Темперамент какой может быть: К сожалению, что-то пошло не так

Темперамент ребенка. Типы темперамента у детей

Если вы внимательно присмотритесь к своему ребенку, то увидите, чем именно он отличается от своих сверстников. Речь идет не о внешности или привычках, а о таком качестве, как темперамент. Все мы знаем, что существует четыре вида темперамента — сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Зарождается темперамент именно в детстве, поэтому родителям будет не очень трудно понять, к какому именно типу относится их ребенок.

Для чего это нужно?

Зная, какой именно у ребенка темперамент, можно будет подобрать для малыша оптимальную программу обучения, а также правильную стратегию воспитания. К каждому из вариантов темперамента необходим собственный подход, и те методы, которые будут эффективными для сангвиника, не будут эффективными для меланхолика. При этом следует помнить, что «чистые» темпераменты встречаются довольно редко, в основном они смешиваются, то есть одному четкому типу могут быть присущи определенные черты других типов. Это важно для разработки стратегии обучения и воспитания ребенка.

Определяем темперамент

Определить темперамент ребенка несложно, но обращать внимание необходимо на его естественное поведение и естественные эмоции. Родители могут без труда определить тип темперамента своего ребенка:

  • Сангвиник — спокойный и уравновешенный малыш, но с небольшой долей рассеянности. Мало проявляет эмоции, но и не скрывает их. У ребенка практически постоянно хорошее настроение, он легко общается со сверстниками и со взрослыми. Не навязчив, но и не слишком стеснителен.
  • Холерик — резко активный, вспыльчивый и энергичный ребенок. Молниеносно принимает решения, независимо от последствий. Часто ссорится со сверстниками, непослушный и упрямый со взрослыми. Своеобразный «монстрик» в семье, который, впрочем, не лишен определенной харизмы, свойственной маленьким хулиганам.
  • Меланхолик — чувствительный, ранимый и обидчивый малыш.
    Ему трудно в незнакомой обстановке, он теряется при необходимости установить новый контакт, имеет мало друзей и с трудом заводит новых. Часто играет сам с собой, не очень любит компании. Застенчив и послушен. Редко спорит и редко отстаивает свою позицию, даже если полностью уверен в своей правоте.
  • Флегматик — предельно спокойный ребенок с минимальными эмоциями. Все делает медленно и выверено. Любит спокойные игры. Со сверстниками или со взрослыми может общаться с интересом, но всегда больше слушает, чем говорит. Жесты и мимика у такого ребенка мало выразительные. Практически все время напоминает «сонного».

Как уже отмечалось, у людей редко бывает «чистый» вариант темперамента, но в любом случае какой-то из этих типов будет основным. Определив темперамент своего ребенка, родителям будет легче с его воспитанием. Также можно будет организовать более эффективное обучение малыша. Например, холерикам желательно давать материал небольшими дозами, а флегматикам необходимо долго «разжевывать».

Каждый из вариантов темперамента имеет целый ряд особенностей, и именно из этого необходимо исходить при разработке стратегии воспитания и обучения ребенка.

Итог

Определение типа темперамента ребенка полезно тем, что это может существенно повысить эффективность воспитания и обучения. Темперамент изменить невозможно — можно изменить только отдельные черты характера ребенка. Понимая, к какому именно типу темперамента относится малыш, родители смогут легко управлять своим ребенком, подсказывая ему правильные направления в мыслях, решениях и поступках. Разумеется, для этого необходимо работать над собой и самим родителям.

Справиться можно с любым темпераментом, но для этого необходимо изучить особенности каждого из них. Родителям рекомендуется чаще наблюдать за своим ребенком и проводить коммуникации уже с учетом особенностей детского темперамента.

Словарь терминов, используемых в психиатрии / Ю.А. Александровский. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ВЕДАНТА, 2021. — ТЕМПЕРАМЕНТ

Обобщенный стереотип поведения человека, основанный на его индивидуальном аффективном и моторном реагировании, темпе, скорости, интенсивности психических реакций. Является одним из основных проявлений характерологических особенностей. К основным типам темперамента относят следующие: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Эти типы, впервые описанные Гиппократом, определяют многие поведенческие адаптивные действия человека.

