Биографический метод психодиагностики
Биографический метод – метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.
Учёт биографии изучаемого лица имеет свое обоснование в принципе историзма. Суть принципа историзма заключается в том, что при оценке любого явления надо исследовать его возникновение, развитие и настоящее состояние.
Структура жизненного пути имеет свои фазы и генетические переходы между ними. Именно на этих переходах и стыках происходят важнейшие жизненные перемены.
Установление времени переходов от фазы к фазе в истории жизни изучаемого лица и наложение этих периодов на события жизни нации (группы) может способствовать пониманию особенностей психологии этого лица, к объяснению его поведения.
Изучение жизненного пути человека целесообразно начинать с трёхлетнего возраста. Личность человека в огромной мере формируется на протяжении первых трёх-пяти лет жизни.
Трёхлетний возраст связан с наиболее ранними переживаниями детства, сначала с осознания своего «Я». В этот период человек впервые «встречается» с самим собой, у него начинает складываться отношение к себе.
Здесь большую роль оказывают родители, которые, находясь в условиях независимой от них социальной ситуации, закладывают в ребёнка определённые идеальные «программы», которые у личности становятся «мостом» от прошлого к будущему.
Эти программы преломляются через эмоциональный мир детей на восприятие мира в детском саду, ВУЗе, в повседневной жизни.
В соответствии с этими программами формируются черты характера.
Подобное характерно и для других периодов, особенно для стыков между этими периодами. Здесь полезно руководствоваться данными генетической психологии.
Из многих схем, получивших признание научной общественности, целесообразно рассмотреть схему Э.ЭРИКСОНА.
Согласно ЭРИКСОНУ человек в своём психическом развитии проходит 8 фаз:
1. ПЕРВЫЙ ГОД — (доверие – недоверие). В зависимости от ухода у ребёнка формируется отношение к обстановке, хаосу, враждебности.
2. ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ ГОДЫ — (самостоятельность – зависимость). Формируются навыки и качества самостоятельности, адекватности в реакциях и самоконтроля. Усиленная опека ведёт к формированию чувства стыда и сомнений.
3. ЧЕТВЁРТЫЙ и ПЯТЫЙ ГОД — (инициатива – чувство вины). Отношение родителей к самостоятельности в действиях ведут к формированию инициативы или полнейшей безынициативности.
4. ШЕСТОЙ – ОДИННАДЦАТЫЙ ГОД — (трудолюбие – комплекс неполноценности). Стремление ребёнка к познанию общих закономерностей бытия, овладение техническими умениями и навыками ведёт его к воспитанию трудолюбия. Если же всему ставятся всяческие препятствия, активность ребёнка классифицируется как глупость, и от него отмахиваются, то создаются условия для культивирования комплекса неполноценности.
5. ДВЕНАДЦАТЬ – ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ — (идентификация личности–смещение ролей). В этот период подросток начинает смотреть на мир с разных сторон. При неблагоприятных условиях подросток переживает смятение в ролевом поведении, не находя себе места в социальном окружении.
6. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ — (интимность – изоляция). Взаимодействие с противоположным полом ведёт к воспитанию интимности, неудачи – к развитию одиночества.
7. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ — (коллективизм – эгоизм). Жизненная активность может вылиться далеко за пределы личности. Человек может ориентироваться на семью, общество, будущее.
8. СТАРОСТЬ — (чувство исполненного долга – отчаяние). В эту последнюю стадию жизни человек оценивает пройденный путь. Один может удовлетвориться своими делами и спокойно ждать смерти, другой от сознания напрасно потраченных лет, может прийти в отчаяние.
Получил широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.
Психобиография
Психобиография —Один из методов исследования в психологии, заключающийся в психологическом анализе биографии и личности конкретных лиц (часто исторических) и соответствующем ему жанре жизнеописания, уделяющем особое внимание психическим факторам жизни и творчества людей.
Как научный метод психобиография сложилась в конце девятнадцатого — начале двадцатого века. В значительной части своей развивается и реализуется в форме патографий. Особую роль в становлении психобиографии сыграли так называемые патографические исследования психобиографий Мёбиуса (опубликовавшего работы о жизнедеятельности И. Гете, Ж.-Ж. Руссо, А. Шопенгауэра, Р. Шумана и др.) и З. Фрейда (осуществившего изучение жизни и деятельности Леонардо да Винчи, В. Вильсона, Ф. Достоевского и др.)
В двадцатом веке психобиография в основном эволюционирует за счет психоаналитических идей. Во многом этот, психоаналитически ориентированный, вид психобиографии восходят к творчеству Э.
В некоторой степени психобиографию можно отнести к лонгитюдным (распределенным во времени) методам исследования. По крайней мере, по отношению к объекту это именно так. Этим и объясняется основное преимущество психобиографии для сбора научных данных: с ее помощью можно найти причинно-следственные связи, не видимые при обычных исследованиях. Другое достоинство — весьма глубокий анализ конкретной личности, дающий целостную картину.
Имеется и множество недостатков, которые сводят на нет достоинства. В первую очередь, это невозможность подойти со статистическими критериями к подтверждению или опровержению тех или иных гипотез. Анализируется лишь один человек, и поэтому анализ здесь может быть только качественный, а не количественный.
Второй недостаток во многом вытекает из первого. В психобиографии слишком много субъективного. Психологический анализ будет почти целиком зависеть от личности исследователя.
Предположим, у нас имеется один объект для исследования — Сократ, и, скажем, десять ученых из разных школ. Предположим, это: Мёбиус, Фрейд, Юнг, Торндайк, Левин, Бехтерев, Павлов, Выготский, Ананьев и Зейгарник (большинство из этих ученых не занимались психобиографией, но не в этом суть). Будут ли эти исследования тождественными? Думается, что нет. В работах некоторых ученых, возможно, сам Сократ себя бы не узнал.Третий недостаток, тоже принципиальный, связан с тем, что сбор жизненных данных по объекту сильно затруднен из-за временной дистанции. Как правило, исследователи опираются на воспоминания современников или биографии деятелей, то есть узнают сведения из вторых, третьих, четвертых рук. Иногда, разумеется, в руки исследователей попадают мемуары и самого объекта, они многое объясняют. Но, опять-таки, не всему же нужно верить.
Не следует путать биографический метод и психобиографический. Биографический метод является общим для гуманитарных дисциплин (психологии, социологии и др. ). В нем учитывается ряд факторов (в том числе социальные, экономические). В психологии принято подкреплять биографические данные другими, более объективными. Для психобиографии же типична ситуация так называемого психологизаторства — когда исследователи всю жизнь человека объясняют душевными процессами его. Из-за этого психобиографию часто упрекают в ненаучности.
В психобиографии часто применяются методы экспертного опроса. Если исследуемая личность достаточно известная, составляется опросник, с помощью которого задаются вопросы экспертам. Так можно частично преодолеть субъективность одного исследователя.
Предмет исследований в психобиографии сильно отличается, как мы уже отмечали, от исследователя к исследователю. В качестве основного предмета могут выступать внутриличностные конфликты. Здесь исследователи обращают внимание в первую очередь на такие ситуации, в которых объект испытывает растерянность, неопределенность, как бы борется сам с собой. По тем или иным признакам определяется характер этого внутриличностного конфликта.
Другие исследователи больше внимания уделяют анализу эмоциональной сферы объекта. Здесь пристальное внимание уделяется тем ситуациям, про которые доподлинно известно, что человек испытывал в них сильное эмоциональное возбуждение: счастье, горе и т.д.
Также в качестве основного предмета исследования может выступать когнитивная сфера
Для формализации данных используют, например каузограммы — графики событий в жизни объекта и связей между ними. Это дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и психологическом времени, роли (стартовой или финишной) в жизни объекта.
Биографический метод в психологии
В литературоведении, социологии и психологии используется биографический метод исследования, позволяющий изучить художественное произведение, особенности общественного развития, психологического развития личности через описание биографии писателя , отдельный член общества или конкретное лицо.
В психологии этот метод представлен в трех вариантах. Первый – это описание и анализ человека ретроспективно, на основе уже имеющихся документов и других источников. Второй вариант — длительное исследование, сбор биографических данных на протяжении всей жизни для последующего анализа. Третий путь — посредством каузометрии, т. е. установления связей между различными событиями жизни, указываемыми и оцениваемыми человеком по их значимости.
Традиционный биографический метод
Как правило, для описания и изучения жизни человека используются различные документальные источники: письма, дневники, воспоминания современников и собственные, все, что сохранилось во времени. Но такие данные, как правило, неполны, отдельные периоды жизни просто превращаются в «черные дыры» биографий, и узнать о них что-либо становится невозможно. Еще одной проблемой изучения post factum является недостоверность некоторых фактов, субъективность их оценки, непоследовательность в описании одних и тех же событий разными людьми.
Исследователю-психологу важно не только получить достоверную информацию о биографии, внешней жизни человека, описанием которой он занимается, но, в первую очередь, его эмоциональные, эмоциональные переживания, связанные с определенными события, их значимая оценка. К сожалению, документальные факты лишь частично отражают психологическое состояние человека, а иногда и вовсе не дают такой информации.
Лонгитюдный биографический метод в психологии
Еще один способ изучения биографии человека основан на многолетних наблюдениях за его жизненным путем. Это психологический эксперимент, который длится всю жизнь. Аналогичные исследования касаются направления в науке, называемого «онтогенетической психологией», которое широко развито в Америке и Европе.
Продольные наблюдения в ракурсе развития личности, безусловно, более полны и дают возможность выбирать различные объекты и объекты для анализа. Кроме того, они позволяют использовать реальные измерения различных психологических параметров, а не опираться на документальные свидетельства. Но продолжительность во времени делает их размытыми и не дает цельного представления о развитии индивидуальности. Еще одним недостатком таких исследований является соразмерность проводимых многолетних наблюдений личности экспериментатора, что дает весьма субъективную оценку жизненным событиям.
Причинно-биографический метод
Этот метод был основан А. А. Кроником, который пытался моделировать жизненный путь человека с помощью специальных приемов, прослеживающих причинно-следственную связь жизненных событий. Суть метода заключается в том, что человек выбирает наиболее значимые для него события, которым дает определенную положительную или отрицательную оценку в зависимости от их влияния на жизнь. Привязав эти ценности к личности, характеру и темпераменту, а также значимые ценности, можно оценить прошлую жизнь и построить правильные перспективы в будущем. На это нацелены методы каузального анализа, использующие различные средства получения экспериментального материала: интервью, проективные методики, моделирование игровых ситуаций.
Полученные данные субъективны, но этот биографический метод, в отличие от традиционного, более терапевтичен и полезен, так как позволяет человеку оценить собственный образ жизни, структурировать его, что позволяет провести более глубокий анализ и оценку.
Метод исследования конкретных случаев в психологии
Исследования конкретных случаев представляют собой углубленные исследования человека, группы, события или сообщества. Как правило, данные собираются из различных источников и с использованием нескольких различных методов (например, наблюдений и интервью).
Метод исследования case study зародился в клинической медицине (история болезни, т. е. личная история пациента). В психологии тематические исследования часто ограничиваются изучением конкретного человека.
Информация носит в основном биографический характер и относится к событиям в прошлом человека (т. е. ретроспективным), а также к значимым событиям, происходящим в его или ее повседневной жизни в настоящее время.
Тематическое исследование само по себе не является методом исследования, но исследователи выбирают методы сбора и анализа данных, которые позволят получить материал, подходящий для тематических исследований.
Содержание
Пример
Тематические исследования широко используются в психологии, и среди наиболее известных были исследования Зигмунда Фрейда, включая Анну О и Маленького Ганса.
Фрейд (1909a, 1909b) провел очень подробные исследования частной жизни своих пациентов, пытаясь понять и помочь им преодолеть свои болезни.
Истории болезни и сегодня являются одним из основных методов исследования в ненормальной психологии и психиатрии.
Из этого становится ясно, что исследование случая — это метод, который должен использоваться только психологом, терапевтом или психиатром, т. е. человеком с профессиональной квалификацией.
Существует этический вопрос компетентности. Только тот, кто обладает квалификацией для диагностики и лечения человека, может провести формальное исследование случая, касающегося атипичного (т. е. ненормального) поведения или атипичного развития.
Процедура
Процедура, используемая в тематическом исследовании, означает, что исследователь дает описание поведения. Это происходит из интервью и других источников, таких как наблюдения.
Клиент также сообщает детали событий со своей точки зрения. Затем исследователь записывает информацию из обоих вышеперечисленных источников в качестве тематического исследования и интерпретирует информацию.
Исследования также могут продолжаться в течение длительного периода времени, чтобы можно было изучать процессы и разработки по мере их возникновения.
Среди источников данных, к которым психолог может обратиться при проведении тематического исследования, относятся наблюдения за распорядком дня человека, неструктурированные интервью с самой участницей (и с людьми, которые ее знают), дневники, личные записи (например, письма, фотографии, заметки) или официальный документ (например, заметки о болезни, клинические заметки, отчеты об оценке).
Метод тематического исследования часто включает простое наблюдение за тем, что происходит, или реконструкцию «истории болезни» отдельного участника или группы лиц (например, школьного класса или определенной социальной группы), т. е. идиографический подход.
Интервью также является чрезвычайно эффективной процедурой получения информации о человеке и может быть использовано для сбора комментариев от друзей человека, родителей, работодателя, коллег по работе и других лиц, которые хорошо знают человека, а также получить факты от самого человека.
Большая часть этой информации, вероятно, будет качественной (т. е. словесным описанием, а не измерением), но психолог также может собирать числовые данные.
Анализ
Собранные данные могут быть проанализированы с использованием различных теорий (например, обоснованная теория, интерпретативный феноменологический анализ, интерпретация текста, например, тематическое кодирование).
Все упомянутые здесь подходы используют в анализе предвзятые категории и являются идеографическими по своему подходу, т. е. фокусируются на отдельном случае без ссылки на группу сравнения.
Интерпретация информации означает, что исследователь решает, что включить, а что исключить. Хорошее тематическое исследование всегда должно прояснять, какая информация является фактическим описанием, а какая является выводом или мнением исследователя.
Сильные стороны
- Предоставляет подробную (богатую качественную) информацию.
- Дает информацию для дальнейших исследований.
- Разрешение на расследование непрактичных (или неэтичных) ситуаций.
Тематические исследования позволяют исследователю исследовать тему гораздо более подробно, чем это было бы возможно, если бы он пытался иметь дело с большим количеством участников исследования (номотетический подход) с целью «усреднения».
Благодаря своему глубокому, многостороннему подходу тематические исследования часто проливают свет на аспекты человеческого мышления и поведения, изучение которых другими способами было бы неэтичным или непрактичным.
Исследования, которые рассматривают только измеримые аспекты человеческого поведения, вряд ли дадут нам представление о субъективном измерении опыта, что важно для психоаналитических и гуманистических психологов.
Тематические исследования часто используются в поисковых исследованиях. Они могут помочь нам генерировать новые идеи (которые можно проверить другими методами). Они являются важным способом иллюстрации теорий и могут помочь показать, как различные аспекты жизни человека связаны друг с другом.
Таким образом, этот метод важен для психологов, придерживающихся холистической точки зрения (т. е. психологов-гуманистов).
Ограничения
- Отсутствие научной строгости и мало оснований для распространения результатов на более широкую популяцию.
- Собственные субъективные ощущения исследователя могут повлиять на тематическое исследование (предвзятость исследователя).
- Трудно воспроизвести.
- Долго и дорого.
- Объем данных вместе с ограничениями по времени повлияли на глубину анализа, которая была возможна в рамках доступных ресурсов.
Поскольку тематическое исследование имеет дело только с одним человеком/событием/группой, мы никогда не можем быть уверены, что рассматриваемое тематическое исследование является репрезентативным для более широкого набора «похожих» случаев. Это означает, что выводы, сделанные в конкретном случае, могут быть неприменимы к другим условиям.
Поскольку тематические исследования основаны на анализе качественных (то есть описательных) данных, многое зависит от интерпретации психологом полученной информации.
Это означает, что есть много возможностей для предвзятости наблюдателя, и может случиться так, что субъективное мнение психолога вмешается в оценку того, что означают данные.
Например, Фрейда критиковали за создание тематических исследований, в которых информация иногда искажалась, чтобы соответствовать определенным поведенческим теориям (например, Маленький Ганс).
Это также относится к интерпретации Мани исследования Брюса и Бренды (Diamond, 1997), когда он игнорировал доказательства, противоречащие его теории.