Будда просветленный – Будда Шакьямуни — Википедия

Содержание

Что такое просветление в буддизме

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Просветление – это ключевое понятие в разных культурных, религиозных, философских традициях, это то, к чему стремятся тысячи людей. Для многих оно значит поиски жизненного смысла. Пытаясь понять, кем они являются и зачем живут на свете, многие стараются встать на путь к просветлению.

Сегодня мы узнаем, что такое просветление в буддизме, каковы его различные трактовки, как оно достигается в разных школах буддизма. Приглашаем вас следовать за нами!

Содержание:

Что это такое

Видение различных школ

Заключение

Что это такое

Бодхи, или Просветление, – состояние полной гармонии и счастья, главная цель духовного пути буддистов. Согласно буддийским описаниям, в сравнении с этим чувством любое, даже самое радостное земное переживание становится страданием.

Считается, что, обусловленное эмоциональным восприятием, бодхи невозможно выразить словами. О нем можно слагать только притчи, высказываться метафорично, иносказательно.

Санскритское «бодхи», которое стало важным словом в буддийской философии, в буквальном переводе на русский означает «пробуждение». Сразу возникает вопрос: «Пробуждение от чего?» «От сна неведения,» – отвечает традиция буддистов.

Неведение – основная причина страдания, путаницы в мире и в мыслях людей, проще говоря — это причина сансары. Оно порождает глупость, недалекость, омрачение, неумение увидеть в предметах и событиях суть, хорошую сторону.

Путаница возникает в распознавании доброго и злого, делает человека узколобым и сконцентрированным на вещах, которые только кажутся ему полезными, в то время как к остальному он слеп.

В свою очередь такое отношение и мировоззрение подпитывает равнодушие, ненависть. В погоне за вещами человеку начинает казаться, что в этом и есть смысл жизни, а если ему не удается достичь желаемого, то возникает гнев.

Деструктивные эмоции разрушают ум. Название им – неведение, зависимость, злость. Они вызывают цепную реакцию из ревности, скупости, зависти, злобы.

Все это вводит человека в состояние глубокого отрицательного транса, который похож на беспокойный сон. Человека, который воспрянул от этого сна, называют Буддой. Негативные чувства, как грозовые облака, рассеиваются, и его миру является свет.

Напротив, качества вне времени, абсолютные, чистые, несут в себе чистоту. Считается, что они уже заложены в каждом, нужно лишь до них «достучаться», раскрыть их. Такие чувства, называемые «Природой Будды», способствуют достижению просветления:

  • радость;
  • мудрость;
  • сочувствие;
  • отвага.

Благодаря им можно научиться видеть предметы и явления такими, какие они есть. Мир открывается человеку, возрастает доверие, и жизненный смысл обретается.

«Открыл» состояние просветления основатель целого учения, многовековой философии, которая нашла миллионы приспешников и стала мировой религией. Его имя знакомо каждому – Будда Шакьямуни. Он первым смог абстрагироваться от привычного мира и освободиться от мешающих ему чувств.

Со своими учениками он делился тем, как достичь этого состояния. Ему потребовалось три важных составляющих собственных духовных сил:

  • медитация;
  • знания;
  • поведение.

Видение различных школ

Своим примером Будда Шакьямуни показал своим последователям, что при упорных практиках возможности человеческого духа расширяются. Поза, в которой Будда сидел, медитируя на пути к пробуждению, была изображена во многих канонах и использовалась как практическое руководство для его обретения.

Позже традиция Будды разделилась на крупные течения: махаяну, тхераваду и ваджраяну. Каждое из них немного по-своему трактует просветление и его признаки.

Учение Тхеравады предполагает первоочередную подготовку ума для просветления, создание крепкого каркаса. Для этого важно освободиться от разрушающих эмоций, которые мешают приблизиться к пробуждению.

Следует принять сан монаха и строго соблюдать устав, который содержит свыше трехсот правил. Следовать им невероятно тяжело, потому что их нужно соблюдать, отрешившись от злости, гнева, страсти и прочих деструктивных качеств. Напротив, все должно идти из благих побуждений.

«Малая колесница» – тхеравада – ставит во главу достижение так называемого архата – становления человеком, который победил неведение и вознагражден за это прекращением страдания.

Медитация делится на две части: практику размышления (випассану) и расслабления (саматху).

Такого видения придерживаются в основном южные буддисты: ланкийские, бирманские, тайские, камбоджийские и лаосские.

Школа Махаяны учит с каждым превращением развивать в себе благие качества, мудрость, сострадание, давать установку на пробуждение. Она видит признаки просветления не только в способности быть самому счастливым, но и ощущать счастье окружающих.

Достижение знания лежит через почитаемый здесь Восьмеричный путь. Душе необходимо выйти за рамки интеллекта, который всегда двойственен – он разделяет субъективные и объективные стороны. Своды высказываний, которые могут помочь уму, содержатся в сутрах.

Такое понимание сформулировал великий гуру из Индии Нагарджуна, живший во II-III веках нашей эры. Трактовку поддерживают выходцы из стран, находящихся севернее: буддисты китайского, тибетского, японского, тайванского, корейского, вьетнамского толка.

Представители течения ваджраяны составляют постулаты других учений буддийской философии, которые основываются на тантрических традициях.

Сюда же причисляются направления, которые называются Великими:

  • Печать – ее также именуют Махамудрой, а восходит она к течению кагью.
  • Совершенство – известно также как Дзогчен, а позже используется в течении ньингма тибетского толка.
  • Срединный путь – восходит в своей полноте к течению Джонанг.

Данные направления свято хранились тибетскими ламами, и, возможно, только поэтому дожили до нынешнего момента.

В школе ваджраяны медитации для достижения просветления по своему характеру являются тантрическими и становятся тождественными пробужденным образам будд. Эту практику применяют в тибетском, бутанском, непальском, монгольском и российском воплощении буддийского учения.

Отдельно стоит направление дзен. Это, в свою очередь, одно из направлений буддизма махаянского толка родом из Китая. В общем понимании дзен и есть учение о просветлении. Часто его называют школой мистического созерцания.

Бодхидхарма, второй «отец» дзен-буддизма после Будды, говорил о ненужности священных сутр, традиций и переходе к непосредственному пробуждению посредством созерцания внутрь себя.

Просветление в этом учении есть все, и называется оно «сатори». Сатори различается двух типов: малое – когда вспышка озарения возникает лишь на небольшой промежуток времени – и большое – это и есть просветление в привычном для остальных приверженцев буддизма смысле.

Как вы видите, понятие просветления в разных направлениях буддизма несет с собой немного разное значение. Мы обязательно будем говорить о каждом направлении подробнее в последующих статьях, а на сегодня нашу беседу пора завершать.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Будем благодарны, если вы поделитесь ссылкой на эту статью в социальных сетях.

Подписывайтесь на наш блог, если хотите получать новые интересные статьи себе на почту.

До встречи на страницах блога!

o-buddizme.ru

Просветление Будды. Буддийская притча.

Сиддхартха Гаутама был принцем. Он был молод, богат и счастлив. У него была прекрасная жена, которая подарила ему сына. Отец принца происходил из рода Шакьев и был владыкой маленького царства. Гаутаме предстояло унаследовать его трон, и он жил, не ведая забот и огорчений. Но однажды, впервые покинув дворец, принц встретил сначала больного, затем старика и, наконец, покойника и понял, что человеческое тело — и его собственное тоже — источник не только радости, но и боли.

С тех пор эта мысль не оставляла его. Она побудила его покинуть жену, сына и царство, полностью изменить свою жизнь и пуститься на поиски пути к избавлению от страданий, не только для себя самого, но и для всего человечества.

Вначале он полагал, что виной всему тело, и попытался отрешиться от него, не прислушиваясь к его потребностям в еде, воде, одежде. Шесть лет кряду он жил в лесу как отшельник, съедая лишь по зёрнышку риса или кунжута в день. Но, превратившись в живой скелет (таким измождённым изображали Гаутаму создатели самых прекрасных, хватающих за душу статуй из Гандхары), едва держась на ногах и чувствуя, что сознание его вот-вот покинет, он понял, что не заботиться о теле означает не заботиться о духе и что немощь мешает ему медитировать.

Тогда он решил вернуть себе здоровье. Кормясь подаянием, в молчании продолжил он свои поиски. Однажды, присев под деревом, — тем самым, которое стало «деревом просветления», — он твёрдо решил не вставать, пока не найдёт ответа. Искушений у него было множество, ибо дьявол был силён и коварен, но ему удалось устоять перед всеми, включая самое последнее: когда ему явились три прекраснейшие танцовщицы, которые пытались соблазнить его.

На рассвете он победил.

— Теперь я знаю всё, что следует знать, у меня есть всё, что следует иметь. Мне ничего больше не нужно, — сказал он.

Коснувшись пальцами земли, он призвал её в свидетели своего Просветления.

Семь недель подряд принц, ставший теперь Буддой, Просветлённым, или Пробудившимся, сидел под деревом, которому стольким был обязан. Потом отправился на окраину Бенареса и там впервые, в присутствии пятерых учеников, привёл в действие колесо Закона.

Он начал наставлять людей, объяснять им, что между слепой гонкой за телесными наслаждениями и аскетическим отказом от собственного тела и всего остального есть некий Срединный Путь, который ведёт к отрешённости от страстей, к внутреннему покою, а следовательно, и к избавлению от страданий. Это путь дхармы — путь правильного взгляда, правильной речи, правильного действия, правильного старания, правильной жизни, правильного стремления, правильного внимания и правильной концентрации.

Каким именно стало для Будды Просветление, осталось тайной. Он никогда не говорил об этом с определённостью. Слова не всегда способствуют пониманию. Каждый должен пройти через этот опыт самостоятельно. Он указал Путь, а другим предстояло его пройти.

worldofaphorism.ru

Просветление — Энциклопедия буддизма

Будда Шакьямуни — тханка 17 века

(санск. bodhi, тиб. byang chub) — глубокое необусловленное непоколебимое счастье, высшая цель буддийского духовного пути. Такое состояние счастья выходит за рамки всех переменчивых переживаний.Собственно говоря, в буддийских описаниях в сравнении со счастьем Просветления все обусловленные переживания, даже с нашей точки зрения самые счастливые, считаются страданием. Считается, что состояние Просветления невыразимо словами и мы можем говорить о нем иносказательно, метафорами, притчами и т.п. Так как состояние Просветления это состояние вне нашего дуального мира, то в рамках нашей логики и слов мы не можем его определить.

Пробуждение от сна неведения

Буддийское понятие «Бодхи» буквально означает «пробуждение (от сна неведения)».

Неведение (авидья) — главный корень запутанности и самого существования страдания (дукха) и миров обусловленного восприятия — сансары.

Это неумение видеть все таким, какое оно есть. Под неведением подразумевается само обусловленное восприятие с его незнанием, глупостью, тупостью и тонким ее проявлением — игнорированием, неспособностью распознать в вещах и явлениях их полезный, позитивный потенциал.

Как следствие возникает запутанность — неразборчивость в благом и дурном, удачном и неудачном, полезном и вредном. Базовое неведение порождает зависимость от того немногого, что человек сочтет для себя полезным или приятным, и безразличие и отвращение ко всему остальному.

Такое восприятие мира провоцирует в свою очередь гнев, оттого что всегда находится что-то нежелательное и отсутствует что-либо желаемое.

Неведение, зависимость и гнев — самые главные мешающие эмоции, или как их еще называют — «яды ума», разрушающие все позитивные впечатления подсознания и порождающие массу всевозможных других — зависть, исключающую гордость, жадность, ревность и прочее.

Порожденные неведением они становятся движущей силой обусловленного ими существования.

Они вместе с жесткими концепциями погружают умы людей в транс обыденности, подобный сну.

Будда — это тот, кто пробудился от этого сна неведения, раскрыв совершенные, абсолютные и вневременные качества, именуемые Природой Будды.

Значение понятия «Просветление»

Понятие «Бодхи» часто переводят на русский язык словом «Просветление», поскольку в основе неведения лежат многочисленные бессознательные привычки восприятия, именуемые омрачениями или завесами(клеша). Их уподобляют тучам и облакам, скрывающим постоянно сияюший свет.

А с самим светом сравнивают Природу Будды, всегда потенциально присутствующую в каждом существе и в мире в целом, с ее абсолютными качествами:

  • интуитивной мудростью
  • бесстрашием
  • радостью
  • и сочувствием.

Победа над омрачениями, Просветление, позволяет воспринимать вещи и явления со всеми благими качествами и совершенным потенциалом, такими, какие они есть.

В основе буддийского взгляда лежат позитивное мышление и глубокое доверие к человеку и миру, которые признаются совершенными в своей подлинной природе.

И если это совершенство еще можно раскрыть и поделиться им с другими, то жизнь приобретает огромный смысл.

Методы, ведущие к Просветлению

Пробуждение символизирует исторический будда — Шакьямуни, тот, кто первым в нашей истории применил освобождающие методы и достиг цели, явив собой пример для других.

Одним из значимых иконографических элементов в изображении Будды является поза (санск. асана), указывающая на важнейшую роль медитации на пути к цели. Своеобразие буддизма — в его искусных методах работы с умом.

Они позволяют осознанно трансформировать конкретные завесы в мудрость. В учении Будды содержится ясная методология достижения человеческого совершенства, основанная на трех столпах: знании, медитации и поведении.

Применяя ее для развития всего потенциала тела, речи и ума, благодаря в первую очередь работе с собственным умом, буддисты способны достичь Просветления за несколько жизней или в течение одной, подобно знаменитому тибетскому йогину Миларепе.

Практичность Учения Будды и разнообразие методов, предназначенных для разных типов людей, препятствует возникновению догм и побуждает задавать вопросы. С применением медитаций интеллектуальное понимание Учения превращается в личный опыт, «опускается из головы в сердце».

Буддисты видят в Будде вневременное зеркало своих неотъемлемых возможностей, а поза медитации в канонах изображения Будды указывает на искусные средства для их воплощения. Будда Шакьямуни дал три основных цикла учения, которые затем были развиты в трех больших традициях мирового буддизма: Тхераваде, Махаяне и Ваджраяне.

Методы Учений Первого Поворота Колеса Дхармы

(традиция Тхеравада)

направлены на создание прочного фундамента, основы для работы с умом, и имеют целью личное освобождение человека от первой, самой грубой и разрушительной завесы — мешающих эмоций. На этом пути рекомендуется принять монашеский сан, чтобы создать все условия для этого, соблюдая более трех сотен обетов Устава (Виная). На этой ступени вырабатываются полезные привычки воспринимать все явления без гнева, зависимости (страсти), ревности, жадности, гордости и принебрежения и следовать благим устремлениям.

Это Малый Путь буддизма целью которого является достижение состояния Архата.

В Канонических Комментариях Палийского буддийского Канона южного буддизма (Тхеравада) путь практики медитации разделен на два цикла «Випассану» (санск. Випашьяна) и «Саматху» (санск. Шаматха) — медитации соответственно размышления и успокоения.

Самым известным и авторитетным комментарием стал трактат Ачарьи Буддагосы «Висуддхимагга», в котором детально и поэтапно описано развитие буддийской медитативной практики на уровне основополагающих учений Первого Поворота Колеса Дхармы.

Эти методы получили наибольшее распространение в южном буддизме в странах Южной Азии (на |Шри-Ланке, в Тайланде, Мьянме (Бирма),Камбодже, в Лаосе и др.)

Методы Учений Второго Поворота Колеса Дхармы

(традиция Махаяна)

предназначены тем, кто способен развить мудрость и великое сочувствие, желая не только самому стать счастливым, но и видеть счастливыми всех вокруг.

На этом пути человек постепенно из жизни в жизнь взращивает в себе устремление к Просветлению ради всеобщего блага и развивает сочувствие и мудрость. Методы работы с умом здесь — Благородный Восьмеричный путь. Они основаны на практике Сутры.

Содержание этих учений первым систематизировал и обосновал великий индийский Гуру Нагарджуна (II-III вв.). Главными системами Махаяны в Индии стали Мадхьямика и Йогачара.

Эти методы затем получили распространение в северном буддизме дальневосточного направления: в Китае, Тибете, Японии, Корее, Вьетнаме, Тайване.

Методы Учений Третьего Поворота Колеса Дхармы

(традиция Ваджраяна)

включают основы всех других учений, данных Буддой, их методов, а базируются на практике традиции Тантры.

К традиции Ваджраяны относят также учения:

Все они сохранены и дошли до нашего времени благодаря тибетским буддийским мастерам.

Система Великого Совершенства Дзогчен впоследствии была развита в традиции Ньингма тибетского буддизма, система Великой Печати Махамудра передается в традиции Кагью, а система Великого Срединного Пути Махамадхъямака сохранилась во всей своей целостности и развита в традиции Джонанг.

Медитации этого уровня относятся к классу тантр, и основаны на методе прямого отождествления с просветленными качествами в образах будда-форм — Йидамов.

Эти методы получили наибольшее распространение в северном буддизме в странах Центральной Азии: Тибете, Бутане, Непале, Монголии и России.

В буддизме разработано множество разных концепций и объяснений Просветления, в зависимости от той или иной традиции и школы.

Например, в системе Великой печати (Махамудра его описывают в контексте

Три состояния Просветления

Дхармакая-будда ((санск. Дхармакая, тиб. Чёку, букв. «Тело истины») — это прежде всего сама истинная реальность вне любых ограничений: форм и наших эмпирических характеристик.

Эта осознающая реальность, в которой самопроизвольно проявляются интуитивная мудрость, бесстрашие, радость и безграничное сочувствие.

Это Пробуждение в своем абсолютно неразрушимом, а потому бесстрашном состоянии, вне пространственно-временных и каких бы то ни было ограничений — чистое состояние истинной реальности.

В этой реальности способны проявляться самые различные формы (рупакая). В Праджня-парамита сутре говорится: «Форма есть пустота, пустота есть форма, форма и пустота не отделимы».

В зависимости от уровня развития восприятия практиков трантры, эти формы представляют собой еще две «каи»:

Самбхогакая-будда (санс., тиб. Лонгку, букв. «тело радостного блаженства») — формы энергии и света, несубстанциональные как радуги, являются выражением ясности истинной природы реальности, ее свободной игрой, и связаны с опытом необусловленной высшей радости, когда с уровня бессрашия пробужденный ум осознает богатство своих возможностей.

Таковы Йидамы. Отождествление с ними в медитации и в повседневной жизни призвано пробуждать свойственную каждому природу будды. Высокоразвитые бодхисаттвы могут встречаться с ними и получать от них освобождающие методы.

Нирманакая- будда (санск., тиб. Тулку, букв. «тело излучения») — это исторические будды и великие бодхисаттвы. Они появляются из великого необусловленного сочувствия истинной реальности и выражают способность ума беспрепятственно проявлять себя в различных формах из пространства.

Четыре Просветленных Активности

Буддам присуща способность в нужное время в нужном месте сделать то, что необходимо, а также сочувственное, спонтанное и свободное от усилий поведение в соответствии с четырями видами просветленной активности

  • умиротворяющей
  • вдохновляющей
  • обогащающей
  • защищающей

Основанием их является способность ума бесстрашно и радостно покоиться в том, что есть.

Пять мудростей Просветления

Мудрость будд содержит пять видов знания:

  • о том, как воспринимать все, подобным зеркалу, лишенному двойственности.

Это просветленная способность ума видеть свои проявления с полной ясностью, как чистое зеркало отражает вещи. Эта зеркалоподобная мудрость достигается через преобразование гнева.

Учения о прямом постижении природы ума также присутствуют и в дальневосточной традиции Дзен и Чань-буддизма.

Достижение Нирваны Вне Пребывания

Пробудившись, ум человека выходит за пределы обусловленного восприятия, и более не томится в замкнутом круге шести миров сансары, он свободен.

Традиционно говорится, что Просветление — это достижение Нирваны Вне Пребывания.

Слово Нирвана восходит к санскритскому корню — нир- со значением «угасание», «затухание». На этом основании западные буддологи XIX века часто объясняли теорию нирваны как полного прекращения жизни, после чего обвиняли буддизм в пессимизме, что и закрепилось в научной литературе.

Современный буддолог Торчинов Е.А. так комментировал этот казус: «Буддийские тексты отчетливо указывают на то, что угасает, исчезает не само бытие, а страдание, вызванное завесами ума. Как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, так и прекращаются страдания, когда иссякают все аффекты и устремления, питающие страдания. То есть угасают именно омрачения, а вовсе не бытие. С исчезновением причин страдания исчезает и оно само. И тогда возникает глубокое необусловленное, а потому непоколебимое счастье пробуждения — состояние нирваны.

Понятие нирвана — многозначно. Различают:

  • Естественную Нирвану — Таковость, совершенную подлинную природу всех явлений
  • Мнимую Нирвану Прекращения, или Ложная Нирвана — прекращение чувств и проведения различий человеком, благодаря нейтрализации их причин в результате практики мирского пути.
  • Нирвану Архата, или Малую Нирвану, — личное неполное освобождение, ставшее целью в традиции Тхеравада.
  • Нирвану Вне Пребывания, — собственно Нирвану Будд и Бодхисаттв, свободную от крайностей благодаря различающей мудрости и сочувствию. (Зегерс 2000:51)

Именно этот четвертый вид нирваны связан с Просветлением и является целью всех традиций и школ северного буддизма. О просветлении будды говорят как о Нирване Вне Пребывания, поскольку это и есть естественное истинное вневременное и неразрушимое состояние каждого существа, которое невозможно обрести или потерять.

Все концепции, пытающиеся объяснить Просветление, объединяет признание внезнаковой, внеконцептуальной природы Просветления. По словам Торчинова Е.А. «Это состояние подлинного счастья абсолютно трансцендентно всему нашему опыту…Поэтому Будда и ограничился самыми общими характеристиками его как состояния, свободного от страданий, или как состояния высшего блаженства» (Торчинов 2005: 37-38).

Символы Просветления

Вся символика буддизма отражает те или иные аспекты Просветления.

Символом просветленного ума Будды является Ступа — буддийский архитектурный монумент, а также алтарные статуи Ступ.

Пять мудростей Просветления представлены в символике мандалы, ступы, ваджра.

Этапы работы с умом по преобразованию восприятия вплоть до Просветления отражены в буддийской космологии и символике тантрического посоха (кхатванга) и т.д.

Литература

  • Зегерс М. Термины буддизма. СПб., «Алмазный Путь», 2000. -172 с.
  • Лама Оле Нидал. Каким все является: Современное введение в учение Будды. СПб., «Алмазный Путь» , 2004. С. 62-68
  • Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., «Амфора» 2005. — 430 с.

См. также

vbuddisme.ru

Просветление Будды — Буддизм

Перейдем теперь к рассмотрению не отдельных архетипических символов, а целой их последовательности. Она связана с важнейшим событием во всей жизни Будды — достижением им Просветления. Эти символы выступают в виде событий, полагаемых обыкновенно историческими или отчасти историческими, однако их значение гораздо глубже. 


Первое из этих событий традиционно именуется как победа над Марой, дьяволом, буддийским сатаной. Будда, или точнее, пока еще бодхисаттва (на пали — бодхисатта), которому предстоит сделаться Буддой, сидел, медитируя, у подножия дерева, и, как нам рассказывают некоторые сравнительно поздние легенды, на него напала жуткая орда демонов, ватага безобразных тварей во главе с Марой. Нападение этих сонмов зла ярко живописуется в буддийском искусстве и поэзии: они — полулюди, полузвери, мерзко обезображенные, рычащие, злобно разъяренные… одни из них потрясают громадными дубинами, другие размахивают мечами. Это поистине грозно и страшно. Но и камни, и стрелы, и языки пламени превращаются в цветы, едва коснувшись окружающей Будду ауры света, и падают к его ногам. Значение происходящего очевидно; это нужно не объяснять, а прочувствовать. Будда не был поколеблен или задет этим устрашающим натиском. Его глаза оставались закрытыми, он пребывал в медитации с тою же улыбкой на устах. Тогда Мара послал к Будде трех своих прекрасных дочерей — Похоть, Страсть и Усладу. Они танцевали перед Буддой, стараясь обольстить его, но он и глаз не приоткрыл. Дочери Мары вынуждены были ретироваться ни с чем. Все это изображает силы бессознательного в грубой несублимированной форме. Демоны, ужасающие безобразные тела соответствуют гневу, чувству неприязни, отвращения и тому подобному. Что же до дочерей Мары, то они, конечно, соответствуют различным сторонам страсти и желания. Сам Мара выражает собою изначальное неведение или неосознавание, из-за которого мы принимаем все новые и новые рождения… К слову, буквальное значение имени Мары — просто «смерть».


Второе событие называется «призыв богини Земли в свидетельницы». Потерпев поражение, Мара, когда его демоны возвратились ни с чем, предпринял новый ход. Он сказал готовившемуся стать Буддой: «Ты уселся в центре Вселенной на троне будд прошлого. По какому праву ты, обычный человек, сидишь на троне, на котором восседали предшествующие будды?» Будда ответил: «В своих прошлых жизнях я практиковал все парамиты, все виды совершенства: совершенство даяния, совершенство нравственности, совершенство рвения, совершенство медитации, совершенство терпения и совершенство мудрости. Все это я практиковал и достиг того момента в своем духовном развитии, когда готов достичь Просветления. И я достоин занять алмазный трон, как и будды прошлого, когда они достигали Просветления». Мару это не убедило, он возразил: «Ладно, ты говоришь, что практиковал все эти совершенства в своих прошлых жизнях, но кто тебя видел? Кто подтвердит?» Здесь Мара встает в позицию судьи, он желает подтверждения. Тогда будущий Будда, сидевший на алмазном троне в позе для медитации, с ладонями, сложенными вместе, коснулся ладонью земли. Это знаменитая бхумиспарша-мудра, жест касания земли, мудра призыва Земли в свидетельницы. И тогда появилась богиня Земли, удерживая в руках вазу. Она засвидетельствовала правдивость Будды: «Я была здесь все это время. Человек приходит и уходит, а земля остается. Я видела все его предыдущие жизни. Я видела сотни и тысячи жизней, в которых он практиковал совершенства. И я свидетельствую, что в результате практики этих совершенств он достоин сидеть на престоле будд былых времен». Эта сцена также часто встречается в буддийском искусстве — иногда богиня Земли изображается темно-зеленого цвета, иногда прекрасного коричнево-золотого, она всегда наполовину приподнимается от земли, словно матерь Эрда в вагнеровском «Кольце Нибелунгов». Значение самого символа Земли — это отдельный предмет, о нем есть целая литература. По существу, ею представлены те же силы, что и дочерьми Мары. Но если дочери Мары выражают грубые, отрицательные, несублимированные их аспекты, то богиня Земли, принося свидетельство Будде, проявляет эти силы в усмиренном, укрощенном и даже сублимированном аспекте, готовая помочь, а не мешать.


Третье событие известно как прошение Брахмы. После достижения Просветления Будда был склонен к тому, чтобы не проповедовать. Он решил для себя: «Эта истина, эта реальность, которую я обнаружил, так абстрактна, так трудно усмотрима, она так возвышенна, что рядовые люди, чьи очи запорошены прахом неведения и страсти, не готовы узреть и оценить ее. Так что лучше будет молчать, сидя под деревом бодхи, смежив веки, а не идти в мир и проповедовать». Но тогда произошло другое великое чудесное явление — ярчайший свет воссиял впереди, и из середины этого сияния перед Буддой появилась со сложенными в приветствии руками фигура Брахмы Сухампати, великого бога Брахмы, владыки тысячи миров. Брахма сказал: «Пожалуйста, проповедуй, проповедуй истину — есть те немногие, в чьих очах лишь немного пыли. Они оценят учение и последуют ему». Будда открыл свое божественное око и окинул взором Вселенную. И он увидел, что все существа, как лотосы в озере, находятся на разных этапах своего роста. И он сказал: «Ради тех, в чьих очах лишь немного пыли, ради тех, кто, подобно лотосам, наполовину вышел из воды, я буду проповедовать дхарму». Мы, конечно, не должны принимать это событие буквально исторически — Будда ведь был просветленным и не нуждался в том, чтобы его просили проповедовать. Прошение Брахмы есть проявление в уме Будды сил сострадания, которые, в итоге, и подвигли его к проповеди открытой им истины человечеству.

Четвертый и последний эпизод связан с именем Мучалинды Семь недель просидел Будда у подножия дерева бодхи или под другими деревьями неподалеку. В середине седьмой недели разыгралась буря. Будда достиг Просветления в мае, таким образом, семь недель переносят нас в середину июля, на которую приходится начало сезона дождей. Когда в Индии начинается сезон дождей, все небо чернеет в одно мгновение, а дождь льется не просто как из ведра, — разверзаются хляби небесные. Будда же сидел на открытом месте под деревом в легкой одежде, так что защититься от непогоды особо не мог. Но вот из земли поднялась другая фигура, отделившись от теней. Это был великий змей, царь Мучалинда, змеиный царь. Он выполз, обвился своими кольцами вокруг Будды, поднял свой капюшон над ним, как зонт, и защитил его от ливня. Этот эпизод часто изображается в буддийском искусстве, иногда почти комично: видны только кольца, как кольца каната, и высовывающаяся из-за них голова Будды, а над ним змеиный капюшон, как зонтик. Потом дождь прекратился, рассеялись штормовые тучи, и царь змей предстал уже иным: в образе прекрасного шестнадцатилетнего юноши, приветствующего Будду.


Некоторые ученые воспринимают этот эпизод слишком буквально. В попытке вытянуть из него некий фактический материал они рассуждают: «Ну как же, ведь известно, что на Востоке змеи временами очень дружественны по отношению к святым мудрецам, они приползают и располагаются рядом; это, должно быть, и произошло». Но мы не можем принять такой псевдоисторический способ объяснения. Мы на совершенно ином уровне, в иной плоскости значения. Как мы видели, по всему свету символ воды, моря или океана выражает бессознательное. А в индийской мифологии — равно в буддийской, индуистской или джайнской — наги, те, что зовутся змеями или драконами, обтают в глубинах океана. Таким образом, наги выражают наиболее положительные и благодетельные аспекты сил из глубин бессознательного. А Мучалинда — царь этих нагов.

(Проливной дождь и стремительный поток через семь недель символизирует крещение, окропление. Во всем мире окропление водой кого-нибудь или чего-нибудь отражает наделение существа или предмета всеми силами бессознательного. Как и в христианстве есть крещение водой и крещение огнем, уполномочивание силами бессознательного ума и силами духа.)
 

Дождь лился до конца семи недель, и Мучалинда свил семь колец вокруг тела сидевшего Будды. Повтор числа семь не случаен. Мучалинда также символизирует то, что тантры называют чандали, огненной силой или огненностью. Это то же, что кундалини, свернувшаяся кольцами, змеиная сила у индуистов. Ею выражаются все могучие психические энергии, которые поднимаются внутри человека по срединному каналу, особенно во время медитации. Семь колец, или витков, которыми семь раз было обвито тело Будды, представляют семь психических центров, через которые проходит кундалини, поднимаясь вверх. Представая в образе прекрасного юноши, Мучалинда являет собой новое существо, появившееся на свет в результате поступательного продвижения вверх чандали, пли кундалини. Мучалинда в своем новом образе приветствует Будду, и это выражает полнейшее подчинение просветленному уму всех сил бессознательного.

Очевидно, что все эти четыре эпизода имеют глубокое психологическое и духовное значение. Это не просто какие-то псевдоистории или волшебные сказки — хотя и у волшебных сказок есть свой символ, — но они наделены могучим символическим и архетипическим зарядом.

    

buddhayana.ru

Как достичь просветления в буддизме

«Спаси, Господи!».  Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в  Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее.  Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Неведение – главная проблема человеческого бытия. Это неумение осознавать все таким, какое оно есть на самом деле. Возникает запутанность в вещах, неспособность отличить хорошее и плохое, полезное и вредное. Неведение, гнев и зависимость разрушают все позитивные эмоции и порождают массу других. Их еще называют «умственными ядами». Возникает закономерный вопрос: как избавиться от окружающего негатива? Иными словами, как достичь просветления в буддизме, и в жизни?

Каждый человек знает, что на жизнь можно смотреть с разных сторон. Например, вчерашняя непонятная ситуация, сегодня кажется абсолютно обыденной, не вызывающей удивления. Суть человеческой натуры состоит в том, что правильное понимание вещей приходит нам только с опытом, который нарабатываем мы сами. И дорога к этому опыту зачастую усеяна камнями, об которые приходится спотыкаться.

Суть просветления как высшей формы бытия

В буддизме существует понятие «Бодхи». Очень часто его переводят как «просветление». Считается, что это состояние невозможно описать словами. Оно вне пределов понимания скудного мира. Достижение просветления в буддизме – это вершина развития человека. К ее совершенным качествам относят:

БЛОНДИНКА (обязательно прочтите до конца!)Отец Виталий отчаянно сигналил вот уже минут 10. Ему нужно было срочно уезжать на собрание благочиния, а какой-то громадный черный джип надежно «запер» его машину на парковке около дома. «Ну что за люди?! – мысленно возм… Read moreСАМЫЙ БЕСТАКТНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЮТ ЖЕНЩИНАМПисательница Надира Анжель выложила в своем блоге пронзительный пост о самом бестактном вопросе, который задают женщинам. Вот представьте, женщина, за 30 лет, детей нет. Окружающие спрашивают: «Как так, до сих пор нет… Read moreСАМЫЙ ЛУЧШИЙ СВЯЩЕННИКОные люди, особенно любящие, как любой СОБЕС, денежки в чужом кармане посчитать, не глядя в зеркало, спрашивают у меня и про часы Патриарха, и про жизнь клирошан, растягивая философски многозначительно, что «если бы да та… Read moreСИЛА РОДИТЕЛЬСКОГО СЛОВАРугая ребенка (и взрослого!), то есть, более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): „лентяй“, „трус“, „бестолочь“, „идиот“, „подлец“, мы это ВНУШАЕМ. Если говорить: „Ничего из тебя не выйдет!“, „Ты соверше… Read more
  • мудрость;
  • отсутствие страха;
  • сочувствие к людям;
  • безграничная любовь к миру.

В основе буддистского взгляда на мир лежат ясное мышление и доверие к человеку. Если это состояние раскрыть в себе и поделится с людьми, жизнь обретает колоссальный смысл. Буддисты видят в Будде зеркало собственных возможностей, к которым нужно стремится и развивать их.

Ступени достижения просветления

Путь просветления в буддизме не легкий. К нему нужно прийти постепенно. Прекрасным вариантом станет изучение следующих факторов, имеющих название «бодхьянг»:

  1. Осознанность (смрити). Духовная жизнь начинается с этого этапа. Мы начинаем обдумывать наши деяния, затем мысли и эмоции. Медитация помогает человеку сосредоточится на происходящем в его жизни.
  2. Понимание состояний собственного разума (дхарма-вичая). Этот этап заключается в осознании своих эмоций, умении дать им оценку.
  3. Энергия духа (вирья). Последователей культуры иногда сравнивают с пассивными людьми. На самом деле настоящий буддист является аккумулятором физической и духовной энергии, которая направлена в правильное русло.
  4. Радость (прити). Если эта энергия наполняет человека полностью, его разум становится легким, словно воздушный шар, который летит по жизни.
  5. Спокойствие (прашрабдхи). Этап цикличного пути. Возбуждение и эйфория прошли, и человек остается в устойчивом ощущении натурального счастья.
  6. Направленность ума (самадхи). Человек обнаруживает данный пример в жизни самого Будды. Странствуя с места на место, он ощутил усталость и попросил помощника Ананду принести воды. Вернувшись к Будде, он увидел его медитирующим, и сказал что воды принести не удалось — реку переходил караван повозок и она мутная. Но к удивлению помощника Будда ответил: «Я ничего не слышал». Хотя караван прошел возле самого учителя. Это и называется направленностью ума.
  7. Беспристрастность (упекша). Это и есть высшая степень просветления в буддизме. Если человек обладает упекшей, он словно гранитная гора, становится непоколебимым перед любым дождем или ветром. С развитием последнего качества, верующий становится как сам Будда.

Начинающие буддисты часто, по неопытности, задаются вопросом что такое просветление в буддизме. Возможность контролировать свою энергию и разум характеризует это состояние. Умение достичь этого – цель каждого настоящего буддиста.

Смотрите еще видео об этапах пути к просветлению:

Чтобы школа не навредилаЯ уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда. Услышьте в моем приз… Read more«У нас в классе тоже есть такой мальчик»Я не знаю, что на самом деле произошло в Керчи. Я не специалист по стрельбе и взрывам, поэтому не могу опровергать официальную версию. Да и надо ли? Факт: 18-летний парень убивал своих ровесников. Один он был или целый взвод… Read moreВЫПРОШЕННЫЙ КРЕСТКак утверждали святые отцы, выпрошенный крест — самый тяжелый. Например, моя мама всегда мечтала, чтобы ей не приходилось мыть посуду и убирать… А моя подруга актриса и певица Люля мечтала эмигрировать («только бы выр… Read moreРОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯЖили в одном большом городе двое детей, брат с сестрой — Никита и Катя. Жили они в красивом светлом доме, у них была умная и добрая мама, а папа — самый лучший на свете! Была зима, весь город был запорошен снегом, стоял неб… Read moreЗНАЧЕНИЕ ИКОН. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!1. «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» — это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её т… Read moreБУЛОЧНИК И НИЩИЕ.Есть история об одном богатом булочнике, который попросил привести к нему детей из самых нищих семей в городке. Когда дети собрались, он сказал им: — В этой корзине лежит по буханке хлеба на каждого из вас. Возьмите кажд… Read moreВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ!За несколько лет до второй мировой войны жила одна замечательная супружеская пара. Они очень любили друг друга. Муж при каждом возможном случае старался выразить жене свою любовь. А она была красива, чувствительна и об… Read moreДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА.Чтобы провести Великий пост с Господом, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, следует придерживаться нескольких важных правил. 1. ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ! «Всегда радуйтесь, непрестанно молит… Read more

tolkovanie.info

Будда Википедия

Скульптура будды Амитабхи династии Тан, расположенная в пещерных гротах восточного Китая Будда (санскрит) Будда (китайский)

Бу́дда (санскр. बुद्ध, буквально — «пробудившийся», «просветлённый») в буддизме — наиболее высокое «состояние духовного совершенствования» либо имя Будды Шакьямуни, либо имя одного из других бесчисленных существ, достигших просветления (бодхи)[1].

Значение и смысл понятия

Неединственность

Сиддхартха Гаутама (после пробуждения называемый «Буддой Шакьямуни»), живший приблизительно с 623 по 543 год до н. э. и достигнувший бодхи около 588 года до н. э., не считается ни первым, ни последним буддой. С точки зрения классической[уточнить]буддийской доктрины, буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления.

В буддийской космологии говорится о неисчислимом количестве подобных существ[1], так что Гаутама-Будда является наиболее известным представителем в череде будд, продолжающейся с далекого прошлого до далекого будущего. Его первым известным предшественником в Махаяне был будда Дипанкара, а будда, признаваемый всеми школами, следующий за Гаутамой, именуется Майтрейя. Список из 24 будд перечислен в «Хронике будд» («Буддхавансе»), написанной примерно в V веке, из «Нидана-катхи» — не входящего в Палийский канон сборника историй о жизни Будды Шакьямуни[2].

Согласно Палийскому канону, существует список из семи будд прошлого, в котором Гаутама-будда является седьмым[3][4]. Также существует список из 28 будд прошлого, в котором перед Дипанкарой записаны ещё три будды[5].

Отличие от центральных фигур других религий

Будда, согласно базовым представлениям буддизма, представляет собой не бога, «посредника между людьми и высшими силами»[6] или спасителя[7], а учителя, обладающего способностью вывести разумные существа из сансары.

Отличие от других буддийских фигур

Следует иметь в виду, что между типами буддийских фигур есть серьёзные различия, не всегда очевидные для поверхностного взгляда человека, мало знакомого с буддизмом и обычно проводящего прямые аналогии с теистическими фигурами. Для буддистов и буддологов эти различия очевидны и важны.

Так, кроме собственно будд, в буддизме различают (и тоже создают их изображения и статуэтки, — но это не будды):

  • бодхисаттв (существ, взявших на себя миссию пробуждения сознания всех чувствующих существ),
  • дхармапал (защитников учения и его носителей),
  • да́кини (в тантрическом буддизме — женские духи, носительницы тайных учений),
  • йидамов (медитационные формы будд),
  • богов (дэва на санскрите, лха на тибетском; — в буддизме они, как и люди, — сансарные существа, так же подверженные закону причинно-следственной связи и пребывающие в неведении относительно своей истинной природы)
  • и других.

Общедоступность состояния Будды

Блаженство пробуждённого состояния, нирвана, — согласно буддизму, доступно всем существам; при этом в ортодоксальном буддизме считается, что для достижения нирваны необходимо вначале родиться человеком[8]. Подчеркивая эту всеобщую доступность, а также учитывая очень малый шанс родиться человеком, равный вероятности того, что «черепаха, плавающая в глубинах мирового океана, вынырнув на поверхность, сразу же попадёт головой в отверстие единственного деревянного круга, кем-то брошенного в океан», буддизм рекомендует людям в своей жизни[8]:

  • (с точки зрения хинаяны) достигнуть пробуждения (нирваны) для себя или
  • (с точки зрения махаяны) вначале достигнуть пробуждения самостоятельно, а затем окончательно освободить всех остальных существ от страдания.

Будда Шакьямуни

В соответствии с правилами русского языка, слово «Будда», написанное с большой буквы, означает конкретную историческую личность — Сиддхартху Гаутаму, наследника знатного рода Шакьев, принадлежавшего к касте воинов и правителей.

Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей. Изначально изложения представляли собой устные повествования, позднее были записаны тексты, такие как «Махавасту», «Лалитавистараruen», «Ниданакатха», «Буддхачаритаruen», «Абхинишкрамана-сутра»[9]. Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник «Джа́таки», составленный около II века до н. э. на языке пали.

Культурное значение

Скульптурные изображения Будды

Известные будды (в алфавитном порядке)

См. также

Примечания

  1. 1 2 Степанянц, 2011, с. 171.
  2. ↑ Андросов, 2001, с. 55—56.
  3. ↑ Ермакова, 2004, с. 68.
  4. ↑ Leiden, J.Ph. Vogel. THE PAST BUDDHAS AND KAA’SYAPA IN INDIAN ART AND EPIGRAPHY. \\ Asiatica vol.65, 1954.
  5. Morris, R. XXVII: List of the Buddhas. The Buddhavamsa. — London: Pali Text Society, 1882. — P. 66—67.
  6. ↑ Лысенко, 2003, с. 8—9.
  7. ↑ Бернюкевич, 2009, с. 34.
  8. 1 2 Торчинов, 2000, с. 24.
  9. ↑ Жуковская, 1992, «Личность основателя буддизма».

Литература

  • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X.
  • Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
  • Бернюкевич Т. В. Буддизм в российской философской культуре: «чужое» и «своё». — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-397-00531-9.
  • Будда // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Буддизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с. — (Мир Востока). — ISBN 5-85803-268-0 (Петербургское Востоковедение). ISBN 5-352-00735-9 (Азбука-классика).
  • Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
  • Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8.
  • Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; ИФ РАН. — М.: Вост. лит., 2011. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.

Ссылки

wikiredia.ru

А это фотоснимки из Бодхгайи (где Будда просветление обрёл)

Тем временем, пока у меня есть под рукой, вывешиваю фотографии из Бодхгайи — места, где бывший принц Гаутама обрёл своё просветление и стал Буддой около 2600 лет назад. Сами снимки сделаны дней десять назад. Внимание, чтобы не было путаницы — это НЕ Ауровиль, а Бодхгайя, а фоты с Ауровиля будут загружены завтра или послезавтра! —

Фотографии в альбоме «2015-Bodhgaya», автор antonkrotov1 на Яндекс.Фотках


Насчёт просветления не знаю, а еда тут хорошая и вкусная, причём есть и безлимитне варианты еды
(на снимке — бесконечно добавляемая еда за 30 рупий всего, это полдоллара) ….

На берегу этой реки, вероятно, в радиусе 100 метров отсюда, Будда обрёл своё просветление


А.Кротов и Екатерина Боярова в занимательном месте


На крыше этой гостиницы мы ночевали



Местные жители за трудом

Жители занимаются трудом


На берегу этой реки, возможно, в радиусе 100 метров отсюда, Будда обрёл своё просветление.
Точное местонахождение места просветления — метрах в ста, там где деерво растёт.


Буддизм и ислам рядом


Будда как торговый знак


мы на крыше


Тот самый храм


Внутри храма, самая священная статуя Будды


Монах одевает статую Будды прямо при всем народе


Палаточка для поиска просветления


Много паломников вокруг, они тут как бы и приклеены


Монахи не любят фоткаться

ВНИМАНИЕ ! происходит перенесение «святых мощей» !!! далее процессия с «мощами»


Это какой-то маленький кусочек Будды, да простит меня Будда —
наверное, он же не настоящий, правда ведь?


Чтобы рассмотреть, и лупы недостаточно.

ВНИМАНИЕ ! Все эти процессии, с разными артефактами —
будь то зуб или волос Будды,
чаша или волос Пророка Мухаммада,
пояс Марии Девы,
всё это проявление избыточной народной религиозности,
артефакты, могут быть, скорее всего — не настоящими,
избегайте впадения в религиозный экстаз при виде их
и не поклоняйтесь этим сувенирам!

Мы с интересом, не с целью поклонения, примазались к процессии.

a-krotov.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *