Что такое — ум? Кто такой — умный человек?
01 сентября 2013 г., 13:56
Фильм «Рассказывает Михаил Жванецкий»
Ум — способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть и предсказывать последствия своих действий. Противоположность ума — глупость, отсутствие ума — слабоумие.
Умный человек — это человек, умеющий думать, пользующийся своей головой (это делают не все и не всегда) и имеющий для этого необходимый материал (предметные знания).
Думать — понимать и анализировать происходящее, принимать адекватные решения, учитывать последствия и делать выводы, способный активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.
В бытовом понимании умный человек — это тот, кто много знает. Но это не вполне верно, поскольку умный — не то же самое, что начитанный или образованный. В части общества сложился стереотип, что умный человек обязательно должен знать физику, математику и тому подобные дисциплины. Однако, если человек знает много, это говорит лишь о его хорошей памяти и, возможно, о его стремлении что-то узнать. Умным же корректнее называть человека, который может пользоваться своими знаниями, на основе которых он может вырабатывать свою точку зрения по тем или иным вопросам, делать какие-то логические умозаключения и принимать решения. Умозаключения могут делаться как шаблонно, так и нетривиально, но в большинстве случаев приводят к правильному результату. Умный человек видит дальше своего носа (глядит в перспективу), в отличие от большинства людей. Он способен анализировать события и отличать существенное от несущественного.
Люди не всегда пользуются умом; в повседневной жизни его с разной степенью успешности заменяют когда наработанные привычки и автоматизмы, когда образованность, а когда-то люди просто выключают голову и полагаются на свои эмоции и чувства. Конкретный анализ показывает, что, похоже, большинство людей думает едва ли более 10% времени. Люди делают глупости нередко вовсе не из-за недостатка ума, а из-за отсутствия привычки им пользоваться.
Не все люди любят думать, не всегда это принято, и по крайней мере большинство женщин большую часть времени живут, руководствуясь не умом, а чувствами. Можно сказать, что умный человек — это жестко контролирующий свое сознание на высокой ноте концентрации в строго заданной точке.Ум — не то же самое, что образованность. Образование обогащает и оттачивает ум, но его не заменяет, и среди высокообразованных людей иногда можно встретить людей не сильно умных. Ум — не то же самое, что интеллект, если интеллект понимать как способность быстро отвечать на вопросы тестов, решать логические задачи и головоломки. Ум — это не только способность думать (мыслить), это и жизненный опыт, предполагающий использование готовых решений, это также хитрость, сообразительность и другие способы нахождения нужного решения.
Любопытно, что человек думает не только головой, в решении жизненных задач у человека задействовано все его тело: когда-то помогая ему, когда-то мешая. Умного человека от глупого можно отличить по выражению глаз, по интонации и даже по походке.
Одна из участниц моих тренингов, Вера, была на удивление умной — с хватким, четким, очень логичным умом. Но голос ее был мужской, грубоватый, манеры — немного мужские, а на верхней губе черные усики. Это было нехорошо, и Вера пошла на гормональное лечение. Гормональное лечение уменьшило у нее уровень мужских гормонов, кожа лица стала гладкой, чистой и без усиков, манеры у Веры стали более женственными — но и вдруг все заметили, как Вера (в сравнении с Верой прежней) поглупела. Стала — как все…
Определенно, что ум — это не только знания, ум формируется характером ведущей деятельности человека и окружающей его культурой в целом. Так, Б.М. Теплов писал об особенностях ума полководца, И.П. Павлов — об особенностях русского ума.
Ум связан с психологическими особенностями человека. Можно много знать, но с кривыми верованиями, неадекватными программами и позициями быть при этом дураком. В связи с личностными составляющими ум может быть ленив, лукав или боязлив. Женщины в целом ничуть ни глупее мужчин, но в деловых ситуациях, связанных с понятийным мышлением и принятием ответственных решений, мужчины действуют обычно умнее, поскольку реже ведутся на эмоции.
Мужской ум (иногда его называют просто ум) — это привычка думать самому, искать решение прямое, без уверток и хитростей. Женский ум — другой, женщины при возможности выбора чаще предпочитают включить хитрость и решить вопрос обходным путем, причем по возможности не ломая собственную голову. Действительно, зачем думать самой, если можно сделать беспомощные глазки, доверчиво попросить помощи, и мне все подскажут мужчины? Нужно учесть и то, что многие мужчины не любят слишком умных женщин, и понимающие это женщины когда-то выбирают быть не слишком умными, чтобы удачнее выйти замуж…
Разновидностью ума является сообразительность. Сообразительность отличается как от мужского, так и от женского ума поиском редких, неочевидных или обходных путей.
Ум — только начало разума, его первая ступенька. Ум работает из нулевой либо в лучшем случае из первой позиции восприятия, у него есть только одна (своя) точка зрения и одна задача — вот есть Я и вот есть то, что мне нужно. Когда же у человека вырабатывается способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела, у него развивается разум. Осваивая позиции восприятия, человек свой ум развивает до уровня разума, а к разуму прибавляя опыт, становится мудрым.
Сам по себе ум не гарантирует ни счастья, ни любви, ни денег или карьеры. Чтобы все это получить, нужно провести инвентаризацию своих верований и ценностей, наработать волю, выстроить тело… — нужно действительно еще много чего. Впрочем, если умный человек поставит себе такие задачи, он добьется успеха быстрее других, не таких умных. Начинайте работать над собой?
Можно ли поумнеть? Как развивать свой ум?
Чтобы умнеть, нужно учиться. Но — чему и как? Школа и вуз развитию ума способствует, но ничего не гарантирует: умный в процессе учебы умнеет, глупый только забивает свою голову ненужной ерундой. Умный не столько тот, кто все знает, а тот, кто учит себя нужному и знает, где какие знания как применить. Ум развивается в первую очередь в окружении умных людей и при самостоятельном решении жизненных задач, когда человека учит жизнь. Ум во многом похож на мышцы нашего тела: он поддерживается постоянными тренировками и без тренировки постепенно атрофируется.
- Ум
- Автор Н.И. Козлов
- Психика, здоровье
Комментарии (38):
Гость, 28 апреля 2014 г., 11:14
Спасибо большое. Действительно важно понять, что если у человека нет образования, это не значит, что он глупый! С другой стороны, ум развивается через образование, и чтобы умнеть, очень важно заниматься своим образованием.
Гость, 23 июня 2014 г., 15:42
Нашла ответы на интересующие меня вопросы. Удивилась, что на ум влияет уровень тестостерона. Хотелось бы, чтобы понятие умный рассмотрели с точки зрения заработка. Должен ли умный человек много зарабатывать? Просто у меня на работе директор повесил такой баннер: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?».
6ответовН.И. Козлов, 25 июня 2014 г., 21:13
Умный мужчина, если он мужчина — много зарабатывать должен. Умная женщина, если она женщина, должна искать своего избранника среди тех, кто много зарабатывать умеет. Подробнее смотрите статьи «Что такое жизненная успешность?» и «К кому приходит успех? Качества успешного человека».
3ответаВалерия, 28 октября 2014 г., 18:25
Сколько лишних тире и недостающих запятых…
1ответГость, 21 апреля 2017 г., 16:45
Не вижу ошибок, тире правильно стоит…
Гость, 10 сентября 2018 г., 19:40
Может взвесив все «за» и «против» задаюсь вопросом: а нужна ли мне эта головная боль? Мужчина не богатый, но мне хватает. Умную женщину могут одолевать мысли: а смогу ли я стать достойной женой, смогу ли я быть интересной для зарабатывающего мужчины, а не только — «дай денежку»? На внешности далеко не уедешь, и нужно ли жить на пороховой бочке «бросит, не-бросит»? Да и искать такого мужчину можно всю жизнь.
Гость, 04 мая 2022 г., 12:02
В Вашем ответе, мне кажется, слово «должен» лишнее. Умный мужчина не обязательно должен зарабатывать много. В жизни часто бывает, когда наоборот, не очень умные мужчины зарабатывают много, а умные мало. Ум и заработок — понятия никак не взаимосвязаны друг с другом. Особенно это проявилось очень ярко в сегодняйшей России. Не согласен я также и с тем Вашим тезисом, что ум «похож на мышцы», требующий постоянной тренировке, — сама жизнь и окружающая обстановка поддерживают ум в тонусе. Кстати, спорт и даже физкультура не гарантируют человеку того, что он будет жить дольше человека, никогда не занимавшегося ни тем, ни другим. Считаю, что ум — данность от рождения и не может развиваться, а только реагировать на вызовы жизненных ситуаций, образованность же лишь дополняет ум и помогает ему успешнее реагировать на все вызовы.
Елизавета, 25 марта 2015 г., 17:48
Это еврейская пословица…)))
Гость, 16 ноября 2017 г., 16:44
Посоветуйте ему почитать про Диогена.
Гость, 21 февраля 2020 г., 11:08
Потому что в какой-то степени более разумны.
Гость, 25 апреля 2020 г., 23:33
Ум не измеряется толщиной кошелька. Кому-то важны деньги, а кому-то наука, а кто-то любит пиво чипсы и футбол.
Гость, 15 декабря 2021 г., 17:54
Если в системе ценностей не присутствуют деньги, то можно быть умным и бедным. У директора в системе ценностей есть деньги, и он направляет свой ум на их умножение.