Сангвинический темперамент. Человек с этим темпераментом отличается повышенной реактивностью и активностью при их уравновешенности. Он живо и с большим возбуждением откликается на каждое событие, легко увлекается новым делом. Эмоции возникают и сменяются у него быстро, мимика и пантомимика живые и выразительные. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает слабых звуков и световых раздражителей. Обладает повышенной активностью и в силу этого энергичен и работоспособен, мало утомляется. Реактивность и активность сбалансированы, он без труда сдерживает свои реакции и чувства. Высокая пластичность позволяет легко приспосабливаться к новой обстановке и новым требованиям, способствует быстрому переключению внимания, интересов и стремлений. У сангвиника высокий темп реакции. Он проявляется в общей подвижности, в речи, в быстроте ориентировки, сообразительности, гибкости мышления. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, яркий экстраверт.

Холерический темперамент. Холерик, как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, вспыльчив, нетерпелив, порывист. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Холерики — скорее экстраверты.

Флегматический темперамент. Флегматик — человек с высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью. Только очень сильные впечатления могут вывести его из равновесия и заставить проявить свои переживания. Он обладает незначительной чувствительностью и эмоциональностью, его трудно рассмешить или опечалить. У флегматика чувства возникают медленно, но длительно сохраняются, аффектов не бывает, мимика и жесты однообразны, маловыразительны. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание, привыкает к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. Флегматики — интроверты. На внешние впечатления реагируют неярко, живут в мире своих образов, мыслей и переживаний. С новыми людьми сходятся с трудом, не любят компаний, не стремятся быть в центре внимания.

Меланхолический темперамент. Меланхолик — человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, обиду. Настроение у него изменяется медленно, оно устойчиво, часто носит астенический характер. Мимика и движения маловыразительны, голос тихий, движения бедные. Он не умеет и не любит работать быстро, без отдыха, легко утомляется. Обычно в себе всегда неуверен, особенно в новой обстановке. В привычной обстановке может быть очень контактным, отличается тактичностью, считается с чувствами других людей. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Среди меланхоликов большинство — интроверты.

Источник информации: Словарь терминов, используемых в психиатрии / Ю.А. Александровский. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ВЕДАНТА, 2021.

Советы по темпераменту — от НУЛЯ ДО ТРЕХ

Обычно существует пять характеристик, описывающих темперамент человека:

  • Эмоциональная интенсивность
  • Уровень активности
  • Устойчивость к фрустрации
  • Реакция на новых людей
  • Реакция на изменение

Темперамент — это не то, что выбирает ваш ребенок, и не то, что вы создали. Темперамент ребенка формирует то, как он воспринимает мир. Ребенок, который осторожен и которому нужно время, чтобы чувствовать себя комфортно в новых ситуациях, и ребенок, который сразу же вступает в игру, скорее всего, получат совершенно разные впечатления от посещения дня рождения одноклассника.

Ребенок, который может справиться с большим количеством сенсорной стимуляции, будет воспринимать поездку в супермаркет иначе, чем ребенок с низким порогом для большого количества окружающего шума и действий.

Понимание темперамента вашего ребенка поможет вам стать лучшим родителем. Распознавание моделей поведения вашего ребенка, на которые влияет его темперамент, может помочь вам предвидеть реакцию вашего ребенка на определенные ситуации. Если вы знаете, что ваш ребенок с трудом переживает переходный период, вы можете догадаться, что время посадки в детский сад может быть трудным. Вы можете поделиться этим наблюдением с учителем вашего ребенка и обсудить, как вы можете работать вместе, чтобы облегчить конец дня. Например, учитель может напомнить ребенку, что скоро пора идти домой. Вы также можете потратить несколько минут на то, чтобы помочь ребенку закончить то, что он делает, вместо того, чтобы сразу же везти его в машину.

Ваш ребенок может адаптироваться

Поведение и отношение ребенка к миру формируются на основе его опыта и особенно его взаимодействия с вами. Например, застенчивые по темпераменту дети могут стать более общительными и чувствовать себя комфортно в новых ситуациях, когда их родители помогают им чутко и медленно адаптироваться к новому опыту.

Кроме того, какими бы последовательными ни казались детские модели поведения, иногда дети могут — и будут — заставать вас врасплох, действуя не так, как вы ожидаете. Ребенок, который обычно настороженно относится к незнакомцам, может безумно влюбиться в своего нового учителя. Тот факт, что ваш ребенок может удивить вас, является одной из самых захватывающих и даже восхитительных наград отцовства.

Культура имеет значение

Различные культуры придают разное значение стилям поведения. Например, в некоторых культурах ценятся тихие и послушные дети. Другие ценят злющих, напористых детей. Один папа, живущий в центре города, выразил обеспокоенность по поводу того, что его сын слишком расслаблен, недостаточно напорист и жесток. Он боялся, что над его ребенком будут издеваться и использовать в своих интересах другие. Какие качества вы цените и желаете в своем ребенке? Как ваши культурные ценности могут повлиять на то, как вы видите поведение вашего ребенка?

Нет правильного или неправильного темперамента

Для детей очень важно, чтобы их принимали такими, какие они есть. Однако верно то, что с одним темпераментом справиться легче, чем с другим. Родитель с напористым, реактивным ребенком или ребенком, который очень застенчив и медленно соображает, скажет вам, что воспитание таких детей иногда может быть проблемой. Стефани, мать 2-летней Даниэль, рассказала, как она переехала в новый район и отчаянно хотела познакомиться с другими мамами. Наконец, однажды мимо прошла мама со своим очень счастливым малышом, который с нетерпением искал Даниэль и даже предложил разделить ее перекус. Даниэлла, медлительный и напористый ребенок, оттолкнула сумку, а затем закатила сильную истерику, когда Стефани попыталась побудить ее хорошо играть. Позже Стефани сказала мужу, что Даниэль разрушит ее общественную жизнь. (Она также описывает Даниэллу как невероятно творческую, умную и страстную.)

Большинство родителей предпочитают одни характеристики темперамента своего ребенка другим. Фрэнк застенчив и медленно разминается. Отец Фрэнка иногда чувствует, что его терпение иссякает, и хочет, чтобы его сын Фрэнк был таким ребенком, который просто справится с этим, а не займет так много времени, чтобы привыкнуть. Мать очень дерзкого Карлоса иногда желает исчезающей таблетки, как день Буйное объятие Карлоса сбило с ног друга, который ударился головой о стул при падении.

Родители борются с подобными чувствами по целому ряду причин. Поведение вашего ребенка может напомнить вам о том, что вам не очень нравится и что вы хотите изменить, например, если вас легко ранить из-за чьей-то недоброжелательности. И наоборот, вы можете чувствовать дискомфорт из-за того, что ваш ребенок сильно отличается от вас, например, из-за его легкости и комфорта в новых ситуациях, когда вам нравится не торопиться. Вполне нормально, что одни аспекты темперамента вашего ребенка вам больше нравятся и вы чувствуете себя более комфортно, чем другие.

Братья и сестры могут быть (и часто бывают) очень разными по темпераменту. Одна мать сказала нам: «В нашем доме двое детей, и мы воспитываем их двумя разными способами». Если у вас больше одного ребенка, чем они похожи? Насколько они разные? Как вы адаптируете свой стиль воспитания к каждой из их потребностей?

Будьте защитником своего ребенка

Вы когда-нибудь чувствовали себя изолированными от семьи, друзей и соседей, которые не одобряли или осуждали вашего ребенка или не понимали — даже унижали? Ты не одинок. Если вы будете рассматривать эти ситуации как возможность рассказать другим о своем ребенке, это может дать вам силы. Например, отец объясняет своей тете, которая не получает желаемой теплоты от племянницы: «Софи, как и многим другим детям, нужно время, чтобы привыкнуть к новым людям». Затем папа вручает ей любимую книгу Софи, помогая своей тете научиться медленно приближаться к Софи.

Вы также можете помочь другим взглянуть на поведение вашего ребенка с другой точки зрения. Вот как мама описывает свою дочь Тесс соседу, который критикует дерзкий характер Тесс. «Тэсс знает, кто она и чего хочет. Она любвеобильна и жестока. Она вкладывает всю свою душу во все».

Помните, что цель состоит не в том, чтобы изменить темперамент вашего ребенка, а в том, чтобы помочь ему или ей максимально использовать свой уникальный темперамент — как его сильные стороны, так и области, в которых ему может потребоваться дополнительная поддержка. Наблюдая за своим ребенком и учась у него, вы можете начать медленно и чутко помогать ему адаптироваться, расширять его мир и чувствовать себя более уверенно в своем месте в нем.

Темперамент в младенчестве и поведенческие и эмоциональные проблемы в возрасте 5,5 лет: когорта матери и ребенка EDEN

1. Rothbart MK, Bates JE. Темперамент В: Дэймон В., Лернер Р., Айзенберг Н., редакторы. Справочник по детской психологии: Том 3 Социальное, эмоциональное и личностное развитие. 6-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Wiley; 2006. с. 99–166. [Google Scholar]

2. Дерауф С., Лагасс Л., Смит Л., Ньюман Э., Шах Р., Арриа А. и др. Младенческий темперамент и среда высокого риска связаны с проблемами поведения и языка у малышей. Джей Дев Бехав Педиатр. 2011;32(2):125–35. 10.1097/ДБФ.0b013e31820839d7 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

3. Остин М.П., ​​Хадзи-Павлович Д., Лидер Л., Сент-К., Паркер Г. Материнская тревога, депрессия и жизненный стресс во время беременности: отношения с младенческий темперамент. Ранний Хам Дев. 2005;81(2):183–90. 10.1016/j.earlhumdev.2004.07.001 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. Shiner RL, Buss KA, McClowry SG, Putnam SP, Saudino KJ, Zentner M. Что такое темперамент сейчас? Оценка прогресса в исследованиях темперамента к двадцать пятой годовщине Goldsmith et al. Ребенок Дев Перс. 2012;6(4):436–44. [Академия Google]

5. De Pauw SSW, Mervielde I. Темперамент, личность и психопатология развития: обзор, основанный на концептуальных измерениях, лежащих в основе черт детства. Детская психиатрия Хум Дев. 2010;41(3):313–29. 10.1007/s10578-009-0171-8 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Ханингтон Л., Рамчандани П., Штейн А. Родительская депрессия и темперамент ребенка: оценка влияния ребенка на родителя в продольном популяционном исследовании. Inf Behav Dev. 2010;33(1):88–95. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

7. Шахматы С., Томас А. Темперамент и его функциональное значение В: Гринспен С.И., Поллок Г.Х., редакторы. Жизненный путь: Том 2 Раннее детство. Мэдисон, Коннектикут: Издательство международных университетов; 1989. с. 163–227. [Google Scholar]

8. Чен С., Ян Ф., Фу Р. Культура и темперамент В: Зентнер М., Шайнер Р.Л., редакторы. Справочник по темпераменту Нью-Йорк: Гилфорд; 2012. с. 462–78. [Google Scholar]

9. Beekman C, Neiderhiser JM, Buss KA, Loken E, Moore GA, Leve LD, et al. Развитие ранних профилей темперамента: характеристика, преемственность и этиология. Детский Дев. 2015;86(6):1794–811. 10.1111/cdev. 12417 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10. Nigg JT. Темперамент и психопатология развития. J Детская психологическая психиатрия. 2006;47(3–4):395–422. 10.1111/j.1469-7610.2006.01612.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

11. Реттью Д.К., Макки Л. Темперамент и его роль в психопатологии развития. Харв Рев Психиатрия. 2005;13(1):14–27. 10.1080/10673220590923146 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

12. Прайор М., Смарт Д., Сансон А., Оберклайд Ф. Продольные предикторы поведенческой адаптации у детей предподросткового возраста. Aust NZJ Психиатрия. 2001;35(3):297–307. [PubMed] [Google Scholar]

13. Мантимаа М., Пуура К., Луома И., Латва Р., Салмелин Р.К., Тамминен Т. Прогнозирование проблем интернализации и экстернализации в пять лет с учетом детских и родительских факторов в младенчестве и дошкольном возрасте. Детская психиатрия Хум Дев. 2012;43(2):153–70. 10.1007/s10578-011-0255-0 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

14. Боулд Х., Арая Р., Пирсон Р.М., Стапински Л., Карнеги Р., Джойнсон К. Связь между ранним темпераментом и депрессией в 18 лет. Подавить тревогу. 2014;31(9):729–36. 10.1002/дата.22294 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Брудер-Костелло Б., Уорнер В., Талати А., Номура Ю., Брудер Г., Вайсман М. Темперамент у потомства с высоким и низким риском депрессии. Психиатрия рез. 2007;153(2):145–51. 10.1016/j.psychres.2007.02.013 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

16. Приор М., Смарт Д., Сансон А., Оберклайд Ф. Приводит ли застенчиво-заторможенный темперамент в детстве к проблемам тревожности в подростковом возрасте? J Am Acad Child Adolesc Psychiatry2000;39(4):461–8. [PubMed] [Google Scholar]

17. Фольбрехт М., Голдсмит Х. Ранние темпераментные и семейные предикторы застенчивости и тревожности. Дев Психология. 2010;46(5):1192–205. 10.1037/а0020616 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

18. Мэтисен К.С., Прайор М.

Влияние факторов темперамента и функционирования семьи на процессы устойчивости от младенчества до школьного возраста. Eur J Dev Psychol. 2006;3(4):357–87. [Академия Google]

19. Бассинг Р., Гэри Ф.А., Мейсон Д.М., Леон К.Е., Синха К., Гарван К.В. Детский темперамент, СДВГ и напряжение опекунов: изучение взаимосвязей в эпидемиологической выборке. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2003;42(2):184–92. 10.1097/00004583-200302000-00012 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

20. Janson H, Mathiesen KS. Профили темперамента от младенчества до среднего детства: развитие и связи с проблемами поведения. Дев Психология. 2008;44(5):1314–28. 10.1037/а0012713 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

21. Саудино К.Дж. Генетика поведения и детский темперамент. J Dev Behav Ped. 2005;26(3):214–23. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

22. Lemery-Chalfant K, Kao K, Swann G, Goldsmith HH. Детский темперамент: пассивная корреляция генов и среды, взаимодействие генов и среды и скрытая важность семейной среды.

Дев психопат. 2013;25(1):51–63. 10.1017/S0954579412000892 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23. Уиттл С., Аллен Н.Б., Лубман Д.И., Юсел М. Нейробиологическая основа темперамента: к лучшему пониманию психопатологии. Neurosci Biobehav Rev. 2006;30(4):511–25. 10.1016/ж.неубиорев.2005.090,003 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

24. Sayal K, Heron J, Maughan B, Rowe R, Ramchandani P. Детский темперамент и психическое расстройство у детей: продольное исследование. Здоровье по уходу за детьми Dev. 2014;40(2):292–7. 10.1111/сч.12054 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

25. Lewis AJ, Olsson CA. Стресс в раннем возрасте и стиль детского темперамента как предикторы детского беспокойства и депрессивных симптомов: результаты лонгитюдного исследования австралийских детей. Деп Рес Лечить. 2011;2011:296026. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

26. Belsky J, Bakermans-Kranenberg MJ, van IJzendoorn MH. К лучшему и к худшему: Различная восприимчивость к воздействиям окружающей среды. Curr Dir Psychol Sci. 2007; 16:300–4. [Google Scholar]

27. Чен Н., Дитер-Декард К., Белл М.А. Роль темперамента при взаимодействии семейной среды в детской дезадаптации. J Abnorm Child Psychol. 2014;42(8):1251–62. 10.1007/с10802-014-9872-у [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

28. Else-Quest NM, Hyde JS, Goldsmith HH, Van Hulle CA. Гендерные различия в темпераменте: метаанализ. Психологический бык. 2006;132(1):33–72. 10.1037/0033-2909.132.1.33 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

29. Питцер М., Эссер Г., Шмидт М.Х., Лаухт М. Темпераментные предикторы экстернализации проблем у мальчиков и девочек: продольное исследование в группе высокого риска в возрасте от 3 месяцев до 15 лет. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. 2009;259(8):445–58. 10.1007/s00406-009-0009-1 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

30. Gjone H, Stevenson J. Продольное исследование проблем темперамента и поведения у близнецов: общие генетические или экологические влияния? J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1997;36(10):1448–56. 10.1097/00004583-199710000-00028 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

31. Борнштейн М.Х., Путник Д.Л., Гартштейн М.А., Хан С.С., Аустад Н., О’Коннор Д.Л. Младенческий темперамент: стабильность по возрасту, полу, порядку рождения, сроку службы и социально-экономическому статусу. Детский Дев. 2015;86(3):844–63. 10.1111/cdev.12367 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

32. Сенце М., Ормель Дж., Веенстра Р., Ферхулст ФК, Олдехинкель А.Я. Детский темперамент смягчает влияние разлучения родителей на психическое здоровье подростков: исследование The Trails. Джей Фам Психол. 2011;25(1):97–106. 10.1037/а0022446 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

33. Франкель Л.А., Умемура Т., Якобвиц Д., Хазен Н. Супружеский конфликт и реакция родителей на негативные эмоции младенцев: отношения с эмоциональной регуляцией малыша. Inf Behav Dev. 2015;40:73–83. [PubMed] [Академия Google]

34. Шигето А., Мангельсдорф С.К., Браун Г.Л. Роль сплоченности семьи, приспособления к браку и темперамента ребенка в прогнозировании поведения ребенка с матерями и отцами. J Soc Pers Relat. 2013;31(2):200–20. [Google Scholar]

35. Jansen PW, Raat H, Mackenbach JP, Jaddoe VWV, Hofman A, Verhulst FC, et al. Социально-экономическое неравенство в темпераменте младенцев Исследование поколения R. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2009;44(2):87–95. 10.1007/с00127-008-0416-з [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

36. Melchior M, Chastang JF, de Lauzon B, Galéra C, Saurel-Cubizolles MJ, Larroque B, et al. Материнская депрессия, социально-экономическое положение и темперамент в раннем детстве: когорта матери и ребенка EDEN. J Аффективное расстройство. 2012;137(1–3):165–9. 10.1016/j.jad.2011.09.018 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Schermerhorn AC, Bates JE, Goodnight JA, Lansford JE, Dodge KA, Pettit GS. Темперамент смягчает связь между подверженностью стрессу и экстернализацией проблем у детей. Детский Дев. 2013;84(5):1579–93. 10.1111/cdev.12076 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Флури Э. Влияние темперамента на родительские и детские психопатологии: социально-экономическое неблагополучие в качестве модератора. Детская психиатрия Хум Дев. 2008;39(4):369–79. 10.1007/s10578-007-0094-1 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

39. Джесси А., Мангельсдорф С.К., Шигето А., Вонг М.С. Темперамент как модератор влияния родительских депрессивных симптомов на проблемы поведения ребенка. Соц Дев. 2012;21(3):610–27. [Академия Google]

40. Гартштейн М.А., Бейтман А.Е. Ранние проявления детской депрессии: влияние детского темперамента и родительских депрессивных симптомов. Инф Детский Дев. 2008;17(3):223–48. [Google Scholar]

41. Heude B, Forhan A, Slama R, Douhaud L, Bedel S, Saurel-Cubizolles MJ, et al. Профиль когорты: Когорта матери и ребенка EDEN по пренатальным и ранним постнатальным детерминантам здоровья и развития ребенка. Int J Эпид. 2016;45(2):353–63. [PubMed] [Google Scholar]

42. Басс А.Х., Пломин Р. Темперамент: раннее развивающиеся черты личности. Хиллсдейл: Эрлбаум; 1984. [Google Scholar]

43. Гартштейн М.А., Ротбарт М.К. Изучение темперамента младенцев с помощью пересмотренного вопросника поведения младенцев. Inf Behav Dev. 2003;26(1):64–86. [Google Scholar]

44. Боулд Х., Джойнсон С., Стерн Дж., Арая Р. Исследование эмоциональной активности, общительности, темперамента: факторный анализ и временная стабильность в лонгитюдной когорте. Перс. Индивид. Диф. 2013;54(5):628–33. [Google Scholar]

45. Gasman L, Purper-Ouakil D, Michel G, Mouren-Simeoni MC, Bouvard M, Perez-Diaz F, et al. Кросс-культурная оценка детского темперамента. Подтверждающий факторный анализ французского опросника эмоциональной активности и общительности (EAS). Европейская детская подростковая психиатрия. 2002;11(3):101–7. [PubMed] [Академия Google]

46. Гудман Р. Психометрические свойства опросника сильных сторон и трудностей. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2001;40(11):1337–45. 10.1097/00004583-200111000-00015 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

47. Goodman R, Ford T, Simmons H, Gatward R, Meltzer H. Использование опросника сильных сторон и трудностей (SDQ) для скрининга детских психических расстройств в выборке сообщества. Int Rev психиатрия. 2003;15(1–2):166–72. 10.1080/0954026021000046128 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

48. Спилбергер КД, Горсуч Р.Л., Лушен П.Р., Вагг П.Р., Джейкобс А.Г. Руководство по опроснику тревожных состояний (форма Y). Пало-Альто: Consulting Psychologists Press, Inc.; 1983. [Google Scholar]

49. Айкен Л.С., Вест С.Г. Множественная регрессия: тестирование и интерпретация взаимодействий. Ньюбери-Парк, Калифорния: Sage Publications; 1991. [Google Scholar]

50. Bauer DJ, Curran PJ. Зондирование взаимодействий в фиксированной и многоуровневой регрессии: логические и графические методы. Многовариантное поведение Res. 2005; 40: 373–400. [PubMed] [Академия Google]

51. Хейс А.Ф. Введение в посредничество, модерацию и условный анализ процессов: подход, основанный на регрессии. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2013. [Google Scholar]

52. Clauss JA, Avery SN, Blackford JU. Природа индивидуальных различий в заторможенном темпераменте и риске психического заболевания: обзор и метаанализ. Прог Нейробиол. 2015;127–128:23–45. 10.1016/ж.пневробио.2015.03.001 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

53. Clauss JA, Blackford JU. Заторможенность поведения и риск развития социального тревожного расстройства: метааналитическое исследование. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2012;51(10):1066–75 e1. 10.1016/j.jaac.2012.08.002 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

54. Кареволд Э., Ройсамб Э., Истром Э., Матисен К.С. Предикторы и пути от младенчества до симптомов тревоги и депрессии в раннем подростковом возрасте. Дев Психология. 2009;45(4):1051–60. 10.1037/а0016123 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

55. Nolvi S, Karlsson L, Bridgett DJ, Korja R, Huizink AC, Kataja EL, et al. Материнский пренатальный стресс и эмоциональная реактивность младенцев через шесть месяцев после родов. J Аффективное расстройство. 2016; 199: 163–70. 10.1016/j.jad.2016.04.020 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

56. Оберклайд Ф., Сансон А., Педлоу Р., Прайор М. Прогнозирование проблем поведения дошкольников по темпераменту и другим переменным в младенчестве. Педиатрия. 1993;91(1):113–20. [PubMed] [Google Scholar]

57. Крик Н.Р., Зан-Вакслер К. Развитие психопатологии у женщин и мужчин: текущий прогресс и будущие проблемы. Дев психопат. 2003;15(3):719–42. [PubMed] [Google Scholar]

58. Ганье Дж. Р., Миллер М., Голдсмит Х. Ранние, но скромные, гендерные различия в основных аспектах детского темперамента. Перс. Индивид. Диф. 2013;55(2):95–100. 10.1016/j.paid.2013.02.006 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

59. Блэр К.А., Денхэм С.А., Кочанофф А., Уиппл Б. Играть круто: темперамент, регулирование эмоций и социальное поведение у дошкольников. J School Pscyhol. 2004;42(6):419–43. [Google Scholar]

60. Бландон А.Ю., Калкинс С.Д., Кин С.П. Прогнозирование эмоциональной и социальной компетентности в раннем детстве в зависимости от риска для малышей и поведения матери. Дев психопат. 2010;22(1):119–32. 10.1017/S0954579409990307 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

61. Slagt M, Dubas JS, Dekovic M, van Aken MA. Различия в чувствительности к воспитанию детей в зависимости от темперамента ребенка: метаанализ. Психологический бык. 2016;142(10):1068–110. 10.1037/bul0000061 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

62. Paulussen-Hoogeboom MC, Stams GJ, Hermanns JM, Peetsma TT. Негативная эмоциональность ребенка и воспитание детей от младенчества до дошкольного возраста: метааналитический обзор. Дев Психология. 2007;43(2):438–53. 10.1037/0012-1649.43.2.438 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

63. ван ден Аккер А.Л., Декович М., Принзи П., Ашер Дж.Дж. Профили темперамента малышей: устойчивость и отношение к негативному и позитивному воспитанию. J Abnorm Child Psychol. 2010;38(4):485–95. 10.1007/s10802-009-9379-0 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

64. Гудман С.Х., Роуз М.Х., Коннелл А.М., Бульон М.Р., Холл К.М., Хейворд Д. Материнская депрессия и детская психопатология: метааналитический обзор. Clin Child Fam Psychol Rev. 2011; 14 (1): 1–27. 10.1007/s10567-010-0080-1 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

65. Залевски М., Томпсон С.Ф., Ленгуа Л.Дж. Воспитание как модератор влияния материнских депрессивных симптомов на предподростковую адаптацию. J Clin Child Adolesc Psychol. 2015: 1–10. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

66. Дикс Т., Ян Н. Депрессивные симптомы матери и негативная эмоциональность младенцев в прогнозировании адаптации ребенка в возрасте 3 лет: проверка гипотез материнской реактивности и детской уязвимости. Дев психопат. 2014;26(1):111–24. 10.1017/S0954579413000898 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

67. Gaillard A, Le Strat Y, Mandelbrot L, Keita H, Dubertret C. Предикторы послеродовой депрессии: проспективное исследование 264 женщин, наблюдаемых во время беременности и после родов. Психиатрия рез. 2014;215(2):341–6. 10.1016/j.psychres.2013.10.003 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

68. O’Hara MW, McCabe JE. Послеродовая депрессия: текущее состояние и дальнейшие направления. Энн Рев Клин Psychol. 2013;9(1):379–407. [PubMed] [Академия Google]

69. Мюллер Дж. М., Фернисс Т. Коррекция искажений в оценках психопатологии у детей дошкольного возраста, испытываемых матерями, страдающими дистрессом. Психиатрия рез. 2013;210(1):294–301. 10.1016/j.psychres.2013.03.025 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

70. Edhborg M, Seimyr L, Lundh W, Widström AM. Суетливый ребенок — трудное отцовство? Сравнение семей с «депрессивной» матерью и матерью без депрессии через 2 месяца после родов. J Reprod Infant Pscyhol. 2000;18(3):225–38. [Академия Google]

71. Lewis KJS, Mars B, Lewis G, Rice F, Sellers R, Thapar AK, et al. Родители знают лучше? Симптомы депрессии, о которых сообщают родители, и симптомы депрессии, о которых сообщает ребенок, как предикторы будущего расстройства настроения у ребенка в выборке с высоким риском. J Аффективное расстройство. 2012;141(2):233–6. [PubMed] [Google Scholar]

72. Диркс М.А., Де Лос Рейес А., Бриггс-Гоуэн М., Целла Д., Вакшлаг Л.С. Ежегодный обзор исследований: не стирая контекстуальную изменчивость в поведении детей — теория и полезность при выборе и использовании методов и информаторов в психопатологии развития. J Детская психологическая психиатрия. 2012;53(5):558–74. 10.1111/j.1469-7610.2012.02537.х [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

73. Farrell M, Howes S, Bebbington P, Brugha T, Jenkins R, Lewis G, et al. Никотин, алкогольная и наркотическая зависимость и сопутствующие психиатрические заболевания — результаты национального обследования домохозяйств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *