Бихевиоризм торндайк: Бихевиоризм Э. Торндайка

8. Бихевиоризм (э. Торндайк, д. Уотсон, б. Скиннер) и необиохевиоризм (э. Толмен).

Бихевиоризм – направление теор. и эксперимент, психологии, основывающееся на схеме S-R (стимул-реакция). Оно сформировалось в амер. психологии на основе идей И.П. Павлова, Дж.Б. Уотсона, Э.Л. Торндайка. Представители этого направления – Э.К. Толмен, Э.Р. Гутри, К.Л. Халл, Скиннер, Н.Е. Миллер, Дж. Доллард. Подход отличается особым вниманием к построению эксперимент, процедуры, научной точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом бихевиоризма явл. процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением.

В бихевиоризме изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенч. образцов. Личность приравнивается к промежуточным переменным между стимулом и реакцией. Не отрицая врожденных факторов, предста-вители бихевиоризма изучают прежде всего наблюдаемое поведение и определяющие его факторы среды. Формирование личности рассматривается бихевиористами как результат науче-ния: подкрепления одних типов поведения и угашения других. Осн. типы научения: классическое (И.П. Павлов), оперантное (Скиннер), угашение (И.П. Павлов), имитация (Бандура). Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как ана-лиз физиологичексих механизмов влечений. Различают первичные (физиологичческие) и вторичные (психологические) побуждения. Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими. Система подкреплений также усложняется: первичн. подкрепления утрачивают свою роль. Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутреннюю организацию.В русле бихевиорального подхода сформировалось одноименное психотерапев-тическое направление, также базирующееся на теории научения. Его развивали Ай-зенк, Дж. Уолп, Бандура, А. Лазарус, А. Каздин.

Эмоциональные проблемы рассматриваются в нем как результат формирования связи эмоции с определенным стимулом (напр., учитель вызывает у ребенка тревогу). Признавая, что прошлые события повлияли на возникновение проблем клиента, представители бихевиоральной психотерапии не исследуют корни нарушений. Невротич. поведение, так же, как и нормальное, рассматривается как результат подкрепления. В качестве причин поведенческих проблем называют отсутствие адекватной родительской модели, депривацию основных потребностей, травмы, неподдерживающее окружение, отсутствие возможности апробировать и закреплять определенные поведенческие образцы.Бихевиоральная психотерапия является симптоматической и строится как про-цесс угашения нежелательного поведения, переобусловливание, моделирование, обу-чение социальным навыкам, проблемное обучение. На принципах классического обу-словливания построены такие методы, как систематическая десенсибилизация, авер-сивная психотерапия, техники угашения. На оперантном обусловливании базируется тренинг ассертивности (тренинг социальных способностей), модификация поведения.
Моделирование в большей степени опирается на имитацию. Арсенал современных ме-тодов бихевиоральной психотерапии расширяется за счет техник когнитивного подхо-да.

Бихевиоральная психотерапия критикуется представителями других направле-ний за игнорирование базисных внутриличностных конфликтов, невнимание к проблеме терапевтических отношений, манипулятивный характер практических методов, неличностную ориентацию.

40. Классический бихевиоризм (э. Торндайк, Дж. Уотсон).

1. Эдуард Торндайк: Его работы – основа бихевиоризма.

Начало формирование навыка – проблемная ситуация. Успех – главный критерий научения. Основные принципы формирования навыка: пробы, ошибки, случайный успех. Точно так же осуществляются научные открытия: пробы, ошибки, успех.

Взгляд на ошибки:

· Торндайк: научение невозможно без ошибок.

· Спиноза: ошибки – следствие незнания причин.

Форм-ет законы научения:

1. з-н готовности – организм д. б. готов к научению. Готовность – потребность, т.е. мера активности организма в стремлении решить проблемную ситуацию

2. з-н повторения – прочность зависит от числа повторений

3. з-н ассоциативного сдвига – если элементы ситуации вызывают реакцию, то и др. элементы ситуации являются элементами сдвига;

4. з-н успеха – закрепляются только успешные реакции, если нет подкрепления, нет и научения.