Гость, 31 октября 2014 г., 12:54
Согласна, что умный и образованный — разные вещи. Но что уровень гормонов влияет на способность логически мыслить — это пахнет шовинизмом. Как руководитель большого предприятия, я не знаю женщин, которые бы делали беспомощные глаза и просили о помощи. Скорее именно женщины лучше работают: предлагают продуманные варианты, способны удерживать в поле внимания много задач, более ответственны и способны адаптироваться к изменениям среды.
Гость, 24 апреля 2018 г., 20:50
С биохимической точки зрения, тестостерон влияет на интеллект.
Гость, 28 июля 2022 г., 04:21
Вы, комментируя этот вопрос, аккуратно перешли на свою работу, и написали Вашу точку зрения, это вообще видение. Вы готовы изменить мнение об этом? Соглашусь с вами насчёт амбиций, которые мы берём на себя, больше чем нужно, и то, что женщины намного усидчивее на работе. Но вопрос был – кто такой умный человек?! Из умного человека усидчивый работник не получится, я считаю. И в общем правильный анализ, но нет ответа на основной вопрос.
Wolf, 26 января 2015 г., 12:24
Большое спасибо
Василич, 04 апреля 2015 г., 13:37
Всегда детям привожу пример, что такое «Быть Умным»! Допустим, мы берем содержимое «Ленинской» библиотеки (на общепонятном языке это информация и знания), и большими самосвалами перевозим все в Огромнейший Дворец Спорта — сгружаем все навалом. Задача — воспользоваться информацией (знаниями), в одном и другом случае. В первом случае, имея ОРГАНИЗОВАННУЮ (каталогизированную) систему, Мы сможем отыскать нужное в течении 10-15 минут (бывает и быстрее), а вот во ВТОРОМ, найти и воспользоваться знаниями (информацией) которая точно имеется, шансов ВООБЩЕ очень мало. И вопрос детям — в чем разница??? И там и там одинаковый объем знаний (информации), а вот воспользоваться ей можно или нельзя??? Значит УМ — это способность к АНАЛИЗУ и ОРГАНИЗАЦИИ получаемой информации!!!
Алина, 24 августа 2015 г., 11:36
Начало статьи мне очень понравилось, а дальше я разочаровалась. По-моему, это сексизм!
1ответГость, 30 сентября 2021 г., 15:18
Согласен.
Нина, 15 сентября 2015 г., 01:39
Спасибо за статью. Очень интересная.
1ответТатьяна, 24 февраля 2016 г., 12:21
Мозг способен находить решение жизненных задач, способен видеть и предсказывать последствия своих действий, но точно не «ум».
1ответГость, 21 апреля 2017 г. , 16:34
Если, конечно, ум это не функция мозга?.. Мозг сам по себе есть, но перевод информации идёт через сознание, а ум как раз и помогает в этом процессе не заплутать.
Гость, 16 апреля 2017 г., 12:20
Можно ли поумнеть? Правильный ответ — однозначно нет! Можно много шаблонов набрать себе в копилку, можно много информации запихнуть себе в голову, но единственное, что ты можешь делать для развития ума — это поддерживать его работоспособность, достаточно лишь думать.
1ответГость, 27 марта 2018 г., 11:08
Согласна с вами.
Гость, 27 марта 2018 г., 09:52
Хорошая статья! спасибо!
Гость, 12 апреля 2018 г., 22:44
Не могу найти ничего по поводу такого феномена, когда очень умный, казалось бы, человек, бывший вундеркинд с высоким QI, 130, в жизни очень часто совершает дурацкие ошибки, в основном связанные с неумением общаться с людьми, неуверенным поведением, каким-то неумением себя правильно себя вести.
4ответаГость, 18 ноября 2019 г. , 15:16
Добрый день. Есть два вида интеллекта. В том числе эмоциональный. Видимо у Вашего знакомого именно он на очень низком уровне)). Умный — это тот, у кого оба интеллекта на высоте.
Гость, 12 августа 2021 г., 19:57
Наличие ума, по-моему, определяется или проявляется, в большей степени, поведением человека. Знания (их получение), только лишь, способствуют этому. Человек может закончить Гарвардский или Оксфордский университеты, но, при этом, вести себя отвратительно. Про отвратительно ведущих себя людей никто не скажет, что это умные люди.
Гость, 31 августа 2021 г., 07:06
Это похоже на синдром Аспергера (аутизм с сохраненные интеллектом).
