Бред это в психологии: ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Расстройства мышления››

Содержание

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Расстройства мышления››

Под бредом мы понимаем совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. Такое определение бреда или бредовых идей с незначительными изменениями традиционно приводится в большинстве современных руководств по психиатрии.

Несмотря на большое разнообразие клинических форм бредовых синдромов и механизмов их образования, можно говорить об основных признаках бреда с учетом отдельных поправок и исключений применительно к конкретным бредовым синдромам и их динамике. Основные наиболее обязательные признаки включены в приведенное выше определение бреда. Каждый из них, взятый сам по себе, не имеет абсолютного значения, диагностическую ценность они приобретают в сочетании и с учетом типа бредообразования. Выделяют следующие основные признаки бреда.

1. Бред является следствием болезни и, таким образом, в корне отличается от заблуждений и ошибочных убеждений, наблюдающихся у психически здоровых.

2. Бред всегда ошибочно, неправильно, искаженно отражает реальную действительность, хотя иногда в отдельных посылках больной может быть и прав. Например, то обстоятельство, что действительно имел место факт супружеской неверности жены, еще не исключает правомерности диагноза бреда ревности у мужа. Дело не в единичном факте, а в той системе суждений, которая стала мировоззрением больного, определяет всю его жизнь и является выражением его «новой личности».

3. Бредовые идеи непоколебимы, они совершенно не поддаются коррекции. Попытки разубедить больного, доказать ему неправильность его бредовых построений, как правило, приводят лишь к усилению бреда. Характерна субъективная убежденность, уверенность больного в полной реальности, достоверности бредовых переживаний. В. Иванов (1981) отмечает также невозможность корригирования бреда суггестивным путем.

4. Бредовым идеям присущи ошибочные основания («паралогика», «кривая логика»).

5. В большинстве своем (исключение составляют некоторые разновидности вторичного бреда) бред возникает при ясном, непомраченном сознании больного. Н. W. Gruhle (1932), анализируя соотношения между шизофреническим бредом и сознанием, говорил о трех сторонах сознания: ясность сознания в настоящий момент, единство сознания во времени (от прошлого к настоящему) и содержание «я» в сознании (применительно к современной терминологии — самосознание). Первые две стороны сознания не имеют отношения к бреду. При шизофреническом бредообразовании обычно страдает третья сторона его, причем расстройство часто очень тяжело переживается больным, особенно на самых ранних этапах формирования бреда, когда улавливаются тончайшие изменения собственной личности. Это обстоятельство применимо не только к шизофреническому бреду.

6. Бредовые идеи тесно спаяны с изменениями личности, они резко меняют присущую больному до болезни систему отношений к окружению и самому себе.

7. Бредовые идеи не обусловлены интеллектуальным снижением. Бред, особенно систематизированный, чаще наблюдается при хорошем интеллекте. Примером этого может служить обнаруженная нами в психологических исследованиях, проводимых с помощью теста Векслера, сохранность интеллектуального уровня при инволюционной парафрении. В тех случаях, когда бред возникает при наличии органического психосиндрома, речь идет о незначительном интеллектуальном снижении, а по мере углубления слабоумия бред утрачивает свою актуальность и исчезает.

Известно много классификационных схем бредовых синдромов. Мы приводим здесь наиболее общепринятые и часто употребляемые в практике.

Различают бред систематизированный и отрывочный.

Систематизированный (словесный, интерпретативный) бред характеризуется наличием определенной системы бредовых построений, при этом отдельные бредовые построения взаимосвязаны. Нарушено преимущественно абстрактное познание мира, окружающего больного, искажено восприятие внутренних связей между различными явлениями, событиями. Типичным примером систематизированного бреда является паранойяльный.

При построении паранойяльного бреда важную роль играют неверная интерпретация реальных фактов, особенности паралогического мышления. Паранойяльный бред всегда кажется обоснованным, он менее нелеп, не так резко противоречит действительности, как отрывочный. Нередко больные, обнаруживающие паранойяльный бред, для доказательства правоты своих утверждений выстраивают систему логических доказательств, однако их доводы ложны либо в своей основе, либо по характеру мыслительных построений, игнорирующих существенное и акцентирующих второстепенное.

Паранойяльный бред может быть самым различным по своей тематике — бред реформаторства, бред высокого происхождения, бред преследования, ипохондрический бред и т. д. Таким образом, нет однозначного соответствия между содержанием, фабулой бреда и его формой. Бред преследования может быть как систематизированным, так и отрывочным. Его форма, очевидно, зависит от нозологической принадлежности бредового симптомокомплекса, остроты течения заболевания, участия в клинической картине выраженных изменений эффективности, стадии патологического процесса, на которой бред обнаруживается, и т.  д.

Уже Е. Kraepelin (1912, 1915), впервые выделивший паранойю как самостоятельную нозологическую форму, видел два возможных механизма паранойяльного бредообразования — либо в связи с конституциональной предрасположенностью, либо на определенном этапе эндогенного процесса.

Учение о паранойе характеризовалось в своем развитии альтернативностью подхода. В известной мере это выражено во взглядах К. Birnbaum (1915) и Е. Kretschmer (1918, 1927). При этом совершенно игнорировалась возможность эндогенного происхождения паранойи. В ее генезе основное значение придавалось почве и аффективному (кататимному) возникновению сверхценных идей. На примере сенситивного бреда отношения- Е. Kretschmer (1918) рассматривал паранойю как сугубо психогенное заболевание, в клинике которого находят отражение такие факторы, как предиспозиция характера, психогенно травмирующая больного среда и наличие ключевого переживания. Под ключевыми Е. Kretschmer понимал переживания, которые подходят к особенностям характера больного, как ключ к замку.

Они специфичны для данной личности и поэтому вызывают у нее характерные, особенно сильные реакции. Так, например, переживание незначительного сексуально-этического поражения может оказаться ключевым для личности сенситивного склада, а для человека кверулянтского склада может остаться незамеченным, пройти бесследно.

Концепция Бирнбаума—Кречмера оказалась узкой, односторонней, так как не объясняла значительного разнообразия паранойяльных бредовых синдромов, сводя механизмы бредообразования во всех без исключения случаях к психогенному возникновению бреда.

П. Б. Ганнушкин (1914, 1933) подходил к паранойяльному бредообразованию дифференцированно, различал паранойяльное симптомообразование в рамках психопатии и обозначал его как параноическое развитие. Остальные случаи паранойяльного симптомообразования автор рас: сматривал как проявление процессуального заболевания — то ли вялотекущей шизофрении, то ли органических поражений головного мозга.

Взгляды П.  В. Ганнушкина нашли сбое развитие й исследованиях А. Н. Молохова (1940). Он определил параноические реакции как психогенные, в основе которых лежит сверхценная идея, являющаяся отражением патологической целеустремленности. С понятием «параноический» А. Н. Молохов связывал особое параноическое развитие личности и особые патогенетически связанные с ним психогенные реакции. Хронически протекающие и обнаруживающие явные признаки процессуальности паранойяльные состояния автор относил к шизофрении.

Таким образом, развитие учения о паранойе убедительно показывает правомерность различения паранойяльного и параноического бредовых симптомокомплексов. Первый наблюдается при процессуальных психических заболеваниях, второй отличается от паранойяльного психогенным происхождением и обязательным наличием конституциональной почвы. К параноическому бредообразованию в большей мере, чем к паранойяльному, применим критерий «психологической понятности». Само по себе это понятие достаточно спорно, так как невозможно в полной мере понять бред.

Известно высказывание К. Schneider: «Там, где можно понять,— это не бред». Т. И. Юдин (1926) считал, что критерий «психологической понятности» применим только к содержанию бреда. Когда психиатры пользуются критерием доступности бреда пониманию, обычно подразумевают либо возможность проникнуться болезненными переживаниями больного, либо установить соответствие между тематикой, содержанием бреда и способом его возникновения, т. е. явно выраженным психогенезом и наличием соответствующих личностных особенностей.

К систематизированному бреду относится и систематическая форма парафренного бреда. В наше время большинство психиатров рассматривают его как симптомокомплекс, наблюдающийся при шизофрении и некоторых органических процессуальных заболеваниях головного мозга. Е. Kraepelin (1913) выделял 4 формы парафрении: систематическую, фантастическую, конфабуляторную и экспансивную. Из них, как уже говорилось, лишь систематическая форма ее безоговорочно может быть отнесена к систематизированному бреду.

Систематическая парафрения, по Е. Kraepelin, появляется в результате развития раннего слабоумия, когда на смену бреду преследования приходит бред большого масштаба, величия. Для систематической парафрении характерны устойчивость бредовых идей, сохранность памяти и интеллекта, эмоциональная живость, значительная роль слуховых галлюцинаций, отсутствие психомоторных расстройств.

Фантастическая форма парафрении характеризуется преобладанием в клинической картине неустойчивых, легко возникающих и легко сменяющихся другими крайне нелепых бредовых идей, которые по своей направленности преимущественно относятся к идеям величия.

Конфабуляторной парафрении свойствен конфабуляторный бред. Конфабуляции при ней возникают вне каких-либо грубых расстройств памяти, не носят заместительного характера.

Экспансивная парафрения характеризуется бредовыми идеями величия на фоне гипертимии, иногда при ней наблюдаются галлюцинации. Она, как и систематическая, чаще наблюдается при шизофрении, тогда как конфабуляторная и фантастическая — при органических заболеваниях головного мозга, особенно — в позднем возрасте.

Выделяют также галлюцинаторную парафрению, в клинической картине которой преобладают галлюцинаторные переживания, чаще — вербальные псевдогаллюцинации и сенестопатии (Я. М. Коган, 1941; Э. С. Петрова, 1967).

Разграничение различных вариантов парафренных синдромов представляет нередко большие трудности и до сих пор еще не может считаться завершенным. Так, W. Sulestrowski (1969) указывал на большие трудности в отграничении фантастической, экспансивной и конфабуляторной парафрении друг от друга и от систематической парафрении. А. М. Халецкий (1973) сближает фантастическую парафрению с систематической, подчеркивая особую выраженность признака фантастичности бредовых идей, которые, по его наблюдениям, чаще всего встречаются при неблагоприятно протекающей шизофрении.

При несистематизированном, отрывочном (чувственном, образном) бреде переживания не имеют единого стержня, не связаны между собой. Отрывочный бред более нелеп, чем систематизированный, он менее аффективно насыщен и не в такой мере меняет личность больного. Чаще всего отрывочный бред проявляется в болезненном восприятии тех или иных фактов окружающей действительности, при этом бредовые переживания не объединяются в стройную логическую систему. В основе отрывочного бреда — нарушение чувственного познания, непосредственного отражения предметов и явлений окружающего мира.

Отрывочный бред не является единым психопатологическим симптомообразованием. В рамках несистематизированного бреда различают (О. П. Вертоградова, 1976; Н. Ф. Дементьева, 1976) такие варианты, как чувственный и образный.

Чувственный бред характеризуется внезапностью возникновения фабулы, ее наглядностью и конкретностью, неустойчивостью и полиморфностью, диффузностью и аффективным характером болезненных переживаний. В его основе лежат качественные изменения восприятия реальной действительности. Чувственный бред отражает измененный смысл воспринятых событий внешнего мира.

Образный бред — это наплыв разрозненных, отрывочных бредовых представлений, таких же непоследовательных и нестойких, как при чувственном бреде. Образный бред является бредом вымысла, фантазий, воспоминаний.

Таким образом, если чувственный бред — это бред восприятия, то образный — бред представлений. О. П. Вертоградова сближает понятие образного бреда с понятием бредового вымысла К. Schneider и бреда воображения в понимании Е. Dupre и J. В. Logre.

Типичные примеры несистематизированного бреда — параноидные синдромы, острые парафренные синдромы (конфабуляторный, фантастический), бред при прогрессивном параличе.

Выделение некоторых форм бреда отражает представления о механизмах их образования. К таким формам относятся резидуальный, аффективный, катестезический и индуцированный бред.

Резидуальным называют бред, остающийся после острого психотического состояния на фоне внешней нормализации поведения. Резидуальный бред содержит фрагменты прежних болезненных переживаний больного. Он может наблюдаться после острых галлюцинаторно-параноидных состояний, после делирия (делириозный бред), по выходе из эпилептического сумеречного состояния.

В основе аффективного бреда преимущественно лежат выраженные аффективные расстройства. При этом следует, однако, помнить, что аффективные расстройства участвуют в формировании любого бреда. Различают бред кататимический, при котором главную роль играет содержание чувственно окрашенного комплекса представлений (например, при сверхценном параноическом бредообразовании), и бред голотимический, связанный с нарушением аффективной сферы (например, бред самообвинения при депрессии). Кататимический бред всегда носит характер систематизированного, интерпретативного, тогда как голотимический — это всегда образный или чувственный бред.

В катестезическом бредообразовании (В. А. Гиляровский, 1949) особое значение придается изменениям внутренней рецепции (висцеро- и проприорецепции). Происходит бредовая интерпретация поступающих в головной мозг проприоцептивных импульсов из внутренних органов. Катестезическими могут быть бредовые идеи воздействия, преследования, ипохондрические.

Индуцированный бред возникает как результат переработки бредовых идей психически больного, с которым соприкасается индуцируемый. В таких случаях происходит как бы «заражение» бредом — индуцируемый начинает высказывать те же бредовые идеи и в такой же форме, что и психически больной-индуктор. Обычно индуцируются бредом те лица из окружения больного, которые особенно близко с ним общаются, связаны семейно-родственными отношениями. Способствует появлению индуцированного бреда убежденность, с которой больной высказывает свой бред, авторитет, которым он пользовался до болезни, а с другой стороны — личностные особенности индуцируемых (их повышенная внушаемость, впечатлительность, невысокий интеллектуальный уровень). У индуцируемых подавляется собственная рассудительность, и неверные бредовые представления психически больного принимаются ими за истину. Индуцированный бред чаще наблюдается у детей заболевшего, его младших братьев и сестер, нередко у жены. Разъединение больного с индуцированными приводит к исчезновению у них бреда.

В качестве примера можно привести наблюдение над семьей учителя физики, больного шизофренией, высказывавшего бредовые идеи физического воздействия (соседи влияют на него и членов его семьи с помощью излучающего электромагнитные волны аппарата). Больной, его жена, женщина без специальности, занимающаяся домашним хозяйством, и дочери-школьницы разработали систему защиты от лучей. Дома они ходили в резиновых тапочках и галошах, а спали в кроватях со специальным заземлением.

Индукция возможна и в случаях острых параноидов. Так, мы наблюдали случай острого ситуационного параноида, разыгравшегося во время переезда по железной дороге, когда индуцированной оказалась жена больного.

Вариантом индуцированных психозов являются психозы, протекающие с симбиотическим бредом (Ch. Scharfetter, 1970). Речь идет о групповых психозах, когда индуцирующие чаще всего больны шизофренией, а среди индуцируемых наблюдаются шизофреноподобные психозы. При полидименсиональном анализе их этиопатогенеза учитывается роль психогенных, конституционально-наследственных и социальных факторов.

К индуцированному бреду по механизму образования близко примыкает конформный бред (W. Bayer, 1932). Это сходный по форме и содержанию систематизированный бред, развивающийся у двух или нескольких совместно проживающих и близких друг другу людей. В отличие от индуцированного бреда при конформном все его участники психически больны. Чаще всего конформный бред наблюдается при шизофрении, когда больными оказываются сын или дочь и один из родителей или же сибсы (сестры и братья). Нередко шизофрения у одного из родителей длительное время протекает латентно и, в сущности, манифестирует конформным бредом. Содержание конформного бреда определяется, таким образом, не только эндогенными, но и психогенными, патопластическими моментами. Конформность содержания бреда существенно влияет на позицию больных — они противопоставляют себя окружающему миру не как отдельные индивидуумы, а как некая группа.

Наиболее распространенным является деление бреда по содержанию.

Бред величия проявляется в утверждениях больных, что они обладают незаурядным умом и силой. К бреду величия близки бредовые идеи богатства, изобретательства, реформаторства, высокого происхождения. При бреде богатства больной утверждает, что он владеет несметными сокровищами. Типичным примером бреда изобретательства могут служить предлагаемые больными проекты вечного двигателя, космических лучей, по которым человечество может перейти с Земли на другие планеты, и т. д. Бред реформаторства проявляется в нелепых проектах социальных реформ, цель которых — облагодетельствовать человечество. При бреде высокого происхождения больной называет себя внебрачным сыном какого-либо известного политического или государственного деятеля, считает себя потомком одной из императорских династий. В ряде случаев такие больные наделяют высоким происхождением и окружающих, составляя для них родословную, несколько уступающую генеалогическому древу самого больного. К этой же группе можно отнести уже отмеченные выше бредовые идеи вечного существования. Все перечисленные здесь виды бреда объединяются в группу экспансивного бреда. Общим для них является наличие положительного тона, подчеркиваемая больным его экстраординарность, часто преувеличенный оптимизм. К экспансивному бреду относят и эротический бред, при котором больной усматривает заинтересованность в нем со стороны отдельных лиц противоположного пола. При этом наблюдается болезненная переоценка больным собственной личности. Типичны представления больных о своей интеллектуальной и физической исключительности, сексуальной привлекательности. Объект бредовых переживаний обычно подвергается настоящему преследованию со стороны больного, который пишет многочисленные любовные письма, назначает свидания. G. Clerambault (1925) описал паранойяльный симптомокомплекс, характеризующийся идеями величия и эротоманической направленностью бредовых переживаний. В своем развитии синдром Клерамбо проходит стадии: оптимистическую (больной считает, что его домогаются лица другого пола), пессимистическую (больной испытывает отвращение, враждебность к влюбленным в него) и стадию ненависти, на которой больной уже обращается к угрозам, устраивает скандалы, прибегает к шантажу.

Вторая группа бредовых идей определяется как депрессивный бред. Для него характерны отрицательная эмоциональная окраска, пессимистические установки. Наиболее типичен для этой группы бред самообвинения, самоуничижения и греховности, наблюдаемый обычно при депрессивных состояниях — при депрессивной фазе циркулярного психоза, инволюционной меланхолии. К депрессивному бреду относится и ипохондрический. Он характеризуется необоснованным беспокойством больного, находящего у себя признаки мнимого тяжкого и неизлечимого заболевания, утрированным вниманием больного к своему здоровью. Чаще всего ипохондрические жалобы относятся к телесному здоровью, и поэтому ипохондрический синдром иногда трактуют как бред телесных превращений, бред мнимого соматического заболевания. Однако известны случаи, когда больные утверждают, что они больны тяжелым психическим заболеванием.

К ипохондрическому бреду близок синдром Котара, который по своему содержанию может быть охарактеризован как нигилистически-ипохондрический бред в сочетании с идеями громадности. Некоторые психиатры о синдроме Котара говорят как о негативе бреда величия. G. Cotard (1880) описал этот вариант бреда под названием бреда отрицания. Бредовые идеи при синдроме Котара отличаются ипохондрическими и нигилистическими утверждениями на фоне тоскливого аффекта. Характерны жалобы больных на то, что сгнил кишечник, нет сердца, что больной величайший, еще небывалый в истории человечества преступник, что он заразил всех сифилисом, отравил своим зловонным дыханием весь мир. Иногда больные утверждают, что они уже давно умерли, что они трупы, их организм давно разложился. Их ждут тяжелейшие наказания за все зло, которое они принесли человечеству. Мы наблюдали больного, который жаловался на то, что он лишен возможности совершать физиологические отправления и в брюшной полости у него скопились тонны кала. При большой выраженности депрессии и тревоги в структуре синдрома Котара преобладают идеи отрицания внешнего мира, такие больные утверждают, что все вокруг погибло, земля опустела, на ней нет жизни.

Третью группу бредовых идей определяют как бред преследования, понимаемый в более широком смысле, или персекуторный. Как правило, персекуторный бред всегда протекает с чувством страха, недоверия и подозрительности к окружающим. Нередко «преследуемый» становится преследователем. К персекуторному бреду относятся бредовые идеи отношения, значения, преследования, воздействия, отравления, ущерба.

Бред отношения характеризуется патологическим отнесением всего происходящего вокруг к личности больного. Так, больные рассказывают, что о них дурно говорят. Стоит больному войти в трамвай, как он замечает повышенное к себе внимание. В поступках и словах окружающих он видит намеки на какие-то заметные им его недостатки. Вариантом бреда отношения является бред значения (особого значения), при котором подчеркнуто важное значение приобретают те или иные события, высказывания окружающих, в действительности не имеющие к больному никакого отношения. Чаще всего бред отношения предшествует развитию бреда преследования, однако при первом внимание окружающих не всегда носит отрицательный характер, как это обязательно бывает при бреде преследования. Больной чувствует повышенное к себе внимание, и это его тревожит.

Значительно больше выражены персекуторные особенности бреда при идеях преследования. В этих случаях воздействие извне носит всегда отрицательный для больного характер, направлено против него. Бред преследования может быть систематизированным и отрывочным.

При бреде воздействия больные убеждены в том, что они подвергаются воздействию с помощью различных аппаратов, лучей (бред физического воздействия) или гипноза, телепатического внушения на расстоянии (бред психического воздействия). В. М. Бехтерев (1905) описал бред гипнотического очарования, характеризующийся систематизированными бредовыми идеями гипнотического воздействия. Больные утверждают, что они психически здоровы, но их загипнотизировали: они лишены своей воли, их поступки внушены извне. Воздействие извне определяет, по заявлению больного, его мысли, речь, письмо. Характерны при этом жалобы на раздвоение мыслей. Помимо принадлежащих самому больному мыслей якобы есть и чуждые ему, посторонние, внушенные извне. По мнению М. Г. Гуля-мова (1965), бред гипнотического очарования является одним из первых описаний психического автоматизма.

Разновидностью бреда психического воздействия является и наблюдавшийся нами бред насильственного лишения сна: Будто бы воздействуя на больную гипнозом, враждебно к ней настроенные «операторы» специально лишают ее сна, чтобы свести с ума. Бред насильственного лишения сна — всегда структурный элемент синдрома психического автоматизма.

К персекуторному бреду следует отнести и некоторые синдромы эротического бреда, лишенные положительной эмоциональной окраски, в которых больной предстает как объект, подвергающийся плохому отношению, преследованию. Бред эротического преследования (R. Krafft-Ebing, 1890) заключается в том, что больные считают себя жертвами эротических притязаний и оскорблений со стороны окружающих. Чаще всего это женщины, утверждающие, что их преследуют мужчины, которым потакают, способствуют и некоторые женщины. При этом часты слуховые галлюцинации оскорбительного содержания и неприятные ощущения в области половых органов. Возможны попытки самоубийства больных, ложные оговоры окружающих, обвинение их в изнасиловании. Нередко больные устраивают мнимым преследователям скандалы в публичных местах или проявляют к ним агрессию. Этот вид бреда часто наблюдается при шизофрении, в клинике парафренных состояний.

С бредовыми идеями преследования и отношения, носящими явную эротическую окраску, протекает вербальный галлюциноз (эротическая парафрения), описанный М. J. Carpas (1915). Заболевают преимущественно женщины в возрасте 40—50 лет. Характерны слуховые галлюцинации эротического содержания, иногда угрожающие. Они содержат упреки в безнравственных поступках, развратности, обвинения в измене мужу Заболевание относится к хроническим галлюцинозам инволюционного периода.

Психогенным характером бредообразования отличается бред эротического презрения (F. Kehrer, 1922), наблюдающийся у одиноких, неустроенных женщин. Этот вид эротического бреда возникает чаще всего реактивно, в связи с действительно имевшим место в жизни больной эпизодом, который она рассматривает как сексуально-этическую неудачу. Характерны утверждения больных о том, что все окружающие (весь город, вся страна) считают их женщинами легкого поведения.

В ряде случаев бредовые идеи отношения могут быть связаны с наличием у больного явлений обонятельного галлюциноза (D. Habeck, 1965). Больные заявляют, что от них исходит дурной запах, который замечают окружающие. Эти явления напоминают описанный Ю. С. Николаевым (1949) бред физического недостатка, неприятного для окружающих. Чаще всего больные при этом высказывают бредовые идеи о недержании ими газов. Такую психопатологическую симптоматику можно расценивать как дисморфофобии бредового характера.

Бред материального ущерба (по А. А. Перельману, 1957) является результатом сочетания бреда обнищания и преследования. Эти формы бреда чаще всего наблюдаются при органических и функциональных психозах позднего возраста. Бредовые идеи обнищания и ущерба встречаются не только в рамках сенильно-атрофической патологии, но и при сосудистых психозах, а также при других органических поражениях головного мозга у пожилых людей, например при опухолевом процессе. Таким образом, есть основания считать, что содержание бреда в этих случаях является отражением возрастного фактора. Вряд ли это можно всецело объяснить особенностями возрастных изменений характера и нарушениями памяти, так как бред ущерба иногда наблюдается у пожилых людей, не обнаруживающих значительного снижения памяти и резкого заострения тех свойств личности, из которых можно было бы чисто психологически выводить образование идей ущерба. Очевидно, в генезе его принимают участие более тотальные изменения личности, ее социальная (в широком и узком, т. е. в плане малой группы, семьи) дезадаптация, утрата прежних интересов, изменение системы отношений. Конечно, нельзя представлять бредовые идеи ущерба обнищания и ущерба как сугубо социогенные. В их образовании огромную роль играют патобиологические моменты, инволюция.

К персекуторному бреду относится и бред ревности. Идеи ревности всегда рассматриваются больным в связи с причиняемым ему материальным и моральным ущербом. Бред ревности может служить примером того, как единая бредовая тематика может быть следствием совершенно различных в этиологическом отношении и по типам симптомообразования синдромов. Известен бред ревности, возникающий чисто психогенным путем, нередко из сверхценных идей и при наличии предрасполагающей личностной почвы. Бред ревности наблюдается и при шизофрении. В этих случаях он возникает без видимой причины, непонятно для окружающих, невыводим из ситуации, не соответствует преморбидным личностным особенностям больного. У алкоголиков бред ревности связан с хронической интоксикацией, приводящей к своеобразной деградации личности, утрате значимости для больного морально-этических норм поведения, к биологическим изменениям сексуальной сферы.

Помимо трех перечисленных основных групп, объединяющих бредовые синдромы, некоторые авторы (В. М. Банщиков, Ц. П. Короленко, И. В. Давыдов, 1971) выделяют группу примитивных, архаических форм бредообразования. Эти формы бреда свойственны, если не считать случаи процессуального их образования, малоразвитым, примитивным, склонным к фанатизму, истерическим реакциям личностям. Выделение этой группы бредовых синдромов условно, их часто с полным правом можно отнести к персекуторному бреду, как это считали В. П. Сербский (1912) и В. А. Гиляровский (1954) относительно бреда одержимости бесом. В их генезе, несомненно, играют значительную роль и висцеральные галлюцинации, сенестопатии.

Наиболее типичным видом примитивного бреда является бред одержимости. Больные при этом утверждают, что в их тело вселилось какое-то существо, животное или даже человек (внутренняя зоопатия) или бес, сатана (бред одержимости бесом). В ряде случаев больные заявляют, что их поступки управляются находящимся в них существом.

Мы наблюдали больную шизофренией, утверждавшую, что в ее теле поселился Вельзевул. Время от времени больная психомоторно возбуждалась, речь ее становилась бессвязной (у нее и вне этих периодов отмечались явления соскальзывания), она цинично бранилась, плевалась, обнажалась, совершала бесстыдные телодвижения. Такие состояния обычно длились от 15 мин до 0,5 ч, после них больная в изнеможении жаловалась, что ее языком говорил Вельзевул. Он же заставлял ее принимать непристойные позы. Она, говорила больная, не в силах сопротивляться. Свои поступки и высказывания, внушенные нечистой силой, больная воспринимала как нечто совершенно ей чуждое.

Таким образом, описанный случай бреда одержимости может рассматриваться как параноидно-галлюцинаторный (точнее, псевдогаллюцинаторный) синдром типа психического автоматизма.

Другой случай иллюстрирует психогенное образование бреда одержимости.

Фанатически верующая старуха, суеверная, постоянно разговаривающая о колдовстве, невзлюбила своего младшего внука, рождение которого значительно усложнило жизнь всей семьи. Вечное ворчание, недовольство, подчеркивание связи между любой жизненной невзгодой и поведением ребенка привело к появлению болезненных утверждений о том, что во внука вселился сатана В этом случае трудно дифференцировать этапы бредообразования, так как никто из членов семьи никогда не пытался возражать больной, разубеждать ее, доказать ей абсурдность подобных утверждений. Однако можно думать, что в этом случае бреду предшествовали сверхценные идеи. Однажды за ужином больная, будучи в экстатическом состоянии, закричала, что видит сатану и, индуцировав всех остальных членов семьи, удерживавших мальчика, кинулась рукой извлекать сатану из его горла. Ребенок погиб от удушения. Изолированные от больной остальные члены семьи вышли из индуцированного психотического состояния, проявляя признаки различной степени выраженности реактивной депрессии. Сама больная оказалась психопатической личностью примитивного склада, стеничной, упрямой, подавляющей своей волей своих близких. Ее бредовые переживания оказались недоступными коррекции даже под влиянием такой шоковой психогении, как случившееся.

К бреду одержимости примыкает так называемый пресенильный дерматозойный бред (К. A. Ekbom, 1956), наблюдающийся главным образом при психозах позднего возраста, в том числе при инволюционной меланхолии и поздней шизофрении. Болезненные переживания (чувство ползания насекомых) локализуются в коже или под кожей. Дерматозойный бред близок к понятию хронического тактильного галлюциноза Берса — Конрада (1954).

К бреду чрезвычайно близок синдром психического автоматизма Кандинского — Клерамбо, в котором расстройства мышления не только носят своеобразный характер, но и сочетаются с патологией восприятия и идеомоторики.

Синдром Кандинского — Клерамбо характеризуется переживаниями отчуждения от себя собственных мыслей и действий под влиянии внешних воздействий. По А. В. Снежневскому, для синдрома Кандинского — Клерамбо типична совокупность патогенетически взаимосвязанных между собой псевдогаллюцинаций, бредовых идей преследования и воздействия, чувства овладения и раскрытости. У больных возникают «чужие», «сделанные» мысли; они испытывают такое чувство, что их окружающие «знают и повторяют» их мысли, что в их голове «звучат собственные мысли»; происходит «насильственное прерывание» их мыслей (речь идет о шперрунгах).

Симптом открытости проявляется тем, что самые сокровенные и интимные мысли становятся известны окружающим.

А. В. Снежневский (1970) различает 3 типа психического автоматизма.

1. К ассоциативному автоматизму относятся наплыв мыслей (ментизм), появление «чужих» мыслей, симптом открытости, бред преследования и воздействия, псевдогаллюцинации, звучание мыслей (собственных или внушенных), отчуждение эмоций, когда чувства радости, печали, страха, волнения, тревога, гнев воспринимаются также как следствие воздействия извне.

2. Сенестопатический автоматизм выражается в возникновении чрезвычайно тягостных ощущений, трактуемых как специально вызванные извне, например, устроенные больному ощущения жжения в теле, полового возбуждения, позывов на мочеиспускание и т. п. К этому же виду автоматизма относятся обонятельные и вкусовые псевдогаллюцинации.

3. При кинестетическом автоматизме больные испытывают отчуждение собственных движений и действий. Они, как это представляется больным, также осуществляются в результате воздействий посторонней силы. Примером кинестетического автоматизма являются рече-двигательные псевдогаллюцинации Сегла, когда больные утверждают, что они говорят под воздействием извне, движения языка им не подчиняются.

Бред преследования и воздействия при явлениях психического автоматизма обычно систематизирован. Иногда при этом обнаруживается транзитивизм бреда, когда бредовые переживания переносятся и на окружающих, больной считает, что не только он сам, но и его родные и близкие испытывают то же постороннее влияние. Иногда больные убеждены, что не они испытывают постороннее воздействие, а члены их семьи, персонал отделений, т. е. что больны не они, а их родственники, врачи.

Прослеживается динамика развития синдрома психического автоматизма от ассоциативного к сенестопатическому, последним обнаруживается кинестетический автоматизм (А. В. Снежневский, 1958; М. Г. Гулямов, 1965).

Длительное время многие исследователи считали синдром психического автоматизма чуть ли не патогномоничным для шизофрении, однако сейчас накопилось много наблюдений, свидетельствующих о том, что психический автоматизм, правда, значительно реже, наблюдается и в клинике экзогенно-органических психозов. Некоторые исследователи в связи с этим говорят о специфичности накладываемой на синдром психического автоматизма различной его нозологической принадлежности. Так, в частности, редуцированный, галлюцинаторный вариант синдрома Кандинского — Клерамбо, характеризующийся отсутствием бредовых идей воздействия, отмечен при эпидемическом энцефалите (Р. Я. Голант, 1939), гриппозных психозах, протекающих с симптоматикой энцефалита, и хроническом алкогольном галлюцинозе, не сопровождающемся бредом (М. Г. Гулямов, 1965). Для галлюцинаторного варианта синдрома Кандинского — Клерамбо типичны вербальный галлюциноз (простые и сложные слуховые галлюцинации), к которому на фоне ясного сознания присоединяются псевдогаллюцинации слуха, симптом открытости, наплыв или задержка мыслей, насильственное мышление, передача мыслей на расстоянии, отчуждение эмоций, «сделанные» сновидения, совершаемые под воздействием движения извне. При этом отсутствуют симптомы сенестопатического автоматизма.

Исключительно сложны вопросы бредообразования. Вряд ли можно говорить о каком-то едином механизме развития бреда для всех без исключения видов бредовых идей. Перефразируя выражение Е. Kraepelin, который считал, что видов слабоумия столько, сколько существует форм психических заболеваний, можно сказать, что видов бредообразования столько, сколько имеется если не отдельных болезней, то кругов психических заболеваний. Не может быть какой-то унифицированной схемы, которая патогенетически или патофизиологически могла бы объяснить единый механизм столь разнообразных форм бредообразования. Поэтому в дальнейшем в соответствующих разделах мы будем специально останавливаться на типах бредообразования, присущих шизофрении, реактивным психозам и развитиям, эпилепсии и т. д.

— Однако так же как, несмотря на все клиническое многообразие проявлений бреда, мы должны дать общее для всех бредовых синдромов определение, точно так же необходимо представить себе общее в механизме различных форм бредообразования.

В связи с этим, нам кажется, представляют большой интерес взгляды на бредообразование М.  О. Гуревича (1949). Если формальные, непродуктивные расстройства мышления автор считал результатом психической дезинтеграции, диссинапсии, то бред он объяснял как качественно новый, особый болезненный симптом, являющийся следствием дезинтеграции мышления и патологической его продукции. Бред, по М. О. Гуревичу, имеет отношение к заболеванию личности в целом, к развитию психического автоматизма.

Эта концепция нашла свое развитие в работах А. А. Меграбяна (1972, 1975). По А. А. Меграбяну, патология мышления, как об этом писал и М. О. Гуревич, представлена либо в форме дезинтеграции и обнажения нарушенных компонентов мышления на общем фоне клинической картины психоза, либо в виде вторично возникшей патологической продукции, к которой наряду с бредом относятся сверхценные и навязчивые идеи. Навязчивые и бредовые идеи А. А. Меграбян рассматривает как относящиеся к широкой психопатологической группе явлений психического отчуждения. Снижается способность к активному управлению протеканием мыслительных процессов и эмоциональными переживаниями. Мышление и эмоции как бы выходят из-под контроля личности и тем самым принимают чуждый для больного, антагонистический по отношению к нему и даже недоброжелательный характер. Фоном для этих изменений мышления является непомраченное сознание. Патологическая продукция мыслительной деятельности, воображения больного, его искаженная эффективность проецируются на окружающую действительность, искаженно ее отражая. А. А. Меграбян отмечает, что чуждыми и враждебными в сознании больного оказываются не только собственные мысли, но и явления реальной действительности. На примере шизофренического мышления А. А. Меграбян выдвигает и разрабатывает положение о том, что ядром психического отчуждения являются деперсонализация и дереализация. Отсюда — переживание своей своеобразной двойственности. Характерная для шизофрении прогрессирующая деперсонализация достигает той степени выраженности, когда может быть охарактеризована как тотальная. Синдром психического автоматизма А. А. Меграбян рассматривает как вершину отчуждения.

Таким образом, патогенетическая теория Гуревича — Меграбяна объясняет сущность бреда как патологическую продукцию мышления, возникающую в связи с его дезинтеграцией. Бред выводится из непродуктивных расстройств мышления, являющихся как бы предпосылкой его возникновения. Возникнув, бред подчиняется совершенно иным принципам функционирования мыслительных процессов. Механизм функционирования бреда патофизиологически объяснили И. П. Павлов и его сотрудники, показав, что он является выражением патологически инертного раздражительного процесса. Очаг патологической инертности, который, как отметил М. О. Гуревич, надо понимать не в анатомическом смысле, а как сложную динамическую систему, отличается большой стойкостью, на его периферии в связи с явлениями отрицательной индукции подавляются другие раздражения. И. П. Павлов в своем объяснении ряда психопатологических симптомов подошел к сближению бреда с психическим автоматизмом. Последний от также объяснял наличием очага патологически инертного раздражительного процесса, вокруг которого концентрируется все близкое, сходное и от которого по закону отрицательной индукции отталкивается все ему чуждое. Таким образом, очаг патологической инертности раздражительного процесса, лежащий в основе возникновения бреда, аналогичен по своей динамике понятию доминанты Ухтомского. Наряду с патологической инертностью в генезе бреда И. П. Павлов придавал большое значение наличию в коре большого мозга гипноидно-фазовых состояний, и в первую очередь ультрапарадоксальной фазы.

Бредовые идеи (странные суждения, бред)

Чаще всего воспринимаются близкими и окружающими людьми как странные, не соответствующие действительности суждения. При этом человека с бредом нельзя переубедить, даже если он не знает – что возразить на попытки переубеждения. Бредовые идеи не нуждаются в доказательствах. Это скорее «знание», убежденность. Из-за этого поведение человека с бредовыми идеями определяется содержанием этих идей. По содержанию основные формы бреда можно разделить на бред преследования (то, что в народе называется «мания преследования»: больного преследуют спецслужбы или другие организации, пытаются отравить или обокрасть родные или соседи; люди на улице как-то по-особому, недоброжелательно смотрят и перешептываются о нем), бред величия (больной – наследник королевской семьи, изобретатель машины времени или закона о бессмертии, правитель мира, иногда – посланник Бога или сам Бог, или же дъявол и пр. ) и бред самоуничижения (обвинение себя в грехах, многочисленных ошибках, бред физического недостатка). Пациент с бредовыми суждениями нуждается в лечении у психиатра.

Важно уметь отличать бредовые идеи от предрассудков, суеверий и ошибочных непоколебимых суждений, которые являются свойственными для абсолютно здоровых лиц. Если человек верит в экстрасенсов, целителей, ведьм и колдунов это ещё не означает, что в его психике происходят патологические процессы, влияющие на мышление у данного индивида, и незамедлительно следует обратиться к психиатру. Это скорее виновато окружение человека, внушившее ему эти ложные суждения, мешающие здравомысляще воспринимать некоторые события нашей жизни.

Ограниченность знаний так же способствует развитию суеверности индивида, в средние века почти всё население земли было суеверно, а всё из-за отсутствия каких-либо естественных знаний о мире и вселенной. Чаше всего в процессе просвещения суеверный человек признаёт ошибочность своих суждений и принимает научно доказанную точку зрения. Одержимый же бредовыми идеями, может прекратить упорствовать в своих странных суждениях только после прекращения патологического процесса сидящего в психике больного.

Бредовые идеи или бред, опасны своей навязчивостью и требуют пристального внимания специалистов к пациенту во избежание непредсказуемых ситуаций и опасных последствий.

Бредовые расстройства – это речь, которая вызывает оторопь и непонимание. Высказывания человека не соответствуют реальности, интерпретации происходящего у него не соответствуют общепринятым, у него формируются также ложные убеждения, на протяжении существенного срока. Тонкий момент в диагностике бредового расстройства — определение, насколько бредовая реальность не соответствует реальности консенсуса, мнению большинства. Этот тонкий момент являлся уязвимостью психиатрии, так как диагноз позволял преследовать человека и лечить его при отличных от общепринятых политических убеждений. Сейчас, когда люди допускают плюрализм мнений, все равно встречаются такие области общественного накала и напряжения мнений, в которых суждения и высказывания людей могут показаться странными и похожими на бредовые.

Бред – это синтаксически связная речь, подчиненная определенной логике, иногда совершенно не очевидной окружающим, но присущей больному человеку. Бредовое расстройство это один из симптомов шизофрении, но иногда оно проявляется как самостоятельное проявление, без шизофрении бредовое расстройство встречается реже. Бред может быть вызван помрачением сознания при отравлении, при высокой температуре, например при гриппе, и тогда с выздоровлением человек перестает бредить. В обыденной жизни бредовое расстройство диагностируют в среднем, чаще в пожилом возрасте.

Бредовые идеи чаще всего не выглядят особенными, квазинаучными или эксцентричными, а каким-то образом связаны с ситуациями прежней и настоящей жизни больного, это может быть и преследование, страх заболеть чем-то заразным, любовные переживания, обман со стороны супруга. При просьбе обоснования бредовой идеи больной может применить целую систему доказательств, иногда алогичных.

Наиболее распространен эротоманический бред о любви к страдающему человеку со стороны кого-то. Как заметить бред? Ну, например, жест киноартиста в кино интерпретируется как знак внимания, любви. Поведение человека, обусловленное бредовой идеей, может содержать акты преследования, слежки, написание писем любовного содержания, иногда выходит за рамки законов.

Если человек страдает бредом величия, он убежден, что обладает существенным и нераскрытым талантом или сделал важное научное открытие.

Бред ревности, человек убежден, что его супруг или супруга ему неверна. При этом факты, побуждающие больного так полагать, неверно понимаются, извращаются либо гипертрофированы. От обычной ревности бред отличен, своей вычурностью, нелепостью. Например, если след перед дверью или появление на лестничной клетке какого-то мужчины влечет цепочку рассуждений о супружеской неверности, это бред ревности. Такое расстройство достаточно опасно, из-за реальной угрозы физического насилия по отношению к «неверному».

И, ставший классическим, бред преследования, воспетый множеством литературных произведений детективного жанра, при нем человек думает и высказывает идеи, что против него затевают что-то недоброе, следят за ним, с целью причинить какой-то вред. Больной бредовым расстройством преследования стремится к справедливости и обращается в различные учреждения, иногда совсем не по адресу. Бредовое расстройство с бредом преследования также опасно, так как страдающий им человек может совершать насильственные действия.

Существует также расстройство дисморфомания, бред по поводу своего внешнего вида, о несуществующем физическом дефекте, о дурном запахе или наличии паразитов. При этом содержание бредовых идей может инициироваться какими-то «нормами красоты». Иногда незначительный дефект гипертрофируется и делает больного несчастным. В настоящее время индустрия красоты сталкивается со значительным количеством таких людей, недовольных своей внешностью. Такие люди даже после проведения пластических операций с хорошим исходом не остаются довольными.

Речь больного с бредовым расстройством чаще всего пугает окружающих, делая страдающего изгоем, отдаляя его от реального общения. В психотерапии, как правило, применяют специальные приемы, например, создание безопасного пространства при бреде преследования и уязвимости, больному самому дают позаботиться о своей защищенности и просят его осознать, стало ли безопаснее, уменьшились ли тревожные ожидания. Также помогает вернуться к реальности тактильный контакт и продуктивные занятия вроде трудотерапии. Бред как симптом уменьшается либо исчезает при лечении шизофрении медикаментами.

Лечение бреда и бредовых расстройств

Лечение бреда и бредовых идей – одна из ведущих задач для психиатров, так как это состояние встречается очень часто. Патология способна принимать разные формы: так, бредовое расстройство может включать бред величия, преследования, ревности и десятки иных вариантов.

ЛЕЧЕНИЕ БРЕДА ДОСТУПНО В ФИЛИАЛАХ:

Лечение бреда в Приморском районе

Адрес: г. Санкт-Петербург, Приморский район, ул. Репищева, 13

Лечение бреда в Петроградском районе

Адрес: г. Санкт-Петербург, Петроградский район, ул. Ленина, 5

Лечение бреда в Красногвардейском районе

Адрес: г. Санкт-Петербург, Красногвардейский район, Новочеркасский пр., д.33 корп.3

Лечение бреда во Всеволожске

Адрес: г. Всеволожск, Октябрьский пр-т, 96

С точки зрения медицины искаженное восприятие действительности – симптом многих психотических недугов, связанных с нарушениями работы головного мозга. Это расстройство мышления, при котором человек придерживается не соответствующих реальности убеждений и делает ошибочные выводы, которые не поддаются коррекции, так как представляются ему логичными и единственно верными. Эти «три кита» (несоответствие реальности и в то же время убежденность человека в логике и верности собственных выводов) определены еще в 1913 году, когда началось детальное изучение данной патологии.

Часто иллюзорное восприятие бывает детально проработанным, имеет для человека систему личных внутренних доказательств. Так, человек может «подзаряжаться» от сети, если считает себя аккумулятором, и будет действительно чувствовать прилив энергии или сумеет длительное время обходиться без продуктов, которые считает для себя опасным. Лечение бредового расстройства (например, это может быть часто встречающийся бред ревности) всегда сопряжено с преодолением внутреннего сопротивления человека.

Основные сценарии искаженного сознания

Медицина выделяет три распространенных сценария искаженного восприятия. Это параноидный, паранойяльный и парафренный синдромы.

При параноидном синдроме наблюдаются галлюцинации и приверженность одной теме.

Для паранойяльного синдрома характерна зацикленность на одной теме; за ее пределами мышление человека остается неискаженным.

Парафренный синдром отличается фанатичной убежденностью человека и систематизированной искаженностью восприятия.

Причины возникновения и развития недуга

Точные причины появления недуга не установлены. Известно, что состояние способно развиваться под воздействием следующих факторов:

  • Генетическая предрасположенность. Наличие психических нарушений у близких кровных родственников.
  • Эндогенный фактор. Дисбаланс особых веществ-нейромедиаторов в головном мозге человека.
  • Внешние воздействия. «Спусковым крючком» для развития патологии могут стать алкоголизм, наркомания, стрессы, неудачи в личной жизни.

Диагностика

Лечение бредовых расстройств (например, таких, как параноидальный бред) начинается с диагностики. Анализ состояния непрост, так как лечение бреда начинается лишь тогда, когда странные суждения человека становятся хорошо заметны окружающим. Происходит это не сразу. Проявления нарастают постепенно и долгое время интерпретируются близкими как особенности мышления человека.

Для установления диагноза изучается анамнез пациента, а все внешние проявления психического нездоровья сравниваются с признанными диагностическими критериями. Среди них такие, как:

  • Паралогичность. Иллюзии основаны на внутренней болезненной логике.
  • Сохранность сознания. Человек помнит свои данные, узнает близких, ориентируется в городе, читает и пишет.
  • Убежденность. Человек убежден в своей правоте, и поколебать его убежденность, приводя логические доводы, невозможно.
  • Эгоцентризм. Человек сфокусирован на собственной личности и привычной фабуле искаженного восприятия.

Лечение бредовых расстройств

В клиниках сети «Династия» для помощи пациентам с такой патологией используются классические проверенные технологии в сочетании с новыми психологическими подходами.

В основе лечения бреда – бред преследования, ревности, изобретательства, депрессивный бред и т.д. – использование медикаментозных средств и психотерапии.

В схеме терапии используются современные психотропные средства-нейролептики, а также антидепрессанты и в ряде случаев транквилизаторы.

Чуткие специалисты клиник бережно подходят к каждому пациенту и для переключения внимания на конструктивные идеи назначают комплексную психотерапию. Используется поведенческая терапия, близким рекомендуют ограждать человека от стрессов.

В тяжелых случаях есть возможность госпитализации пациента в комфортный частный стационар сети «Династия» для скорейшей нормализации состояния.

Приём ведут врачи:

Выберите филиал“Династия” на Новочеркасском пр-те, Красногвардейский район“Династия” на Ленина, Петроградский район“Династия” на Репищева, Приморский район“Династия” во ВсеволожскеВыездная служба

Детские специалисты

Консультирует онлайн

Стоимость лечения бреда:

Наименование услуг Цена в рублях
Санкт-ПетербургВсеволожск
Консультация психолога от 3000 от 2500
Консультация психиатра от 3500 от 3000
Консультация психотерапевта от 3500 от 4000
Консультация сексолога 4500 4500
Консультация нарколога от 3000 от 4000
Сеанс семейной психотерапии от 3500 от 3500
Сеанс групповой психотерапии 1800
Заключение психиатра для справки 1000 1000
Психодиагностическое обследование (2 часа) 6000-7000 6000-7000
Тест Векслера 5000
Психотерапевтический консилиум 11000 11000
Психиатрическое освидетельствование перед сделкой 9000 9000
ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ СТАЦИОНАР
Стандарт (4-х местная) 6000
Стандарт+ (2-х местная) 7500
Полулюкс (2-х местная) 8300
Люкс (2-х местная) 9000
Премиум (1-местная) 10500

ЗАПИСЬ НА ЛЕЧЕНИЕ БРЕДА

Фамилия Имя Отчество*

Телефон*

Дата рождения

Выберите специализацию не знаюакушер-гинеколог, гинеколог-эндокринологаллергологгастроэнтерологгематологгепатологдерматологиммунологинфекционисткардиологлогопедЛОР (отоларинголог)маммологмануальный терапевтмассажистнаркологневролог (невропатолог)нейрофизиологостеопатофтальмолог (окулист)педиатрпсихиатрпсихологпсихотерапевтпульмонологревматологстоматологтерапевттравматолог-ортопедтрихологУЗИурологФГДСфлебологхирургэндокринологЭНМГэпилептологЭЭГ

Я согласен с условиями обработки
персональных данных

+7 (812) 407-20-75

Психология чуши | Psychology Today

Источник: Дуг Беккерс/Flickr (отредактировано)

«Чушь одного — катехизис другого». — «Чушь и искусство обнаружения дерьма», Нил Пост

Что такое ерунда и почему ее так много?

Своим эссе 1986 года «О чуши», 1 Принстонский философ Гарри Франкфурт сделал чушь предметом серьезного академического исследования.

Что такое ерунда? С технической точки зрения это было определено как «коммуникация, которая является результатом незначительного или полного отсутствия интереса к истине, доказательствам и / или установленным семантическим, логическим, системным или эмпирическим знаниям». 2 Проще говоря, ерунда — это «что-то, что предполагает, но не содержит адекватного смысла или истины». 3

Так что ерунда — это не просто чепуха. Он создан для того, чтобы казаться осмысленным, хотя при ближайшем рассмотрении это не так. И ерунда не то же самое, что ложь. Лжец знает правду, но делает заявления, преднамеренно направленные на то, чтобы внушить людям ложь. ерунда, напротив, не заботится о том, что правда, а что нет, настолько, насколько они пытаются выглядеть так, как будто они знают, о чем говорят. В этом смысле чушь можно рассматривать как словесную демонстрацию эффекта Даннинга-Крюгера: когда люди говорят с позиции непропорциональной уверенности в своих знаниях по сравнению с тем немногим, что они знают на самом деле, результатом часто является чушь.

Если это звучит слишком знакомо в сегодняшнем мире, учтите, что эссе доктора Франкфурта 1986 года (как и его одноименная книга 2005 года) начинались с заявления о том, что «одной из наиболее характерных особенностей нашей культуры является то, что столько ерунды». Спустя более 30 лет это утверждение кажется сейчас как никогда актуальным.

Психолог из Университета Уэйк Форест Джон Петрочелли обнаружил доказательства, подтверждающие, что помимо эффекта Даннинга-Крюгера, ерунда имеет место, когда есть социальное давление, чтобы высказать мнение и социальный «пропуск», который позволит кому-то избежать наказания за это. Три десятилетия назад доктор Франкфурт отметил, что такие условия существовали в Америке, где люди чувствовали себя вправе, если не обязаны, высказывать «мнения обо всем», и о политике в частности, и где объективная реальность часто отрицалась в пользу высказывания страстных личных мнений. .

Перенесемся в мир «постправды» 2020 года, где факты и экспертиза объявлены мертвыми, мнения обычно путают с новостями, а объективные доказательства бесконечно опровергаются, и можно утверждать, что чушь достигла эпических масштабов. . В этом отношении вклад Интернета трудно игнорировать. Психологические исследования, проведенные доктором Мэттом Фишером и его коллегами из Йельского университета, показали, что эффект Даннинга-Крюгера усиливается при доступе к Интернету — мы склонны путать возможность искать информацию в Интернете с реальными личными знаниями. 4 Социальные сети также предлагают среду, которая сочетает в себе социальное давление и анонимность, обеспечивающую социальный «пропуск». В 2018 году эксперты в области образования из Королевского университета в Белфасте резюмировали это следующим образом:

«…наряду с широко распространенной и раздробленной экосистемой социальных сетей и высоким уровнем погружения в Интернет общественная жизнь предоставляет множество возможностей нести чушь и лгать в таких масштабах, в которых мы могли бы 30 лет назад почти не признавали». 5

Псевдоглубокая восприимчивость к чуши и ее последствия

В то время как доктор Франкфурт стал инициатором академического исследования чуши и чуши, мало кто расширил наши знания о «брехнях» — тех, кто потребляет чушь, — больше, чем профессор психологии Университета Реджины доктор Гордон Пенникук. Он и его коллеги получили Шнобелевскую премию за разработку анкеты, предназначенной для количественной оценки восприимчивости к определенному виду чуши, которую они назвали «псевдоглубокой чушью».0003

Шкала восприимчивости к чуши (BRS) просит респондентов оценить глубину «кажущихся впечатляющими утверждений, которые представляются истинными и содержательными, но на самом деле бессодержательными», составленными из случайного сочетания слов, взятых из твитов Дипака Чопры (например, «скрытое смысл преображает непревзойденную абстрактную красоту») и подобные «глубоко звучащие слова» из «Генератора чуши Нью Эйдж» (например, «сознание — это рост когерентности и нас самих»). 5 Эта шкала показала, что привлекательность таких, казалось бы, глубоких, но на самом деле бессмысленных утверждений варьируется у разных людей как непрерывная психологическая черта, которую можно измерить количественно.

Согласно различным исследованиям, восприимчивость к чуши была связана с паранормальными и псевдонаучными убеждениями, верой в теории заговора, тенденцией видеть связи между не связанными между собой вещами и тенденцией воспринимать ложные или фальшивые новости как точные, а также с готовностью делиться ими. это в социальных сетях. 3,6-10 Обратно коррелирует с интеллектом и аналитическим мышлением. 3,9-11 Исследования, изучающие связи между восприимчивостью к чуши и политической идеологией, обнаружили положительную корреляцию с некоторыми аспектами политического консерватизма, включая поддержку консервативной социальной политики, а также благосклонное отношение сенаторов Теда Круза и Марко Рубио и президента Трампа. 12-14 Однако склонность к чуши ни в коем случае не является исключительной чертой консерваторов — данные из Швеции указывают на корреляцию с принадлежностью к Партии зеленых. 14 В поведенческом плане более высокая восприимчивость к чуши была связана с более низкой вовлеченностью в «просоциальные» действия, такие как пожертвования или волонтерство в благотворительных целях. 15

В совокупности, хотя корреляция не равна причинно-следственной связи, ранние результаты исследований восприимчивости к чуши до сих пор показывают, что восприимчивость к псевдоглубокой чуши — это тенденция тех, кто мыслит скорее интуитивно, чем аналитически. Другими словами, противоположность восприимчивости к чуши — обнаружение чуши — по-видимому, требует активных, преднамеренных размышлений и анализа, а не принятия вещей, основанных на интуиции. Это требует значительных когнитивных усилий с нашей стороны, в то время как восприимчивость к чуши может отражать своего рода когнитивную лень или, что менее уничижительно, ловушку, в которую нам слишком легко попасть. 16

Это означает, что нам предстоит много работы, если мы когда-нибудь надеемся освободить себя и Америку от дерьма. Пожалуйста, продолжайте читать часть 2 этой серии «Есть ли у Америки проблемы с восприимчивостью к чуши?» чтобы узнать, как мы можем попробовать.

Новое психологическое исследование показывает, что болтовня является признаком интеллекта

Вранье может быть признаком когнитивных способностей, согласно новому исследованию, опубликованному в научном журнале Evolutionary Psychology . Исследование показало, что люди, которые лучше придумывают объяснения различных понятий, как правило, более умны по сравнению с теми, кто изо всех сил пытается создать убедительную чушь. Но опытные аферисты не обязательно являются частыми аферистами.

Исследователи обнаружили, что восприимчивость к псевдоглубокой чуши связана с несколькими когнитивными факторами, такими как более низкий уровень когнитивной рефлексии и более высокий уровень онтологической путаницы. Псевдоглубокая чушь относится к сгенерированным компьютером утверждениям, которые кажутся глубокими, но на самом деле не имеют никакого реального значения, например, предложение «Мы находимся посреди высокочастотного расцвета взаимосвязей, который даст нам доступ к самому квантовому супу».

Но мало внимания уделяется способности людей делать собственные бредовые заявления.

«Впервые я занялся исследованиями псевдоглубокой чуши, будучи младшим научным сотрудником. Моя задача состояла в том, чтобы собрать подписи, описывающие различные произведения искусства. Они использовались в качестве стимулов для исследования 4 «Чушь делает искусство более глубоким», — объясняет автор исследования Мане Кара-Якубян (@ManeYakoubian), аспирант Университета Райерсона.

«Мы обнаружили, что люди не могут отличить художественный язык (то есть язык, который используют художники и искусствоведы для обсуждения искусства) от псевдоглубокой чуши. Я подумал, что это было забавно, так как в то время я изучал изящные искусства, в основном посещая курсы истории искусств. Чем больше я испортил эссе, тем выше была моя оценка. Естественно, меня заинтересовало исследование; Я мог видеть его значимость в моей жизни. Поэтому, когда представилась возможность провести дополнительные исследования в этой области, я очень хотел продолжить это вместе со своими выпускниками-наставниками».

Исследователи набрали 1017 участников для двух исследований по изучению когнитивных способностей, готовности нести чушь и способности нести чушь.

Чтобы измерить готовность нести чушь, участникам показали десять концепций и попросили оценить их знание каждой концепции по 5-балльной шкале от «никогда о ней не слышал» до «хорошо знаю, понимаю концепцию». Шесть концепций — такие как «Теория полового отбора» и «Общая теория относительности» — были реальными. Но четыре других концепции — «Субъюнктивное масштабирование», «Декларативная фракция», «Генетическая автономия» и «Нейронная приемлемость» — были фальшивыми.

Те, кто утверждал, что разбираются в поддельных концепциях, считались более склонными к ерунде.

Чтобы измерить способность нести чушь, группу участников попросили еще раз прочитать список понятий и «представить наиболее убедительное и удовлетворительное объяснение для каждого термина». Если участник не был знаком с концепцией, его призывали «проявить творческий подход и составить объяснение, которое, по вашему мнению, другие сочтут убедительным и удовлетворительным» и «не беспокоиться об истинности ваших утверждений».

Затем другая выборка участников оценила, насколько точными и удовлетворительными, по их мнению, были объяснения по 5-балльной шкале. Во втором исследовании участники также оценили интеллект человека, придумавшего объяснения.

Исследователи обнаружили, что участники, которые были лучше способны генерировать, казалось бы, удовлетворительные и точные объяснения ложных понятий, как правило, также набирали более высокие баллы в тесте на словарный запас, а также в измерении абстрактного мышления и невербального гибкого интеллекта.

«Способность человека нести чушь положительно связана с тем, насколько умным он кажется  и  насколько умным он является на самом деле. Мы предполагаем, что чушь могла возникнуть как энергетически недорогая стратегия получения престижа, статуса или благ в тех областях, где успех определяется субъективной оценкой других (например, в изобразительном искусстве, политике, публичных выступлениях и т. д.). пройти через процесс приобретения необходимых навыков, чтобы добиться успеха в определенной области, или они могут пройти через это чушь и получить такое же вознаграждение», — сказал Кара-Якубян PsyPost.

Но готовность нести чушь не связана с их способностью нести чушь. На самом деле, те, кто набрал больше баллов по показателям интеллекта, как правило, были менее склонны к чуши.

«Мы обнаружили, что способность нести чушь и готовность нести чушь не зависят друг от друга. Более умные люди были менее склонны заниматься ерундой, несмотря на свои превосходные навыки. Это может быть объяснено их большей способностью приписывать психические состояния другим (то есть теория разума), что позволяет им лучше понимать, когда чушь сработает, а когда нет», — пояснил Кара-Якубян.

«В будущих исследованиях может быть изучена взаимосвязь между чушью, ментализацией и теорией разума, а также личностными факторами, которые могут предсказывать готовность нести чушь».

Кара-Якубян и ее коллеги также обнаружили, что люди, которые были более склонны к чуши, как правило, также были более восприимчивы к псевдоглубокой чуши. Результаты согласуются с другим исследованием, опубликованным в British Journal of Social Psychology , которое показало, что люди, которые чаще занимаются чушью, как правило, более восприимчивы к различным типам вводящей в заблуждение информации, такой как псевдоглубокая чушь. и заголовки фейковых новостей.

«Возможно, интуитивно кажется, что вы не можете надуть чушь собачью, но наше исследование показывает, что на самом деле это не так», — объяснил Шейн Литтрелл, ведущий автор этого исследования, в пресс-релизе. «На самом деле, похоже, что самые большие поставщики убедительной чуши, по иронии судьбы, являются одними из тех, кто, скорее всего, попадется на нее».

Авторами исследования «Способность к ерунде как честный сигнал интеллекта» были Мартин Гарри Терпин, Мане Кара-Якубян, Александр С. Уокер, Хизер Э. К. Уокер, Джонатан А. Фугельсанг и Дженнифер А. Столц.

12 распространенных «законов» психологии, которые ошибочны

Жизнь в целом

Люди верят во множество глупостей о том, как работает наш разум. Вот 12 из них.

Автор:

Стивен Джонсон

Комментарии (36)

Предупреждения

Иллюстрация: Бен Карри

Можно простить вас за то, что вы не очень хорошо понимаете человеческое поведение. Люди сложны, и трудно понять, почему мы делаем то, что делаем, тем более что ответ, вероятно, связан с обманом, который играет с нами наш разум. Просто исключить переменные, необходимые для проверки гипотезы о причине даже самых простых вещей, которые мы делаем, практически невозможно. Так что не злитесь на себя, если вы приняли одно из этих 12 распространенных убеждений о том, как работает наш разум и личность; так поступали и многие другие люди (и мы, вероятно, никогда не узнаем, почему).0127

2 / 14

Теория «альфа» и «бета»

Теория «альфа» и «бета»

Фото: Laura Hedien (Shutterstock) » (естественно подходит для руководящей роли в иерархии), а некоторые из них «бета» (последователи) основаны на наблюдениях за иерархиями в животном мире. Эти наблюдения были не только неправильно поняты в природе, но и широко применялись к человеческому обществу способом, который нельзя назвать научным.

Все гораздо сложнее, чем «альфа против бета» среди животных. Этот термин даже больше не используется при изучении волков, поскольку исследования показывают, что «альфа-самцы» на самом деле являются отцами, в отличие от самых крутых волков. То же самое с «иерархией» в группах петухов и кур. Среди шимпанзе лидеры групп часто физически сильнее, но они также склонны быть великодушными, чуткими и способствовать сплочению группы — противоположность стереотипу «задиры», который часто ассоциируется с человеческими «альфа-самцами».

Люди ведут гораздо более насыщенную жизнь, чем животные. От нас требуется играть разные роли в разных ситуациях — кто-то может быть альфой на собрании шахматного клуба, но быть бетой во время игры в вышибалы, например. Альфа-теория просто не является полезным или точным способом классификации людей.

3 / 14

Улыбка сделает вас счастливее

Улыбка сделает вас счастливее

Иллюстрация: Drawlab19 (Shutterstock) гипотеза лицевой обратной связи», которая предполагает, что на наше переживание эмоций влияет обратная связь от наших выражений лица. Идея витала в воздухе уже давно — ее сторонником был Чарльз Дарвин, — но самое известное недавнее исследование фальшивой улыбки было проведено в 1919 году.88 социального психолога Фрица Штрака. Он просил испытуемых держать ручку во рту, чтобы заставить их «улыбнуться», а затем показывал им несколько комиксов. Согласно его исследованию, улыбающиеся сказали, что комиксы им показались смешнее, чем контрольная группа. Но в 2016 году 17 лабораторий безуспешно пытались воспроизвести результаты Стрэка. Может быть, с тех пор что-то изменилось. Или, может быть, первоначальный результат был выбросом.

Не то, чтобы мимическая обратная связь была полностью чушью; просто кажется, что это не имеет большого значения. Мета-анализ исследований лицевой обратной связи пришел к выводу, что «имеющиеся данные подтверждают основное утверждение гипотезы лицевой обратной связи о том, что лицевая обратная связь влияет на эмоциональные переживания, хотя эти эффекты, как правило, малы и неоднородны».

4 / 14

«Зефирный тест» и отложенное удовлетворение

«Зефирный тест» и отложенное удовлетворение

Фото: Джози Гарнер (Shutterstock) зефир перед ними и говоря им: «вы можете съесть это сейчас, или я дам вам два зефира, когда я вернусь». Некоторые дети сразу же съели зефир; некоторые терпели это до тех пор, пока не было доставлено второе угощение. Последующие исследования, казалось, показали, что дети, которые были в состоянии откладывать удовлетворение, в целом вели более успешную жизнь в возрасте от 20 до 30 лет.

Эксперимент не удался по ряду причин. Тестовая группа была небольшой (всего 90 детей), и все они были детьми преподавателей и сотрудников Стэнфорда — не совсем репрезентативная выборка. Эксперимент даже не учитывал, нравится ли детям зефир . Аналогичное исследование 2018 года с большим размером выборки не обнаружило такой же корреляции, как исходный эксперимент. Вместо этого была обнаружена слабая связь между самоотречением в раннем возрасте и более поздним успехом, которая полностью исчезала, когда учитывались социально-экономические факторы. Судя по всему, богатые дети лучше не едят зефир в течение 15 минут.

5 / 14

Теория левого и правого полушарий

Теория левого и правого полушарий

Иллюстрация: Triff (Shutterstock) и левополушарное аналитическое мышление, но это намного сложнее, чем «творческие люди используют правое полушарие, а аналитические — левое полушарие». Самое влиятельное научное исследование полушарий мозга датируется 19 веком.60-х годов, когда исследователи эпилепсии определили, что «по большей части левая половина мозга превосходит правую в языке и ритме, в то время как правая половина превосходит распознавание пространственной ориентации, эмоций и мелодий».

Но с тех пор мы смогли более внимательно наблюдать за активностью мозга, и это указывает на то, что сложные действия требуют связи между различными частями мозга. Помимо исследований мозга: если вы считаете, что сочетание творчества и анализа необходимо для сочинения симфонии или разработки математического доказательства, идея о доминировании одного полушария мозга начинает разваливаться.

6 / 14

Типы личности Майерс-Бриггс

Типы личности Майерс-Бриггс

«Вы обычно: А) цените эмоции больше, чем логику? Или Б) Цените логику больше, чем чувства?» Тест проходят около 2 миллионов человек в год в академических и профессиональных кругах, и некоторые организации используют результаты при принятии решений о найме. Это также в значительной степени чушь — по сути, более сложная версия гороскопа.

«Для большинства людей личностный тест MBTI не точен и не надежен, — сказал Discover Джейми Лейн Дерринджер, психолог из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне. «Черты личности, в том числе четыре, измеряемые MBTI, распределяются нормально. То есть большинство людей получают средние баллы, и лишь немногие получают очень высокие или очень низкие баллы по какой-либо характеристике».

Анализ показал, что тест на удовлетворенность или компетентность на различных видах работ не имеет прогностической ценности; другое исследование показывает, около половины тестируемых получат другие результаты, если они сдадут тест во второй раз.

7 / 14

Стэнфордский тюремный эксперимент

Стэнфордский тюремный эксперимент

Фото: Дэн Хенсон (Shutterstock) заключенного или охранников, чтобы измерить влияние социальных ожиданий на поведение. «Охранники» и «заключенные» как будто вжились в свои роли, и многие сделали выводы о результатах. Но, несмотря на то, насколько известным стал эксперимент и насколько шокирующими были его выводы, на самом деле он был очень, очень глупым.

По сути, это было реалити-шоу. «Роли» студентов на самом деле никогда не были «охранниками» и «заключенными». Они были «человеком, за которым наблюдали и снимали на видео, притворяясь охранником или заключенным», поэтому их действия говорят нам только о том, как студенты реагируют на то, что их помещают в длинную театральную импровизацию. Кроме того, есть вопрос самостоятельного отбора: 24 студента, которые откликнулись на объявление о поиске субъектов, которые хотят пожить в фальшивой тюрьме пару недель, в значительной степени противоположны случайной выборке. Существует также проблема тиражирования: в 2001 году BBC организовала аналогичную «фальшивую тюрьму» для телешоу и не только не воспроизвела результаты, но и охрана оказалась неэффективной, и вскоре тюрьму захватили заключенные.

8 / 14

Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование

Фото: Pixel-Shot (Shutterstock)

для создания когнитивных изменений в поведении и создания более изобретательных состояний для достижения своих целей». Это делается в основном за счет понимания невербальной коммуникации.

Есть множество лайф-коучей, которые используют эту технику. Его рекламировали как лекарство от всего, от фобий до депрессии и аллергии, и, как сообщается, множество знаменитостей, от Опры Уинфри до Рассела Брэнда, используют его методы. Но нейролингвистическое программирование, наверное, ерунда. Продукт 1970-х годов «движение за человеческий потенциал», ни одно из утверждений НЛП не имеет под собой научной основы. Оно основано на устаревших и опровергнутых теориях работы мозга, и критики говорят, что правильнее было бы назвать НЛП культом, а не чем-то вроде науки.

9 / 14

Музыка для детей делает их умнее

Музыка для детей делает их умнее

Фото: Chui Wui Jing (Shutterstock)

пренатальные звуковые системы для плода, основанные на идее, что прослушивание классической музыки для вашего ребенка сделает его умнее. Вера в «эффект Моцарта» была настолько широко распространена, что в 19В 1998 году губернатор Джорджии Зелл Миллер обязал матерей новорожденных раздавать компакт-диски с классической музыкой. Но не так много исследований, подтверждающих это утверждение.

В то время как нерожденные дети могут слышать и реагировать на музыку в третьем триместре беременности, нет никаких признаков того, что она оказывает какое-либо влияние на что-либо. То же самое и с прирожденными: исследования не показывают, что прослушивание классической музыки (да и вообще любой музыки) не оказывает долгосрочного влияния на IQ. Прослушивание музыки могло бы дать мимолетный импульс зрительно-пространственному мышлению, но 1996-е исследование, проведенное в Великобритании, показало, что школьники, которые слушали популярную в то время группу Blur, справлялись с тестами немного лучше, чем дети, которые слушали Моцарта. (Ву-у-у!)

10 / 14

У людей разные стили обучения

У людей разные стили обучения

Фото: Радачинский Сергей (Shutterstock)

Широко распространено мнение, что у людей разные «стили обучения». среди педагогов — исследование 2014 года показало, что до 90% педагогов верили в это. Но, может быть, и нет, а даже если и есть, похоже, это не имеет значения.

Наиболее широко используемая система определения стиля обучения, тест VARK, разбивает учащихся на «визуальных, слуховых, чтения/письма и кинестетических», но попытки использовать результаты теста для изменения стилей обучения показывают, что дети на самом деле не добиться большего успеха в тестах, ориентированных на их стиль. Исследование в Великобритании, в котором учащиеся могли выбрать «визуальный» или «вербальный» стиль обучения, показало аналогичное отсутствие результатов.

«Есть свидетельства того, что люди действительно пытаются относиться к задачам в соответствии с тем, что они считают своим стилем обучения, но это им не помогает», — сказал Дэниел Уиллингем, психолог из Университета Вирджинии, Атлантика .

11 / 14

Гипноз поможет вспомнить

Гипноз поможет вспомнить

Фото: Andrey_Popov (Shutterstock)

вы можете ввести людей в «гипнотический транс», они будут помнить то, чего в противном случае у них не было бы, — это особенно стойкий транс. Исследования показали, что гипноз не только не облегчает припоминание вещей, он делает людей более уверенными в своих ложных воспоминаниях, а гипноз также может вызывать ложные воспоминания. Испытуемые, которые были загипнотизированы и прошли тест на память, показали не лучшие результаты, чем их не загипнотизированные сверстники, но они были более уверены в правильности своих неправильных ответов. «Как я мог запомнить это неправильно? Я был загипнотизирован!» может быть мыслительный процесс на работе.

12 / 14

Разговорная терапия требует изучения вашего детства

Разговорная терапия требует изучения вашего детства

Фото: Дмитрий Зинкевич (Shutterstock)

провозглашение «расскажи мне о своей матери», но «разговорная терапия», которая фокусируется на травмирующих детских событиях, становится все менее и менее распространенной. Наиболее изученной, рекомендуемой и широко используемой формой разговорной терапии в настоящее время является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), школа, которая в значительной степени не заботится о том, чтобы копаться в прошлом пациентов, чтобы понять, почему они так запутались в настоящем.

Вместо этого когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на симптомах и оставляет причины в покое. Если вы нервничаете в социальных ситуациях, когнитивно-поведенческая терапия может научить вас расслабляться на барбекю, а не пытаться заставить вас рассказать о том, что произошло на вечеринке по случаю вашего пятого дня рождения. Хотя универсального подхода к психологическому консультированию не существует, метаанализ исследований когнитивно-поведенческой терапии убедительно свидетельствует о его эффективности.

13 / 14

Сны что-то значат

Сны что-то значат

Иллюстрация: agsandrew (Shutterstock)

Многие культуры верят, что сны пророческие. Фрейд считал, что сны раскрывают наше бессознательное посредством символов. Там нет конца материалу «толкование снов». Но все эти теории, вероятно, ошибочны. Хотя невозможно с уверенностью сказать, что означают образы, которые вызывают в воображении наши спящие мозги, многие нейробиологи считают, что они ничего не означают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *