Разница между Бихевиоризмом и Гуманизмом
Бихевиоризмом является систематический метод изучающий поведение людей и животных, тогда как Гуманизмом является концепция организации человеческого социума, в котором жизнь человека это наивысшая ценность, и все ресурсы этого общества направлены на обеспечение максимального комфорта и безопасности.
Бихевиоризм и Гуманизм — это две психологические точки зрения на человеческое поведение. Большинство психологов согласны с тем, что ни одна точка зрения не является стопроцентно правильной и что у всех есть свои сильные и слабые стороны. Бихевиоризм подчеркивает важность наблюдаемых действий и научных исследований и предполагает, что поведение формируется окружающей средой. Гуманизм, с другой стороны, делает упор на изучение всего человека и внутренних чувств.
Содержание
- Обзор и основные отличия
- Что такое Бихевиоризм
- Что такое Гуманизм
- Сходство между Бихевиоризмом и Гуманизмом
- В чем разница между Бихевиоризмом и Гуманизмом
- Заключение
Что такое Бихевиоризм
Бихевиоризм — это психологический подход, который использует научные и объективные методы исследования для анализа психологии поведения человека и животных. Этот подход фокусируется на наблюдаемых действиях, то есть на поведении людей и животных. Стимул и реакция являются ключевыми понятиями в бихевиоризме. Здесь стимулы — это факторы окружающей среды, а реакции — это наблюдаемое поведение. Кроме того, бихевиоризм изучает наблюдаемое поведение «стимул-реакцию» и подчеркивает, что все модели поведения изучаются через взаимодействие с окружающей средой.
Бихевиоризм также предлагает два основных типа ситуаций, в которых люди учатся у своего окружения: классическое обусловливание и оперантное обусловливание.
Классическое обусловливание. В классическом обусловливании нейтральный раздражитель сочетается с безусловным раздражителем. Этот нейтральный раздражитель в конечном итоге обретает способность вызывать ту же самую реакцию, что и безусловный раздражитель, даже без наличия безусловного раздражителя. Если кратко, два раздражителя связаны друг с другом, чтобы произвести новую усвоенную реакцию у человека или животного. Для лучшего понимания процесса смотри изображение ниже.
Пример классического обусловливанияОперантное обусловлевание. Оперантное обусловливание — это тип обусловливания, при котором люди или животные усваивают поведение, связывая его с его последствиями. Здесь обучение происходит через подкрепление и наказания.
Оперантное обусловливаниеКак видно из приведенной выше схемы, когда желаемый результат следует за действием, поведение с большей вероятностью повторится в будущем. Аналогичным образом, ответы, сопровождаемые негативными результатами, с меньшей вероятностью будут повторяться в будущем.
Что такое Гуманизм
Гуманизмом или гуманистическая психология — это концепция организации человеческого социума, в котором жизнь человека это наивысшая ценность, и все ресурсы этого общества направлены на обеспечение максимального комфорта и безопасности. Гуманизм является психологическим подходом, который делает упор на изучении всего человека и поведения, связанного с внутренними чувствами и самооценкой человека. Эта точка зрения основана на идее, что каждый человек уникален и имеет свободу воли, чтобы изменить свою жизнь в любой данный момент времени. Гуманизм получил известность в 1960-х годах как ответ на ограниченность психоаналитической теории Фрейда и бихевиоризма.
Согласно этой точке зрения, люди несут ответственность за свое счастье и благополучие. Они обладают врожденной способностью к самореализации, которая является их уникальным желанием достичь наивысшего развития человеческого существа. Гуманисты считают, что люди изначально добры и что их отклонения от этой естественной тенденции приводят к психическим и социальным проблемам. Кроме того, гуманистические психологи анализируют поведение человека глазами наблюдателя, а также глазами анализируемого человека. Это особая черта гуманизма.
В отличие от других психологических подходов, гуманистический подход подчеркивает, что люди отличаются от животных тем, что они способны мыслить, рассуждать и говорить. Гуманизм также отвергает строгий научный подход к психологии, поскольку он не способен уловить важность сознательного опыта. Он опирается на качественные методы исследований, такие как анкеты, индивидуальные наблюдения и неструктурированные интервью.
Сходство между Бихевиоризмом и Гуманизмом
- Оба эти подхода сосредоточены на людях и их поведении;
- Кроме того, эти подходы могут иметь свои сильные и слабые стороны.
В чем разница между Бихевиоризмом и Гуманизмом
Бихевиоризм — это психологический подход, который использует научные и объективные методы исследования для анализа психологии человека и животных. В то же время гуманизм — это психологический подход, который делает упор на изучении личности в целом, а также поведения, связанного с его внутренними чувствами и самооценкой.
Бихевиоризм фокусируется на наблюдаемых действиях, то есть поведении, в то время как гуманизм фокусируется на человеке в целом, включая внутренние чувства и психические процессы.
Кроме того, бихевиоризм предполагает, что поведение является результатом стимула или реакции и определяется окружающей средой человека. Напротив, гуманизм предполагает, что каждый человек уникален и имеет свободную волю изменить свою жизнь в любой момент времени.
Бихевиористы использовали животных для доказательства теорий, таких как классическое обусловливание и оперантное обусловливание, и предположили, что этот тип обусловливания также применим к людям. Однако гуманисты считают, что люди очень отличаются от животных, поскольку они способны мыслить и рассуждать.
Кроме того, бихевиоризм использует научные и объективные методы в своих исследованиях, в то время как гуманизм использует более качественные исследования, такие как открытые вопросы и неструктурированные интервью.
Заключение — Бихевиоризм против Гуманизма
Если вкратце, Бихевиоризм — это психологический подход, который подчеркивает важность наблюдаемых действий и научных исследований и предполагает, что среда формирует поведение. Гуманистический подход, с другой стороны, подчеркивает изучение всего человека и его внутренних чувств. Когда мы сравниваем и противопоставляем бихевиоризм и гуманизм, мы можем наблюдать, что эти две точки зрения имеют больше различий, чем сходств.
это, определение слова, понятие. Что такое Бихевиоризм, значение, словарь, энциклопедия
Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии, центрированное на изучении поведенческих реакций и их детерминант. Зарождение данного направления связано с экспериментами американских исследователей начала XX в. Э. -Торндайка и Д. -Уотсона, а также с учением И. -П. -Павлова о рефлексах. Окончательное оформление как самостоятельная концепция бихевиоризм получил в трудах Б. -Скиннера.
Согласно представлениям последнего, человек являет собой своего рода «-черный ящик»-, внутреннее содержание которого практически недоступно объективному научному исследованию. Это относится как к собственно психическим, так и к нейрофизиологическим процессам. Исходя из этого, по мнению бихевиористов, необходимо отказаться от попыток понять внутреннюю мотивацию поведения и сосредоточиться на внешних факторах. По Б. -Скиннеру, объяснить поведение (а следовательно, в какой-то мере опосредствованно понять устройство «-черного ящика»-) можно, проанализировав взаимосвязь между наблюдаемым извне действием и его последствием.
Б. -Скиннер считал, что в отличие от классических экспериментов И. -П. -Павлова с животными, где поведенческая реакция следовала за стимулом (такое поведение Б. -Скиннер обозначал как респондентное) человек обычно демонстрирует оперантное поведение, сутью которого является активное воздействие на окружающий мир с целью достижения желаемых изменений. То есть, по сути дела, поведенческий акт по времени предшествует физическому проявлению стимула, под влиянием которого он происходит. Если в результате предпринятого действия наступают желаемые последствия, то данная форма поведения получает положительное подкрепление, тем самым повышается вероятность повторения данной поведенческой реакции всякий раз, когда у субъекта возникает потребность в получении положительного подкрепления данного типа. Если же в результате поведенческого акта ожидание индивида не оправдываются или, более того, имеют место последствия противоположные, в терминах Б. -Скиннера аверсивные желаемым, можно говорить о негативном подкреплении, порождающем тенденцию к отказу от данного вида поведения.
Аверсивные стимулы в бихевиоральном подходе также называются наказанием. Систему использования обществом и его уполномоченными представителями наказания для пресечения социально табуированного поведения индивидов Б. -Скиннер обозначал как аверсивный контроль. Весьма критически относясь к управлению поведением, основанном на аверсивном контроле, Б. -Скиннер разработал собственную систему модификации поведения, основанную на переучивании индивида с проблемным поведением за счет использования положительных подкрепляющих стимулов.
Модель модификации поведения Б. -Скиннера включает в себя два основных этапа: функциональный анализ и вмешательство. Первый является определяющим и наиболее сложным, поскольку многие поведенческие паттерны в реальности не сводятся к простым оперантным реакциям, в основе которых лежит один конкретный стимул. На практике результат одного поведенческого акта может не просто подкреплять или подавлять предшествующую ему реакцию организма, но и порождать другие реакции. Таким образом возникают сложные последовательности взаимосвязанных поведенческих актов и опосредствующих их стимулов.
Кроме того, сами стимулы могут иметь характер как первичного (непосредственного), так и вторичного (опосредствованного) подкрепления. Причем один и тот же стимул может выступать одновременно в двух ипостасях. Скажем, автомобиль как положительное подкрепление усилий приложенных для его приобретения не только удовлетворяет потребность в средстве передвижения, но и может служить символом успеха, престижа и т. -п., тем самым подкрепляя самооценку владельца. Надо заметить, что деление стимулов на первичные и вторичные в бихевиоризме содержательно перекликается с первичными и вторичными потребностями в модели иерархии ценностей А. -Маслоу. С учетом перечисленных нюансов в рамках функционального анализа необходимо точно определить «-симптомы»- — поведенческие реакции или паттерны, от которых следует избавиться и детально идентифицировать систему стимулов, их подкрепляющих. Не менее важно точно сформулировать формы нового, замещающего поведения и разработать систему его положительного подкрепления.
Целью вмешательства является реорганизация внешней среды таким образом, чтобы исключить воздействие стимулов, подкрепляющих нежелательное поведение и максимизировать положительное подкрепление замещающего поведения. В идеале, с точки зрения Б. -Скиннера, вмешательство должно строиться именно таким образом, однако на практике, как правило, предусматриваются и используются меры аверсивного контроля над проблемным поведением.
Несмотря на то, что взгляды Б. -Скиннера подвергались жесткой критике за присущий им механицизм и крайний радикализм (саму концепцию Б. -Скиннера часто обозначают как радикальный бихевиоризм), его идеи нашли широкое практическое применение в психотерапии, образовании, психологии рекламы, организационной и юридической психологии. Тем не менее, последователи Б. -Скиннера предприняли попытки интеграции бихевиорального подхода и направлений в психологии, изучающих интрапсихические процессы. В частности, А. -Стаатс разработал теорию психологического бихевиоризма, в рамках которой учитывается влияние генетической заданности, личностного развития и социального научения на поведенческие реакции. Особое внимание А. -Стаатс уделял проблеме психологической адаптивности и поведению индивида в группе. Предложенная им жетонная система подкреплений, изначально использовавшаяся в психиатрических клиниках, впоследст-вии получила широкое применение в практической социальной психологии.
Суть этой системы заключается в том, что индивид за желаемый поведенческий акт получает жетон — стимул второго порядка, являющийся символическим выражением части желаемого стимула первого порядка. Если у индивида в течение определенного времени накапливается количество таких «-частей»- эквивалентное целому, он имеет право обменять свои жетоны на реальный материальный либо социальный бонус. Впоследствии данная система подкрепления была модифицирована для использования в групповом контексте. В этом случае суммируются жетоны, заработанные всеми членами группы, и бонус получает вся группа как социальное целое. В данной модификации жетонная система подкрепления широко используется при работе с детскими и подростковыми группами, в организационной психологии при создании кружков качества, разработке систем мотивации персонала, в командообразовании и т. -п.
Еще одним эффективным практическим нововведением А. -Стаатса стала процедура тайм-аута. В ее основе лежит идея о том, что для устранения нежелательного поведения часто бывает достаточным извлечение индивида на какое-то время из среды, в которой данное поведение проявляется. Это, по мнению А. -Стаатса, автоматически приведет к тайм-ауту в действии стимула, подкрепляющего проблемное поведение. В результате такое поведение не только ситуативно прекратится, но, возможно, и не возобновится при возвращении в изначальную среду. Использование тайм-аута позволяет отказаться от функционального анализа в модели модификации поведения Б. -Скиннера, что особенно актуально для условий школьного обучения, не позволяющих в большинстве случаев проводить эту достаточно сложную и требующую специальной подготовки процедуру. Идея тайм-аута также широко используется в современной конфликтологии, в ведении переговоров, в процессе командной работы и для решения иных прикладных социально-психологических задач.
В целом бихевиоральный подход был и остается востребованным в сферах образования, менеджмента, маркетинга и других значимых областях человеческой деятельности. Не случайно бихевиоризм на протяжении длительного времени считался, наряду с психоанализом, одним из наиболее фундаментальных и авторитетных направлений в психологии. Уверенное владение техниками модификации поведения по сей день является обязательным условием профессиональной подготовки практических социальных психологов.
Поделиться:
Что такое поведенческая психология? — iMotions
Определение поведенческой психологии довольно простое: это изучение того, как наше поведение соотносится с нашим разумом — оно рассматривает наше поведение через призму психологии и устанавливает связь между ними.
Понимание того, почему мы действуем определенным образом, всегда было центральной задачей для психологов, которые пытались заглянуть в разум и мозг, чтобы раскрыть то, что скрывается за ними. В то время как современные исследования часто используют методы нейровизуализации для поиска данных, демонстрирующих связь между мозгом и действиями, поведенческая психология берет свое начало еще до того, как такие методы стали обычным явлением.
Но как все это сложилось и как на самом деле выглядит теория?
Истоки поведенческой психологии
Кто основал поведенческую психологию? Истоки поведенческой психологии восходят к Джону Б. Уотсону в 1913 году, который предложил психологам сосредоточиться на наблюдаемом поведении людей, а не на невидимой внутренней работе их разума (эта теория восходит к Фрейду).
Позже Б. Ф. Скиннер развил эту теорию и представил доказательства в ее пользу, став в процессе этого одним из самых важных психологов 20-го века. Он предположил, что все человеческое поведение определяется окружающей средой, что нас можно заставить действовать определенным образом в зависимости от предшествующих последствий предыдущих действий.
Б. Ф. Скиннер, по сути, предположил, что положительные последствия предшествующих действий приведут к тому, что человек будет выполнять больше этих действий, а отрицательные последствия приведут к тому, что человек завершит эти действия меньше.
Он знаменито заявил: «Дайте мне ребенка, и я превращу его во что угодно» — перефразируя свою веру в способность окружающей среды влиять на то, кем мы становимся. Бихевиоризм, по сути, был аргументом исключительно в пользу воспитания в споре о природе и воспитании.
Бихевиоризм в общих чертах
Бихевиоризм исторически состоит из двух центральных компонентов : оперантного и классического обусловленного.
Оперантное обусловливание, на котором основана большая часть современного бихевиоризма, определяется как формирование будущих действий на основе прошлых наград или наказаний и в значительной степени является контекстом, в который поведенческая психология помещает поведение.
Хотя это довольно простая концепция, существует больше к этому, чем кажется на первый взгляд. Например, положительное наказание относится к добавлению негативных последствий к поведению (например, ребенок должен убрать свою комнату за беспорядок), в то время как отрицательное наказание относится к устранению последствий в ответ на поведение (например, ребенок не получает любые карманные деньги за беспорядок в их комнате).
Существует также негативное подкрепление и положительное подкрепление. Последнее, положительное подкрепление , — это то, что мы традиционно считаем наградой — в результате действия получается что-то положительное. Отрицательное подкрепление относится к отвращению к чему-то негативному посредством действий (например, нанесение солнцезащитного крема, чтобы не обжечься).
Отрицательное подкрепление можно разделить на побег и активное избегание . Бегство относится к действиям, направленным на то, чтобы уйти от негативного стимула, в то время как активное избегание предотвращает столкновение с таким стимулом.
Классическое обусловливание определяется как ассоциация условного раздражителя (например, пищи) с нейтральным раздражителем (например, звонком). Нейтральный стимул в конечном итоге становится условным раздражителем (т. Е. Звонок становится вознаграждением благодаря ассоциации с едой даже в отсутствие еды). Исследования Павлова сыграли ключевую роль в формировании бихевиористского мышления.
Современная поведенческая психология
Бихевиоризм стал одной из ведущих психологических теорий 20-го века, и его принципы до сих пор лежат в основе многих современных исследований человеческого поведения. Хотя радикальный подход Б. Ф. Скиннера в конечном итоге оказался более тонким — с появлением таких областей, как когнитивная психология (которую мы обсуждаем здесь в блоге), — он вдохновил на новые способы изучения человеческого поведения.
Современная поведенческая психология, или бихевиоризм, продолжает исследовать, как наше поведение может формироваться подкреплением и наказанием. Например, новые эксперименты по отслеживанию взгляда могут развить понимание того, как мы учимся с помощью положительной и отрицательной обратной связи.
Айтрекеры смогли выявить, как даже такие процессы, как небольшие движения наших глаз, могут управляться положительным и отрицательным подкреплением [1, 2]. Это имеет значение для исследований по широкому кругу тем, от фундаментальных исследований обучения до практики вождения.
В других исследованиях изучалось, как наше поисковое поведение управляется потенциальными подкрепляющими переменными в нашем окружении — другими словами, мы смотрим туда, где ожидаем найти что-то хорошее [3].
Исследования также изучали, как на нашу электродермальную (EDA/GSR) активность и частоту сердечных сокращений может влиять выигрыш или проигрыш в контексте азартных игр [4], показывая, как могут быть физиологические реакции как на негативные, так и на позитивные стимулы (наказание и вознаграждение). захвачен.
Это может позволить исследователям более систематически понять азартные игры. Используя структуру поведенческой психологии, исследователи могут затем делать дальнейшие прогнозы, которые позволят им предложить потенциальные пути лечения или сдерживания [5].
В другом исследовании изучалось, как активность GSR может помочь в понимании фобических реакций в терапевтическом контексте [6], что может помочь в понимании того, что работает и что не работает в рамках терапевтического лечения.
Все вышеперечисленные исследования показали, как биосенсоры могут собирать данные, помогающие понять поведение человека в контексте поведенческой психологии.
Современная поведенческая психология может сегодня использовать методы исследования человеческого поведения для дальнейшего изучения связи между мозгом и поведением. Чтобы узнать больше о поведенческой психологии и о том, как исследователи лучше понимают процессы, которые определяют наше поведение, загрузите наше бесплатное руководство по человеческому поведению ниже.
Ссылки
[1] Земля МФ. Движения глаз и контроль действий в повседневной жизни. Progress Retin Eye Res . 2006; 25: 296–324. doi: 10.1016/j.preteyeres.2006.01.002.
[2] Лэнд, М., Фюрно, С. (1997). База знаний глазодвигательной системы. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences , 352, 1231–1239.
[3] Sprague, N. Ballard, D. (2003). Движения глаз для максимизации вознаграждения. Достижения в области нейронных систем обработки информации 16. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
[4] Лоле Л., Гонсалвес С.Дж., Блащински А., Кларк А.Р. Электродермальная активность достоверно улавливает физиологические различия между выигрышами и проигрышами во время азартных игр на электронных автоматах. Психофизиология . 2012;49(2):154–163. doi: 10.1111/j.1469-8986.2011.01290.x.
[5] Ито, Дж. Р., Донован, Д. М., и Холл, Дж. Дж. (1988). Профилактика рецидивов при последующем уходе за алкоголем: влияние на исход употребления алкоголя, процесс изменения и посещаемость после лечения. British Journal of Addiction , 83, 171–181
[6] Оман, А., Фредриксон, М., Хугдал, К., и Риммо, П. А. (1976). Предпосылка эквипотенциальности в классическом обусловливании человека: условные электродермальные реакции на потенциально фобические раздражители. Journal of Experimental Psychology: General , 103, 313-337.[/fusion_builder_column][/fusion_builder_row][/fusion_builder_container]
Вы обусловлены? Объяснение величайших экспериментов бихевиоризма
Бихевиоризм — это дисциплина в психологии, которая предполагает, что любое поведение людей и животных обусловлено взаимодействием с окружающей средой. Он систематически изучает наблюдаемое поведение людей и животных, игнорируя более субъективную информацию, такую как мысли и чувства субъекта.
Бихевиоризм был доминирующей философией в господствующей психологии вскоре после публикации в 1913 году книги Джона Б. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» и до середины XIX века. 50-е годы.
Еще в семнадцатом веке выдающийся мыслитель Томас Гоббс (1650, 1709) выразил заинтересованность в том, чтобы выяснить, можно ли применить ошеломляющие достижения науки к изучению человеческой природы. По данным Harzem (2006):
«Начиная с эпохи Возрождения и заканчивая эпохой просвещения, обоснованное решение все больше приобретало первенство над решением на основе веры или указа в научных исследованиях и вопросах человеческих дел. Естественным следствием этого развития было то, что науки в совокупности стали рассматриваться как императивное предприятие, если нужно было найти надежные решения проблем человеческой жизни».
Бихевиористы участвовали в амбициозной попытке найти методы, позволяющие получать эмпирические объективные данные, которые можно было бы надежно собирать и адаптировать для различных исследовательских задач (Harzem, 2006). Традиционная психология и чрезвычайно влиятельные работы Зигмунда Фрейда и Карла Юнга уделяли особое внимание бессознательным процессам.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Бихевиористы проводили эксперименты, направленные на устранение субъективного, надеясь получить новые знания, привнося психологию в область современной науки.
Основные теории бихевиоризма
Джон Уотсон (1913) утверждал, что люди и животные, неоднократно подвергавшиеся вызывающему воспоминания стимулу (например, чему-то страшному), сопровождаемому нейтральным стимулом (например, чем-то неинтересным), в конечном итоге реагируют на один только нейтральный стимул так же, как и на нейтральный стимул. сам вызывающий стимул. Это стало известно как классическое обусловливание — известным примером являются эксперименты Ивана Павлова на собаках.
Эдвард Ли Торндайк (1927) позже утверждал, что существа, вознаграждаемые за одни виды поведения и наказываемые за другие, в будущем будут демонстрировать больше вознаграждаемых поступков, что стало называться 9.0031 оперантное обусловливание . Эти утверждения были проверены с помощью различных экспериментов, проведенных на животных и людях в лабораториях по всему миру. Некоторые из этих экспериментов дали плодотворное понимание психологии; другие прославились страданиями, причиняемыми испытуемым.
Уотсон считал, что его открытия можно использовать для прогнозирования результатов, которые определенные стимулы, опыт и образ жизни могут проявить в течение жизни человека. Его видение на этом не остановилось — он думал, что преднамеренное манипулирование человеческим опытом и стимулами может привести к конкретным желаемым результатам.
«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что выберу любого наугад и обучу его любому специалисту, которого я выберу, — доктору, юрист, художник, купец-главнокомандующий и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, склонностей, наклонностей, способностей, призваний и расы его предков». (****)
.
Основная философия, лежащая в основе бихевиоризма, заключается в том, что только данные, собранные в ходе научных наблюдений, могут дать надежные результаты. Многие увлекательные эксперименты, вытекающие из этой философии, действительно сделали бихевиористов знаменитыми.
1. Собаки Павлова – 1898-1925 гг.
Истинный генезис бихевиоризма как теории пришелся на 1890s, когда физиолог Иван Павлов изучал пищеварительную систему собак. Он создал систему для измерения количества слюны, выделяемой собаками во время кормления, но отметил, что это начиналось, как только собаки слышали шаги помощника, который их кормил.
Далее он обнаружил, что любые явления, которые собаки научились ассоциировать с едой, вызывали одинаковую реакцию. Это открылось Павлову как важное научное открытие, и он посвятил этому изучению большую часть своей оставшейся карьеры.
В работе 1902 года Работа пищеварительных желез Павлов отмечал, что безусловный раздражитель (пища) непроизвольно вызывает безусловную реакцию (слюноотделение). Затем он нашел нейтральный стимул или что-то, что изначально не вызывало реакции у собак, в данном случае тиканье метронома. Он начал включать метроном до и во время кормления и обнаружил, что после нескольких повторений одного только метронома было достаточно, чтобы вызвать слюноотделение.
2. Исследование Маленького Альберта – 1919
В самом раннем эксперименте по классическому обусловливанию, примененном к людям, Уотсон и Рейнер в 1920 году начали исследовать, можно ли создать стойкую реакцию страха или фобию. За этим последовал эксперимент, не отвечающий современным этическим стандартам.
Альберту Б. было 9 месяцев, когда Уотсон и Рейнер впервые познакомили его с рядом безвредных предметов; белая крыса, обезьяна, кролик, маски, тлеющая бумага и звук удара молотком по четырехфутовой трубе. Они заметили, что он не боялся ни одного из предметов, но испугался и заплакал, когда ударили по трубе.
Семь раз в течение следующих недель Альберт подвергался воздействию крыс одновременно с ударом по трубе. Он каждый раз плакал, а также начинал плакать при виде одной крысы. Это была условная реакция, которую Уотсон и Рейнер надеялись вызвать. Они обнаружили, что Альберт реагировал так же, когда видел других маленьких животных или белые пушистые предметы: мягкие игрушки, бороду Санта-Клауса и шубу Рейнера.
Исследователи продолжили тестировать Альберта через месяц после окончания условного рефлекса и обнаружили, что он продолжает демонстрировать обусловленное поведение.
Торндайк помещал голодного кота в коробку, которая открывалась, когда кошка наступала на встроенный переключатель. Снаружи коробки он ставил миску с едой, чтобы мотивировать ее на побег.
Он заметил, что кошки, которых он тестировал, мяукают и бродят внутри коробки в поисках выхода, пока случайное нажатие на переключатель не вознаградит их доступом к еде. Когда одну и ту же кошку тестировали несколько раз, время, необходимое кошке, чтобы открыть коробку, обычно уменьшалось с каждым повторением. Кроме того, он обнаружил, что скорость снижения каждый раз увеличивалась, прежде чем стабилизироваться, как только кошка научилась эффективно выполнять задачу. Это привело к тому, что он ввел термин «кривая обучения».
Торндайк утверждал, что повышение производительности кошек не указывает на понимание механики их затруднительного положения; «Нет никакого рассуждения, никакого процесса вывода или сравнения; нет размышлений о вещах, нет сложения двух и двух; нет никаких идей — животное не думает ни о ящике, ни о еде, ни о действии, которое оно должно совершить».
4. Коробка Скиннера
Берхус Скиннер впервые применил метод помещения животных в небольшую коробку, чтобы подвергнуть их оперантному обусловливанию. Они были сконструированы таким образом, чтобы блокировать внешние раздражители и держать животное в узде, пока его обучали определенным действиям.
Они использовались в экспериментах, подобных экспериментам Торндайка, а также в классических исследованиях условного рефлекса. В них животных учили ассоциировать действие, такое как поворот направо, с горящей лампочкой и наградой в виде еды. В конце концов, животное можно было заставить повернуть направо, просто включив лампочку и не получая никакой награды.
В других экспериментах животных заставляли нажимать на рычаг либо для получения вознаграждения, либо для прекращения ударов током. Как и Торндайк, Скиннер обнаружил, что животные выполняли эти задачи за все более короткое время.
.
По мере роста научного мировоззрения многие из ранее авторитетных человеческих институтов постепенно ввергались в кризис легитимности. По мере того, как накапливались технологические триумфы научного мировоззрения, рос скептицизм в отношении идей и взглядов, которые не соответствовали этим новым стандартам.
Бихевиористы попытались решить эту проблему, примирив психологию с научным методом наблюдения и исследования. Это также имело значение для области философии; Э. О. Уилсон (1975) предположил, что «этические философы интуитивно постигают деонтологические каноны морали», консультируясь со своими собственными «эмотивными центрами». Далее он предположил, что «этический бихевиоризм» может предоставить средства «интерпретации активности эмоциональных центров как биологической адаптации». Таким образом, моральное обязательство можно интерпретировать как набор моделей поведения, усвоенных детьми посредством оперантного обусловливания (Wilson, 1995).
Критики утверждают, что современная когнитивная психология превратила бихевиоризм в устаревшую дисциплину (Harzem, 2006). Бланшар (1965) утверждал, что отрицание внутренних процессов бихевиористами наносит ущерб развитию самой психологии; «Некоторые головные боли, по-видимому, вызваны беспокойством и страхом, другие — аллергией на шоколад. […] В той мере, в какой психология может говорить о физической причинности, она обретает точность, объективность и контроль».
Бихевиористы установили многие из самых глубоких психологических истин, которые сегодня считаются само собой разумеющимися; понимание механизмов дрессировки животных, обучения детей и того, как наследуются социальные нормы. Они попытались определить и устранить то, что они считали недостатками прежних доминирующих методов, подобно тому, как после них это сделали когнитивные психологи. Как писал Исаак Ньютон (Merton, 1985) в письме коллеге-ученому Роберту Хуку;
«Если я и видел дальше, так это стоя на плечах гигантов».
Бланшард, Б. (1965). Критические размышления о бихевиоризме . Труды Американского философского общества, 109 (1), 22-28. Получено 4 сентября 2021 г. с http://www.jstor.org/stable/9.85775
Хоббс, Т., и Мисснер, М. (2016). Томас Гоббс: Левиафан (Библиотека первоисточников по философии Лонгмана) . Рутледж.
Гоббс, Т. (1999). Элементы права, естественного и политического: Часть I, человеческая природа, часть II, de corpore politico; с тремя жизнями .