Гость, 30 июня 2022 г., 00:49
Согласна с предыдущим комментарием – это отсутствие эмоционального интеллекта. Это говорит о слабом воспитании или чрезмерной самоуверенности, что сложно назвать большим умом (человек может самовоспитаться). Вывод – ум это так же совокупность образованности, интеллекта и эмоционального интеллекта. Думающих женщин встречала намного чаще!
Гость, 05 января 2019 г., 13:36
Да, скорее всего, умом можно назвать способность спрогнозировать события и увидеть тот результат, который появится на выходе. Но, возможно, ум очень тесно связан с волей? Что производит перетасовки мыслей в голове? Что выстраивает их в логичную схему? Это делает некое волевое усилие, и, получается, что оно занимается организацией мыслей в голове. Что это — ум? Но это наверное отдельная тема для рассуждения. А умным можно назвать того, у кого найдется верное решение для какой-нибудь ситуации. Возможно умный он не говорит много, зато вокруг него все время что-то происходит и приносит результаты.
Гость, 11 июля 2019 г., 13:43
Много с чем согласна, как и с замужеством, удобно же, муж пусть думает, как семью кормить — это женский ум, так и с примером Веры с усиками. Сама замечала, что бабы по мужскому типу умнее просто баб, но вот какие из них счастливие?
Гость, 25 сентября 2020 г., 14:12
Люди бывают умными в разной степени, как и глупыми. Большинство людей именно такими и являются. И ничего, живём!
Гость, 09 мая 2021 г., 04:56
Если кратко изложить — то УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК — ЭТО ЧЕЛОВЕК С КОТОРЫМ ОЧЕНЬ ТРУДНО ПОССОРИТЬСЯ!!!
Гость, 12 июля 2021 г., 22:58
Умные те, кто выжил и выживает в любых условиях и продлевает свой род, используя все, что вокруг него в природе, для своего существования. Это закон природы. Эволюция природы это подтверждает.
Гость, 01 ноября 2021 г., 01:28
Ум — это совокупность мыслительных процессов со способностью полноценно функционировать.
Гость, 18 марта 2022 г., 05:33
С 30 лет уровень тестостерона начинает снижаться в организме, судя по корреляции, которую вывел автор, не ссылаясь на научные источники. (О том, что уровень интеллекта связан с уровнем тестостерона). Исходя из этого, мужчины/женщины с 30 лет должны начать глупеть. Это не соответствует действительности.
Гость, 21 августа 2022 г., 14:06
Спасибо, большое, отличная статья, мне понравилась, я много узнала нового и познавательного из этой статьи. Хорошо, что есть такие умные люди, как Вы. Большое спасибо Вам за помощь мне. Вы мне помогли понять, кое что для себя. Удачи Вам и хорошего настроения, всех благ и здоровья.
Материалы по теме:
12 апр. 2018 г.
Как отличить умного человека от просто образованного
Умный – это тот, кто может устанавливать свою собственную причинно-следственную связь, кто сам способен делать выводы и принимать решения на основе тех знаний, которые он получил из социума.
3Подробнее01 янв. 2006 г.
Дух, ум, душа и тело
Дух — мужское начало, воля и личностная вертикаль. Дух делает душу высокой, одухотворяет ум и тело. Дух часто понимается как воля.
13Подробнее01 янв. 2010 г.
Мужской и женский ум
Есть два типа ума, которые достаточно условно можно назвать мужской и женский ум. Условно — потому что так называемый «мужской ум» нередко можно встретить у самых очаровательных и женственных женщин, и так называемый «женский ум» у особей по всем признакам вроде мужского пола. Так называемый «мужской ум» — это привычка думать самому, искать решение без уверток и хитростей. Другой, так называемый «женский ум» — это решение жизненных задач с помощью окольных путей, путем хитрости или использования чужой головы.
5Подробнее31 дек. 2002 г.
Позиции восприятия
Положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта.
14Подробнее31 дек. 2009 г.
Решение жизненных задач
Решать разнообразные жизненные задачи можно разными способами. Основные из них: включить голову, использовать разум,поискать или спросить готовое (принятое в подобных случаях) решение. Например, вот я стою перед задачей, которую не в силах сразу решить. К примеру, что-нибудь техническое, вроде неработающего прибора. Я пытаюсь его изучить, осматриваю, ощупываю, кручу в руках, жмуосторожно различные кнопки, трясу.
1Подробнее01 окт. 2022 г.
Зачем женщине быть умной?
В церковь вошла молодая девушка, одетая строго, просто и консервативно, без украшений и макияжа. Потупив взор, подошла к священнику и спросила: «Батюшка, как вы понимаете концепцию протоирея Феофана о социально-патриархальном единении души человека с Господом Богом, на основании религиозных воззрений, высказанную для русской православной епархии в Париже?». Священник ответил: «Замуж, СРОЧНО замуж!» Итак, должна ли женщина быть умной: уметь анализировать и сопоставлять. Достаточно женщине иметь хорошенькое личико и точеную фигурку? Что более ценно, ум или житейская смекалка? Что важнее, кандидатская степень или умение найти выход в сложной житейской ситуации?
6Подробнее«Что такое ум человек? На что способен ум?» — Яндекс Кью
Ум человека — оператор при его воле. Воля нужна человеку, чтобы действовать не от импульсов, диктуемых чувствами, но от соображений, приближающимся к разумным. Таковые соображения способен вырабатывать ум.
Ум может работать как непроизвольно, так и произвольно. Когда мой ум работает непроизвольно, не факт, что я являюсь в такие фазы субъектом своего собственного бытия. Я наверняка являюсь им, если мой ум работает произвольно, то есть, по им же самим для самого себя установленным правилам.
Ум мой способен формировать и базу-источник моих непроизвольных импульсов, выстраивая новые мои привычки. То есть, переводя новые умения в подсознательные навыки путём волевого осознанного повторения.
Суть всей этой работы ума — забота о выявлении и построении блага индивида, который достался данному уму, а индивиду — данный ум. Чем бы это благо ни оказывалось, ум призван подобрать соответствующему потенциалу соответствующую его реализацию.
Вообще связь внешнего с внутренним, синхронизация и синтезирование природы и вещества того и другого — как бессознательные, так и осознанные — вот функции ума. Чувства лишь поставляют организму необходимую энергию для действования, но обработка всей информации о ситуациях — и о необходимостях, и о возможностях — всё такое это по части мозга. Синоним ли ум и мозг? Можно принять, что работа ума ответственна за благо индивида, в то время, как работа мозга вообще включает и противоречащие этому благу функции. Ум, можно принять, как раз и призван выявлять, что к благу ведёт, фильтровать непроизвольные реакции и формировать произвольные.
И важнейшая функция ума — изучение, то есть, умение делать выводы из собственных ошибок. А потому — способность эти ошибки осознанно допускать — под видом гипотез, проверяемых практикой. Оценивать риски и пускаться в практику, осознавая её постоянным экспериментом.
Тут мы входим в зону творчества. Это когда уму предстоит выяснять ранее неизвестное. В стремлении к благу индивида, ум умеет не только применять известный арсенал способов действия, но и вырабатывать новые оригинальные свои ходы-умения, ранее неизвестные не только ему самому, но и человеческому опыту в целом.
Отдельной позицией поэтому духовную сферу — это когда ум индивида через его собственный творческий опыт выводит и фиксирует значимые для человечества в целом соображения. Как ему самому сокровищница человеческой премудрости, называемая культурой, преподносит важные сведения для его собственного блага, так и он, ум человека, начинает полагать своим благом обогащать общечеловеческую культуру новыми достижениями — соображениями о способах благо-добывания — как индивидуального, так и коллективного. И в том числе речь о навыках второго порядка — творческих навыках.
Галина Николаевна Стадниченко
1 февраляВсю деятельность рассудочной деятельности, которую вы описали принадлежит работе практической деятельности (мозг)… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…Введение: Человеческий мозг | New Scientist
Магнитно-резонансное изображение (МРТ) в искусственных цветах среднесагиттального среза головы нормальной 42-летней женщины, показывающее структуры головного мозга, позвоночника и лицевых тканей
(Изображение: Мехау Кулик / Научная фотобиблиотека)
Мозг — самый сложный орган человеческого тела. Он производит каждую нашу мысль, действие, память, чувство и опыт мира. Эта желеобразная масса ткани весом около 1,4 кг содержит ошеломляющие сто миллиардов нервных клеток или нейронов.
Сложность связи между этими ячейками ошеломляет. Каждый нейрон может вступать в контакт с тысячами или даже десятками тысяч других через крошечные структуры, называемые синапсами. Наш мозг формирует миллион новых связей каждую секунду нашей жизни. Структура и сила связей постоянно меняются, и нет двух одинаковых мозгов.
Именно в этих меняющихся связях хранятся воспоминания, приобретаются привычки и формируются личности, усиливая одни паттерны мозговой активности и утрачивая другие.
Реклама
Серое веществоХотя люди часто говорят о своем «сером веществе», мозг также содержит белое вещество. Серое вещество — это клеточные тела нейронов, а белое вещество — это разветвленная сеть нитевидных усиков, называемых дендритами и аксонами, которые расходятся от клеточных тел и соединяются с другими нейронами.
Но в мозгу есть и другой, еще более многочисленный тип клеток, называемый глиальными. Их число превышает число нейронов в десять раз. Когда-то считавшиеся вспомогательными клетками, теперь известно, что они усиливают нейронные сигналы и играют такую же важную роль, как и нейроны, в умственных вычислениях. Существует множество различных типов нейронов, только один из которых уникален для человека и других человекообразных обезьян, так называемые веретенообразные клетки.
Структура мозга формируется частично генами, но в большей степени опытом. Лишь относительно недавно было обнаружено, что новые клетки мозга рождаются на протяжении всей нашей жизни — процесс, называемый нейрогенезом. Мозг имеет всплески роста, а затем периоды консолидации, когда обрезаются лишние связи. Наиболее заметные всплески происходят в первые два-три года жизни, в период полового созревания, а также последний всплеск в молодом взрослом возрасте.
Старение мозга также зависит от генов и образа жизни. Упражнения для мозга и правильное питание могут быть столь же важны, как и для остального тела.
Химические мессенджерыНейроны в нашем мозгу общаются разными способами. Сигналы передаются между ними путем высвобождения и захвата нейротрансмиттеров и нейромодуляторов, таких как глутамат, дофамин, ацетилхолин, норадреналин, серотонин и эндорфины.
Некоторые нейрохимические вещества работают в синапсах, передавая определенные сообщения от мест высвобождения к местам сбора, называемым рецепторами. Другие также распространяют свое влияние более широко, подобно радиосигналу, делая целые области мозга более или менее чувствительными.
Эти нейрохимические вещества настолько важны, что их дефицит связан с некоторыми заболеваниями. Например, потеря дофамина в базальных ганглиях, контролирующих движения, приводит к болезни Паркинсона. Он также может повысить восприимчивость к зависимости, потому что опосредует наши ощущения вознаграждения и удовольствия.
Точно так же дефицит серотонина, используемого областями, участвующими в эмоциях, может быть связан с депрессией или расстройствами настроения, а потеря ацетилхолина в коре головного мозга характерна для болезни Альцгеймера.
Сканирование мозгаВнутри отдельных нейронов сигналы формируются электрохимическими импульсами. В совокупности эту электрическую активность можно обнаружить вне кожи головы с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ).
Эти сигналы имеют волнообразный характер, который ученые классифицируют от альфа (обычный, когда мы расслабляемся или спим) до гамма (активное мышление). Когда эта деятельность идет наперекосяк, это называется припадком. Некоторые исследователи считают, что для восприятия важна синхронизация активности в разных областях мозга.
Другие способы визуализации активности мозга являются косвенными. Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) или позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) контролируют кровоток. МРТ, компьютерная томография (КТ) и диффузионно-тензорные изображения (DTI) используют магнитные сигнатуры различных тканей, поглощение рентгеновских лучей или движение молекул воды в этих тканях для визуализации мозга.
Эти методы сканирования выявили, какие части мозга связаны с какими функциями. Примеры включают деятельность, связанную с ощущениями, движением, либидо, выбором, сожалением, мотивацией и даже расизмом. Однако некоторые эксперты утверждают, что мы слишком доверяем этим результатам и что они вызывают проблемы с конфиденциальностью.
До того, как методы сканирования стали обычным явлением, исследователи полагались на пациентов с повреждениями головного мозга, вызванными инсультами, черепно-мозговыми травмами или заболеваниями, чтобы определить, какие области мозга необходимы для определенных функций. Этот подход выявил области, связанные с эмоциями, снами, памятью, языком и восприятием, а также с еще более загадочными событиями, такими как религиозные или «паранормальные» переживания.
Одним из известных примеров был случай с Финеасом Гейджем, железнодорожником 19 -го -го века, который потерял часть передней части своего мозга, когда во время взрыва ему в голову вонзился железный шест длиной 1 метр. Он выздоровел физически, но его личность осталась неизменной, что впервые показало, что определенные области мозга связаны с различными процессами.
Структура в видуНаиболее очевидной анатомической особенностью нашего мозга является волнообразная поверхность головного мозга — глубокие расщелины известны как борозды, а его складки — извилины. Головной мозг является самой большой частью нашего мозга и в основном состоит из двух полушарий головного мозга. Это самая эволюционно новая структура мозга, имеющая дело с более сложной когнитивной деятельностью мозга.
Часто говорят, что правое полушарие более творческое и эмоциональное, а левое занимается логикой, но на самом деле все сложнее. Тем не менее, у сторон есть некоторые специализации: левая занимается речью и языком, правая — пространственным и телесным восприятием.
См. нашу интерактивную графику , чтобы узнать больше о структуре мозга
Дальнейшие анатомические подразделения полушарий головного мозга — это затылочная доля сзади, отвечающая за зрение, и теменная доля над ней, отвечающая за движение, положение, ориентацию и вычисления.
За ушами и висками лежат височные доли, отвечающие за восприятие звука и речи и некоторые аспекты памяти. И на первый план выходят лобные и префронтальные доли, часто считающиеся наиболее высокоразвитыми и наиболее «человеческими» областями, отвечающими за самые сложные мыслительные процессы, принятие решений, планирование, концептуализацию, контроль внимания и рабочую память. Они также имеют дело со сложными социальными эмоциями, такими как сожаление, мораль и сочувствие.
Другой способ классификации областей — это сенсорная кора и моторная кора, контролирующие входящую информацию и исходящее поведение соответственно.
Ниже полушарий головного мозга, но до сих пор называемая частью переднего мозга, находится поясная кора, отвечающая за управление поведением и болью. А под ним лежит мозолистое тело, которое соединяет две половины мозга. Другими важными областями переднего мозга являются базальные ганглии, отвечающие за движение, мотивацию и вознаграждение.
Побуждения и аппетитыПод передним мозгом лежат более примитивные области мозга. Лимбическая система, общая для всех млекопитающих, отвечает за побуждения и аппетиты. Эмоции наиболее тесно связаны со структурами, называемыми миндалевидным телом, хвостатым ядром и скорлупой. Также в лимбическом мозгу находится гиппокамп, необходимый для формирования новых воспоминаний; таламус – своего рода сенсорная ретрансляционная станция; и гипоталамус, который регулирует функции организма посредством высвобождения гормонов гипофизом.
Задняя часть мозга имеет сильно извилистую и складчатую припухлость, называемую мозжечком, в которой хранятся шаблоны движений, привычки и повторяющиеся задачи — вещи, которые мы можем делать, не думая о них.
Самые примитивные части, средний мозг и ствол головного мозга, контролируют телесные функции, которые мы не можем контролировать сознательно, такие как дыхание, частота сердечных сокращений, кровяное давление, режимы сна и так далее. Они также контролируют сигналы, которые проходят между головным мозгом и остальным телом через спинной мозг.
Несмотря на то, что мы открыли огромное количество информации о мозге, остаются огромные и важные тайны. Одним из наиболее важных является то, как мозг производит наш сознательный опыт?
Подавляющая часть активности мозга осуществляется подсознательно. Но наши сознательные мысли, ощущения и восприятие — то, что определяет нас как людей — пока нельзя объяснить с точки зрения активности мозга.
Темы:
- психология/
- мозг
Что такое человек? – Adventist Today
Дэвида Гилана | 25 октября 2022 г. |
Возможно ли или станет возможным с развитием технологий «записать» человеческий разум в компьютер? Это может показаться вопросом науки или фантастики, более чем подходящим для «Адвентисты сегодня». Однако, как только мы углубляемся в науку и технологии, довольно быстро возникает вопрос о том, что значит быть человеком и что значит иметь или быть разумом.
Думаю, большинство людей согласятся, что между мозгом и разумом существует прочная связь. Это не одно и то же: мозг — это физический орган в человеческом теле, а разум — это нечто менее осязаемое в каком-то смысле, — но мы не склонны воображать одно без другого.
Разум, душа и тело
Религиозные традиции — и такие философы, как Платон — которые верят, что люди состоят из комбинации бессмертной, совершенной души, соединенной при жизни с смертным, тленным телом, могут верить, что после смерти (и, возможно, до рождения, по крайней мере, в случае Платона) душа имеет разум, но не имеет мозга.
Адвентизм седьмого дня придерживается другой точки зрения – что Божественное дыхание, соединенное с земной глиной, означало, что Адам стал живой душой, а не получил живую душу. В момент смерти прекращается дыхание жизни и прекращается жизнь, а воскресение есть начало новой жизни (с переносом воспоминаний), а не продолжение вечной жизни, продолжавшейся во время смерти тела.
Кажется, я перешел от разговоров о разуме к разговору о душах. Они тоже не одно и то же, но в некотором роде оба являются способами осмысления сущности человеческой личности. Мы могли бы подумать, например, что сущностью человека является не его тело, которое может измениться с увеличением или потерей веса, загаром, хирургическим вмешательством, ампутацией, болезнью или рядом других обстоятельств, а его разум. Если ум каким-то образом поврежден, личность не теряется, а изменяется.
Итак, предположим, что мы могли бы «загрузить» разум в компьютер, и он мог бы функционировать почти так же, как в мозге. Он мог принимать сенсорные данные, обдумывать их и выводить действия или слова. Компьютеру потребуются некоторые периферийные устройства для восприятия и действия — возможно, тело робота в гуманоидной или какой-либо другой форме. Но будет ли это существо человеком, если оно обладает человеческим разумом?
Невообразимая сложность
Прежде чем мы приступим к решению этого вопроса, было бы интересно изучить некоторые технологические препятствия, которые я слишком легко перепрыгнул при построении гипотезы. Человеческий мозг — самая сложная материя из известных нам во Вселенной — «ужасно и чудесно сделанная» кажется подходящей — и умещает 86 миллиардов нейронов в объеме размером с два сжатых кулака. Таким образом, создание достаточно мощного компьютера и достаточно емкого запоминающего устройства является первой частью головоломки… но в наши дни терабайтные жесткие диски в настольных компьютерах и петабайты в центрах обработки данных, а вычислительная мощность многоядерных процессоров быстро растет, возможно, это кажется более выполнимым. чем это могло быть даже 10 лет назад.
Вторая проблема связана с периферийными устройствами, о которых я упоминал: у нас есть оптические датчики, почти такие же сложные, как человеческий глаз, но с большим разрешением и мощностью, но большая часть зрения происходит не в глазу, оно происходит в мозгу, как входящий визуальный сигнал. данные объединяются, обновляются, интерпретируются, интерполируются и осмысливаются. Между зрительными центрами, памятью и познанием обработка зрительных данных представляет собой чрезвычайно сложный процесс.
Аналогичные рассуждения применимы ко всем остальным нашим чувствам, поэтому предоставление нашему «разуму в машине» способности ощущать и придавать смысл тому, что он ощущает, далеко не тривиально. А без способности ощущать мир и взаимодействовать с ним разум был бы обречен на ужасающее существование, в котором он думал бы только о прошлом опыте, не имея возможности передать свои мысли миру.
Третья проблема заключается в том, что наши нынешние полупроводниковые компьютеры являются бинарными — включено или выключено, 1 или 0. Наш мозг работает гораздо более «нечетким» и вероятностным образом, когда частичная активация ряда соседних нейронов может «суммировать ‘, чтобы активировать нейрон. Это сложно или невозможно точно смоделировать с помощью бинарного компьютера, по крайней мере, без добавления хотя бы дополнительного уровня сложности, чтобы смоделировать что-то, что и без того очень сложно.
У квантовых вычислений есть потенциал для лучшего моделирования вероятностных процессов — это главное, в чем они хороши, — но пока они находятся в зачаточном состоянии.
Таким образом, даже с технологической точки зрения идея разума, хранящегося и работающего в чем-то другом, кроме человеческого мозга, еще далека от реальности, поскольку предстоит решить множество очень сложных задач.
Сущность бытия человеком
Я оставлю в стороне этический вопрос «Если бы мы могли, то должны ли мы?» Я думаю, что ответ будет зависеть как от качества опыта для рассматриваемого ума, так и от каждого индивидуальные представления человека о природе и святости жизни и человечества.
Таким образом, возникает вопрос: «Возможно ли это вообще в принципе?» То есть, если предположить, что мы можем решить технологические проблемы и что мы пришли к выводу, что это оправдано с этической точки зрения, возможно ли это вообще? Или «разум без мозга» на самом деле будет чем-то иным, чем разум, и чем-то иным, чем человеческая личность?
Ваш ответ, скорее всего, будет касаться того, что, по вашему мнению, является сутью человека и что, по вашему мнению, является сущностью разума. Является ли разум чем-то возникающим свойством мозга после того, как он превысит определенную критическую массу «мощности обработки»? Или «разум» — это нечто большее, нечто божественное или сверхъестественное? Является ли разум чем-то, что может быть даровано только Творцом, и даровано только людям (и, возможно, ангелам и существам в других мирах)? Или разум — это просто действие материального мозга?
Это интересные вопросы для размышления, и я надеюсь, что у вас будет возможность обсудить их с друзьями или семьей.
Но я думаю, что они также имеют какое-то реальное значение для жизни. Потому что, в глубине души, размышления о том, что значит быть человеком, приводят меня, по крайней мере, к пониманию того, что любое другое человеческое существо обладает таким же разумом, в целом того же типа, и является таким же человеком, как и я. . Полное признание нашей общей человечности является важнейшим напоминанием об истине, столь точно выраженной Джоном Донном: «Ни один человек не является островом, Целиком сам по себе. Каждая часть континента, Часть большого».
Признание нашей общей человечности является частью того, что побуждает нас кормить, одевать и заботиться о «наименьших из сих» (Матфея 25) и так же радикально включать людей, непохожих на нас, как Иисус.
Доктор Дэвид Гилан — муж Сью и отец Кэсси и Александры. Он начал в колледже Эйвондейл, а в настоящее время является профессором и главой национального педагогического факультета факультета образования, философии и теологии Университета Нотр-Дам в Сиднее, Австралия.