Биографический метод исследования: БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД • Большая российская энциклопедия

Содержание

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД • Большая российская энциклопедия

Авторы: О. М. Маслова, В. В. Нуркова

БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД, один из ме­то­дов гу­ма­ни­тар­ных на­ук, в ко­то­ром ис­точ­ни­ка­ми эм­пи­рич. дан­ных слу­жат лич­ные до­ку­мен­ты (днев­ни­ки, пись­ма, ав­то­био­гра­фии, ме­муа­ры), а так­же спец. био­гра­фич. (нар­ра­тив­ные) ин­тер­вью. В ка­ж­дой на­уке Б. м. име­ет свою спе­ци­фи­ку.

В со­цио­ло­гии Б. м. яв­ля­ет­ся ме­тодом изу­че­ния со­ци­аль­ной ре­аль­но­сти на ос­но­ве обоб­ще­ния ма­те­риа­лов об ин­ди­ви­ду­аль­ных судь­бах лю­дей, один из осн. ме­то­дов в т. н. ка­че­ст­вен­ной (по­ни­маю­щей, ин­тер­пре­та­тив­ной) со­цио­ло­гии. Раз­вёр­ну­тое обос­но­ва­ние Б. м. пред­ло­жил В. Диль­тей, от­ме­тив­ший, что че­ло­век – это не толь­ко не­по­вто­ри­мая ин­ди­ви­ду­аль­ность, но и но­си­тель об­раза ок­ру­жаю­ще­го ми­ра. В этом смыс­ле био­гра­фии отд. ин­ди­ви­дов ре­пре­зен­та­тив­ны, т. е. в них на­ли­че­ст­ву­ют со­ци­аль­но ти­пич­ные ха­рак­те­ри­сти­ки стра­ны, вре­ме­ни, на­ро­да, со­ци­аль­но­го слоя, воз­раст­ной груп­пы и т.  п. В зап. со­цио­ло­гии ста­нов­ле­ние Б. м. свя­за­но с клас­сич. ис­сле­до­ва­ни­ем У. То­ма­са и Ф. Зна­нец­ко­го «Поль­ский кре­сть­я­нин в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке» (1918–20), в ко­то­ром изу­ча­лись про­цес­сы взаи­мо­дей­ст­вия суб­куль­ту­ры поль­ских эмиг­ран­тов и амер. об­раза жиз­ни. Зна­нец­кий раз­ра­бо­тал ме­то­до­ло­гию ана­ли­за био­гра­фий.

Б. м. по­лу­чил раз­ви­тие в США, Гер­ма­нии и Поль­ше в 1920–30-х гг. при изу­че­нии суб­куль­тур мар­ги­наль­ных, де­ви­ант­ных за­кры­тых групп: без­ра­бот­ных, не­фор­маль­ных мо­ло­дёж­ных объ­е­ди­не­ний, экс­тре­ми­ст­ских об­ществ, дви­же­ний. В 1940–60-х гг. ин­те­рес к Б. м. за­мет­но сни­зил­ся, по­сколь­ку счи­та­лось, что субъ­ек­тив­ный фак­тор, при­сут­ст­вую­щий в био­гра­фич. по­ве­ст­во­ва­ни­ях, сни­жа­ет уро­вень дос­то­вер­но­сти по­лу­чае­мых дан­ных. С 1970-х гг. ис­поль­зо­ва­ние Б. м. за­мет­но ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось в свя­зи с изу­че­ни­ем но­вых со­ци­аль­ных дви­же­ний (эко­ло­гич., мо­ло­дёж­ных, жен­ских). По­зна­ва­тель­ные воз­мож­но­сти Б. м. рас­ши­ри­лись за счёт гер­ме­нев­ти­ки (Х. Га­да­мер), эт­но­ме­то­до­ло­гии (Х. Гар­фин­кел), фе­но­ме­но­ло­гии, со­цио­ло­гии по­все­днев­но­сти (А. Шюц, Ф. Шют­це, П. Бер­гер, Т. Лук­ман).

В Рос­сии к Б. м. об­ра­ща­лись зем­ские ста­ти­сти­ки в свя­зи с изу­че­ни­ем со­ци­аль­ных по­след­ст­вий от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва (про­ект В. Н. Те­ни­ше­ва, 1897). Л. Н. Тол­стой ис­поль­зо­вал био­гра­фии ча­ст­ных лиц при изу­че­нии сель­ской и го­род­ской бед­но­сти. Яр­кий при­мер «уст­ной ис­то­рии» – ра­бо­та рус. пи­са­тель­ницы С. З. Фе­дор­чен­ко «На­род на вой­не» (отд. час­ти выш­ли со­от­вет­ст­вен­но в 1917, 1925 и 1983). В ра­бо­тах пси­хо­ло­га Н. А. Рыб­ни­ко­ва 1920–30-х гг., по­свя­щён­ных изу­че­нию био­гра­фии, от­ме­ча­лось на­ли­чие в них цен­ной ин­фор­ма­ции и о по­ло­же­нии разл. со­ци­аль­ных групп. По­сле дли­тель­но­го пе­ре­ры­ва ин­те­рес к Б. м. стал воз­рож­дать­ся в рос. со­цио­ло­гии в сер. 1990-х гг.

Био­гра­фич. ин­тер­вью от­но­сит­ся к груп­пе не­фор­ма­ли­зо­ван­ных (сво­бод­ных, «мяг­ких») ме­то­дов: рес­пон­дент рас­ска­зы­ва­ет о сво­ей жиз­ни в сво­бод­ной фор­ме, са­мо­стоя­тель­но оп­ре­де­ляя объ­ём по­ве­ст­во­ва­ния, сте­пень его под­роб­но­сти, со­бы­тия, о ко­то­рых сто­ит упо­мя­нуть, стиль по­ве­ст­во­ва­ния (эмо­цио­наль­ный или су­хой, серь­ёз­ный или иро­ни­че­ский и т. д.).

Б. м. да­ёт воз­мож­ность ис­сле­до­вать мик­ро­уро­вень со­ци­аль­ных про­цес­сов и яв­ле­ний, по­нять, как фор­ми­ру­ет­ся жиз­нен­ная стра­те­гия отд. гра­ж­дан (со­ци­аль­ных ак­то­ров) во взаи­мо­дей­ст­вии с об­ще­ст­вом. Срав­не­ние био­гра­фич. нар­ра­ти­вов (по­ве­ст­во­ва­ний) об­на­ру­жи­ва­ет ти­пич­ные со­ци­аль­но одоб­ряе­мые или от­кло­няю­щие­ся (де­ви­ант­ные) жиз­нен­ные стра­те­гии и прак­ти­ки. В со­цио­ло­гии пе­ре­ход от ана­ли­за ин­ди­ви­ду­аль­ных био­гра­фич. нар­ра­ти­вов к обоб­щён­ным пред­став­ле­ни­ям об изу­чае­мых со­ци­аль­ных фе­но­ме­нах обес­пе­чи­ва­ет­ся ме­то­до­ло­ги­ей изу­че­ния отд. слу­чая (case study).

В пси­хо­ло­гии, пе­да­го­ги­ке, ме­ди­ци­не Б. м. на­прав­лен на изу­че­ние и опи­са­ние од­ной че­ло­ве­че­ской жиз­ни, вклю­чая мир пред­став­ле­ний и пе­ре­жи­ва­ний кон­крет­ной лич­но­сти (в этом ва­ри­ан­те Б. м. ино­гда на­зы­ва­ют ав­то­био­гра­фи­че­ским). В этой сфе­ре с по­мо­щью Б. м. изу­ча­ет­ся со­от­но­ше­ние ус­ло­вий внеш­ней де­тер­ми­на­ции и са­мо­де­тер­ми­на­ции в ис­то­рии отд. че­ло­ве­ка и его лич­но­ст­ных из­ме­не­ний. Пу­тём ис­сле­до­ва­ния био­гра­фич. по­ве­ст­во­ва­ний о се­бе (од­но­крат­ных или лон­ги­тюд­ных, те­ма­ти­че­ски ог­ра­ни­чен­ных или ка­саю­щих­ся жиз­ни в це­лом) ана­ли­зи­ру­ют­ся опыт лич­но­сти, сме­на его ин­тер­пре­та­ций и оце­нок, со­дер­жа­ния цен­но­ст­но-смы­сло­вой и мо­ти­ва­ци­он­ной сфер, ди­на­ми­ка «Я-кон­цеп­ции», внут­рен­няя ло­ги­ка жиз­нен­ных це­лей и стра­те­гий по­ве­де­ния, а так­же ис­то­рия «кон­ст­руи­ро­ва­ния» соб­ст­вен­ной лич­но­сти и судь­бы. Ре­аль­ное те­че­ние жиз­ни не то­ж­де­ст­вен­но рас­ска­зу субъ­ек­та, ди­аг­но­стич­ны­ми яв­ля­ют­ся: от­бор эпи­зо­дов; со­кры­тия, умол­ча­ния, при­вле­че­ние ком­мен­та­ри­ев; за­бы­ва­ние со­бы­тий и эта­пов жиз­ни, ис­ка­же­ние фак­тов и вре­ме­ни их осу­ще­ст­в­ле­ния; ре­ин­тер­пре­та­ции, по­ка­зы­ваю­щие, как на­стоя­щее пе­ре­оп­ре­де­ля­ет про­шлое. Б. м. пред­по­ла­га­ет ана­лиз со­дер­жа­тель­ных (со­став и ие­рар­хия жиз­нен­ных тем, ус­той­чи­вые сю­же­ты и сим­во­лы) и фор­маль­ных ха­рак­те­ри­стик (напр., сти­ле­вые осо­бен­но­сти). Для ус­та­нов­ле­ния ис­тин­но­сти по­лу­чае­мых дан­ных раз­ра­бо­та­ны про­це­ду­ры ве­ри­фи­ка­ции: струк­ту­ри­ро­ва­ние те­ма­ти­ки ин­тер­вью, кон­тент-ана­лиз тек­стов, при­вле­че­ние до­пол­нит. ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции (до­ку­мен­тов, оче­вид­цев, экс­пер­тов и др.).

В ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии Б. м. – спо­соб ис­сле­до­ва­ния, при ко­то­ром био­гра­фия и лич­ность пи­са­те­ля рас­смат­ри­ва­ют­ся как оп­ре­де­ляю­щие мо­мен­ты его твор­че­ст­ва. Б. м. был под­го­тов­лен эс­те­ти­кой ро­ман­тиз­ма с её вос­при­яти­ем жиз­ни и по­эзии как еди­но­го це­ло­го, а так­же гер­ме­нев­ти­кой Ф. Шлей­ер­махе­ра, по­ла­гав­ше­го не­об­хо­ди­мым изу­чать фак­ты внеш­ней и внут­рен­ней жиз­ни пи­са­те­ля для луч­ше­го по­ни­ма­ния его про­из­ве­де­ний. Ос­но­ва­те­лем Б. м. счи­та­ет­ся Ш. О.  Сент-Бёв, для ко­то­ро­го изу­че­ние на­след­ст­вен­но­сти, лит. и по­ли­тич. ок­ру­же­ния пи­са­те­ля бы­ло не­пре­мен­ным ус­ло­ви­ем по­сти­же­ния его твор­че­ст­ва. Б. м. на­шёл при­ме­не­ние в тео­рии и прак­ти­ке куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской шко­лы (Г. Лан­сон, И. А. Тэн), по­вли­ял на ста­нов­ле­ние «ис­то­ри­ко-пси­хо­ло­ги­че­ско­го» ме­то­да Г. Бран­де­са, на «им­прес­сио­ни­сти­че­скую» кри­ти­ку ру­бе­жа 19–20 вв., за­ня­тую по­ис­ком от­ра­же­ния в тек­сте «со­кро­вен­но­го Я» пи­са­те­ля. С Б. м. свя­за­но ста­нов­ле­ние лит. порт­ре­та как осо­бо­го жан­ра ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния («Ста­рин­ные порт­ре­ты» Н. А. Кот­ля­рев­ско­го, 1907; «Си­лу­эты рус­ских пи­са­те­лей» Ю. И. Ай­хен­валь­да, вып. 1–3, 1906–10, и др.).

Исследование личности биографическим методом | Psylist.net

Психологический практикум ↓

Вводные замечания. Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод – исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода – описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти – могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.

Разработка биографического метода относится к первой трети XX в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Шарлоты Бюллер.

В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников, подчеркивавший, что использование биографического метода играет существенную роль в понимании общего потенциала человека.

Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой, Л. А. Головей и др.

Предметом биографического метода является жизненный путь—история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды.

Цель занятия. Составление характеристики личности на основании биографического метода, который включает следующие разделы:

1. Данные жизненного пути.

2. Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т.д.).

3. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т.д.).

4. Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни.

5. Состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).

Оснащение. Формализованная биографическая анкета.

Порядок работы. Испытуемому предлагается биографическая анкета и дается следующая инструкция: «Прошу вас как можно подробнее рассказать историю вашей жизни: в какой семье вы родились, как прошло ваше детство, как жила ваша семья, как ее члены относились друг к другу, каковы ваши самые ранние воспоминания? Желательно, чтобы рассказали о том времени, когда вы учились в школе: что вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались ваши отношения с родителями? Кто были ваши друзья? Чем вы интересовались и что думали о будущей жизни? Мы хотели бы также, чтобы вы рассказали о том, как вы жили, став взрослым человеком, как выбирали профессию, каким образом вы проводили свободное время. Расскажите о том, что представляется вам наиболее интересным и важным. Каковы ваши жизненные планы?»

Обработка результатов предполагает составление хронологической таблицы личностного развития, куда в хронологическом порядке выписываются из всех вопросов задания даты, упомянутые испытуемым, события, связанные с этими датами, и переживания, сопровождающие их.

Далее ответы обрабатываются методом контент-анализа. Интерпретация результатов предполагает анализ :

– социальной ситуации развития личности;

– основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития;

– ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности;

– основных конфликтов и движущих сил развития личности.

Протокол занятия

Фамилия, имя, отчество……………………………….. Дата______

Профессия ……………………………………………………………………

Хронологическая таблица личностного развития

Основные даты

События

Переживания

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • От слова к рассказу
  • Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной
  • Метод неоконченных предложений
  • Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)
  • Игра «Кто больше запомнит»
  • Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса
  • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)
  • Исследование уровня эмпатийных тенденций
  • Опросник И. Колер (I. Karler) Для изучения степени удовлетворенности своим функционированием в различных сферах
  • Анкета выявления факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию педагогов в ДОУ

Биографические исследования как методология понимания предпринимательского маркетинга

Чтобы прочитать полную версию этого контента, выберите один из вариантов ниже:

Ян Филлис (Отдел маркетинга и розничной торговли, Школа менеджмента Стерлинга, Университет Стерлинга, Стерлинг, Великобритания)

Международный журнал предпринимательского поведения и исследований

«> ISSN : 1355-2554

Дата публикации статьи: 5 мая 2015 г.

Загрузки

Аннотация

Цель

Целью данной статьи является ответ на вызов специального выпуска путем разработки аргументов в пользу улучшения понимания предпринимательского маркетинга путем использования биографических исследований. Это основано на ограниченных существующих исследованиях в области предпринимательского маркетинга с использованием этого подхода.

Дизайн/методология/подход

Пять предприимчивых маркетологов оцениваются с помощью биографического исследования.

Результаты

Оцененные лица ясно показывают связь между рассказом истории жизни и тем, как бизнес управляется с использованием предпринимательского маркетингового подхода. Биографические методы успешно удовлетворяют потребность в понимании конкретной ситуации. Ключевые компетенции предпринимательского маркетинга помогают установить конкурентное преимущество благодаря своей способности влиять на поведение, создание рынка и деятельность по росту.

Ограничения/последствия исследования

Биографические исследования способствуют получению дополнительных теоретических и практических знаний, необходимых для предпринимательского маркетинга.

Практические выводы

Предприимчивые маркетологи могут использовать результаты биографических исследований благодаря их удобочитаемости и связи с их собственной практикой для формирования будущих стратегий.

Оригинальность/ценность

Биографический подход недостаточно использовался в исследованиях предпринимательского маркетинга. Эти результаты исследований расширяют существующее понимание основ предпринимательского маркетинга.

Ключевые слова

  • Методология
  • Маркетинг
  • Создание рынка
  • Компетенции
  • Предпринимательство
  • Биография

Цитата

Филлис, И. (2015 г.), «Биографические исследования как методология понимания предпринимательского маркетинга», International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research , Vol. 21 № 3, стр. 429-447. https://doi.org/10.1108/IJEBR-11-2013-0207

Издатель

:

Изумруд Групп Паблишинг Лимитед

Авторские права © 2015, Emerald Group Publishing Limited.

Статьи по теме

Как провести нарративно-биографическое исследование?

Нарративно-биографические исследования вызывают большой интерес в последние десятилетия. Это связано с тем, что этот использует личные отчеты и жизненный опыт для сбора данных. В этом отношении ему придается большое значение из-за его качественного характера.

В этом смысле в начале двадцатого века этот вид исследований пережил бум. Истории жизни использовались в те ранние эпохи века социальными исследователями. Они пытались понять предметы, которые были частью массовой миграции из Европы в Северную Америку.

Во время этих мобилизаций эти общины, которых было много, оказались в необходимости адаптироваться к новым условиям жизни. Этические, моральные и религиозные ценности этой новой нации отличались от ценностей стран их происхождения, что вызывало напряженность у некоторых представителей американского населения.

Биографии и нарративно-биографические исследования

Появление биографического метода в социальных науках относится к 1920 году. На эту дату вышел последний том и третий том книги Польский крестьянин в Европе и Америке Фомы и Знанецкий был опубликован. С этого момента стало употребляться выражение «история жизни».

В связи с этим это утверждение использовалось для обозначения описаний, полученных в результате последовательных интервью жизненного нарратива, которым обладает человек. Таким образом, он основан на совокупности документальных записей и интервью, проведенных с испытуемыми, которые находятся в той же социальной среде, что и опрашиваемый. Это позволяет завершить биографическую историю и подтвердить ее.

Таким образом, биографический метод оказался очень полезным при проведении исследований в некоторых областях знания, таких как: социология, антропология, социальная психология и педагогика. Точно так же и в других, в которых человек вновь обретает свою главную роль перед лицом дегуманизации, столь характерной для позитивистского сциентизма.

Таким образом, как биографии, так и истории жизни служат для углубления и углубления наших знаний и феноменов нарушения идеологических и культурных кодов. Особый интерес у них вызывает то, как осуществляются процессы индивидуальной, коллективной и групповой памяти.

Что такое история жизни?

История жизни позволяет обозначить множество историй, составляющих всю жизнь человека. Например, те частичные повествования, которые соответствуют определенным моментам или биографическим эпохам.

Таким образом, этот термин относится не только к самой истории, но и ко всей информации, которая была собрана о жизни, которая является объектом ее изучения. Для ESTP принимается во внимание информация, которая предшествует школьным этапам, источники здоровья, среди прочего, а также анализы, проведенные исследователями или исследователями.

Типы историй жизни

Полные истории жизни

Они охватывают продолжение всей жизни или карьеры человека.

Тематические истории жизни

Это такие истории, в которых есть много общих черт полной истории жизни субъекта. Однако он ограничивает исследование конкретной темой, проблемой или периодом.

Истории жизни под редакцией

Они могут быть тематическими или полными, но в них вкрапляются комментарии и пояснения, сделанные другим лицом, не являющимся основным предметом, на котором сосредоточено исследование.

Характеристики историй жизни

  • Получены подробные и исчерпывающие рассказы о жизни персонажа.
  • Рассказ может вести как сам персонаж, к которому будут обращаться, так и другие субъекты, знавшие его.
  • Может фокусироваться на всей жизни такого субъекта. Например, история уважаемого в сообществе учителя, история жизни известного архитектора и другие.

Кроме того, эти истории также могут быть посвящены определенным моментам в жизни субъекта. Так обстоит дело с историей жизни Хуана Рульфо в период, когда он написал свой роман «Педро Парамо или история жизни», в котором рассказывается о первых 10 годах жизни важного персонажа.

Биограммы в нарративно-биографических исследованиях

Биограммы — это жизненные истории, рассказанные субъектами, принадлежащими к одной социальной группе. Это основано на соблюдении конкретных указаний относительно содержания и формы. Его цель состоит в том, чтобы получить массовые данные, построенные из биографических записей.

Биографические записи этих историй жизни основаны на факторах, взятых из выборки обширных личных биографий. Он был использован для сравнения этих сторон жизни в обществе исследуемых субъектов.

Характеристики нарративно-биографических исследований

Они позволяют узнать жизненный опыт людей

Из описания некоторых аспектов, таких как условия жизни и моральные, религиозные или этические ценности, можно рассказать о жизненном опыте людей.

Основным методом сбора данных является интервью

С помощью интервью с исследуемыми субъектами, которые дополняются документальными записями, а также интервью с другими субъектами, близкими изучаемому лицу, биографические отчеты могут быть дополнены и подтверждены.

Записи коллективной, индивидуальной и групповой памяти собираются.

С помощью этой серии регистров можно описать процессы как коллективной памяти, так и групповой или индивидуальной памяти. Это делается для того, чтобы подчеркнуть разнообразие форм знания и социальной коммуникации, которые существуют.

Позволяет описать, как люди приобретают знания.

Истории из жизни используются в образовании и других областях знаний, которые имеют особый интерес к процессу приобретения знаний. Это потому, что эти истории позволяют нам рассказать о том, как устроены знания людей и как они могут меняться в зависимости от их опыта.

Если вы хотите научиться разрабатывать нарративно-биографические исследования,

наша компания Online-Thesis имеет отличную команду методологических консультантов. Мы поможем вам составить план вашей академической работы, подробно изучив ее, чтобы вы могли получить лучшие оценки.

В Online-thesis мы покажем вам шаг за шагом как сделать тезис , а также как вы должны использовать академические стандарты, когда вы проводите свое исследование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *