Биографический метод в современных глянцевых журналах
В центре внимания статьи находятся современные журналы, специализирующиеся на биографиях знаменитых людей. Отмечены как общие тенденции этого сегмента рынка периодической печати, так и особенности отдельных изданий. Также здесь дается характеристика биографического метода: история его развития и применение в науке и журналистике. Анализируются основные биографические источники, рассматриваются способы создания биографий, использованные современными журналистами.
Ключевые слова: биография, журнал, известные люди, жизнь, метод
Биографические журналы на рынке периодической печати
Людям издавна интересны тексты о ярких, выдающихся людях, и на современном рынке СМИ нет недостатка в изданиях о знаменитостях. В основном, это глянцевые журналы, такие как “7 дней”, “Hello”, “ОК” и множество других.
Эти журналы объединены общей биографической тематикой, но у каждого из них свои особенности. Например, “Имена” — это глянцевый ежемесячник со слоганом “Люди, судьбы, времена”, выходящий под маркой журнала “Отдохни!”.
В нем представлены эксклюзивные публикации, которые позволяют читателю прикоснуться к жизни людей, известных всему миру. В каждом номере есть снимки из личных архивов знаменитостей, красочная фотогалерея звездных нарядов. Последние страницы издания посвящены юбилярам месяца: там публикуются их краткие биографические справки с фотографиями.На сайте журнала “Story” размещено письмо главного редактора Владимира Чернова, которое отражает концепцию этого издания: “Отчасти, наш журнал можно отнести к разряду биографических, поскольку в нем содержатся не только рассказы о жизни известных людей, но и биографии замечательных вещей, и даже уникальных идей. Но это лишь внешняя примета. Нас интересуют не столько выдающиеся люди, сколько выдающиеся жизни. Слом, поворот, переворот, после которого все и началось. Энергетика этого слома, количество потраченных духовных и физических сил, нравственные и моральные потери, драма. Нас интересует наука жить. И искусство жить. И та магия, талант, парадоксальность поведения, неожиданность стиля жизни, которые и делают человека знаковой личностью.
0 журнале “Биография” на официальном сайте написано так: «“Каждая жизнь — история”. В этих словах — наш принцип работы, наше отношение к тому, о чем мы рассказываем нашим читателям. Журнал Gala Биография выходит с ноября 2004 года. Наш журнал — это коллекция уникальных интервью и захватывающих историй из жизни знаменитых людей: актеров и писателей, королей и авантюристов, политиков, художников и музыкантов. Разные эпохи, страны, добро и зло переплетаются в один удивительный мир, в котором каждая жизнь — неповторима, а каждая личность оставляет след в истории. Все статьи основаны на фактическом материале, содержат уникальные фотографии из личных архивов знаменитостей»3.
В этом журнале тоже есть биографии не только людей, но и вещей и даже отелей. Отличительная черта журнала — истории жизни в фотографиях, которые размещаются в рубриках “Семейный фотоальбом” и “Фотобиография”.
Героями современных жизнеописаний чаще всего становятся деятели шоу-бизнеса, спорта, искусства, культуры, науки. На страницах таких журналов, как “Имена”, “Караван историй”, “Биография”, “Story”, “Интервью” рассказывается о жизни не только наших современников, но и о выдающихся личностях прошлых лет. Однако биографии знаменитостей прошлого занимают обычно не более 25% от всех публикаций. Им может быть посвящена отдельная рубрика, например, в журнале “Биография” — “Легенды 20 века”, в “Именах” — “Времена”, а в “Интервью” — “Кумиры прошлого”.
Нередко известные люди сами повествуют о событиях своей жизни и собственных чувствах, публикуют воспоминания, автобиографии. Например, в журнале “Коллекция Каравана историй” есть специальная рубрика “Проза звезд”, где можно прочитать биографические рассказы знаменитостей.
Особенности биографического метода
Отметим, что понятие “биографический метод” употребляется в двух смыслах. Во-первых, это путь познания жизни социума на определенном этапе его развития через биографии людей соответствующей эпохи. Во-вторых, это документальное отображение жизненного пути человека с целью изучения его личности. Во втором случае для создания биографий используются такие известные методы журналистики, как интервью, анализ документов, наблюдение и т.д. Исходя из этого биографический метод не может быть поставлен в один ряд с этими методами: он шире и включает их в себя.
Когда речь идет о человеке, его личности и судьбе, то неминуемо приходится сталкиваться именно с ним. Биографическим методом пользуется большинство гуманитарных наук, особенно социология, психология и литературоведение.
Наряду с наблюдением и экспериментом этот метод относится к эмпирическим методам, основной целью которых является сбор информации. В 1918—1920-х гг. чикагским социологом В. Томасом и его коллегой из Польши Ф. Знанецки биографический метод активно использовался в масштабном исследовании жизни польских крестьян в Европе и Америке. Потом этот метод был почти забыт наукой. Его низкий статус в социологии прежних лет был обусловлен субъективностью, описательностью и неточностью, а также невозможностью статистической обработки полученного биографического материала. Но с другой стороны — адресованность большому количеству людей, внимание к отдельным деталям дают возможность более близкого контакта исследователя и читателя. Сейчас в социологии по-прежнему существует стереотип по поводу “недостаточной научности” биографического метода.
