Биография ганс айзенк: Ганс Айзенк — Психологос

Ганс Айзенк и его вклад в развитие психологии

Автор Татьяна в . Опубликовано История и Биографии Последнее обновление: 13/03/2015

Годы жизни: 4 марта 1916 — 4 сентября 1997

Ганс Юрген Айзенк родился в Германии в семье знаменитых актёров. После развода родителей его воспитанием занималась бабушка. Его антипатия к Гитлеру и нацистам заставила его переехать в Англию, когда когда ему исполнилось 18 лет. Из-за своего немецкого гражданства он с трудом нашёл в Англии работу. В конце концов, в 1940 году он получил степень доктора в области психологии в Университетском колледже Лондона, научным руководителем его стал Сирил Берт, получивший известность благодаря своим исследованиям на тему наследуемости интеллекта.

Карьера

Во время Второй мировой войны Айзенк занимался исследовательской деятельностью в Mill Hill Emergency Hospital. Позже он основал кафедру психологии в Институте психиатрии при Лондонском университете, где продолжал работать до 1983 года.

Он состоял при университете в качестве почетного профессора вплоть до своей смерти в 1997 году. Стоит отметить, что он был чрезвычайно плодовитым писателем: за время своей карьеры он опубликовал более 75 книг и 1600 статей в журналах. До самой своей смерти он был одним из наиболее часто цитируемых ныне живущих психологов.

Вклад в развитие психологии

Он был не только одним из самых известных психологов, но и одним из самых спорных. Жаркие споры вызывал, например, доклад о последствиях психотерапии, который он опубликовал в 1952 году. В своей работе Айзенк сообщил, что состояние двух из трёх пациентов значительно улучшается или восстанавливается в течение двух лет, независимо от того, прибегали ли они к психотерапии или нет.

Также он был ярым критиком психоанализа, отвергая его как абсолютно ненаучный подход.
Наибольшие споры вокруг Айзенка вызывал его взгляд на наследуемость интеллекта — в частности, его мнение по поводу того, что расовые различия в интеллекте могут быть частично связаны с генетическими факторами.

После того, как один из его учеников подвергся жёсткой критике за публикацию работы, в которой он предположил, что именно генетика определяет расовые различия в интеллекте, Айзенк выступил в его защиту со своей статьёй «Аргумент IQ: раса, интеллект и образование» (The IQ argument: Race, Intelligence, and Education), которая только подогрела споры и критику. Лишь в своей автобиографии (1990) он изложил более умеренную точку зрения и отдал должное значению, которое оказывают на формирование интеллекта окружающая среда и опыт.

Ганс Айзенк был, конечно, неоднозначной фигурой в психологии, но невозможно не согласиться с тем, что его широкие исследования оказали большое влияние на развитие и становление психологии как науки. Кроме того, его работа в сфере личности и интеллекта, сыграла важную роль в установлении подходов к подготовке специалистов и психотерапии, которые прочно укоренились в области эмпирических исследований и науке в целом.

Теги: биография

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

📖 Биографический экскурс, Глава 27.

Ганс Айзенк и факторная теория типов. Теории личности и личностный рост. Фрейджер Р. Страница 241. Читать онлайн

Д. Чернышев

Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттелла по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедуктивный (hypothetico-deductive) метод обработки материала, перед тем как использовать факторный анализ. Во-вторых, он выделял не 35 черт, а только три базовых типа (

types). В третьих, считал факторный анализ лишь одним из способов нахождения ответа на важнейшие вопросы, касающиеся теории личности.

В наибольшей степени на теорию личности Айзенка повлияли взгляды трех ученых: Сирила Берта (Cyril Burt), Чарльза Спирмэна (Charles Spearman) и Ивана Павлова. Берт, профессор Айзенка, и Спирмэн, лекции которого он посещал, показали ему, что психометрические методы являются наилучшим способом исследования личных качеств. От Павлова, которого он никогда не встречал лично, Айзенк получил знания о биологических основах личностных структур (Cohen, 1977). Таким образом, теория Айзенка включает в себя сильный психометрический и биологический компоненты.

Популярность Айзенка обусловливается не только его теоретическими построениями и блистательными достижениями на поприще психиатрии, но и склонностью к полемике. Его готовность вступать в споры стала легендой. В начале 50-х годов Айзенк обескуражил многих психологов, а также и врачей других специальностей своим заявлением о том, что нет никаких доказательств более высокой эффективности психотерапии по сравнению со спонтанной ремиссией. Иными словами, те люди, которые не получают никакого лечения, выздоравливают не менее часто, чем те, кто подвергается дорогостоящей, болезненной и длительной психотерапии с участием квалифицированных психологов и психоаналитиков (Eysenck, 1952).

«Я обычно был против истеблишмента в угоду мятежникам. Я склонен думать, что по этим пунктам большинство ошибалось, а я прав» (Eysenck, 1982, р. 298).

Айзенк был глубоко убежден в в том, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью. В начале 70-х годов он принял участие в знаменитой дискуссии о наследуемости интеллекта, выступив в защиту Артура Дженсена (Arthur Jensen), который настаивал на том, что коэффициент интеллекта (IQ) не повышается благодаря целенаправленному социальному воздействию, а в большой степени предопределен генетически. Книга Айзенка «Спор о коэффициенте интеллекта» (

The IQ Argument, 1971) настолько не соответствовала общепринятым взглядам, что в Соединенных Штатах «книготорговцы боялись, что их магазины подожгут, если они осмелятся продавать эту книгу, известные «либеральные» газеты отказывались упоминать ее, и в результате в стране свободы слова было почти невозможно узнать о существовании книги или купить ее» (Eysenck, 1980, р. 175).

В истории психологии Айзенк останется блестящим полемистом и создателем оригинальной иерархической теории личности.

Ганс Юрген Айзенк (Hans Jurgen Eysenck) родился 4 марта 1916 года в Берлине. Его мать, Рут Вернер, была талантливой актрисой и впоследствии стала звездой немого кино. Отец, Антон Эдвард Айзенк, также был актером и певцом. Впоследствии ученый вспоминал, что «чувствовал очень мало внимания со стороны родителей, которые развелись, когда мне было 4 года, и не испытывали особо горячих чувств ко мне, я же платил им тем же» (1990а, р. 40). Родители развелись, когда Гансу было два года, и мальчик остался жить с бабушкой со стороны матери. Она тоже когда-то работала в театре, но ее многообещающая оперная карьера прекратилась из-за трагической потери голоса. Айзенк писал, что его бабушка была «самоотверженной, заботливой, бескорыстной и вообще слишком хорошей для этого мира» (р. 40). Хотя бабушка была ревностной католичкой, родители Айзенка не были религиозны, и сам Ганс вырос без всякого формального религиозного руководства.

Психология bookap

Вспоминая детство, Айзенк всегда подчеркивал свободу, которой пользовался. Никто из родителей не контролировал его действия, бабушка тоже была весьма снисходительна. Два примера служат хорошей иллюстрацией такого свободного воспитания. В первом случае отец купил Гансу велосипед и обещал научить его кататься. «Он привел меня на вершину холма, сказал мне, что я должен сесть на седло и нажимать на педали, а затем ушел по своим делам… предоставив мне обучаться самостоятельно» (Eysenck, 1990c, р. 12). Второй памятный случай произошел, когда подросток Ганс заявил своей бабушке, что собирается купить сигареты, ожидая, что она запретит ему это делать. Однако бабушка ответила: «Если тебе это нравится, делай как хочешь» (р. 14).

Выросший в обстановке полубогемной свободы, юный Ганс не терпел тоталитаризма в любом его проявлении. Он часто задирал своих учителей, особенно тех, кто получил образование в военных учебных заведениях. Айзенк был очень скептично настроен относительно знаний, которые они могут ему дать, и далеко не всегда отказывался от возможности смутить их своим превосходством в знаниях.

В своих воспоминаниях он описывал себя как «ханжу и педанта… который не выносил дураков (и даже просто ординарных людей)» (Eysenck, 1990, р. 31).

Тяжелые времена, наступившие после Первой мировой войны: лишения, астрономическая инфляция, массовая безработица и угроза голода с приходом Гитлера к власти, казалось бы, отошли в прошлое. В стране начался экономический подъем, были необходимы ученые и специалисты. Однако когда талантливый юноша, закончив школу, был намерен поступать в Берлинский университет, чтобы изучать физику, то был поставлен перед фактом: непременным условием его принятия является вступление в нацистскую тайную полицию. Эта идея показалась ему столь отвратительной, что Айзенк решил покинуть Германию, позднее написав об этом: «Я знал, что для меня нет будущего на моей несчастной родине» (Eysenck, 1982, р. 289).

Столкновение с фашизмом и последующие схватки с левыми радикалами навели Айзенка на мысль, что черта жесткости мышления или авторитаризма одинаково характерна для обоих концов политического спектра. Впоследствии он нашел научное подтверждение этой гипотезы, обнаружив в одном из своих исследований, что хотя коммунисты являются радикалами, а фашисты — консерваторами, с точки зрения одной из характеристик личности, а именно жесткости мышления/терпимости, эти группы подобны друг другу. Обе они показывали больший уровень авторитаризма, жесткости и нетерпимости к чужому мнению, чем контрольная группа (Eysenck, 1954).

В возрасте 18 лет Айзенк покинул Германию и поселился в Англии, где он решил поступил в Лондонский университет на факультет психологии, где в 1938 году получил степень бакалавра. С его поступлением связана поистине анекдотическая история. Первоначальный выбор специальности был сделан Айзенком еще в Берлине — в пользу физики. Однако случайное событие изменило течение его жизни, а впоследствии — и всю историю психологии Для поступления в университет надо было сдать вступительный экзамен, к которому Айзенк готовился в течение года, занимаясь в коммерческом колледже.

Сдав в 1935 году экзамен, он был уверен, что поступил в университет на отделение физики. Однако оказалось, что он по ошибке сдал не тот экзамен и не имеет права слушать физический курс. Вместо того чтобы ждать еще год, он поинтересовался, нет ли какого-нибудь другого курса, к которому он мог бы быть допущен. Когда Айзенку сказали, что он может изучать психологию, тот якобы спросил: «Что такое эта психология?» (Eysenck, 1982, р. 290).

Получивший в 1940 году степень доктора философии и к этому времени уже два года женатый на Маргарет Дэвис, канадке, которая окончила в Лондонском университете факультет математики, Айзенк оказался в Англии на положении «враждебного иностранца». Он не был интернирован, но и не смог принять участие в войне против ненавистного ему фашизма. Вместо этого, не имея никакой психиатрической и клинической практической подготовки, он начал работать в Особом госпитале Милл-Хилл (Mill Hill Emergency Hospital), занимаясь пациентами, страдавшими от различных психиатрических симптомов, включая тревожность, депрессию и истерию. Однако традиционные категории клинической диагностики не удовлетворяли Айзенка. Используя факторный анализ, он обнаружил, что все традиционные диагностические группы можно описать с помощью двух основных личностных факторов: невротизма и экстраверсии/ интроверсии. Эти теоретические изыскания привели к публикации его первой книги «Измерения личности» (Dimensions of Personality, Eysenck, 1947). После войны Айзенк стал директором психиатрического отделения больницы Модсли и несколько позже — преподавателем Лондонского университета.

Считая уровень английской клинической психологии недостаточно высоким, в 1949 году Айзенк отправился в Северную Америку, чтобы познакомиться с психологическими программами Соединенных Штатов и Канады. В 1949-1950 годах он работал в качестве приглашенного профессора в университете штата Пенсильвания, но большую часть времени в этот период он провел, путешествуя по США и Канаде и изучая существующие программы клинической психологии, которые он нашел полностью ненаучными (Eysenck, 1980, 1990 с).

Вернувшись в Англию, Айзенк развелся со своей первой женой и 30 октября 1950 года женился на Сибил Ростал, психологе, дочери знаменитого скрипача, с которой он познакомился во время своей поездки в Филадельфию. Ганс и Сибил Айзенк опубликовали несколько совместных книг и произвели на свет троих сыновей и дочь. Сын Айзенка от первого брака, Майкл, в настоящее время — широко печатаемый автор статей и книг по психологии.

В Лондонском университете Айзенк основал отделение клинической психологии, а с 1955 по середину 80-х годов был профессором Института психиатрии. Кроме того, вплоть до своей отставки в 1983 году, он занимал посты главного психиатра Королевского госпиталя Модсли и знаменитой психиатрической больницы Бедлам. После этого он продолжал работать в Лондонском университете в качестве профессора в отставке (professor emeritus) до самой своей смерти от рака 4 сентября 1997 года. В последние годы жизни Айзенк, как и раньше, занимался различными вопросами психологии личности, включая творчество и творческие способности (Eysenck, 1993, 1995), а также влияние поведения на развитие раковых и сердечных заболеваний (Eyesenck & Grossarth-Maticek, 1991).

Еще в Соединенных Штатах Айзенк начал работать над своей самой знаменитой книгой «Структура человеческой личности» (The Structure of Human Personality, 1952b), в которой он обосновал эффективность факторного анализа как лучшего метода представления известных фактов, касающихся личности. Всего же по количеству опубликованных трудов Айзенк превзошел даже Кэттелла. Кроме почти 800 журнальных статей и отдельных глав, он написал более 75 книг, некоторые из них вышли под броскими, рассчитанными на публику заголовками, такими, как «Польза и вред психологии» (Uses and Abuses of Psychology, 1953), «Смысл и бессмысленность в психологии» (Sense and Nonsense in Psychology, 1956), «Факты и вымысел в психологии» (Fact and Fiction in Psychology, 1965), «Психология — наука о людях» (Psychology Is About People, 1972 b), «Вы и невроз» (You and Neurosis, 1977 b), «Секс, жестокость и средства массовой информации» в соавторстве с Д. К. Б. Найесом (D. K. B. Nias) (Sex, Violence and the Media, 1978), «Курение, свойства личности и стресс» (Smoking, Personality and Stress, 1991 с) и «Гений: естественная история творческой одаренности» (Genius: The Natural History of Creativity, 1995).

Ганс Айзенк: краткая биография этого известного психолога

Ганс Айзенк: краткая биография этого известного психолога — да, терапия помогает!

биографии

16 марта 2023

Ганс Айзенк был немецко-английским психологом , хорошо известным своими теориями о личности . Он вошел в историю как одна из самых влиятельных фигур в современной психологии, а его теории до сих пор обсуждают и используют психологи и другие специалисты по человеческому поведению.

В этой статье мы рассмотрим жизнь этого психолога из очень краткой биографии Ганса Айзенка с подробным описанием некоторых характеристик его жизни и работы.

  • Статья по теме: «История психологии: авторы и основные теории»

Ганс Айзенк: биография одного из отцов современной психологии

Ганс Айзенк родился 4 марта 1916 года в Берлине, Германия. Он вырос и жил в этом городе до 1934 года, когда нацистский режим вынудил его укрыться сначала во Франции, а затем в Великобритании.

Его родители были актерами, но когда они разошлись и столкнулись с условиями страны, они переехали во Францию. Айзенк вырос со своей бабушкой по материнской линии, фрау Вернер, с которой он получил бесплатное образование и был полон интеллектуальных и культурных стимулов. Он быстро проявил себя как хороший ученик и даже хороший спортсмен.

В конце концов ему пришлось эмигрировать и он оказался в Лондоне, где начал изучать психологию (в Лондонском университете). В этом же городе он работал клиническим психологом и даже работал в Институте психиатрии.

Гансу Айзенку приписывают создание одной из самых сильных парадигм личности в истории психологии. Есть те, кто даже считает его «отцом психологии».


  • Вас может заинтересовать: «Теория личности Айзенка: модель PEN

Сферы его деятельности и исследований

Будучи студентом, Айзенк участвовал в различных встречах и обзорах теорий интеллекта. Наряду с некоторыми американскими интеллектуалами, Он также разработал варианты терапии помимо психодинамики, которая была самой популярной в то время.

Он также понял, что психология как наука находится на втором плане по отношению к психиатрии. Айзенк по-прежнему был заинтересован в том, чтобы претендовать на статус первого и искать сотрудничества между ними.

Точно так же оставался критическим для диагнозов, поставленных психиатрией . Я видел много противоречий и трудностей, чтобы защитить их теоретически. На основе этого опыта он разработал свою собственную модель личности, восстановив многие подходы философии и более классической психологии.

Помимо измерения личности, настаивая на ценности ее знания и интересуясь решением проблемы таксономии, используемой в психиатрии, Айзенк утверждал, что личность не возникает в непрерывной нормальности-неврозе-психозе, но что измерения лучше всего это представляют невротизм и психотизм .

Из этого он провел исследования со многими людьми, с которыми он работал в качестве клинического психолога, с людьми, у которых был какой-то психиатрический диагноз, и с людьми, у которых его не было. Проанализировав данные, он предложил два ключевых фактора личности: невротизм и экстраверсию.

Годы спустя, благодаря новым исследованиям, добавлено новое новое измерение: психотизм. Наконец, я представляю иерархически организованную модель на четырех уровнях, начиная от типов личности и их особенностей и заканчивая конкретными ответами, соответствующими каждому из них. Эта работа дала форму тому, что известно как модель PEN личности .

  • Возможно, вам интересно: «Теории человеческого интеллекта»

От личности к интеллекту

Благодаря своим исследованиям Айзенк разработал знаменитую модель психотической личности-экстраверсии-невротизма, с биологическими факторами для каждой из них, что заключается в том, чтобы подчеркнуть роль генетической наследственности в развитии личности. Например, Он утверждал, что психологические различия и их наследственные детерминанты можно проверить эмпирически. .

Это было то, что в конечном итоге привело его к развитию исследований по вопросам, связанным с личностью, но которые идут немного дальше, таких как интеллект, творчество, связь между генами и культурой, преступность, сексуальность, связь между личностью и болезнями или пристрастиями, среди прочих.

Многие из его исследований интеллектуального коэффициента и его связи с культурными системами подверглись многочисленной критике. Например, его теории использовались как для оправдания расовой динамики, так и для ее опровержения.

Его последние исследования были сосредоточены на анализе творчества и его связи с биологическими факторами. Y его модель личности была адаптирована к многочисленным психометрическим тестам для оценки как интеллекта, так и личностных качеств. В настоящее время они используются в клинической, образовательной, профессиональной и рабочей областях.

Выдающиеся работы

Среди его наиболее важных работ: Структура личности и измерения 1969 г. (Структуры личности и измерения), Структура человеческой личности 1970 г. (Структура человеческой личности), Гены, культура и личность 1989 г. (Гены, культура и личность).

О конкретных отношениях между интеллектом, личностью и биологией некоторые из его наиболее важных работ: Биологическая основа личности 1967 года (Биологическая основа личности) и Личность, генетика и поведение 1982 года (Личность, генетика). и поведение).

Библиографические ссылки:
  • Шмидт, В., Оливан, М.Е., Л., Ф. и др. (2008). Ганс Юрген Айзенк. Жизнь и творчество одного из самых влиятельных ученых в истории психологии. Достижения латиноамериканской психологии / Богота (Колумбия), 26 (2): 304-317.

Измерение личности: ускоренный курс психологии № 22 (март 2023 г.).


Ганс Дж.

Айзенк

Корр, П.Дж. (2016). Ганс Айзенк: противоречивая психология . Лондон: Пэлгрейв. Щелкните здесь, чтобы перейти на Amazon. психологи». Профессор Эндрю Колман , Университет Лестера

«Приятная книга Филипа Корра об этом гиганте психологии не является ни агиографией, ни работой по разрушению. Это честно. Корр восхваляет и критикует работу Айзенка и помогает нам понять человека, который был и остается одновременно героем и злодеем». Профессор Ян Дири , Эдинбургский университет  

«Удивительная научная биография Ганса Айзенка — такая всеобъемлющая, актуальная, цитируемая, вдохновляющая и написанная в моем любимом стиле. Биограф оставил мне пространство, чтобы составить собственное мнение об Айзенке, мой «собственный подзаголовок его биографии». Это нужно прочитать!»  Профессор Малгожата Файковска , Институт психологии Польской академии наук

«Это очень важная и очень хорошо написанная книга. Это больше, чем психобиография, и я нашел ее совершенно «непреодолимой». Филип Корр был дотошным в этом исследовании и написал увлекательный и очень сбалансированный отчет о сложном и блестящем психологе». Профессор Адриан Фернэм , Университетский колледж Лондона  

«Поучительная и проницательная книга: Филип Корр мастерски передает сложный и противоречивый гений Ганса Айзенка. Этот биографический очерк одного из гигантов психологии двадцатого века раскрывает личность и науку, а также страсти, которые они вызывали». Профессор Джеральд Мэтьюз , Университет Центральной Флориды

«Эта книга будет увлекательным чтением для всех, кто интересуется темой личности, поскольку она показывает, как Ганс Айзенк преодолел десятилетия невзгод, чтобы создать науку о личности, какой мы ее знаем сегодня. ” Доктор Адам Перкинс , Королевский колледж Лондона  

«Автор, Филип Корр, является ведущим мировым исследователем личности и хорошо знал Айзенка, что позволило ему дать редкую интеграцию личной и профессиональной биографии Айзенка. Читатели найдут четкие и обоснованные оценки интеллектуального и социального вклада Айзенка, а также личные выводы, полученные как из непосредственного опыта, так и из обсуждений с теми, кто знал его лучше всего». Доктор Артур Поропат , Университет Гриффита, Австралия

«Ганс Айзенк был выдающимся человеком и ученым и за свою карьеру затронул многие области психологии. его собственный след, проделал замечательную работу, объединив многие грани профессионального и личного миров Ганса Айзенка в этом вдумчивом и информативном издании». Доктор Гэри Льюис , University of York

Статья, посвященная столетию в The Psychologist

Corr, P. J. (2016). Столетие индивидуалиста: Филип Дж. Корр о жизни и творчестве Ганса Дж. Айзенка. Психолог , 29 (март). Скачать здесь

Corr, PJ (2016). Иногда вам нужен изгой. Times Higher Education , 31 марта 2016 г. Скачать здесь

Corr, P. J. (2016). Доказала ли история правоту Айзенка насчет генов и IQ? Разговор (10 марта 2016 г.). Щелкните здесь

Чтобы ознакомиться с (опубликованной) статьей Филипа Корра о важности противоположного голоса в академических кругах с точки зрения долгосрочного воздействия и о том, как некоторые люди пытаются заставить его замолчать, прочитайте это

Eysenck Material

Ниже приведены информация, веб-ссылки и материалы, подтверждающие мою биографию профессора Ганса Айзенка, одного из ведущих психологов двадцатого века.

В Интернете есть несколько видеороликов Айзенка о Хансе Айзенке, демонстрирующих его стиль (нажмите на выделенные ссылки):

1. Лекция 1980 г. о его теории личности

2. Лекция 1994 г. о курении и раке

3. Доклад о его взглядах на психоанализ, курение, рак и личность и многое другое (включая роль бунтарь в науке)

4. Программа BBC 1994 года, Еретики : предыстория дебатов о расе и IQ и Ганс Айзенк, говорящий о своей роли в этих жарких дебатах

5. Публичная лекция об IQ и расе, а также критика со стороны ведущие генетики, а также социолог и психолог — снято в Королевском институте 9.0119

6. Интересное интервью 1980 года с Айзенком, которое варьируется от обсуждения тестирования интеллекта, поведенческой терапии и свободы воли.

7. Участие в телепрограмме на тему религии (Айзенк выступает с 9.30 — в этом ролике известный философ А.Дж.Айер говорит, что он «полностью согласен» с взглядом Айзенка на рукотворную природу Бога )

Кроме того, чтобы прочитать, почему Ганс Айзенк ушел из Общества экспериментальной психологии в 1950-х годах.

Гениальный тест лимонного сока на интроверсию-экстраверсию.

(Первоначальный эксперимент был опубликован в Eysenck, S.B.G. & Eysenck, H.J. (1967). Реакция слюны на лимонный сок как мера интроверсии. Перцептивные и моторные навыки , 24 , 1047-1053.) Уильям Ревелл из Северо-Западного университета, США, прочитал лекцию Ганса Айзенка в 2013 году в Международном обществе изучения индивидуальных различий (ISSID) — это дает хороший обзор научного подхода Айзенка.

Креативность и психические заболевания

Представление о том, что творчество и безумие связаны, является старой идеей, и теория творчества/гениальности Айзенка дает нейропсихологическое объяснение этому. Недавно эта ассоциация была обнаружена во впечатляющем исследовании, опубликованном в одном из ведущих научных журналов.

Power, R. A. и др. . (2015). Полигенные показатели риска шизофрении и биполярного расстройства предсказывают креативность. Nature Neuroscience , 18 , 953–955.

Резюме статьи: В этом исследовании изучалось, связаны ли показатели генетического риска шизофрении и биполярного расстройства с креативностью. Результаты показали, что действительно более высокие показатели риска были связаны с членством в творческом обществе или творческой профессией как в исландском, так и в отношении шизофрении и биполярного расстройства. Эти ассоциации не могут быть объяснены усилением родства между творческими личностями и людьми с психозами, что указывает на то, что креативность и психоз имеют общие генетические корни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *