Биологическая память: Память (биологическая) | это… Что такое Память (биологическая)?

Память генетическая . Что такое «Память генетическая «? Понятие и определение термина «Память генетическая » – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Память генетическая – гипотетическая совокупность наследственных реакций, которые передаются субъекту через поколения посредством генов. У данного термина есть и другие наименования – генная память, расовая память, родовая память, биологическая память и так далее. По сути своей генетическая память – это термин, обозначающий обусловленную генотипом «память» на биологические события, которые происходили в течение эволюции какого-либо биологического вида. «Память» в данном случае используется в метафорическом смысле, чтобы обозначить генетически закодированную склонность к определенным видам поведения.

В понятие

генетической памяти также включаются бессознательные действия (и безусловные рефлексы, и различные комплексы фиксированных действий). Генетическая память характерна для всех видов животных и у новорожденных первоочередна по отношению к фонетической памяти, которая в свою очередь отвечает за новоприобретенную информацию и опыт, используемые в дальнейших поколениях генетической памятью.

С точки зрения Карла Густава Юнга, генетическая память — это опыт предков человека, представленный нервными структурами головного мозга. Юнг также относил некоторые мистические элементы к данному термину, что объясняет его широкое распространение и использование в рамках парапсихологии.

Парапсихологи часто используют генетическую память при объяснении метода регрессии прошлой жизни, хотя в большинстве своем парапсихологи отвергают теорию генной памяти в качестве состоятельной. Также генетическая память как термин часто используется в различных культурных областях (литература, кино) и чаще всего появляется в тандеме с таким явлением, как «реинкарнация».

< Память

Память долговременная >

Популярные термины

    Память генетическая

    Откладываете дела на потом? Во всем виноваты гены

    Многим сегодня знакома проблема прокрастинации: как сосредоточиться на деле, если каждые пять минут нужно проверять электронную почту, страницу в социальной сети и читать новости?..

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Как появляется нелюбовь к телу: 3 неочевидные причины — объяснение фитнес-тренера
    • «Мужчины сводят все разговоры к теме секса. Это с ними или со мной что-то не так?»
    • «Я мечтаю о шизофрении, хочу стать чокнутой, хочу быть странной»
    • Сохранить и улучшить отношения: ученые назвали самые эффективные стратегии
    • «Какое гендерное равенство, если женщины и мужчины разные?»: 10 глупых вопросов феминистке
    • Как достигать целей в период неопределенности: 7 правил
    • Сериал «Король и Шут» оправдывает надежды и вызывает ностальгию: комментарии зрителей и психолога
    • «Любовь парня к аниме-девушкам с большой грудью бьет по моей самооценке»

    Сегодня читают

    • «Мужчина должен решить, кто ему важнее: его „женщина для секса“ или я»
    • «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
    • «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
    • «Я поняла, что хочу завершить отношения, но затем появилось много страхов и сомнений»
    • 3 вида мужских манипуляций: женские истории комментируют мужчины и психолог
    • «Свекровь шантажирует и давит на жалость. Как помочь мужу справиться с этим?»

    Psychologies приглашает

    Telegram-канал Psychologies

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Глава 3. Память Виды и формы биологической памяти

    Обучение и память — неотделимые процессы. Обучение обеспе­чивает постоянное пополнение знаний и навыков. Память, в отличие от обучения, это не только усвоение и сохранение информации, но и механизм воспроизведения информации для ее использования. Меха­низм извлечения информации основан на ассоциациях, сходных на­учению. Повторение информации способствует упрочению следа па­мяти, так же как многократное повторение стимулов и их сочетание способствует обучению.

    Рассмотрим ряд современных представлений о видах и формах био­логической памяти. Биологическая память, по определению И. П. Ашмарина (1975),- это способность живых существ, воспринимая воздействия, закреплять, сохранять и воспроизводить изменения функционального состояния и структуры, вызванные этим воздействием. Биологическая память является одним из главных отличительных признаков живой материи от неживой.

    Генетическая память обеспечивает стабилизацию органических | систем, их структурное самовоспроизведение — это память биологи­ческого вида, определяющая становление безусловных рефлексов инстинктов, импринтинга. Нуклеиновые кислоты обеспечивают ста­бильность хранения информации и являются носителем генетической памяти. Мутагенез лежит в основе изменчивости генетической инфор­мации в филогенезе.

    Иммунологическая память — способность узнавать генетически чужеродные тела для их уничтожения при повторной встрече. Имму- нокомпетентные лимфоциты являются основными участниками им­мунного ответа. Иммунные белки, способные разрушать антигены (чу­жеродные вещества), называются антителами. Поверхностная

    (мембрана иммунокомпетентного лимфоцита имеет определенный набор антител, являющихся рецепторами для антигенов. Все лимфоциты, несущие одинаковый рецептор, являются потомками одной мате­ринской клетки с таким рецептором и образуют клон. Первая встреча с антигеном ведет к формированию клона — увеличению числа соот­ветствующих лимфоцитов и их разделению на эффекгорные клетки и клетки памяти. Эффекгорные клетки живут несколько дней, а клетки памяти — всю жизнь.

    Нейрологическая, или нервная, память обеспечивает обработку и I хранение информации, приобретаемой организмом в процессе онто­генеза, информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события.

    В дальнейшем мы будем рассматривать механизмы именно нейрологической памяти.

    Память как результат обучения это — изменения в нервной системе, сохраняющиеся в течение некоторого времени и влияющие на характер будущих реакций организма. Комплекс структурно-функциональных изменений, включающий запечатление внешней ситуации и субъектив­ное отношение к этой ситуации, называется образованием энграммы.

    Энграмма — след памяти, сформированный в процессе обучения. Утрата энграммы вследствие ее повреждения (отсутствие памяти) — амнезия. Нарушение нейронального электрофизиологического следа в результате электрических или механических воздействий на мозг ведет к ретроградной амнезии, нарушению памяти на события, пред­шествовавшие воздействию. Антероградная амнезия- неспособность сформировать энграмму после воздействия. Таким образом, антерог­радная и ретроградная амнезии различаются тем, информация какого периода по отношению к моменту повреждающего мозг воздействия исчезает из памяти.

    Изучение нарушений памяти при различных формах амнезии по­зволяет пополнить данные о механизмах памяти. В настоящее время

    показано, что для амнезии существенное значение играет не врем) между обучением и воздействием, а время между воспроизведением следа и воздействием. Травматические воздействия мешают воспроизведению следов памяти — энграмм.

    Забывание информации — это не разрушение энграммы, а перево; ее в подпороговое состояние, недоступное для считывания. Энграмм недолговечна, она закрепляется, консолидируется при интенсивны) модулирующих процессах.

    Спонтанное восстановление следов памяти, утраченных при ам­незиях, указывает на то, что энграмма формируется при первом предъявлении стимула, а затем либо остается доступной для воспро* изведения, либо нет. Возможно, что в отношении памяти наш мозг] подобен компьютеру — информация, стертая пользователем, сохраняв ется на диске, хотя становится недоступной для предъявления.

    У. Пенфилд и Т. Расмуссен выполнили электрическую стимуляцию височных долей поверхности обнаженного мозга у больных эпилепсией в процессе оперативного вмешательства и обнаружили реакцию ретроспекции (возникновение кадров из прошлого), при которой] человек вспоминает и связно описывает события прошлого. Люди нередко вспоминали факты, о которых никогда не подозревали сами.

    Нарушения памяти при различных формах амнезии, спонтанное восстановление следов памяти и реакция ретроспекции свидетельствуют о I справедливости

    теории активной памяти. Эта теория включает понятие состояние энграммы, предопределяющее готовность энграммы к считыванию. Активность энграммы обнаруживается в возбуждении нейронов. Только активный след доступен для воспроизведения. Большинство! же следов памяти находится в неактивном состоянии. Активная память — совокупность активированных старых и новых энграмм.

    Наряду с представлением о двух состояниях энграммы существует гипотеза одного следа и двух процессов: первый процесс — формирова­ние «чистого следа» — собственно энграммы памяти, и второй процесс — формирование её неспецифического обеспечения, связанного с состоянием мозга. Энграмма формируется одномоментно, при участии спе­цифических процессов, но ее состояние зависит от неспецифических

    систем мозга и подчиняется закону Йеркса-Додсона, который гласит: эффективность процессов памяти максимальна при средних уровнях активации. Согласно этой гипотезе, след памяти, сформированный одномоментно, сохраняется навсегда, но его воспроизведение зависит от многих дополнительных факторов. Процесс воспоминания проис­ходит под влиянием доминирующей мотивации, что ведет к образова­нию информационных молекул, оживляющих энграмму.

    По восприятию информации выделяют две формы памяти: осоз­нанную — эксплицитную и неосознанную — имплицитную.

    Эксплицитная память обеспечивает хранение четко сформулированой информации и делится на эпизодическую (связанную с индивидуаль­ными для каждого человека событиями) и семантическую (смысловую).

    Имплицитная память определяет сохранение последовательнос­ти действий при обучении разнообразным навыкам (процедурам) и не всегда может быть описана словами. Люди часто не в состоянии четко сформулировать, что они запомнили, обучаясь ездить на велосипеде, играть на скрипке, кататься на коньках, водить машину. Имплицитная память связана с медленным обучением, при этом происходит фикса­ция причинно-следственных отношений с помощью активности сис­тем памяти, не касающихся общего запаса знаний.

    Информация в эксплицитной памяти может храниться бесконеч­но долго, а следы имплицитной памяти склонны угасать при отсут­ствии использования. Вероятно, имплицитная память возникла в эво­люционном развитии раньше, нежели эксплицитная.

    Единая классификация, основанная на длительности хранения информации, на настоящий момент отсутствует, так как наблюдается несогласованность мнений в отношении продолжительности каждого этапа. Рассмотрим два вида памяти, признаваемые большинством со­временных исследователей.

    Биологическая память | СпрингерЛинк

  • Арбит, Дж. (1964). Обучение кольчатых червей и попытки химической модификации этого поведения. — Anim. Поведение Доп. 1 , с. 83–87.

    Google Scholar

  • Атнив, Ф. (1955). Симметрия, информация и память на закономерности.-Амер. Дж. Психол. 68 , с. 209–222.

    Google Scholar

  • Берендес, Г. П. (1941). Fortpflanzungsverhalten und Orientierung der Grabwespe Ammophila campestris .-Jur. Tijdschr. для Энтом. 84 , с. 71–275.

    Google Scholar

  • Барфурт, Д. (1891). Versuche zu funktionellen Anpassung.-Arch. микр. Анат. 37 , с. 392–405.

    Google Scholar

  • Бергсон, Х. (1907). творческая эволюция. В «Oeuvres».-Presse Universitaire de France (1959).

  • Блюм, HF (1951). Стрела времени и эволюция. Издательство Принстонского университета.

  • Бон, Г. (1908). Les rhytmes vitaux chez les actiniés.-C.R. 37. Конгр. Жопа. о. Аванс. науч. Нет. Мем. п. 613–619. ( В : Торп, 1956).

  • Бор, Н. (1934). Атомная теория и описание природы. Издательство Кембриджского университета.

  • Бриллюэн, Л. (1951). Демон Максвелла не может действовать: информация и энтропия. -Дж. приложение физ. 22 , с. 334–337.

    Google Scholar

  • Брунер, Дж. и Л. Таук (1966). Продолжительные явления в нервной системе моллюска.-С.Э.Б. Симпозиум 20 , с. 457–475.

    Google Scholar

  • Кальвин, М. (1967). Химическая эволюция.-Прогр. в Теорет. биол. 1 , с. 1–34.

    Google Scholar

  • Corning, W.C. & E. Р. Джон (1961). Влияние рибонуклеазы на сохранение условной реакции у регенерировавших планарий.-Science 134 , p. 1363–1365 гг.

    Google Scholar

  • Датта, LG (1962). Учусь у дождевого червя, Lumbricus terrestris .-амер. Дж. Психол. 75 , с. 531.

    Google Scholar

  • Дельбрюк, М. (1949). Физик смотрит на биологию. — Перепечатано в 1966 г. в: Фаг и истоки молекулярной биологии. Колд-Спринг-Харбор, Нью-Йорк.

    Google Scholar

  • Дельбрюк, М. (1957). Атомная физика в 1910 г. и молекулярная биология в 1957 г. Лекция, прочитанная в Массачусетском технологическом институте. (не опубликовано).

  • Дриш, Х. (1928). Der Mensch und die Welt.-Rascher, Цюрих.

    Google Scholar

  • Доза, К. (1970). Ueber den Ursprung des Lebens. Ein Bericht über die dritte Internationale Konferenz in Pont-à-Mousson.-Naturwissenschaften 57 , p. 555–560.

    Google Scholar

  • Даннилл, П. (1966). Пара триплет-нуклеотид-аминокислота; стереохимическая основа разделения белковых и небелковых аминокислот.-Nature 210 , p. 1267–1268 гг.

    Google Scholar

  • Экклс, Дж. К. (ред.) (1966). Мозг и сознательный опыт.-Спрингер, Гейдельберг.

    Google Scholar

  • Эпштейн, В. и Дж. Р. Беквит (1968). Регуляция экспрессии генов.-Ann. Преподобный Биохим. 37 , с. 411–431.

    Google Scholar

  • Финк, Г. Ф. (1966). Компьютеры и человеческий разум. — Doubleday Co. Inc., Гарден-Сити, Нью-Йорк,

    Google Scholar

  • Фокс, SW (1960). Явления самоорганизации и первая жизнь.-Общие системы 5 , с. 57–60.

    Google Scholar

  • Фрич, В. (1965). Links und Rechts in Wissenschaft und Leben.-Urban-Bücher 80.

  • Гелбер, Б. (1952). Исследования поведения Paramecium aurelia. I. Модификация поведения после тренировки с подкреплением.-J. комп. физиол. Психол. 45 , с. 58–65.

    Google Scholar

  • Гелбер, Б. (1963). Разные ответы на одно и то же обучение в syngen 1 и syngen 4 Paramecium aurelia .-Proc. Междунар. конгр. Зоол. 2 , с. 3.

    Google Scholar

  • Якобсон, А.Л., К. Фрид и С. Д. Горовиц (1966). Планарии и память.-Природа 209 , с. 599–601.

    Google Scholar

  • Джандер, Р. (1957). Die optische Richtungsorientierung der roten Waldameisen ( Formica rufa L.).-Z. вгл. Физиол. 40 , с. 162–238.

    Google Scholar

  • Дженнингс, HS (1902). Исследования реакций на раздражители у одноклеточных организмов. IX. О поведении фиксированных инфузорий ( Stentor и Vorticella ) со специальной ссылкой на модифицируемость реакций простейших.-Амер. Дж. Физиол. 8 , с. 23–60.

    Google Scholar

  • Кейн, Дж. Н. (1963). Известные первые факты.-Уилсон.

  • Каплан, Р. В. (1968). Molekularbiologische Probleme der Lebensentsstehung.-Naturwissenschaften 55 , p. 97–104.

    Google Scholar

  • Кляйн, MJ (1954). Порядок, организация и энтропия.-Брит. Дж. Фил. науч. 4 , с. 158–160.

    Google Scholar

  • Лоренц, К. (1965). Эволюция и модификация поведения. — Издательство Чикагского университета; Метуэн, Лондон, 1966 г.

    Google Scholar

  • Мальтус, Т. Р. (1803 г. ). Очерк о населении.-Дж. М. Дент и сыновья Лтд., 1966.

  • Мэтьюз, GVT (1968). Птичья навигация.-Кембриджский университет. Нажимать.

  • МакКлинток, Б. (1956). Контролирующие элементы и ген.-Cold Spring Harbour Symp. квант. биол. 21 , с. 197–216.

    Google Scholar

  • МакКоннелл, Дж. В., А. Л. Джейкобсон и Д. П. Кимбл (1959). Эффекты регенерации при сохранении условной реакции у планарии.-J. комп Психол. 52 , с. 1–5.

    Google Scholar

  • Миллер, Джорджия (1956). Магическое число семь плюс минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию. — Психология. Ред. 63 , с. 81–97.

    Google Scholar

  • Ньюман, С.А. (1970). Примечание о сложных системах.-J. теор. биол. 28 , с. 411–413.

    Google Scholar

  • Оппельт, В. (1956). Регелунг в технике. In : Regelungsvorgänge in der Biologie (редакция H. Mittelstaedt), p. 9–15.-Ольденбург, Мюнхен.

    Google Scholar

  • Осборн, HF (1894). Alte und neue Probleme der Phylogenese.-Ergebn. Анат. ты Entwgesch. 3 , с. 584–625.

    Google Scholar

  • Парди, А.Б., Ф. Джейкоб и И. Моно (1959). Генетический контроль и цитоплазматическая экспрессия индуцируемости синтеза β-галактозидазы штаммом Escherichia coli . -Дж. мол. биол. 1 , с. 165–178.

    Google Scholar

  • Паули, В. (1958). Фрагмент из письма профессору Э. Хадорну, Цюрих.

  • Пирс, младший (1965). Phaenomene der Kommunikation.-Econ. Дюссельдорф. (1961 engl: Символы, сигналы и шум.-Харпер).

  • Портманн, А. (1960). Die Tiergestalt.-Friedrich Reinhardt AG, Базель.

    Google Scholar

  • Рашевский, Н. (1965). Модели и математические принципы в биологии.- In : Waterman & Morowitz Ed., Theoretical and Mathematical Biology.-Blaisdell, New York.

    Google Scholar

  • Розен, Р. (1960). Реляционная теория биологических систем. Общие системы 5 , с. 29–45.

    Google Scholar

  • Розен, Р. (1960). Представление биологических систем с точки зрения теории категорий.-Общие системы 5 , с. 45–55.

    Google Scholar

  • Зауэр, Э. Г. Ф. и Э. М. Зауэр (1960). Звездная навигация ночных перелетных птиц. Эксперименты планетария 1958 года. Симптом в Колд-Спринг-Харбор. квант. биол. 25 , с. 463–473.

    Google Scholar

  • Шредингер, Э. (1944). Was ist Leben?-Francke AG, Bern, 1951.

    Google Scholar

  • Spiegelmann, S. , A. Burny, M.R. Das, J. Keydar, J. Schlom, M. Travnicek &K. Уотсон (1970). Синтетические ДНК-РНК-гибриды и РНК-РНК-дуплексы как матрицы для полимераз онкогенных РНК-вирусов.-Nature 228 , с. 430–432.

    Google Scholar

  • Шпигельманн, С. (1970). Статья об опухолевом вирусе, прочитанная в Int. конгр. Биохим. Монтре, сентябрь 1970 г. (еще не опубликовано).

  • Сулстон Дж., Р. Лорманн, Л. Э. Оргель, Х. Шнайдер-Бернлоер и Б. Дж. Вейманн (1969). Неферментативный синтез олигонуклеотидов на полицитидилатной матрице.-J. Мол. биол. 40 , с. 227–334. (См. также L.E.Orgel в K.Dose, 1970).

    Google Scholar

  • Торп, WH (1956). Обучение и инстинкт у животных. — Метуэн, Лондон.

    Google Scholar

  • Убаг, Г. (1971). Diversité et spécialisation des plus anciens échinodermes que l’on connaisse.-Biol. Ред. 46 , с. 157–200.

    Google Scholar

  • Уокер, И. (1962). Mutationsauslösung bei der Schlupfwespe Pseudeucoila bochei Weld. Die Mutante «без усиков» (al).-Arch. Клаус-Стифт. Верерб Форш. 27 , с. 28–38.

    Google Scholar

  • Уокер, И. (1972). Паттерн экспрессивности с особым упором на симметрию у мутанта по щитку щетинок восточноафриканского вида Zaprionus .-Rev. Suisse Zool., в печати.

  • Уолтер, WG (1953). Живой мозг.-В. W. Norton Co., Нью-Йорк.

    Google Scholar

  • Уэллс, MJ (1962). Мозг и поведение головоногих моллюсков.-Хайнеманн.

  • Вестфаль, CJ (1963). Lehrbuch der Physik.-Springer, Гейдельберг.

    Google Scholar

  • Вейл, Х. (1952). Симметрия. Издательство Принстонского университета.

  • Вуджер, Дж. Х. (1967). Биологические принципы. Критическое исследование.-Routledge and Kegan Paul Ltd.

  • Виндхэм, Дж. (1953). Пробуждение Кракена.-Книги пингвинов, 1955.

  • Янг, JZ (1966). Модель мозга. Кларендон Пресс, Оксфорд.

    Google Scholar

  • Память играет роль почти в каждом биологическом процессе

    Перейти к основному содержанию

    Журнал Yale Medicine, 2015 г. – осень

    Contents

    Говорят, что наши воспоминания делают нас такими, какие мы есть. Мы превращаем наши воспоминания в истории со смыслом и мудростью и делимся ими в надежде, что другие смогут извлечь из них уроки. Наши воспоминания принимают разные формы — одни мимолетные, другие жестко встроены в наш мозг и доступны для быстрого вызова. Наша иммунная система запоминает чужеродных захватчиков, чтобы остановить их до того, как они нанесут ущерб, а наши клетки помнят, была ли их ДНК повреждена и подверглась ли она восстановлению. Йельский университет медицины поговорил с деканом Робертом Дж. Алперном, доктором медицины, о важности памяти в медицине, науке и не только.

    Почему изучение памяти так важно?

    Изучение памяти важно из-за ее роли почти во всех биологических процессах. Мы думаем о мозге как о месте хранения памяти, но почти каждый клеточный и молекулярный процесс в организме использует память для повышения своей эффективности. Тем не менее, понимание памяти в мозгу уникально важно, потому что эта форма памяти определяет, кто мы есть. Сейчас мы живем в эпоху, когда мы излечиваемся от рака и сердечных заболеваний, но позже многие из них страдают от таких болезней, как болезнь Альцгеймера.

    Как новое отделение Йельского университета по изучению болезни Альцгеймера продвинет изучение болезни и, надеюсь, приведет к улучшению диагностики и лечения?

    Когда мы занимались стратегическим планированием 10 лет назад, одним из самых приоритетных направлений исследований были нейродегенеративные заболевания, и в связи с этим был создан Центр клеточной неврологии, нейродегенерации и восстановления (CNNR). Успех CNNR способствовал нашей способности стать подразделением по болезни Альцгеймера. Мы до сих пор не до конца понимаем, что заставляет амилоидный белок или тау накапливаться в мозгу, но мы надеемся использовать Отдел исследований болезни Альцгеймера, чтобы углубить наше понимание и разработать новые методы лечения этого заболевания.

    Какой аспект памяти вы считаете наиболее интересным?

    Способность мозга создавать собственную память. У людей есть воспоминания, которые на самом деле никогда не случались или, возможно, случались не так, как они помнили. Если вы рассказываете историю достаточное количество раз, она начинает становиться настоящим воспоминанием, запуская все биологические механизмы, связанные с долговременной памятью. Это восхищает меня.

    Что следует запомнить читателям из этого выпуска Yale Medicine ?

    Им следует помнить о красоте биологии. В то время как простая память возникает у простейших организмов, сложная память, выполняемая нашим мозгом, потребовала много времени для развития и определяет человеческий вид и другие высокоуровневые виды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *