Ценности и смысл человеческой жизни
1. Религиозное мировоззрение утверждает в качестве смысла человеческой жизни …
1. | спасение души | ||
2. | творчество | ||
3. | любовь к человеку | ||
4. | познание |
Решение: Религиозное мировоззрение утверждает в качестве смысла человеческой жизни спасение души. В религии приобщение человека к высшим ценностям достигается через отношение к Абсолюту – Богу. Это отношение предполагает устранение раздробленности, отчужденности существования, единение в любви и вере. Преодоление отчуждения от того, что является истинным, вечным и совершенным бытием, воспринимается верующим как спасение. Религия, таким образом, предлагает путь спасения, способный преобразить человеческую природу, избавить ее от зла, несовершенства, смерти. С позиции же атеизма религиозное спасение объявляется иллюзорным и предлагается альтернативное решение проблемы отчуждения – любовь к человеку и самореализация в творческой деятельности.
2. В просветительском мировоззрении ценность понимается как …
| |||
| |||
| |||
|
Решение: В просветительском мировоззрении ценность понимается как регулятивная идея, то есть то, что определяет цель и идеал будущего, к которому люди должны направлять свою волю.
Смысл достижения целей – совершенствование, прогресс человеческого рода. В отличие от предыдущих эпох, когда ценность понималась как абсолютное, вечное бытие (античный Космос или христианский Бог), эпоха Просвещения с ее антропоцентризмом переосмыслила природу ценностей в качестве целей человеческой деятельности. Так, И. Кант и Г. Лейбниц разграничили понятия бытие и ценность, полагая, что ценность не существует в качестве самостоятельной реальности, но обладает значимостью для человека.3. Нравственный центр личности есть …
| |||
| |||
| |||
|
Решение: Нравственный центр личности – совесть – «Я-должное, идеальное», воздействующее на «Я-сущее, реальное». В этом воздействии объединяются волевые, интеллектуальные, эмоциональные силы человека. Аристотель называл совесть «внутренним судом», И. Кант – «категорическим императивом». В процессе формирования и совершенствования совести индивид осваивает высшую нравственную ценность – Добро, расширяет личную автономию, свободу, принимая ответственность по отношению к себе в перспективе всей своей жизни. Благодаря совести развиваются добродетели – нравственно положительные качества человека: справедливость, мужество, умеренность, гуманность и др. Совесть активна в условиях морального конфликта, когда необходимо осуществлять ценностный выбор между сущим и должным, а обстоятельства затрудняют достижение должного; она склоняет личность к исполнению морального долга, выносит оценки намерениям и поступкам.
Эстетическим идеалом является …
1. | прекрасное | ||
2. | священное | ||
3. | истинное | ||
4. | справедливое |
Решение: Эстетическим идеалом является прекрасное – ценность выраженности, явленности совершенного. Встреча с совершенством, его воплощение вызывает особого рода радость – эстетическую – бескорыстное, возвышенное чувство. Согласно Платону и Аристотелю, прекрасное есть свойство совершенного Космоса, его соразмерность, порядок, гармония; по И. Канту, прекрасное – общезначимый предмет незаинтересованного любования; Г. Гегель определял прекрасное как чувственную видимость идей; Л. Фейербах и Н. Г. Чернышевский – как жизнь, какой мы хотим ее видеть. Прекрасное есть высшая ценность для искусства, делающая его особым видом совершенствования творческих сил человека, способом духовно-практического освоения действительности в формах художественных образов.
6. Естественный конец единичного живого существа, который только для человека выступает как определяющий момент его жизни и мировоззрения, называется …
1. | смертью | ||
2. | смыслом жизни | ||
3. | вероятностью | ||
4. | фактом |
Решение: Естественный конец единичного живого существа, который только для человека выступает как определяющий момент его жизни и мировоззрения, называется смертью. Человек, в отличие от животных, осознает свою смертность и стремится оправдать свое существование через смысл жизни.
23.Философские представления о структуре ценностей. Общечеловеческие ценности и мировоззренческие ориентиры личности.
Все представления и знания человека о самом себе называются его самосознанием.
Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.
Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.
В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.
Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира.
Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение.
Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных.
Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. (Житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории).
Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями. (Человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею).
Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом.
Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.
Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный.
человеческих ценностных ориентаций: мировоззрение | СпрингерЛинк
Ценностные ориентации человека: мировоззрение
- Клаас ван Эгмонд 2
- Глава
157 доступов
Abstract
«устойчивость», как указано в главе 1, зависит, во-первых, от ценностных ориентаций людей и, во-вторых, от несущей способности физической, социальной и экономической среды, в которой эти ценности должны быть реализованы. Но в то же время эта несущая способность социально-экономической среды, в свою очередь, во многом зависит именно от этих ценностных ориентаций. Учитывая явно важную роль ценностных ориентаций, поиск устойчивости должен начинаться с поиска ответов на вопросы, связанные с мнениями и ценностями людей и, следовательно, с их «мировоззрением». Мировоззрения различаются не только между людьми, но и во времени; они представляют особый дух времени. Анализ различных мировоззрений и того, как они меняются с течением времени, может дать представление о причинах повторяющихся проблем устойчивого развития. По мере того, как эти причины становятся видимыми, становятся видны и их решения.
Ключевые слова
- Горизонтальная ось
- Субъективный идеализм
- Левый квадрант
- Вертикальные отношения
- Универсальная истина
Эти ключевые слова были добавлены машиной, а не авторами. Этот процесс является экспериментальным, и ключевые слова могут обновляться по мере улучшения алгоритма обучения.
Скачать главу в формате PDF
Примечания
М. Е. Кольцо-Ривьера (2004). «Психология мировоззрения», Обзор общей психологии , Vol. 8, № 1, стр. 3–58.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
М. Рокич (1973). Природа человеческих ценностей . Свободная пресса, Нью-Йорк.
Google Scholar
М. Рокич (1973). Природа человеческих ценностей . Свободная пресса, Нью-Йорк. Отчет NIPO A9061, 2002 г.
Google Scholar
К. Г. Юнг (1960). Природа психики . Издательство Принстонского университета, Принстон.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
«>Э. Фромм (1976). Иметь или быть . Харпер энд Роу, Нью-Йорк.
Google Scholar
П. Сорокин (1957). Социальная и культурная динамика . Издательство Transaction Publishers, Нью-Брансуик.
Google Scholar
И. Кант (1788). Критика практического разума (Kritik der Praktischen Vernunft) Cambridge University Press, Кембридж.
Google Scholar
Э. Левинас (1961). Всего и бесконечности. Essai sur l’extériorité (Martinus Nijhoff Publishers, Гаага).
Google Scholar
«>К. Тейлор (1979). Гегель и современное общество . Издательство Кембриджского университета, Кембридж.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Р. Штайнер (1894/1995). Философия свободы (Die Philosophie der Freiheit), Rudolf Steiner Verlag GA4, Швейцария.
Google Scholar
Р. Штайнер (1914). Человеческая и космическая мысль CW 151 . Rudolf Steiner Press, Дорнах, Швейцария.
Google Scholar
Дж. Сеймонс (2008 г.). Феноменология и идеализм. Анализ структуры и метода философии Рудольфа Штайнерса . Schwabe AG Verlag, Базель.
Google Scholar
Р. Штайнер (1918). Основное социальное требование нашего времени (Die soziale Grundforderung unserer Zeit) (GA 186). Рудольф Штайнер Ферлаг, Дорнах.
Google Scholar
К. Уилбер (1995). Секс, Экология, Духовность. Дух эволюции . Публикации Шамбалы, Бостон.
Google Scholar
К. Г. Юнг (1960). Природа психики . Издательство Принстонского университета, Принстон.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
М.Л. фон Франц (1985). Травма Декарта. В Traxme . Daimon Verlag, Цюрих, стр. 171–72.
Google Scholar
К. Г. Юнг (1905–61). Психологические размышления. Антология произведений Юнга 1905–1961 гг. Под редакцией Джоланды Якоби. Рутледж. В коллективных работах Юнга; О природе снов ; CW8-557. Патмос Ферлаг, Остфильдерн, Германия.
Google Scholar
Ван Эркеленс (2002). Вольфганг Паули и дух материи . Verlag Köningshausen & Neumann GmbH, Вюрцбург. Х.
Google Scholar
Ван Эркеленс (1995). Игра мудрости. Паули, Юнг и гуманизация Бога», (Het spel der wijsheid. Pauli, Jung en de menswording van God), Kok Agora, Kampen.
Google Scholar
К. Тейлор (1979). Гегель и современное общество . Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
«>С. Шварц (1999). «Теория культурных ценностей и некоторые приложения для работы». В прикладной психологии: международный обзор . Том. 48, № 1, стр. 23–47.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Сценарии МГЭИК описывают альтернативные социально-экономические развития двадцать первого века, чтобы оценить уровни выбросов CO2. Мировоззрения, лежащие в основе сценариев МГЭИК, на определенном уровне отклоняются от мировоззрений, полученных в результате опросов. Сценарии МГЭИК предполагают противопоставление «социально-экологического качества жизни» и «материального благополучия», тогда как здесь противопоставление формируется идеалистическим (духовным, нематериальным) и материалистическим. Горизонтальная ось в исследованиях МГЭИК кратко объясняется как глобализация и регионализация (протекционизм), как дифференциация более общего контраста между единообразием и разнообразием и соответствующего фундаментального контраста между целым и частью, иногда интерпретируемым как коллективное и индивидуалистическое. HJM de Vries, J. Bollen, L. Bouwman, M. den Elzen, M. Janssen and E. Kreileman (2000). «Выбросы парниковых газов в мире, ориентированном на справедливость, окружающую среду и сервис. Сценарии на основе IMAGE для 21 века», Технологическое прогнозирование и социальные изменения . Том. 63, стр. 137–74.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Х. Дж. М. де Врис (2007). «Сценарии; руководство для неопределенного и сложного мира?» В Constanza, Graumlich and Steffen (eds) Устойчивость или крах ? MIT Press, Лондон.
Google Scholar
«>П. Сорокин (1957). Социальная и культурная динамика , Transaction Publishers, Лондон.
Google Scholar
Э. Ф. Шумахер (1973). Маленькое красивое . Харпер энд Роу, Нью-Йорк.
Google Scholar
С. Хантингтон (1997). Столкновение цивилизаций . Саймон и Шустер, Нью-Йорк.
Google Scholar
С. Холл, Д. Хелд и К. Томпсон (1996). Современность: введение в современные общества . Книга MPG, Бодмин Корнуолл.
Google Scholar
Р. Штайнер (1918). Историческая симптоматика (Geschichtliche Symptomatologie), (GA 185) Rudolf Steiner Verlag, Dornach.
Google Scholar
Р. Бультман (1987). Толкование веры для современной эпохи . В Роджере Джонсоне (ред.) Fortress Press, Миннеаполис.
Google Scholar
Р. Докинз (2006). Иллюзия Бога . Издательство Transworld, Лондон.
Google Scholar
Б. Рассел (1946). История западной философии . Джордж Аллен и Анвин Лтд., Лондон.
Google Scholar
Г. В. Ф. Гегель (1821–31). Лекции по философии истории (Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte). Филипп Реклам Джун.; Штутгарт.
Google Scholar
Г. В. Ф. Гегель (1821–1831). Лекции по философии истории (Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte). Филипп Реклам Джун.; Штутгарт.
Google Scholar
П. Зингер (1983). Гегель . Издательство Оксфордского университета, Оксфорд.
Google Scholar
Ссылки на скачивание
Информация об авторе
Авторы и организации
Утрехтский университет, Нидерланды
Клаас ван Эгмонд (профессор наук о Земле)
- Клаас ван Эгмонд
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
Информация об авторских правах
© 2014 Klaas van Egmond
Об этой главе
Внутренняя человеческая ценность одинакова для всех и никогда не может быть утеряна
Христиане верят в внутреннюю ценность каждого человека, потому что мы созданы по образу Бога. Ничто не отменяет этот образ и ценность, которую он прививает каждому человеку, даже грех. Каждый человек несет эту ценность на протяжении всей своей жизни. Вот почему все, что нарушает эту ценность, является злом и грехом.
Поскольку мы христиане, мы осуждаем аборты, осуждаем расизм, отвергаем эвтаназию и осуждаем убийство, независимо от того, кто является жертвой. Я думал о том, как связаны между собой несколько новостей, потому что текущая тема заключается в том, как это значение было проигнорировано, чтобы оправдать зло, причиненное людям.
Профессор университета заявил, что статус нерожденного в утробе матери зависит от того, что мать в конечном итоге решит с ним сделать: это будет человек, если она позволит ему жить, но это просто скопление клеток, если она прервет его. А Исландия «искореняет синдром Дауна». Конечно, они не искореняют заболевание; они уничтожают нерожденных детей с этим заболеванием.
Расисты сплотились, потому что считают, что их цвет кожи делает их более ценными, чем другие люди. Они и другие группы совершают акты вандализма, ранят и убивают, потому что дегуманизируют других людей из-за их цвета кожи или из-за того, во что они верят.
Чарли Гарду в Англии было отказано в возможной спасительной для жизни медицинской помощи, потому что правительство решило, что его жизнь не стоит того, чтобы жить, потому что в ней отсутствовали определенные качества, которые они считали необходимыми для того, чтобы его жизнь имела ценность.
В прошлом году геи и геи были застрелены в ночном клубе, потому что кто-то пришел к выводу, что их грех обесценил их человеческую ценность.
Человек появляется в момент оплодотворения яйцеклетки. Ничье желание этого ребенка не меняет его статуса как ценного человеческого существа. Если это человек, нет никаких оснований прерывать его; если это не человек, то нет необходимости прерывать его по какой-либо причине. Имеет значение только то, что он есть — член рода человеческого, и только в силу этого он заслуживает защиты.
На протяжении всей истории человечества раса использовалась как предлог для порабощения и жестокого обращения с другими людьми. Библия говорит нам, что все мы ведем свое происхождение от одного мужчины и женщины, которых создал Бог. Таким образом, раса не имеет значения для ценности, потому что все мы несем образ Бога и разделяем нашу родословную с первоначальным творением Бога. Мы все одинаково ценные люди. И, конечно же, взгляды, которых мы придерживаемся, не делают одних менее достойными, чем другие, заслуживающими оскорблений.
Качество жизни не может отрицать внутреннюю человеческую ценность. Мы носим образ Божий, и это придает ценность жизни, даже когда она полна болезней и недугов. Наша обязанность — заботиться и защищать слабых и уязвимых, а не лишать их жизни из-за того, что качество считается низким стандартом. И правительство, тем более, не должно быть уполномочено делать такие заявления. Мы не можем объявить некоторые жизни недостойными жизни, потому что боимся, что жить будет трудно.
Все мы согрешили и лишены славы Божьей. Хотя мы призываем людей примириться с Богом, из этого вовсе не следует, что некоторые грехи делают некоторых людей менее достойными, менее ценными. На самом деле, именно в силу присущей каждому человеку ценности как Божьего творения мы не можем мириться с грехом, но также верим, что каждый из нас так любим, что Иисус отдал Себя, чтобы искупить нас от нашего греха. Библия не обесценивает людей, указывая на наш грех. Бог призывает нас признать наш грех именно потому, что мы Его ценные и любимые творения, и Он хочет примирить нас с Собой. И даже отказ от этого предложения не может свести на нет чью-то внутреннюю ценность.
Поскольку Библия говорит нам, что все мы Божьи творения с равным достоинством и ценностью, именно поэтому христианство как мировоззрение превосходит любое другое, когда речь идет о поддержке человеческого равенства. Материализм правит нашим миром прямо сейчас. Люди считаются просто продуктом случайных, бессмысленных физических процессов. Единственная возможная ценность и достоинство субъективны, независимо от того, что кто-то хочет присвоить. Такого рода ценность может быть предоставлена и отозвана — и это происходит каждый божий день. Такое мировоззрение не может поддерживать равенство всех людей. Даже если библейскому мировоззрению не следовали последовательно некоторые, называющие себя христианами, это не значит, что оно потерпело неудачу; это означает, что она не выполнялась последовательно.
Нам нужно внимательно присмотреться к мировоззрениям, чтобы понять, что следует из последовательного их воплощения. Материализм оправдывает признание одних жизней менее ценными, чем других, потому что нет другой ценности, кроме той, которую мы субъективно приписываем. Не все религии придают такую высокую ценность человеческой жизни, как христианство. Библейское мировоззрение является единственным основанием для оценки каждого человека.
Люди особенные, потому что они не случайность эволюции, а преднамеренные, особые творения Бога, который наложил на нас Свой собственный образ.