2. Джон Уотсон впервые исследования на крысах.

Изучает функц. локализ-ти навыков и движений (какой анализатор является ведущим при прохождении лабиринта). Использовал м-д удалений.

К 10 гг. ХХ в. Уотсон популярен как преподаватель. Занимал ведущее положение в американской психологической ассоциации. Работы под влиянием Бехтерева: предметом психологии может и должно стать поведении. «Психология с т. зр. бихевиориста» 1913 г. Основные принципы нового направления, в основном заимствованы у Торндайка:

мы можем строить любые предположения о том, что нельзя наблюдать: сознание, чувства и т. д., но мы можем понять поведение. Необходимо знать: историю формирования поведения и наличную ситуацию > м. предсказать поведение человека. Т.о. бих-м исключил из рассмотрения психологические и физиологические явления, остались только S и R. Все поведение – последовательность стимульно-реактивного ряда.

Феномены, к-ые исследовал Уотсон:

a. роль врожденных реакций в поведении взрослого человека

b. исследование мышления

c. исследование эмоций

Выводы:

а. врожденные реакции не играют никакой роли в жизни взрослого человека. Поведение взрослого человека обусловлено предшествующим научением.

b. Использование микродвижений гортани: мышление есть навык гортани, т.е. мышление – внутренняя речь, к-ая формируется научением.

c. Случай маленького Альберта. Эмоциональные реакции взрослого человека имеют в основе несколько безусловных рефлексов.

41. Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера.

Стремясь переработать классический бихевиоризм, Скиннер исходил прежде всего из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. При этом он считал необходимым исключить из исследования все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения того, чего они не понимают. К таким фикциям Скиннер относит многие понятия психологии личности, например самость, автономию, свободу, творчество. С его точки зрения, нельзя говорить о реальной свободе человека, так как он никогда реально сам не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой.

На основе представления о том, что не только умения, но и знания представляют собой вариации поведения, Скиннер разработал его особый вид — оперантное поведение. В принципе он исходил из того, что психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности.

при оперантном обучении подкрепляется не стимул, а поведение, операции, которые совершает субъект в данный момент и которые приводят к нужному результату. Большое значение имеет и тот факт, что сложная реакция при этом разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приводящих к нужной цели. Так, при обучении голубя сложной реакции -выходу из клетки при помощи нажатия клювом на рычаг Скиннер подкреплял каждое движение голубя в нужном направлении, добиваясь безошибочного выполнения этой сложной операции. Такой подход к формированию нужной реакции имел большие преимущества по сравнению с традиционным. Прежде всего это поведение было намного устойчивей, оно очень медленно угасало даже при отсутствии подкрепления. Скиннер обратил внимание на то, что даже одноразовое подкрепление может иметь значительный эффект, так как при этом устанавливается, пусть и случайная, связь между реакцией и появлением стимула.

Если стимул был значимым для индивида, он будет пытаться повторить реакцию, которая принесла ему успех. Такое поведение Скиннер называл суеверным, указывая на его значительную распространенность.

Не меньшее значение имеет и тот факт, что обучение при оперантном обусловливании идет быстрее и проще. Это связано с тем, что экспериментатор имеет возможность наблюдать не только за конечным результатом (продуктом), но и за процессом выполнения действия (ведь оно разложено на составляющие, реализуемые в заданной последовательности). Фактически происходит экстериоризация (переход во внешний план) не только исполнения, но и ориентировки и контроля за действием. Ведь подкрепляя правильное действие нужным стимулом, учитель демонстрирует ребенку, на какие элементы ситуации ему надо обращать внимание, а также что и в каком порядке с ними делать. Особенно важно, что такой подход возможен при обучении не только определенным навыкам, но и знаниям. Разработанный Скиннером метод программного обучения позволял оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей. Эти программы имели огромные преимущества перед традиционными программами обучения, так как давали возможность учителю контролировать и в случае необходимости исправлять процесс решения задачи, мгновенно замечать ошибку учащегося.

Кроме того, эффективность и безошибочность выполнения повышали мотивацию учения, активность учащихся. Наблюдение за процессом решения также позволяло индивидуализировать процесс обучения в зависимости от темпа усвоения знания.

Оперантным научением в своей книге «Вербальное поведение» (1957) объяснял Скиннер и развитие речи. Он доказывал, что человеческая речь является особой — вербальной формой поведения и, следовательно, подчиняется тем же законам, что и другие его формы. Иными словами, произносимые нами звуки представляют собой разновидность реакции говорящего, которая подкрепляется ответами или мимикой слушающего. При этом собеседник может направлять речевые реакции говорящего, изменяя подкрепление. Таким образом, улыбка или одобрение может закрепить употребление данного слова, а несогласие или наказание — замедлить или заставить заменить одно слово другим. Так реакции родителей помогают развитию речи детей, определенным формам обращения и т. д.

Однако, несмотря на эти недостатки, подход Скиннера дал реальную возможность корректировать и направлять процесс обучения, процесс формирования новых форм поведения. Он оказал огромное влияние на психологию, и в современной американской психологии Скиннер является одним из наиболее авторитетных ученых, по количеству цитирования и сторонников он превзошел даже Фрейда. При этом наибольшее влияние его теория оперантного поведения оказала на практику, позволив пересмотреть процесс научения и разработать новые подходы и новые программы обучения.

Edward Thorndike: Theory & Contributions

Вы когда-нибудь задумывались, с чем столкнулись первые психологи на протяжении своей карьеры? Все ваши идеи и интересы кажутся довольно необычными. Было время, когда психологи не использовали животных в исследованиях. Ученые не были уверены, могут ли исследования на животных рассказать нам что-нибудь о человеческом поведении. Так как же начались исследования на животных?

  • Кем был Эдвард Торндайк?
  • Какие факты об Эдварде Торндайке?
  • Какую теорию разработал Эдвард Торндайк?
  • Что такое Закон Эффекта Эдварда Торндайка?
  • Какой вклад Эдвард Торндайк внес в психологию?

Эдвард Торндайк: биография

Эдвард Торндайк родился в Массачусетсе в 1874 году, и его отец был методистским священником. Эдвард получил хорошее образование и в конце концов поступил в Гарвард. Там он работал с другим известным ранним психологом: Уильям Джеймс . В своей докторской программе в Колумбийском университете Эдвард работал под руководством еще одного известного психолога, Джеймса Кеттелла, который был первым американским профессором психологии!

В 1900 году Эдвард женился на Элизабет, и у них было четверо детей. В начале учебы в колледже Эдварду было интересно выяснить , как животные изучают новых вещей. Однако позже он захотел изучить , как люди узнают . Эта область называется педагогической психологии . Он включает в себя такие вещи, как то, как мы учимся, философию образования и как разрабатывать и проводить стандартизированных тестов .

Эдвард в конце концов стал профессором психологии . Во время Первой мировой войны (1914–1918) он помог разработать первый тест на профессиональные способности, названный армейским бета-тестом . Военные перестали использовать его после Первой мировой войны, но этот тест привел к развитию новых тестов карьеры и интеллекта. Это была огромная сделка!

Торндайк, Wikimedia Commons

Эдвард Торндайк: Факты

Один интересный факт об Эдварде Торндайке заключается в том, что он первым использовал животных в психологических исследованиях. Он провел докторское исследование о том, как животные учатся, создавая коробку-головоломку и заставляя животных (в основном кошек) взаимодействовать с ней. Это может показаться не таким уж большим, но Эдвард был первым, кто додумался до такого исследования!

Вот еще несколько интересных фактов об Эдварде Торндайке:

  • Его называют основателем современной педагогической психологии .
  • Он стал президентом Американской психологической ассоциации (1912).
  • Он был пионером в области бихевиоризма, исследований на животных и обучения.
  • Он был первым, кто представил идею подкрепления в психологии.
  • Он разработал Теория Закона Эффекта , которую до сих пор преподают на уроках психологии.

К сожалению, несмотря на многочисленные достижения, не все в жизни Эдварда было похвальным. Он жил во времена широко распространенного расизма и сексизма . Работы Эдварда содержат расистских, сексистских, антисемитских, и евгенических идей. Из-за этих идей в 2020 году университет, в котором Эдвард преподавал большую часть своей жизни, решил убрать его имя с выдающегося здания кампуса. Педагогический колледж Колумбийского университета сказал: «Как сообщество ученых и учащихся, мы будем продолжать оценивать работу [Торндайка] в целом и его жизнь во всей ее сложности». 1

Теория Эдварда Торндайка

Эксперименты Эдварда Торндайка с животными в его коробке-головоломке привели его к разработке теории обучения под названием коннекционизм . Эдвард обнаружил, что животные в его исследованиях научились использовать коробку-головоломку через .методом проб и ошибок , и он считал, что процесс обучения изменил связи между нейронами в мозге животных. Однако изменились лишь определенные мозговые связи: те, которые привели животное к решению головоломки и получению награды! (Обычно он награждал кошек рыбой.)

Вы заметили, насколько эксперименты Эдварда были похожи на эксперименты Б. Ф. Скиннера с коробкой-головоломкой? Эдвард повлиял на Скиннера, чтобы он разработал свои эксперименты!

Эдвард переключился на учебу человеческого обучения и разработал целую теорию человеческого интеллекта и образования. Он выделил 3 различных вида человеческого интеллекта: абстрактный, механический, и социальный .

Абстрактный интеллект — это способность понимать концепции и идеи.

Механический интеллект касается понимания и использования материальных объектов или форм. Социальный интеллект — это способность понимать социальную информацию и использовать социальные навыки.

Механический интеллект аналогичен пространственному интеллекту Гарднера , а социальный интеллект подобен эмоциональному интеллекту .

Эдвард Торндайк: Закон Эффекта

Вы помните, что узнали о Законе Эффекта?

Закон эффекта Торндайка гласит, что поведение, за которым следуют приятные последствия, с большей вероятностью будет повторяться, чем поведение, за которым следуют негативные последствия.

Если вы сдадите тест и получите хорошую оценку, вы, вероятно, снова будете использовать те же учебные навыки для другого теста позже. Если вы получите ужасную оценку за тест, вы, скорее всего, измените свои учебные навыки и попробуете что-то новое, когда позже будете готовиться к другому тесту.

В этом примере приятное последствие хорошей оценки влияет на то, что вы продолжаете использовать те же учебные навыки. Они работали хорошо, так почему бы не продолжать их использовать? Негативные последствия плохой оценки за тест могут заставить вас изменить свои учебные навыки и попробовать новые, чтобы в следующий раз получить более высокую оценку. Торндайк выяснил, что отрицательные последствия (наказание) не так эффективны для воздействия на поведение, как положительные последствия (поощрение).

Закон эффекта, StudySmarter Original

Знаете ли вы, что Закон Эффекта — это только один из законов, которые Эдвард придумал в своей работе? Другой называется Законом Упражнения . Он говорит, что чем больше вы практикуете что-то, тем лучше вы становитесь. Эдвард продолжал изучать эти законы и обнаружил, что Закон Упражнения работает только для некоторых моделей поведения.

Теория Торндайка: Резюме

Теория обучения Торндайка, основанная на схеме S-R (стимул-реакция) в поведенческой психологии, предполагает, что обучение происходит благодаря формированию ассоциаций между стимулами и реакциями. И эти ассоциации усиливаются или ослабевают в зависимости от характера и частоты пар S-R.

Эдвард Торндайк: Вклад в психологию

Эдвард Торндайк больше всего запомнился своей теорией Закона Эффекта, но он внес в психологию и многое другое. Идеи Эдварда о подкреплении сильно повлияли на область бихевиоризма. Психологи, такие как Б. Ф. Скиннер, опирались на теории Эдварда и проводили больше экспериментов по обучению животных и людей. В конце концов, это привело к разработке прикладного анализа поведения и других поведенческих подходов 9.0020 .

Эдвард также оказал значительное влияние на образование и обучение . Терапевты используют принципы поведенческого обучения, но то же самое делают и учителя в своих классах. Учителя также используют тесты и другие виды оценки обучения. Эдвард был одним из первых, кто начал изучать тестирование с психологической точки зрения.

Помимо бихевиоризма и образования, Эдвард также помог психологии стать законной научной областью . Большинство людей во времена Эдварда считали психологию фикцией или философией, а не наукой. Эдвард помог показать миру и своим ученикам, что мы можем изучать психологию, используя научные методы и принципы. Наука может улучшить то, как мы используем или подходим к образованию и человеческому поведению .

«Психология — это наука об интеллекте, характере и поведении животных, включая человека».

— Эдвард Торндайк 2

Эдвард Торндайк — Основные выводы

  • Эдвард изучал как животные учат , как люди учат , и стандартизированные тесты .
  • Во время Первой мировой войны (1914-1918) Эдвард помог разработать первый тест на профессиональную пригодность, названный Бета-тестом армии .
  • Эдвард был первым, кто использовал животных в психологических исследованиях.
  • Закон эффекта Торндайка гласит, что поведение, за которым следуют приятные последствия, с большей вероятностью будет повторяться, чем поведение, за которым следуют негативные последствия.
  • К сожалению, сочинения Эдварда содержат расистских, сексистских, антисемитских, и евгеника идей.

Ссылки

  1. Томас Бейли и Уильям Д. Рюкерт. (15 июля 2020 г.). Важное объявление от президента и председателя попечительского совета. Педагогический колледж Колумбийского университета.
  2. Эдвард Л. Торндайк (1910 г.). Вклад психологии в образование. Педагогический колледж Колумбийского университета. Журнал педагогической психологии , 1, 5-12.

6.5: Поведенческая психология — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    73234
  • Бихевиоризм — это подход к психологии, который фокусируется на наблюдаемом поведении, которому люди учатся в своем окружении.

    ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

    • Описать основной вклад в развитие бихевиоризма

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      • Бихевиоризм возник в начале 20-го века как реакция на психоаналитическую теорию того времени и сосредоточился на наблюдаемом поведении, а не на бессознательных внутренних состояниях.
      • Российский физиолог Иван Павлов широко известен тем, что описал явление, ныне известное как классический кондиционирование в своих экспериментах с собаками.
      • Джон Б. Уотсон был американским психологом, наиболее известным своим спорным экспериментом «Маленький Альберт» с использованием классического условного рефлекса.
      • Эдвард Ли Торндайк был американским психологом, чья работа над поведением животных и процессом обучения привела его к открытию того, что он назвал «законом эффекта ».
      • Б. Ф. Скиннер ввел термин «оперантное обусловливание», который описывает усиление или ослабление произвольной реакции на основе ассоциации с положительными или отрицательными последствиями.

    ТЕРМИН

    • обусловливание Процесс изменения поведения человека или животного.

    Бихевиоризм — это подход к психологии, возникший в начале 20 века как реакция на психоаналитическую теорию того времени. Психоаналитическая теория часто с трудом делала предсказания, которые можно было бы проверить с помощью строгих экспериментальных методов. Бихевиористская школа мысли утверждает, что поведение можно описать с научной точки зрения, не прибегая ни к внутренним физиологическим событиям, ни к гипотетическим конструктам, таким как мысли и убеждения. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на скрытых конфликтах, бихевиоризм фокусируется на наблюдаемом, явном поведении, которому мы научились в окружающей среде.

    Его применение для лечения психических проблем известно как модификация поведения. Обучение рассматривается как изменение поведения, сформированное опытом; это достигается в основном либо классическим, либо оперантным обусловливанием (описано ниже).

    Развитие бихевиоризма

    Основные открытия бихевиоризма произошли благодаря работам Ивана Павлова, Джона Б. Уотсона, Эдварда Ли Торндайка и Б. Ф. Скиннера.

    Иван Павлов и классическое обусловливание

    Русский физиолог Иван Павлов был широко известен описанием феномена, известного сейчас как классическое обусловливание . В своем знаменитом эксперименте 1890-х годов он научил своих собак выделять слюну по команде, связывая звон колокольчика с доставкой еды. Когда работа Павлова стала известна на Западе, особенно благодаря работам Джона Б. Уотсона, идея обусловливания как автоматической формы обучения стала ключевой концепцией в развитии бихевиоризма.

    Иван Павлов

    Иван Павлов наиболее известен своими классическими экспериментами с собаками.

    Эксперимент Уотсона «Маленький Альберт»

    Джон Б. Уотсон был американским психологом, наиболее известным своим спорным экспериментом «Маленький Альберт». В этом эксперименте он использовал классическое обусловливание, чтобы научить девятимесячного мальчика бояться белой игрушечной крысы, ассоциировав крысу с внезапным громким шумом. Это исследование продемонстрировало, как эмоции могут стать условными реакциями.

    Эксперимент Ватсона «Маленький Альберт»

    В известном эксперименте Ватсона он научил младенца бояться шубки, среди прочего, посредством процесса кондиционирования.

    Закон эффекта Торндайка

    Эдвард Ли Торндайк был американским психологом, чья работа над поведением животных и процессом обучения привела к «закону эффекта». Закон эффекта гласит, что реакции, создающие удовлетворительный эффект, с большей вероятностью повторятся, в то время как реакции, вызывающие дискомфорт, становятся менее вероятными.

    Оперантное обусловливание Скиннера

    «Оперантное обусловливание», термин, введенный психологом Б. Ф. Скиннером, описывает форму обучения, при которой произвольная реакция усиливается или ослабляется в зависимости от ее связи с положительными или отрицательными последствиями. усиление реакции происходит через подкрепление. Скиннер описал два типа подкрепления: положительное подкрепление, которое представляет собой введение положительного последствия, такого как еда, приятные действия или внимание со стороны других, и отрицательное подкрепление, которое представляет собой устранение отрицательного последствия, такого как боль или громкий шум. Скиннер считал, что человеческое поведение формируется путем проб и ошибок посредством подкрепления и наказания, без какой-либо ссылки на внутренние конфликты или восприятие. В его теории психические расстройства представляли собой неадекватное поведение, которому можно научиться и которое можно разучить путем модификации поведения.

    Бихевиоризм сегодня

    Во второй половине 20-го века бихевиоризм расширился за счет достижений в когнитивных теориях. Хотя теоретически бихевиоризм и когнитивные психологические школы могут не согласовываться друг с другом, они дополняют друг друга в практических терапевтических применениях, таких как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), которая широко используется при лечении многих различных психических расстройств, таких как фобии, посттравматическое стрессовое расстройство. , и зависимость.

    В некоторых поведенческих терапиях используются теории Скиннера об оперантном обусловливании: если не подкреплять определенное поведение, это поведение можно погасить. Радикальный бихевиоризм Скиннера выдвинул модель «тройной случайности», которая исследовала связи между окружающей средой, поведением, и разум. Позже это привело к прикладному анализу поведения (ABA), в котором методы оперантного обусловливания используются для усиления положительного поведения и наказания за нежелательное поведение. Такой подход к лечению оказался эффективным инструментом помощи детям с аутистическим спектром; однако многие считают его спорным, считая его попыткой изменить или «нормализовать» аутичное поведение (Lovaas, 1987, 2003; Sallows & Graupner, 2005; Wolf & Risley, 1967).

    Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

    • Предоставлено : Boundless. Расположен по адресу : https://www.boundless.com/psychology/textbooks/boundless-psychology-textbook/introduction-to-psychology-1/theoretical-perspectives-in-modern-psychology-23/behavioral-psychology-113. -12650/. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

    6.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *