Безусловный рефлекс это: Что такое безусловный рефлекс? — Мед факты Ютеки

Содержание

Безусловный рефлекс, основные центры и механизмы его образования

Особенности безусловных рефлексов

Что такое безусловный рефлекс?

Определение 1

Безусловный рефлекс — это постоянная врожденная реакция организма на воздействия из вне, осуществляемая при помощи нервной системы и не связанная с необходимостью использования специфических условий для возникновения.

Отличительные характеристики безусловных рефлексов

Термин ввел в научный контекст известный физиолог И. П. Павлов. По мнению ученого, в случае, если на определенной рецепторной поверхности появляется раздражение, то это — ответ на воздействие окружающей среды. Кроме того, ученым был открыт противоположный рефлекторный эффект. Его суть в том, что для того, чтобы рефлекторный ответ сформировался, должны быть соблюдены определенные условия.

Физиологическая особенность безусловного рефлекса — в относительно постоянном характере. Возникновение безусловного рефлекса связано со соответствующими внешними и внутренними раздражителями: они проявляются на фундаментальных нервных связях, которые существуют в организме постоянно.

По этой причине безусловный рефлекс для каждого вида животных называется «видовым».

Формирование физиологической и биологической особенности безусловного рефлекса связана с целесообразными актами поведения. Происходит приспосабливание организмов к регулярно действующим факторам поведения.

Замечание 1

И. П. Павлов четко разграничивает рефлексы на 2 категории: условные и безусловные.

Низшая ступень нервной деятельности формируется комплексом безусловных рефлексов, которые сочетаются с высшей ступенью.

Задача безусловного рефлекса — определение нервных процессов, задающих направление внутреннему существованию организма.

Как проявляется эффект безусловных рефлексов:

  • в обеспечении взаимодействия органов и процессов внутри организма;
  • в получении человеком и животными возможности обеспечивать процесс протекания жизненных процессов точностью и устойчивостью;
  • в основном принципе условных рефлексов — интеграции деятельности организма или саморегуляции физиологических функций.

Центры образования безусловных рефлексов

Классификация безусловных рефлексов

В основе классификации безусловных рефлексов лежат специфическое действие раздражителя и биологический смысл ответной реакции, которая появляется в процессе его действия.

Существуют следующие виды рефлексов:

  • пищевой. Он возникает как ответная реакция на раздражение пищевых рецепторов языка. Со временем раздражение затрагивает разветвленные нервные сети пищевого центра в центральной нервной системе;
  • оборонительный. Также его называют защитным. Он проявляется по-разному — все зависит от ведущего органа;
  • половой. В этом случае адекватным раздражителем выступает особь противоположного пола. Сам рефлекс проявляется в форме полового поведения;
  • исследовательский или ориентировочный
    . Он проявляется следующим образом: голова быстро движется на какой-либо внешний раздражитель;
  • внутренних органов. Он возникает, когда раздражаются мышцы, сухожилия и т. п.

Связь между условными рефлексами и безусловными раздражителями

Для безусловных рефлексов характерен один общий момент: они являются основой для условных рефлексов. Сила безусловного раздражителя определяет скорость выработки любого условного рефлекса.

Замечание 2

Специфика условных рефлексов заключается в том, что формируемый ответ точно соответствует характеру безусловного раздражителя.

К примеру, когда вкусовые рецепторы языка раздражаются от конкретной пищи, качество отделяемого секрета в результате реакции слюнных желез соответствует химическим и физическим свойствам пищи, которая употреблялась.

Формирование рефлекторных дуг условных рефлексов происходит на этапе эмбрионального развития особи, в редких случаях процесс переходит в постнатальный период.

Пример 1

Формирование у человека врожденного полового рефлекса заканчивается, когда человек достигает определенной половой зрелости — к подростковому возрасту.

Особенность безусловных рефлексов — нахождение нервных центров на уровне спинного мозга или ствола головного мозга (они не доходят до коры больших полушарий). Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в коре больших полушарий.

Центр безусловного рефлекса представляет собой скопление нервных клеток, которые расположены в стволе головного мозга или в спинном мозге. Центр условных рефлексов расположен в коре полушарий, где складывается система условно-рефлекторных связей (центр условных рефлексов напрямую связан с центром безусловных рефлексов).

У животных и людей безусловные рефлексы запрограммированы на генетическом уровне и сохраняются относительно постоянно на протяжении всей их жизни. Раздражитель, который становится причиной возникновения безусловного рефлекса, всегда ему адекватен.

Механизм образования условного рефлекса

Механизм образования условного рефлекса помогает понять систему образования безусловных рефлексов.

Вот конкретный пример:

  1. Когда человек видит лимон, то у него возникает усиленное слюноотделение — это условно-рефлекторная реакция. В отличие от безусловной рефлекторной связи, здесь важно формирование новой рефлекторной дуги (она при рождении не дается).
  2. Данный рефлекс характеризуется натуральным характером, однако его центры находятся в коре головного мозга (в отличие от безусловных).
  3. При виде лимона в зрительных рецепторах возникает возбуждение, которое попадает в зрительный отдел коры больших полушарий (затылочная часть) по центростремительным волокнам. Там он вызывает возбуждение корковых нейронов, в результате чего появляется очаг возбуждения.
  4. В случае безусловных рефлексов импульсы могут не достигать коры головного мозга: интеграция осуществляется на уровне ствола головного мозга.
  5. В случае, если человек попробует лимон после того, как увидит его, то устойчивые центры возбуждения возникнут уже в подкорковых областях головного мозга.

Как видим, центром безусловных рефлексов является спинной мозг или ствол мозга. Поскольку эти рефлексы врожденные, то закрепление импульса в коре головного мозга не требуется.

2. Безусловные рефлексы. Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства]

2. Безусловные рефлексы

В основе поведения животных лежат простые и сложные врожденные реакции — так называемые безусловные рефлексы. Безусловный рефлекс — это врожденный рефлекс, стойко передающийся по наследству. Животное для проявления безусловных рефлексов не нуждается в обучении, оно рождается с готовыми для их проявления рефлекторными механизмами. Для проявления безусловного рефлекса необходимы, во-первых, вызывающий его раздражитель, во-вторых, наличие определенного проводникового аппарата, т. е. готового нервного пути (рефлекторной дуги), обеспечивающего прохождение нервного раздражения от рецептора к соответствующему рабочему органу (мышце или железе).

Если собаке влить в рот соляной кислоты слабой концентрации (0,5 %), она энергичными движениями языка будет пытаться выбросить кислоту изо рта, причем одновременно с этим польется жидкая слюна, предохраняющая слизистую оболочку рта от повреждения кислотой. Если нанести болевое раздражение на конечность собаки, она непременно отдернет, подожмет лапу. Эти реакции собаки на раздражающее действие соляной кислоты или на болевое раздражение проявятся со строгой закономерностью у любого животного. Они безусловно проявляются при действии соответствующего раздражителя, поэтому они и были названы академиком И. П. Павловым безусловными рефлексами.

Безусловные рефлексы вызываются как внешними раздражителями, так и раздражениями, идущими из самого организма. Все акты деятельности новорожденного животного являются безусловными рефлексами, обеспечивающими первое время существование организма. Дыхание, сосание, мочеотделение, калоизвержение и т. д. — все это врожденные безусловно-рефлекторные реакции; причем раздражения, их вызывающие, идут в основном от внутренних органов (переполненный мочевой пузырь вызывает мочеотделение, наличие кала в прямой кишке вызывает потуги, приводящие к калоизвержению и т. д.). Однако по мере роста и созревания собаки появляется ряд других, более сложных безусловных рефлексов, К таким безусловным рефлексам относится, например, половой рефлекс.

Присутствие около кобеля суки в состоянии течки (в пустовке) вызывает со стороны кобеля безусловно-рефлекторную половую реакцию, которая проявляется в виде суммы довольно сложных, но в то же время закономерных действий, направленных на совершение полового акта. Собака не обучается этой рефлекторной реакции, она закономерно начинает проявляться у животного в период полового созревания в ответ на определенный (хотя и комплексный) раздражитель (сука в течке) и потому должна быть также отнесена к группе безусловных рефлексов. Вся разница между, например, половым рефлексом и отдергиванием лапы при болевом раздражении заключается лишь в различной сложности этих рефлексов, принципиально же они друг от друга не отличаются. Поэтому безусловные рефлексы можно разделить по принципу их сложности на простые и сложные. Однако надо иметь в виду, что в проявлении сложного безусловного рефлекса участвует целый ряд простых безусловно-рефлекторных актов. Так, например, пищевая безусловно-рефлекторная реакция даже только что родившегося щенка осуществляется при участии целого ряда более простых безусловных рефлексов — актов сосания, глотательных движений, рефлекторной деятельности слюнных желез и желез Желудка.
При этом один безусловно-рефлекторный акт является стимулом для проявления следующего, т. е. совершается как бы цепь рефлексов, лоэтому говорят о цепном характере безусловных рефлексов.

Академик И. П. Павлов обратил внимание на некоторые основные безусловные рефлексы животных, указывая в то же время на то, что этот вопрос разработан еще весьма недостаточно.

Во-первых, у животных имеется пищевой безусловный рефлекс, направленный на обеспечение организма пищей, во-вторых, половой безусловный рефлекс, направленный на воспроизведение потомства, и родительский (или материнский) рефлекс, направленный на сохранение потомства, в-третьих, оборонительные рефлексы, связанные с защитой организма. Причем оборонительные рефлексы бывают двух родов — активно (агрессивно) оборонительный рефлекс, лежащий в основе злобности, и пассивно оборонительный рефлекс, лежащий в основе трусости (рис. 93 и 94).

Рис. 93. Активно-оборонительная реакция собаки

Эти два рефлекса диаметрально противоположны по форме своего проявления; один направлен на нападение, другой, наоборот, на убегание от вызывающего его раздражителя. Иногда у собак активно и пассивно оборонительные рефлексы проявляются одновременно: собака лает, бросается, но в то же время поджимает хвост, мечется и при малейшем активном действии со стороны раздражителя (например, человека) убегает. Наконец, у животных имеется рефлекс, связанный с постоянным ознакомлением животного со всем новым, так называемый ориентировочный рефлекс, обеспечивающий осведомленность животного о всех изменениях, происходящих вокруг него, и лежащий в основе постоянной «разведки» в окружающей его обстановке.

Рис. 94. Пассивно-оборонительная реакция собаки

Помимо этих основных сложных безусловных рефлексов, имеется ряд простых безусловных рефлексов, связанных с дыханием, мочевыделением, калоизвержеыием и другими функциональными отправлениями организма. Наконец, каждый вид животных имеет ряд своих, присущих только ему, сложных безусловно-рефлекторных актов поведения (например, сложные безусловные рефлексы бобров, связанные с постройками плотин, домиков и т.  д.; безусловные рефлексы птиц, связанные с постройкой гнезд, весенними и осенними перелетами и т. д.). Собаки также имеют ряд специальных безусловно-рефлекторных актов поведения. Так, например, в основе охотничьего поведения лежит сложный безусловный рефлекс, связанный у диких предков собаки с пищевым безусловным рефлексом, который оказался у охотничьих собак настолько видоизмененным и специализированным, что выступает в качестве самостоятельного безусловного рефлекса. Причем у разных пород собак этот рефлекс имеет различное выражение.

У подружейных собак раздражителем является, в основном, запах птицы, причем совершенно определенных птиц: куриных (глухарь, тетерев), куликов (бекас, вальдшнеп, дупель), пастушковых (коростель, болотная курочка и др.). У гончих собак — вид или запах зайца, лясы, волка и др. Причем сама форма безусловно-рефлекторных актов поведения у этих собак совершенно различна. Подружейная собака, найдя птицу, делает над ней стойку; гончая собака, попав на след, гонит с лаем по нему зверя. У служебных собак нередко встречается выраженный охотничий рефлекс, направленный на преследование зверя.

Чрезвычайно важен вопрос о возможности изменения безусловных рефлексов под влиянием окружающей среды. Показательный опыт в этом направлении был проделан в лаборатории академика И. П. Павлова. Два помета щенков были разделены на две группы и воспитаны в резко различных условиях. Одну группу воспитывали на свободе, другую — в условиях изоляции от внешнего мира (в закрытом помещении). Когда щенки выросли, оказалось, что они резко отличаются друг от друга по поведению. Те, которых воспитывали на свободе, не обладали пассивно-оборонительной реакцией, те же, которые жили в условиях изоляции, обладали ею в резко выраженной форме.

Академик И. П. Павлов объясняет это тем, что все щенки в определенном возрасте своего развития проявляют рефлекс первичной естественной осторожности на все новые для них раздражители. По мере знакомства с окружающей средой у них происходит постепенное торможение этого рефлекса и переключение его в ориентировочную реакцию. Те же щенки, которые в период своего развития не имели возможности познакомиться со всем многообразием внешнего мира, не изживают этот щенячий пассивно-оборонительный рефлекс и остаются на всю жизнь трусливыми.

Проявление активно-оборонительной реакции было изучено на собаках, воспитывающихся в питомниках, т. е. в условиях частичной изоляции, и у любителей, где щенки имеют возможность больше соприкасаться с многообразием внешнего мира. Собранный по этому вопросу большой материал (Крушинский) показал, что собаки, воспитывающиеся в питомниках, обладают менее выраженной активно-оборонительной реакцией, чем собаки, воспитывающиеся у частных лиц. Подрастающие щенки в питомниках, куда ограничен доступ посторонних лиц, имеют меньше возможностей к развитию активно-оборонительной реакции, чем щенки, воспитывающиеся у любителей. Отсюда и то различие в активно-оборонительной реакции, которое наблюдается у собак обеих этих групп, воспитанных в разных условиях.

Приведенные примеры подтверждают огромную зависимость формирования пассивно- и активно-оборонительных реакций от условий воспитания щенка, а также и изменяемость сложного безусловно-рефлекторного поведения под влиянием тех внешних условий, в которых живет и воспитывается собака. Эти примеры указывают на необходимость внимательного отношения к условиям воспитания щенков.

Изолированные или частично изолированные условия воспитания щенков способствуют формированию собаки с пассивно-оборонительной реакцией, что непригодно для некоторых видов службы собак. Создание правильных условий воспитания щенков, которые обеспечивали бы им постоянное знакомство со всем многообразием внешнего мира и давали возможность щенку проявлять свою активно-оборонительную реакцию (первые проявления которой начинаются уже в 1 1/2 — 2 месяца), помогает выращиванию собаки с развитой активно-оборонительной реакцией и отсутствием пассивно-оборонительной.

Однако необходимо иметь в виду, что у отдельных собак, воспитывающихся в одних и тех же условиях, наблюдается различие в проявлении оборонительных реакций, что зависит от врожденных индивидуальных особенностей, свойственных родителям. Поэтому, улучшая условия воспитания щенков, необходимо обращать особое внимание и на подбор родителей. Безусловно нельзя использовать в качестве производителей для получения служебных собак животных с пассивно-оборонительной реакцией.

Мы рассмотрели роль индивидуального опыта собаки в формировании сложного безусловно-рефлекторного оборонительного поведения. Однако формирование и других безусловных рефлексов в ответ на определенные раздражители находится в тесной зависимости от индивидуального опыта собаки. Возьмем для примера пищевой безусловный рефлекс. Каждому должно казаться очевидным, что пищевая реакция собаки на мясо является безусловным рефлексом. Однако опыты, проведенные одним из учеников академика И. П. Павлова, показали, что это не так. Оказалось, что собаки, воспитанные на рационе, лишенном мяса, при даче им в первый раз куска мяса не реагировали на него как на съедобное вещество. Однако стоило такой собаке положить один-два раза кусок мяса в рот, как она его проглатывала и после этого уже реагировала на него, как на пищевое вещество. Таким образом, проявление пищевого рефлекса даже на такой, казалось бы натуральный, раздражитель, как мясо, требует хотя и очень короткого, но все же индивидуального опыта. Таким образом, приведенные примеры показывают, что проявление сложных безусловных рефлексов находится в зависимости от предшествующей жизни.

Остановимся теперь на понятии инстинкта. Под инстинктом понимают сложные действия животного, приводящие без предварительного обучения к наилучшему приспособлению его к определенным условиям среды. Утенок, впервые встретившийся с водой, поплывет совершенно также, как и взрослая утка; птенец стрижа, вылетевший впервые из гнезда, обладает совершенными приемами полета; молодые перелетные птицы с наступлением осени отлетают на юг — все это примеры так называемых инстинктивных действий, которые обеспечивают приспособление животного к определенным и постоянным условиям его жизни.

Академик И. П. Павлов, сравнивая инстинкты, со сложными безусловными рефлексами, указывал, что никакого различия между ними нет. Он писал: «как рефлексы, так и инстинкты — закономерные реакции организма на определенные агенты, и потому нет надобности обозначать их разными словами. Имеет преимущество слово рефлекс, потому что ему с самого начала придан строго научный смысл». Могут ли эти врожденные, безусловно-рефлекторные акты поведения животного полностью обеспечить его существование. На этот вопрос приходится ответить отрицательно. Несмотря на то, что безусловные рефлексы способны обеспечить нормальное существование у только что родившегося животного, они совершенно недостаточны для нормального существования подрастающего или взрослого животного. Это ясно доказывается опытом с удалением у собаки полушарий головного мозга, т. е. того органа, который связан с возможностью приобретения индивидуального опыта. Собака с удаленными полушариями головного мозга ест и пьет, если подносить к ее рту пищу и воду, проявляет оборонительную реакцию при болевом раздражении, совершает мочеотделение и калоизвержеыие. Но в то же время такая собака является глубоким инвалидом, совершенно неспособным к самостоятельному существованию и к приспособлению к условиям жизни, ибо такое приспособление достигается только с помощью индивидуально приобретенных рефлексов, возникновение которых связано с корой больших полушарий головного мозга.

Безусловные рефлексы являются, таким образом, той базой, тем фундаментом, на котором строится все поведение животного.

Но они одни еще недостаточны для приспособления высшего позвоночного животного к условиям существования. Последнее достигается при помощи так называемых условных рефлексов, которые формируются в процессе жизни животного на основе его безусловных рефлексов.

6.2. Условные и безусловные рефлексы. И.П. Павлов

6.2. Условные и безусловные рефлексы. И.П. Павлов Рефлексы – это ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Рефлексы бывают безусловные и условные.Безусловные рефлексы – врожденные, постоянные, наследственно передаваемые реакции, свойственные

3.4.2. Условные рефлексы

3. 4.2. Условные рефлексы Условный рефлекс — универсальный механизм в организации индивидуального поведения, благодаря которому в зависимости от изменений внешних обстоятельств и внутреннего состояния организма связанные по тем или иным причинам с этими изменениями

Половые рефлексы и проведение случки

Половые рефлексы и проведение случки К этим рефлексам у самцов относятся: обвинительный, рефлекс эрекции, совокупления и эякуляции.Первый рефлекс выражается в садке на самку и обхватывании ее боков грудными конечностями. У самок этот рефлекс выражается в готовности прл

Пищевые рефлексы

Пищевые рефлексы Во 2–4-е сутки опытов аппетит собак был плохим: они либо ничего не ели, либо съедали 10–30% суточного рациона. Вес большинства животных в это время снижался в среднем на 0,41 кг, что для маленьких собачек было существенно. Значительно сокращалось

Пищевые рефлексы. Вес

Пищевые рефлексы. Вес В переходный период собаки ели и пили плохо, мало или совсем не реагировали на вид еды. Взвешивание показало несколько меньшее, чем при первом способе тренировки, снижение веса животных (в среднем на 0,26 кг). В начале периода нормализации животные

3. Условные рефлексы

3. Условные рефлексы Общее понятие об условном рефлексе. Безусловные рефлексы являются тем основным врожденным фундаментом в поведении животного, который обеспечивает (в первые дни после рождения, при постоянной заботе родителей) возможность нормального существования

Наследуются ли условные рефлексы?[30]

Наследуются ли условные рефлексы?[30] Вопрос о наследовании условных рефлексов — индивидуальных приспособительных реакций организма, осуществляющихся посредством нервной системы, — частный случай идеи о наследовании любых приобретенных признаков организма. Эта идея

Что такое безусловный раздражитель в психологии?

Безусловная реакция является частью класса рефлекторных поведенческих реакций. Термин безусловный был дан потому, что он не требует обучения или предыдущего опыта. В этой статье мы подробно рассмотрим, что это такое, чем оно отличается от условных реакций и многое другое.

Что такое безусловный раздражитель?

Когда человеку предъявляется стимул, и реакция является автоматической и бездумной, говорят, что это безусловный раздражитель (УС). Это означает, что для получения ответа не требуется никакого обучения. Реакция производится автоматически рефлексом.

Например, если вы коснетесь пальцем горячей плиты, ваша рука немедленно отдернется от жара без каких-либо мыслей или обучения. Вам не нужно учиться избегать прикосновения к горячим плитам, потому что эта рефлекторная реакция была выучена на прошлом опыте с горячими плитами.

Примеры безусловного раздражителя

Лучший способ узнать о безусловном раздражителе — рассмотреть пример. Рассмотрим несколько примеров:

  1. Примером безусловного раздражителя может быть пища. Когда вы видите или чувствуете запах еды, ваше тело начинает выделять слюну в предвкушении ее еды. Ему не нужно время, чтобы привыкнуть к этому чувству, потому что оно естественно и врожденно.
  2. Другим примером может быть боль. Если вас ударят по руке, ваше тело естественным образом отреагирует болью и оттолкнется от источника боли в качестве защитной реакции. Опять же, в этом случае нет необходимости в кондиционировании, потому что боль является естественной реакцией на удар и травму.
  3. У собаки выделяется слюна в ответ на еду. Этот естественный вызывающий стимул также является примером безусловного стимула (UCS), поскольку он автоматически вызывает слюноотделение.

Типы безусловного раздражителя

Безусловный раздражитель можно разделить на две категории:

  • Аверсивное обусловливание
  • Кондиционирование аппетита

Аверсивное обусловливание — это тип обучения, который происходит, когда стимул (чаще всего неприятный) сочетается с нейтральным стимулом, и субъект учится избегать нейтрального стимула. Наиболее распространенным примером является сочетание удара током с тоном, что в конечном итоге заставит субъекта избегать тона, потому что он ассоциируется у него с болью или дискомфортом.

Классическим примером аверсивного обусловливания является индукция страха. Например, предположим, что животное бьют током каждый раз, когда оно слышит определенный звук (как собаку бьют током каждый раз, когда она лает). В этом случае, в конце концов, он перестанет лаять, когда услышит этот шум, потому что он ассоциирует его с болью (хотя между ними нет физической связи).

Напротив, формирование аппетита — это то, как организмы учатся обращаться со стимулами, связанными с положительными результатами, и избегать тех, которые связаны с неблагоприятными результатами. Этот тип обучения включает ассоциации между стимулами и результатами, а не связи между одним стимулом и другим.

Примером обусловливания аппетита может быть изучение того, что колокольчик предсказывает пищу или воду, когда человек голоден или испытывает жажду. Это можно сделать, соединив звонок с едой или водой или предоставив субъекту выбор между звонком и тарелкой с едой/водой (условный рефлекс Павлова). Субъект узнает, что колокольчик предсказывает пищу/воду, и, услышав его, выделяет слюну (он начинает выделять слюну, как только слышит его).

Короче говоря, два типа обусловливания по-разному влияют на поведение, поскольку каждый из них преследует разные цели: Аверсивное обусловливание направлено на уменьшение или устранение определенного поведения. Напротив, обусловливание аппетита направлено на усиление определенного поведения.

Разница между безусловным раздражителем и условным раздражителем

Безусловный раздражитель (УС) — это раздражитель, который не требует никакого условного рефлекса. Он вызывает безусловную реакцию (УР), которая является немедленной, рефлекторной и необученной.

Напротив, условный стимул (CS) — это стимул, который становится связанным с другим стимулом посредством ассоциативного обучения. Например, когда вы звоните в колокольчик каждый раз, когда вашу собаку кормят, звук этого колокольчика в конечном итоге станет условным раздражителем для вашей собаки, когда она его услышит.

Условная реакция (CR) является заученной реакцией на условный раздражитель и возникает только после многократного спаривания двух раздражителей с течением времени. Если вы не сочетаете звонок с кормлением вашей собаки, то не будет условной реакции на звонок, потому что у вашей собаки не было предыдущего опыта с ним.

Эксперимент Павлова и классическое кондиционирование

Опыт Павлова — один из самых известных экспериментов в психологии. Его провел Иван Павлов, открывший, как работают условные рефлексы.

В эксперименте участвовала собака Павлова, которую обучили ассоциировать еду со звонком. Когда появлялась еда, у собаки выделялась слюна в ожидании ее. После нескольких повторений этого процесса Павлов позвонил в колокольчик, не давая еды, и заметил, что у собаки все еще выделяется слюна в ожидании еды.

Это показало, что когда стимул повторяется достаточно часто с другим стимулом (например, едой), наш мозг автоматически связывает их вместе, так что мы реагируем так же, как если бы оба стимула предъявлялись вместе. Этот эффект известен как кондиционирование.

Выводы Павлова также использовались для объяснения многих других вещей в психологии, например, почему мы зеваем, когда это делает кто-то другой, или испытываем стресс, когда видим, что другие люди испытывают стресс.

Эксперимент маленького Альберта

Эксперимент Маленького Альберта — известный психологический эксперимент, проведенный Джоном Б. Уотсоном и Розали Рейнер в 1920 году. Эксперимент показал, что классическое (или павловское) обусловливание можно применять к эмоциональным реакциям.

В этом эксперименте девятимесячному младенцу по имени Альберт показали белую крысу и других пушистых животных, которые ему понравились. После нескольких повторений спаривания младенец испуганно реагировал на белую крысу и других животных. Исследователи пришли к выводу, что он был обусловлен сочетанием изначально нейтрального стимула с безусловным стимулом (видом кролика), который естественным образом вызывал страх у младенцев.

Целью этого эксперимента было продемонстрировать, как работает классическое обусловливание и как его можно применить к эмоциональным реакциям детей.

Безусловный стимул и безусловная реакция

Классическое обусловливание – это связь между безусловным стимулом (УС) и безусловной реакцией (УР). Этот тип обучения возникает, когда ранее нейтральный стимул сочетается с безусловным стимулом до тех пор, пока он не вызовет реакцию, аналогичную реакции безусловной.

Заключительные мысли

В той мере, в какой организм может учиться и запоминать, он должен быть способен формировать ожидания относительно окружающей среды. Другими словами, он должен каким-то образом оценивать свою текущую ситуацию по сравнению с опытом и предсказывать, что произойдет дальше. Животные также используют эти прогнозы, чтобы решить, следует ли им вести себя определенным образом.

Механизмы, используемые для оценки текущих ситуаций, могут предсказывать будущие события. Организм может предвидеть события до того, как они произойдут. Крыса, получившая удар током, больше не будет входить в комнату в будущем, потому что она знает, что это приводит к боли. Крыса также может узнать, что вход в другую комнату ведет к еде, поэтому она пойдет в другое место.

Теги:
Теории в психологии

Обусловливание респондента: Объяснение эффектов изменения функции и поведения (ABA) — Простое поведение ненаучного (или филогенетического) происхождения.

Примеры:

  • Рефлексы
  • Кинес
  • Такси
  • Шаблоны фиксированных действий

Рефлексы — это реакции между стимулом (антецедентом) и рефлексом. Это отношение стимул-реакция (или S-R). Простой пример рефлекса: когда собака видит еду, у нее выделяется слюна. Пища — это раздражитель, а реакция (рефлекс) — слюноотделение.

(изображение с сайта khan academy.org. Еда — безусловный раздражитель, а слюноотделение — безусловный рефлекс)

Терминология рефлекторных реакций:

Стимул в данном случае — пища, а реакция — слюноотделение. Еда ВЫЗЫВАЕТ слюноотделение. Это РЕФЛЕКСНАЯ реакция. Термин Elicit не подходит для использования во время оперантных функциональных отношений.

Вызывать означает, что сильно, надежно вызывает реакцию и используется исключительно в функциональных отношениях респондента. Безусловный рефлекс представляет собой взаимосвязь между этими непроизвольными реакциями. Это реакция, вызванная раздражителем. Рефлекс не является реакцией. Его можно назвать безусловным или невыученным рефлексом.

  • Рефлексы обычно стереотипны и не сильно различаются по своей топографии (внешнему виду).
  • Они врожденные (филогенетические) по происхождению и непроизвольные
  • Они опосредованы вегетативной нервной системой, а не центральной нервной системой (ВНС и ЦНС)
  • Рефлексы относительно консервативны, если нет генетических мутаций, вызывающих вариации этих рефлексов.
  • Рефлексы включают гладкую мускулатуру и железы. Иногда они включают скелетные и сердечные.
  • Время появления этих рефлексов в жизни организма может быть разным. Появляющиеся в раннем младенчестве, а затем другие, появляющиеся позже в жизни. Они могут быть сохранены или потеряны с течением времени.

(изображение из исследования blue.com)

Типы рефлексов:

Надколенник Рефлекс: Это обычно делается как коленный рывок у людей, но ветеринары используют его для проверки рефлексов и у собак.

Мигание глаз: Если в глаза попадает громкий звук или раздражитель, происходит моргание.

Слезный: При попадании в глаза раздражителя или аллергической реакции слезные протоки выделяют слезы, содержащие слизь и антитела.

Зрачок: Довольно понятно, но свет влияет на размер зрачка, а также связан с возбуждающими реакциями, которые влияют на путь, относящийся к сообщениям сфинктера и расширителя. Зрачки становятся больше, когда говорят, что организм «возбуждается» или интересуется стимулом (извините за выдумку с этой терминологией). На приведенной ниже диаграмме прекрасно показано, как симпатическая и парасимпатическая системы взаимодействуют с размером зрачка.

(Изображение с сайта raypeatforum)

 

Дыхательный рефлекс: Здесь задействован закон Бойля. Давление воздуха в легких меняется при вдохе и выдохе человека. Один из лучших способов понять это — подумать о грелке. Когда в нем нет воды и крышка закрыта. Если вы держите стороны и тянете их наружу, воздух всасывается через верхнюю часть бутылки в результате расширения внутреннего пространства (надеюсь, это имеет смысл). Это тот же принцип расширения легких при вдохе!

Обратная перистальтика: Это приводит к рвоте и противоположно перистальтике. Это вызвано непроизвольными волнами мышечного сокращения и расслабления, которые заставляют пищу подниматься и выходить через пищеварительную систему. Перистальтика противоположна и представляет собой нормальное непроизвольное действие пищеварения, происходящее в организме.

Регулирование температуры: Низкие температуры вызывают озноб из-за сужения поверхностных сосудов кровеносных сосудов, что удерживает теплую кровь в центре тела и снижает потерю тепла. При высоких температурах кровеносные сосуды расширяются, и кровь достигает поверхности кожи, что позволяет телу охлаждаться за счет испарения пота на коже.

Громкий звук: Структуры уха, называемые барабанной перепонкой и стременной костью, сокращаются, что уменьшает амплитуду колебаний барабанной перепонки.

Рефлекс отдергивания: Если раздражитель вызывает боль, например, горячая поверхность или острый предмет, то организм реагирует, удаляя часть тела, которая находится рядом с объектом.

Рефлекс или синдром активации: Интенсивный, болезненный или неожиданный стимул (например, шок или необычное событие окружающей среды). Это приводит к учащению пульса, секреции адреналина, сужению висцеральных кровеносных сосудов и расширению сосудов скелетных мышц (вазоконстрикция и вазодилатация). Здесь также расширяются зрачки (см. диаграмму выше). Печень высвобождает сахар в кровь, чтобы обеспечить организм энергией. Когда тело находится в этом состоянии, происходят другие процессы, которые подавляют необходимую регуляцию ДНК и синтез белка, ответственного за синаптическую пластичность и обучение. Одна из причин, по которой мы не хотим создавать этот тип реакции, чтобы помочь любому организму освоить новые задачи — стресс, также известный как стресс, не способствует обучению (или положительному опыту обучения) 9.0003

Другие рефлексы:

Рефлекс чихания, кашля, копания, сосания, слюноотделения, глотания и перистальтики. Когда раздражитель попадает в нос и на слизистую оболочку, он вызывает чихание, чтобы удалить раздражитель.

(изображение из исследования blue.com)

Безусловный раздражитель называется УЗИ. Это ВЫЗЫВАЕТ безусловную реакцию, и это происходит без какого-либо предварительного обучения. Это врожденное или часто называемое филогенетическим. Он используется только тогда, когда мы говорим о поведении респондента, а не об операнте. Как и в любом другом поведении, изменение окружающей среды должно предшествовать ответной реакции. Именно этот раздражитель и приводит к безусловному рефлексу. Безусловная реакция называется УР.

Некоторые примеры УЗИ:

  • Громкие звуки, еда во рту, боль.
  • Будьте осторожны, не путайте их с обусловленными реакциями. Например, еда во рту может вызвать ответ «вкусно». Это условный ответ. Слюноотделение здесь является УР.
Привыкание
  • Похоже, что большинство людей все еще понимают это неправильно.

Определение:

  • Временное (транзиторное) снижение рефлекторного ответа из-за повторяющихся предъявлений вызывающего стимула (условного или безусловного УЗИ или КС).
  • Эти проявления происходят в КОРОТКИЙ период (имеют тесную временную смежность) и относятся ТОЛЬКО к рефлексам.
  • Привыкание возникает в результате повторного спаривания за короткий промежуток времени
  • Повторное сопряжение КС/УЗ дает постепенное ослабление синдрома активации
  • Используется только в REFLEXES
Адаптация
  • Это снижение выраженности реакции или набора реакций вследствие длительного воздействия раздражителя в окружающей среде. Он основан на контексте окружающей среды. Так, например, можно сказать, что собака приспосабливается к своему новому дому.
  • Это определение относится к длительному воздействию
  • Этот термин может относиться к рефлексам или оперантному поведению.
  • Эффект НЕ временный. Постоянно
  • Может использоваться в РЕФЛЕКСАХ или ОПЕРАТИВНОМ поведении
Потенцирование
  • Временное повышение интенсивности рефлекса из-за многократного воздействия или представления вызывающего стимула. Обычно это относится к чему-то, что вызывает отвращение у организма. Эффекты преходящи.
  • Это противоположность привыканию!
Сенсибилизация
  • Это когда раздражитель вызывает РЕФЛЕКСНУЮ реакцию, которая была вызвана другим предыдущим раздражителем. В этом состоянии есть два стимула.

Описание Catania 2007 года:

«Понижение порога, когда предшествующая подача ОТВРАЩАЮЩЕГО стимула СНИЖАЕТ интенсивность, при которой шум (может быть другим стимулом) вызывает реакцию испуга».

  • Например, ваша собака может слышать гром, что вызывает синдром активации. Затем через некоторое время кто-то стучится в вашу входную дверь. Теперь обычно ваша собака может быть в порядке, когда кто-то стучит в дверь (скажем, ради аргумента, это он), но из-за звука грома этого достаточно, чтобы вызвать испуганную реакцию!!
  • Старайтесь не путать потенцирование и сенсибилизацию. При потенцировании раздражитель только ОДИН, а при сенсибилизации их два!
  • Эффекты обычно временные
Кондиционирование респондента
  • Очень известное исследование Ивана Павлова. Он был физиологом, изучавшим пищеварение и кровообращение. Он обнаружил то, что считалось психическим рефлексом. Он был одним из первых, кто ввел количественные измерения в область психологии, манипулируя событиями окружающей среды. Это часто называют классическим обусловливанием.
  • Условный рефлекс — это простая связь между определенным раздражителем и условной непроизвольной реакцией.
  • Эти условные рефлексы вырабатываются путем условного сочетания чего-то нейтрального (например, знаменитого колокольчика) с безусловным раздражителем (еда).
  • Реакция (условная или CR) аналогична или идентична UR. Итак, колокольный звон CS = слюноотделение UR. Это условные рефлексы.
  • Условные рефлексы образуются из безусловных рефлексов (из которых развиваются условные рефлексы). Они изучаются посредством условного спаривания. Так, например слюноотделительная собака (UR), мясо (US) и колокольчик (CS).

 

Нейтральный стимул:

  • Это стимулы, которые не имеют вызывающего эффекта до того, как они будут условно соединены с США или другим CS. Так, в примере Павлова колокольчик был нейтральным стимулом (НС) до того, как был соединен с мясом. Кликер также сочетается с едой, чтобы он стал условным раздражителем. Это часто используется в дрессировке собак.
  • Считается, что условные раздражители имеют онтогенное (научное) происхождение. Мы не используем этот термин в отношении стимулов, функционально связанных с оперантным поведением. На самом деле, лучший и наиболее подходящий термин — условный элиситор CE!!
  • Так, например, после обусловливания звук колокольчика действует как КЭ (условный стимулятор) слюноотделения у собак.
  • Условные реакции вызываются CS из-за этой непредвиденной ситуации обучения, которая возникает из-за онтогенного происхождения, это также называется условной реакцией. Это иногда сокращается до CR. Это ответная часть условного рефлекса. CR должен быть аналогичен или идентичен UR. Как только произошло обусловливание, например, звук колокольчика вызывает слюноотделение, которое является CR!
  • Для нас важно уметь различать US, UR, CS и CR в наших примерах. Крайне важно, чтобы присутствовал безусловный рефлекс, иначе не может возникнуть реагирующее обусловливание.
Процедуры кондиционирования

Время кондиционирования важно для обучения. Именно здесь совершается много ошибок во время процедур модификации поведения, и поэтому некоторые люди до сих пор говорят, что обучение не работает. Базовая процедура с короткой задержкой наиболее оптимальна для обучения.

Короткая задержка

(важно соединить NS, представив сначала NS (например, колокольчик), а затем, примерно через секунду, представить США (мясо). После того, как вы узнали, что вы можете представить колокольчик без мяса и Звонок становится CS CS ведет к CR

Длинная задержка

Разница здесь в промежутке времени между началом CS и началом УЗИ CS должен быть первым и должен быть быть перекрытием для того, чтобы это было эффективно.0003

Кондиционирование трассы

Здесь находится смещение CS перед началом US. Иногда это эффективно, но задержка должна быть не менее 5 секунд.

Одновременное кондиционирование

Обычно неэффективно. КС и США одновременно.

Обратное кондиционирование

Было показано, что это неэффективно. США представляют перед CS, и единственное свидетельство его эффективности исходит из эмпирических данных, в которых используются аверсивные условные стимулы.

Краткое описание процедур обусловливания и их эффективности

(изображение из исследования blue.com)

Обусловливание более высокого порядка
  • Соединенные штаты. Порядок обычно ослабляет кондиционирующие эффекты. Часто можно увидеть обусловливание второго порядка, но 3-го или выше — редко.
  • Чтобы НС стала обусловленной, она не может быть чем-то, что имеет сильную или сложную историю обучения, связанную с индивидуумом. Кроме того, стимулы, которые являются тонкими или непростыми для различения, также не годятся для использования.
Респондент Угашение
  • Основным процессом здесь является распарывание стимулов. непредвиденные обстоятельства S-S больше не действуют. Отклик становится слабее из-за расстыковки CS с США. Когда это происходит с течением времени, CR больше не вызывается.
  • Сравните это с привыканием, которое представляет собой временное ослабление УР из-за повторных предъявлений УЗИ. Гашение – это ослабление CR из-за распаривания.
Спонтанное выздоровление
  • Это когда вновь появляется ранее погашенный CR. Обычно в зависимости от течения времени. Часто происходит в новых контекстах или другой среде.
Обобщение стимула респондента
  • Здесь эффекты обусловливания респондента распространяются на другие условные стимулы. Если между CS и другим есть сходство, то именно тогда это, скорее всего, произойдет.
  • Например звонок и дверной звонок.
ОБУЧЕНИЕ: особенности и переменные исчезновения и образования пар (случайность/смежность)
  • Чем больше количество пар, тем больше CR. Пары, которые возникают в начале тренировки, важнее тех, которые возникают позже. В некоторых случаях достаточно одной пары.
  • Если два стимула всегда появляются вместе, это дает сильную контингентность S-S. Если они происходят независимо друг от друга, это не дает сильного CR.
  • Время между сопряжением также является важным фактором, поэтому чем короче интервал между CS и УЗИ, тем лучше сопряжение (см. выше)
  • Время между интервалами также важно. Общий оптимум составляет 20-30 секунд между последовательными попытками.
  • Сложность и интенсивность также являются важными факторами, которые следует рассматривать как переменные и некоторые специфические особенности, такие как обоняние, тактильная стимуляция и т. д.
Готовность
  • Природа УР связана с тем, насколько организм подготовлен с точки зрения его способностей, относящихся к филогенетическому происхождению.
  • Сочетание вкуса с чем-то, что вызывает обратную перистальтику (рвоту), с большей вероятностью будет иметь результат обучения организма этому, чем сочетание других типов нейтральных раздражителей в окружающей среде, таких как звуки или другие нейтральные раздражители, с желудочно-кишечным трактом (желудочно-кишечный тракт). ощущения.
  • Для того, чтобы организм обучался, должна быть парасимпатическая активность и в меньшей степени симпатическая (как при стрессе). Хотя эти две системы действуют синергетически от момента к моменту, и обе они реагируют на предшествующие стимулы, которые связаны с тем, как организм может регулировать или вести себя, чтобы приспособить и регулировать наиболее эффективную реакцию для выживания и т. д. Мы хотим здесь подчеркнуть следующее. на самом деле обучение (с точки зрения реальных неврологических процессов), необходимое для пластичности, на самом деле тормозится, если организм подвергается стрессу. Вот почему методы, использующие силу и жесткие подсказки, не являются лучшими методами обучения. Лучшие подходы безошибочны и формируют то, что мотивирует животное, и обучают тому, как они учатся!! (подробнее об этом мы говорим в других наших курсах).
  • Предыдущее воздействие условных и безусловных стимулов (КС и УЗИ) являются очень важными переменными, которые необходимо учитывать. Кроме того, предшествующий опыт с нейтральным стимулом может влиять на обусловливание и даже подавлять его!
  • Было показано, что вариации толерантности к определенным лекарствам зависят от наличия или отсутствия CS. Иммунная система и иммуносупрессия имеют схожие характеристики ответа. Одна из причин, по которой люди передозируются героином, связана с так называемой компенсаторной реакцией. Когда они принимают героин в среде, где есть условные стимулы, такие как люди, место и т. д., у организма возникает реакция, которая помогает увеличить частоту сердечных сокращений и другие реакции (компенсаторная реакция, в противном случае частота сердечных сокращений снижается), и таким образом вырабатывается толерантность. Когда они принимают его в новых условиях, реакция не вызывается, и возникает передозировка.
Джон Бродус Уотсон

Считается отцом бихевиоризма. Он использовал маленький эксперимент Альберта как доказательство того, как младенцы учатся эмоциональным реакциям. Затем он работал с Рейнером (1920), чтобы показать, как устранить эти эмоциональные реакции. Его методы включали систематическую десенсибилизацию, затопление и имплозию. Он предложил способы противодействия фобиям и эмоциональным реакциям. При проведении оценок нам необходимо выяснить, какие компоненты являются респондентными и что используются другие подходы к лечению, чем для оперантов. Между двумя типами кондиционирования существует взаимодействие. Мы не используем флуд или имплозию.

Джек Майкл

Предоставлено функциональное обоснование терминов респондентов. ABA фокусируется на оперантах. Для нас важно иметь представление о функции. Чтобы идентифицировать и понять функциональные термины, нам необходимо знать происхождение стимула (US или CS) и какова функция стимула, вызывающая реакцию, или же он обусловливает другой стимул.

Функции респондента изменяют либо измерение, либо функцию. Их можно выучить или разучить. Теперь вместо условного раздражителя, когда мы имеем в виду реагирующую функцию, изменяющую воздействие раздражителей, на действие или обусловливание новых обусловливающих факторов, которые затем будут иметь новые эффекты, изменяющие поведение. Он разработал термины, чтобы помочь нам определить вызывающие эффекты США и CS. теперь они называются UE и CE соответственно (условные и безусловные элиситоры).

US — первая функция US, вызывающая UR. Это гораздо более точный способ определения и объяснения воздействия на США. УЭ – это пища, вызывающая ВР. Тогда колокол — это СЕ. Это обусловлено едой (УЭ), которая затем оказывает изменяющее поведение воздействие на слюноотделение, так что звонок затем вызывает слюноотделение. Затем звонок может обусловить свет, который затем является вторым CE, который оказывает эффект изменения поведения на UR, который теперь является CR. Пища по отношению к свету является безусловным кондиционером условного кондиционера, и тогда свет может обусловливать тон, чтобы иметь эффект изменения поведения на слюноотделение, так что затем тон вызывает слюноотделение от CE (3) до CR. Это означает, что свет является условным кондиционером еще одного условного вызывателя, а функция колокольчика тона состоит в том, что он является условным кондиционером условного кондиционера……. . Это очень сбивает с толку, не так ли?!

Это, вероятно, не так далеко, как вам нужно будет пройти в своих исследованиях, поскольку отношения довольно сложны, но для нас важно иметь некоторое представление о том, каковы функции и эффекты обусловливания, изменяющие поведение, и какова сила обусловливания. связаны в порядке обусловленности.

Этот пример называется кондиционированием 3-го порядка. Вы, вероятно, в основном будете сталкиваться с обусловливанием 1-го или второго порядка. В дрессировке собак мы используем свистки и кликеры. Так происходит обучение, которое сочетается с едой в качестве поощрения.

US имеет 3 функции

  1. UE= изменение измерения (безусловный элиситор)
  2. Изменение функции UC/CE (безусловный кондиционер другого обусловленного элиситора)
  3. Изменение функции UC/CC (затем кондиционер без кондиционера кондиционера с кондиционером

3-й эффект обычно наблюдается только при кондиционировании 2-го порядка, когда CS1 кондиционирует другой кондиционер, которым является CS2. Когда CS1 обусловливает CS3 через CS2, отношение между CS1 и CS3 является условным кондиционером условного кондиционера (это так забавно, но это используемый термин, а лучшего нам пока не дано). Если это звучит слишком запутанно, пожалуйста, не беспокойтесь об этом слишком сильно. Потратьте некоторое время на работу с примерами, пока не увидите, как это работает.

4 термина, как объяснил Джек Майкл.
  • UC/CE некондиционированный кондиционер кондиционированного элиситора
  • CC/CE кондиционированный кондиционер кондиционированного элиситора
  • UC/CC Кондиционер без кондиционера кондиционера с кондиционером
  • CC/CC кондиционированный кондиционер кондиционера с кондиционером

Следующий график был адаптирован из представления Тома Фримена с использованием различных стимуляторов кондиционирования, которые больше подходят для дрессировки животных. Это может быть звук поднятия лида, открывания холодильника, взятия предмета и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *