Гештальтпсихология это кратко: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

Гештальт-терапия для «чайников» | PSYCHOLOGIES

210 925

Познать себя

В детстве меня привлекали книги из серии «Все обо всем». В них авторы вмещали концентраты знаний о самых разных вещах. Упрощенный и поверхностный уровень погружения в тему меня не смущал: я и сейчас ценю такой формат при знакомстве с непрофильными, но интересующими меня сферами. Это отличная возможность быстро сориентироваться в вопросе, понять, о чем это в принципе.

Я постараюсь предельно просто и понятно, в популярно-энциклопедическом формате, описать ключевые тезисы в работе гештальт-терапевта. Любой психотерапевтический подход отталкивается от идеи психологического здоровья, критериев здорового функционирования человека.

Здоровье в гештальт-терапии — это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции как в физическом, так и психологическом аспектах.

Если нам холодно, организм повышает мышечную активность, появляется дрожь. Это помогает нам согреться. Если жарко, организм потеет, охлаждая температуру тела. Если организм утомлен, он требует отдыха, мы хотим спать. Саморегулирующаяся система невозможна без контакта с внешней средой. Когда мы голодны, мы не можем удовлетворить потребность в еде без взаимодействия с миром. Потребности в любви, признании, уважении, общении также удовлетворяются только при контакте со средой.

Мы живем, в чем-то нуждаемся, чего-то хотим, к чему-то стремимся. В идеальном варианте мы удовлетворяем свои потребности, закрываем гештальты. Если же потребность не удовлетворяется долгое время, у нас появляется внутреннее напряжение — то, что известно как «незавершенные гештальты».

Каждая потребность проходит через несколько стадий развития:

  • Формирование и осознавание.
  • Контакт организма со средой, чтобы найти предмет и способ удовлетворения потребности.
  • Удовлетворение потребности.
  • Осмысление полученного опыта.

На любой из этих стадий контакт со средой может прерваться, а значит, потребность так и останется неудовлетворенной. Происходит это в результате действия четырех механизмов: проекции, интроекции, конфлюэнции и ретрофлексии.

1. Проекция

Вы прогуливаетесь по ночному парку и видите впереди шумную компанию молодых людей. Вам приходит в голову мысль отклониться от маршрута, чтобы не встречаться с незнакомцами. Так проявляется механизм проекции.

Основываясь на своем опыте, вы проецируете, что молодые люди окажутся агрессивными и встреча может быть небезопасной. Проективный механизм, как и любые другие способы прерывания потребностей, изначально полезен для нас.

Но вот другой пример. Молодой человек хочет познакомиться на улице с девушкой. Он останавливает себя, предполагая, что она откажется от знакомства: он ей не понравится, она не знакомится на улице, она замужем и так далее. В этом случае вместо полезной защитной функции механизм проекции останавливает удовлетворение реальной потребности молодого человека: познакомиться, завязать отношения.

Задача гештальт-терапевта — помочь клиенту осознать потребность, увидеть, как он с ней обходится, и помочь найти подходящие способы ее удовлетворения.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения

Еще один пример. К терапевту обратился клиент с запросом помочь наладить отношения с женой. Мужчина ревнует ее по поводу и без, что приводит к семейным конфликтам и скандалам.

Ревность в данном случае — проективный механизм. Муж проецирует свои подозрения в измене на жену, предполагает, что он ей больше не интересен. Предъявление претензий ведет к усугублению конфликта и постоянным скандалам. При этом реальная потребность мужа в близости, любви не удовлетворяется.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения. Вместо привычных обвинений «Где ты опять была? Я тебе не нужен!» муж пробует вести себя по-новому. Например, обвинения можно заменить такими фразами: «Я переживаю, когда ты задерживаешься, я ценю наши отношения, мне важна наша близость».

2.

Интроекция

Как-то на вечеринке знакомый завел разговор о том, что многие считают, будто на ноль делить нельзя. «Конечно, нельзя!» — эмоционально поддержало большинство участников дискуссии. Нас в школе так учили, да и если попробовать поделить на ноль на калькуляторе, на дисплее отобразится «Е» — значит, ошибка. Не можем же мы все ошибаться.

Однако приятель не унимался: «Почему же нельзя делить на ноль?» Ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих не было. Точнее, ответ был таков: «Потому что нельзя. Точка». Вот вам пример классического интроекта.

Интроекция — это механизм, когда мы проглатываем, не пережевывая, новую информацию, установки, идеи. Мы запоминаем эту информацию, считаем ее очевидной и правильной, но не успеваем присвоить. Именно поэтому нам трудно ответить на вопрос, почему делить на ноль нельзя. Мы просто проглотили это знание и не можем обосновать наш ответ.

Если мы «интроецированы» установками, правилами и знаниями, это ничего не говорит о том, неверны они или верны. Но мы не можем ими осознанно пользоваться. Наше поведение и реакции ригидны, что может мешать удовлетворению потребностей.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные

При воспитании детей мы не можем обойтись без механизма интроекции. Мы не будем предлагать ребенку «присвоить» знание о том, что нельзя засовывать пальцы в розетку. И это будет полезным интроектом. Если же интроецированное знание для ребенка окажется недостаточно весомым, чтобы поверить на слово, будьте уверены — он проверит.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные. Кстати, оказалось, что теоретически делить на ноль можно. Операцию, которая в алгебре считается невозможной, можно произвести в других сферах математического знания.

Психотерапевт регулярно сталкивается с установками клиентов: «нужно строить карьеру», «мужчина должен зарабатывать больше женщины», «женщина не должна проявлять инициативу при знакомстве с мужчинами», «мне нужно выйти замуж» и так далее.

Гештальт-терапевт проверяет, насколько эти установки соотносятся с реальными потребностями клиента, действительно ли это его установки — или же это интроекты, которые блокируют развитие и удовлетворение истинных потребностей.

Например, женщина жалуется на неуспешные попытки построить отношения с мужчинами. При этом она опирается на свое представление о том, каким должен быть мужчина: любящим, верным, с высшим образованием, достойным доходом… Терапевт помогает ей осознать интроект «идеальный мужчина» и свои истинные потребности, которые, скорее всего, ему не соответствуют.

3. Конфлюэнция (слияние)

Как обычно развиваются романтические отношения в паре? На первом этапе мужчина и женщина будто сливаются воедино, говорят «мы» вместо «я». Им сложно расстаться даже на мгновение.

Такое взаимодействие приносит обоим удовольствие. В гештальт-терапии этот механизм называется конфлюэнцией (слиянием). И в этом примере проявление конфлюэнции уместно и приятно.

Еще один пример — новорожденный ребенок. В первые месяцы жизни он находится в максимальном слиянии с матерью, и это единственный способ выжить, ведь он еще не может самостоятельно осознавать и удовлетворять свои потребности. Однако с течением времени ребенок учится отделяться от родителей. Он начинает понимать, что он хочет, и ищет способы это получить.

Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять потребности, отделяться

Еще один пример — созависимые отношения в семье. Жена может не осознавать свои личные потребности и границы, сливаться с мужем, его желаниями, потребностями, чувствами, жить его жизнью. При этом оба партнера чувствуют себя несчастными.

При работе с созависимостью гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять свои собственные потребности, отделяться. Клиент узнает, что есть личное пространство и потребности, которые конфлюэнция ограничивает, а есть совместные территория и времяпрепровождение, где слияние уместно и полезно.

4. Ретрофлексия

Представьте себе, что вас отчитывает начальник. Вы злитесь: кулаки сжаты, желваки играют. Вы хотите выразить агрессию, но сдерживаете себя. Так проявляется механизм ретрофлексии: вы хотите отреагировать, выразить чувства, совершить какое-то действие, но будто замыкаете потребность в самом себе.

Ваш импульс выразить негодование начальнику остается внутри вас. Чувства не выражаются, но и не исчезают. Невыраженные эмоции начинают «съедать» вас изнутри, агрессия может превратиться в аутоагрессию.

Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится

У ретрофлексии, как и всех описанных выше механизмов, есть и полезная функция. Выражать чувства и совершать действия не всегда и не везде уместно и безопасно. Однако легко не заметить, что ретрофлексия вошла в привычку и начала нести деструктивную функцию.

Продолжим пример с критикующим начальником. Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится. Агрессия выльется в ненужное время, в ненужном месте и в ненужных количествах, и ваше поведение будет выглядеть неадекватным ситуации. Кроме того, это может привести к развитию психосоматических заболеваний.

Гештальт-терапевт помогает клиентам найти способы выходить из «автоматического режима» и удовлетворять свои потребности, контактируя со средой, людьми, а не замыкать развитие потребности внутри себя.

Наличие всех этих механизмов прерывания — необходимое условие для здорового функционирования организма. Гештальт-терапевт не борется с ними — он совместно с клиентом исследует ситуации, в которых эти механизмы начинают давать сбой, и восстанавливает способность к целостному и гармоничному функционированию, саморегуляции, контактированию со средой.

Возможно, читая статью, вы вспомнили и осознали, как проявляются ваши собственные механизмы прерывания, и сможете сделать шаг к освобождению от их деструктивных проявлений.

Об эксперте

Алексей Песоцкий — психолог, гештальт-терапевт, психодрама-терапевт, оргконсультант, тренер, преподаватель Московского института психоанализа.

Текст:Алексей ПесоцкийИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Важен ли секс для счастливого брака?

И в печали, и в радости: вся правда о влюбленности — плюсы и минусы чувства

Как помириться с мужем после сильной ссоры: практические советы

Тест: Анастейша Стил или Бриджит Джонс — на какую киногероиню вы похожи?

«Муж бьет, а у любовника судимость: как определиться, с кем остаться?»

Самообесценивание: что это и как от него избавиться

Чек-лист токсичного врача: 5 тревожных звоночков

«Кто я на самом деле?»: как познать себя и обрести целостность — советы психологов

Гештальтпсихология

Гештальт-психология (нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Основные теоретические положения

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если состав её элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. «Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с 

суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт» (Карл Дункер). [1]

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу ВертгеймеруКурту Коффке и Вольфгангу Кёлеру

, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальта

Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

  • Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.

  • Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

  • Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

  • Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

  • Общая зона.  Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

Гештальт-психология – краткая история – История психологии

Исторический контекст 

Гештальт-психология возникла как реакция на механистическое мировоззрение.

В начале 20   века ученые-исследователи использовали методы и словарный запас врачей в поисках универсальных законов. В психологии Титченер считал, что сознание можно понять, анализируя его составляющие, психические процессы. (Бенджамин, 2010). Короче говоря, целое никогда не будет больше, чем сумма частей.

Некоторые психологи не согласились с этим структуралистским взглядом.

Макс Вертхаймер (1880-1943) – Курт Коффка (1886-1941) – Вольфганг Колер (1887-1967)

Вдохновленное философом Францем Брентано, движение гештальт-психологии появилось как альтернатива господствующему структурализму (Pickren, 2010) Точно так же, как мелодия — это нечто большее, чем простое скопление музыкальных нот, гештальт-психологи утверждали, что целое не может быть воспринято как сумма его частей и на самом деле представляет собой нечто иное со своими собственными структурами и законами. (Вейджманс и др., 2012b).

Рождение гештальт-психологии

Именно один эксперимент положил начало гештальт-психологии как многообещающему движению.

Тахитоскоп, используемый Wertheimer

В 1912 году Wertheimer опубликовал свое исследование фи-движения. В то время общепринятым мнением, исходящим от Вундта, было то, что мы воспринимаем движения, потому что наши глаза следят за движущимися объектами. Таким образом, восприятие представляет собой механический процесс и не может быть отделено от ощущений.

Но эксперимент с фи-движением противоречит этой гипотезе. С помощью тахитоскопа Вертхаймер разработал особые конфигурации, в которых у наблюдателей создается иллюзия движущихся огней, иногда движущихся в противоположных направлениях (Hyland, 2019).).Движущиеся огни кажутся наблюдателям новым объектом без движения глаз наблюдателей. Этот феномен фи-движения имеет существование, отличное от его составляющих. Восприятие этих новых визуальных объектов прямое и непосредственное. Гипотеза Вундта оказалась ложной. Структурализм оспаривается.

Основные идеи

Что такое гештальт-психология?

Wagemans et al., (2012b, стр. 1219) определяют гештальт как «интегрированную, связную структуру или форму, целое, которое отличается от суммы частей».

Для гештальтистов перцептивные переживания следует понимать целостно, а не аналитически (Wagemans et al., 2012b). Они предположили, что восприятия отличаются от ощущений и следуют этим структурам.

Гештальт-психологи стремились сформулировать несколько принципов организации восприятия, чтобы объяснить нашу способность распознавать паттерны (Hyland, 2019):

Примеры организации восприятия
  • Закон Прегнанца, часто переводимый как принцип простоты.
  • Организационные предпочтения, такие как гармония и согласованность

Перцептивная группировка: близость, сходство, равномерная плотность, направление, хорошее продолжение, закрытие …

Рост и упадок

пока подъем нацизма. Психологический бюллетень публиковал гештальт-теории с 1922 года, демонстрируя влияние за пределами Германии (Wagemans et al, 2012a).

Движение также расширило свой первоначальный охват, чтобы охватить различные области;

  • Изучив стратегии решения задач у шимпанзе, Келер сформулировал, что обучение происходит поэтапно, а не постепенно.
  • Блюма Зейгарник обнаружила, что память лучше работает с незавершенными задачами.
  • Теория поля Курта Левина пытается объяснить, как различные силы влияют на систему или поведение человека.
  • Согласно экологическому бихевиоризму Якоба Кантора, люди должны изучаться вне лаборатории в их среде, чтобы понять разнонаправленное влияние сил.

После Второй мировой войны гештальт-движение исчезло, в основном из-за отсутствия прогресса. Тем не менее несколько концепций сохранились и стали основой для появления другого движения с похожим названием; гештальт-терапия.

Words: 525

ССЫЛКИ :

Benjamin, LT, (2010). Краткая история современной психологии  (2  и  изд.). Издательство Блэквелл.

Хайленд, М. (2019). История психологии в десяти вопросах . Тейлор и Фрэнсис.

Пикрен, У. Э., и Резерфорд, А. (2010). История современной психологии в контексте . Уайли.

Вагеманс Дж., Старейшина Дж. Х., Кубови М., Палмер С. Э., Петерсон М. А., Сингх М., Фон дер Хейдт Р., (2012a). Век гештальт-психологии в визуальном восприятии: I. Перцептивная группировка и организация фигура-фон. Психологический бюллетень, Vol. 138 (6), #1172-1217#.

Вагеманс Дж., Фельдман Дж., Гепштейн С., Кимчи Р., Померанц Дж. Р., Ван дер Хельм П. А. (2012b). Век гештальт-психологии в визуальном восприятии: I. Концептуальные и теоретические основы. Психологический бюллетень, Vol. 138 (6), #1218-1252#.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Гештальт-психология: Предыстория — Гештальт-структура и феноменологияГештальт-структура и феноменология

Гештальт-психология была движением начала 20-го века, определяемым в значительной степени идеей, что наш перцептивный опыт организован, или структурированы различными способами, которые не могут быть сведены или объяснены в терминах простой совокупности простых ощущений-компонентов.

Одной из категорий явлений, особенно важных для обоснования этого вывода, являются бистабильные эффекты фигура–фон. Например, при просмотре изображения ниже он воспринимается как организованный в виде креста (фигуры) на однородном фоне; кроме того, часть изображения, которая выделяется как крест, может переключаться между двумя стабильными конфигурациями (отсюда: «бистабильными»): крестом с тонкими лопастями или крестом с толстыми лопастями. Важно отметить, что информационный ввод в зрительную систему и, следовательно, любые «простые» точечные ощущения остаются неизменными, в то время как организация переживаемого образа изменяется; таким образом, эта структура фигуры и фона не может быть сведена к простой совокупности этих предполагаемых точечных ощущений.

Мало того, что это явление кажется универсальным, его аспектами можно систематически манипулировать и измерять количественно (например, скорость переключения опыта между двумя конфигурациями). Известные примеры бистабильных изображений включают куб Неккера и вазу Рубина.

Наиболее влиятельное направление гештальт-психологии возникло в Берлине, наиболее непосредственно под влиянием Макса Вертхаймера и развито Вольфгангом Кёлером, Куртом Коффкой, Куртом Левином, Вольфгангом Мецгером и другими. Он был на пути к тому, чтобы стать доминирующей силой в немецкой психологии, когда Келер дослужился до директора Психологического института Берлинского университета в XIX веке.20-х и 30-х годов, но был прерван вмешательством нацистской политики. Главные фигуры гештальт-психологии, избежавшие войны, были разбросаны по США, как гештальт-диаспора, которая не смогла набрать достаточного импульса, чтобы остановить волну бихевиоризма, и широко известна в психологии благодаря набору обнаруженных ею перцептивных эффектов.

В дополнение к берлинской школе в Граце зародилось отдельное направление гештальт-психологии — для ознакомления с доктринальными различиями и соперничеством между Берлином и Грацем см. выступление Гийома Фрешетта с нашей первой конференции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *