Выготский Л.С. — 120 лет
ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ
выдающийся ученый, психолог, профессор, заведующий кафедрой трудного детства МГПИ (МПГУ)
17 ноября 2016 года исполняется 120 лет со дня рождения Льва Семёновича Выготского – выдающегося российского психолога, в последние десять лет своей жизни, с 1924 до 1934 года, работавшего в нашем университете. В тот период МПГУ назывался Вторым МГУ и затем МГПИ имени А.С. Бубнова.
Свою первую научную работу — трактат «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира» (1916) Выготский написал под руководством литературного критика и психолога Ю. И. Айхенвальда (работавшего и в нашем Университете). Спустя более 50 лет известный шекспировед Александр Абрамович Аникст писал: «Последние 60 лет своей жизни я занимаюсь Шекспиром…. Когда впервые взял в руки работу Выготского о Гамлете, то понял, что написавший ее 19-летний юноша — гений». Театр оставался одним из основных интересов Л. С. Выготского до начала 1920-ых гг. , когда темой его исследований стала психология. В 1924 г. на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде он сделал три доклада.
В начале 1920-ых гг. роль одного из столпов советской психологии играл профессор Константин Николаевич Корнилов, начавший свой трудовой путь учителем на Алтае, в 1923 г., сменивший Георгия Ивановича Челпанова на посту директора Московского государственного института экспериментальной психологии, и строивший «марксистскую психологию». В 1924 г. по предложению А. Р. Лурии Корнилов пригласил Выготского на работу в Институт.
Педагогический факультет (первый в стране) был создан во Втором МГУ в 1921 году, его первым деканом стал К. Н. Корнилов. В 1924 году Лев Выготский был принят на должность доцента Второго МГУ. В 1927 году он стал старшим научным сотрудником 1-го разряда Исследовательского института педологии при Втором МГУ. Его научные взгляды этого периода расходились со взглядами Корнилова, тем не менее он писал: “Работы Корнилова кладут начало этой методологии, и всякий, кто хочет развивать идеи психологии и марксизма, вынужден будет повторять его и продолжать его путь. Как путь эта идея не имеет себе равной по силе в европейской методологии”. В 1928 году Выготский стал консультантом Бюро заочного обучения Второго МГУ. С 1931 по 1934 год в должности профессора он заведовал кафедрой трудного детства Московского государственного педагогического института имени А.С. Бубнова.
Лев Выготский прожил всего 37 лет (и последнее десятилетие своей жизни болел туберкулезом), но благодаря колоссальной работоспособности успел сделать многое. В 30-летнем возрасте, вместе со своими коллегами А. Н. Леонтьевым и А. Р. Лурией во многом заложил основу развития отечественной психологии на последующие десятилетия, несмотря на то, что в 1936 году труды Выготского оказались под запретом в Советском Союзе.
Л. С. Выготский вошел в историю именно как психолог. Средоточием его научных исканий стала триада «сознание – культура – поведение». В его трудах была сформулирована фундаментальная культурно-историческая теория в психологии и поставлен вопрос об отношении мышления и речи человека. «Мировая наука до сих пор не поспевает за гением», – писал Вячеслав Всеволодович Иванов, чьи работы по семиотике опирались на психолингвистику Выготского.
В последнее время интерес мирового психолого-педагогического сообщества к гению Льва Выготского постоянно растет, его имя объединяет ученых многих стран. Во всем спектре когнитивных наук – от образовательных исследований до медицины – всплеск интереса к его трудам сегодня является беспрецедентным. Особое значение его научное наследие приобрело в Китае – создано Всекитайское общество Л.С. Выготского и Научный центр Л.С. Выготского при Чжэцзянском университете. «Мы в долгу перед русской школой и особенно перед работами, основанными на традиции Выготского», – заявил профессор Лондонского университета Бэзил Бернстайн (Basil Bernstein).
Почти вековой период современной мировой педагогики и психологии основывается на идеях Льва Выготского и его научной школы, представители которой работают и в Московском педагогическом государственном университете.
В нашей работе по модернизации педагогического образования, которую мы сегодня ведем совместно с другими университетами России, нам удается на деле руководствоваться построениями Л. С. Выготского, о его идеях мы говорим на первых же занятиях с первокурсниками и они помогают им на протяжении всего обучения в Университете, на практике в последующей работе в школе. Развертываемые сейчас в Университете когнитивные исследования также в значительной степени продолжают и развивают традицию мировой школы Выготского.
В 2016 году к юбилею нашего профессора Музей МПГУ и Архив МПГУ представляют уникальный документ – Трудовой список Льва Семёновича Выготского в авторском рукописном варианте, благодаря которому впервые можно досконально проанализировать его научно-педагогическую деятельность с 1919 по 1932 год. Все данные подкреплены ссылками на документы. Некоторые содержащиеся здесь сведения не указаны в общеизвестных биографиях ученого и публикуются впервые.
Трудовой список (трудовая книжка) профессора Второго МГУ – МГПИ им. А.С. Бубнова (МПГУ) Льва Семёновича Выготского. 1931 г.Подпись лица, давшего сведения “Л. Выготский”
Расшифровка трудового списка (трудовой книжки) Л.С. ВыготскогоПодробно жизнь и научную работу Л.С. Выготского описал в своей статье «Гений психологии. Лев Семёнович Выготский» Исаак Юдовин.
Научное наследие и научную школу Л.С. Выготского рассмотрела в статье «Л.С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии» чл.-корр. РАО, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова А.Н. Ждан.
Факультет педагогики и психологии МПГУ организовал открытую лекцию, посвященную Л.С. Выготскому, его идеям, которые внесли фундаментальный вклад в понимание природы развития личности.
В 2012 году Музей МПГУ издал в цифровом виде биографическую энциклопедию выдающихся ученых МПГУ за 140 лет: 1872-2012 гг., в которой представлена подробная биография Л.С. Выготского.
Лев Семенович Выготский. Биография. Научная деятельность.
Идеи педагогики и воспитания. | Материал:Лев Семенович Выготский.
Биография. Научная деятельность. Идеи педагогики и воспитания.
(выступление на «Школе педагогического мастерства»,
педагог дополнительного образования МКОУ ДО Таловского ДЮЦ Забродина О.В.)
(слайд №1)
Курт Левин, один из величайших психологов XX столетия, немецкий, а с 1933г. американский ученый: «Хотя я лично общался с Выготским лишь в течение двух недель, он оставил во мне неизгладимые следы. Я получил о нем впечатление как о совершенно необыкновенном человеке, преисполненном внутренней мягкости и вместе с тем полным действенной силы, и как об ученом исключительного ранга. Совершенно бесспорно, что он являлся творцом большого и очень продуктивного психологического направления…»
(слайд №2)
Т. А. Власова: «Нас всех поражала невиданная, редкостная работоспособность Льва Семеновича, которая граничила с полным забвением дня, ночи, заботы о себе, своем здоровье. Все это сочеталось с большой душевной деликатностью, с заботливостью и ровностью в отношениях. Он был всегда требователен к себе и к другим. Он бывал весел, блестяще остроумен, жизнерадостен… Он мог часами объяснять что-либо слабому, но добросовестно желавшему понять то или иное положение сотруднику, но в нем бурлил сдержанный гнев, когда перед ним выступала научная пошлость или конъюнктурщик, взобравшийся на гребень волны… Все, кто знал Льва Семеновича, не могут не отметить его необычайную скромность в поведении, в вопросах личного благополучия…».
(слайд №3)
Лев Семёнович Выготский родился в Белоруссии, в городе Орша, 17 ноября 1896 года. В еврейской многодетной семье. Его отец, Симхи Лейбович, выпускник Харьковского коммерческого училища, был купцом, а затем и финансистом. Мать будущего учёного, Цецилия Моисеевна, работала преподавателем. Детские годы мальчика прошли в Гомеле, там его отец имел должность помощника руководителя филиала одного крупного банка, так же Симхи Лейбович торговал лесом.
Лев Семёнович вместе со всеми своими братьями и сёстрами получал домашнее обучение. Педагогом у ребят был Соломон Апшиза, практиковавший метод обучения греческого философа Сократа, и был известен тем, что поддерживал идеи социал-демократов и имел революционные взгляды. Мировоззрение его преподавателя, и прогрессивные убеждения многих родственников Льва Семёновича, повлияли на его характер мальчика, и сыграли огромную роль при выборе будущей профессии и взглядов на жизнь.
В 1913 году, получив среднее образование, Лев Выготский решает продолжить обучение.
(слайд №4)
Он легко сдаёт вступительные испытания в Императорский Московский университет. В этом ему помогло знание языков. Юноша уверенно владел древнегреческим, латинским, английским и эсперанто. Но перед молодым человеком стал выбор факультета, он хотел стать и юристом, и культурологом и так же его привлекало врачебное дело. Но всё же после нескольких переводов и метаний он оканчивает историко-философский факультет, но уже в высшем учебном заведении им. А. Л. Шинявского. После окончания учёбы Выготский начинает свою преподавательскую деятельность, параллельно он пишет статьи для журналов.
В конце 1917 года, после окончания октябрьской революции, Выготский приезжает в Самару, но затем вернутся опять в Гомель.
В 1919-1923 годах он со своим двоюродным братом Давидом Выгодским преподавал в трудовой школе и педагогическом техникуме, он вёл литературу.
В 1920 году Лев Семёнович начинает применять экспериментальные методы по психологии в местном педагогическом техникуме. Эти методики он разработал для выступления на Всероссийском тематическом собрании, а затем он собрал все полученные результаты и опубликовал свой первый научный труд.
В 1922 году он возглавляет один из отделов издательства «Гомпечать». А в 1923-1924-х годах занимает должность литературного редактора в издательском отделе Гомельского губернского управления партийной и советской печати. Он издаёт сборник И. Г. Эренбурга и выпускает номер литературного журнала «Вереск».
В 1924 году Лев Семёнович перебирается жить в Москву. А немного позднее и перевозит свою всю семью. Его отец был назначен на должность управляющим Арбатским отделением Промышленного банка, на которой он и проработал до конца своей жизни.
В 1924 году у Выготского случилось значимое знакомство, он был представлен молодому учёному Александру Лурию. Они вместе организуют кружок, который занимался исследованием по психологии. Благодаря занимаемой должности руководителя исследовательского кружка он получил возможность посетить Германию и Великобританию.
(слайд №5)
Личная жизнь Выготского сложилась вполне удачно. Его супругой стала Роза Ноевна Смехова. Супруги прожили вместе 10 лет. 9 мая 1925 года у пары рождается первая дочь, которую молодые родители назвали Гита, а в 1930 году вторая Ася.
Став взрослыми обе дочери продолжили дело своего знаменитого родителя. Обе сделали карьеру в области психологии и дефектологии. В 1996 году Гита и Ася стали соавторами в издали книгу «Л. С. Выготский. Штрихи к портрету». В ней они познакомили читателей с неопубликованными статьями отца, набросками и фотографиями, которые бережно хранились в домашнем архиве.
Несмотря на тяжёлую болезнь ему удаётся защитить диссертацию, без его личного присутствия, которая позднее станет книгой «Психология искусства». Он дополнит её разделом «Легкое дыхание» и ещё несколькими дополнениями. Благодаря этим трудам он станет старшим научным сотрудником, который приравнивался к статусу кандидата медицинских наук.
Во время болезни в 1925 году он будет писать заметки, которые издаст позднее под названием «Исторический смысл психологического кризиса». Именно в этой работе он даст определение сознанию человека, так как видел это он. Лев Семёнович резко раскритиковал анализ человеческого поведения при помощи простых понятий.
(слайд №6)
В 1926 году создан экспериментальный дефектологический институт (ныне институт коррекционной педагогики)
В 1927 году Лев Семёнович значительно продвигается по карьерной лестнице, он назначается начальником Московской медико-педагогической станции, на место уволенного В.П.Кащенко, впоследствии станция приобретёт статус Российского экспериментального дефектологического института (ЭДИ). Толчком к этому назначению имело его работа, которую он опубликовал в этом году. Книга вышла под названием «Мышление и речь». Эту должность Выготский будет занимать вплоть до 1928 года, а затем покинет свою должность по собственному желанию, но будет работать внештатным консультантом и научным руководителем психологических лабораторий.
В 1930-х годах учёный развивает разные направления в педагогике, закладывая новую основу культурно-исторической теории, и получает диплом академии наук по психоневрологии.
Лев Семёнович за свою трудовую деятельность успел поработать в разных сферах и городах. Правительственные и образовательные учреждения есть в послужном списке учёного, он работал в исследовательских организациях Москвы, Ленинграда, Харькова и Ташкента. Ещё в 1934 году, во время работы в институте экспериментальной медицины он хотел там организовать сектор психологии, но своих планов не сумел осуществить, так как был госпитализирован. Самый активный творческий период Выготского пришелся на 1920-1930 годы. В это время он много читает своих лекций по психологии, неврологии, дефектологии.
Лев Семёнович проиграл в пятнадцатилетней борьбе с туберкулёзом. Болезнь, которой он заболел в юности была неизлечима. Ранней весной 1934 года, в связи с сильным приступом этой болезни его направили на излечение в санаторий «Сосновый бор».
Лев Семёнович уже в мае был направлен в больницу города Москвы, а 11 июня 1934 года учёный умер от туберкулёза. Урну с его прахом захоронили на Новодевичьем кладбище.
(слайд №7)
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ И ИДЕИ Л.С.ВЫГОТСКОГО
- Педология подростка
- Мышление и речь (скачать)
- Фашизм в психоневрологии
- Психология искусства (скачать)
- Сознание как проблема психологии поведения
- Исторический смысл психологического кризиса
- Проблема культурного развития ребёнка
- Конкретная психология человека
- Орудие и знак в развитии ребёнка
- Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок
- История развития высших психических функций
- Лекции по психологии
- Проблема развития и распада высших психических функций
Этапы становления и развития советской детской психология неразрывно связаны с историческими преобразованиями, которые начались в нашей стране в 1917 году. Как бы ни относиться к тому что свершилось тогда, справедливость требует признать, что по масштабу, трудности и новизне задач, возникших во всех областям жизни, это была эпоха, которая, пользуясь словами Ф. Энгельса «нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».
В психологии такой личностью стал Л. С. Выготский. Он строил теории развития сознательной личности ребенка «в обстановке всеобщей революции» и само его учение было «насквозь революционным».
Основные направления исследований Выготского
(слайд №8)
(слайд №9)
Л.С. Выготский был, прежде всего, психологом. Ученый составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой. Ученый считал, что понять эти психические процессы можно только в развитии. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.
Так Лев Семенович Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, он начал исследования и в этом направлении.
Лев Семенович считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика.
Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям.
Л.С. Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время.
Принципы воспитания детей по Выготскому.
(слайд №10)
Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться, что возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.
Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.
Развитие и воспитание особых детей.
(слайд №11)
(слайд №12)
Великий гуманист, Л.С. Выготский, высшее проявление гуманизма видел не в том, чтобы воспитатель, педагог проявляли снисхождения и уступки, ориентируясь в своей работе на дефект, а наоборот в том, чтобы они создавали в разумных пределах трудности в процессе их воспитания и обучения, учили преодолевать эти трудности, и тем самым развивали личность, ее здоровые силы. Говоря о специальном воспитании, он подчеркивал: «Здесь нужны закаляющие и мужественные идеи. Наш идеал – не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а открывать преодолению дефекта, его сверхкомпенсации широчайший путь. Для этого нам нужно усвоить социальную направленность этих процессов».
Наряду с общими закономерностями Л.С. Выготский отмечал и своеобразие развития аномального ребенка, он указал на тот факт, что развитие нормального и аномального ребенка подчинено одним законам и проходит те же стадии, но стадии растянуты во времени и наличие дефекта дает специфику каждому варианту аномального развития. Помимо нарушенных функций всегда имеются сохранные функции. Коррекционная работа должна строиться с опорой на сохранные функции, в обход пострадавших функций. Л.С. Выготский формулирует принцип коррекционной работы как принцип обходного пути.
Теория зоны ближайшего развития.
(слайд №13)
Зона ближайшего развития – это «расстояние» между уровнем актуального и возможного развития ребенка.
Уровень актуального развития – это развитие психики ребенка в данный момент (какие задания могут выполниться самостоятельно).
Зона ближайшего развития – это будущее развитие личности (действия, которые выполняются с помощью взрослого).
Налицо развитие в процессе обучения. Но обучение не тождественно развитию: не всегда обучение подталкивает развитие, наоборот, оно может стать тормозом, если опираться только на то, что дитя умеет, и не учитывается уровень его возможного развития. Обучение станет развивающим, если ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта. Величина зоны ближайшего развития у каждого ребенка своя.
Это зависит:
- от потребностей ребенка;
- от его возможностей;
- от готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.
Психологические основы дошкольной педагогики.
(слайд №14)
Л.С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для развития ребенка. Он говорит об игре как о зоне ближайшего развития ребенка. «Игра источник развития и создает зону ближайшего развития… По существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка», «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде собирает в себе как в фокусе увеличительного стекла все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»
(слайд №15)
Так возникает внутренняя саморегуляция – важнейший фактор психологической готовности к школе.
Влияние общения на воспитание ребенка.
(слайд №16)
Ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении. Очень важно поощрять речевое общение ребенка.
Речь – это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным значением.
С ростом и развитием детей в речи появляются слова конкретного значения. В старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия. Таким образом, речь (слово) изменяет психические функции детей.
Психическим развитием ребенка первоначально управляет общение с взрослым (через речь). Затем этот процесс переходит во внутренние структуры психики, появляется внутренняя речь.
(слайд №17)
Заслуги Л.С. Выготского в педологии.
(слайд №18)
Педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.
(слайд №19)
В «Лекциях по педологии» Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка.
1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. Чем младше ребенок, тем выше темп его развития, тем больше изменений происходит в единицу времени.
2. Закон метаморфоза в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной от взрослого психикой.
3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Выготского о системном и смысловом строении сознания.
(слайд №20)
4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются прижизненно и образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития. В своем развитии высшие психические функции проходят ряд стадий.
(слайд №21)
Системно-деятельностный подход предполагает:
- Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснять, освоить)
- Выполнение детьми определенных действий для приобретения недостающих знаний.
- Выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания.
- Формирование умения контролировать свои действия.
Согласно теории Л.С. Выготского, «развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием». На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии, выявлены психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В.В.Давыдов).
Педагогическая теория развивающего обучения предполагает быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях, воспитание у детей положительной мотивации учения и познания, гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей.
(слайд №22)
Заключение
Из выше изложенного можно сделать вывод, что мир искусства и внутренний мир гармонично сочетаются в этом великом человеке. На пути становления личности и на протяжении всей жизни Выготский смог остаться верным самому себе и своему делу. Его вклад в развитие психологии огромен и бесценен. Хочу отметить, что перечислила не все его заслуги, а лишь самые значимые. Многие идеи, высказанные Л.С. Выготским, остаются актуальными, и до сих пор растет популярность его научных исследований, как в отечественной, так и в мировой психологии.
Идеи Выготского вошли в обязательный багаж психологов и педагогов по всему миру. Приемниками Льва Николаевича Выготского стали: А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и другие ученые.
Лев Выготский — История и биография
В лоне еврейской семьи под Витебском родился Лев Выготский, второй из восьми детей. Он родился 17 ноября 1896 года в современной Белоруссии и умер 11 июня 1934 года в Москве. Считается предшественником историко-культурной психологии; любительский театр и Шекспир характеризовались очень аналитическим характером. Он также решил переписать свою фамилию Выготский вместо Выгодского («польза» по-русски).
Семья хотела, чтобы он изучал медицину в университете, но вскоре после регистрации он поступил на юридический факультет МГУ. Через год он поступил на факультет философии и литературы популярного университета, изучая право, он продолжал заниматься философией. Эти университеты были очень открыты в культурном отношении, так как принимали женщин и людей любого вероисповедания, по этой причине не признавались царскими органами образования.
По окончании университета он хотел посвятить себя образованию, центральному предмету своей интеллектуальной жизни. Сначала он работал профессором психологии в Гомеле, а затем переехал в Москву, где у него были ученики, впоследствии его сотрудники и последователи, А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев. Но примерно в это же время началась Октябрьская революция, когда была отменена дискриминация евреев, и Лев Выготский стал связываться с политикой. Вот почему он стал интеллектуальной и культурной знаменитостью. Он успел преподавать русскую грамматику и словесность, психологию и логику, эстетику и историю, руководил театральным отделом газеты и основал литературный журнал. Все это в разных школах и институтах. Он читал Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Баруха Спинозу, Фридриха Гегеля и Зигмунда Фрейда.
«Опыт учит нас, что мысль не выражается в словах, а реализуется через слова». Лев Выготский
К сожалению, в разгар своей активной жизни и научной деятельности он в 1919 году заболел туберкулезом и был отправлен в санаторий, так как в то время считалось необходимым изолировать его от любого физического контакта. Однако ему удалось победить болезнь (хотя его жизнь была бы очень короткой) и открыть лабораторию по психологии для изучения детей с задержкой обучения всех возрастов. В этом эксперименте ему удалось собрать информацию, которая появится в книге «Педагогическая психология», изданной в 1919 г. 26. Лев Выготский несколько раньше женился на Розе Ноевне Смейовой, от которой у него было две дочери: Гита Львовна Выгодская и Ася Львовна Выгодская.
Он работал вместе с великими психологами, которые впоследствии получили признание и каким-то образом проникли в их влияние. Они пытались переформулировать психологические теории из социального контекста, чтобы использовать педагогические стратегии, которые помогли бы с речью не только нормальным детям, но и детям, которых в то время считали «ненормальными» (левшами, умственно отсталыми или какими-то когнитивными отклонениями). дефект).
В 1926 году он тяжело заболел туберкулезом, когда заканчивал диссертацию по психологии искусства. Хотя ему удалось восстановить свое здоровье, он немного упал духом и перестал публиковаться, хотя продолжал свои исследования в области психологии и образования. Вот почему он начал читать других писателей и исследователей в этой области, таких как Жан Пиаже, Вольфганг Келер и Уильям Штерн.
Уже широко известный своими работами, в 1929 году он был приглашен для подготовки педагогов в Университет Средней Азии, а в 1930 марта он провел семинар с кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном и лингвистом Николаем Марром. Точно так же начали появляться недоброжелатели его исследований, и его собственная группа разделилась по направлениям и намерениям его исследований.
Лев Выготский предпринял грандиозный проект, чтобы ответить на критику своей работы, и таким образом выпустил книгу «Мысль и речь». Но вскоре после этого он заболевал и диктовал последние главы из своей постели. Похоронен в 1934 году на Новодевичьем кладбище.
Выготский известен тем, что пытался соединить социальное и науку, поэтому он считал, что «историческое» измерение было самым центром психологии, и поэтому культура была очень важным фактором, поскольку он рассматривал психические процессы как социальные процессы. Он также исследовал язык как конструктор психики и ее прогресс в ребенке, проходящий через состояния, которые он определял как эмоциональные, конкретные объекты и абстракции.
«Самое замечательное в том, что сознание языка и социального опыта возникают одновременно и абсолютно параллельно». Лев Выготский
Он также придавал большое значение социальному и культурному контексту обучения и начал использовать язык. Поэтому он считается одним из самых выдающихся теоретиков психологии развития (учения) и основоположником историко-культурной психологии. Также говорят, что он был предшественником нейропсихологии, потому что в конце своей жизни он пытался объединить свои знания в области медицины с его обширными знаниями в области психологии и литературы.
Реклама
Доктор
Карл Густав Юнг (26 июля 1875 — 6 июня 1961) был швейцарским психологом, врачом и публицистом , родившимся в Кесвиле, кантон Тургау. Он признан основателем школы аналитической психологии и пионером в изучении глубинной психологии. Юнг сосредоточился на теоретической теме функциональной связи между структурой психики и ее культурными проявлениями, изучая, таким образом, различные предметы, включая антропологию, толкование снов, мифологию, религию и философию.
Юнг учился в Цюрихском университете, где позже занимал должность медицинского директора.
Близость к Зигмунду Фрейду
В 1902 году Карл Густав Юнг работал с Пьером Жане в клинике Сальпетриер и в клинике Бургхольцли под руководством Ойгена Блейлера. Именно в последнем он опубликовал свое исследование Diagnostiche Assoziations-Studien (1906 г.), которое принесло ему популярность. В следующем году у него была возможность встретиться с Зигмундом Фрейдом и установить прочные личные и рабочие отношения. На самом деле, он был редактором одной из работ Фрейда, «Журнал психоанализа и психопатологических исследований».
Расхождения с Зигмундом Фрейдом
Карл Густав Юнг был президентом Международной психоаналитической ассоциации. К 1912 году он продемонстрировал некоторые расхождения с Фрейдом , и вскоре после этого они решили разойтись. Юнг начал развивать свою доктрину «аналитической психологии». Позже он опубликовал «Psychologische Typen», в котором определил некоторые фундаментальные ориентиры человеческой личности, существующие в культурах и индивидуальностях.
На протяжении всей своей карьеры Юнг проводил этнопсихологические исследования в таких областях, как Северная Африка, Нью-Мексико, Кения и Восток. В нескольких своих работах он сотрудничал с Рихардом Вильгельмом, Генрихом Циммером и Кароли Кереньи. После своего расставания с Фрейдом он написал несколько важных работ:
- Über die Energetik der Seele (1928)
- Seelenprobleme der Gegenwart (1929)
- Das Geheimnis der Goldenen Blüte (1929) он получил сотрудничество от Ричарда Вильгельма.
- Psychologie und Alchemie (1944)
- Symbolik des Geistes (1948)
- Naturerklärung und Psyche (1952)
Академические отличия
Благодаря своей выдающейся карьере Юнг получил многочисленные академические награды, такие как «почетная степень ». из Оксфордского университета. Он был избран президентом Internationale Allgemeine Gesellschaft für Psychotherapie , а позже председательствовал в Schweizerische Gesellschaft für Praktische Psychologie . Несколько его работ переведены на испанский язык:
- «Я и бессознательное»
- «Проблема бессознательного в современной психологии»
- «Психология бессознательного»
- «Психологические типы»
- «Психология и алхимия»
- «Психология и религия»
- «Реальность психики»,
- «Психология и образование»
- «Тайна золотого цветка»
- «Психология и мифология».
Последней должностью, которую он занимал, была должность профессора в Политехническом институте Цюриха, но в 1942 году он был вынужден прекратить свою деятельность из-за проблем со здоровьем. В его честь был создан Институт К. Г. Юнга , который продвигает юнгианскую школу психологии, генерируя знания посредством организации национальных и международных конгрессов и встреч.
Продолжить чтение
Психологи
Public Domain
Элтон Мэйо (26 декабря 1880 — 7 сентября 1949) психолог, профессор и исследователь. Он родился в Аделаиде, Австралия. Окончив среднюю школу с отличными оценками, он решил изучать философию в Университете Аделаиды. По окончании он получил должность профессора в Квинслендском университете. Но через несколько лет он ушел в отставку, чтобы получить предложение о лучшей работе в Университете Пенсильвании, где он продолжил развивать свои исследования в различных текстильных компаниях.
Его исследования были сосредоточены на важности организационной социологии и психологии в рабочей среде. Через некоторое время он переехал в Соединенные Штаты, а именно в бизнес-школу Гарварда в 1926 году. Именно там он провел свое самое важное исследование: исследование Хоторна, которое он разрабатывал в течение 5 лет. В конце Второй мировой войны он переехал в Англию, чтобы встретиться с женой и дочерьми. Там он начал сотрудничать с британской промышленностью в восстановлении после войны.
В 1927 мая был проведен новаторский социально-экономический эксперимент в области промышленных исследований. Это исследование было названо Хоторнским расследованием, название связано с электрической компанией Хоторна, где оно проводилось. В ходе расследования было внесено несколько временных изменений в графики, оклады, перерывы, условия освещения и степени надзора. Были затронуты все уровни компании. Намерение состояло в том, чтобы определить путем наблюдения, какие условия будут наиболее благоприятными для повышения и повышения производительности.
Сначала Мэйо думал, что экономические стимулы послужат стратегией повышения эффективности сотрудников. Однако результаты оказались неожиданными и противоречили постулату. В этом смысле причиной повышения производительности стало большее внимание, которое уделялось работникам. Результаты этого проекта, опубликованные в 1939 году ассоциированными исследователями Ф. Дж. Ротлисбергером и Уильямом Дж. Диксоном в книге «Управление и рабочий», вызвали большое удивление и изумление. Собственно, это было открытие, которое произвело революцию в мышлении президентов компаний и отрасли на всех уровнях.
На тот момент многие компании изменили свои методы. Мэйо стремился зафиксировать их знания и результаты исследований. По этой причине он опубликовал в 1933 году человеческие проблемы индустриальной цивилизации, на тот момент это была очень важная работа, даже сегодня они все еще являются текстом для принудительного чтения. В этой книге раскрывается, что человеческие отношения на рабочем месте порождали проблему социального уровня в современной цивилизации. Хотя верно то, что индустриализация ускорила производство и способствовала экономическому росту, для мая это не означает, что условия жизни людей улучшились, даже на более низком уровне.
Понятно, что у Мэйо была четкая политическая позиция, утверждающая, что напряженность между работодателями и рабочими не будет разрешена социализмом. Для него психология была единственным инструментом, который мог способствовать пониманию и разрешению этой проблемы. Одна из причин, почему этот австралийский психолог стал таким популярным, заключается в том, что он продемонстрировал важность социальных отношений в рабочей среде. Хотя их теории подвергались переоценке и переформулировке, они остаются важной основой для изучения трудовых отношений.
Вклад этого австралийца направлен на развитие промышленной социологии в Соединенных Штатах в первой половине двадцатого века. На протяжении всей своей жизни Мэйо продолжал проводить исследования и испытания на различных фабриках, особенно в отраслях промышленности Северной Америки, с намерением понять, как социальные отношения определяют производительность компаний.
Благодаря этим исследованиям ему удалось разработать теории о трудовых взаимодействиях, эти теории действуют и в настоящее время. Большая часть восхищения этим социологом заключается в углублении эмоциональных потребностей сотрудников для повышения производительности. Мы понимаем, что для мая человеческий фактор имеет большое значение для экономического и продуктивного развития компании и общества в целом. Короче говоря, хорошие трудовые отношения мотивируют больше, чем экономические стимулы.
Возвращаясь к теме Эффекта Хоторна; это относится к увеличению производительности труда рабочих, когда они чувствуют, что их изучают. Теперь фундаментальным вкладом в начале 20-го века было придание такого же значения пониманию социальных проблем по отношению к материальным проблемам. Это был поворот, потому что в то время усилия науки были сосредоточены на развитии промышленности. Короче говоря, он сказал, что рабочих нельзя рассматривать изолированно, их следует анализировать как членов группы.
Путем наблюдения этот психолог хотел понять, как члены компании относятся к тому, чтобы предлагать действительно эффективные стратегии мотивации. Понимание наличия чувства зависти или превосходства среди сверстников. В этом смысле очень важно, чтобы компания знала не только навыки работника, но и его способности, чтобы вы имели представление о физическом и умственном потенциале работника. Предыдущие подходы вдохновили на многочисленные исследования и заложили основы для развития таких областей, как промышленная социология и организационная психология.
Несмотря на критику и вопросы, Наследие Элтона Мэйо остается в силе и по сей день. Мы должны упомянуть, что его основной вклад заключался в замене механической модели организационного поведения моделью, которая учитывала чувства, отношения, мотивационную сложность и другие аспекты человеческого субъекта. Это известно как теория человеческих отношений. Название, которым было окрещено открытие важности мотивации для рабочих, было «эффект маятника». Последние годы жизни прожил в Гилфорде, Великобритания, где и умер 7 сентября 19 года.49.
Похожие материалы: Промышленное проектирование
Продолжить чтение
Психологи
Гобонобо
Авраам Гарольд Маслоу (1 апреля 1908 — 8 июня 1970) психолог и психиатр, основатель гуманистической психологии. . Он родился в Бруклине, Нью-Йорк, США. Его родители были еврейскими эмигрантами из России. В детстве его воспитывали строго и именно поэтому он был порядочным юношей. Хотя у него было несколько братьев, он был одинок и несчастен. Одной из причин, почему у него не было счастливого детства, были его еврейские убеждения в нееврейском пространстве. Дети его школы и его соседей не понимали этого и много раз смеялись над ним, потому что он был евреем. Итак, Авраам видел в библиотеках и книгах убежище.
Окончив школу, Маслоу думал поступить на юридический факультет, но в итоге склонился к психологии. Маслоу учился в Школе аспирантуры Университета Висконсина. В декабре 1928 года, перед окончанием учебы, он женился на своей старшей двоюродной сестре Берте Гудман, в это время он познакомился со своим главным наставником, профессором Гарри Харлоу. Благодаря его влиянию Маслоу начал линию исследований, изучая сексуальное поведение и доминирование приматов, надо отметить, что это была совершенно новая тема. Маслоу получил степень магистра в 1931 и получил докторскую степень четыре года спустя. В том же году он предложил психологическую теорию, известную сейчас как «Иерархия потребностей Маслоу».
Эта теория фокусируется на изучении мотивации человека. Через год после выпуска он переехал в Нью-Йорк, чтобы работать с Эдвардом Торндайком в Колумбийском университете, где заинтересовался исследованием человеческой сексуальности. Альфред Адлер, один из первых коллег Зигмунда Фрейда, сыграл очень важную роль в этом процессе. Впоследствии он продолжил обучение в Колледже Бруклинского колледжа Городского университета Нью-Йорка, где получил должность штатного профессора. В Нью-Йорке у него была возможность работать с такими выдающимися личностями, как Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, а также с несколькими психологами-гештальтистами и фрейдистами.
Он также сделал несколько работ с антропологом Рут Бенедикт и гештальт-психологом Максом Вертхаймером, с которыми он связал отношения, основанные на профессиональном и личном восхищении. Маслоу проанализировал свое поведение, что было основой его исследований и размышлений о психическом здоровье и человеческом потенциале на протяжении всей его жизни. В 1951 году Маслоу переехал в Бостон, чтобы занять должность заведующего кафедрой психологии в Университете Брандейса, где он оставался в течение десяти лет. В это время он встретил Курта Гольдштейна, который познакомил его с концепцией самореализации.
Именно здесь он начал свое приключение в пользу гуманистической психологии, развил центральный тезис о пирамиде потребностей, которая в настоящее время применяется в различных областях психологии, даже за ее пределами, выражает то, что человеческие существа имеют структурированные потребности в различных слоях, затем возникают вторичные или высшие потребности, в то время как самые основные удовлетворяются. Эта теория применяется в психологии труда, которая стремится укрепить уважение работников, помочь им расти, самореализоваться и внедрять инновации в компании. Маслоу посвятил этой теме несколько строк, перенял идеи других психологов и существенно добавил свой собственный вклад, выделив концепции иерархии потребностей и самореализации, метапотребностей, метамотивации и возвышенных переживаний.
Маслоу стал лидером гуманистической школы психологии, основанной в 1950-х годах, которую он назвал «третьей силой», мы должны понимать, что она выходит за рамки теории Фрейда и бихевиоризма. В 1967 году благодаря своей работе он был награжден Американской гуманистической ассоциацией, которая назвала его гуманистом года. В последние годы своей жизни он посвятил себя преподавательской деятельности, Маслоу посвятил себя большому теоретическому проекту: разработать философию и этику, которые согласовывались с гипотезами гуманистической психологии, но не завершали ее. 8 июня 19В возрасте 70 лет он умер в Калифорнии от инфаркта миокарда.
Он опубликовал несколько работ, таких как «Мотивация и личность» (1954 г.), «Психология бытия» (1962 г.) и «Психология науки» (1966 г.). должны быть удовлетворены, и что психотерапия направлена на то, чтобы сделать возможным интеграцию бытия. Его теория находится в рамках холизма и гуманистической психологии, и Маслоу защищает идею о том, что человек представляет собой интегрированное и организованное целое без дифференцированных частей. Любая причина, влияющая на систему, влияет на человека в целом. Маслоу развил критику теорий Зигмунда Фрейда и Кларка Л. Халла.
Для Маслоу модель Фрейда относится только к невротическому поведению субъектов, которые не выносят фрустрации, в то время как теория Халла имеет дело исключительно с организмами в ситуации дефицита. В ответ психолог предложил теорию роста и развития, основанную на здоровом человеке, в которой ключевым понятием мотивации является понятие необходимости. Маслоу говорил, что это следующие физиологические потребности, потребности в защите или безопасности, социальные потребности в любви и принадлежности к группе, потребности в уважении и признании и, наконец, потребность в самореализации, понимаемой как реализация всего потенциала, который содержится в человек.
Продолжить чтение
Знаменитость
Фото: Анжела Джордж / Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0) Доктор Фил или просто Фил С. МакГроу (1 сентября 1950 г.), психолог и писатель. Известный доктор Фил Макгроу родился в городе Винита, штат Оклахома, США. У его семьи было мало экономических возможностей, его отец, Джо, был поставщиком нефтяного оборудования, затем изучал психологию, а его мать, Джерри МакГроу, посвятила себя заботе о своих детях. Еще со школы ему нравился футбол, благодаря которому ему удалось косвенно раскрыть свой талант мотивировать и давать советы людям. В значимой игре, которую его команда проиграла, это упало как ведро холодной воды для его товарищей по команде, он дал им выступление, которое было отмечено в его жизни и жизни его товарищей по команде.
Фил прошел через несколько университетов, сначала он поступил в Университет Талсы, чтобы изучить карьеру своего отца; но он дезертировал. Год спустя он перешел в Университет Среднего Запада в Уичито-Фолс, штат Техас, где получил степень по психологии. Затем он поступил в Университет Северного Техаса, где получил степень доктора философии. в психологии. Он чередовал свою карьеру с студенческим футболом, был выдающимся игроком, получил стипендию и несколько упоминаний. Во время учебы в докторантуре он женился на Дебби Хиггинс, но через несколько месяцев их союз распался. Через некоторое время он познакомился с девушкой по имени Робин, с которой решил пожениться.
После учебы Фил С. Макгроу работал со своим отцом в частной практике в качестве терапевта. На самом деле, он ненавидел то, чем занимался, ему не хотелось заниматься терапией. Доктор МакГроу, стремясь к переменам, запустил популярный семинар по самомотивации под названием «Пути». Десять лет спустя он вместе с Гэри Доббсом предпринял создание компании под названием Courtroom Sciences Inc. Компания, расположенная в Ирвинге, штат Техас, помогала ответчикам в разработке судебной стратегии и выборе присяжных. Фил благодаря капиталу, полученному компанией, продолжил обучение и получил несколько магистров и специальностей, например, в области клинической психологии или экспериментальной психологии.
На одной из своих консультаций он познакомился со знаменитой Опрой Уинфри в 1998 году. Они начали строить дружбу, Опра была очень восхищена мыслью доктора Фила, он стал частым гостем на Шоу Опры Уинфри, около четыре года. В этом шоу он выстроил собственный стиль, названный им Get Real, основанный на четкой речи и без неестественных психологических выражений. Он играл на всевозможные темы, отношения, ключи к жизни, счастье, ненависть и т. д.
Благодаря известности, полученной при его участии в качестве психолога и личного мотиватора, в 2002 году Филу С. Макгроу удалось создать собственную продюсерскую компанию. , под названием Peteski Productions, и вместе с этим он представил свою собственную программу «Шоу доктора Фила». В программе затрагивались такие вопросы, как деньги, ожирение, избалованные дети, измены и недовольные супруги. Он получил высокий рейтинг программ такого типа после того, как Опра запустила свою. McGraw ежедневно привлекал около шести миллионов зрителей. После премьеры своего шоу Макгроу переехал со своей семьей, Робином, женой, Джеем и Джорданом, а также их детьми, из Техаса в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, где он купил недвижимость примерно за 7,5 миллионов долларов. В том же году он решил продать свою долю в компании Courtroom Sciences Company.
Во время проведения своей программы он написал и опубликовал несколько книг по самосовершенствованию и самопомощи, в которых призывает людей жить своей жизнью исходя из их конкретных реалий. Его книги по самопомощи были очень популярны и возглавляли список бестселлеров в New York Times. Одним из самых популярных было The Ultimate Weight Solution. В книге говорится об актуальности лечения проблемы ожирения, столь распространенной в США, это также является для него болезненным вопросом, потому что его отец умер от этой болезни, и он вот-вот должен был страдать от нее.
Макгроу подвергают сомнению, потому что некоторые психологи считают его стиль слишком жестким и расслабленным, кроме того, что его программы могут быть чрезмерно озабочены получением рейтинга. С другой стороны, эксперты по маркетингу сомневаются в долгосрочности своей программы. Однако его программа показала обратное; как его бренд психологии, который был признан в Соединенных Штатах. Ваш сайт получает 14 миллионов посещений в месяц. В 2006 году журнал Forbes включил его в число 100 человек с самой высокой покупательной способностью, выиграв за тот год более 45 миллионов долларов.
На его семинары по всей стране съезжается бессчетное количество людей. Там, где он запускает и продает свои книги, его последняя книга «Диета 20/20: превратите свое видение потери веса в реальность» была выпущена в 2014 году. Его известность дала ему возможность появиться в некоторых сериях, таких как Фрейзер, Улица Сезам, Симпсоны и Ханна Монтана. Кроме того, он также участвовал в некоторых фильмах, например, в «Страшном движении 4», где он комично интерпретировал себя.
Продолжить чтение
Лев Выготский Факты и биография
Лев Выготский (1896-1934) был белорусским психологом. Он возглавил то, что стало известно как кружок Выготского, и основал теорию развития, широко известную как культурно-историческая психология. Выготский выдвинул теорию о высших познавательных функциях детей, считая, что практическое действие в социальной среде способствует возникновению навыков рассуждения.
Сначала он считал, что развитие мышления связано с культурой, окружающей ребенка, но позже изменил свое мнение. Его работа вызвала споры в раннем Советском Союзе и потеряла популярность на Западе, но была пересмотрена в 21 веке.
Детство и ранние годы
Выготский родился в семье среднего достатка в Орше, городе на территории тогдашней Российской империи. Он учился в соседнем городе Гомеле, а затем переехал в Москву в 1913 году, чтобы поступить в Государственный университет, чему способствовала квота трех процентов студентов-евреев, которую поддерживал университет.
Он изучал право, но также посещал неофициальные лекции по искусству, предмету, который его изначально больше интересовал. После окончания в 1917 августа Выготский вернулся в Гомель, оставшись там осенью после революции. Почти ничего не известно о его жизни в течение двух лет, пока коммунистические войска не захватили город в 1919 году. В течение нескольких лет Выготский был представителем большевиков.
Ранняя карьера Выготского
В 1924 году он ездил в Ленинград на Всероссийский психоневрологический съезд, вскоре после этого приняв приглашение стажироваться в Московском психологическом институте. К настоящему времени он был женат и в 1919 г. написал диссертацию по психологии искусства.25 – хотя он не публиковался 40 лет. Позже в том же году он посетил Лондон, и это был единственный раз, когда он ездил за границу. Вскоре после этого он заболел туберкулезом и должен был умереть. Хотя он выжил, его здоровье оставалось слабым в течение полутора лет после этого, в результате чего ему заочно была присвоена ученая степень.
Последующая карьера
После выписки из больницы Выготский занимался как методологической, так и теоретической работой по психологии, но так и не продвинулся дальше написания рукописи книги, пока его работа не была остановлена в 1927.