1.3 Психологические школы: бихевиоризм.
В самом начале XX века возникло мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение как совокупность реакций организма, обусловленную общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Кредо этого направления запечатлел термин поведение (англ. ‘бихевиор’), а само оно было названо бихевиоризмом. Его ‘отцом’ принято считать Джона Уотсона (1878-1958), статья которого ‘Психология, каковой ее видит бихевиорист’ (1913) стала манифестом новой школы. Уотсон требовал ‘выбросить за борт’ как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители.
Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять.
Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул—реакция» (S—R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно бывает положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает стремление избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.
Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность — все то, чем обладает индивид, его расположенность к тому или иному реагированию: навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции, а также пластичность, помогающая образовывать новые навыки, и способность их удержать и сохранить, чтобы приспособиться к среде. Это значит, что личность — организованная и относительно устойчивая система навыков. Последние составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям, чье изменение ведет к формированию новых навыков.
Человека бихевиористы понимают как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать его на требуемое поведение,
Это направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении, в наибольшей степени подорвало позиции бихевиоризма. К 1930 психологи, работавшие в традиции когнитивизма Э.Толмена, убедительно показали, что психика существует и у животных. В одном из экспериментов было выявлено, что крысы в лабиринте действуют на основе «когнитивных карт», т.е. психических образов знакомой им структуры лабиринта, а не просто двигательного обусловливания. Аналогичные эксперименты продемонстрировали, что бихевиоризм Уотсона рисует чрезвычайно упрощенную картину, так как на самом деле значительную часть деятельности составляет то, что происходит внутри организма. Для описания таких внутренних феноменов и процессов необихевиористы начали использовать понятие «промежуточных переменных» (см. ниже раздел Теория научения). Серьезным достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым оно психологически подготовлено и которые соответствуют уровню его психической организации. Другими словами, речь идет о значении «видоспецифичных» свойств в формировании поведения.
С позиций данного принципа становится очевидной концепция Уотсона о безграничных возможностях бихевиоризма – ни одному экспериментатору не удалось, например, научить свиней бросать монетки в копилку, поскольку естественное поведение этих животных состоит в том, что они роют и разбрасывают, а не подбирают и складывают.11.5. Роль бихевиоризма в развитии управленческой науки и практики
Бихевиористское направление менеджмента непосредственно примыкает к школе человеческих отношений. Представители поведенческого направления управленческой мысли предлагают такой подход к управлению, при котором каждый работник может быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Основные отличия бихевиористской школы от школы человеческих отношений:
1. Изучение сложного и разнообразного комплекса потребностей человека как социоиндивида, а не только упрощенных психофизиологических потребностей.
2. Рассмотрение преимущественно не методов налаживания межличностных отношений сотрудников и отношений «начальник – работник», а отношения рабочих к работе самой по себе, которое расценивалось как главный фактор поддержки мотивации.
3. Индивидуализация анализа, стремление оказать работнику помощь в осознании его собственных возможностей.
4. Разработка алгоритма повышения эффективности труда преимущественно отдельного работника.
5. Формирование научной основы управления, использование научных методов и исследований для изучения поведения людей и применение концепций поведенческих, социологических наук к управлению организациями.
Как и все предшествующие теории, теории представителей бихевиористской школы не лишены недостатков и дискуссионных моментов. Критики поведенческой школы указывают на такие моменты, как:
• невозможность успешного описания разнообразных потребностей разных людей;
• переоценка заинтересованности работников производственной группы в независимости, предпочтения неформальных отношений и ориентации на высокоэффективный труд;
• ориентация на субъективизм, не позволившая справиться с реальным многообразием ситуаций;
• несостоятельность рекомендаций в ситуациях, отличных от тех, которые исследовали приверженцы бихевиористского подхода.
Тем не менее теории представителей бихевиористской школы не потеряли своей актуальности и в настоящее время. В конце ХХ в. произошел значительный рост числа бихевиористских концепций, что во многом определяется усилением конкуренции в глобальном масштабе.
В целом сторонники гуманистического направления управленческой науки основное внимание уделяли анализу поведения людей в процессе труда, изучению особенностей их взаимоотношений на рабочих местах и групповых процессов. Современный этап развития гуманистического менеджмента характеризуется большим вниманием к вопросам развития, эффективного использования человеческих ресурсов на основе изучения потребностей и мотивов поведения индивидов, направленного на решение задач инновационного развития экономики.
_________________________________________________________________________________________________________________
Выходные данные учебного пособия:
История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.
Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие»
| дмх
Слушать
DBH осуществляет школьную программу в государственных и государственных чартерных школах, которая предлагает профилактику, раннее вмешательство и медицинские услуги молодежи и их семьям. Главный хирург США сообщает, что каждый пятый ребенок и подросток ежегодно испытывает признаки и симптомы диагностируемого поведенческого расстройства, что приводит к значительным нарушениям школьных занятий, увеличению числа прогулов, повышенному риску злоупотребления алкоголем и наркотиками и снижению числа выпускников.
Врачи-психиатры в государственных школах:
- Дополнительные услуги, уже предлагаемые учащимся и семьям
- Работа в рамках существующих служб поддержки в школах, чтобы помочь создать более безопасный и благоприятный школьный климат
- Предоставление вспомогательных услуг школьным учителям и персоналу. Такие услуги включают профессиональное развитие по различным темам в области поведенческого здоровья, методы управления классом и ведение случаев.
Кроме того, клиницисты программы психического здоровья оказывают помощь в ликвидации последствий травмирующих событий, затронувших школьников.
Для получения дополнительной информации о программе школьного поведенческого здоровья, пожалуйста, свяжитесь с Барбарой Полсон по тел. (202) 597-2895 или по электронной почте:[email protected].
В течение 2018–2019 учебного года DBH начала партнерские отношения с общественными организациями (CBO) для реализации поэтапного расширения округом многоуровневых школьных услуг по охране психического здоровья в государственных и государственных чартерных школах округа. Это расширение основано на многоуровневых школьных услугах по охране психического здоровья, которые продолжает предоставлять программа DBH/School Mental Health Program. Кроме того, в сентябре 2019 года было запущено школьное сообщество по поведенческому здоровью округа Колумбия (CoP).
DC CoP ежемесячно встречается лицом к лицу и предлагает дополнительные учебные мероприятия (например, вебинары, тренинги, диалоги) по темам, выбранным членами сообщества (например, методы работы с информацией о травмах, кризисное реагирование и вмешательство, социальное и эмоциональное обучение, семья участие и многое другое) для накопления знаний, поддержки внедрения передового опыта в области школьного поведенческого здоровья и решения практических проблем. На веб-страницах DC Community of Practice (DC CoP) представлен календарь мероприятий DC CoP, различные ресурсы и обновленная информация для поддержки внедрения передового опыта в области поведенческого здоровья в школах.
DC CoP поддерживается DBH, Центром здравоохранения и медицинского обслуживания в школах (CHHCS) Школы общественного здравоохранения Института Милкена в Университете Джорджа Вашингтона, государственными школами округа Колумбия, государственными чартерными школами округа Колумбия, Управление государственного суперинтенданта образования и CRP, Inc.
Контактный номер телетайпа:
Georgia School-Based Behavioral Health
Программа психического здоровья Центра Картера в партнерстве с Центром закона и справедливости Джорджии Эпплсид и организацией «Голоса для детей Джорджии» возглавляет сотрудничество государственных учреждений, правозащитных организаций, академических институтов, местных и лидеры сообществ и благотворительные фонды в стратегических и коллективных усилиях по укреплению, расширению и поддержанию школьного поведенческого здоровья, профилактики, раннего вмешательства, а также услуг и поддержки в штате Джорджия. Видение этой работы заключается в том, что школьное поведенческое здоровье (SBBH) будет таким же распространенным явлением в школах Грузии, как и предоставление школьных обедов, и что Грузия будет выдающимся штатом в SBBH.
Исходная информация
Каждый шестой ребенок в возрасте 2–8 лет (17,4%) в США имеет диагностированное психическое, поведенческое расстройство или расстройство развития. [1] Если не лечить, проблемы с психическим здоровьем могут привести к более высокому уровню прогулов, снижению успеваемости и развитию поведенческих проблем в классе и за его пределами. [2] Слишком часто у школьного персонала отсутствуют службы поддержки психического здоровья, а без них дети, страдающие от серьезной травмы, депрессии, тревоги, расстройств поведения и/или синдрома дефицита внимания, не выявляются и не получают необходимую им помощь и поддержку . Вместо этого они получают дисциплинарные взыскания, которые часто ухудшают ситуацию. Текущие решения включают перевод учащихся в раздельные альтернативные школы и/или во все более ограниченную среду, что слишком часто приводит к тому, что учащиеся в конечном итоге сталкиваются с системой ювенальной юстиции. Как государство Грузия заявила, что эти решения являются неадекватными и неприемлемыми, и реформы начали происходить с помощью государственных и федеральных фондов, а также интересов и инвестиций со стороны благотворительных фондов. Необходимы усилия, которые объединят значительное количество времени и ресурсов экспертов, затрачиваемых как в государственном, так и в частном секторах, для улучшения доступа к психическому здоровью в школах и в конечном итоге принесут пользу детям, застрахованным как в частном, так и в государственном секторах.
[1] Cree RA, Bitsko RH, Robinson LR, et al. Здравоохранение, семья и местные факторы, связанные с психическими, поведенческими расстройствами и нарушениями развития и бедностью среди детей в возрасте 2–8 лет — США, 2016 г. MMWR Morb Mortal Wkly Rep 2018;67:1377–1383. DOI: http://dx.doi.org/10.15585/mmwr.mm6750a1
[2] Партнерство по охране психического здоровья детей Иллинойса, Школьное психическое здоровье в Иллинойсе: оценка настоящего и взгляд в будущее , C.