Однако все больше исследователей делают акцент на его огромном потенциале: он как никакой другой позволяет соприкоснуться с глубинами и тайнами внутреннего мира человека, дает возможность увидеть человеческую жизнь в динамике.В 1910 г. вышла в свет работа З. Фрейда “Леонардо да Винчи”, которая является первой психоаналитической биографией. Современные психологи также активно применяют биографический метод в своих исследованиях. Н.А. Логинова — автор диссертации “Биографический метод в психологии и в смежных науках” — выявляет характерные черты биографического метода. Среди них: “жизненность — факты жизненного пути нельзя воспроизвести в лабораторных условиях, их можно только реконструировать; синтетичность — стремление к многостороннему и целостному охвату жизни человека во множестве факторов, определяющих ее течение и направленность; интимность — освещаются не только объективные аспекты жизни, но и внутренние переживания и мысли, которые обычно скрыты от окружающих” (цит.
В XIX в. крупный французский критик Ш.-О. Сент-Бёв ввел термин “биографический метод” в литературоведение. Этого представителя романтизма интересовала прежде всего творческая индивидуальность писателя. Ее раскрытию послужили его многочисленные критические материалы, среди которых преобладают психобиографические портреты — принципиально новый жанр критики. Сент-Бёв полагал, что определяющую роль в литературной науке играет изучение личности и ее выражения в творчестве, поэтому делал акцент именно на биографические моменты. Литературная деятельность Сент-Бёва имела огромное значение для истории литературной критики, стимулируя широкий интерес общественности к жизни творческих людей.
Природа жизнеописания как научно-творческого процесса и как его результата еще изучена не до конца. Немало теоретических вопросов создания биографий до сих пор остаются дискуссионными, хотя их обсуждение, начатое в XIX в., продолжалось на всем протяжении XX в. Многие исследователи склоняются к мнению, что биографический текст принадлежит одновременно миру науки и миру искусства, сочетая в себе элементы научного анализа с художественными средствами. При этом биографический метод является комплексным: он обращается к отдельным приемам разных наук о человеке. “Научное творчество биографа имеет междисциплинарный характер, но в зависимости от того, кто становится его героем, методологическое значение одной или нескольких дисциплин может возрастать” (Лосиевский, 1998: 373).
На современном этапе в изучении человеческой жизни можно выделить два подхода: описание и объяснение. Биографическое описание направлено на подробное и тщательное воссоздание картины человеческой жизни, событий и фактов в жизни человека, иногда в ущерб логике. В описании содержится многообразие форм представления человека, его темперамента и характера, интересов и увлечений, отношений с окружающими людьми и т. д. Описание может иметь и “лоскутный” характер, отражая различные грани человеческой индивидуальности. Каждый эпизод имеет значимость, так как жизнь человека состоит из эпизодов. Поэтому задача того, кто занимается описанием, — максимально полная и точная фиксация всего, что происходит в жизни, не упуская никакой детали.
Биографическое объяснение организовано уже по другим принципам. В объяснении главное — выявить логику, взаимосвязь событий, выстроить из них цепочку. А.Л. Валевский предлагает при биографическом объяснении учитывать следующие моменты.
1. Исследователь имеет дело с уже свершившимися событиями, где действия объективных причин и субъективных мотивов для самого персонажа в момент совершения действия были слиты.
2. Поведение индивидуального человека менее детерминировано, нежели поведение социальной группы, класса, поколения.
3. Оно принципиально не завершено, и завершить эту деятельность мы никогда не сможем.
4. Биографическое объяснение неповторимо, так как его невозможно выполнить на основе списка методических рекомендаций и обязательных условий, каким обязан следовать всякий биограф.
Поскольку журналистика напрямую связана с людьми, она не могла не обратиться к биографическому методу. Однако в отличие от научной деятельности, где он обычно применяется для изучения определенной группы людей, журналистику интересует прежде всего история жизни отдельного человека. А.А. Тертычный отмечает ряд целей, которые могут быть достигнуты с помощью биографического метода4:
1. Изучить через призму индивидуального опыта отдельных людей или семей динамику общественных явлений, норм, ценностей. Такая информация особо значима в переломные моменты жизни общества, поскольку именно биография отдельного человека может служить типичным проявлением определенных социальных процессов.
2. Выявить через степень участия героя публикации в тех или иных событиях масштаб его личности, сделать выводы о его характере, самосознании, ценностных ориентациях, таланте, профессиональном опыте, найти “принцип” данной индивидуальности, открыть “закон”, определяющий образ его жизни.
3. Помочь объяснению (через показ тенденции развития личности) сегодняшней социальной позиции, действий героя и достигнутых им результатов.
Результативность применения биографического метода во многом зависит от того, насколько полно использованы потенциальные источники, из которых нужно извлечь наиболее ценную информацию.
Основные биографические источники
Исследователь Ш. Бюлер считает, что в практической деятельности биограф использует три разновидности источников:
— сам герой будущей публикации: полученные от него данные самонаблюдения;
— окружающие: родственники, друзья, сотрудники, знакомые и т.д.;
— источники в узком смысле слова, т.е. вещественные и письменные свидетельства о жизненном пути, о среде развития, о внутреннем мире, а также продукты творчества.
Самые лучшие биографии получаются тогда, когда журналист лично знаком с тем, чью жизнь описывает, может наблюдать за поведением этого человека, быть свидетелем каких-либо его поступков. Это позволяет обогатить материал авторскими впечатлениями, указать на какие-то тонкие детали во внешности или характере героя, которые могли ускользнуть от других людей.
В этом плане написать качественную биографию героя прошлого поколения труднее, чем создать портрет современника, ведь в первом случае у журналиста нет возможности лично изучать героя и наблюдать за ним в каких-либо ситуациях. Из-за этого может возникнуть путаница с фактами, так как некоторые из них уже никак нельзя проверить на достоверность. Например, в одной из публикаций журнала “Биография” можно прочитать такие строки: “В истории взаимоотношений Антуана де Сент-Экзюпери и Консуэло Сандоваль так много противоречивых фактов, что порой совершенно невозможно понять, что из этого правда, а что — вымысел”5. Автор материала приводит разные мнения с указанием на источники и делает вывод, что, скорее всего, истина находится где-то посередине. В.С. Барахов в книге “Искусство литературного портрета” также поднимает эту проблему. «Образы выдающихся деятелей прошлого, прежде чем дойти до современников, претерпевают иногда серьезные изменения. Каждое поколение вносит свои штрихи в портрет известного человека, которые часто не приближают нас к правильному представлению о его личности, а отдаляют от него. В результате многолетних наслоений реальный человек превращается в “условность”, теряет свои жизненные контуры или нередко канонизируется, становится чересчур плакатным, бестелесным, похожим на икону» (Барахов, 1976: 20).
Теперь охарактеризуем основные вещественные, документные источники биографической информации. К ним относятся автобиографии, дневники, письма.
Автобиографии
В них автор сам описывает свою жизнь, т.е. является своим собственным историком. Для автобиографии характерно стремление к осмыслению жизни как целого, определение ее связности и направленности. В основе лежит положение, что субъективные факты жизни человека открыты только самонаблюдению.
Автобиографии различают по содержанию: в одних предпочтение отдается внешним, объективным событиям и фактам, анализируется их роль в жизни человека, обращается особое внимание на поворотные моменты в истории личности. В других описываются переживания автора, его оценки и мотивы поступков. Для выполнения этой задачи необходима высокая степень самопознания и чистосердечия.
Выявляют следующие виды автобиографического повествования: хроника, самооправдание, исповедь, самоанализ. Автобиографии можно также разделить на устные и письменные, написанные по заказу или по внутреннему побуждению.
Устные истории являются разновидностью интервью, когда на основе установления эмоциональных отношений осуществляется сообщение истории жизни. Устная история понимается как процесс сбора (чаще всего с помощью диктофона) воспоминаний, описания или интерпретации событий из прошлого, которое представляет историческую значимость.
Письменные автобиографии — попытка автора воспроизвести в письменной форме свои воспоминания о прожитой жизни. Автор имеет возможность воспроизводить большие промежутки времени и возможность переместиться назад.
Автобиографии, написанные не по заказу, гораздо труднее получить и они требуют более сложных процедур для обработки.
К автобиографическим источникам по заказу можно отнести официальные документы, которые содержат информацию об этапах жизненного пути человека. Они требуются при устройстве на работу и не содержат богатого фактического материала.
Дневники
Дневники относят к документам личного характера, которые ведутся в форме ежедневных или периодических записей. Для дневника характерны искренность повествования, обращенность к событиям личной жизни и фиксации того, что пережито. Личные дневники используют как источник сведений, позволяющий проникнуть в глубины души человека, понять его интимные переживания. Ценность дневников как биографических источников очень высока. В них преимущественно затронута эмоциональная сторона отношений и состояний, дневниковые записи обычно бывают достаточно подробными. Так как дневники чаще всего пишутся добровольно, то им присуща достоверность. Но исследователь, изучающий дневники, может столкнуться с рядом трудностей. Дневник как материал имеется в единственном экземпляре, поэтому его трудно получить. Люди отражают в нем самые сокровенные чувства, поэтому не всегда готовы поделиться этой информацией. Бывает так, что в дневниках раскрывается не реальный, а желаемый образ “Я” (особенно в юности), описаны мечты и представления о себе в будущем, поэтому некоторые аспекты развития человека приобретают гипертрофированный характер. Кроме того, дневник не является источником изучения целостного развития личности, так как содержит информацию только об отдельных этапах и аспектах этого развития.
Письма
В качестве источника информации для создания биографии можно также использовать письма героя. Они являются важнейшим документом, свидетельствующим о жизни индивида. Как личный документ письма отличаются следующими характерными чертами: относительной краткостью; ограниченностью и фрагментарностью затрагиваемых тем; разнообразием жанров и стилей. Эпистолярные источники можно разделить на частные письма, которые адресованы близким людям, и публичные — направленные в различные организации, административные инстанции, официальным лицам. В процессе анализа писем возможны искажения и недостаточная ясность, поэтому необходимо сочетать его с использованием других источников информации.
Методы исследования биографических источников
Наиболее распространенным методом получения сведений для биографии является интервью. Рассмотрим несколько его видов (Мещеркина и др., 1994: 24—27).
Лейтмотивное интервью осуществляется на основе опроса исследуемых по определенным темам, позволяет проследить динамику одного и того же аспекта жизнедеятельности на протяжении разных периодов биографии. Достоинством лейтмотивного интервью является возможность углубленного изучения отдельных жизненных тем, более структурированного подхода в получении информации. К недостаткам этого вида интервью следует отнести возможное блокирование информации, вследствие акцентирования внимания на определенных темах, недостаток внимания к другим аспектам или их игнорирование. Необходимо предварительно собрать информацию, позволяющую иметь общие представления о человеке, его типе жизненного пути. Целесообразно начинать разговор с наиболее приятных для человека тем, например, воспоминаний детства. После установления контакта можно переходить к наиболее интересным моментам биографии и этапам жизненного пути. Следует уделить внимание уяснению предыстории, процесса становления какого-то явления.
Нарративное интервью: как только достигнут доверительный и расслабленный климат в разговоре, информанта просят подробно рассказать свою историю жизни по собственным критериям, но придерживаясь хронологии событий. На первом этапе рассказа интервьюер прислушивается с частично участвующим, но несколько отстраненным интересом и пытается поддержать рассказчика с помощью кивков и междометий. Одобрения или комментарии для этой фазы считаются даже вредными, поскольку они отвлекают опрашиваемого от рассказа о собственной истории. Как только герой прекращает рассказывать о своей жизни и только сообщает информацию или предается аргументированию или оценке, интервьюер должен попытаться снова подтолкнуть его к рассказу.
Средствами для этого служат вопросы типа: как это развивалось дальше? и т.д. Как только информант заканчивает повествование, интервьюер расспрашивает об отдельных, оставшихся неясными, моментах, но так, чтобы по возможности побудить героя к новым рассказам.
Главный смысл этих правил в том, чтобы получить от человека именно рассказ, а не сообщение, аргументы или резоны. Это позволяет сохранить документальное содержание истории жизни и достичь соответствия рассказа тому, что и как было в то время. Таким образом, нарративное интервью — это свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий, удивлений, которые стимулируют или поддерживают нить разговора.
Фокусированное интервью ориентировано на получение информации об одной жизненной ситуации. Вопросы лишь углубляют или расширяют выделение этой ситуации, наполняют ее дополнительным содержанием.
Особенность открытого интервью в том, что при нем интервьюер выглядит как любопытный знакомый, который — по типу повседневного разговора — задает наводящие вопросы, периодически вставляя небольшие истории из собственного жизненного опыта.
Текстовые особенности биографий в глянцевых журналах
Термин “биография” в переводе с греческого означает жизнеописание. Он образован от двух греческих слов: bios — жизнь и grapho — пишу. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова биография определяется как описание чьей-нибудь жизни. Первые биографические тексты начинают появляться в V—IV вв. до н.э. в Древней Греции. С тех пор жизнеописания не теряют своей популярности: их всегда интересно читать, поскольку при этом перед глазами встают целостные, выразительные образы разных людей. Что же характерно для биографических текстов современных глянцевых журналов?
Во-первых, применение разных типов композиции. Нередко встречается хроникальное построение материала, когда события излагаются во временной последовательности. Текст также может быть разделен на логические рубрики. Еще один вариант — эссеистская композиция, которая основана на ассоциативных связях и образных обобщениях. Такая форма построения материала считается наиболее выразительной, так как она эффективно воздействует на читателя не только на сознательном, но и на эмоциональном уровне. Чаще всего в журналах публикуются жизнеописания со смешанным типом композиции.
Во-вторых, в биографиях почти всегда присутствует какая-либо нравственная идея. Иногда она становится ясна уже из заголовка, например, “Анна — кузнец своего несчастья”6. В тексте делается акцент на тех поступках героини, которые привели ее к серьезным проблемам. В журнале “Биография” в каждом номере есть стержневая идея, в соответствии с которой подобрана большая часть материалов. Эта основная мысль “открывает” номер (обозначается на первых страницах издания, в письме редактора) и “закрывает” его с помощью соответствующей подборки цитат на последней странице. Примеры основных идей этого журнала: “Человек — хозяин своей судьбы”, “Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней”, “В каждом возрасте своя прелесть”, “Суть материнства нельзя понять, ее можно только почувствовать” и т. д. В других изданиях мораль больше привязана к отдельному материалу, часто в конце статьи делается психологический вывод. Особенно подчеркивается такая мысль: “Звезды тоже люди, они ошибаются так же как мы, могут быть жестоки, как мы, поступать заведомо неправильно. И так же как мы, они расплачиваются за ошибки жизнью, прежде всего своей…”7.
Стоит добавить, что вряд ли когда-то потеряют актуальность мысли о том, как добиться успеха и счастья. Зная потребности аудитории, журналисты-биографы могут создавать соответствующие материалы, в которых читатели смогут найти ответы на некоторые волнующие их вопросы о жизни. В этом случае важно, чтобы авторы биографий имели если не специальные психологические знания, то хотя бы психологическое чутье и богатый жизненный опыт. Это поможет им более грамотно подать информацию о судьбах успешных людей, благодаря чему читатели будут иметь возможность чему-то научиться у знаменитостей.
В-третьих, в изученных нами журналах есть парные биографии. Это может быть история любви, семейной жизни (Веры Васильевой и Владимира Ушакова в “Биографии”, Джона Леннона и Йоко Оно в “Интервью” и т.д.), родственных отношений (семья Симоновых—Эшпай в “Биографии”), дружбы (Мэтт Деймон и Бен Аффлек в “Именах”)… Такие жизнеописания часто публикуются под отдельной рубрикой, например, “История любви”, “Двое”, “Династия” и др. Главные цели — выявить сходства и различия характеров героев и их жизненных путей, показать их отношение друг к другу, связь их судеб, дополнить изображение характера одного героя за счет другого.
В-четвертых, авторы современных биографий стараются сделать свой текст необычным и запоминающимся. Для этого может использоваться, например, нестандартная завязка, небольшая сюжетная картинка или емкий образ-символ, который становится организующим центром материала. Распространенными приемами являются развернутый диалог, эпизод, различные вставки, отступления (воспоминания, лирические раздумья и т.д.).
В заключение нужно подчеркнуть, что портретный образ героя всегда субъективен. Ведь журналист, описывая характер и жизнь какого-либо человека, основывается не только на документальных источниках и результатах непосредственного общении с героем, но и на своих внутренних ощущениях, представлениях о нем. Автор выбирает, какие аспекты личности следует подчеркнуть в биографии, на какие моменты жизненного пути стоит обратить особое внимание. Один и тот же выдающийся человек может вызвать к жизни разные художественные образы-портреты, созданные разными авторами, — даже при использовании одних и тех же источников информации. Таким образом, восприятие читателем героя во многом зависит от позиции журналиста-биографа.
Примечания
1 Письмо главного редактора // Официальный сайт журнала “Story”. Режим доступа: http://story.ru/content/view/1/12/lang.ru/
2 Чернов В. Итак, мы начинаем… // Story. 2007. № 1. С. 4.
3 Журнал “Биография” // Официальный сайт издательства Gruner + Jahr AG & Co KG. Режим доступа: http://www.guj.ru/ru/products/galabiography/
4 См.: Тертычный А.А. Через призму биографии // Журналист. 2006. № 8. С. 57.
5 Викторов А. Я хочу вас навечно // Биография. 2009. № 3. С. 33.
6 Филатов С. Анна — кузнец своего несчастья // Story. 2007. № 1. С. 73.
7 Нечаева Н. // Коллекция Каравана историй. 2009. № 1. С. 8.
Библиография
БараховВ.С. Искусство литературного портрета. М.: Наука, 1976.
Лосиевский И.Я. Научная биография писателя: проблемы интерпретации и типологии. Харьков: Крок, 1998.
Мещеркина Е.Ю., Семенова В.В. и др. Биографический метод в социологии: история, методология, практика. М.: Ин-т социологии РАН, 1994.
Соловьев Г.Е. Личность, биография, судьба (методики биографического исследования личности). Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2002.
Поступила в редакцию 03.02.2010
Подбор персонала используя биографический метод
Юлия Жижерина, консультант по управлению персоналом и трудовому праву, объясняет биографический метод, который используют при подборе персонала. Она также обсуждает, подходят ли для найма кандидаты с такими именами, как «Евгений Онегин», «Креативный сноб» или «Наглый творец».
Процесс сбора и анализа информации о жизненном пути человека известен как биографический метод. Он дает представление о характере человека, самосознании, сосредоточенности, таланте и жизненном опыте. В результате он обычно используется для оценки личностей соискателей в процессе найма.
Какие существуют различные формулы символов
Мы можем присвоить слово «Я» для представления нашего отношения к себе, «ТЫ» для нашего отношения к близким людям, «ОНИ» для нашего отношения к незнакомым людям и «РАБОТА» для нашего отношения к работе. Положительное отношение представлено знаком «+», отрицательное – знаком «-». Комбинируя эти черты, мы можем определить формулу характера человека.
В таблице ниже представлены наиболее часто встречающиеся формулы с их краткими описаниями.
Формула характера | Отрицательное отношение | Тип характера | Краткая характеристика |
---|---|---|---|
«Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+» | Отсутствует | Здоровый характер | Работать с такими людьми — восхитительный опыт. Они демонстрируют отличное отношение к своим коллегам, клиентам, трудовому процессу и даже к самим себе, независимо от их положения в качестве начальников, коллег или подчиненных. |
«Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД-» | К труду | «Евгений Онегин» | Люди, обладающие исключительными способностями и процесс обучение, давался без усилий, не привыкли заниматься систематическим, напряженным трудом. Поскольку они не получают никакого интереса или удовлетворения от процесса работы, они ищут удовлетворения в других аспектах жизни, таких как романтические отношения и общественные мероприятия. |
«Я+, ВЫ-, ОНИ+, ТРУД+» | К близким людям | «Высокомерный творец» | Первоначально эти люди проявляют большой интерес к общению во время своих первоначальных взаимодействий. Однако, как только они привыкают к своему окружению, они склонны конфликтовать со своими коллегами, начальством и подчиненными. Несмотря на их исключительные профессиональные навыки, работать вместе с ними становится сложной задачей. |
«Я-, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+» | К себе | «Гадкий утенок» | Это трудолюбивые личности, которые не жалуются и склонны чувствовать себя неуверенно, беря на себя вину за любые конфликты. Они проявляют робкое поведение и часто берут на себя всю нагрузку отдела, не ожидая ничего взамен. |
«Я+, ВЫ+, ОНИ-, ТРУД+» | К посторонним людям | «Творческий сноб» | Личности коммуникативные навыки ограничены небольшой группой знакомых людей, таких как семья и коллеги, и они изо всех сил пытаются установить связи с незнакомыми людьми. Установление новых контактов является для них трудной задачей из-за трудностей, с которыми они сталкиваются при общении с новыми людьми. |
«Я+, ВЫ-, ОНИ+, ТРУД-»/ «Я-, ВЫ+, ОНИ-, ТРУД-» | Нестабильность, проявляется в зависимости от оценки ситуации | «Раболепствующий тиран» | В одних обстоятельствах эти люди проявляют черты «надменных творцов», а в других они напоминают «непривлекательных утят»: они могут быть либо тщеславными и властными, либо кроткими и застенчивыми. Сотрудничество с ними может быть сложным из-за их высокого уровня непредсказуемости. |
Метод биографического набора: руководство
Следуйте алгоритму, чтобы использовать биографический метод:
1. Выберите биографические ссылки:
- Коллекция официальных документов, таких как паспорта и дипломы, вместе с резюме, рекомендациями и отзывами составляют личное дело.
- При ответе на биографическую анкету человеку предлагается вспомнить конкретные детали из своего прошлого и стремиться к точности своих ответов.
- Автобиография может быть как незапланированной, так и запрошенной, например, по заданию.
- Биографическое интервью — это тщательный подход, дающий наиболее полную информацию. Он углубляется в мир встреч человека, реакции на обстоятельства и взгляды, которые они разработали в отношении своего жизненного пути. Проведение биографических интервью и заявлений – сложный и дорогостоящий процесс. Они выполняются, когда кандидат претендует на высшую должность или при отборе кандидатов в кадровый резерв компании. Это необходимо в ситуациях, когда ошибка может обойтись очень дорого.
В случае отсутствия профессионального психолога HR-службы прибегают к различным методам оценки кандидатов на собеседовании, включая анализ резюме, рекомендаций, отзывов, официальных документов (личного дела), анкетирования, проведение элементов биографического интервью.
Не следует упускать из виду автобиографию кандидата как ценный источник биографической информации, которая часто недооценивается отделами кадров. Попросив кандидата написать автобиографию перед собеседованием, вы сможете лучше понять его характер и личностные качества. Целесообразно предоставить некоторые рекомендации о том, как написать автобиографию для достижения оптимальных результатов.
2. Изучите и оцените собранную информацию
Наш следующий шаг — оценка фактов, собранных из различных источников, для определения формулы характера. При анализе информации учитывайте такие факторы, как фразировка, объяснение кандидатом определенных событий и любые противоречивые факты или заявления.
Крайне важно сосредоточиться на деталях из детства кандидата, а также на этапах его социализации (школа, университет), истории работы, досуге и семейном положении. Солон, древнегреческий философ, назначал вождями только тех, у кого установились родственные связи. Кроме того, важно проверять точность любой информации, предоставленной в рекомендациях, обзорах или официальных документах. Например:
25-летний разведенный мужчина без детей ищет работу менеджером по продажам. Ранее он занимал должности начальника отдела продаж и коммерческого директора в двух разных компаниях, а также руководителя отдела продаж в третьей компании. Его увольнение из первых двух компаний произошло в связи со сменой собственника, а из третьей компании он ушел из-за неинтересной работы. В своей автобиографии он выражает увлеченность несколькими увлечениями, среди которых путешествия, различные виды спорта и участие в КВН. Можем предположить «минус» в позиции «ТРУД». За короткий промежуток времени сменил значительное количество мест работы. Занять высокие должности в таком молодом возрасте ему, скорее всего, позволили соответствующие знакомства. Как только знакомства «заканчивались» (менялся собственник), он сразу же искал новую работу. Регресс в развитии карьеры, вероятно, означает, что у кандидата слабые навыки не только в управлении людьми, но и, собственно, в области продаж. Зато в развлечениях, как видим, он — профессионал.
3. Решите, принимать кандидата на работу или нет
Статистические данные показывают, что лишь небольшое число людей обладают вполне положительным и здоровым характером, и вполне вероятно, что многие из них уже успешны и не ищут активно работы. Следовательно, рекомендуется не увольнять других кандидатов сразу, поскольку они могут обладать потенциалом стать отличными сотрудниками, в зависимости от их черт характера.
«Евгений Онегин» — недостаток заключается в решающей позиции «РАБОТА», что является существенным беспокойством работодателя. Вероятно, рабочей группе не потребуется человек, которому не хватает усердия и системного подхода к работе. Исправление этой проблемы потребует от кандидата обширного самосовершенствования под руководством опытного психолога. В результате с таким претендентом предпочтительнее вежливо попрощаться.
«Высокомерные творцы» — как правило, это опытные профессионалы, но, работая под началом кого-то другого, они склонны спорить с начальником, считая его недостаточно открытым. Начальство уверено в некомпетентности своих подчиненных и поэтому не предоставляет им никакой самостоятельности. Коллеги по работе проявляют неуважение. Эти типы сотрудников не рекомендуются для командной работы. Если этот человек является ценным специалистом, чья работа должна выполняться индивидуально с минимальным взаимодействием с другими, то компания может рассмотреть возможность его найма.
«Гадкие утята» — найти таких работников — большая редкость. Они работают не покладая рук и никогда не жалуются на дополнительную работу или на то, что их игнорируют. Они не вызовут никаких проблем для компании. Однако они, как правило, не стремятся к карьерному росту и могут даже отказаться от продвижения по службе, потому что чувствуют себя недостойными. В результате добавление их в кадровый резерв не принесет большого успеха. Для начальника важно часто признавать и хвалить этих сотрудников, а также не позволять другим перекладывать на них свои обязанности.
«Творческий сноб» — ему потребуется более длительная программа адаптации. Однако, как только он интегрируется в команду, он будет доволен работой со своей домашней командой в течение многих лет без какого-либо желания менять работу. Тем не менее, он может испытывать трудности с задачами, требующими частого взаимодействия с новыми клиентами, что раскрывает его проблемы в общении с незнакомцами. В результате данный соискатель не подходит на роль «менеджера по продажам».
«Раболепствующий тиран» — во время собеседования этот человек может показаться робким и покладистым, но столкнувшись со стрессовой ситуацией, может стать резким и пренебрежительным. Они могут вести себя унизительно по отношению к своему начальству и запугивать своих подчиненных, или они могут стать покорными по отношению к своим подчиненным и вести себя бунтарски по отношению к начальству. Несмотря на это, они по-прежнему проявляют интерес к своей работе, и важно помочь им стать более вовлеченными в трудовой процесс.
Понимая, как подходить к типу личности каждого человека, новые сотрудники смогут оправдать ваши ожидания.
Хотите получать статьи по теме HR?
Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!
Ожидайте писем от City Business School
Творческий подход к биографическим интервью и интервью по истории жизни — Methodspace
Сбор данных
Автор
Надя фон Бензон
В апреле 2021 года мы представили новую книгу «Творческие методы для географов-человеков », которая имеет отношение к нашему фокусу на творческие, основанные на искусстве и визуальные методы в декабре 2022 года. Используйте код MSPACEQ422 для получения скидки 20% до 31 декабря 2022 г.
В этом посте мы познакомим вас с творческими методами, которые можно использовать в сочетании с биографическими интервью или интервью по истории жизни. В то время как биографическое интервьюирование имеет долгую историю, творческие подходы появились сравнительно недавно. Этот пост посвящен творческим методам как для выявления воспоминаний, так и для работы с участниками над созданием репрезентаций их жизненных историй. См. соответствующий пост «Креативные методы поддержки студентов-социологов в качественных дистанционных исследованиях» Нади фон Бензон.
Что такое творческие биографические методы? Зачем их использовать?Как мы обсуждаем в нашей главе Творческие методы для географов , творческие методы используются в биографических интервью и интервью по истории жизни для извлечения воспоминаний и сбора данных способами, отличными от традиционных биографических интервью. Примеры включают выявление фотографий и объектов, а также рисунки, карты и временные шкалы, созданные участниками. Эти методы позволяют исследователям исследовать моменты, события и переживания, которые участники исследования считают важными в своей жизни, с новых точек зрения. Просьба к участникам поделиться фотографиями из своих личных коллекций или предметами из их повседневной жизни может помочь обосновать диалог интервью в частности — воспоминаниями о конкретных моментах, событиях или историях, которые могут изначально не всплывать в интервью, но тем не менее имеют значение для процесса. построения биографии или истории жизни участника. Более того, как отметили качественные исследователи, такие как Анна Баньоли, просьба к участникам нарисовать визуальное представление истории своей жизни дает им более активную роль в исследовании и уменьшает дисбаланс сил между интервьюером и респондентом.
Выявление воспоминанийВыявление фотографий и предметов используется в интервью для сбора более подробных и детальных данных. В частности, эти методы побуждают участников переходить от общих и обобщающих описаний к рассказам, основанным на конкретных деталях их жизни. Интервью, предполагающие использование фотографий, а не просто устный разговор, облегчают и усиливают процесс запоминания. В исследовании Лауры Фентон, посвященном биографиям женщин, употребляющих алкоголь, то есть их повествовательным рассказам об их столкновении с алкоголем на протяжении всей жизни, участников попросили выбрать несколько фотографий из каждого периода их жизни (например, детства, юности и т. д.), которые, по их мнению, представляют то время их жизни. Эта деятельность по выявлению фотографий достигла желаемых целей, помогая участникам вспомнить элементы своего прошлого более подробно. Например, посмотрев фотографии участников молодежной группы, к которой она принадлежала подростком в 19К 60-м годам рассказ Паулы (все имена участников псевдонимы) о своей молодости становится более подробным и ярким, чем в интервью до этого момента. Вместо того, чтобы охарактеризовать свое время в группе в общих чертах — с помощью общих утверждений вроде «Это было весело», — она смогла лучше вспомнить и описать более подробно конкретную поездку, которую она предприняла с группой. группа, во время которой она впервые в жизни экспериментировала с алкоголем.
Выявление объектов также является техникой, используемой для привязки жизненных историй участников к материальным реалиям их повседневной жизни и для пробуждения чувственных воспоминаний. В упомянутом выше исследовании Фентона участников попросили выбрать несколько предметов из их повседневной жизни, связанной с алкоголем, например открывалку для бутылок, любимый стакан или бутылку любимого напитка. Благодаря взаимодействию с объектами участники стали более описательными и яркими в своих отчетах, чем они часто были в интервью, в которых использовались только разговоры. В своем интервью Ханна выбрала предмет, связанный со вторым браком, а именно бутылку шампанского, которую приберегла к предстоящей годовщине свадьбы. Во время этой части интервью Ханна стала более оживленной и начала размышлять о том, как употребление алкоголя приобрело разные значения в контексте ее второго брака, поскольку ее первый муж страдал алкогольной зависимостью. Центральное место интимных отношений в пьяной биографии Ханны стало более очевидным, чем это могло бы стать, если бы в интервью не использовались предметы.
Фотографии и предметы могут перенести людей в определенные моменты их жизни. Иногда рассматриваемые моменты являются трудными или сложными. Поэтому методы выявления следует использовать осторожно и деликатно.
Работа с участниками для создания репрезентацийВместо того, чтобы просить участников принести фотографии или предметы на интервью или в дополнение к ним, исследователь может также выделить время в интервью для создания визуальных репрезентаций биографии участника. Наиболее распространенным методом здесь являются карты жизни (иногда называемые сетками жизни, линиями жизни или временными шкалами). В упражнении с картой жизни участника просят нанести на карту (нарисовать) важные события своей жизни на листе бумаги в рамках качественного интервью или встроить его в него. Это может следовать более или менее структурированному подходу — оставляя задачу в значительной степени на усмотрение участника, как в обычном биографическом исследовании или исследовании истории жизни, или использовать заранее определенные темы, такие как семейная жизнь, образование, работа и отдых.
В лонгитюдном качественном исследовании Сигне Равн молодых женщин с прерванным формальным образованием ее интересовало прошлое, настоящее и воображаемое будущее участников. Поэтому в первом интервью она использовала жизненную карту в сочетании с концепцией «критических моментов» Рэйчел Томсон и ее коллег, чтобы исследовать то, что участники считали определяющими и важными моментами в своей жизни для того, кем они были сегодня. Ключевая сила этого метода заключается в том, что он позволяет участникам определить, что они считают такими критическими моментами, вместо того, чтобы предполагать, что наиболее важными событиями являются нормативные события жизненного цикла, такие как переход от начального к среднему образованию или переезд из дома. Одним из примеров этого является Белла, которой был 21 год. Когда ее попросили нарисовать жизненную карту важных событий в ее жизни, она подчеркнула свое увлечение балетом, которое было основным в ее жизни в детстве. Она также включила постоянные проблемы с психическим здоровьем, которые преследовали ее в течение многих лет и повлияли на то, как она видит себя сегодня. Это примеры событий, о которых интервьюер, возможно, не смог бы узнать без упражнения с картой жизни.
Временная шкала полезна не только для понимания того, как участники осмысливают события своей жизни, но и для понимания более широкого контекста жизни участников, контекста, в котором эти события приобретают значение.
ЗаключениеТворческая работа с историями жизни и биографическими методами может сделать процесс исследования более глубоким и новым. Однако важно, чтобы исследователи знали о потенциальных этических проблемах, которые могут возникнуть при использовании методов, которые могут обеспечить более эмоциональные и личные ответы.
Другие публикации Methodspace о творческих и новых методахИнтервьюСбор качественных данныхТворческие методыБиографические исследованияДекабрь 2022 г.
Политическая пресса | Биографические исследования и значения материнства
Что означает материнство в различных культурах и обществах? В этой книге широко применяются биографические и нарративные методы исследования материнства с международной точки зрения.
Эта отредактированная коллекция посвящена меняющимся взглядам и подходам к материнству на основе индивидуального биографического опыта женщин, освещая, как социально ожидаемые задачи материнства, сформированные через взаимосвязанное государство, средства массовой информации, религиозные убеждения и общество в целом, отражаются в их идентичности и индивидуальном жизненном выборе. Принимая во внимание доверие, взаимопонимание, рефлексивность и заботу о себе, этот сборник продвигает методологическую практику в изучении жизни матерей, опекунов и бездетных женщин.
«Используя биографические подходы и сосредотачиваясь на широком спектре событий, авторы эффективно бросают вызов многим стереотипам и проливают прекрасный ясный свет на реальный жизненный опыт материнства, материнства (и отсутствия материнства)». Гейл Летерби, приглашенный профессор, Плимутский университет, Гринвичский университет и Университет Бата (Центр смерти и общества)
Людмила Нерс — директор по исследованиям аналитического центра Oxford XXI и почетный научный сотрудник Департамента образования Оксфордского университета.
Лиза Моран — заведующая кафедрой и старший преподаватель кафедры социальной защиты и раннего детства Юго-восточного технологического университета (SETU).
Катерина Сидиропулу-Янку — старший научный сотрудник Института прикладных исследований старения Университета прикладных наук Каринтии.
Введение: Биографические подходы к материнству – идентичности и пережитые реалии – Людмила Нерс, Лиза Моран и Катерина Сидиропулу-Янку
1. Стать и быть польской матерью: рассказы об опыте материнства – Катажина Гаек, Польша
2. «Хорошая мать – это хорошая мать и хорошая жена»: гендерная политика и практика материнства среди пожилых иранских женщин-мусульманок – Эльхам Амини, Великобритания
3. Возникновение пандемии, биографические нарушения и исследование Материнство и смена идентичности — Фибиан Лукало, Кения
4. Биографии материнства рома в современной Чехии. Изучение гобеленов многоэтнической гендерной идентичности в маргинализированном социальном положении — Катерина Сидиропулу Янку, Австрия и Яна Обровска, Чешская Республика
5. Личность и жизненный выбор матерей из неблагополучных районов в Англии – Людмила Нерс, Великобритания
6. Предоставление голоса ирландским матерям, переживающим разлуку и развод – Розмари Кросс и Мишель Миллар, Ирландия
7. Ideal, Good Enough и Несостоявшееся материнство: как канадские матери-инвалиды справляются со враждебными обстоятельствами — Клаудия Малакрида, Канада
8.