Библиотерапия как метод психологической коррекции: Библиотерапия как метод психологической коррекции

Что такое библиотерапия в психологии как методика психокоррекции

В детстве каждой из нас читали сказки. Главные герои этих сказок, принцы и принцессы, становились для нас реальными. Вот ты стоишь перед зеркалом в мамином платье, или завернувшись в покрывало, и твоё воображение рисует картины, в которых ты становишься прекрасной принцессой, на тебе удивительной красоты платье, и, где-то там, в зазеркалье, твой принц спешит освободить тебя из лап ужасного чудовища.

С возрастом, ты сама начинаешь читать книги, на страницах которых, ты находишь ответы на свои вопросы, или, просто, позволяешь себе снова стать прекрасной принцессой. Эти книги могут случайно попадать в поле твоего внимания, или ты сознательно выбираешь их. Это не важно. Важно то, что все они оставляют след в твоей жизни.

В этой статье:

История развитияОсновные задачиОсновные методы терапииКак проводится библиотерапияКаждому своё

История развития

Фото автора cottonbro: Pexels

Библиотерапия – это один из методов психотерапии, который использует литературу как лекарство для твоей души и тела. Это один из самых старых методов лечения. Основным инструментом этого метода является слово. Библиотерапия применялась еще в Древнем Египте и средневековой Европе.

Статус научного направления она приобрела в 1916 году с лёгкой руки американского психолога С.М. Кротхерса. На территории нашей страны, метод библиотерапии впервые широко начал практиковаться в 1927 года в психоневрологическом институте города Харькова.

Основные задачи

Библиотерапия уникально органично сочетает в себе несколько наук: медицину, психологию, психиатрию и библиотечное дело. В настоящее время этот вид терапии широко применяется в методах психологической, психиатрической реабилитации, а также в воспитательной и обучающей программах.

Метод библиотерапии позволяет решить много сложных задач:

  • развивать воображение и стимулировать процесс положительного эмотирования;
  • получить эмоциональную разрядку в процессе чтения;

Что такое библиотерапия?

  • помочь найти решение сложных жизненных ситуаций, путём анализа прочитанного и идентификации с персонажами книги;
  • обучение процессу положительного мышления;
  • избавить от чувства страха, вины, стыда через возможность честно рассмотреть свои чувства, эмоции в любых жизненных ситуациях;
  • поднять уровень мотивации и желания действовать.

Важным в библиотерапии является то, что в процессе чтения не может быть навязчивых указаний и рекомендаций со стороны, и при этом, каждый читающий одну и ту же книгу, возьмёт, необходимую только ему, информацию.

Основные методы терапии

Среди методов применения наиболее часто используются:

  • коррекционный метод;
  • психокоррекционный.

Различие этих двух методов заключается в глубине воздействия на психоэмоциональное состояние пациента. Первый метод обычно применяется для коррекции различных жизненных ситуаций, для выработки новых сценариев поведения или создания дополнительных собственных образов.

Результатом является изменение общего эмоционального состояния в сторону положительного вектора, обретение дополнительных психических ресурсов. В этом методе используются произведения легкого, развлекающего жанра, фэнтези, лирические произведения.

Второй, психокоррекционный метод затрагивает более глубокие психические процессы. Как правило, пациенты, которым показан этот метод библиотерапии находятся в подавленном психическом состоянии, часто наблюдает потеря смысла жизни, возможны психосоматические расстройства, проявленные на физиологическом уровне.

Giphy

Целью этого метода является проявление и осознание скрытых негативных эмоций и чувств человека. В результате человек получает возможность посмотреть на ситуацию, которая привела к созданию внутреннего конфликта, с другой стороны. Это происходит благодаря анализу и отождествлению реальной ситуации с описанной в книге, что позволяет читателю осознать свою роль, пересмотреть проявление своих эмоций и свести внутренний конфликт к минимальному проявлению, или решить полностью.

Как проводится библиотерапия

Виды проведения библиотерапии:

  • чтение вслух: применяется в групповой терапии.

Процесс проведения сводится к тому, что каждый из участников группы по очереди читает главу или эпизод, выбранной библиотерапевтом книги. После этого, происходит обсуждение прочитанного. В результате, каждый из участников группы имеет возможность взять необходимую для себя информацию;

  • пересказ: применяется в групповой терапии.

Каждый из участников пересказывает прочитанный им отрывок произведения. Пересказ может производится от лица героя произведения. Этот вид терапии позволяет рассмотреть ситуацию под разными углами зрения;

Фото автора Sarah Chai: Pexels
  • сочинение: может применять как в группой, так и в индивидуальной терапии.

В этом методе предлагается написать небольшое сочинение, в котором литературно описывается выбранная ситуация от момента возникновения до полного разрешения. Таким образом, пациент вырабатывает сценарий разрешения конфликтной ситуации;

  • иллюстрация: применяется в групповой или индивидуальной терапии.

Участникам предлагается нарисовать персонажей или ситуации, описанные в книге. Этот метод, часто используется при диагностике текущего или начального психологического состояния пациента;

  • отождествление: индивидуальная или групповая терапия.

Участнику, в качестве домашнего задания, предлагается прочесть отрывок из произведения, провести процесс отождествления себя с персонажем, дать оценку описанной ситуации. Во время сеанса с терапевтом, пациент рассказывает о событиях с точки зрения выбранного героя. Результатом этого метода является расширение границ восприятия, и развитие способности воспринимать ситуации с позиции других людей.

  • самостоятельное чтение с последующим обсуждением: пациенту предлагается к прочтению одно или несколько контрастных произведений.
Фото автора Abby Chung: Pexels

Во время сеанса, происходит обсуждение прочитанного, что позволяет расширить взгляд на сложившиеся обстоятельства, и выработать новые сценарии для выхода из конфликта;

  • постановка прочитанного: групповая терапия.

Для работы с этим методом обычно используется пьесы. Каждый из участников группы, изображая выбранного героя, получает возможность провести параллели между описанной и своей реальной ситуацией, а также посмотреть на ситуацию под другим углом.

Каждому своё

Успешность применения метода библиотерапии зависит от уровня подготовки терапевта, который применяет его в своей работе. При подборе литературы должен учитываться интеллектуальный уровень пациента, а при формировании группы, в обязательном порядке, диагнозы каждого участника.

Библиотерапия метод, который позволяет дать необходимую пищу для твоего ума. Книга обладает уникальным свойством: она естественным способом освобождает твоё подсознание, и направляет его на поиски необходимого ресурса для выхода из личностного кризиса. Это происходит благодаря тому, что каждая часть твоего разума получает необходимое: ум материал для размышления, подсознание – неучастие ума, пока он занят анализом прочитанной ситуации.

Библиотерапия как метод психологической коррекции

Библиотерапия или лечение с помощью книг – это интересное направление психологической коррекции эмоционального состояния людей. В специализированных центрах занятия библиотерапией проводятся с детьми и со взрослыми. Как они проходят? Каковы задачи библиотерапии? Какие методы работы с литературой применяются в психологической практике?

Содержание

  • Определение понятия
    • История метода
  • Цели и задачи
  • Виды
  • Методы
  • Техники и упражнения
  • Этапы и алгоритм проведения
  • Принципы подбора литературы
  • Специфика использования библиотерапии на различных возрастных этапах
    • В работе с детьми
    • В работе с пожилыми людьми
  • Мой опыт
  • Заключение

Определение понятия

Под термином «библиотерапия» сегодня понимаю науку, изучающую особенности формирования у индивида стрессоустойчивости, развития силы воли, повышения интеллектуальных показателей.

В психологии библиотерапия – это метод коррекционной работы, в котором клиенту предлагается отождествлять себя с героем литературного произведения, анализировать поведение персонажа в тех или иных ситуациях. Терапевтический эффект основан на отождествлении клиентом проблем литературного героя со своими собственными трудностями.

Библиотерапия обладает основными характеристиками науки: у нее есть свои цели и задачи, терминологический аппарат, свои методы. В настоящий момент данная технология работы рассматривается учеными как самостоятельное педагогическое течение, одна из вариаций библиотековедения.

История метода

Библиотерапия как метод психологической коррекции основывается на психофизиологии человека. Родиной ее является Древний Египет. В Греции в античной библиотеке Пифагор активно использовал библиотерапию в качестве основного метода работы со своими учениками.

Позднее в Европе церковные писания нашли применение в работе лекарей. Список литературы, применяемой в лечебных целях, расширился с наступлением эпохи Возрождения: в качестве средства терапии стали использовать художественные произведения.

Однако только в начале 20 века психологами и психофизиологами было доказано, что такое занятие, как библиотерапия – это не просто работа с текстом, а самостоятельный метод психотерапии. Основоположником метода в России считают Н. Рубакина, который в научном труде «Среди книг» писал о том, что с помощью правильно подобранных художественных текстов можно изменять психоэмоциональное состояние людей.

Упражнения библиотерапии были впервые апробированы в Харькове в отделении психоневрологии И.Э. Вельвовским. Ученый опирался на рекомендации психотерапевта В.Я. Мудрого, стараясь создать во время проведения сеансов библиотерапии максимально комфортные условия для участников.

В 1916 году были определены первоначальные цели и задачи библиотерапии как метода психотерапии. Инновационная техника работы с книгой вызвала большой интерес не только среди психотерапевтов, но и среди психологов, педагогов, медиков. Библиотерапия использовалась в качестве дополнительного метода во время лечения в санаториях и пансионатах для пожилых людей.

В послевоенное время лечение художественными текстами организовывалось в реабилитационных центрах. Большой вклад в развитие метода внесли Ю.Н. Дрешер, Б.С. Крейденко, Р. Скаллер, О.Л. Кабачек, Б.А. Симонов, И.Н. Казаринова.

Цели и задачи

Главной целью библиотерапии является улучшение психоэмоционального состояния человека. В соответствии с целью, задачами данной технологии работы являются:

  • диагностика проблемы клиента;
  • подбор художественных текстов, отвечающим особенностям выявленной проблемы;
  • работа с художественными текстами, обсуждение прочитанного материала;
  • определение способов решения проблемы клиента.

Виды

Распространенными видами библиотерапии являются:

  • Целенаправленная психокоррекционная работа с книгой. Данная разновидность предполагает непосредственное участие в терапевтическом процессе психолога, который проводит диагностику проблемы клиента, рекомендует определенные тексты, объясняет техники работы с ними.
  • Чтение художественной литературы без постановки психокоррекционных задач. Этот вид практикую люди, которые любят читать. Художественную литературу они подбирают в соответствии со своими предпочтениями. Чтение книг улучшает их настроение, положительно влияет на когнитивные процессы.

Методы

Основными методами библиотерапии являются:

  1. Коррекционный метод. Он не предполагает решение задач коррекции психики. Его основная цель – положительная трансформация трудной жизненной ситуации клиента посредством расширения диапазона стереотипов поведения индивида. Для достижения коррекционной цели используются тексты развлекательного характера.
    Метод подходит для коррекции личностной тревожности и повышения самооценки индивида.
  2. Психокоррекционный метод. Данный метод направлен на трансформацию болезненного психического состояния личности. Психолог помогает клиенту научиться контролировать эмоции и управлять своим настроением. Итогом применения психокоррекционного метода является формирование у клиента способности открыто выражать чувства и правильно понимать эмоции других людей.

Техники и упражнения

Раскрою направления библиотерапии. Распространенными техниками библиотерапии являются:

  • Чтение художественных текстов вслух. Данная техника реализуется в группе. Ведущий зачитывает отрывок из текста, а затем организует групповое обсуждение этого отрывка. Если для достижения целей психокоррекции выбрана пьеса, то организуется ее чтение по ролям. Каждый из участников в группе самостоятельно проводит параллели между художественным словом и собственными проблемами.
  • Отождествление себя с героем художественного произведения. Эту технику психологи используют в качестве домашнего задания. Клиенту предлагается выбрать литературного героя, на которого он похож. На следующей встрече психолог вместе с клиентом обсуждает выбор литературного персонажа и анализирует его поступки, описанные в книге. Эта техника улучшает социальное восприятие индивида, формирует у него новые модели поведения.
  • Пересказ прочитанной книги или рассказа. Эта техника также применяется в групповой работе. Ведущий зачитывает то или иное художественное произведение и просит участников пересказать его с позиции разных героев рассказа. Такой прием помогает человеку научиться анализировать ситуацию с разных позиций.
  • Самостоятельное чтение произведение клиентом дома, а затем обсуждение прочитанного с психологом. Эта техника применяется в индивидуальной работе с клиентом. На каждой встрече психолог рекомендует клиенту ознакомиться с тем или иным текстом. Свои мысли и эмоции, возникающие в процессе чтения, клиент записывает в читательский дневник. Эти записи будут отправными точками при обсуждении произведения на следующей встрече.
  • Собственное сочинение художественных текстов. Эта техника направлена на поиск клиентом различных вариантов реагирования на те или иные жизненные происшествия. Начало истории озвучивает ведущий, а затем участники предлагают различные варианты развития событий.
  • Подготовка иллюстраций к художественному тексту. Эту технику психолог использует, когда возникает необходимость углубленной диагностики проблемы пациента.
  • Обыгрывание ситуации из книги. Эта техника помогает участникам примерить на себя роль того или иного литературного персонажа. Такие действия учат клиентов обращать внимание на позу, мимику, жесты человека, прогнозировать эмоциональные реакции партнера по общению.

Упражнения в рамках каждой из перечисленных техник, виды и методы работы психолог выбирает в зависимости от целей психокоррекции и возраста клиента.

Этапы и алгоритм проведения

Алгоритм проведения библиотерапии включает в себя несколько этапов:

  1. Этап мотивации участников к занятию. На этом этапе ведущий устанавливает контакт с участниками, ставит цели и задачи сеанса, знакомит участников с правилами групповой работы.
  2. Этап когниции в библиотерапии. На данном этапе идет непосредственная работа с художественным текстом.
  3. Этап дискусии. На этом этапе ведущий организует обсуждение художественного произведения.
  4. Этап рефлексии. Заключительная часть сеанса нужна для подведения итогов, получения обратной связи от участников, оценки эффективности психокоррекции.

Принципы подбора литературы

Большое внимание психологу нужно уделять подбору литературных произведений для проведения сеансов библиотерапии, так как этот метод заставляет клиента «присваивать» чувства, мысли и действий лирического героя. Поэтому герой должен обязательно положительным, обладать высоким уровнем нравственности. Подбор литературы для психокоррекции определяются следующими принципами:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей клиента. Использование библиотерапии допускает в работе с разными возрастными группами: с дошкольниками, подростками, студентами, взрослыми и пожилыми людьми. Книги должны соответствовать психологическим особенностям возраста.
  2. Доступность и понятность литературного языка писателя. Если художественный текст будет непонятен читателю, интерес к нему быстро пропадет. Достичь психокоррекционных целей средствами библиотерапии невозможно, если у клиента нет интереса к сеансу.
  3. Соотнесение жанровой специфики книги с психологической проблемой клиента. Разные литературные жанры оказывают различное действие на человека.
  4. Контраст добра и зла в художественном произведении. Этот принцип важен при подборе литературы для детских сеансов библиотерапии.

Специфика использования библиотерапии на различных возрастных этапах

На различных возрастных этапах специфика использования библиотерапии будет отличаться.

В работе с детьми

Воспитатели ДОУ применяют библиотерапию для решения задач формирования нравственности у детей. Эта задача решается посредством сказок. Библиотерапия в работе с дошкольниками позволяет решать такие задачи, как:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости малыша;
  • формирование социально одобряемого типа поведения;
  • создание условий для творческого самовыражения ребенка;
  • развитие речи;
  • развитие психических процессов.

Для детей школьного возраста библиотерапия является тем методом, который помогает справиться с внутриличностными противоречиями. Работая с художественным текстом, подросток находит ответы на вопросы, понимает причинно-следственные связи событий в своей жизни.

В работе с пожилыми людьми

Если библиотерапия используется в целях реабилитации пожилых людей, то предпочтение стоит отдать философским сборникам, притчам, поэзии. Такие тексты помогают человеку принять себя таким, какой он есть, ведь они строятся на общечеловеческих ценностях. Во время сеансов библиотерапии у пенсионеров происходит переосмысление своего жизненного пути.

Мой опыт

Я использую библиотерапию в качестве вспомогательного метода психокоррекционной работы. Чаще всего я предоставляю клиенту возможность самостоятельно поработать с той или иной книгой дома, чтобы закрепить положительный эффект от серии консультаций.

На мой взгляд, библиотерапия – это средство самоисцеления. Моя задача – подобрать правильную литературу, которая найдет эмоциональный отклик у клиента.

Заключение

Далеко не все практикующие психологи используют в своей работе библиотерапию. Это не означает, что у специалистов мало знаний в этом вопросе. К сожалению, многие люди предпочитают смотреть видео или слушать аудиокниги. Самостоятельная работа с художественным текстом не вызывает у них интереса. Чтобы сформировать любовь к качественной литературе, нужно с детства формировать у детей интерес к чтению. Тогда библиотерапией они будут заниматься не под руководством психотерапевта, а самостоятельно.

Библиотерапия | Encyclopedia.

com

Определение

Цель

МЕРЫ предосторожности

Описание

Aftercare

Риски

Нормальные результаты

Ресурсы

Библиотерапия — это форма терапии, в которой структурированные чтения используются в качестве дополнения к психотерапии. Такие показания можно использовать для закрепления знаний или озарений, полученных в ходе терапевтического сеанса, или для предоставления людям дополнительных профессиональных ресурсов, помогающих в личностном росте и развитии.

Целью библиотерапии является расширение и углубление понимания клиентом конкретной проблемы, требующей лечения. Письменные материалы могут информировать клиента о самом расстройстве или использоваться для повышения согласия клиента с предлагаемым лечением. Многие люди считают, что возможность прочитать о своей проблеме за пределами кабинета терапевта способствует активному участию в их лечении и способствует более сильному чувству личной ответственности за выздоровление. Кроме того, многие с облегчением обнаруживают, что у других было такое же расстройство или проблема, и они успешно справились с ними или выздоровели. С точки зрения терапевта, предоставление клиентам конкретной информации или заданий, которые необходимо выполнять вне обычных сессий в офисе, ускоряет прогресс терапии.

Цели библиотерапии включают следующее:

  • предоставить информацию или понимание
  • стимулировать обсуждение проблем
  • сообщить о новых ценностях или взглядах
  • повысить осведомленность о существовании проблемы среди широких слоев населения проблемы

Библиотерапия применялась в самых различных условиях для многих людей с психологическими проблемами. Практики сообщают об успешном использовании библиотерапии для лечения людей с расстройствами пищевого поведения, тревога и расстройства настроения, агорафобия алкоголь и злоупотребление психоактивными веществами, и физические расстройства, связанные со стрессом.

Библиотерапия является дополнением к психотерапии. Он не предназначен для замены психотерапии или лечения самопомощи. Кроме того, библиотерапия вряд ли будет полезна для клиентов с расстройствами мышления, психозами, ограниченными интеллектуальными способностями, дислексией или активным сопротивлением лечению.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Дополнение — Форма лечения, которая не является строго необходимой, но полезна для схемы терапии.

Когнитивно-поведенческая терапия — Подход к психотерапии, который делает упор на исправление искаженных моделей мышления и соответствующее изменение поведения.

Дислексия — Тип нарушения чтения.

Режим — Регулируемый курс лечения соматического или психического расстройства.

В большинстве случаев библиотерапия используется в качестве дополнения к более традиционным формам психотерапии. Практики когнитивно-поведенческой терапии являются одними из самых ярых сторонников библиотерапии, особенно в разработке индивидуальных протоколов лечения, включая рабочие тетради, для конкретных расстройств. Например, клиенты с расстройствами пищевого поведения, особенно bulimia nervosa, часто получают образовательную информацию, соответствующую их стадии выздоровления, такую ​​как книги или статьи о культурных предубеждениях в отношении веса, привлекательности и диеты. Эта информация помогает клиентам лучше понять причину своего лечения и более эффективно работать над новыми навыками или изменениями в поведении.

В отличие от многих стандартных форм психотерапии библиотерапевтические подходы часто включают в себя конкретные примеры способов справиться с рецидивами или неудачами. Пока клиенты хранят эти материалы, у них есть легкий доступ к ресурсам, чтобы вернуться в нужное русло.

Люди, которые используют руководства по самопомощи без профессионального руководства, рискуют неправильно применить методы или неправильно диагностировать свои проблемы.

Как и любая форма лечения, библиотерапия эффективна только в том случае, если она активно затрагивает желание клиента и веру в выздоровление. Для многих людей дополнительная информация или рабочие тетради могут использоваться в частном порядке, чтобы усилить их стремление стать лучше. Люди, которым не хватает времени или финансов для посещения регулярных сеансов психотерапии в кабинете практикующего врача, часто обнаруживают, что библиотерапия может сократить разрыв между нечастыми встречами. Кроме того, природа самого расстройства иногда может препятствовать лечению в офисе, например, у людей, страдающих агорафобией. Текущие исследования показывают, что библиотерапевтический подход может быть очень эффективным, помогая людям с агорафобией лучше понять свои симптомы и справиться с ними.

КНИГИ

Хипски, Шелли Джейкобс. Учебная программа «Открытие драмы»: библиотерапия и театральные игры для учащихся с эмоциональными и поведенческими проблемами. Lancaster, PA: Proactive Publications, 2006.

VandenBos, Gary R. ed. Психологический словарь АПА. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 2006.

Уайт, Джон Р. «Введение». Когнитивно-поведенческая групповая терапия для конкретных проблем и групп населения, Джон Р. Уайт и Артур С. Фриман, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 2002.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Carlbring, Per и другие. «Открытое исследование интернет-библиотерапии с минимальным контактом с терапевтом по электронной почте для социальной фобии». Клинический психолог 10.1 (март 2006 г.): 30–38.

Феббраро, Грег А. Р. «Исследование эффективности библиотерапии и минимальных контактных вмешательств при лечении панических атак». Журнал клинической психологии 61.6 (июнь 2005 г.): 763–79.

Флойд, Марк и другие. «Двухлетнее наблюдение за библиотерапией и индивидуальной когнитивной терапией для пожилых людей, страдающих депрессией». Модификация поведения 30.3 (май 2006 г.): 281–94.

Фостер, Том. «Прочитайте все об этом: управляемая библиотерапия депрессии у взрослых». Ирландский журнал психологической медицины 23.3 (сентябрь 2006 г.): 111–13.

Фрисвейк, Нынке и др. «Эффективность библиотерапии в повышении способности к самоуправлению у пожилых людей со слабой или умеренной слабостью». Обучение и консультирование пациентов 61.2 (май 2006 г.): 219–27.

Хит, Мелисса Аллен и другие. «Библиотерапия: ресурс для облегчения эмоционального исцеления и роста». School Psychology International 26.5 (декабрь 2005 г.): 563–80.

Лайнхэм, Хайди Дж. и Рональд М. Рапи. «Оценка когнитивно-поведенческой терапии, осуществляемой родителями при поддержке терапевта при тревожных расстройствах у сельских детей». Поведенческие исследования и терапия 44.9 (сентябрь 2006 г.): 1287–1300.

Норкросс, Джон К. «Интеграция самопомощи в психотерапию: 16 практических советов». Профессиональная психология: исследования и практика 37.6 (декабрь 2006 г.): 683–93.

Перссон, Дейл Э. и П. А. Макмиллен. «Инструмент оценки библиотерапии: заземление консультантов в терапевтическом использовании литературы». Искусство в психотерапии 32.1 (2005): 47–59.

Рапи, Рональд М., Мари Дж. Эбботт и Хайди Дж. Лайнхэм. «Библиотерапия для детей с тревожными расстройствами с использованием письменных материалов для родителей: рандомизированное контролируемое исследование». Журнал консультирования и клинической психологии 74.3 (июнь 2006 г.): 436–44.

Ривз Т. и Дж. М. Стейс. «Улучшение доступа и выбора для пациентов: вспомогательная библиотерапия при легком и умеренном стрессе / тревоге в первичной медико-санитарной помощи». Journal of Psychiatric and Mental Health Nursing 12.3 (июнь 2005 г.): 341–46.

Скогин, Форрест и другие. «Доказательная психотерапия депрессии у пожилых людей». Клиническая психология: наука и практика 12.3 (осень 2005 г.): 222–37.

Вос, Тео и другие. «Оценка экономической эффективности в области психического здоровья: помощь лицам, определяющим политику, в расстановке приоритетов и планировании медицинских услуг». Австралийский и новозеландский журнал психиатрии 39. 8 (август 2005 г.): 701–12.

Джейн А. Фицджеральд, доктор философии
Рут А. Винкло, доктор философии

Что такое библиотерапия?

Послушайте это

практика
Mardziah Hayati Abdullah

Библиотерапия обычно относится к использованию литературы, чтобы помочь людям справиться с эмоциональными проблемами, психическими заболеваниями, или изменения в их жизни (Pardeck, 1994), или произвести эффективное изменять и способствовать росту и развитию личности (Lenkowsky, 1987; Аддерхольдт-Эллиот и Эллер, 19 лет89). Предоставление литературы, относящейся к их личные ситуации и потребности в развитии в соответствующее время (Hebert & Kent, 2000), библиотерапевты пытаются помочь людям всех возрастов, чтобы понять себя и справиться с проблемами такие как раздельное проживание и развод, жестокое обращение с детьми, приемная семья и усыновление.

Исторически библиотерапия восходит к 1930-м гг. когда библиотекари начали составлять списки письменных материалов, которые помогли люди изменяют свои мысли, чувства или поведение для лечебные цели. Вожатые работали совместно с библиотекарями. прописывать» избранную литературу для клиентов, испытывающих проблемы (Пардек, 1994).

Основополагающая предпосылка библиотерапии состоит в том, что клиенты идентифицируют себя с литературными персонажами, похожими на них самих, ассоциация, которая помогает клиентам высвободить эмоции, получить новые направления в жизни и исследуйте новые способы взаимодействия (Gladding & Gladding, 1991). Читатели-подростки, например, могут почувствовать облегчение от того, что они не единственные, кто сталкивается с конкретной проблемой. Они опосредованно узнают, как решать свои проблемы, размышляя о том, как герои книги решать свои (Hebert & Kent, 2000).

Некоторые подходы в библиотерапии
Практика библиотерапии менялась по подходу и направленности с тех пор, как впервые использован в 1930-х гг. Традиционная библиотерапия, например, быть более «реактивным» в своем подходе, поскольку процесс был сосредоточен на заставить людей реагировать положительно или отрицательно на чтение материал. Однако более современные подходы предполагают, что терапевтическое процесс на самом деле более интерактивный: читатель становится частью разворачивающийся интеллектуальный и эмоциональный процесс рассказа, а в изо всех сил пытаясь понять, что сообщается в самом глубоком уровни, читатель отвечает, делая положительное чередование или изменение поведения или отношения (Майерс, 19 лет).98). В интерактивном библиотерапией, участники участвуют в мероприятиях, которые помогают им размышлять о том, что они читают, например, о групповом обсуждении и написании диалогового журнала (Палмер и др., 1997; Андерсон и МакКарди, 2000; Моравски и Гилберт, 2000).

В клинической библиотерапии и библиоконсультировании, квалифицированные специалисты используют терапевтические методы, чтобы помочь людям испытывают серьезные эмоциональные проблемы. Классные руководители более вероятно, будет использовать развивающую библиотерапию, которая включает в себя помощь студентов в их нормальном здоровье и развитии. Преимущество последний подход заключается в том, что учителя могут определить проблемы своих учащихся и решать проблемы до того, как они возникнут. Студенты также могут пройти через предсказуемые этапы подросткового возраста со знанием чего ожидать и примеры того, как другие подростки справились с те же опасения (Hebert & Kent, 2000).

Какой бы подход ни применялся, библиотерапия требует тщательного планирования. Она направлена ​​на то, чтобы помочь клиентам напрямую реагировать на материалов, которые им даны, так что изменение осуществляется через катарсис (очищение от эмоций, в первую очередь через искусство), прозрение, или копирование поведения персонажей (Gladding & Gladding, 1991).

Основные этапы библиотерапии
Как правило, мероприятия по библиотерапии предназначены для:

  • предоставить информацию

  • предоставить информацию

  • стимулировать обсуждение проблем

  • сообщить о новых ценностях и взглядах

  • создать осведомленность о том, что у других людей есть подобные проблемы

  • обеспечивают реалистичные решения проблем

Процесс проходит четыре основных этапа (Пардек, 1993 г. ): идентификация, отбор, презентация и последующие действия.

На первых двух этапах необходимо учитывать потребности клиентов. быть идентифицированы, и подходящие книги выбраны в соответствии с их конкретными проблемы. Процесс выбора требует навыков и проницательности, так как книги должны предоставлять правильную информацию о проблеме, не сообщая ложное чувство надежды. Затем книги должны быть представлены тщательно и стратегически, чтобы клиенты могли видеть сходство между собой и героями книги. Как только клиенты смогут идентифицировать себя с главный герой, они вступают в последующую стадию, во время которой они поделиться тем, что они получили. Они выражают катарсис словесно в обсуждение или письмо, или невербальные средства, такие как искусство (Sridhar & Vaughn, 2000), ролевые игры, творческое решение проблем или самостоятельно выбранные варианты. для студентов, чтобы заниматься индивидуально (Hebert & Kent, 2000). Один раз катарсис, клиенты могут быть направлены, чтобы получить представление о эта проблема.

Успех программы библиотерапии зависит во многом от того, насколько хорошо учителя или консультанты играют свою жизненно важную роль в фасилитатор на протяжении всего процесса. Шридхар и Вон (2000) дать полезные идеи о том, как учителя могут подготовиться к процессу, и что они могут делать до, во время и после чтения.

Преимущества и недостатки библиотерапии
В дополнение к тому, как проводить библиотерапию, практикующие врачи также необходимо знать о потенциальных преимуществах и подводных камнях, связанных с этим процедура. Библиотерапия имеет очевидную ценность, поскольку она обеспечивает возможность для участников узнать и понять себя, их характеристики, а также сложность человеческого мышления и поведения. Это может также способствовать социальному развитию, а также любви к литературе. вообще и чтением в частности (Gladding & Gladding, 1991). Это снижает чувство изоляции, которое могут испытывать люди с проблемами.

Однако эффективность библиотерапии может быть ограничены наличием материалов по определенным темам, а также отсутствие у клиента готовности и желания читать. Клиенты также могут проецировать свои собственные мотивы на персонажей и тем самым усиливать их собственные представления и решения. Кроме того, участники могут защищаться, таким образом обесценивая действия персонажей и не идентифицируя себя с их, или даже использовать их в качестве козлов отпущения. Некоторые из этих ограничений можно преодолеть за счет продолжения самого процесса, роли играть и использовать групповые обсуждения (Gladding & Gladding, 1991). Ограничения фасилитаторов также являются проблемой: фасилитаторы могут ограниченные знания о человеческом развитии и проблемах развития, и недостаточное знание соответствующей литературы. Фасилитаторы таким образом должны быть должным образом обучены и ознакомлены с литературным репертуаром подходит для использования в библиотерапии. Еще одно ограничение может заключаться в сам библиотерапевтический процесс: например, клиенты могут не захотеть обсудить области, которые неудобны, или фасилитаторы могут настаивать на ставить точку за счет клиента. Процесс также ограничен, если и клиент, и консультант остаются на поверхностных вопросах. Эти ограничения можно решить путем приостановки сеансов до тех пор, пока обе стороны не будут готовы и желающих работать, записывая и критикуя выбранные сеансы, чтобы фасилитаторы могут следить за своей реакцией на определенных клиентов или проблемные области, а также возвращаясь к проблемам в историях, которые были поверхностно рассматривались на предыдущих сеансах (Gladding & Gladding, 1991).

Заключение
Библиотерапия является потенциально мощным методом для школьных учителей и советники для использования на многих уровнях и в каждом классе школы. Чтобы установить сильную библиотерапевтическую программу в учреждении, практикующие врачи должны представить процедуру как безопасную, например, начиная с вызова процесса biblioguidance. Они должны также запрашивать мнение и советы коллег, родителей и администраторы. Кроме того, они должны всегда быть начеку ограничения библиотерапии.

Ссылки

Adderholdt-Elliott, M. & Eler, S.H. (1989). Консультирование студенты, одаренные библиотерапией. Преподавание исключительное Дети. 22 (1), 26-31.

Андерсон, К.М. и Маккарди, М.М. (2000). Письмо и исцеление: к осознанной практике . Урбана, Иллинойс: Национальный Совет учителей английского языка.

Gladding, ST и Gladding, C. (1991). Азбука библиотерапия для школьных консультантов. Школьный советник, 39 (1), 7-13.

Хеберт, Т. П. и Кент, Р. (2000). Воспитание социальных и эмоциональное развитие одаренных подростков в юношеском возрасте литература. Roeper Review, 22 (3), стр. 167-171.

Ленковский, Р. С. (1987). Библиотерапия: обзор и анализ литературы. Журнал специального образования, 2 (2), 123-32.

Моравски, К.М. и Гилберт, Дж.Н. (2000). Развивающий интерактивная библиотерапия. Преподавание в колледжах, 48 (3), 108-114.

Майерс, Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *