведенческом акте. По мнению П.В. Симонова, освоению каждой сферы Среды соответствуют три разных класса рефлексов:
- Витальные
- Ролевые (социальные)
- Саморазвития(идеальные)
Первую самостоятельную группу рефлексов составляют витальные рефлексы, которые обеспечивают сохранение индивидуума и вида. Сюда относятся пищевой(стратегии питания накладывают существенный отпечаток на характер поведения), питьевой, регуляции сна, оборонительные (включая рефлекс «биологической осторожности» носят врожденный характер, но в своей реализации зависят от конкретных условий), рефлекс экономии сил и многие другие. Определяющими при этом являются два признака: 1) неудовлетворение соответствующей потребности ведет к гибели особи, и 2) удовлетворение потребности не требует участия другой особи того же вида. Параметры тех внешних объектов, которые могут удовлетворить соответствующую потребность уже у молодых животных, в большей своей части генетически заданы.
Вторую группу поведенческих реакций образуют ролевые (зоосоциальные) безусловные рефлексы, которые возникают только при взаимодействии с другими особями своего вида.
Эти рефлексы лежат в основе полового, родительского, территориального поведения, в основе феномена «сопереживания» (эмоционального резонанса) и формирования групповой иерархии. При этих формах поведения отдельная особь выступает в качестве брачного партнера, родителя или детеныша, хозяина территории или пришельца (интрудера), лидера или ведомого.
Любое взаимодействие между особями одного вида можно назвать общественным поведением. Но истинное сообщество — это нечто большее, чем супружеская пара или мать с детенышем. Оно представляет собой стабильную группу, члены которой поддерживают интенсивную коммуникацию и находятся в некоторых относительно постоянных отношениях друг с другом.
Третью группу поведенческих актов именуют безусловными рефлексами саморазвития. Сюда относятся разнообразные проявления ориентировочно-исследовательского поведения, рефлексы сопротивления (рефлекс свободы, по Павлову) и рефлексы превентивной «вооруженности» — имитационный и игровой. Для рефлексов саморазвития характерны два момента: 1) они не связаны с индивидуальной или видовой адаптацией к наличной, существующей в данный момент ситуации. Эти рефлексы обращены к будущему; 2) эти рефлексы самостоятельны, и невыводимы из других потребностей живого организма и несводимы к другим ранее упомянутым мотивациям.
Ассоциация стимулов в развитии и функционировании нервной системы
- Опубликовано:
- Р. Л. УОРРАЛЛ 1
Природа том 125 , страницы 927–928 (1930)Цитировать эту статью
18 доступов
Сведения о показателях
Abstract
Интересная связь обнаруживается между двумя современными концепциями нервной системы в ее развитии и функциях. В работах Павлова указывается, что функцией коры головного мозга является выработка условных рефлексов. Они вместе с безусловными рефлексами лежат в основе поведения животного. Условные рефлексы вырабатываются в связи с безусловными рефлексами; «их функция и угасание определяются (одним или несколькими) совпадениями во времени раздражения нижележащих рефлекторных центров с раздражением больших полушарий через соответствующие центростремительные нервы» («Лекции об условных рефлексах», стр. 74) . 9Связь раздражителей (вызывающих безусловные с вызывающими условные рефлексы) является основным фактором нервной деятельности животного. Например, звон колокольчика вызовет у собаки слюноотделение (условный рефлекс) при условии, что звук колокольчика ранее сопровождал контакт мяса со ртом собаки, вызывая слюноотделение (безусловный рефлекс). Именно одновременное или приблизительно одновременное появление различных раздражителей обусловливает образование условных рефлексов, составляющих поведение животных. Таким образом, функция коры головного мозга зависит от совпадения физических раздражителей.
Это предварительный просмотр содержимого подписки, доступ через ваше учреждение
Варианты доступа
Подписаться на журнал
Получить полный доступ к журналу на 1 год
199,00 €
всего 3,90 € за выпуск
Подписаться
Расчет налогов будет завершен во время оформления заказа.
Купить статью
Получите ограниченный по времени или полный доступ к статье на ReadCube.
32,00 $
Купить
Все цены указаны без учета стоимости.
Информация о авторе
Авторы и принадлежности
Королевское медицинское общество, 1 Улив Wimpole, W.1
R. L. Worrall
Authors
- R. L. worlall
Olce Publications
. Также 9002. Также 9002. этот автор в PubMed Google Scholar
Права и разрешения
Перепечатки и разрешения
Об этой статье
Комментарии
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь соблюдать наши Условия и правила сообщества. Если вы обнаружите что-то оскорбительное или не соответствующее нашим условиям или правилам, отметьте это как неприемлемое.
Глава шестая
Обучение Бихевиорист определение: относительно постоянное изменение поведения что исходит из опыта. (Учитывайте отвращение к вкусу) Когнитивные теоретики определение: процесс, посредством которого организмы создают относительно постоянные изменения в том, как они представляют окружающую среду, потому что опыта. (Поведение может или не может изменение.)Известная книга:
условных рефлексов (1927)Рефлексы определяются как простые, необученные реакции на раздражители.
Мясо является безусловным раздражителем
(UCS).Слюноотделение в ответ на мясо является
безусловным рефлекс или ответ (UCR).Колокольчик в паре с мясом —
условный раздражитель (УС).Слюноотделение в ответ на звонок – условная реакция
. рефлекс или ответ (CR).Склонность к условной реакции, вызываемой раздражители, аналогичные раздражителям, на которые реакция была условной.
См. стр. 239.
Обучение организма показывать выученная реакция в присутствии только одного из ряда сходных раздражителей, достигается за счет чередования раздражителей, но следования только одному раздражителю с безусловным раздражителем.
Согласно с бихевиористы, классическая процедура обусловливания, в которой ранее нейтральный раздражитель вызывает реакцию, вызванную условным раздражителем будучи в паре с этим
обусловленный стимул .См. стр. 240.
Адаптация к окружающей среде
Обусловленные эмоциональные реакции. См. случай Маленького Альберта (стр. 241), обучение фобии.
Лечение фобий:
систематический десенсибилизация – использование контробусловливания.
(стр. 241)наводнение — просто смирись с этим!
Реклама (Почему секс и юмор продать?)
Социальные Отношения и Поведение — Люди могут бурно реагировать на когда-то нейтральные объекты. Иммунный Система — Если ее можно ослабить кондиционер, можно ли аналогично усилить?
Контроль Хищники путем кондиционирования Taste Aversions
хлорид лития на агнца делает их больными.
Помощь раку Пациенты химиотерапии
обеспечивает цель козла отпущения для отвращения вкуса.
Поведение Организмы (1938) Операнты — спонтанно излучаемое поведение. арматура — увеличивают вероятность поведения, которому они следуют.
Голубь проекта — См. стр. 245.
Положительные подкрепления увеличить частоту операнта при представлении . Отрицательное подкрепление увеличить частоту операнта при удалении . (Не наказание!) Первичные подкрепления необразованы, т.е. еда, вода, секс или боль. Вторичные подкрепления усвоены или обусловлены, например $ или статус.Дискриминационные стимулы указывают, что имеется усиление. стр.250 .
Шейпинг способ обучения сложным поведения путем первых подкрепляющих приближений к целевому поведению. Зацикливаясь на этом. Time Out удаление организма из ситуации, в которой подкрепление доступно, когда нежелательное поведение показано.
Дети, которые физически наказанные менее склонны к выработке внутренних моральных норм.
Физический наказание связано с ухудшением детско-родительских отношений.
Физически наказываемые дети чаще проявляют агрессию по отношению к другим детям и вступить в преступную деятельность позже.
Физически наказываемые дети более склонны к насилию над своими супругами или собственными детьми как взрослые.
Наказание не предлагает альтернативы.
Выучивается различение.
Наказанный организм может уйти.
Негативная эмоциональная реакция вырабатывается путем Классическое кондиционирование.
Наказание может слишком обобщать.
Наказание может быть смоделировано.
Наказуемому поведению все равно учатся!
Сплошная арматура
Каждый правильный ответ поощряется
Частичное усиление
Не каждый правильный ответ подкрепляется
Интервальные графики
Расписание с фиксированным интервалом
График с переменным интервалом
Графики соотношения
График с фиксированным соотношением
График с переменным соотношением
Обучение биологической обратной связи является оперантом обусловленность непроизвольного поведения. Модификация поведения — приложение принципов обучения контролю поведения и устранению проблемы поведение. Token Economies усилить желательно поведения с жетонами (вторичные подкрепления). Эти можно потратить. Программированное обучение разбивает сложные задачи на простые шаги, каждый из которых подкрепляется. Ошибки игнорируются.
Проницательность — Опыт А-Ха. Скрытое обучение — Скрытое обучение, как в телевидении реклама и т. д. Теория непредвиденных обстоятельств